Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования содержания понятия «Корпоративное образование» в школе'

Теоретические основы формирования содержания понятия «Корпоративное образование» в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / КОРПОРАЦИЯ / ЛИЦЕЙ / CORPORATE EDUCATION / CORPORATE TRAINING / CORPORATE UNIVERSITY / CORPORATION / LYCEUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анянова Ирина Викторовна

В статье уточняются понятия «корпоративное образование» и «корпоративное обучение» на современном этапе развития общего образования. Рассматриваются основные принципы корпоративного образования в школе. Также в статье автором сделана попытка прогнозирования перспектив развития лицея в условиях корпоративного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Bases of the «Corporate Education» Contents Developing at School

The terms of «corporate education» and «corporate training» are specified in the article at the present stage of general education development. The main principles of corporate training at school are examined as well. The author has made an attempt to foresee the prospects of lyceum development in conditions of corporate education.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования содержания понятия «Корпоративное образование» в школе»

УДК 373 ББК 74.204

Анянова Ирина Викторовна

аспирант г. Екатеринбург Anyanova Irina Victorovna

Post-graduate

Ekaterinburg

Теоретические основы формирования содержания понятия «корпоративное образование» в школе Theoretical Bases of the «Corporate Education»

Contents Developing at School

В статье уточняются понятия «корпоративное образование» и «корпоративное обучение» на современном этапе развития общего образования. Рассматриваются основные принципы корпоративного образования в школе. Также в статье автором сделана попытка прогнозирования перспектив развития лицея в условиях корпоративного образования.

The terms of «corporate education» and «corporate training» are specified in the article at the present stage of general education development. The main principles of corporate training at school are examined as well. The author has made an attempt to foresee the prospects of lyceum development in conditions of corporate education.

Ключевые слова: корпоративное образование, корпоративное обучение, корпоративный университет, корпорация, лицей.

Key words: corporate education, corporate training, corporate university, corporation, lyceum.

Образование в ХХ! веке становится основной устойчивого развития общества, напрямую определяет качество жизни и прогресс во всех сферах жизнедеятельности человека. Однако само оно представляет собой противоречивый сплав весьма многообразных тенденций, накопившихся в процессе его функционирования и развития в различных исторических условиях.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государственных уровней (стандартов).

В Толковом словаре русского языка «образование» трактуется как: 1) обучение, просвещение как процесс; 2) совокупность знаний как определенный результат. Процессуальную и результативную сторону, выделяемые при рассмотрении смыслового пласта, необходимо всегда иметь в виду, так как они дают

две принципиально различные - динамическую и статическую - базовые модели понимания понятия «образование».

В основе педагогической философии «великой дидактики» Яна Амоса Ко-менского лежит идея созидания из ребенка человека - «чтобы человек стал человеком, он должен получить образование». Поэтому образование человека должно идти на естественном фоне свободы развития его возрастных интересов, природной любознательности, инициативности и нести в себе радость открытий себя, природы и мира. Этих же взглядов в трактовке образования придерживались многие ученые на протяжении столетий.

Анализ литературы по проблеме образования позволяет найти множество теорий и методологий, начиная от Платона, который в своем диалоге «Государство» отождествил проблему образования личности с проблемой культуры и на этой основе вывел единство педагогики, этики, политики; а так же внутреннее единство индивида и общества.

Немецкая классическая философия несущей конструкцией образования считает процесс становления «человеческого в человеке». Г. Гадамер отмечает, что образование - «это возрастание к гуманности», складывание человеческого образа, его отпечаток и образец [1]. Образование есть постоянный процесс становления образа и одновременно некий результат.

Что же касается авторов различных исследований, то в содержание этого понятия вкладываются разные смыслы применительно к контексту рассматриваемых проблем.

Так, Ю.Г. Фокиным образование рассматривается как система обучения, социализации и развития, направленная на усвоение индивидом объективного опыта человечества, необходимого для успешного осуществления им деятельности в избранной сфере общественной практики и признаваемая обществом в качестве определенного уровня развития индивида.

В классической дидактике категория образования имеет ряд аспектов: образование как ценность, как система, как процесс, образование как результат (Д.В. Чернилевский).

Ю.И. Турчанинова рассматривает это понятие как достояние личности и процесс обретения личностью своего достояния; систему образования как социальный институт, существующий для того, чтобы помогать всем гражданам обрести такое достояние. Довольно широко трактует это понятие М.М. Поташник в работе «Управление качеством образования». В зависимости от контекста это деятельность, предполагающая взаимодействие педагогов и тех, кто получает образование; процесс; результат образовательного процесса.

Проведя этимолого-смысловой анализ, А.И. Прохоров и В.А. Рузин, пришли к выводу, что слово «образование» соотносится со словом-базой «образ», указывая на процесс образования, то есть создания образа. Поэтому суть понятия образования в наиболее глубоком смысле этого слова - это становление определенного образа, иными словами, определенной образно-модельной системы.

Подтверждение такому пониманию можно найти в работах М. Хайдеггера, где «образования» отожествляется с формированием образа и введением в определенный образ [5].

Анализ концептуальных и нормативных документов в сфере образования позволяет определить смысловые ориентиры образования на современном этапе.

В Концепции ФГОС общего образования образование представлено как важнейшая социальная деятельность общества, которая оказывает воздействие на формирование будущих поколений ее граждан [2].

В региональном компоненте дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области образование рассматривается как единство обучения и воспитания, позволяющее обеспечить целостное соединение знаний, ценностных ориентаций и развитие практических навыков в повседневной деятельности учащихся соответствии с требованиями современного общества.

В проекте Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников отмечается, что система образования в прямом смысле слова обра-

зует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации [3].

Итак, образование - это создание образности; формирование в человеке образных систем окружающей его действительности, проекций реальности, призванных помочь человеку ориентироваться в изменчивой окружающей среде.

Безусловно, процесс образования не может существовать изолированно и независимо от воспитания и обучения, представляя собой механизм их внешней организации, обусловливающий целенаправленность их на решение актуальных вопросов общества. Исходным моментом в характеристике содержания понятия «образование» Б.П. Есипов, В.И. Загвязинский, B.C. Ильин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и ряд других ученых считают такой важнейший функциональный элемент, как обучение. Такой подход достаточно обоснован, уже по своему определению «обучение» рассматривается как процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности.

В этой связи об обучении С. Л. Рубинштейн в своих работах отмечает, что процесс обучения - единый процесс, включающий учителя и ученика, объединенных определенными взаимоотношениями. При этом, как отмечает

Э. Торндайк, задача учителя не только сообщать знания, но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию обучаемого, формировать у него необходимые личностные качества.

Большое внимание исследованию проблем обучения уделено психологической наукой, так ученые-психологи Л.Б. Ительсон и К.К. Платонов рассматривают обучение как процесс стимуляции и управления внешней и внутренней активностью учащихся, в результате которого у них формируются определенные знания, умения, навыки.

В своих работах Н.А. Костицын отмечает, что под обучением понимается активный целенаправленный процесс передачи обучающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений (знаний, норм, обобщенных способов действий и т.д.) и организация освоения этого опыта, а также возможности и готовности применить этот опыт в различных ситуациях. С педагогической точки

зрения, здесь необходимо подчеркнуть активную роль учащихся в процессе обучения: «нельзя научить - можно научиться». Для нас это положение особенно важно, так как указывает на социальную функцию обучения по передаче и усвоению накопленного опыта, по превращению общественного опыта в достояние индивидуума.

Таким образом, обучение - это специально организованная деятельность с целью ускорения индивидуального психического развития и овладения познавательными закономерностями окружающей действительности.

Вторым важнейшим элементом содержания понятия «образование» является воспитание.

Современные концепции воспитания представлены в работах Д.М. Зембицкого, В.М. Коротова, Е.В. Квятковского, Б.М. Неменского, И.М. Таланчука, Т.И. Тубельского и других авторов. Они рассматривают воспитание в широком контексте. В поле их внимания - приобщение личности к национальной культуре, социальная защита различных групп населения, развитие воспитательных систем, создание воспитательной среды и пр.

Воспитание как необходимое условие социализации личности и как важнейшая функция общества рассматривается Б.П. Битинас, В.Г. Бочаровой. Исследователями Е.В. Бондаревской и Н.Б.Крыловой образование и воспитание рассматриваются в контексте культуры, гуманизации, гуманитаризации образования; создания культурной среды для развития личности.

Особо следует отметить новые направления, появившиеся в концепциях воспитания, например - воспитание практической личности, способной решать реальные жизненные проблемы (Е.В. Бондаревская); воспитание духовнонравственной личности. В проекте «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» говорится о том, что воспитание должно быть нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, лояльность государству, уважение к своей истории, культуре и традициям народа [3].

Рассматривая современные точки зрения на проблему воспитания, можно сказать, что функциональная сущность воспитания состоит в обеспечении усвоения определенного опыта, позволяющего на основе личностного развития и саморазвития включаться в те или иные формы жизнедеятельности общества, поддерживая его традиции и принимая его нормы.

Проблема образования многоаспектна, существуют различные теории и направления, пытающиеся ответить на вопрос, каким образом и при каких условиях образование способно помочь человеку адаптироваться в окружающем мире.

Для дальнейшего исследования нам необходимо рассмотреть сущность и содержание понятий «общее образование» и «непрерывное образование». Анализ данного вопроса в своих работах проводили отечественные ученые: А. А. Вербицкий, А.П. Владиславлев, Ю.В. Громыко, М.В. Кларин, Ю.Я. Клехо, Ю.А. Кустов, Я К. Хайдаров и др. Исследователями сформулированы основные признаки непрерывного образования, среди которых: «охват» образованием всей жизни человека, наличие альтернативных структур и источников получения образования, акцент на самоуправление, самообразование, самооценку, гибкость и разнообразие содержания, средств и методов, форм обучения.

В настоящее время в образовании утверждается концепция «образования в течение жизни», которая получила официальное признание и стала основой развития и модернизации системы образования, что отражено в ряде документов, таких как Национальная доктрина образования Российской Федерации, правительственная Программа социально-экономического развития Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральная целевая программа развития образования 2006-2010 годы, проект Федеральной целевой программы до 2016 года, проект «Наша новая школа», 2009 год, проект ФГОС (стандарт второго поколения).

В этих концептуальных и нормативных документах идет речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его

удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Основными этапами развития непрерывного образования определены такие как: анализ позитивного опыта в системе непрерывного образования; институциональная поддержка инициатив по развитию непрерывного образования; поддержка инициатив в системе непрерывного образования; распространение передовых технологий в системе непрерывного образования [4].

Таким образом, исходя из официальных документов и опираясь на исследования ведущих ученых-педагогов, непрерывное образование вслед за Б. С. Гершунским мы понимаем как организационное и содержательное единство, преемственную взаимосвязь всех звеньев образования, совместно и скоординировано решающих задачи воспитания, и профессиональной подготовки каждого человека с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей, удовлетворяющих его стремление к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении жизни.

В рамках концепции «образование в течение жизни» одним из приоритетов государственного заказа становится конкурентоспособность как фундаментальная общекультурная подготовка, как база профессионального образования, прикладная и практическая ориентация общего образования. Развитие конкурентоспособности - главная цель корпоративного образования. В проекте ФГОС общего образования школа рассматривается не как отдельное изолированное учреждение, а в сложном взаимодействии с такими партнерскими институтами социализации, как семья, СМИ, культура, экономика [2]. Очевидна необходимость кооперации школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, промышленными предприятиями, так как навыки непрерывного образования, умение выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи.

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих

факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. Развитие общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования с учетом интересов и потребностей учащихся, совершенствование связей социального партнерства. Необходимость кооперации школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, промышленными предприятиями очевидна [4].

На практике перестройка деятельности учреждений общего образования, особенно инновационного типа, в соответствии с изменившейся социальноэкономической ситуацией и образовательной парадигмой, ориентированной на личность, на развитие компетентности через обновление компетенций на протяжении всей жизни, происходит медленно и не всегда без потерь.

Становится очевидным, что в условиях модернизации инновационным школам необходимо пересмотреть свою позицию и увидеть перспективы дальнейшего развития. Проблема эта многоплановая, подходы к ее решению требуют научного поиска и апробации новых методологических идей, в том числе в сфере корпоративного образования, особенностью которого является интеграция образовании, науки и промышленности в целях обеспечения инновационного развития корпорации и экономики региона и страны в целом. Мы рассматриваем корпоративное образование, корпоративное обучение в лицеях и гимназиях как конкурентное преимущество, позволяющее им сохранить не только свою специфичность, но и качественно отличаться от профильных школ старшей ступени.

Мировой и отечественный опыт показывает, что адекватной формой развития партнерских отношений между предприятием, Вузом и школой является корпоративный университет и соответствующая ему корпоративная школа (лицей).

Проведение согласованной промышленной, научно-технической и образовательной политики, развитие партнерских отношений предприятия с образовательными учреждениями актуальное направление в деятельности Корпоративных университетов промышленных предприятий.

Корпоративный университет - особый вид учебного заведения, предназначенный для интенсивной подготовки кадров для работы в той или иной социальной сфере или в конкретной корпорации.

Целью корпоративного университета является формирование у выпускников определенных профессиональных компетенций. Сегодня в России реализуется несколько проектов, ориентированных на вовлечение студентов в реальную практическую деятельность как составную часть образовательного процесса: корпоративный ядерный университет, который поддерживает Минатом России; производственно образовательный консорциум «Пермский корпоративный университет», проект «Большой Евроазиатский корпоративный университет» в Екатеринбурге и ряде других городов. Следует отметить, что все корпоративные университеты имеют свои базовые лицеи.

Опираясь на обобщение опыта развития корпоративных университетов в России, выделим особенности корпоративного образования.

1. Интеграция образования, науки и промышленности в целях обеспечения инновационного развития экономики региона.

2. Сопряжение профессионального и общего образования всех уровней.

3. Осуществление раннего отбора будущих студентов на ступенях пред-профильного и профильного обучения в базовых школах и лицеях. Комплектование кадров из числа студентов корпоративного университета.

4. Создание условий для переподготовки и повышения квалификации кадров ведущих отраслей промышленности и органов государственного управления на основе единых стандартов и единой методологии.

5. Выработка проектов инновационного развития ведущих отраслей промышленности, науки, высшего и среднего специального образования на основе межотраслевого и межведомственного сотрудничества. Методологическое, кадровое, организационно-правовое и информационно-аналитическое обеспечение реализации приоритетных федеральных национальных и региональных проектов.

6. Согласование стратегий развития субъектов, сотрудничающих в рамках корпоративного университета; создание межотраслевых и междисциплинарных коммуникативных площадок и форумов.

7. Организация экспорта образовательных и других технологий, а также импорта лучших зарубежных образцов корпоративного образования в виде проведения зарубежных стажировок студентов, приглашение зарубежных специалистов.

8. Информационно-аналитическое и организационно-правовое обеспечение международной политики корпораций региона и Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности.

9. Основные варианты организационно-правовой формы корпоративного университета: корпоративный университет как ассоциация, корпоративный

университет как региональный учебный округ, - корпоративный университет в форме корпорации.

Что касается самого термина «корпоративный лицей», то этимологически он сочетает в себе два определения «корпорация» и «лицей». Синтез их, на наш взгляд, представляет собой инновационную образовательную систему открытого типа, осуществляющую углубленную общеобразовательную и допрофессио-нальную подготовку учащихся с последующим обучением их в ВУЗе (корпоративном университете) для удовлетворения производственных потребностей в высококвалифицированных кадрах, необходимых для успешного функционирования финансово-промышленных составляющих корпорации заказчика. Такой подход позволяет рассматривать городской корпоративный лицей, как фундамент, основание в системе корпоративного образования - новой, зарождающейся в России, образовательной корпоративной среды, как системы непрерывного фирменного профессионального образования.

Понятия «корпоративное образование», «корпоративное обучение» только входят в отечественную педагогику, это и есть одна из причин его недостаточной проработанности. Под корпоративным образованием в школе мы понимаем совместный, целенаправленный процесс формирования личности выпускника,

способной к будущей успешной профессиональной деятельности в данной корпоративной среде. Важно отметить, что осуществление корпоративного образования обеспечивается консолидацией соответствующих финансовых, организационных и управленческих ресурсов предприятия, ВУЗа и школы.

Содержание понятия «корпоративное обучение» в системе общего образования понимается как совместный, целенаправленный процесс опережающей допрофессиональной подготовки выпускника - будущему специалисту корпорации. Корпоративное обучение является важнейшим средством профессионального самоопределения и самореализации обучающихся за счет кооперации школы с учреждениями высшего профессионально образования и предприятиями промышленности.

Феномен корпоративного образования и как следствие корпоративного обучения в силу его высокой эффективности нуждается в серьезном изучении и осмыслении. Нам представляется, что в его сущностных характеристиках скрыты немалые резервы и огромный потенциал для повышения качества образования в инновационных школах.

Библиографический список

1. Гадамер, Г. Истина и метод. М.: Наука, 1988. - 76 с.

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2009. - 39 с.

3. Концепция духовно - нравственного воспитания российских школьников (Текст) /http://mon.gov.ru/pro/fgos/

4. «Наша новая школа»: проект. - М.;2009. - 214с.

5. Хайдеггер М. Культурология и теория идеологий: Сб. обзоров. - М.: Наука, 1981. 82 с.

Bibliography

1. Gadamer, G. Truth and Method / G. Gadamer. - M.: Science, 1988. - 76 p.

2. The Concept of Federal State Educational Standards of General Education: Project [Text] / Edited by A.M. Kondakova, A.A. Kuznetsova. - M.: Education, 2009. - 39 p.

3. The Concept of Spiritual-and-Moral Upbringing of Russian Schoolchildren [Electronic Resource]. - Access Mode: http:// mon.gov.ru/pro/fgos/

4. Our New School: Project [Text]. - M.; 2009. - 214 p.

5. Highdegger, M. Cultural Science and Ideologies Theory: Reviews Collection. - M.: Science. 1981. - 82 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.