Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования и развития корпоративной инновационной системы на основе ключевых принципов ее построения'

Теоретические основы формирования и развития корпоративной инновационной системы на основе ключевых принципов ее построения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕТВЁРТАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ИНДУСТРИЯ 4.0 / ПРИНЦИПЫ КОРПОРАТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колосова Валерия Валерьевна, Сазонов Андрей Александрович

В статье показано, что в рамках четвёртой промышленной революции «Индустрия 4.0» для выживаемости и развития предприятий необходима организация корпоративной инновационной системы. В рамках исследования выделены четыре основных принципа: глобальность, открытость, партнёрство предпринимателей и сетевая организация. По каждому представленному принципу, входящему в состав корпоративной инновационной системы, авторами статьи даются рекомендации, необходимые для их эффективного развития и использования в современных экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колосова Валерия Валерьевна, Сазонов Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY PRINCIPLES OF CONSTRUCTING AND DEVELOPING A CORPORATE INNOVATIVE SYSTEM

The article stresses the necessity of constructing a corporate innovative system as a guaranty for survival and development of the enterprises under the fourth industrial revolution «Industry 4.0». The authors of the article distinguish four basic principles of a corporate innovative system (globality, openness, business partnership and network organization) and provide recommendations concerning their effective implementation.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования и развития корпоративной инновационной системы на основе ключевых принципов ее построения»

УДК 338.4

DOI: 10.18384/2310-6646-2019-1-52-59

теоретические основы формирования и развития корпоративной инновационной системы на основе ключевых принципов ее построения

Колосова В. В., Сазонов А. А.

Московский авиационный институт

(Национальный исследовательский университет)

125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4, Российская Федерация

Аннотация. В статье показано, что в рамках четвёртой промышленной революции «Индустрия 4.0» для выживаемости и развития предприятий необходима организация корпоративной инновационной системы. В рамках исследования выделены четыре основных принципа: глобальность, открытость, партнёрство предпринимателей и сетевая организация. По каждому представленному принципу, входящему в состав корпоративной инновационной системы, авторами статьи даются рекомендации, необходимые для их эффективного развития и использования в современных экономических условиях.

Ключевые слова: четвёртая промышленная революция, Индустрия 4.0, принципы корпоративной инновационной системы, оптимизация бизнес-процессов.

key principles of constructing and developing a corporate innovative system

V. Kolosova, A. Sazonov

Moscow Aviation Institute (National Research University) 4, Volokolamskoye highway, Moscow, 125080,Russian Federation

Abstract. The article stresses the necessity of constructing a corporate innovative system as a guaranty for survival and development of the enterprises under the fourth industrial revolution «Industry 4.0». The authors of the article distinguish four basic principles of a corporate innovative system (globality, openness, business partnership and network organization) and provide recommendations concerning their effective implementation.

Keywords: the fourth industrial revolution, Industry 4.0, principles of a corporate innovative system, optimization of business processes.

© CC BY Колосова В. В., Сазонов А. А., 2019.

Термин «Индустрия 4.0», или четвёртая промышленная революция был введен в начале XIX в. и подразумевает дальнейшее развитие общества по пути цифрови-зации и вертикальной интеграции всех процессов в рамках отдельных предприятий, корпораций, экономики в целом. В этой связи реализация проекта организации корпоративной инновационной системы очень важна для выживаемости и развития предприятий [3, с. 120].

В структурной основе четвёртой промышленной революции находится основополагающий принцип, который заключается в формировании объединения промышленности с передовыми цифровыми технологиями [8, с. 551]. Ведущие международные эксперты определили четыре принципа, которые задают требования к организованности корпоративной инновационной системы, и четыре ключевых ресурса, на которые опирается инновационный процесс.

Рассмотрим ключевые принципы и горизонты корпоративной инновационной системы [7].

1. Глобальность означает не столько географический масштаб, сколько отношение к фронтиру идей и разработок. Предприятие только тогда может считаться инновационным, когда оно в своей деятельности решает проблемы, которые до него ещё никто в мире не решал, к примеру, локальную техническую проблему, не решенную

на данный момент никем. Либо, наоборот, предприятие работает над значимой в своей области проблемой, которая уже решена, но способ решения неэффективен, и, следовательно, оно ищет возможность решить проблему принципиально другим способом, и таким, который в мире ещё никто не применяет. Ещё один смысл принципа глобальности заключается в возможности использования её для организации технологического процесса сбора со всего мира: размещение производства в Китае, заказ на технологическое сопровождение в России, дизайн в Бразилии и т. д.

Следующее понимание глобальности в отношении к рынкам сбыта: продукт принципиально производится по актуальным стандартам, принятым в ключевых центрах рынков сбыта. Инновационная организация делает свой продукт таковым, чтобы его стремилась приобрести в любой точке мира максимальная часть целевой группы. Для развития принципа глобальности необходимо [5, с. 420]:

- включаться в работу на международных площадках, на которых формируется будущее индустрии;

- инициировать создание таких площадок и быть их куратором;

- иметь специализированную поисковую исследовательскую группу, которая держит технологический фронтир и следит за но-

выми проектами и результатами в индустрии;

- развивать партнёрство с ведущими центрами производства знаний: университетские лаборатории, группы в R&D центрах по всему миру, сотрудничество с бизнес-школами и исследовательскими центрами в них;

- включаться и работать в международных технологических консорциумах.

2. Открытость, означает, что предприятие, которое считается инновационным, должно уметь работать с внешними агентами, не входящими в его контур, использовать ресурсы сети партеров для решения своих проблем, иметь повестку для внешнего круга специалистов. Предприятию необходимо уметь формировать сообщество вокруг проблематики, над которой оно работает. Это тесно связано с принципом глобальности, поскольку только наличие обозначенного класса проблем позволит привлечь к себе качественный интеллектуальный потенциал из разных уголков мира. Работа на принципах краудсорсинга и открытых платформ является одним из главных требований к инновационным высокотехнологичным предприятиям [2, с. 60]. Для ускорения диффузии технологий необходимо модернизировать систему управления жизненным циклом продукции (ЖЦП) на предприятии (PLM-система). Система управления ЖЦП при ре-

ализации предприятиями концепции «Индустрия 4.0» на основе технологий цифрового производства включает в себя1:

- уникальные многокомпонентные составляющие для системной инженерии;

- проектирование на основе расчётов в рамках единого технологического окна;

- анализ и оценку возможных рисков, связанных с процессом проектирования;

- всеобщее комплексное технологическое обновление основных компонентов предприятия;

- интегрированный менеджмент качества;

- мониторинг оборудования;

- применение индустриального интернета (интернет вещей);

- использование специализированной системы идентификации продукции штрих-кодами (RFID-система), в состав которой входят [4, с. 48]:

a) стационарные считыватели с доступом к интернету;

b) мобильные считыватели, позволяющие при наличии беспроводной связи осуществлять посто-

1 Шу Г., Андерл Р., Гауземайер Ю., Хом-пель М. тен, Вальсетр В. Индекс зрелости Индустрии 4.0, исследование Acatech. Управление цифровым преобразованием компаний [Электронный ресурс]. URL: https://www.acatech.de/wp-content/ uploads/2018/03/acatech_STUDIE_rus_ Maturity_Index_WEB.pdf (дата обращения: 01.11.2018).

янный обмен данными с учетной системой;

О программное обеспечение, в основе которого находится движок и дополнительные серверные и клиентские модули, обеспечивающие простую разработку и развертывание RFID-систем различного уровня сложности.

- внедрение уникального проектирования моделей (1D-3D);

- использование цифрового проектирования (3D-аннотации).

Необходимо отметить, что особую значимость в структуре PLM-системы играет индустриальный интернет. Технология индустриального интернета представляет собой систему объединённых компьютерных сетей и подключённых промышленных (производственных) объектов со встроенными датчиками и программного обеспечения для сбора и обмена данными с возможностью удалённого контроля и управления в автоматизированном режиме, без участия человека. Принцип работы технологии заключается в следующем: первоначально устанавливаются датчики, исполнительные механизмы, контроллеры и человеко-машинные интерфейсы только на ключевые части оборудования, после чего осуществляется сбор информации, которая впоследствии позволяет компании приобрести объективные и точные данные о текущем состоянии предприятия. Обработанные данные доставляются во все

отделы предприятия, что помогает наладить взаимодействие между сотрудниками разных подразделений и принимать обоснованные решения.

Полученная информация может быть использована для предотвращения внеплановых простоев, поломок оборудования, сокращения внепланового техобслуживания и сбоев в управлении цепочками поставок, тем самым позволяя предприятию функционировать более эффективно. При обработке огромного массива неструктурированных данных их фильтрация и адекватная интерпретация являются приоритетными задачами для предприятий. В данном контексте особую значимость приобретает необходимость корректного представления информации в понятном пользователю виде, для чего сегодня на рынке представлены различные аналитические платформы (например, PwC, SAS Enterprise Intelligence Platform), предназначенные для сбора, хранения и анализа данных о технологических процессах и событиях в реальном времени. Индустриальный интернет вещей кардинально изменяет всю экономическую модель взаимодействия между поставщиком и потребителем и позволяет [6, с. 97]:

- автоматизировать процесс мониторинга и управления жизненным циклом оборудования;

- структурировать и организовать эффективные самооптими-

зирующиеся цепочки от предприятий до поставщиков и от компаний до конечных потребителей;

- осуществить переход к моделям «экономики совместного использования» и мн. др.

3. Партнёрство предпринимателей, означает, что предприятие, создающее себя по основным инновационным принципам, должно инициировать развитие интрепре-нёрства (внутреннего предпринимательства) и антрепренёрства (предпринимательства, направленного на внешние рынки). Это способность предприятия выделять из своей организационной структуры различные стартапы и спин-оффы, которые производят важные для предприятия решения и продукцию. Такие действия позволяют компании сохранять предпринимательскую энергию, которая «питает» инновационные процессы. Этот принцип также связан с предыдущим принципом открытости, поскольку помимо выделения из себя стартапов и спин-оффов предприятие должно уметь приобретать и стимулировать команды и организации, находящиеся вне её организационного контура, но являющиеся необходимым ресурсом развития. Современные крупные предприятия, выстраивающие инновационный контур деятельности, стараются организовать себя как кластер из множества мелких компаний. В этом кластере постоянно идёт процесс их порождения,

интеграции внутрь предприятия, выделения компетенции, приобретения небольших, но интересных с точки зрения решений компаний, слияния и создания различных цепочек кооперации. Предприятия на постоянной основе ведут разведку и привлечение малых инновационных компаний для организации совместной работы или интеграции в свой контур, включая постоянный поиск и создание условий для новых инициатив и возможностей новых продуктов. Для развития принципа кооперации предпринимателей необходимо создать:

- корпоративный акселератор технологических проектов;

- условия для организации на базе имеющихся технологий новых бизнесов;

- инкубатор / лабораторию новых компетенций предприятия;

- центр компетенций по оценке возможностей и покупке новых предприятий и компаний;

- различные междивизио-нальные предпринимательские команды, зарабатывающие на создании ценности для базовых бизнес процессов.

4. Сетевой принцип организации. Большинство предприятий в системе управления придерживаются принципа иерархии. Для инновационного процесса любая иерархия - ограничение в развитии. Иерархия организована по принципу вертикальной ответственности: структуры, находящи-

еся наверху иерархии, отвечают за все, а те структуры, что внизу, ответственны лишь за малую часть в рамках отведённого им функционала. В итоге в иерархии нет времени на инновации, поскольку, в лучшем случае, «верхи» под грузом ответственности заняты постоянным контролем, «низы» - постоянным исполнением. В противовес иерархии вводится сетевой принцип организации, который создаёт условия для того, чтобы каждый её участник имел возможность решать и работать практически с любыми проблемами и задачами как в рамках своего функционала, так и за его пределами. Сетевая организация построена на принципах равного доступа всех участников к информации и горизонтальной коммуникации по ключевым вопросам. Таким образом, предприятие развивает коллективное креативное мышление и даёт возможность мыслящему организму

рефлексировать и работать с самим собой, развиваясь и исследуя новые горизонты. Под эту задачу должны создаваться внутренние ресурсы командной работы. Проводятся проектные и креативные сессии, где каждый участник имеет возможность высказываться на равных с руководителем в процессе обсуждения проблемы или задачи. Для успешного развития сетевых организационных форм необходимо [1, с. 132]:

- создавать форматы межди-визиональной сетевой коммуникации: проектные сессии, стратегические сессии, форсайты;

- разработать и ввести регламент инновационной группы и определить место и время под её работу;

- разработать специализированную электронную платформу инновационной коммуникации для организации процесса совместной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горфинкель В. Я., Попадюк Т. Г. Инновационное предпринимательство: учеб. и практикум. М.: Юрайт, 2016. 524 с.

2. Данилочкина Н. Г., Сазонов А. А., Зинченко А. С. Модифицированный многокомпонентный организационно-экономический механизм управления предприятием на основе интеллектуального капитала // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 4. С. 58-66.

3. Джамай Е. В., Демин С. С., Сазонов А. А. Способы повышения экономической эффективности инновационной деятельности предприятия на основе комплексного анализа инновационного потенциала и интеллектуальных ресурсов // Научный вестник ГосНИИГА. 2018. № 22. С. 118-129.

4. Джамай Е. В., Зинченко А. С., Юдин М. В. К вопросу о комплексной информационной поддержке научно-производственной деятельности предприятия //

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2016. № 1. С. 46-51.

5. Желтенков А. В. Современные тенденции развития малого и среднего инновационного предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2018. № 2 (91). С. 418-421.

6. Зинов В. Г., Лебедева Т. Я., Цыганов С. А. Инновационное развитие компании. Управление интеллектуальными ресурсами. М.: Дело, 2014. 248 с.

7. Кораблина А. А. Инновационная деятельность предприятия: проблемы совершенствования // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 11. URL: http://e-koncept.ru/2016/86430.htm (дата обращения 01.12.2018).

8. Полосков С. С., Желтенков А. В. Концепция формирования, развития и рационального использования инновационного потенциала высокотехнологичных наукоемких отраслей предприятий // Экономика и предпринимательство. 2018. № 4 (93). С. 550-556.

REFERENCES

1. Gorfinkel V., Popadyuk T. Innovatsionnoepredprinimatel'stvo: uchebnikipraktikum [Innovative Entrepreneurship: a Theoretical and Practical Course]. Moscow, Yurait Publ., 2016, 524 p.

2. Danilochkina N., Sazonov A., Zinchenko A. [Modified multicomponent of organizational and economic mechanism of enterprise management based on intellectual capital]. In: VestnikMoskovskogogosudarstvennogooblastnogounive rsiteta. Seriya: Ekonomika[Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics], 2018, no. 4, pp. 58-66.

3. Dzhamai E., Demin S., Sazonov A. [The ways of increasing economic efficiency of innovative activity of the enterprise on the basis of a comprehensive analysis of the innovative capacity and intellectual resources]. In: NauchnyivestnikGosNIIGA[Bull etin of State Research Institute of Civil Aviation], 2018, no. 22, pp. 118-129.

4. Dzhamai E., Zinchenko A., Yudin M. [To the issue of integrated information support of research and production activities]. In: VestnikMoskovskogogosudarstve nnogooblastnogouniversiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics], 2016, no. 1, pp. 46-51.

5. Zheltenkov A. V. [Modern tendencies of the development of small and medium innovative businesses]. In: Ekonomikaipredprinimatel'stvo[Economy and Business], 2018, no. 2(91), pp. 418-421.

6. Zinov V., Lebedeva T., Tsyganov S. Innovatsionnoerazvitiekompanii. Upravleniei ntellektual'nymiresursami [Company Innovative Development. Management of Intellectual Resources]. Moscow, Delo Publ., 2014, 248 p.

7. Korablina A. [Innovative activity of the enterprise: problems of improvement]. In: Kontsept: nauchno-metodicheskiielektronnyizhurnal[Concept: Research and Methodical Electronic Journal], 2016, vol. 11, pp. 2011-2015. Available at: http://e-koncept.ru/2016/86430.htm (accessed: 01.12.2018).

vssy

8. Poloskov S., Zheltenkov A. [ The concept of formation, development and management of the innovative potential of high-tech knowledge-based enterprises]. In: Ekonomi kaipredprinimatel'stvo[Economy and Business], 2018, no. 4(93), pp. 550-556.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Колосова Валерия Валерьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга высокотехнологичных отраслей промышленности Московского авиационного института (Национального исследовательского университета); e- mail: Pole200707@yandex.ru

Сазонов Андрей Александрович - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга высокотехнологичных отраслей промышленности Московского авиационного института (Национального исследовательского университета); e-mail: Sazonovamati@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Valeria V. Kolosova- PhD in Economics, associate professor at the Department of Management and Marketing of High-Tech Industries, Moscow Aviation Institute (National Research University); e-mail: Pole200707@yandex.ru

Andrey A. Sazonov - PhD in Economics, associate professor at the Department of Management and Marketing of High-Tech Industries, Moscow Aviation Institute (National Research University); e-mail: Sazonovamati@yandex.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА

Колосова В. В., Сазонов А. А. Теоретические основы формирования и развития корпоративной инновационной системы на основе ключевых принципов ее построения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2019. № 1. С. 52-59. DOI: 10.18384/2310-6646-2019-1-52-59

FOR CITATION

Kolosova V., Sazonov A. Key Principles of Constructing and Developing a Corporate Innovative System. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2019, no. 1, pp. 52-59. DOI: 10.18384/2310-6646-2019-1-52-59

TIT

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.