Научная статья на тему 'Основные принципы построения и организации корпоративной инновационной системы предприятия'

Основные принципы построения и организации корпоративной инновационной системы предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
645
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ-4 / ПРИНЦИПЫ КОРПОРАТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / INDUSTRY-4 / PRINCIPLES OF CORPORATE INNOVATIVE SYSTEM / TECHNOLOGICAL TRANSFORMATION / OPTIMIZATION OF BUSINESS PROCESSES / HI-TECH ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Н.В., Боброва М.Б., Сазонов А.А.

Выделены четыре основных принципа, необходимых предприятиям для успешного развития пространства корпоративной инновационной системы в рамках четвертой промышленной революции «Индустрия-4»: глобальность, открытость, партнерство предпринимателей и сетевая организация. Доказано, что высокотехнологичным предприятиям, работающим в России, уже сегодня необходимо создавать и активно развивать пространство: нормативное, цифровое, технологическое, физическое, идеологическое, а также организационное, в котором смогут эффективно работать различные инновационные инициативы и проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексеева Н.В., Боброва М.Б., Сазонов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic principles of construction and organization of the enterprise corporate innovative system

Four basic principles, necessary for the enterprises for successful development of space of a corporate innovative system within the fourth industrial revolution «Industry-4», have been highlighted. These include globality, openness, partnership of businessmen and network organization. It has been proved, that the hi-tech enterprises, working in Russia, already today need to create and actively develop space: standard, digital, technological, physical, ideological, organizational, in which various innovative initiatives and projects will be able effectively to work.

Текст научной работы на тему «Основные принципы построения и организации корпоративной инновационной системы предприятия»

СТРАТЕГИИ И ИННОВАЦИИ

УДК 338.4

JEL D24

Алексеева Наталия Владимировна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «МИРЭА -Российский технологический университет», г Москва

e mail: nataly.47@mail.ru

Боброва Марина Борисовна

аспирант, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», г. Москва e mail: bobrova.mb@mail.ru

Сазонов Андрей Александрович

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», г. Москва e mail: Sazonovamati@yandex.ru

DOI10.26425/1816-4277-2019-2-35-38

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. Выделены четыре основных принципа, необходимых предприятиям для успешного развития пространства корпоративной инновационной системы в рамках четвертой промышленной революции «Индустрия-4»: глобальность, открытость, партнерство предпринимателей и сетевая организация. Доказано, что высокотехнологичным предприятиям, работающим в России, уже сегодня необходимо создавать и активно развивать пространство: нормативное, цифровое, технологическое, физическое, идеологическое, а также организационное, в котором смогут эффективно работать различные инновационные инициативы и проекты. Ключевые слова: индустрия-4, принципы корпоративной инновационной системы, технологическая трансформация, оптимизация бизнес-процессов, высокотехнологичное предприятие.

Alekseeva Nataliya

Candidate of Economic Sciences, MIREA -Russian Technological University, Moscow e mail: nataly.47@mail.ru

Bobrova Marina

Postgraduate student, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

e mail: bobrova.mb@mail.ru

Sazonov Andrey

Candidate of Economic Sciences, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow e mail: Sazonovamati@yandex.ru

BASIC PRINCIPLES OF CONSTRUCTION AND ORGANIZATION OF THE ENTERPRISE CORPORATE INNOVATIVE SYSTEM

Abstract. Four basic principles, necessary for the enterprises for successful development of space of a corporate innovative system within the fourth industrial revolution «Indus-try-4», have been highlighted. These include globality, openness, partnership of businessmen and network organization. It has been proved, that the hi-tech enterprises, working in Russia, already today need to create and actively develop space: standard, digital, technological, physical, ideological, organizational, in which various innovative initiatives and projects will be able effectively to work.

Keywords: industry-4, principles of corporate innovative system, technological transformation, optimization of business processes, hi-tech enterprise.

В связи с информатизацией и бурным технологическим развитием общества, начиная с 2011 г., в экономике был введен такой термин, как «четвертая промышленная революция» или «Индустрия-4». Этот термин подразумевает дальнейшее развитие общества по пути цифровизации и вертикальной интеграции всех процессов как в рамках отельных предприятий или корпораций, так и экономики в целом. Поэтому реализация проекта организации корпоративной инновационной системы очень важна для выживаемости и развития предприятий.

Ведущие международные эксперты определили четыре следующих принципа, которые задают требования к организованности корпоративной инновационной системы [1].

1. Глобальность. Этот принцип означает не столько географический масштаб, сколько отношение к фрон-тиру идей и разработок. Предприятие только тогда может считать себя инновационным, когда оно в своей

© Алексеева Н.В., Боброва М.Б., Сазонов А.А., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

деятельности решает проблемы, которые до него еще никто в мире не решал, к примеру это может быть локальная техническая проблема, но не решенная на данный момент никем из тех, кто этой темой занимается. Либо наоборот, предприятие работает над значимой в своей области проблемой, которая уже решена, но способ решения неэффективен, и следовательно, ищет возможность решить проблему принципиально другим способом, таким, который в мире еще никто не применяет. Еще один смысл принципа глобальности заключается в возможности использования его для организации технологического процесса сбора и сбора ресурсов со всего мира: размещение производства в Китае, заказ на технологическое сопровождение в России, дизайн в Бразилии и т. д.

Следующее понимание глобальности отноcится к рынкам сбыта: продукт принципиально производится по актуальным стандартам, принятым в ключевых центрах рынков сбыта. Инновационная организация делает свой продукт таковым, чтобы его стремилась приобрести в любой точке мира максимальная часть целевой группы. Для развития принципа глобальности необходимо:

- включаться в работу на международных площадках, на которых формируется будущее индустрии;

- инициировать создание таких площадок и быть их куратором;

- иметь специализированную поисковую исследовательскую группу, которая следит за новыми проектами и результатами в индустрии;

- развивать партнерство с ведущими центрами производства знаний: университетские лаборатории, сотрудничество с бизнес-школами и исследовательскими центрами в них;

- включаться и работать в международных технологических консорциумах [1].

2. Открытость. Этот принцип означает, что предприятие, которое считает себя инновационным, должно: уметь работать с внешними агентами, не входящими в его контур; использовать ресурсы сети партеров для решения своих проблем; иметь повестку для внешнего круга специалистов. Предприятию необходимо уметь формировать сообщество вокруг той проблематики, над которой оно работает. Это тесно связано с принципом глобальности (см. п. 1), поскольку только наличие обозначенного класса проблем позволит привлечь к себе качественный интеллектуальный потенциал из разных уголков мира. Для ускорения диффузии технологий необходимо модернизировать систему управления жизненным циклом продукции, которая включает уникальные многокомпонентные составляющие для системной инженерии и позволяет:

1) осуществлять проектирование на основе расчетов в рамках единого технологического окна;

2) анализировать и оценивать возможные риски, связанные с процессом проектирования;

3) осуществлять всеобщее комплексное технологическое обновление основных компонентов предприятия;

4) задействовать интегрированный менеджмент качества;

5) осуществлять мониторинг оборудования и применять индустриальный интернет;

6) использовать специализированную систему идентификации продукции штрих-код, в состав которой входят:

- стационарные считыватели;

- мобильные считыватели, позволяющие при наличии беспроводной связи, осуществлять постоянный обмен данными с учетной системой;

- программное обеспечение, в основе которого находится движок и дополнительные серверные и клиентские модули, обеспечивающие простую разработку и развертывание систем различного уровня сложности.

7) внедрять уникальное проектирование моделей;

8) использовать цифровое проектирование.

Особую значимость в структуре такой системы играет индустриальный интернет как система объединенных компьютерных сетей и подключенных объектов со встроенными датчиками и программного обеспечения для сбора и обмена данными с возможностью удаленного контроля и управления в автоматизированном режиме [3].

Полученная информация может быть использована для предотвращения внеплановых простоев, поломок оборудования, сокращения внепланового техобслуживания и сбоев в управлении цепочками поставок, тем самым позволяя предприятию функционировать более эффективно. При обработке огромного массива неструктурированных данных их фильтрация и адекватная интерпретация является приоритетной задачей для предприятий. В данном контексте особую значимость приобретает необходимость корректного представления информации в понятном пользователю виде, для чего сегодня на рынке представлены передовые аналитические платформы, предназначенные для сбора, хранения и анализа данных о технологических процессах

Стратегии и инновации

и событиях в реальном времени. Индустриальный интернет вещей кардинально изменяет всю экономическую модель взаимодействия между поставщиком и потребителем и позволяет:

- автоматизировать процесс мониторинга и управления жизненным циклом оборудования;

- структурировать и организовать эффективные самооптимизирующиеся цепочки от предприятий до поставщиков и от компаний до конечных потребителей;

- осуществить переход к моделям «экономики совместного использования» и многое другое.

3. Партнерство предпринимателей. Означает, что предприятие, создающие себя по основным инновационным принципам, должно инициировать развитие интрепренерства (внутреннего предпринимательства) и антрепренерства (предпринимательства, направленного на внешние рынки). Это означает способность предприятия выделять из своей организационной структуры различные инновационные подразделения, которые производят важные для предприятия решения и продукцию. Этот принцип также связан с предыдущим принципом открытости, поскольку помимо выделения инноваций, предприятие должно уметь приобретать и стимулировать команды и организации, находящиеся вне ее организационного контура, но являющиеся необходимым ресурсом развития. Современные крупные предприятия, выстраивающие инновационный контур деятельности, стараются организовать себя как кластер, из множества мелких компаний [5]. В этом кластере постоянно идет процесс их порождения, интеграции внутрь предприятия, выделения компетенции, приобретения небольших, но интересных, с точки зрения решений компаний, слияния и создания различных цепочек кооперации. Предприятия на постоянной основе ведут разведку и привлечение малых инновационных компаний для организации совместной работы или интеграции в свой контур, включая постоянный поиск и создание условий для новых инициатив и возможностей новых продуктов. Для развития принципа кооперации предпринимателей необходимо:

- создать корпоративный акселератор технологических проектов;

- создать условия для создания на базе имеющихся технологий новых бизнесов;

- создать инкубатор/лабораторию новых компетенций предприятия;

- создать центр компетенций по оценке возможностей и покупке новых предприятий и компаний;

- создавать различные междивизиональные предпринимательские команды, зарабатывающие на создании ценности для базовых бизнес процессов [4].

4. Сетевой принцип организации. Большинство предприятий в системе управления придерживаются принципа иерархии. Для инновационного процесса любая иерархия - ограничение в развитии. Иерархия организована по принципу вертикальной ответственности: структуры находящиеся наверху иерархии отвечают за все, а те структуры, что внизу, ответственны лишь за малую часть в рамках отведенного им функционала. В итоге в иерархии нет времени на инновации, поскольку, в лучшем случае, «верхи» под грузом ответственности заняты постоянным контролем, «низы» постоянным исполнением. В противовес иерархии вводится сетевой принцип организации, который создает условия для того, чтобы каждый ее участник имел возможность решать и работать практически с любыми проблемами и задачами, как в рамках своего функционала, так и за его пределами. Сетевая организация построена на принципах равного доступа всех участников к информации, и горизонтальной коммуникации по ключевым вопросам. Таким образом, предприятие развивает коллективное креативное мышление и дает возможность мыслящему организму рефлексировать и работать с самим собой, развиваясь и исследуя новые горизонты [2]. Под эту задачу должны создаваться внутренние ресурсы командной работы. Проводятся проектные и креативные сессии, где каждый участник имеет полноценную возможность высказываться на равных с руководителем в процессе обсуждения проблемы, либо задачи. Для успешного развития сетевых организационных форм необходимо:

- создавать форматы междивизиональной сетевой коммуникации: проектные сессии, стратегические сессии, форсайты;

- разработать и ввести регламент инновационной группы и определить место и время под ее работу;

- разработать специализированную электронную платформу инновационной коммуникации для организации процесса совместной работы [1].

Таким образом, одно из самых эффективных управленческих решений заключается в том, чтобы наиболее приоритетные инновационные проекты передавать на исполнение новому, наименее загруженному подразделению, сотрудники которого приложат максимум усилий, чтобы доказать, что у проекта имеются экономически выгодные перспективы.

Библиографический список

1. Горфинкель, В. Я. Инновационное предпринимательство / В. Я. Горфинкель, Т. Г. Попадюк. - М.: Юрайт, 2016. - 524 с.

2. Данилочкина, Н. Г. Модифицированный многокомпонентный организационно-экономический механизм управления предприятием на основе интеллектуального капитала / Н. Г. Данилочкина, А. А. Сазонов, А. С. Зинченко // Вестник МГОУ - 2018. - № 4. - С. 58-66.

3. Джамай, Е. В. К вопросу о комплексной информационной поддержке научно-производственной деятельности предприятия / Е. В. Джамай, А. С. Зинченко, М. В. Юдин // Вестник МГОУ. - 2016. - № 1. - С. 46-41.

4. Кораблина, А. А. Инновационная деятельность предприятия: проблемы совершенствования // Концепт. - 2016. -Т. 11. -С. 2 011-2 015.

5. Сазонов, А. А. Методы оценки и анализа экономической эффективности инновационной деятельности предприятия / А. А. Сазонов, В. В. Колосова, Ю. А. Внучков // Вестник МГОУ. - 2018. - № 2. - С. 180-187.

References

1. Gorfinkel' V Ya, Popadyuk T. G. Innovatsionnoe predprinimatel'stvo [Innovative business]. Moscow: Yurait, 2016. 524 p.

2. Danilochkina N. G., Sazonov A. A., Zinchenko A. S. Modifitsirovannyi mnogokomponentnyi organizatsionno-ekonomicheskii mekhanizm upravleniya predpriyatiem na osnove intellektual'nogo kapitala [The modified multicomponent organizational and economic mechanism of business management on the basis of the intellectual capital]. Vestnik MGOU, 2018, I. 4, pp. 58-66.

3. Dzhamai E. V. Zinchenko A. S., Yudin M. V. K voprosu o kompleksnoi informatsionnoi podderzhke nauchno-proizvodstvennoi deyatel'nosti predpriyatiya [To a question of complex information support of research and production activity of the enterprise]. Vestnik MGOU, 2016, I. 1, pp. 46-41.

4. Korablina A. A. Innovatsionnaya deyatel'nost' predpriyatiya: problemy sovershenstvovaniya [Innovative activity of the enterprise: improvement problems]. Kontsept, 2016, pp. 2 011-2 015.

5. Sazonov A. A., Kolosova V. V, Vnuchkov Yu. A. Metody otsenki i analiza ekonomicheskoi effektivnosti innovatsionnoi deyatel'nosti predpriyatiya [Methods of assessment and analysis of cost efficiency of innovative activity of the enterprise]. Vestnik MGOU, 2018, I. 2, pp. 180-187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.