Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования дискурсивной компетентности будущего медицинского работника'

Теоретические основы формирования дискурсивной компетентности будущего медицинского работника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДИСКУРСИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / DISCOURSE / COMPETENCE / COMPETENCY / DISCURSIVE COMPETENCY / COMMUNICATIVE COMPETENCY / PROFESSIONAL COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопата Карина Михайловна

Цель данной статьи разработать теоретические основы формирования дискурсивной компетентности медработника как важнейшего средства совершенствования его профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim of this article is to work out the theoretic bases of forming the discursive competence as the extremely important device of improvement the professional training in medical worker. The topicality of the work is that the reasonability of forming the discursive competence that can heighten the effectiveness of the professional training of the medical worker is represented. In the research methods there were the analysis of psychomedical and methodological literature, questionnaire, and taking into account the pedagogic experience.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования дискурсивной компетентности будущего медицинского работника»

творческого понимания музыки: из-за попытки компенсировать непонимание музыки исполнитель часто наделяет ее ложной выразительностью, придавая те оттенки музыкальной речи, которые неуместны в данном произведении или не свойственны данному композитору.

Сложная творческая работа исполнителя заключается в первую очередь в понимании. По словам Ф. Бузони [6], это почти сверхчеловеческая задача - откинуть собственные чувства, чтобы перевоплотиться в чувства самых разных индивидуальностей и отсюда изучать их творения, -понять их.

Таким образом, педагогически ориентированное развитие компонентов музыкально-исполнительского мышления на каждом этапе обучения позволяет достичь исключительности, совершенства, убедительности и подлинности музыкальной речи исполнителя, умеющего распознать

в недрах нотного текста музыкального произведения желания, стремления и переживания композитора и тем самым обеспечить подлинное качество, организованного педагогом в процессе обучения музыке на уроках фортепиано.

Библиографический список

1. Блонский П.П. Память и мышление. - Издательство ЛКИ, 2007.

2. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. - М., 2007.

3. Гегель Г Философская пропедевтика. - М., 1927.

4. Ессен. Психология мышления. - 1872.

5. Воронина Н.И. Музыкальное мышление как форма креативной деятельности: Дис. ... канд. наук. - 2003.

6. Бузони Ф. Von der Einheit der Musik. - Berlin, 1992.

УДК 378.02

К.М. Лопата ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

Цель данной статьи — разработать теоретические основы формирования дискурсивной компетентности медработника как важнейшего средства совершенствования его профессиональной подготовки.

Ключевые слова: дискурс, компетенция, компетентность, дискурсивная компетентность, коммуникативная компетентность, профессиональная компетентность.

В современном обществе, для которого характерно широкое развитие межгосударственных связей в области культуры, науки, техники, производства, владение английским языком становится признаком образованности человека и важной частью подготовки высококвалифицированного специалиста любой отрасли народного хозяйства. Владение английским языком открывает доступ к культурным и научным ценностям других народов, содействует установлению деловых и культурных связей с другими странами, обеспечивает продуктивные взаимоотношения с другими народами. Особое значение приобретает обучение английскому языку в настоящее время, когда международные связи нашей страны растут и укрепляются.

Интенсивно развиваются прямые международные связи между российскими и зарубежны-

ми учебными заведениями, предприятиями, фирмами, разрабатываются совместные образовательные программы, предусматривающие участие студентов в международных проектах, расширяются возможности обучения и работы за рубежом. Все это привело к необходимости переосмысления, уточнения целей, задач, содержания и технологии обучения иностранному языку.

Основной целью обучения иностранному языку является овладение им как средством общения, а также развитие у обучаемых способностей использовать иностранный язык как инструмент общения и расширения профессиональных знаний. Эта цель предполагает коммуникативное и социокультурное развитие обучаемых средствами иностранного языка для подготовки к межкультурному общению в образовательных и профессиональных целях, в сфере внутривузов-

294

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

© К.М. Лопата, 2010

ского общения с иностранными студентами, к использованию иностранного языка как средства самообразования в интересующих областях, в качестве инструмента познания культуры, современных достижений других народов.

Современный стандарт высшего образования подразумевает не только высокую профессиональную подготовку специалистов, но и общую культуру, частью которой является владение культурой речи, знание языков, умение общаться в различных сферах и ситуациях. Это особенно важно для специалистов, которые работают с людьми, в том числе для будущих медработников.

В настоящее время подготовка специалистов в медицинском вузе включает профессиональную, естественнонаучную и социально-гуманитарную направленности. Социально-гуманитарный компонент подготовки студентов в вузе направлен на изучение гуманитарных дисциплин, одной из которых является иностранный язык. Необходимость гуманитарной подготовки в медицинских вузах отражает общее движение развитых стран в культуре человеческого бытия. Профессиональный медицинский мир, пожалуй, больше, чем другие сферы, связан с человеком и общечеловеческим миром, с сохранением окружающей среды и гуманизмом в общечеловеческом измерении. Разработка технологических и теоретических основ формирования культуры общения требует детального рассмотрения сущности содержания понятия дискурсивной компетентности медработника, т.к. дискурсивная компетентность является частью профессиональной компетентности специалиста.

Мы учитываем тот факт, что компетентность является мерой освоения компетенций, а компетенции - средством описания предметов и видов деятельности специалиста, подлежащих освоению в процессе его подготовки. Компетенции и компетентность - важнейшие инструменты компе-тентностного подхода в образовании: компетенции являются самыми значимыми критериями результатов обучения, а компетентность - средством измерения качества образования, что соответствует требованиям стандарта высшего профессионального образования третьего поколения.

Иностранный язык способствует формированию дискурсивной компетентности медработника. Владение иностранным языком развивает коммуникативную подготовленность медработника, необходимую ему в таких ситуациях, как работа

за границей, участие в международных проектах, преподавание специальных предметов иностранным студентам на иностранном языке и т.д. Иностранный язык развивает способность применять понятийный аппарат и лексику базовых и смежных наук, овладевать коммуникативной техникой и технологией, деловой этикой медицинского профессионального общения и управления коллективом, вести дискуссию.

В то же время профессия медработника относится к общественному виду деятельности, т.к. данная профессия является профессией мира. На этом основании специалист в этой области обязательно должен владеть иностранным языком с учетом владения профессиональной лексикой.

Профессиональное общение медработника примыкает к таким факторам профессиональной деятельности, влияющим на пациента, как диагностические и лечебные манипуляции. Отсутствие у медработника знаний, умений и навыков профессионального общения делает его профессионально малопригодным. Мы полагаем, что именно профессиональное общение медработника с пациентом восстанавливает гуманистическую направленность медицины, которое может быть утрачено в результате врачебной специализации.

Компетентностный подход, который реализуется в системе высшего профессионального образования, прежде всего, требует определения «ключевой компетентности» выпускника [2]. К числу «ключевых профессиональных компетентностей» следует отнести коммуникативную компетентность в аспекте совершенствования профессионализма медработников. Одной из составляющих ее компонентов является дискурсивная компетентность. Охарактеризуем данную категорию. Дискурсивная компетентность - это особое речевое умение, позволяющее каждому человеку не только воспринять и понять сообщенную ему информацию в устной или письменной форме, но также и создать свой собственный речевой продукт, адресованный партнеру по общению. Формирование дискурсивной компетентности у студентов медицинского вуза способствует развитию умения самостоятельно осуществлять смысловое структурирование более или менее сложного текста с большим количеством медицинских понятий. Это означает, что дискурсивная компетентность, являющаяся речевой деятельностью, обуславливается коммуникативнопознавательной потребностью студента выска-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

295

зать свою мысль и принять речевое сообщение на иностранном языке.

Дискурс (от лат. discursus движение, беседа, разговор) - речь, процесс языковой деятельности; способ говорения. По афористичному выражению Н.Д. Арутюновой, «дискурс - это речь, погруженная в жизнь». Дискурс, как и любой коммуникативный акт, предполагает наличие двух фундаментальных ролей - говорящего (автора) и адресата. Поскольку структура дискурса предполагает наличие двух коренным образом противопоставленных ролей - говорящего и адресата, постольку сам процесс языкового общения может рассматриваться в этих двух перспективах. Дискурсивная компетентность - это знание особенностей, присущих различным типам дискурсов, а также способность студента использовать определенные стратегии для конструирования и интерпретации текста, то есть способность порождать дискурсы в процессе общения. Наиболее употребительными типами дискурсов в учебно-профессиональной сфере общения являются: доклад, сообщение, обсуждение, диалог и пр.

Мы считаем необходимым ввести понятие «дискурсивная компетентность» в систему профессиональной подготовки медработника. Под дискурсивной компетентностью мы понимаем совокупность знаний, умений, навыков, а также способов деятельности, связанных с построением и ситуативным пониманием дискурсов как объектов реальной действительности в процессе осуществления профессиональной деятельности. Таким образом, устанавливается подчиненность знаний умениям и подчеркивается роль умений (опыта) практически реализовывать знания, решать задачи профессиональной деятельности на этой основе.

Дискурсивная компетентность как важная составляющая коммуникативной компетентности (Р.П. Мильруд, А.В. Кащеева, Н.В. Елухина и др.) подразумевает способность коммуникантов оперировать энциклопедическими знаниями, отражающими устройство реального мира (включая области профессиональной деятельности человека), пользоваться арсеналом разноуровневых средств языка для достижения прагматических целей; устанавливать речевой или текстовый контакт с партнером на основе правил общения, принятых в данном социуме. Развитие дискурсивной компетентности у студентов медицинского вуза на занятиях по иностранному языку обуславли-

вается следующей направленностью на: а) формирование и развитие умений общения на иностранном языке в учебной, повседневно-бытовой, профессиональной, административной сферах; б) развитие умений создания дискурсов разных жанров в устной и письменной формах; в) развитие языковой культуры на основе описания реальных событий на иностранном языке. Решение вышеуказанных задач расширяет кругозор студентов, способствует развитию познавательного интереса, культурному саморазвитию, повышению качества обучения средствами иностранного языка.

Индивид с высоким уровнем дискурсивной компетенции хорошо знает, как эффективно использовать связки (местоимения, союзы, наречия и другие грамматические средства), как достичь единства мысли и соответствия в тексте, как выражать отношения между различными идеями в контексте. На занятиях по иностранному языку студент проигрывает роль предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности, т.е. «проигрывает» будущую профессиональную деятельность. Конкретизация иноязычного материала позволяет закрепить умения и навыки в реальном процессе подготовки и принятия решений, в рефлексию выполнения игровых и учебных действий, а через них -и действий профессиональных, основанных на знаниях иностранного языка. Иностранный язык создает условия для переноса знаний, навыков и умений из одной сферы в другую. Так, приобретенные в процессе овладения иностранным языком умения - выделить главное, обобщить, извлечь нужную информацию, сделать выводы и т.п. - способствует формированию когнитивной деятельности студентов; информация, полученная из зарубежной периодики, существенно влияет на расширение общенаучного и узкоспециального кругозора.

Профессиональную подготовку специалистов необходимо рассматривать как систему междисциплинарных научных знаний достаточно широкого диапазона, включающую и качественное усвоение иностранного языка. Формирование профессиональной компетентности медработника средствами иностранного языка являет собой целенаправленно организованный лингводидактический подкрепленный образовательный процесс, включающий овладение совокупностью языковых и речевых компетенций.

296

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

Особо важную роль в жизни общества играет качество профессиональной подготовки выпускников медицинских вузов. Согласно требованиям профессиональной подготовленности, у медработника должны быть сформированы врачебное поведение и основы клинического мышления, а также умения, обеспечивающие решение профессиональных задач и применение им алгоритма врачебной деятельности по оказанию медицинской помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации больных [1].

Дискурсивная компетентность является важным средством повышения профессиональной подготовки медработника, т.к. она помогает реализовывать функции, которые призван выполнять специалист медицинского профиля. При условии успешного применения компетентностного подхода в обучении иностранному языку обучаемые смогут демонстрировать коммуникативные умения в рамках своей профессиональной деятельности вне вуза, т.е. в реальном мире.

Данная работа не претендует на полное освещение данной проблемы, т.к. она является комплексной и требует дальнейшего рассмотрения.

Библиографический список

1. Абрамов Г.С., Юдгинц Ю.А. Психология в медицине: Учеб. пособие. - М.: Кафедра-М, 2005. - 272 с.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностно-го подхода в образовании // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

3. Мильруд Р.П. Компетентность и иноязычное образование // Сб. научных статей. - Таганрог: ТГРУ, 2004. - С. 70-80.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - №2. -С. 58-64.

УДК 378

О.В. Мартынова ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗНЫХ ВИДОВ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ

В статье рассматриваются специфические особенности разных видов фортепианного ансамбля. На основании анализа исторического пути развития фортепианно-ансамблевых жанров выявляется необходимость их использования в современной музыкально-педагогической практике в условиях преподавания в детских музыкальных школах и детских школах искусств.

Ключевые слова: фортепианный ансамбль, жанровые особенности, история жанра, музыкально-педагогическая практика, детская музыкальная школа, детская школа искусств.

Современный музыкант должен владеть большим спектром профессиональных умений и навыков, большим диапазоном исполнительских средств, обладать музыкальной и художественной культурой, быть эрудированным человеком с широким кругозором в различных областях музыкально-художественного творчества. Процесс познания музыкального искусства и овладения профессиональными навыками (слушательскими, исполнительскими и композиторскими) - длительный и сложный процесс. Для того чтобы сделать этот процесс эмоционально привлекательным, интересным, содержательным с точки зрения развития учащихся, необходима координация разных ви-

дов музыкальной деятельности, их умелое чередование и всестороннее осмысление с позиций теории и практики. В музыкально-исполнительском искусстве необходима координация различных видов музыкально-исполнительской деятельности, оснащение ученика навыками сольного и ансамблевого исполнительства. Кроме того, в музыкальном мире существует большое количество музыкальных жанров, каждый из которых имеет свои особенности и выразительные возможности. Понимание этих особенностей позволяет интерпретировать музыкальные произведения на совершенно ином качественном уровне, в основе которого лежит углубленное осмысление исполняемого.

© О.В. Мартынова, 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010І

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.