ABOUT MANAGERIAL ACCOUNTING AND STEPS OF ITS DEVELOPMENT
IN AGRICULTURAL ORGANIZATIONS
© 2015
J. A. Igoshina, assistant professor of the chair «Bookkeeping, analysis and audit » A. D. Cheremuhin, assistant of the chair «Economics and statistics»
Nizhniy Novgorod State engineering and economic institute, Knyaginino (Russia)
Annotation. Major changes taking place in the economy affect all its spheres. The economy of the manufacturing process is inextricably linked to the accounting process and the organization of management of the entity. Effective management of accounting and analytical process and the effective management of the organization can be expressed in financial performance of a business entity. Account activity is reduced to accounting - accounting financial accounting, but this type of account, as in the opinion of theorists and practitioners do not meet modern needs of businesses and allow situation was called management accounting, a new trend in accounting and analytical work .
There is no consensus among scientists about the concept of «management accounting», its meaning and role of not, this is due in particular the lack of a regulatory framework, on the other hand it is the basis for the further development of the theory of management accounting and its application in practice organizations.
This article describes: the concept of «management accounting» and its main elements put forward by various authors, special attention is paid to the stages of implementation of the system (subsystems) management accounting for businesses and adapt it to the peculiarities of a particular organization. Agricultural organizations have their own specifics and when the system (subsystems) management accounting, it must be taken into account.
The result of the proposed recommendations should be to improve the efficiency of organizations, including agricultural, by the introduction of the system ( subsystem ) management accounting in their activities, allowing them to respond more quickly to changing environmental conditions and quickly adapt to them, and, therefore, to be competitive and ensure food security of the country.
Keywords: information, costs, organization, resources, agriculture, management accounting, the aim and object of management accounting, setting stage (implementation) management accounting efficiency.
УДК 336.64
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
© 2015
О. Г. Коваленко, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Н. В. Колачева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математика и математическое моделирование» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов для обеспечения необходимой величины и структуры активов в соответствии с целями и задачами предприятия. Финансовый менеджмент выражает весь процесс управления воспроизводством с помощью формирования и использования финансовых ресурсов, капитала и денежных потоков, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности в условиях риска с целью выполнения хозяйствующим субъектом своих функций. Главной целью финансового менеджмента является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, что выражается в обеспечении роста рыночной стоимости их капитала. Достижение этой цели обеспечивается путем решения ряда задач, основными из которых являются следующие: расчет заданного уровня основных показателей развития компании в предстоящем периоде, в первую очередь уровня объема выпуска (реализации) продукции и прибыли от операционной деятельности; определение необходимой величины и структуры производственных ресурсов и ее оптимизация; обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов, в том числе за счет привлечения собственного и заемного капитала, оптимизация соотношения между ними.
Ключевые слова: управление, финансы, финансовый менеджмент.
Широкое распространение в экономической литературе получил такой термин, как «финансовый менеджмент», который состоит из двух английских слов «Financial Management» и дословно переводится как управление финансами. Одно из них - менеджмент - раскрывает характер данного процесса, которым является управление, второе -объект его воздействия - это финансы.
«Финансовый менеджмент - это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей функционирования данной компании на рынке» [1, с. 30].
Субъектом финансового менеджмента является специальная группа людей (финансовая дирекция, финансовые менеджеры или просто финансисты), которая посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта финансового менеджмента.
Финансовый менеджмент как научное направление зародился в начале прошлого века в США и на первых этапах становления рассматривал в основном вопросы, связанные с финансовыми аспектами создания новых фирм и компаний, а впоследствии - управление финансовыми инвестициями и проблемы банкротства.
Принято считать, что начало данному направлению было положено Г. Марковицем, который в конце 1950-х гг. разработал теорию портфеля, на основе которой такие экономисты, как У. Шарп, Дж. Линтнер и Дж. Моссин, через несколько лет создали модель оценки доходности финансовых активов (CAPM), связывающую риск и доходность портфеля финансовых инструментов. Дальнейшее развитие этой области привело к разработке концепции эффективного рынка, созданию теории арбитражного ценообразования, теории ценообразования опционов и ряда других моделей оценки рыночных инструментов. Примерно в это же время начались интенсивные исследования в области структуры капитала и цены источников финансирования. Основной вклад по данному разделу был сделан Ф. Модильяни и М. Миллером. Год опубликования их работы «Стоимость капитала. Корпоративные финансы. Теория инвестиций» i958 считается рубежным, когда финансовый менеджмент выделился как самостоятельная дисциплина из прикладной микроэкономики [2, с. 249].
Целью финансового менеджмента является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосроч-
ными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении.
Основными целями финансового менеджмента являются:
1) повышение рыночной стоимости акций компании;
2) увеличение прибыли;
3) закрепление компании на конкретном рынке или расширение существующего рыночного сегмента;
4) избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
5) повышение благосостояния работников и/или управленческого персонала;
6) вклад в развитие науки и техники [3, с. 209].
В процессе реализации выше перечисленных целей финансовый менеджмент направлен на решение следующих задач:
1. Достижение финансовой устойчивости компании в процессе ее развития. Эта задача реализуется путем формирования эффективной политики финансирования хозяйственной и инвестиционной деятельности компании, управления формированием финансовых ресурсов за счет различных источников, оптимизации финансовой структуры капитала компании.
2. Оптимизация денежных потоков компании . Эта задача достигается путем эффективного управления платежеспособностью и абсолютной ликвидностью. При этом свободный остаток денежных активов должен быть минимизирован с тем, чтобы снизить риск обесценения излишних денежных средств.
3. Обеспечение максимизации прибыли компании. Эта задача реализуется с помощью управления формированием финансовых результатов, оптимизации размера и состава финансовых ресурсов внеоборотных и оборотных активов компании, сбалансированности денежных потоков.
4. Минимизация финансовых рисков. Эта задача достигается путем разработки эффективной системы выявления рисков, качественной и количественной оценки финансовых рисков, определения путей их минимизации, разработки политики страхования [4, с. 211].
Финансовый менеджмент включает следующие аспекты деятельности:
• организацию и управление отношениями предприятия в финансовой сфере с другими пред-
приятиями, банками, страховыми компаниями, бюджетами всех уровней;
• формирование финансовых ресурсов и их оптимизацию;
• размещение капитала и управление процессом его функционирования;
• анализ и управление денежными потоками компании [5, с. 100].
Финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.
Стратегия управления - общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Данному способу соответствует определенный набор правил и ограничений принятия решений. Тактика управления - это конкретные методы и приемы достижения поставленной цели в рамках определенных условий хозяйственной деятельности рассматриваемого предприятия [6, с. 159].
Функциями финансового менеджмента являются:
1. Функция планирования: разработка финансовой стратегии компании; формирование системы целей и основных показателей ее деятельности на долгосрочный и краткосрочный период; проведение долгосрочного и краткосрочного финансового планирования; составление бюджета компании; формирование ценовой политики; прогноз продаж; анализ экономических факторов и конъюнктуры рынка; налоговое планирование [7, 8, 9].
2. Функция формирования структуры капитала и расчета его цены: определение общей потребности финансовых ресурсов для обеспечения деятельности организации; формирование и анализ альтернативных источников финансирования; формирование оптимальной финансовой структуры капитала, обеспечивающей стоимость компании; расчет цены капитала; формирование эффективного потока реинвестируемой прибыли и амортизационных отчислений.
3. Функция разработки инвестиционной политики: формирование важнейших направлений вложения капитала компании; оценка инвестиционной привлекательности отдельных финансовых инструментов, отбор наиболее эффективных из них; формирование инвестиционного портфеля и управление им [10, 11, 12, 13].
4. Функция управления оборотным капиталом: выявление реальной потребности в отдельных видах активов и определение их стоимости, исходя из предполагаемых темпов роста компании; формирование структуры активов, отвечающей требованиям ликвидности компании; повышение эффек-
тивности использования оборотного капитала; контроль и регулирование денежных операций; анализ денежных потоков [14, 15, 16].
5. Функция анализа финансовых рисков: выявление финансовых рисков, присущих инвестиционной и финансово-хозяйственной деятельности компании; анализ и прогнозирование финансовых и предпринимательских рисков [17-20].
6. Функция оценки и консультации: формирование системы мероприятий по профилактике и минимизации финансовых рисков; координация и контроль исполнения управленческих решений в рамках финансового менеджмента; организация системы мониторинга финансовой деятельности, реализации отдельных проектов и управление финансовыми результатами; корректировка финансовых планов, бюджетов отдельных подразделений; проведение консультаций с руководителями подразделений компании и разработка рекомендаций по финансовым вопросам [21, 22, 23].
Показатели системы информационного обеспечения финансового менеджмента формируются за счет внешних и внутренних источников, которые можно разделить на следующие группы:
1. Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны.
2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка.
3. Показатели, характеризующие деятельность конкурентов и контрагентов.
4. Нормативно-регулирующие показатели.
5. Показатели, характеризующие результаты финансовой деятельности предприятия (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках).
6. Нормативно-плановые показатели [23, с. 112].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глухова Л. В., Шерстобитова А. А. Некоторые аспекты управления развитием экономических систем // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2013. № 1 [27]. С. 29-34.
2. Изместьева О. А., Аюпов А. А. Информационное обеспечение управления финансами коммерческой организации в современных условиях // Экономические науки. 2010. № 63. С. 247-250.
3. Изместьева О. А. Сущность и понятие финансово-информационной среды коммерческой организации // Вектор науки ТГУ. 2011. № 4 (18). С.206-210.
4. Колачева Н. В., Кузнецова О. А., Палферо-ва С. Ш. Регрессионные модели с переменной структурой // Известия Самарского научного центра РАН, № S 3, 2007. С. 208-213.
27
5. Курилов К. Ю., Курилова А. А. Формирование системы ключевых показателей финансового механизма управления [Текст]. Тольятти : Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева, 2010. № 20. С. 98-103.
6. Макшанова Т. В. Сравнительная характеристика программ выпуска американских и глобальных депозитарных расписок // Экономика и современный менеджмент : теория и практика.
2013. № 30. С. 157-165.
7. Курилов К. Ю. Методологические подходы к формированию финансовой стратегии предприятия // Карельский научный журнал. 2013. № 3. С. 17-20.
8. Курилов К. Ю. Теоретические аспекты формирования финансовой стратегии предприятия // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 19-23.
9. Шмыгов А. Ф. Финансовое планирование как отражение стратегии предприятия // Карельский научный журнал. 2013. № 3. С. 33-36.
10. Черкасова В. А. Выбор оптимальной инвестиционной политики компании в условиях финансовых ограничений // Вектор науки Тольяттин-ского государственного университета. Серия : Экономика и управление. 2013. № 3 (14). С. 69-74.
11. Майоров А. И. Инвестиционная политика региона в рыночных отношениях // XXI век : итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 432-436.
12. Рабинович Л. М., Фадеева Е. П. Инвестиционному процессу - научное управление // Актуальные проблемы экономики и права.
2014. № 4 (32). С. 175-182.
13. Осколков И. М. Возможные направления совершенствования бюджетирования инвестиционной деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 2. С. 53-56.
14. Коваленко О. Г. Организационно-методическое обеспечение финансового оздоровления организации на основе управления денеж-
ными потоками // Карельский научный журнал. 2013. № 2. С. 14-18.
15. Закиров Э. А. Обоснование управленческих решений на основе методики учета затрат по потокам создания ценности // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2 (26). С. 152-158.
16. Кузнецов А. А. Сущность, значение денежных потоков хозяйствующего субъекта на современном этапе развития экономики // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С. 20-21.
17. Евстратов Р. М. Место финансовых рисков в системе предпринимательских рисков коммерческих организаций // Вектор науки Тольяттин-ского государственного университета. Серия : Экономика и управление. 2013. № 3 (14). С. 38-41.
18. Полтева Т. В., Мингалёв Н. В. Анализ финансовых инструментов инвестирования : соотношение риска и доходности // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 33-36.
19. Затолокин И. А. Виды рисков // Азимут научных исследований : экономика и управление. 2013. № 3. С. 7-11.
20. Поташник Я. С. Оценка стоимости собственного капитала предприятия с учетом финансового риска инвестиционного проекта // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С. 90-94.
21. Коваленко О. Г. Банковский финансовый менеджмент и проблемы эффективного управления // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Экономика и управление. 2013. № 1 (12). С. 70-72.
22. Коваленко О. Г. Управление финансовой устойчивостью предприятия // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 13-16.
23. Курилов К. Ю., Курилова А. А. Формирование системы внутреннего аудита с учетом факторов влияния цикличности // Вектор науки Тольят-тинского государственного университета. Серия : Экономика и управление. 2012. № 4 (11). С.111-114.
THEORETICAL FUNDAMENTALS OF FINANCIAL MANAGEMENT
© 2015
O. G. Kovalenko, candidate of economic sciences, associate professor of the department
«Finance and credit»
N. V. Kolacheva, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department «Higher mathematics and mathematical modeling»
Togliatti state university, Togliatti (Russia)
Annotation. Financial management is a system of principles and methods for developing and implementing management decisions related to the formation, distribution and use of financial resources to provide the necessary size and structure of assets in accordance with the objectives of the enterprise. Financial management expresses the entire process of managing reproduction via the formation and use of financial resources, capital and cash flow necessary for the implementation of business at risk in order to fulfill the economic entity of its functions. The main objective of financial management is to ensure welfare maximization owners of the enterprise in the current and future period, resulting in the growth of the market value of their capital. Achieving this goal is achieved by solving a number of problems, most important of which are the following: the calculation of a given level of the main indicators of the company in the coming period, especially the level of output (sales) production and profit from operating activities; definition of the required size and structure of production resources and its optimization; ensuring the formation of sufficient financial resources, including by attracting equity and debt, optimization of relations between them.
Keywords: finance, management, financial management. УДК 336.67
ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА
© 2015
Н. В. Колачева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математика и математическое моделирование» Н. Н. Быкова, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях рыночной экономики главную роль в системе экономических показателей играет прибыль и рентабельность деятельности. В настоящее время рыночная экономика требует от организации повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т. д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу финансовой деятельности организации. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития организации, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Ежегодно (при необходимости ежеквартально) каждая организация для нормального функционирования в рыночных условиях должна проводить анализ финансовой деятельности. Такой анализ позволяет выявить финансовые возможности организации, своевременно обнаружить негативные тенденции ее развития, в том числе угрозу банкротства, выработать меры по улучшению финансового состояния, а также выбрать надежного, с финансовой точки зрения, партнера.
Ключевые слова: валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, планирование, рентабельность, рыночный механизм, финансовый результат, чистая прибыль.