УДК 347
Бурмистров Константин Юрьевич
бакалавр юриспруденции, кафедра гражданско-правовых дисциплин. Московский гуманитарный университет [email protected]
Konstantin Yu. Burmistrov
bachelor of jurisprudence, department of civil legal disciplines Moscow University for the Humanities. [email protected]
Теоретические основы федерализма
Аннотация. В настоящей статье раскрывается понятие «федерализм» как социально-политического феномена. Рассматриваются наиболее интересные с научно-теоретической и практической точек зрения подходы к содержанию понятия «федерализм» из числа тех, что имеются в зарубежной и отечественной юридической литературе. Выделяются несколько теоретических моделей федерализма, которые можно рассматривать в качестве составляющих общей теории федерализма, поскольку рассматриваемые модели не содержат индивидуализирующих ту или иную федерацию признаков. Обосновывается вывод определяющий федерализм, как совокупность принципов гармоничного сосуществования различных частей государства (субъектов федерации), которые обладают определенной степенью автономии от федерации.
Ключевые слова: федерализм, концепция федерализма, основы федерализма, принципы федерализма, теоретические модели федерализма.
Theoretical foundations of
federalism
Annotation. The present article reveals the concept of «federalism» as a socio-political phenomenon. Discusses the most interesting from theoretical and practical points of view, approaches to the concept of «federalism» among those in the foreign and domestic legal literature. There are several theoretical models of federalism, which can be regarded as components of a General theory of federalism, since the models considered do not contain individualizing a particular Federation features. The conclusion defines federalism as a set of principles for harmonious coexistence of different parts of the state (of the Federation), which have a certain degree of autonomy from the Federation.
Keywords: federalism concept of federalism, principles of federalism, principles of federalism, theoretical models of federalism.
Федерализм является одним из наиболее трудных, если не самым трудным для определения социально-политическим феноменом. По мнению некоторых отечественных авторов, несмотря на возможность выделения ос, -
рализма не существует, и сам термин «федерализм» имеет различные толкования [1]. Федерализм как социально-политическая категория яв-,
точки зрения на его определение, вплоть до отрицания возможности дать его общее концептуальное определение [2].
Исторически термин «федерализм» происходит от латинского «foedus» - договор, союз. В качестве одного из институтов римского права «foedus» -
ление jus gentium - «права народов», предтечи .
вывод о том, что федерация в своем изначаль-, , -
. , выражением концепции федерализма выступают принципы договора (оглашения), а также род. «foedus» «fides» - ,
партнерство, добровольное согласие [3]. Сам « » -
страненным в рамках конституционного права и относится как к форме государственного устройства (федерация), так и в широком смысле к
концептуальному политическому движению за
. -
ное рассмотрение федерализма как системы основных принципов устройства и функционирования государства, отличных от принципов конфедерации и унитаризма.
В предисловии к российско-бельгийскому пособию «Основы теории и практики федерализма» его авторы подчеркивают, что рассматривают федерализм, прежде всего с правовой и институциональной точек зрения [4], хотя отдают должное концепции федерализма как децентрализации - «стремления охватить федерализацией каждую область человеческой деятельно- , ,
, - -
,
» [4]. « », -
терный для анархистского направления полити-( - - ),
получил в XX в. характеристику «глобального »,
общественной жизни в противовес узко понимаемого федерализма как формы государственно-
территориального устройства. «Видимо, это противопоставление произошло из-за «антигосударственной» позиции глобальных федералистов,
отдававших приоритет ассоциативному и персо-
,
территориальному» [5]. Во всяком случае, в наши дни становится все более очевидным, что федерализм уже не может ограничиваться исключительно территориальными и политически.
,
понятия содержания федерализма в отечественной науке используется все активнее. Так, Д. Тэпс приходит к выводу, что «федерализм возникает на стыке взаимоотношений государства и гражданского общества»: «Право и безопасность, своеобразие и свобода - вот то де-
,
возможными федеративные государства. Актуальность сохранения целостности России не должна заслонять от нас тот факт, что федерализм является не только одной из форм госу-. -цип содержит в себе имманентную цель - достижение большей свободы человека. Вследствие этого федерализм имеет глубинную тенденцию к превращению в форму общественного устройства» [6]. Представляется, что и такой подход является перспективным с точки зрения
наполнения понятия федерализма многофунк-
, -
деления властей и компетенций.
Действительно, у концепций федерализма слишком богатая история, чтобы было возможно свести его к нескольким постулатам. Да и сложные взаимоотношения марксизма с федералистами, в которых К. Маркс видел чуть ли не главных противников рабочего движения (отсюда и ярлык «анархо-синдикалистов»), надолго наложили
своеобразный карантин на освоение богатейше-« », -
давшего федерализму антропоцентрическое и социетальное значение идеологии свободы и
ответственности [7]. Но что особенно ценно в « » -
: -
лен не только на фиксацию анализируемого явления, но и на его преобразование, сначала в теоретическом плане («металектика»), затем и в плане практических действий [8].
С учетом вышесказанного далее представляется необходимым выделить несколько наиболее интересных с научно-теоретической и практической точек зрения подходов к содержанию поня-« » ,
:
1. Федерализм - есть комплексное социально-юридическое, политическое, экономическое, духовно-культурное понятие и явление.
Так, профессором Н.М. Добрыниным термином «»
,
с федеративной формой устройства государства. Понятием «федерализм» предлагается
поглощать все экономические, духовно-культур-
( ),
политико-правовые явления и закономерности, которые, в первую очередь, определяют федеративную модель; существенно влияют на нее; а
,
сферах жизни государства и общества. Федерация в таком понимании представляет собой по-
федерализма [9].
У М.В. Глигич-Золотаревой, как и у предыдущего
,
« », , « -»
-
может быть в достаточной степени определен с точки зрения формальных (во многом) позиций
конституционно-правовой науки. Это сложное и
,
ярко выраженный междисциплинарный характер.
По отношению к федерализму применимы коли,
подходы, позволяющие определять степень фе-
,
.
Автором высказывается предположение, что при исследовании феномена федерализма допустимо введение шкалы федерализации (например, ).
конкретного государства может проводиться с помощью целого ряда критериев, к основным из
которых стоит отнести: характеристику конститу--
устройства и субъектного состава федерации, модель разграничения компетенции, полномочия различных уровней публичной власти, порядок комплектования верхней палаты парламента и
ее возможности оказывать реальное влияние на
,
субъектов федерации в конституционных ре,
,
налогообложения, социально-экономическое
положение центра и регионов, объем ресурсов и
, ( ,
языковую и пр.) специфику регионов, обеспечение социальных стандартов населения, уровень развития транспортной инфраструктуры, эффективность судебной и правоохранительной систем и др. В определенных случаях категорию «»
по отношению к категории «федерация» - в частности, в случае обобщения [10].
В эту группу можно включить и мнение ИТ. Горбачева, который полагает, что в понятие федерализма включается понятие федерации как одной из его составных частей; также в него входит совокупность идей, концепций, теорий, то есть все то, что может быть условно охарактеризовано как идеология федерализма, равно как и культура данного явления, подразумевающая совокупность стереотипов, иначе говоря, укоренившихся представлений, ценностей, установок и действий в области федеративных отношений и федеративного устройства государства [11]. Как представляется, в выводах ИТ. Горбачева
явно прослеживается влияние работ, в частно, (« - -
( ) .
Доктрина федерализма - разновидность плюра,
идеологией, те. совокупностью связанных идей ( , -
ний по широкому кругу проблем, главные из которых - о человеке и социуме»)), а также Вин, -
логией подлинно самоуправляющегося общества, альтернативой по отношению к любой централизованной властной иерархии [12].
По мнению британского геоэтнографа Грэма Смита, изложенному в его работе «Федерализм: поли»,
понимать даже мировоззрение, в соответствии с которым ццеальная форма организации жизни людей в наилучшей степени выражается в утверждении многообразия через единство, в балансе автономии и суверенитета, общенационального и регионального; при этом федерализм как идеология, синтезирующая множество доктрин, убеждений и прагматических соображений, не является самодостаточным в той степени, в которой вполне самодостаточны либерализм или социализм, способные дать ответы практически на все жизненные вопросы [13].
2. - -.
В частности, В.А. Черепановым критикуется излишне широкий подход к определению понятия федерализма, обозначенный выше, поскольку при его использовании в значение термина могут входить фактически различные пересекающиеся понятия, причем в ряде случаев не научные, а житейские. «Представляется, - пишет В.А. Черепанов, - что федерализм в качестве правового явления необходимо отделять от иных, неправовых наслоений (политических, экономических, социологических и др.), следует сужать данное понятие и ограничивать его объем, во-первых, на основании правовой материи, и, во-вторых, с помощью тех правовых явлений, которые относятся именно к федеративному, а не к иному (унитарному или конфедеративному) устройству ». , федерализм представляет собой принцип государственно-территориального устройства, заключающийся в разделении государственной власти между государством и входящими в его состав субъектами; принцип, позволяющий обеспечивать единство и целостность государства [14]. Или, как говорится в другой работе
этого же автора, «в наиболее общей трактовке -
устройства, которая основана на принципе федерализма» [15].
Суть принципа федерализма заключается в том, что если внешняя сторона этого явления - это разделение центра принятия общезначимых решений на несколько, в соответствии с числом , -
сглаживания конфликтов между центром и регионами. Так, ИЛ. Конюховой (Умновой) озвучивается
мнение, что «будучи принципом, федерализм воплощает в себе способ урегулирования разногласий и объединения людей и их образований на ». «
пути к объединению людей в мирное и гармоничное сообщество на всех уровнях территориальной организации государства и общества выдвигается на сегодняшний день в числе ключевых ццей анализа перспектив и тенденций развития общественных, внутригосударственных и межгосударственных объединений» [16].
3. -
норм, а процесс, призванный «глушить» конфликты центра и регионов, устанавливая их взаимодействие, «обеспечивая наиболее целесообразные в данных условиях методы управления » [17].
4. - -
,
государственной власти по вертикали. В обеспечении единства государственной власти с учетом его одновременного распределения по уровням государственности проявляется организующая роль федерализма, необходимая для достижения эффективности и демократизма публичной власти в конкретном государстве [18].
5. - --
устройства нескольких (^деративных) государств понятие [19].
Можно высказать предположение, что во всех указанных подходах и определениях понятия федерализма имеется свое рациональное зерно,
потому они могут применяться как в научно, ,
реформировании федеративных отношений в .
В юридической литературе принято выделять несколько теоретических моделей федерализма, которые можно рассматривать в качестве составляющих общей теории федерализма, поскольку в этих квинтэссенциях не содержится индивидуализирующих ту или иную федерацию признаков. Однако, как верно подмечено А. В. Бутенко, существование таких моделей позволяет на более высоком теоретическом уровне раскрыть особенности федерации, существующей в данный конкретно-[20].
Так, по способу образования федерации выделяют союзную и децентрализованную модель .
возникновения федерации выступает договор ( , , .). -
зованной модели федерация есть результат , -
( , ). , союзная модель федерализма может принимать форму делегированного федерализма, когда полномочия центральной власти определяются государствами, образующими союз. Децентрализованная модель предполагает наделение центром территорий определенным объемом .
По характеру и степени взаимосвязанности и взаимозависимости субъектов федеративных отношений в системе разделения государственной власти выделяются два типа федерализма: дуалистический и кооперативный.
Дуалистический федерализм предполагает разделение функций и полномочий между цен-( ) -
тов федерации.
Кооперативный федерализм предполагает существование нецентрализованной федерации, в которой взаимоотношения между центром и территориями строятся на принципе разделенной и солидарной власти и ответственности, при которой функции, когда-то признаваемые исключительными для каждой из сторон, становятся совместными.
В отличие от теории дуалистического федерализма, связанной конституционными нормами, кооперативный федерализм опирается также и на политические реалии, которые определяют путь и порядок нахождения консенсуса между центром и территориями.
По сложившейся однородности субъектов федерации выделяют также следующие модели федерализма: симметричный федерализм, асим-, -
ментами асимметрии. «
, -
дически равных образований - субъектов феде.
неравенство субъектов между собой, наличие
разнотипных с точки зрения их юридического , -
, -
ких-либо субъектов (общефедеральные территории)» [21].
Однако большинство современных федеративных государств - это симметричные федерации с элементами асимметрии. В таких государствах субъекты федерации признаются однородными
по природе и статусу (например, США, Герма),
Литература:
1. Хабирова А.В. Категориальный статус и проблемно-теоретическое поле понятия «федерализм» // Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. 2007. Т. 149. Кн. 3. С. 60-70.
2. . . : - -дологические аспекты. Новосибирск : Наука, 2005. С. 17.
3. . .
кризис федералистских проектов в странах Цен// -тических систем и международных отношений: Вып. 1. Казань : Изд-во КГУ, 2006. С. 128-137.
определенные исключения из правил, которые затрагивают лишь отдельные элементы правового статуса данных субъектов.
, -
, -
ем двух основных принципов: автономии и участия [22]. Принцип автономии заключается в том, что федеральная конституция фиксирует компетенцию федерального центра и уточняет, что все, что не является его компетенцией, составляет компетенцию субфедеральных органов власти. Принцип участия реализуется путем участия представителей субфедеральных органов власти в разработке федеральной политики посредством их представительства в законодательной и исполнительной власти. Это реализуется в федеральном бикамерализме: парламенты федеративных государств состоят из двух палат - одна представляет население в целом соответственно числу жителей каждого региона,
а вторая представляет субъекты федерации.
, -
рализма сводятся к следующему: определению характера взаимоотношений центральной власти, принадлежащей непосредственно федерации и власти субъектов федерации, входящих в .
Кратким итогом сказанному выше будет следую. , -- -
ториально-политического устройства, при которой
несколькими государственными или территори-, -
ленной политической самостоятельностью, образуется единое политическое сообщество. В свою очередь, федерализм - это принцип, точнее совокупность принципов гармоничного сосуществования различных частей государства (субъектов федерации), которые обладают определенной степенью автономии от федерации по предметам, закрепленным в федеральной конституции, а также эффективного разрешения конфликтов между органами власти федерации и субъектов федерации. Базовый принцип федерализма -принцип разграничения предметов ведения и полномочий между различными уровнями власти в федеративном государстве.
Literature:
1. Habirova A.V. of Categorical status and problem-theoretical field, the concept of «federalism» // scientific notes of Kazan state University. Humanities. 2007. T. 149. Book. 3. S. 60-70.
2. Dobrynin N.M. Federalism : historical and methodological aspects. Novosibirsk : Nauka, 2005. S. 17.
3. Bolshakov A.G. Modern federalism and the crisis of federalist projects in the countries of Central and Eastern Europe // the Dynamics of political systems and international relations: Vol. 1. Kazan : Publishing house of KSU, 2006. S. 128-137.
4. ( )
:
учебных заведений. Бельгия, 1999. С. 3.
5. . . -низации публичной власти : монография / С.А. Авакьян, А.М. Арбузкин, ИЛ. Кененова и
.; . . . . . .. . . : Юстицинформ, 2014. С. 238.
6. . -. . : . , 2002. . 5.
7. .. . . / . . , . . , . . . . 239.
8. Гпигич-^потарева М.В. Синергетика федера-
/ . . - , . . // Право и политика. 2006. (Ч. 1). № 11. С. 5-16.
9. . . : -новление, современное состояние и перспективы. Новосибирск : Наука, 2005. С. 16.
10. Глигич-Зопотарева М.В. Правовые основы
. . : , 2006. . 44-45.
11. . . : принципы построения и конституционно-договорная база разграничения предметов ведения и полномочий. СПб. : Изд-во Санкт-Петерб. ун-та
, 2000. . 5.
12. Миронюк М.Г. Современный федерализм: Сравнительный анализ : учебное пособие. М. : РОССПЭН, 2008. С. 38-39.
13. Миронюк М.Г. Указ. соч. С. 39.
14. Черепанов В А. Консти туционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами.
. : - , 2003. . 32-33.
15. Черепанов В А. Теория росси йского федера-
: . . : - , 2005.
С. 17.
16. Конюх ова И А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. М. : ОАО «Издательский дом «Городец»; «Формула права», 2004. С. 16, 19.
17. Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М. : Изд-во ИНИОН РАН, 1995. С. 31.
18. Безрукое А.В. Конституционное право России : учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юстицинформ, 2015. С. 116.
19. Андерсон Дж. Федерализм: введение / пер. с англ. А. Куряева, Т. Даниловой. М. : ЗАО Изд-во « », 2009. . 9.
20. . . -
// -ное и муниципальное право. 2012. № 10. С. 26.
21. Киселева А.В. Теория федерализма / . . , . . . . : -Моск. ун-та, 2002. С. 194.
4. Louvain (Leuven) fundamentals of the theory and practice of federalism : a manual for students of higher educational institutions. Belgium, 1999. P. 3.
5. Avakyan S.A. Modern problems of organization of public power : monograph / S.A. Avakyan, A.M. Roboskin, I.P. Chinenova etc.; Hands. ed. qualitative and ed. edited by S.A. Avakyan. M. : Yustitsinform, 2014. S. 238.
6. Teps D. Conceptual foundations of federalism. SPb. : The faculty of law. center Press, 2002. P. 5.
7. Avakyan S.A. the Decree. cit. / S.A. Avakyan, A.M. Roboskin, I.P. Chinenova etc. P. 239.
8. Gligich-Zolotareva M. V. The synergy of federalism / M.V. Gligich-Zolotareva, N.M. Dobrynin // law and politics. 2006. (part 1) № 11. P. 5-16.
9. Dobrynin N.M. Russian federalism: formation, present state and prospects. Novosibirsk : Nauka, 2005. P. 16.
10. Gligich-Zolotareva M.V. the Legal basis of federalism. M. : Yurist, 2006. P. 44-45.
11. Gorbachev I.G. Russian federalism: principles and constitutional legal framework of differentiation of subjects of conducting and powers. SPb. : Izd-vo Sankt-peterb. University of the interior Ministry, 2000. P. 5.
12. Mironyuk M.G. Modern federalism: the Comparative analysis : a tutorial. M. : ROSSPEN, 2008. P. 38-39.
13. Mironyuk M.G. Decree. cit. p.39.
14. Cherepanov V.A. Constitutional and legal framework of separation of powers between the Russian Federation and its subjects. Moscow : MZ-PRESS, 2003. P. 32--33.
15. Cherepanov V.A. Theory of federalism : textbook. Moscow : MZ-PRESS, 2005. S. 17.
16. Konyukhov A.I. Modern Russian federalism and international experience: Results of formation and perspectives of development. M. : JSC «Publishing house «Gorodets»; «Formula Prava», 2004. P. 16, 19.
17. Chirkin V.E. Modern federalism: a comparative analysis. M. : Publishing house INION RAN, 1995. P. 31.
18. Bezrukov A.V. the Constitutional right of Russia : textbook. 3-e Izd., Rev. M. : Yustitsinform, 2015. P. 116.
19. Anderson J. Federalism: an introduction / ed. from English. A. Kuraeva, T. Danilova. M : ZAO Publishing house «Ekonomika», 2009. P.9.
20. Butenko A.V. To the question about the modern model of Russian federalism // the Constitutional and municipal law. 2012. № 10. S. 26.
21. Kiselev A. V. Theory of federalism / A.V. Kiselev, A.V. Nesterenko. M. : Izd-vo Mosk. University press, 2002. P. 194.
22. Морозова ЕЛ. Модели бюджетного федерализма в развитых странах и особенности их применения в Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2009. С. 20.
22. Morozova E.A. Models of fiscal federalism in developed countries and peculiarities of their application in the Russian Federation : avtoref. dis. ... doc. ekon. sciences. M., 2009. P. 20.