Научная статья на тему 'Теоретические основы детского аутизма: факторы, проявления, проблемы'

Теоретические основы детского аутизма: факторы, проявления, проблемы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2065
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
аутизм / дети / проявления / факторы / проблемы / развитие / адаптация / общение / се-мья / социализация. / autism / children / manifestation / factors / problems / development / adaptation / communication / fam-ily / socializing.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рожкова Александра Вячеславовна

Данная статья посвящена проблемам раннего детского аутизма, которая в настоящее время при-обретает все большую актуальность, а также факторам его возникновения и проявления. В статье при-водятся примеры часто встречающиеся виды детского аутизма и формы работы с такими детьми. Адаптация и обучение ребенка с подобным диагнозом. Работа с семьёй.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF CHILDHOOD AUTISM: FACTORS, MAFESTATIONS, PROBLEMS

This article is about problems of early childhood autism, about factors of occurrence and manifestation of it, which nowadays are becoming more and more actual. There are examples of frequent kinds of childhood autism and forms of working with such children in the article. Adaptation and teaching of a child with this diagnosis. Working with his family.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы детского аутизма: факторы, проявления, проблемы»

<<шушетим~^©и©мак>>#щ&4)),2©2© / PSYCHOLOGICAL sciences

Рожкова Александра Вячеславовна

Российская федерация,г.Калуга Калужский Государственный университет Им. К.Э.Циолковского, студентка 2 курса

Научный руководитель: Дувалина Ольга Николаевна Российская федерация,г.Калуга Калужский Государственный университет Им. К.Э.Циолковского, к.псих.н., доцент

DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11819 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОГО АУТИЗМА: ФАКТОРЫ, ПРОЯВЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ

Rozhkova Alexandra Vyacheslavovna

Russian Federation, Kaluga Kaluga State University K.E. Tsiolkovsky, 2nd year student Scientific adviser: Duvalina Olga Nikolaevna Russian Federation, Kaluga

Kaluga State University K.E. Tsiolkovsky, candidate of psychological sciences, associate professor

THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF CHILDHOOD AUTISM: FACTORS, MAFESTATIONS, PROBLEMS

Аннотация.

Данная статья посвящена проблемам раннего детского аутизма, которая в настоящее время приобретает все большую актуальность, а также факторам его возникновения и проявления. В статье приводятся примеры часто встречающиеся виды детского аутизма и формы работы с такими детьми. Адаптация и обучение ребенка с подобным диагнозом. Работа с семьёй.

Abstract

This article is about problems of early childhood autism, about factors of occurrence and manifestation of it, which nowadays are becoming more and more actual. There are examples offrequent kinds of childhood autism and forms of working with such children in the article. Adaptation and teaching of a child with this diagnosis. Working with his family.

Ключевые слова: аутизм, дети, проявления, факторы, проблемы, развитие, адаптация, общение, семья, социализация.

Keywords: autism, children, manifestation, factors, problems, development, adaptation, communication, family, socializing.

Аутизм- (от латинского слова autos - «сам», аутизм - погружение в себя)- представляет собой обособление от реальности, отстранение от окружающей среды. Дети с аутизмом избегают зрительных контактов с окружающими. Они отличаются повышенной мышечной напряженностью (мамы этих детей отмечают, что они настолько напряжены, «словно сделаны из цельного куска де-рева»).[6].

В поведение детей с подобным диагнозом преобладает склонность к избеганию каких-либо контактов с родными людьми. Также у них возникают сложности с выражением эмоций. Они весьма требовательные в быту. Их выбор делается по необъясним для окружающих причинам (к примеру, они выбирают еду определённой формы; носят одежду конкретного цвета; ходят всегда одним и тем же путем). При небольшой перемене обыденных жизненных условий у этих детей наблюдается резко отрицательная реакция, часто приводящая к истерике или нервному срыву.

У детей аутистов отсутствует привычный для детей интерес к окружающему миру: они не любят играть с обычными игрушками. Порой они выбирают неподходящие для игр предметы: скрепки, булавки, пуговицы, кусочки ткани и т.д. В зависимо-

сти от степени аутизма, которых насчитывается четыре, по степени повышения болезненных проявлений, поведение таких детей изменяется от стремления сохранить постоянство и избегания эмоциональных и физических контактов с окружающим миром до неспособности использовать речь как средство общения, они используют отдельные звуки.

Однако, больные аутизмом могут цитировать наизусть большие объемы текста, решать в уме сложные математические примеры и задачи. Внешне эти дети производят впечатление «пустой крепости» [7].

Итак, самым распространенным проявлением детского аутизма является стремление к одиночеству, обособленности, отсутствие какого-либо интереса к общению с окружающими. Характерные сложности налаживания зрительного контакта, нехватка мимики и жестов. Также часто возникают трудности понимания эмоционального состояния других людей и выражение своих эмоций и чувств. Детям, страдающим от расстройства аутистиче-ского спектра, характерны повторяющиеся движения и быстрые действия, а также непроизвольное повторение каких-либо слов или фраз, которые связаны со стремлением поддержания однообразного

PSYCHOLOGICAL SCIENCES /

состояния. Могут проводить неестественные манипуляции с различными предметами и игрушками, с игнорированием общей функции обращением к их физической характеристике, что отражается в постукивании, потряхивании. Для детей с таким заболеванием, присуща задержка речи и искажение ее коммуникативной стороны. Даже если ребенок имеет достаточно развитую речь, все же для него характерны немедленные повторы. Подобные речевые обороты не используются им для общения: ребенок может пользоваться ими, не обращая внимания на реакцию слушателя, вызывая при этом удивление у окружающих. [8].

На данном этапе времени статистика такова, что примерно на 100 детей 1 ребенку может быть поставлен диагноз «аутизм». По данным Всемирной организации аутизма, ранее частота случаев рождения детей с таким диагнозом приходилась на 1 из 10 тысяч. Проявления таких состояний в большей степени выражены в раннем детстве, в период от 1 года до 4-х лет, когда такие дети замыкаются в себе. В возрасте 4-5 лет дети постепенно выходят из данного состояния, при этом с разным эффектом, так что бывают и благоприятные исходы. Диагноз «аутизм», может быть поставлен, только на основе клинических критериев врачом-неврологом или детским психиатром.

К основным видам аутизма, входящим в Международную классификацию болезней, относятся:

• Ранний детский аутизм

• Атипичный аутизм

• Синдром Ретта

• Синдром Аспергера

Ранний детский аутизм- это один из видов аутизма, при котором нарушения психики и поведения ребенка проявляются с первых дней его жизни. Также для обозначения данного заболевания, в медицине используется термин «синдром Каннера». Из 10 тыс. младенцев и детей раннего возраста этот вид встречается у 10-15 малышей. Мальчики страдают данным синдромом чаще чем девочки.

Атипичный аутизм- это глубокое нарушение коммуникаций и социального взаимодействия. Диагностируется позже и протекать менее выражено, чем аутизм. Чаще всего возникает у детей с тяжёлым специфическим расстройством развития восприятия устной речи или умственной отсталости.

Синдром Ретта-психоневрологическое наследственное заболевание, встречается почти исключительно у девочек с частотой 1 к 10-15 тысячам, является причиной тяжёлой умственной отсталости у девочек. Причиной возникновения является мутация одного из генов половой Х хромосомы. Плоды мужского пола с подобной мутацией погибают ещё при нахождении в утробе матери.

Синдром Аспергера - это легкая форма аутизма, при которой способность к социализации относительно сохранена. Признаки данного синдрома начинают проявляться с 2-3 лет, но окончательный диагноз, чаще всего ставится в возрасте в период от 7 до 16 лет. Лица с таким заболеванием

обладают нормальным или высоким интеллектом, но отличаются нестандартными или слаборазвитыми социальными способностями.

Основными факторами и причинами детского аутизма являются:

1. Генетические нарушения

2. Нарушения развития центральной нервной системы

3. Инфекционные и токсические факторы могут нарушить развитие мозга ребенка.

4. При нарушении аминокислотного обмена

5. Изменения объема щитовидной железы.[9]

Методы работы

При работе с аутичными детьми наиболее эффективным способом является поведенческая терапия, с помощью которой дети не только осваивают элементарные бытовые вещи, но и обучаются письму, чтению, счету. Ее главной задачей является счастье ребёнка, которому не взирая на различные нарушения развития, необходимо участвовать в общественной жизни и обязательно наиболее полноценно. Обучение происходит в структурированной обстановке, потому что для таких детей очень важно соблюдение четкой последовательности событий и режимных моментов, в таком случае ситуация становится для них обыденной и облегчает процесс адаптации в обществе.[1]. На начальном этапе обучения аутичному ребенку требуется постоянное сопровождение, так как новая обстановка может вызвать негативную реакцию. Эти дети очень болезненно воспринимают критическую оценку, поэтому при обучении нужно создавать ситуации успеха в тех сферах деятельности, в которых дети наиболее сильны. Поведенческий подход предполагает использование подкрепления, например, если ребёнок выполнил задание, то в качестве поощрения он может поиграть в любимую игрушку или в компьютер. Потом эта поведенческая форма закрепляется в сознании. Основным недостатком такой терапии является то, что ребенок выполняет что-либо за вознаграждение, то есть, поведение регулируется извне. Из-за подобных ситуаций дети становятся эмоционально незрелыми. Для развития чувства «Я», стоит использовать метод анализа состояний ребенок в игровой или творческой среде, то есть в том, что он любит делать.[6] Необходимо наладить с ребенком обратную связь на том языке, что доступен для его понимания, благодаря этому снижается интенсивность внутренних пережива-ний.[2]. В подобных ситуация, можно проговаривать все произошедшее и эмоциональные состояния ребенка, поддерживать его. Таким образом, ребенок постепенно научится эмоциональной регуляции: сначала он это делает при помощи психолога или психотерапевта, потом эта функция переходит во внутренний план. Ещё одним эффективным методом работы с детьми аутистами является арт-терапия. Применение средств арт-терапии делает возможным преодоление коммуникативного барьера у детей с РДА, обусловленного наличием

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#Щ64)),2©2© / PSYCHOLOGICAL SCIENCES

различных речевых проблем, социальных навыков и поведения. Арт-терапия учитывает возможности детей реагировать на сенсорные стимулы при осуществлении совместной деятельности с педагогом. Также, стоит отметить, что методы арт-терапии имеют большую важность для развития воображения и абстрактного мышления у детей с таким диагнозом.

Адаптация и обучение детей с аутизмом

Первый аспект - это адаптация в среде здоровых детей. Важным будет отметить тот факт, что в нынешнее время детей с раннего возраста приучают к толерантному отношению ко всем людям, акцентируя внимание на то, что нет идеального человека и все мы разные, все обладаем какими-то особенностями. В доказательство вышеизложенной мысли стоит привести пример с игрушками и мультфильмами, которые выпустились за последние пять лет: куклы на колясках или с физическими изъянами, а также с различным телосложением, ростом и расой пользуются огромной популярностью. Тема равенства часто поднимается также на телевидении, дети с ОВЗ допускаются в различные телевизионные проекты и даже выигрывают их в честном соперничестве. Из этого следует, что процесс адаптации ребёнка в обычной образовательной организации пройдет, положительно в настоящее время и уж точно в будущем. Ведь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья крайне важно, чтобы к нему относились также, как ко всем, потому что несмотря на его особенности, он такой же, как и все, человек.

Ко второму аспекту стоит отнести создание необходимых медицинских условий. В случае с ре-бенком-аутистом необходим высококвалифицированный штат сотрудников - дефектологов, педагогов, психологов, логопедов. Это крайне важно, чтобы в случае необходимости оказать ребёнку срочную медицинскую или психологическую помощь. И третий аспект - это непосредственно особенности обучения, образования лиц с таким заболеванием. Детей с аутизмом иногда называют «гениями не нашего мира». Одной из отличительных особенностей таких детей является их поразительная черта запоминать сложную, трудную для понимание информацию, но при этом они совершенно не способны на выполнение элементарных заданий. При таких особенностях стоит работать следующим образом - делать упор на то, что ребёнку больше нравится и что у него получается, при этом параллельно развивать основные навыки, постепенно вводить в обиход сначала более лёгкие для его восприятия задания, с незаметными элементами базовых заданий ил тех, которые с трудом ему удаются. Это позволит ученику с таким диагнозом чувствовать, что он занимается тем, в чём он хорошо разбирается, но при этом научится необходимым умениям и навыкам.

Семья

Именно семья является важным элементом при лечении ребёнка с аутизмом: работать нужно не только с ребёнком, но и его семьёй. Прежде всего родители должны понять, как тяжело жить ребенку в мире, необходимо научится терпеливо наблюдать за ним, замечая и произнося в слух каждое его слово и жест .Выполнение этих простых действий поможет расширить внутренний мир маленького человека и направит его на выражение мыслей, чувств, эмоций словами. Кроме того, родители должны учитывать то, что их ребёнок очень ранимый. Любое невольно сказанное слово, может вызвать «эмоциональную бурю». Поэтому учитывая это, родители должны быть предельно аккуратны и осторожны при общении с ребёнком. Внешне ребёнок очень часто не проявляет никакой реакции при нахождении с окружающими людьми, ведет себя так, как будто находится один или около детей или взрослых. Такой ребенок не пустит никого в свой мир. Иногда только по случайно сказанной фразе или жесту, можно догадаться о его эмоциональном состоянии. Поэтому педагогу и родителям необходимо работать в тесной связи, дабы помочь ребенку адаптироваться среди детского коллектива.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что аутизм - это психическо-неврологическое расстройство, характеризующееся дефицитом социальных взаимоотношений и общения, а также ограниченным кругом интересов и большим количеством повторяющихся движений. Дети с расстройством аутистического спектра нуждаются во внимании и заботе, в несколько раз больше чем, обычные. С ними очень тяжело, но и не кто не обещал, что путь к исцелению будет легким. Тяжелые формы аутизма встречаются редко, более широко распространены легкие формы.

Список литературы:

1.Аутизм / под. ред. проф. Э. Г. Улумбекова. М.: Гэотар-мед, 2002

2.Аутичный ребенок: пути помощи. М.: Тере-винф, 1997. 342 с.

3.Бычкова Е. Дети дождя: все об аутизме // Няня, 2001. № 12.

4.Международная научно-практическая конференция «Аутизм. Выбор маршрута» /М. 2014, 2930 с.

5.Уиндер С. И др. На «ты» с аутизмом / Уиндер С. И др М.: Теревинф 2013, 510 с.

6.Бойченко А. Заколдованные принцы. А вы боитесь быть счастливыми? // Московский комсомолец, 1999. 5 августа. С. 3.

7.Башина В. М. Аутизм в детстве. М.: Медицина, 1999

8.Баенская Е. Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Дефектология, 1995. № 5. С. 76-83. 9.Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. Донецк, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.