Научная статья на тему 'Теоретические основания и методическая разработка тренинга формирования профессиональной интуиции в деятельности сотрудников ОВД'

Теоретические основания и методическая разработка тренинга формирования профессиональной интуиции в деятельности сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование интуиционных умений / профессиональная интуиция / параметры интуиции / профессиональная деятельность сотрудников ОВД / formation of intuition skills / professional intuition / intuition parameters / professional activity of police officers employees

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева И. В., Григорьев Павел Евгеньевич

Цель статьи состояла в теоретическом обосновании программы занятий, направленных на формирование умения актуализировать работу интуиции в профессиональных группах. В качестве модельной деятельности была выбрана деятельность сотрудников полиции (в частности, ДПС ГИБДД), поскольку в качестве факторов, активирующих интуицию, выступает опасность – фрустрированность потребности в безопасности, риск. Показана феноменологическая неоднородность понятия «интуиция». Объясняется причина семантического склеивания различных проявлений интуиции в одно понятие через общность наблюдаемой феноменологии. Проанализированы три основные формы феномена интуиции с точки зрения механизмов реализации и с классов потенциально действующих стимулов, актуализирующих процесс интуиции: 1) интуиция как процесс и результат неосознаваемого мышления; 2) интуиция как процесс и принятие решения на основе ощущений от действия подпороговых стимулов; 3) интуиция как процесс и принятие решения на основе ощущений от действия в физическом смысле нелокальных стимулов. Предлагается понятие «индивидуальный стиль интуиционной деятельности» как устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная индивидуальными характеристиками интуиции и реализующаяся как средство эффективного решения профессиональных задач (в данном случае – в деятельности сотрудников ОВД) в условиях высокого уровня информационной неопределенности и ограниченности во времени принятия решения. На основе выдвинутых теоретических положений предлагаются основные задачи, которые реализуются в рамках тренинга: 1) умение настраиваться на восприятие субсенсорной информации; 2) определение доминирующих визуальных, аудиальных, кинестетических модальностей репрезентации индивидуального интуиционного образа; 3) выявление индивидуального интуиционного стиля динамики успешности интуиции; 4) выявление и отработка индивидуального стиля интуиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева И. В., Григорьев Павел Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASICS AND METHODICAL DEVELOPMENT OF TRAINING OF PROFESSIONAL INTUITION AT POLICE OFFICERS

The purpose of the article was a theoretical justification of the program, aimed at the formation of the ability to update the work of intuition in professional groups. As a model activity, the activity of police officers (in particular, the traffic police of the State Traffic Safety Inspectorate) was chosen, because as a factor activating intuition, there is a danger – frustration of the need for safety, risk. The phenomenological heterogeneity of the concept of “intuition” is shown. The reason for the semantic gluing of various intuition’s manifestations into the same concept through the commonness of the observed phenomenology is explained. Three main forms of the phenomenon of intuition are analyzed from the point of view of the mechanisms of realization and from the classes of potentially acting stimuli, which actualize the intuition process: 1) intuition as a process and the result of unconscious thinking; 2) intuition as a process and decision-making on the basis of sensations from the action of subliminal stimuli; 3) intuition as a process and decision-making on the basis of sensations from the action of non-local (in the physical sense) stimuli. The concept of “individual style of intuitition activity” is proposed as a stable system of skills and methods of activity that is conditioned by individual characteristics of intuition and is realized as a tool that effectively solves the professional problems (in this case, in the activity of police officers) in conditions of high level of information uncertainty and time-bound in decision making. On the basis of the proposed theoretical concept, the main tasks that are realized within the framework of the intuition training are proposed: 1) the ability to tune in to the perception of sub-sensory information; 2) determination of the dominant visual, audial, kinesthetic modalities of the individual intuitive image representation; 3) identification of the individual intuition style of the dynamics of the intuition success; 4) identification and development of an individual style of intuition activity.

Текст научной работы на тему «Теоретические основания и методическая разработка тренинга формирования профессиональной интуиции в деятельности сотрудников ОВД»

оригинальные СТАТЬИ

УДК 159.9.072

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНТУИЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД

Васильева И. В.1-2, Григорьев П. Е. 13

1 Кафедра общей и социальной психологии, Институт психологии и педагогики ФГАОУ ВО

«Тюменский государственный университет», 625007, проезд 9 Мая, 5, Тюмень, Россия

2 Кафедра кадрового и морально-психологического обеспечения деятельности ОВД, ФГКУ

ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ» 3 Кафедра медицинской физики и информатики, Физико-технический институт (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 294006, бульвар Ленина 5/7, Симферополь, Россия

Для корреспонденции: Григорьев Павел Евгеньевич, доктор биологических наук, заведующий кафедрой медицинской физики и информатики, Физико-технический институт (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», E-mail: grigorievpe@cfuv.ru

Information about authors:

Vasilieva I. V. http://orcid.org/0000-0003-0740-7260 Grigoriev P. E. http://orcid.org./0000-0001-7390-9109

For correspondence: Pavel E. Grigoriev, Dr. Sci. Biol., Head of the department of medical physics and informatics, Physical and Technical Institute, Vernadsky CFU, E-mail: grigorievpe@cfuv.ru

Резюме. Цель статьи состояла в теоретическом обосновании программы занятий, направленных на формирование умения актуализировать работу интуиции в профессиональных группах. В качестве модельной деятельности была выбрана деятельность сотрудников полиции (в частности, ДПС ГИБДД), поскольку в качестве факторов, активирующих интуицию, выступает опасность - фрустрированность потребности в безопасности, риск.

Показана феноменологическая неоднородность понятия «интуиция». Объясняется причина семантического склеивания различных проявлений интуиции в одно понятие через общность наблюдаемой феноменологии. Проанализированы три основные формы феномена интуиции с точки зрения механизмов реализации и с классов потенциально действующих стимулов, актуализирующих процесс интуиции: 1) интуиция как процесс и результат неосознаваемого мышления; 2) интуиция как процесс и принятие решения на основе ощущений от действия подпороговых стимулов; 3) интуиция как процесс и принятие решения на основе ощущений от действия в физическом смысле нелокальных стимулов.

Предлагается понятие «индивидуальный стиль интуиционной деятельности» как устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная индивидуальными характеристиками интуиции и реализующаяся как средство эффективного решения профессиональных задач (в данном случае - в деятельности сотрудников ОВД) в условиях высокого уровня информационной неопределенности и ограниченности во времени принятия решения.

На основе выдвинутых теоретических положений предлагаются основные задачи, которые реализуются в рамках тренинга: 1) умение настраиваться на восприятие субсенсорной информации; 2) определение доминирующих визуальных, аудиальных, кинестетических модальностей репрезентации индивидуального интуиционного образа; 3) выявление индивидуального интуиционного стиля динамики успешности интуиции; 4) выявление и отработка индивидуального стиля интуиционной деятельности.

Ключевые слова: формирование интуиционных умений, профессиональная интуиция, параметры интуиции, профессиональная деятельность сотрудников ОВД.

THEORETICAL BASICS AND METHODICAL DEVELOPMENT OF TRAINING OF PROFESSIONAL INTUITION AT POLICE OFFICERS

12 Vasilieva I. V., 7-3 Grigoriev P. E.

1 Tyumen State University, Institute of Psychology and Pedagogy, Tyumen, Russia.

2 Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia, Tyumen, Russia.

3 Physical and Technical Institute, Vernadsky CFU, Simferopol, Russia.

Summary. The purpose of the article was a theoretical justification of the program, aimed at the formation of the ability to update the work of intuition in professional groups. As a model activity, the activity of police officers (in particular, the traffic police of the State Traffic Safety Inspectorate) was chosen, because as a factor activating intuition, there is a danger - frustration of the need for safety, risk.

The phenomenological heterogeneity of the concept of "intuition" is shown. The reason for the semantic gluing of various intuition's manifestations into the same concept through the commonness of the observed phenomenology is explained. Three main forms of the phenomenon of intuition are analyzed from the point of view of the mechanisms of realization and from the classes of potentially acting stimuli, which actualize the intuition process: 1) intuition as a process and the result of unconscious thinking; 2) intuition as a process and decision-making on the basis of sensations from the action of subliminal stimuli; 3) intuition as a process and decision-making on the basis of sensations from the action of non-local (in the physical sense) stimuli.

The concept of "individual style of intuitition activity" is proposed as a stable system of skills and methods of activity that is conditioned by individual characteristics of intuition and is realized as a tool that effectively solves the professional problems (in this case, in the activity of police officers) in conditions of high level of information uncertainty and time-bound in decision making.

On the basis of the proposed theoretical concept, the main tasks that are realized within the framework of the intuition training are proposed: 1) the ability to tune in to the perception of sub-sensory information; 2) determination of the dominant visual, audial, kinesthetic modalities of the individual intuitive image representation; 3) identification of the individual intuition style of the dynamics of the intuition success; 4) identification and development of an individual style of intuition activity.

Key words: formation of intuition skills, professional intuition, intuition parameters, professional activity of police officers employees.

Введение

Интуиция - процесс и результат принятия решения на неосознаваемом уровне, инициация которого обеспечивается биологическими и личностными потребностями на основе действия локальных и нелокальных стимулов внешней и внутренней среды и реализуется посредством двух механизмов: неосознаваемого мышления и обратной связи (биологической и психической). Концепт интуиции объединяет несколько различных по механизму реализации феноменов. Причина такого объединения - неосознаваемость процесса принятия решения, затрудненность рациональной аргументации и осознание лишь результата принятия этого решения.

Предлагается выделять три базовых типа интуиции как процесса, которые объединяются внешними феноменологическими признаками: 1) сам процесс интуицирования скрыт от непосредственного наблюдения и представлен только результат; 2) результат презентуется в образах разной модальности (визуальные, аудиальные, кинестетические); 3) связаны с биологическими и социальными потребностями.

1. Интуиция как процесс неосознаваемого мышления. В качестве механизма интуиции здесь выступает неосознаваемый поиск системы, логики в поступившей информации от стимулов локально доступных в среде, накопленного опыта. Типичный пример: решение задач с подсказкой в опытах Я. А. Пономарева [1]. Например, неосознаваемые, малозаметные изменения в траектории и динамике движения автомобиля дают основания инспектору ДПС ГИБДД принять решение об остановке автомобиля, потому что имеется накопленный опыт восприятия автомобилей с нетрезвыми или неадекватными водителями.

2. Интуиция как процесс принятия решения на основе ощущений от действия подпороговых стимулов. Эти стимулы имеются в окружающей среде и воздействуют на физико-химические системы и сам организм, но не достигают по интенсивности порога ощущений для специфических рецепторов или вообще не соответствуют их возможностям (например, магнитное поле, радиоволны большинства диапазонов, повышение концентрации многих химических соединений и т. п.), а значит - прямо недоступны к осознанию и включению в процесс мышления. В этих случаях принятие решения происходит на основе ощущений, вызываемых подпороговыми стимулами или общими реакциями организма, который с помощью механизмов на субклеточном уровне или с помощью резонансов или синхронизации на различных иерархических уровнях (от внутриатомного до популяци-онного) и, как правило. Типичный результат: простые эмоциональные реакции: нравится - не нравится, тревожно - спокойно. Ощущения объективизируются в соответствии с задачами деятельности. Типичные примеры: лозоходство как особая чувствительность к локальным геомагнитным аномалиям, кожно-оптическое восприятие [2, 3].

3. Интуиция как процесс принятия решения на основе ощущений от действия нелокальных стимулов. Так же, как в предыдущем случае, ощущения объективизируются в соответствии с задачами деятельности, но локальных стимулов в зоне непосредственного восприятия нет [4]. Довольно часто подобного рода механизмы причисляют к феноменологии фундаментального природного явления квантовой запутанности [5].

В качестве механизма работы интуиции выдвигаются для первого типа интуиции -неосознаваемые процессы мышления; мышление без подготовительной стадии исходя из неосознаваемых, но явно представленных в поле восприятия ключевых стимулов; для второго и третьего типов интуиции - обратная связь (биологическая и психическая), основанная на неосознаваемых ощущениях и эмоциональном реагировании.

Помимо общих механизмов работы интуиции, существуют факторы, которые оказывают влияние на успешность ее функционирования. В качестве общих факторов выступают, например, пол, возраст; в качестве частных - социально-психолого-физиологический контекст. Он проявляется в удовлетворенности/фрустрированности базовых потребностей, потребности в безопасности, коммуникативных потребностей; в специфике жизненного и профессионального опыта [6]. На основе совокупности этих факторов вырабатывается индивидуальный стиль интуиционной деятельности как устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная индивидуальными характеристиками интуиции и реализующаяся как средство эффективного решения задач (в данном случае профессиональных) в условиях высокого уровня информационной неопределенности и ограниченности во времени принятия решения.

Материал и методы

Основные задачи, реализуемые в рамках тренинга:

1. Умение настраиваться на восприятие субсенсорной информации.

2. Определение доминирующих визуальных, аудиальных, кинестетических модальностей репрезентации индивидуального интуиционного образа.

3. Выявление индивидуального интуиционного стиля динамики успешности интуиции.

4. Выявление и отработка индивидуального стиля интуиционной деятельности.

5. Возможности использования аспектов интуиции в профессиональной деятельности сотрудника ОВД.

Особенности организации формирующих занятий: работа группы в целом, постоянный коммуникативный контакт ведущего тренинга с группой, обеспечение психологической безопасности участников через обращение к успешным примерам помощи интуиции в профессиональной деятельности сотрудников ОВД, ориентация на гармонизацию соматического и психологического состояния участника.

Каждое занятие выстроено следующим образом:

1. Информирование об отдельном аспекте работы интуиции (динамика успешности, на-страиваемость, модальности интуиционных образов).

2. Выполнение психотехники (упражнения) на формирование умения настраиваться на восприятие субсенсорной информации.

3. Выполнение психотехники (упражнения) на формирование одного из аспектов интуиции в деятельности сотрудника ОВД. Обсуждение индивидуального опыта выполнения упражнения каждого из участников тренинга и ведение индивидуальных дневников.

Занятие № 1. Диагностика начального уровня интуиции опросниковыми методами. Цель: формирование настроенности на целенаправленную формирующую работу; установление конструктивного контакта ведущего тренинга с группой и отношений между участниками внутри тренинга.

Этап 1. Информационное введение. Информирование об интуиции как о профессионально-важном качестве.

Этап 2. Тестирование интуиции опросником представлений о собственной интуиции (П. Е. Григорьева, И. В. Васильевой) и опросником интуиции в структуре саморегуляции деятельности (И. В. Васильевой, П. Е. Григорьева). Этап 3. Упражнение на формирование умения настраиваться на восприятие субсенсорной информации.

Садимся спокойно и двигаемся как можно меньше, пока не наступит полное ощущение покоя и уюта. Я буду считать от одного до десяти, и вы закроете глаза. Теперь нужно остаться в полном бездействии, закрыв глаза, отрешившись от окружающего мира, позволяя мыслям течь мимо нашего сознания.

Если вы стали спокойны, то можете настроиться на работу вашего организма, почувствовать - как мы дышим, ощутить температуру кистей рук и ступней ног; почувствовать -как тело соприкасается, давит на стул, на котором вы сидите. Побудьте в этом состоянии вслушивания в себя, ощутите покой и стабильность.

Теперь мы расширим поле восприятия до комнаты, в которой находимся. Позвольте звукам этой комнаты достичь вас, но не фиксируйтесь на них, просто отмечайте, что они есть. Мы наблюдаем совершенно нейтрально как приходят и уходят звуки, шумы.

Теперь расширим поле восприятия до улицы, настройтесь на далекие шумы: движение машин, работа техники, человеческие голоса, звуки птиц. И снова позвольте далеким звукам достичь вас, но не фиксируйтесь на них, просто отмечайте, что они есть. Мы наблюдаем совершенно нейтрально, как приходят и уходят звуки, шумы.

И ваши мысли приходят и уходят; позвольте им скользить по поверхности сознания, не фиксируясь на них и не удерживая их. Мы окружены многими вещами; мы - в мире, мы - часть его.

Постепенно возвращайтесь от восприятия далекой улицы, ее звуков, к восприятию звуков этой комнаты и ощущению себя. Я буду считать от десяти до одного и на счет «один» открывайте глаза и возвращайтесь в ситуацию «здесь-и-сейчас». Упражнение удалось, если вы испытали покой, восприняли себя как часть большого мира.

Этап 4. Обсуждение опыта интуиции в профессиональной деятельности сотрудников ОВД -в общем, и ДПС ГИБДД - в частности: описание собственных историй-нарративов интуиции.

Занятие № 2. Диагностика начального уровня интуиции объективными тестовыми методами. Формирование визуальной модальности интуиции.

Цель: формирование настроенности на целенаправленную формирующую работу; работа с визуальной модальностью интуиции.

Этап 1. Информационное введение. Информирование о каналах интуиции: визуальном, ау-

диальном, кинестетическом. Этап 2. Компьютерное тестирование интуиции программой «Антиципация аффективных

стимулов» (версия для ДПС ГИБДД) [7]. Этап 3. Упражнение на формирование настроенности на интуитивное восприятие визуальных образов.

3.1. Выберите любую из фигур, которые перед вами: круг, квадрат, волны, звезду, крест. Закройте глаза и постарайтесь представить эту фигуру как можно более точно. Степень сосредоточенности является решающим фактором успешности этого упражнения. Поэтому приложите усилия для концентрации ваших возможностей на выбранной фигуре. Постарайтесь удерживать четкое представление фигуры внутренним взором не менее 10 секунд.

Отдохните спокойно. Смените позу, глубоко вздохните. Выберите себе напарника. Выбирайте не по близости расположения в аудитории. Постарайтесь сориентироваться на того человека, который, как вам кажется, лучше других вас поймет.

3.2. Работа с напарником. Задача одного: сосредоточиться, представить одну из фигур, не говоря какую, напарнику и сосредоточенно ее представлять, стараясь «показать» мысленным взором, донести ее до напарника. Задача второго человека почувствовать, какую именно фигуру представляет напарник. Затем роли меняются.

Занятие № 3. Работа с кинестетическими образами интуиции. Цель: формирование кинестетической модальности интуиции.

Этап 1. Информационное введение. Информирование о специфике кинестетической модальности в работе интуиции. Эксперименты А. Н. Леонтьева о кожно-оптическом восприятии [2].

Этап 2. Упражнение на формирование настроенности на интуитивное восприятие кинестетических образов.

2.1. Перед Вами карточки разных цветов. Положите перед собой любую карточку, запишите ее цвет в протокол. Положите ладонь на карточку и постарайтесь описать ощущения в ладони, которые вы испытываете, прикасаясь к карточке. Так нужно сделать с карточками каждого цвета.

2.2. Перед Вами конверты с карточками разных цветов: красный, синий, желтый, Каждый конверт пронумерован. Цветные карточки разложены в конверты в случайном порядке. Возьмите первый из конвертов, закройте глаза и постарайтесь почувствовать цвет карточки в конверте, положив руку на конверт. Именно поверхность ладони сейчас - это орган чувств для восприятия цвета. Степень сосредоточенности является решающим фактором успешности этого упражнения. Поэтому приложите усилия для концентрации ваших возможностей на выполнении задачи. Как только Вы приняли решение о том, какой цвет вы чувствуете,- запишите ваш ответ на бланке напротив соответствующего номера и коротко опишите ощущения, которые у вас возникли в процессе. Отдохните спокойно. Смените позу, глубоко вздохните. Возьмите следующий конверт.

Этап 3. Восстановление ситуаций профессиональной деятельности.

Участникам предлагаются стоп-фотографии из видеосъемок дорожно-транспортных происшествий. Стоп-фотографии начала ситуации, без фиксации элементов ситуации, которые обозначают уже начавшееся ДТП. Задача участников по статичному изображению спрогнозировать развитие ситуации, погрузившись в нее мысленно, без аргументации своего прогноза. Возможно использовать разные модальности для полноты «погружения». В обсуждении важно затронуть случаи успешного прогноза и индивидуальных стратегий интуитивного предсказания и случаи неуспешного прогноза и оценки состояния и способов действий. К работе предлагается 5 фотографий. Участники начинают вести дневники особенностей выполнения заданий. Помимо фиксирования успешности выполнения, фиксируются особенности состояния. Это является основанием для оценки индивидуальной динамики успешности интуиционной деятельности и определения ее стилевых особенностей.

Занятие № 4. Работа с аудиальными образами интуиции. Цель: формирование аудиальной модальности интуиции.

Этап 1. Информационное введение. Информирование о специфике аудиальной модальности в работе интуиции. Этап 2. Упражнение на развитие слухового воображения.

С закрытыми глазами успокаиваемся, погружаемся в себя и представляем себе, что мы сидим на улице, на скамье неподалеку от церкви. Воскресное утро, вскоре начнется служба, зазвонят колокола. Представьте себе сияющее голубок небо с проносящимися по нему облаками, щебет птиц, ласковый теплый ветерок. В эту картину вклинивается постепенный, но сильный звук церковных колоколов, который делает окружающую нас тишину покоя более отчетливой. Сосредоточьтесь на колокольном звоне, послушайте его. Этап 3. Упражнение на развитие внутриличностной аудиальной сензитивности.

Представьте, что у вас есть возможность спросить своего внутреннего помощника о том, как лучше поступить в субъективно сложной для вас ситуации. Представьте, что вы пришли на берег моря, время ближе к вечеру, солнце уже не печет, вы неспешно идете, рассматриваете все вокруг: камни, песок, набегающие волны, водоросли и ветки, ракови-

ны, выброшенные на берег. Чувствуете запах йода, соленые брызги оседают на лице, руках. Море щедро поделилось своими сокровищами: на песке много раковин, они большие и маленькие, изящные и простые. Вы собираете те, которые вам приглянулись, отряхиваете от песка, рассматриваете внимательнее. В каждой из них шумит море. Возьмите ту, которая как вам кажется больше всего ваша раковина, больше всего вам душу греет. Приложите ее к уху, послушайте звуки этой раковины. Вы услышите равномерный шум моря, попробуйте сделать его для себя громче... теперь тише... четче... отрегулируйте так, чтобы вам было комфортно. Через эту раковину у вас есть возможность обратиться к своему внутреннему голосу за помощью. Задайте мысленно вопрос, на который хотели бы получить ответ, и сделайте глубокий, медленный вдох-выдох. Теперь настраивайтесь на звуки раковины, слушайте что пробивается сквозь шумы и помехи как на радио. Может быть, это будут отдельные слова и выражения, тогда попробуйте снова отрегулировать четкость звука как в радиоприемнике; может быть это будут целые фразы, в любом случае воспринимайте слышимое безоценочно, не фиксируясь, как текущее по поверхности сознания, чтобы следующим звукам было куда приходить, и вы бы их тоже могли воспринять с готовностью. Когда внутренний голос скажет все, что готов сказать, его звуки станут все тише и тише, пока не останется ровный гул. Отнимите раковину от уха и положите ее в карман, это ваш персональный ключ доступа к своему внутреннему голосу, вы к нему можете обратиться в случае необходимости. Этап 4. Восстановление ситуаций профессиональной деятельности по стоп-фотографиям. Используются другие фотографии, не те же самые, что были использованы на предыдущем занятии.

Занятие № 5 Комплексная сензитивность и комплексное прогнозирование.

Цель: формирование комплексной сензитивности и комплексного прогнозирования.

Этап 1. Достраивание истории, сензитивность к предыстории объекта.

В состоянии покоя, внимательной сосредоточенности к внутренним и внешним стимулам. Перед вами на столе стоят небольшие предметы (сувениры, предметы домашнего обихода), такие, что их легко взять в руки. Спокойно берем предмет в руки, рассматриваем его, потом закрываем глаза и просим его рассказать свою историю. Начиная с непосредственного прошлого - как попал в дом, как используется, как его изготавливали. Сначала схематично, как в густом тумане, потом - все более отчетливо,- история предмета развивается перед вашим внутренним взором. Этап 2. Комплексная сензитивность.

Располагаемся удобно, закрываем глаза и погружаемся в состояние покоя. Мысленно перемещаемся на морской пляж и ощущаем носом солоноватую свежесть морского воздуха.

Почувствуйте теплый песок пляжа, на котором вы лежите, который приятно приспосабливается к вашему телу. Вы легко зачерпываете песок в ладонь и чувствуете, как он медленно протекает между пальцами. Жаркие лучи южного солнца согревают ваше тело, и вы ощущаете тепло на коже. Приятный ветерок, дующий с моря, ласково обдувает и несет прохладу.

Воздух мягок и полон приятных ароматов, вы чувствуете запахи соли и водорослей, деревьев, растущих рядом с пляжем. Вы слышите шум прибоя, шелест ветра, крики птиц. Ощутите максимально отчетливо это состояние комфорта и покоя. Это ваш внутренний ресурс, вы можете к нему обращаться, когда потребуется. Этап 3. Комплексное прогнозирование.

Участникам предлагается видеосюжет начала разворачивания дорожно-транспортного происшествия. Используется принцип методики «Видеоклипы» О. В. Степаносовой [8]. Задача участников: индивидуально описать прогнозируемое развитие событий. Далее сюжет демонстрируется полностью, и участники могут сравнить точность своих прогнозов и реальное развитие событий. Анализируются, так же, как и в предыдущем занятии, случаи успешного прогноза и индивидуальных стратегий интуитивного предсказания, а также случаи неуспешного прогноза и оценки состояния и способов действий. К анализу предлагается 3 видеосюжета. В индивидуальных дневниках фиксируется результат прогноза и особенности стратегий интуитивного принятия решения, особенности индивидуального состояния участника.

Этап 4. На основании записей в индивидуальных дневниках проводится анализ успешных и неуспешных стратегий интуитивного предсказания; индивидуальных предикторов успешности работы интуиции.

Заключение.

Нами было представлено теоретическое обоснование методической разработки формирующих занятий, направленных на развитие параметров интуиции в профессиональной деятельности. В качестве модельной деятельности была выбрана деятельность сотрудников полиции, в частности, ДПС ГИБДД. В построении формирующих занятий, прежде всего, учитывалось положение о том, что успешность интуиции связана с погружением в ситуационный контекст [9].

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest: We have no conflict of interest to declare.

Библиография

1. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976

2. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981

3. Yaroslavsky L., Goerzen C., Umansky S., Caulfield H. J. Optics-less smart sensors and a possible mechanism of cutaneous vision in nature. Central European Journal of Physics. 2010; 8(3): 455-462. doi:10.2478/s11534-009-0132-7.

4. Bem D., Tressoldi P., Rabeyron T., Duggan M. Feeling the future: A meta-analysis of 90 experiments on the anomalous anticipation of random future events.F1000Research. 2015;4:1188. doi: 10.12688/ f1000research.7177.1

5. Walach H, Tressoldi, P. & Pederzoli, L. Mental, behavioural and physiological nonlocal correlations within the Generalized Quantum Theory framework. 2016. Axiomathes. doi10.1007/s10516-016-9290-6

6. Васильева И. В., Григорьев П. Е. Интуиция: от противоречивости теоретических объяснений к методологии доказательного эмпирического исследования. Вестник ТюмГУ ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. HUMANITATES. 2014;9:189-195.

7. Григорьев П. Е., Васильева И. В. Игнатов А. Н. Особенности интуиции инспекторов ГИБДД . Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016;3(33):224-228.

8. Степаносова О. В., Корнилова Т. В. Мотивация и интуиция в регуляции вербальных прогнозов при принятии решений. Психологический журнал. 2006;2: 60-68.

9. Васильева И. В., Попов А. Ю. Диагностические возможности методов оценки интуиции. Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2012;9: 202-207.

References

1. Ponomarev YA.A. Psychology of creativity. M., 1976. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Leontiev A. N. Problems of development of the psyche. Moscow: Moscow State University, 1981. [in Russian].

3. Yaroslavsky L., Goerzen C., Umansky S., Caulfield H. J. Optics-less smart sensors and a possible mechanism of cutaneous vision in nature. Central European Journal of Physics. 2010; 8 (3): 455-462. doi: 10.2478 / s11534-009-0132-7. [in Russian].

4. Bem D., Tressoldi P., Rabeyron T., Duggan M. Feeling the future: A meta-analysis of 90 experiments on

the anomalous anticipation of random future events.F1000Research. 2015; 4: 1188. doi: 10.12688 / f1000research.7177.1

5. Walach H, Tressoldi, P. & Pederzoli, L. Mental, behavioural and physiological nonlocal correlations within

the Generalized Quantum Theory framework. 2016. Axiomathes. doi10.1007 / s10516-016-9290-6

6. Vasilyeva I. V., Grigoriev P. E. Intuition: from the inconsistency of theoretical explanations to the methodology of evidence-based empirical research. Bulletin of Tyumen State University HUMANITARIAN RESEARCH. HUMANITATES. 2014; 9: 189-195. [in Russian].

7. Grigoryev PE, Vasilyeva I. V. Ignatov A. N. Features of intuition of inspectors of traffic police. Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016, 3 (33): 224-228. [in Russian].

8. Stepanosova OV, Kornilova Т. V. Motivation and intuition in the regulation of verbal forecasts in decision-

making. Psychological journal. 2006; 2: 60-68. [in Russian].

9. Vasilieva IV, Popov A. Yu. Diagnostic capabilities of methods for evaluating intuition. Bulletin of the Tyumen State University. Humanitarian research. Humanitates. 2012; 9: 202-207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.