Градостроительство и архитектура
------ЖИЛИЩНОЕ ---
СТРОИТЕЛЬСТВО
Научно-технический и производственный журнал
УДК 621.644.074.6
DOI: https://doi.org/10.31659/0044-4472-2019-12-14-20
О.А. ЛИСИНА, магистр архитектуры ([email protected]), Е.В. КАЙДАЛОВА, канд. архитектуры
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65)
Теоретические модели многоуровневых пешеходных пространств
Рассмотрены городские многоуровневые пешеходные пространства (далее - МПП). Дано авторское определение объекта исследования. Разработана универсальная авторская классификация, охватывающая весь спектр современных МПП и позволяющая упорядочить их в архитектурной теории. Определены и исследованы главные идентифицирующие признаки, позволяющие установить принадлежность МПП к тому или иному типу: принадлежность к МПП, количество пешеходных уровней, форма пешеходных уровней, наличие или отсутствие доминирующей функции, расположение главного пешеходного уровня относительно уровня земли, определение функционального назначения главного пешеходного уровня. Статистическим методом определены наиболее часто встречающиеся типы МПП в городской среде, проанализировано их функциональное зонирование. Выявлены функциональные особенности МПП на каждом уровне, а также функциональные отличия одинаковых типов МПП в зависимости от градостроительного положения: в исторической застройке центра города, современной застройке центра города и периферии, на ландшафтно-рекреационных территориях центра города и периферии. Предложены теоретические модели, позволяющие рационализировать функционально-планировочную структуру МПП и включающие три группы функций: общественные интерьер-ные, общественные рекреационные и коммуникационно-транспортные.
Ключевые слова: многоуровневое пешеходное пространство, городская среда, функциональные особенности пешеходных пространств, теоретические модели пешеходных пространств.
Для цитирования: Лисина О.А., Кайдалова Е.В. Теоретические модели многоуровневых пешеходных пространств // Жилищное строительство. 2019. № 12. С. 14-20. DOI: https://doi.org/10.31659/0044-4472-2019-12-14-20
O.A. LISINA, Bachelor ([email protected]), E.V. KAYDALOVA, Candidate ofArchitecture Nizhny Novgorod State University ofArchitecture and Civil Engineering (65, Il'inskaya Street, Nizhny Novgorod, 603850, Russian Federation)
Theoretical Models of Multi-Level Pedestrian Spaces
The article deals with urban multi-level pedestrian spaces (hereinafter-MPS). The author's definition of the object of research is given. A universal author's classification covering the whole spectrum of modern MPS and making it possible to organize them in the architectural theory is developed. The main identifying signs making it possible to establish belonging of MPS to this or that type are defined and investigated: belonging to MPS, number of pedestrian levels, form of pedestrian levels, presence or absence of dominant function, the location of the main pedestrian level relative to the ground level, determination of the functional purpose of the main pedestrian level. The most common types of MPS in the urban environment are determined by statistical method, their functional zoning is analyzed. The functional features of MPS at each level, as well as functional differences of the same types of MPS depending on the urban situation are revealed: in the historical development of the city center, modern development of the centre and the periphery, on the landscape-recreational territories of the centre and the periphery. Theoretical models are proposed that make it possible to rationalize the functional and planning structure of the MPS and three groups of functions including public interior, public recreational and communication-transport.
Keywords: multilevel pedestrian space, urban environment, functional features of pedestrian spaces, theoretical models of pedestrian spaces.
For citation: Lisina O.A., Kaydalova E.V. Theoretical models of multi-level pedestrian spaces. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2019. No. 12, pp. 14-20. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.31659/0044-4472-2019-12-14-20
Архитектурная среда современных крупнейших городов и мегаполисов включает множество различных многоуровневых пешеходных пространств, таких как надземные и подземные переходы, пешеходные мосты, многоуровневые площади, улицы и галереи, сады на искусственных основаниях и т. д., которые являются объектами архитектурного проектирования [1-11]. Несмотря на то что в отечественной практике применение многоуровневых пешеходных
14| -
пространств пока распространено незначительно, необходимо отметить, что зарубежный опыт весьма широк и показывает устойчивую тенденцию к дальнейшему развитию [6, 9, 12]. Учитывая рост российских городов, процессы глобализации, ориентацию на передовой архитектурный опыт других стран, можно предвидеть, что в обозримом будущем многоуровневые пешеходные пространства приобретут аналогичную востребованность и в России [3]. Это
^^^^^^^^^^^^^ И22019
Научно-технический и производственный журнал
-------ЖИЛИЩНОЕ ---
СТРОИТЕЛЬСТВО
Рис. 1. Двухуровневые полифункциональные пешеходные пространства современной зоны застройки центра города и ландшафтно-рекреационной территории центра города
говорит об актуальности темы исследования. До настоящего момента теоретиками архитектуры рассматривались лишь отдельные составляющие проблемы, связанные с подземными и надземными переходами, эксплуатируемыми кровлями, многоуровневыми общественными торговыми центрами, подземными сооружениями для освоения подземных пространств и т. д. [4]. Однако комплексное исследование не проводилось, общей типологии многоуровневых пешеходных пространств не составлено. Отсутствие единой классификации многоуровневых пешеходных пространств позволяет установить, что на сегодняшний день архитектурная практика опережает теорию. Это подтверждает новизну исследования.
Рассматриваемые объекты теоретически сложно классифицировать, поскольку они зачастую принадлежат сразу к нескольким типам, а также к ним можно применить несколько типологий. Многоуровневые пространства могут составлять часть благоустройства перед зданиями, входить в состав других городских общественных пространств - парков, набережных, дворовых территорий и т. п. или являться ими.
Проведенное исследование типологических особенностей многоуровневых пешеходных пространств позволило дать авторское определение. Многоуровневое пешеходное пространство (далее - МПП) -это открытое городское пространство, состоящее из одного или нескольких ярусов, в котором хотя бы
Таблица 1
Методика типизирования многоуровневых пешеходных пространств
Градостроительство и архитектура
ц м .1
Научно-технический и производственный журнал
Рис. 2. Двухуровневые монофункциональные пешеходные пространства современной зоны застройки периферии города и исторической застройки центра города
один из них находится выше или ниже уровня земли и является пешеходным [7, 8].
В предлагаемой методике осуществляется единый подход к классификации МПП (табл. 1). Для определения типа используется шесть принципиальных идентифицирующих признаков:
1. Принадлежность к МПП.
2. Количество пешеходных уровней.
3. Форма большинства пешеходных уровней.
4. Наличие или отсутствие доминирующей функции.
5. Расположение главного пешеходного уровня относительно уровня земли.
6. Определение функционального назначения главного пешеходного уровня.
Среди вышеперечисленных признаков первые четыре - основные, пятый и шестой - уточняющие.
Каждый тип МПП характеризуется определенным набором функций, которые по-разному распределяются на его уровнях; набор этих функций зависит от градостроительного положения МПП.
Рассмотрим следующие возможные варианты расположения МПП в структуре города или в среде (табл. 2): в центре города, в исторической зоне застройки; в центре города, в современной зоне застройки; в центре города, на ландшафтно-рекреационной территории; на периферии города, в современной зоне застройки; на периферии города или за городом, на ландшафтно-рекреационной территории.
Функции, осуществляемые МПП, в предлагаемых теоретических моделях условно сгруппированы следующим образом (см. табл. 2) :
- I группа подразумевает функции МПП в зданиях или крытых помещениях (общественные интерь-ерные);
- II группа включает функции МПП открытых пешеходных пространствах (общественные рекреационные);
- III группа - функции МПП, связанные с использованием транспортных средств и располагающиеся
на открытых или закрытых пространствах (коммуникационно-транспортные) [5].
При рассмотрении 500 объектов статистическим методом были определены наиболее часто встречающиеся функции в каждом конкретном типе МПП, располагающемся в конкретном месте городской застройки.
В табл. 2 представлены теоретические модели для определенных (принятых выше) участков городской среды. Условно, пунктирными линиями показана взаимозаменяемость функций на конкретном уровне МПП.
Для исторической среды города предлагаются следующие варианты МПП (модель М1): двухуровневое монофункциональное пешеходное пространство (модель М1.а), двухуровневое транзитное пешеходное пространство (модель М1.б), двухуровневое смешанное пешеходное пространство (модель М1.в).
В двухуровневом монофункциональном пространстве в историческом центре города (модель М1.а) на верхнем уровне преимущественно выделяются функции МПП на открытом пространстве, в то время как на нижнем уровне размещаются совместно или по отдельности функции в закрытом пространстве. Данный факт связан с тем, что подобные объекты часто появляются при реконструкции пространств исторического центра города в стесненных условиях существующей застройки [10].
Большинство функций двухуровневого транзитного пешеходного пространства в историческом центре города (модель М1.б) располагаются в нижнем уровне, что также связано с нехваткой площадей в историческом центре города [1].
Для современной среды центра города предлагаются следующие возможные типы МПП (модель М2): все виды константных двухуровневых ПП - модели М2.1а, М2.2а, М2.3а; трехуровневое и более полифункциональное ПП - модель М2.1б; трехуровневое и более смешанное ПП - модель М2.2б; трехуровневое и более транзитное ПП - модель М2.3б.
16
122019
Научно-технический и производственный журнал
Теоретические модели многоуровневых пешеходных пространств
Таблица 2
Заметим, что двухуровневое монофункциональное пешеходное пространство центра города отличается от двухуровневого монофункционального пешеходного пространства исторической зоны застройки тем, что пешеходный уровень с монофункцией в современной зоне застройки чаще всего располагается на надземном уровне, а в исторической застройке - на наземном [15].
Основное отличие двухуровневого смешанного пространства современной зоны застройки от такого же в исторической зоне застройки состоит в том, что на верхнем уровне последнего отсутствуют дополнительные функции, превалирует только одна из функций второй группы.
Широкий набор функций первого уровня двухуровневого полифункционального пешеходного пространства (модель М2.3а), преимущественно наземного, в современной зоне застройки обусловлен прежде всего отсутствием ограничений, связанных с проектированием в стесненных условиях исторического центра города.
В целом следует отметить, что в исторической зоне застройки центра города встречаются в основном двухуровневые пешеходные пространства, тогда как в современной зоне застройки центра города могут быть и те и другие, с неограниченным количеством уровней и набором функций. Но разнообразие функций в современной зоне застройки характерно для наземных и подземных уровней, наземные же уровни в большинстве случаев остаются только прогулочными. Кроме того, функции третьей группы часто встречаются в наземных и подземных уровнях именно современной зоны застройки [2].
Для ландшафтно-рекреационной территории центра города предлагаются следующие варианты МПП (модель М.3): двухуровневое полифункциональное ПП - модель М3.1; двухуровневое монофункциональное ПП - модель М3.2.
Для МПП на ландшафтно-рекреационной территории центра города характерны функции первой группы, а именно музеи, выставочные залы, галереи, а также использование эксплуатируемых кровель с применением геопластики.
Для периферии города с современной застройкой предлагаются следующие типы МПП (модель М.4): двухуровневое монофункциональное ПП - модель М4.1а; трехуровневое и более полифункциональное ПП - модель М4.1б; трехуровневое и более смешанное ПП - модель М4.2; трехуровневое и более транзитное ПП - модель М4.3.
В трехуровневом транзитном пространстве (модель М4.3) современной застройки периферии города также прогулочная функция является обязательной, только уже может находиться на всех уровнях. В таком пространстве отсутствует подземный уровень, все уровни наземные и надземные. На наземных уровнях разнообразие функций на обусловлено прежде всего тем, что на периферии города МПП должны привлекать жителей, поэтому при проектировании закладывается значительное количество функций [13].
Отличие двухуровневого полифункционального пространства, расположенного на ландшафтно-ре-креационной территории центра города, от такого же в современной зоне застройки центра города состоит в основном в меньшем многообразии функций, кото-
Градостроительство и архитектура
Ц M .1
Научно-технический и производственный журнал
Рис. 3. Двухуровневое транзитное пешеходное пространство ландшафтно-рекреационной территории периферии города
рое оно включает в себя. Это ограничение связано со спецификой территории.
К примеру, проект двухуровневого общественного пространства, объединяющего три музея в современной застройке Гуаньчжоу в Китае, иллюстрирует вышеназванную модель М2.3а двухуровневого полифункционального пространства в современной зоне застройки центра города (рис. 1). На наземном уровне МПП располагаются здания музеев и транспортные проезды, на надземном предусмотрены пешеходные прогулочные пространства (Three museums one square // United Network Studio. 2013. https://www. unstudio.com/en/page/3408/three-museums-one-square (дата обращения: 14.05.2019).
Кроме того, если сравнивать этот же тип пространства с другими такими же, расположенными в современной и исторической зонах застройки, то заметно наибольшее сходство по набору функций на обоих уровнях с двухуровневым пешеходным пространством в исторической зоне застройки, только пешеходный уровень в исторической зоне застройки остается наверху открытым, а на ландшафтно-рекреационной территории функции чаще всего находятся в закрытых или крытых пространствах. Главное же преимущество монофункциональных пешеходных пространств в современной зоне застройки заключаются в больших возможностях для распределения дополнительных функций.
Характерно, что двухуровневые или трехуровневые смешанные пешеходные пространства с различным набором функций встречаются практически во всех местоположениях городской среды, реже всего на ландшафтной рекреационной территории центра города. Это объясняется прежде всего тем, что на таких территориях редко проектируются МПП с большим количеством пешеходных уровней. Примером двухуровневого полифункционального пешеходного пространства, расположенного на ландшафтно-рекреационной территории центра города, служит «Солар парк» при плотине Марина Барраж в Сингапуре (модель М.3.1, рис. 1) (Marina Barrage // Greenroofs.
18l -
com. Connecting the planet + Living architecture. https:// www.greenroofs.com/projects/marina-barrage/ (дата обращения: 14.05.2019).
Двухуровневое монофункциональное пешеходное пространство встречается как в исторической зоне застройки центра города, так и в современной зоне застройки центра города и периферии. Однако в исторической зоне застройки главный пешеходный уровень с монофункцией в большинстве случаев является наземным, а второстепенный уровень - подземным. А в современной зоне застройки, как в центре города, так и на периферии, часто главный пешеходный уровень является надземным, а второстепенный - наземным. К примеру, сады Сантс в Барселоне расположены в современной зоне застройки периферии и являются моделью М.4.1а, двухуровневым монофункциональным пешеходным пространством, поскольку имеют один главный пешеходный уровень с приподнятым над уровнем земли прогулочным пространством, которое спроектировано на основе бывших железнодорожных путей протяженностью 5 км (рис. 2) (Stevens, Philip. Jardins de la Rambla de Sants is a park elevated above railway lines in Barcelona // Журнал DesignBoom. 2016. https://www.designboom.com/architecture/jardins-de-la-rambla-de-sants-elevated-park-above-railway-lines-barcelona-11-23-2016/ (дата обращения: 14.05.2019).
Музей Иоаннеум в Граце в Австрии также представляет собой двухуровневое монофункциональное пешеходное пространство, но в исторической зоне застройки в центре города (модель M1^, рис. 2). При расширении пространства музея используется подземное пространство, верхний наземный уровень остается пешеходным (Frearson, Amy. Joanneum Museum extension by Nieto Sobejano Arquitectos and eep architekten // Журнал Dezeen. 2012. https://www. dezeen.com/2012/01/02/joanneum-museum-extension-by-nieto-sobejano-arquitectos-and-eep-architekten/ (дата обращения: 14.05.2019).
Транзитное двухуровневое пешеходное пространство зачастую можно видеть в исторической зоне
^^^^^^^^^^^^^ |12'2019
Научно-технический и производственный журнал
застройки центра города и на ландшафтно-рекре-ационной территории периферии. Это объясняется частым применением латентных решений при проектировании дополнительных уровней из-за желания сохранить историческую застройку и ценный ландшафт [14]. Например, мемориальный музей в Вэнь-чуане в Китае представляет собой модель М5.а: двухуровневое транзитное пешеходное пространство на верхнем уровне решается латентно с применением геопластики (рис. 3) (Мемориальный музей в Вэньчу-ане // Информационный портал Vertaki. 2016. http:// vertaki.com.ua/memorialyny-muzey-v-vnytchuane/ (дата обращения 14.05.2019).
Также отличительной чертой является то, что полифункциональное пешеходное пространство очень редко проектируется в исторической зоне застройки, а в основном в современной зоне застройки как центра города, так и периферии.
Список литературы
1. Генералов В.П., Рогожинская А.В. Подземное пространство города как элемент создания комфортной среды для человека. Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: Сборник статей «Архитектура и дизайн». Самарский государственный архитектурно-строительный университет. Самара, 2016. С. 80-84.
2. Глозман О.С. Международная дискуссия на тему подземной урбанистики // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 12-3 (54). С.64-66.
3. Етеревская И.Н. Трансформация роли и места городских публичных пространств как структурных элементов современного города // Международный академический вестник. 2015. № 1 (7). 122 с.
4. Красильникова Э.Э. Ландшафтный урбанизм. Теория - Практика. Волгоград: Областные вести, 2015. 156 с.
5. Крашенинников А.В. Социальная интеграция в моделях городской среды // Architecture and Modern Information Technologies. 2018. № 4 (45). С. 329-338.
6. Крашенинников А.В. Социально-пространственная структура пешеходного пространства // Architecture and Modern Information Technologies. 2012. № 4 (21). С. 4.
7. Лисина О.А., Кайдалова Е.В. Особенности многоуровневых пешеходных пространств в зависимости от размещения в городской среде. Ландшафтная архитектура и дизайн архитектурной среды: Сборник трудов. Материалы XIII научно-практической конференции. Н. Новгород, 2017. С. 39-42.
8. Лисина О.А. Формирование многоуровневых пешеходных пространств в историческом аспекте.
122019 ^^^^^^^^^^^^^^
Кроме того, выявлено, что историческая зона застройки и ландшафтно-рекреационные территории ограничены меньшей вариантностью типов МПП. Самые распространенные функции на всех уровнях всех МПП - это прогулочные, торговые и общественного питания.
Предложенная авторская универсальная классификация (табл. 1) позволяет упорядочить в архитектурной теории многоуровневые пешеходные пространства. В ходе исследования определены шесть принципиальных идентифицирующих признаков МПП. Проанализированы возможные варианты расположения МПП в городской среде. Создано восемь вариабельных теоретических моделей, которые упростят принятие решений по функциональному зонированию МПП в зависимости от их размещения в городской среде, оптимизируют создание рациональной функционально-планировочной структуры объектов.
References
1. Generalov V.P., Rogozhinskaya A.V. The underground space of the city as an element of creating a comfortable environment for humans. Traditions and innovations in construction and architecture: a collection of articles Architecture and Design. Samarskii gosudarstvennyi arkhitekturno-stroitel'nyi universitet. Samara. 2016, pp. 80-84. (In Russian).
2. Glozman O.S. International discussion on the underground urbanist's theme. Mezhdunarodnyi nauch-no-issledovatel'skii zhurnal. 2016. No. 12-3 (54), pp. 64-66. (In Russian).
3. Eterevskaya I.N. Transformation of the role and place of urban public spaces as structural elements of the modern city. Mezhdunarodnyi akademicheskii vest-nik. 2015. No. 1 (7), 122 p. (In Russian).
4. Krasil'nikova E.E. Landshaftnyi urbanizm. Teoriya -Praktika. [Landscape urbanism. Theory - Practice: scientific monograph]. Volgograd: Oblastnye vesti. 2015. 156 p.
5. Krasheninnikov A.V. Social integration in urban models. Architecture and Modern Information Technologies. 2018. No. 4 (45), pp. 329-338. (In Russian).
6. Krasheninnikov A.V. Socio-spatial structure of the pedestrian space. Architecture and Modern Information Technologies. 2012. No. 4 (21), p. 4. (In Russian).
7. Lisina O.A., Kaidalova E.V. Features of multi-level pedestrian areas depending on the location in an urban environment. Landscape architecture and design of the architectural environment. Proceedings. Materials of the XIII scientific and practical inference. Nizhny Novgorod. 2017, pp. 39-42. (In Russian).
8. Lisina O.A. The formation of multi-level pedestrian spaces in the historical aspect. 17-th International sci- 19
Градостроительство и архитектура
ц м .1
Научно-технический и производственный журнал
17-й Международный научно-промышленный форум «Великие реки'2015». Труды научного конгресса. Н. Новгород, 2016. Т. 1. С.294-296.
9. Михайлов С.М. Новые формы архитектурного синтеза // Дизайн-ревю. 2008. № 1-2. 72 с.
10. Переверзева Н.В., Санок С.И. Мировые тенденции в организации торговых зон центральных районов городов // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2017. № 4 (35). С. 22-28.
11. Птичникова Г.А. Общественные пространства города: некоторые тренды архитектурно-градостроительного развития // Современная архитектура мира. 2017. № 8. 20 с.
12. Соколова Н.В., Сухова О.И. Городские пешеходные системы и их развитие в современных градостроительных концепциях // Творчество и современность. 2019. № 1 (9). С. 57-61.
13. Тер-Восканян О.Ш. Закономерности формирования пешеходной среды в городе // Academia. Архитектура и строительство. 2018. № 3. С. 94-99.
14. Челюканова Е.Э., Горбунова В.С. Подземное пространство как резерв дополнительной полезной площади // Перспективы науки и образования. 2013. № 6. С. 189-194.
15. Шайхетдинова К.Р. Организация пространства пешеходных путей. Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях. Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию Регионального научно-методического центра профессиональной адаптации и трудоустройства специалистов. Белгородский государственный технологический университете им. В.Г. Шухова. 2016. С. 193-197.
entific and industrial forum "Great rivers'2015". Proceedings of the scientific congress. Nizhny Novgorod.
2016. Vol. 1, pp. 294-296. (In Russian).
9. Mikhailov S.M. New forms of architectural synthesis. Dizain-revyu. 2008. No. 1-2, 72 p. (In Russian).
10. Pereverzeva N.V., Sanok S.I. World trends in the organization of shopping areas in the central areas of cities. Akademicheskii vestnik UralNIIproekt RAASN.
2017. No. 4 (35), pp. 22-28. (In Russian).
11. Ptichnikova G.A. Public spaces of the city: some trends of architectural and town planning development. Sovremennaya arkhitektura mira. 2017. No. 8, p. 20. (In Russian).
12. Sokolova N.V., Sukhova O.I. Urban pedestrian systems and their development in modern urban planning concepts. Tvorchestvo i sovremennost'. 2019. No. 1 (9), pp. 57-61. (In Russian).
13. Ter-Voskanyan O. Sh. Patterns of pedestrian environment formation in the city. Academia. Arkhitektura i stroitel'stvo. 2018. No. 3, pp. 94-99. (In Russian).
14. Chelyukanova E.E., Gorbunova V.S. Underground space as a reserve of additional usable area. Pers-pektivy nauki i obrazovaniya. 2013. No. 6, pp. 189194. (In Russian).
15. Shaikhetdinova K.R. Organization of space for pedestrian paths. Promoting the professional development of the personality and employment of young specialists in modern conditions: materials of the VIII international scientific and practical conference, dedicated to the 10th anniversary of the Regional Scientific and Methodological Center for Professional Adaptation and Employment of Specialists. Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov. 2016, pp. 193-197. (In Russian).
Продолжается подписка на журнал «Жилищное строительство» на 2020 год
Подписку можно оформить через редакцию. Для этого необходимо прислать заявку в произвольной форме
по по эл. почте: [email protected]
В заявке надо указать название организации (для выставления счета), юридический и почтовый адреса, телефон и контактное лицо.
Открыта подписка на электронную версию журнала:
https://journal-hc.ru/index.php/ru/podpiski
По объединенному каталогу «Пресса России»
индекс 70283
По каталогу агентства «Роспечать»
индекс 79250
20
122019