Научная статья на тему 'Теоретические модели и сценарии развития трансакционного сектора экономики России'

Теоретические модели и сценарии развития трансакционного сектора экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
529
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСАКЦИОННЫЙ СЕКТОР / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / TRANSACTIONAL SECTOR / TRANSACTION INDUSTRIES / CREATIVE INDUSTRIES / STRATEGIC DEVELOPMENT / INNOVATION ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марущак Ирина Валерьевна

В работе рассмотрены проблемы стратегического развития трансакционного сектора, обладающего значимым потенциалом создания высокотехнологичных рабочих мест в условиях новой социальной структуры российского общества. Определены перспективы развития трансакционного сектора российской экономики, связанные с альтернативными и внутренне неоднородными моделями экономического роста России дирижистской, либеральной и переходным вариантом (моделью промежуточных институтов). Рассмотрено пять сценариев развития трансакционного сектора: вариант, основанный на расфокусированной трансакционной политике; эволюционный сценарий с элементами трансакционной политики в стратегически значимых трансакционных индустриях; эволюционный сценарий с ориентацией на внутренний рынок; эволюционный сценарий с экспортной ориентацией, связанный со снятием или существенным смягчением санкционного режима и развитием взаимодействий с ВТО; революционный сценарий развития трансакционного сектора с системной регулятивной политикой. Статья представляет интерес для специалистов в области стратегического планирования и управления, исследователей сферы услуг и, более широко, трансакционного сектора в условиях экономики знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical models and scenarios for the development of the transactional sector of the Russian economy

The article considers the issue of strategic development of transactional sector, which has a significant potential to create high-tech jobs in the new social structure of Russian society. We define prospects for the development of the transactional sector of the Russian economy related to the alternative and internally heterogeneous models of Russia's economic growth a dirigist, liberal and transitional options (a model of intermediate institutions). We consider five scenarios for the development of the transaction sector, such as: the option based on a defocused transaction policy; the evolutionary scenario with the elements of transaction policy in strategically significant transaction industries; the evolutionary scenario with an orientation toward the domestic market; the evolutionary scenario with export orientation related to the removal or substantial appeasement of sanctions and the development of interactions with the WTO; and the revolutionary scenario of the development of the transaction sector with systemic regulatory policy. The article will be interesting for experts engaged in strategic planning and management, researchers in the service transaction sectors in the knowledge-based economy.

Текст научной работы на тему «Теоретические модели и сценарии развития трансакционного сектора экономики России»

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Том 11 • Номер 7 • июль 2017 ISSN 1994-6929

>

издательство

Креативная экономика

Journal of Creative Economy

теоретические модели и сценарии развития трансакционного сектора экономики россии

В работе рассмотрены проблемы стратегического развития трансакционного сектора, обладающего значимым потенциалом создания высокотехнологичных рабочих мест в условиях новой социальной структуры российского общества. Определены перспективы развития трансакционного сектора российской экономики, связанные с альтернативными и внутренне неоднородными моделями экономического роста России - дирижистской, либеральной и переходным вариантом (моделью промежуточных институтов). Рассмотрено пять сценариев развития трансакционного сектора: вариант, основанный на расфокусированной трансакционной политике; эволюционный сценарий с элементами трансакционной политики в стратегически значимых трансакционных индустриях; эволюционный сценарий с ориентацией на внутренний рынок; эволюционный сценарий с экспортной ориентацией, связанный со снятием или существенным смягчением санкционного режима и развитием взаимодействий с ВТО; революционный сценарий развития трансакционного сектора с системной регулятивной политикой. Статья представляет интерес для специалистов в области стратегического планирования и управления, исследователей сферы услуг и, более широко, трансакционного сектора в условиях экономики знаний.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: трансакционный сектор, трансакционные индустрии, креативные индустрии, стратегическое развитие, инновационная экономика.

введение

России необходим системный подход к формированию национальной политики регулирования и поддержки развития трансакционного сектора. При ее разработке следует исходить из эмпирически доказанных постулатов: улучшение условий для добросовестной конкуренции в сфере услуг и высокий уровень развития сервисных индустрий стимулируют рост производительности труда в промышленности; сокращение избыточного административного давления на компании в сфере услуг и увеличение численности занятых в сер-

Марущак И.В. 1

1 Волгоградский государственный университет

АННОТАЦИЯ:

Theoretical models and scenarios for the development of the transactional sector of the Russian economy

Maruschak I.V. 1

1 Volgograd State University

висных индустриях приводят к ускорению экономического роста1. Трансакционные индустрии, обеспечивая снижение трансакционных издержек и способствуя осуществлению эффективных трансакций [15] (Вто1оу, 2011), могут стать драйвером социально-экономического развития, создания рабочих мест и стимулирования роста производительности в АПК и промышленности.

Кроме того, важным импульсом развития трансакционного сектора в средне- и долгосрочной перспективе станет изменение социальной структуры российского общества и, соответственно, структуры предложения на рынке труда. Как констатируют эксперты, в скором будущем более 70% населения в возрасте 30-40 лет будут составлять люди, имеющие высшее образование и не готовые заниматься физическим или слабоавтоматизированным, жестко регламентированным трудом [7] (Кыгштоу, 2015); фактически сейчас в экономике России занято, возможно, последнее поколение с компетенциями «голубых воротничков» [8] (Ыо1$ееу, 2015). Поэтому стратегическое

1 Nabar M., N'Diaye Р. Enhancing China's Medium-Term Growth Prospects: The Path to a High-Income Economy. Working Paper 13/204. Washington: International Monetary Fund, 2013. 19 р. Р. 14; Jensen J.B. Global Trade in Services: Fear, Facts, and Offshoring. Washington: Peterson Institute for International Economics, 2011. 288 р. Р. 20. URL: https://piie.com/publications/chapters_preview/6017/01iie6017.pdf.

ABSTRACT:_

The article considers the issue of strategic development of transactional sector, which has a significant potential to create high-tech jobs in the new social structure of Russian society. We define prospects for the development of the transactional sector of the Russian economy related to the alternative and internally heterogeneous models of Russia's economic growth - a dirigist, liberal and transitional options (a model of intermediate institutions). We consider five scenarios for the development of the transaction sector, such as: the option based on a defocused transaction policy; the evolutionary scenario with the elements of transaction policy in strategically significant transaction industries; the evolutionary scenario with an orientation toward the domestic market; the evolutionary scenario with export orientation related to the removal or substantial appeasement of sanctions and the development of interactions with the WTO; and the revolutionary scenario of the development of the transaction sector with systemic regulatory policy. The article will be interesting for experts engaged in strategic planning and management, researchers in the service transaction sectors in the knowledge-based economy.

KEYWORDS: transactional sector, transaction industries, creative industries, strategic development, innovation economics.

JEL Classification: 000, 010, 030 Received: 28.06.2017 / Published: 31.07.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Maruschak I.V. (marushak_irina790mail.ru)

CITATION:_

Maruschak I.V. (2017) Teoreticheskie modeli i stsenarii razvitiya transaktsionnogo sektora ekonomiki rossii [Theoretical models and scenarios for the development of the transactional sector of the Russian economy]. Kreativnaya ekonomika. 11. (7). - 759-770. doi: 10.18334/ce.11.7.38205

развитие трансакционного сектора призвано решить не просто проблему обеспечения занятости населения и создания высокотехнологичных рабочих мест (что вполне реально в рамках подсектора трансакционных бизнес-услуг), но и обеспечить адекватную реакцию на новые социальные вызовы, прежде всего, на массовое изменение представлений о работе, которая должна не только приносить доход, но и быть интересной и творческой, связанной с гибким рабочим графиком и возможностями дистанционного труда и т.д.

Перспективы развития трансакционного сектора российской экономики

Политика в области развития трансакционного сектора должна быть интегрирована в систему стратегического планирования; с одной стороны, она должна быть взаимоувязана с политикой развития сферы услуг, с другой стороны - скоординирована с промышленной политикой. При этом в итоге секторная трансакционная политика должна результировать в комплексе специфических стратегий развития отдельных трансакционных индустрий (рис.).

Перспективы развития трансакционного сектора российской экономики уместно связать с двумя альтернативными (при этом внутренне неоднородными) моделями экономического роста России - дирижистской и либеральной.

Дирижистская (этатистская, государственно-мобилизационная и т.п.) модель развития трансакционного сектора, как и сервисного сектора в целом, связана с аксиомой, согласно которой «высокий уровень государственного вмешательства в сферу услуг обусловлен тем, что ее развитие является одним из приоритетных направлений национальной политики» [5] (Zueva, Dolganova, 2012). Таким образом, государство в силу своей природы несет бремя ответственности за экономику, направляя «невидимую руку» рынка своей «видимой рукой» административного регулирования. Дирижистская модель базируется на ключевой роли государства, осуществляющего широкий комплекс протекционистских мер для защиты отечественных трансакционных компаний от иностранных конкурентов; поддерживающего трансакционные индустрии, связанные прежде всего с новой индустриализацией - развитием производств на базе современного и перспективного технологического уклада [2, 3] (Glazev, 2015; Glazev, Fetisov, 2013); участвующего в собственности и управлении ключевых игроков рынков трансакционных услуг посредством национализации или участия в капитале с целью создания крупных вертикально-интегрированных госкомпаний -

ОБ АВТОРЕ:_

Марущак Ирина Валерьевна, доцент кафедры маркетинга, кандидат экономических наук (marushak_ irina790mail.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Марущак И.В. Теоретические модели и сценарии развития трансакционного сектора экономики россии // Креативная экономика. - 2017. - Том 11. - № 7. - С. 759-770. doi: 10.18334/ce.11.7.38205

Рисунок. Системноеть стратегического планирования развития трансакционного сектора экономики

Примечания: приведкны только прямые связи; структура промышленной политики не визуализирована во избежание усложнения восприятия схемы. Источнш:составлено автором.

отраслевых лидеров. Финансовый механизм стимулирования трансакционного сектора в данной модели связан с эмиссией, формирующей импульс удешевлению денежных ресурсов на основе рефинанафЕвасия коммерческих банков под обязательства трансакционных фирм, при этом инфляция науровне 4-5% рассматривается как норма для развивающейся экономики. Большая часть трансакционных индустрий будет ориентирована на внутренний рынок, что в рамках консервативно-изоляционистской (наиболее радикальной) версии дирижизма приведет к максимальной закрытости сектора от внешних рынков.

Либеральная модель, альтернативная дирижизму, предполагает акцент на максимальном использовании механизма рыночного саморегулирования и минимизации вмешательства государства в экономические процессы или, в более мягких вариантах [9] (Novak, Rych, 2014), дополнении свободного рынка государственным регулированием для предотвращения дисфункций («провалов») рыночной системы. Ключевым тезисом данного подхода является признание того факта, что «правительство не похо-

дит на идеал, ... но представляет собой обычную государственную власть - невежественную, подверженную давлению и коррупции» [6] (Kouz, 2007), вмешательство которой в функционирование рынков не может быть объяснено ни общественными интересами [12] (Rubinshteyn, 2016) (за которыми зачастую скрываются пролоббированные частные интересы групп влияния [1] (Vorobev, 2014)), ни «провалами» рынка [18] (Bator, 1958) (которые имеют тенденцию замещаться «провалами» государства) [17] (Baker, Ausink, 1996). По нашему мнению, в широком спектре версий экономического либерализма можно с уверенностью выделить два наиболее влиятельных подхода, условно обозначаемых как институционально-монетаристский и структуралистский.

Институционально-монетаристская версия либеральной модели связана с представлением о саморегулирующемся характере рыночной системы, при этом управляющие воздействия на экономику сводятся к бюджетной балансировке и таргетирова-нию инфляционных процессов. Трансакционный сектор с позиций данного подхода должен развиваться на основе максимального дерегулирования (в смысле ликвидации искусственных административных барьеров), основываясь исключительно на институтах защиты частной собственности и конкуренции, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма. При этом большое значение имеет качество государства, т.е. уровень выполнения им функций, относящихся к обеспечению условий функционирования институтов рыночного хозяйства, в частности, развитию независимой судебной системы, а не регулятивных функций или функций прямого участия в экономических процессах. Жесткая бюджетная политика, основанная на проинфляционном консенсусе (разделяемом всеми регуляторами понимании необходимости минимальной инфляции) в сочетании с мягкой денежно-кредитной политикой (поддержанием Центробанком низкой учетной ставки в целях удешевления банковских кредитов) создаст возможности для ускоренного развития трансакционных индустрий, а минимизация регулятивной нагрузки, особенно на малый трансакцион-ный бизнес, создаст импульс притоку в сектор новых участников. При этом будет преодолено игнорирование финансовых ресурсов домохозяйств как источника развития трансакционного сектора, что привело к гипертрофии роли государственных бюджетных ресурсов или квазигосударственных ресурсов (банков, корпораций, институтов развития с государственным участием), тогда как сбережения домохозяйств инвестируются в непродуктивных для экономики формах (краткосрочные депозиты, иностранная валюта и т.п.) [4] (Danilov, 2016).

В свою очередь, структуралистская версия либеральной модели исходит из трактовки рыночной экономики в целом и трансакционного сектора в частности как сложно организованной системы с неоднородной внутренней структурой. Акцент экономической политики при этом делается на направляемых государством при помощи системы стимулов структурных сдвигах, обеспечивающих модернизацию и диверсификацию хозяйственной системы. Преодоление структурной разбалансиро-

ванности российской экономики следует связать в том числе и с интенсивным развитием сектора трансакционных услуг, что не может быть, исходя из принципов данного подхода, достигнуто за счет традиционных либералистских инструментов, таких как таргетирование инфляции, достижение сбалансированного бюджета, поддержание макроэкономической стабильности и т.д. Гораздо более важными направлениями экономической политики выступают антимонопольное регулирование и развитие реальной конкуренции, создание условий активизации предпринимательских инициатив в трансакционных отраслях, в том числе за счет сокращения административного давления на бизнес и повышения защищенности прав собственности, применение стимулирующей денежно-кредитной политики на основе инфляционного маневра (эмиссии денег для кредитования экономики), сокращение доли государства в экономике с 70% в настоящее время до 35%, развитие полномасштабного электронного государства (i-state)2.

Между дирижистской и либералистской моделями существует и переходный вариант - промежуточная модель (или модель промежуточных институтов), предложенная В. Полтеровичем. Согласно данному подходу, институты конкурентного рынка (ИКР), созданные в ведущих западных странах и являющиеся идеалом в рамках либерализма, для развивающихся стран могут рассматриваться лишь как ориентиры долгосрочного развития, поскольку их формирование связано с достижением высокого уровня гражданской культуры. Промежуточные институты догоняющего развития (ИДР) являются переходными на пути к ИКР, а «их назначение - обеспечивать быстрый экономический рост в условиях культурных, институциональных и технологических ограничений, характерных для развивающихся стран» [10] (Polterovich, 2016). Формирование ИКР «с нуля» практически невозможно, как показывает накопленный опыт подавляющего большинства развивающихся стран, что требует формирования системы ИДР как институтов промежуточного типа, обеспечивающих управляемый переход к новой институциональной траектории. В рамках данной модели развитие трансакционного сектора будет происходить на основе координации его стейкхол-деров под эгидой государства; причем вся система принятия регулятивных решений в отношении сектора будет базироваться на принципах корпоративизма, которые предполагают многостороннее и многоэтапное (итерационное) взаимодействие государства с представителями всех основных групп интересов. Стратегия развития трансакционного сектора будет разрабатываться на базе подхода индикативного планирования, а реализовываться при ключевой роли специализированных независимых агентств развития - национального и региональных. Такие агентства развития должны обладать широкими полномочиями и собственными ресурсами, быть наце-

2 «Экономика роста»: среднесрочная программа развития экономики России (концепция). М.: Столыпинский клуб Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», 2016. 26 с. URL: http://stolypinsky.club/wp-content/uploads/2016/05/Kontseptsiya-srednesrochnogo-razvitiya-strany-Ekonomika-Rosta.pdf. С. 4, 13-16, 18-19.

лены на укрепление доверия и функционировать в режиме открытого публичного диалога с различными группами стейкхолдеров, обеспечивая в том числе и выход на достижение компромисса различных министерств и ведомств.

Данный подход «более сложен интеллектуально и организационно, поскольку многие решения требуют обсуждения и тщательной проработки. Он не дает быстрых результатов, так как требуется определенное время для достижения доверия между экономическими агентами... Преимуществом этого подхода является то, что он дает более устойчивые результаты и существенно снижает амплитуду политических и экономических колебаний» [10] (Polterovich, 2016). Модель промежуточных институтов является более пластичной, адаптивной и интерактивной по сравнению с ее альтернативами, хотя и имеет целый ряд серьезных ограничений. Так, в модели не решена проблема инерции сформированных ИДР, что может привести к запретительному уровню издержек перехода от них к ИКР. Кроме того, некоторыми учеными критикуется сама идея агентств развития как изолированных специализированных структур; по их мнению, вполне возможным является перераспределение соответствующих функций между уже существующими административными структурами во избежание дополнительной бюрократизации стратегического планирования [13] (Sukharev, 2012). Однако именно независимость агентств является их фундаментальным преимуществом, а интеграция в их рамках всего стратегического функционала позволит значимо снизить трансакционные издержки межведомственных согласований. На наш взгляд, промежуточная модель, связанная с интерактивным управлением на основе взаимодействий стейкхолдеров, является наиболее адекватной самой природе трансакци-онного сектора, его субъектной и структурной неоднородности, которая затрудняет осуществление регулятивной политики на основе простых, прямолинейных решений.

развитие трансакционного сектора: сценарный подход

Сценарии развития трансакционного сектора располагаются в достаточно широком вариационном поле (множестве возможных конкретных вариантов развития) и включают следующие основные траектории:

1. Сценарий эволюционного развития сектора с расфокусированной (de facto отсутствующей) трансакционной политикой («индийский путь»). В рамках данного сценария российский трансакционный сектор продолжит развиваться инерционно, за счет сугубо рыночных стимулов, в отсутствие государственной поддержки. В результате этого отдельные трансакционные индустрии могут даже достичь мирового уровня конкурентоспособности, но следует ожидать, что такие случаи будут единичными. В целом развитие трансакционного сектора будет неравномерным и фрагментиро-ванным, в долгосрочной перспективе высоко вероятно исчерпание трансакционными индустриями потенциала создания новых рабочих мест и генерирования роста экономики. Отсутствие единой регулятивной политики приведет к росту трансакцион-ных издержек и дефициту доверия между стейкхолдерами сектора, росту негативных

ожиданий и усложнению привлечения прямых (особенно иностранных) инвестиций.

2. Эволюционный сценарий с элементами трансакционной политики в стратегически значимых трансакционных индустриях. Данный сценарий является вариантом предыдущего с тем отличием, что в его рамках политика поддержки и регулирования трансакционного сектора все же осуществляется, однако сфокусирована на отдельных приоритетных индустриях. Наиболее вероятно, что ключевое внимание будет привлечено к финансовой индустрии: пилотным проектом в этой области можно считать проект создания в России международного финансового центра3, в рамках которого предполагается глубокая модернизация институциональной базы (принятие более 50 федеральных законов, комплексное обновление нормативной правовой базы, развитие стандартов индустрии, гармонизация российского и международного финансового права и т.д.) и формирование специализированной структуры по брендингу и продвижению центра на мировом рынке. Аналогично активизация взаимодействий со Всемирной торговой организацией (членом которой РФ стала в 2012 г.) после снятия международных экономических санкций потребует модернизации правовой базы и проведения специфичной регулятивной политики в отношении индустрий оптовой и розничной торговли. Безусловно, число приоритетных трансакционных индустрий в соответствии с данным сценарием будет очень ограниченным.

3. Эволюционный сценарий с ориентацией на внутренний рынок предполагает поступательное развитие российского трансакционного сектора на основе удовлетворения потребностей национальных потребителей - населения, бизнеса, государства. Движение в русле данного сценария вполне может стать реальностью при условии сохранения санкционного режима и, соответственно, проведения государством политики импортозамещения и протекционизма (поддержки внутренних товаропроизводителей). В этих условиях компании трансакционного сектора могут быть востребованы для повышения эффективности конкурирующих за внутренний спрос предприятий трансформационного сектора. Рост трансакционного сектора при данном сценарии лимитируется темпами роста дохода населения и прибыльности фирм АПК, промышленности и трансформационных услуг.

4. Эволюционный сценарий с экспортной ориентацией связан со снятием (или существенным смягчением) санкционного режима и развитием взаимодействий с ВТО. В результате отечественные трансакционные компании будут все в большей степени интегрироваться в глобальные цепочки создания ценности, что приведет к необходимости массовой адаптации к западной корпоративной культуре, бизнес-

3 Распоряжение Президента Российской Федерации от 7 июля 2010 г. № 455-рп «О рабочей группе по созданию международного финансового центра в Российской Федерации при Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации»; дорожная карта «Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1012-р от 19 июня 2013 г.).

стандартам и лучшим практикам (в частности, в области экологической и социальной ответственности). Перспективы ориентации на внешние рынки, в принципе, вполне реалистичны для всех трансакционных индустрий - от более развитой в этом направлении финансовой индустрии до рекламной индустрии и информационно-коммуникационного консалтинга.

5. Революционный сценарий развития трансакционного сектора с системной регулятивной политикой («китайский путь»). Данный сценарий предполагает кардинальное (или как минимум значительное) изменение стратегических приоритетов государства, связанное с переносом основного объема поддержки на сферу услуг или с уравниванием поддержки сервисных и промышленных индустрий. Формирование комплексной трансакционной политики позволит устранить барьеры развития различных трансакционных индустрий, модернизировать их нормативно-правовую базу и регулятивные режимы, тем самым существенно снизив уровень трансакционных издержек их функционирования, и создать систему эффективных стимулов развитию конкуренции, повышению качества трансакционных услуг и общей конкурентоспособности, выходу на внешние рынки и удовлетворению внутреннего спроса, генерации новых высокотехнологичных рабочих мест и устойчивого экономического роста.

ИСТОЧНИКИ:

1. Воробьев А. Н. «Захват государства»: качество институтов и режимные деформации

(Поиск подхода и операционализация) // Общественные науки и современность. -

2014. - № 5. - с. 76-87.

2. Глазьев С.Ю. Формирование новой институциональной системы в условиях смены

доминирующих технологических укладов // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2015. - № 1. - с. 37-45.

3. Глазьев С.Ю., Фетисов Г.Г. О стратегии устойчивого развития экономики России //

Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2013. -№ 1(25). - с. 23-35.

4. Данилов Ю.А. Опыт реформ финансовых рынков в странах - конкурентах России на

глобальном рынке капитала. / Монография. - М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2016. - 164 с.

5. Зуева О.Н., Долганова Ю.С. Государственное регулирование сферы услуг // Известия

уральского государственного экономического университета. - 2012. - № 2(40). -с. 60-63.

6. Коуз Р. Фирма, рынок и право. - М.: Новое издательство, 2007. - 224 с.

7. Кузьминов Я.И. В ближайшие 15 лет, даже не 25, предстоит период роста либера-

лизма в России во всех направлениях // Изучая настоящее, проектируем будущее: материалы юбилейных Гайдаровских чтений, посвящ. 25-летию Ин-та Гайдара. М.,

2015. - с. 112.

8. Моисеев А. Гайдаровский форум-2015. / материалы междунар. науч.-практ. конф. -

М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2015. - 248 с.

9. Новак А.З., Рыч К. Европа нуждается в либеральном Кейнсе // Философия хозяйст-

ва. - 2014. - № 5. - с. 69-78.

10. Полтерович В.М. Институты догоняющего развития (к проекту новой модели экономического развития России) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2016. - № 5. - с. 34-56.

11. Распоряжение Президента Российской Федерации от 7 июля 2010 г. № 455-рп «О рабочей группе по созданию международного финансового центра в Российской Федерации при Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации»; дорожная карта «Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1012-р от 19 июня 2013 г.)

12. Рубинштейн А.Я. Социальный либерализм: к вопросу экономической методологии. / Социальный либерализм / под ред. А.Я. Рубинштейна, Н.М. Плискевич. -СПб: Алетейя, 2016. - 384 с.

13. Сухарев О.С. Институты регионального развития: концептуально-практический анализ организационных изменений // Экономический анализ: теория и практика.

- 2012. - № 4. - с. 2-12.

14. Фролов Д.П. Аксиоматика, гипотетика и будущее теории трансакционных издержек // Журнал экономической теории. - 2012. - № 2. - с. 83-93.

15. Фролов Д.П. Институты и трансакционные издержки: преодоление квазикоузиан-ской парадигмы // Journal of Eœnomk Regulation. - 2011. - № 4. - с. 5-23.

16. «Экономика роста»: среднесрочная программа развития экономики России (концепция). Столыпинский клуб Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». [Электронный ресурс]. URL: http://stolypinsky.dub/wp-œntent/ uploads/2016/05/Kontseptsiya-srednesrochnogo-razvitiya-strany-Ekonomika-Rosta.pdf.

17. Baker P.H., Ausink J.A. State œllapse and ethnk violenœ: toward a predktive model // Parameters. - 1996. - № 1. - p. 19-31.

18. Bator F.M. The Anatomy of Market Failure // Quarterly Journal of Eœnomks. - 1958.

- № 3. - p. 351-379.

19. Khan M. State Failure in Weak States: A Critique of New Institutionalist Explanations // The New Institutional Eœnomks and Third World Development / J. Harriss, J. Hunter, C. Lewis (eds.). London: Routledge, 1995. P. 71-86

20. Nabar M., N'Diaye Р. Enhanring China's Medium-Term Growth Prospers: The Path to a High-Inœme Eœnomy. Working Paper 13/204. Washington: International Monetary Fund, 2013, 19 р

references:

Baker P.H., Ausink J.A. (1996). State collapse and ethnic violence: toward a predictive model Parameters. 26(1). 19-31.

Bator F.M. (1958). The Anatomy of Market Failure Quarterly Journal of Economics. 72 (3). 351-379.

Danilov Yu.A. (2016). Opyt reform finansovyh rynkov v stranakh - konkurentakh Rossii na globalnom rynke kapitala [Experience in reforming financial markets in Russia's competitors in the global capital market]M.: Izd-vo In-ta Gaydara. (in Russian).

Frolov D.P. (2011). Instituty i transaktsionnye izderzhki: preodolenie kvazikouzianskoy paradigmy [Institutions and transaction costs: overcoming the quasi-kusian paradigm]. Journal of Economic Regulation. 2 (4). 5-23. (in Russian).

Frolov D.P. (2012). Aksiomatika, gipotetika i buduschee teorii transaktsionnyh izderzhek [Acsiomatics, hypothetics and the future of the theory of transaction costs]. Journal of Economic Theory. (2). 83-93. (in Russian).

Glazev S.Yu. (2015). Formirovanie novoy institutsionalnoy sistemy v usloviyakh smeny dominiruyuschikh tekhnologicheskikh ukladov [Developing a new institutional system in conditions of change of the dominant technological modes]. Nauchnye trudy Volnogo ekonomicheskogo obschestva Rossii. 190 (1). 37-45. (in Russian).

Glazev S.Yu., Fetisov G.G. (2013). O strategii ustoychivogo razvitiya ekonomiki Rossii [On the strategy of sustainable development of Russia's economy]. Economic and social changes: facts, trends, forecast. (1(25)). 23-35. (in Russian).

Kouz R. (2007). Firma, rynok i pravo [Firm, market and law] M.: Novoe izdatelstvo. (in Russian).

Kuzminov Ya.I. (2015). V blizhayshie 15 let, dazhe ne 25, predstoit period rosta liberalizma v Rossii vo vsekh napravleniyakh [In the next 15 years (not even in the next 25 years), there will be a period of growth of liberalism in Russia in all directions] Studying the present, we plan the future. 112. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Moiseev A. (2015). Gaydarovskiy forum-2015 [Gaidar Forum 2015] M.: Izd-vo In-ta Gaydara. (in Russian).

Novak A.Z., Rych K. (2014). Evropa nuzhdaetsya v liberalnom Keynse [Europe needs liberal Keynes].Filosofiya khozyaystva. (5). 69-78. (in Russian).

Polterovich V.M. (2016). Instituty dogonyayuschego razvitiya (k proektu novoy modeli ekonomicheskogo razvitiya Rossii) [Institutions of catching-up development (On the project of a new model for economic development of Russia)]. Economic and social changes: facts, trends, forecast. (5). 34-56. (in Russian).

Rubinshteyn A.Ya. (2016). Sotsialnyy liberalizm: k voprosu ekonomicheskoy metodologii [Social liberalism: to the issue of economic methodology] SPb.: Aleteyya. (in Russian).

Sukharev O.S. (2012). Instituty regionalnogo razvitiya: kontseptualno-prakticheskiy analiz organizatsionnyh izmeneniy [Institutes of regional development: conceptual and practical analysis of organizational changes]. Economic analysis: theory and practice. (4). 2-12. (in Russian).

Vorobev A. N. (2014). «Zakhvat gosudarstva»: kachestvo institutov i rezhimnye deformatsii (Poisk podkhoda i operatsionalizatsiya) ["Hijacking of the state": the quality of institutions and regime deformations (Search for an approach and op erationalization)]. Obschestvennye nauki i sovremennost. (5). 76-87. (in Russian).

Zueva O.N., Dolganova Yu.S. (2012). Gosudarstvennoe regulirovanie sfery uslug [State regulation of services].Izvestiya uralskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. (2(40)). 60-63. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.