УДК 341
К. А. Ампар
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО ПРИЗНАНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические концепции, доктрины, виды, типы, критерии и формы международно-правового признания, а также современная практика их реализации в области международных отношений. Подчеркивается необходимость действительной поддержки становления новых субъектов международного права со стороны международного сообщества. Международно-правовое признание рассматривается в качестве совокупности норм, регулирующих и направляющих образование новых субъектов международного права - государств.
Ключевые слова: де-факто, де-юре, дипломатическое признание, международное сообщество, международно-правовое признание, непризнанное государство, субъект международного права.
Abstract. The theoretical concepts, doctrines, kinds, types, criteria and forms of an international legal recognition was examined in the article. Also this article tells about modern practice of their realization in the international relations. Necessity of the valid support of formation of new subjects of international law from outside the international community was underlined in the article. International legal recognition was examined as the set of the norms regulating and directing formation of new subjects of international law - the states.
Keywords: de facto, de jure, diplomatic recognition, international community, international legal recognition, unrecognized state, subjects of international law.
Международно-правовое признание принято понимать как действие государства или формальный акт государства, который констатирует некоторые последствия юридического характера в области международных отношений. Международно-правовое признание означает признание уже существующими государствами или правительствами каких-либо новых государственных образований, правительств, восставшей или воюющей стороны, национальноосвободительных организаций или организаций сопротивления для установления в дальнейшем отношений в различных сферах. Важно отметить, что «международное признание содержит как субъективный элемент - волю признающего, так и объективный элемент - реально существующий объект (положение, факт), который нужно признать» [1].
Международно-правовое признание принято разделять на несколько видов: традиционное, предварительное (или промежуточное). Традиционный вид международно-правового признания применяется в случае признания государства или правительства, обладающего критериями независимости и самостоятельности в области реализации государственной власти. Предварительный (или промежуточный) вид применяется в отношении национальноосвободительных организаций, восставших или воюющих сторон, организаций сопротивления, правительств в эмиграции. Целью такого признания является достижение дальнейшего развития событий, или создание нового государства, если речь идет о признании национально-освободительных орга-
низаций, или стабилизация положения внутри страны в случае установления власти нового правительства неконституционным путем.
Выделяют также несколько типов международно-правового признания, например признание государства, правительства, восставшей (воюющей) стороны (признание в качестве воюющей стороны, которое опирается на наличие конфликта или войны)1, национально-освободительных организаций, организаций сопротивления и т.д.
При признании воюющей стороны государство, со стороны которого исходит это международно-правовое признание, сохраняет свое положение нейтралитета по отношению к обеим сторонам конфликта или войны. «Признание воюющей стороны, восставшего народа позволяет применить право войны во внутригосударственном конфликте. Более того, признание права народов самим решать свою судьбу, а также правомерности борьбы колониальных народов против чужеземного господства и осуществления ими суверенных прав выдвигает вопрос о признании органов, правительств, руководящих этой борьбой» [1].
Международно-правовое признание организаций сопротивления было достаточно распространено в период Второй мировой войны. Организации сопротивления становились объектом международно-правового признания на территориях государств, которые были временно захвачены Германией, т.е. признания власти борющихся против оккупантов. Истории известны случаи преобразования организаций сопротивления в легитимное правительство после освобождения территории от оккупации2.
Данное международно-правовое признание означало, что отныне на движение сопротивления распространялись правила ведения войны, что, в частности, обосновывало оказание помощи Народно-освободительной армии Югославии. Определение понятия «комбатант» было дано в IV Гаагской Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны от 1907 г., в которой отмечалось, что «военные законы, права и обязанности применяются не только к армии, но также к ополчению и добровольческим отрядам, если они удовлетворяют всем нижеследующим условиям:
1) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;
2) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный
знак;
3) открыто носят оружие и соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.
Ополчение или добровольческие отряды в тех странах, где они составляют армию или входят в ее состав, понимаются под наименованием армии» [2].
1 Радикальная левая политическая партия «Сандинистский фронт национального освобождения» (СФНО) в Никарагуа во время Сандинистской революции была признана в июне 1979 г. Боливией, Эквадором, Колумбией, Перу и Венесуэлой в качестве воюющей стороны.
2 В 1944 г., например, патриотическое движение за национальную независимость Франции «Сражающаяся Франция»2 преобразовалось во временное правительство Французской Республики, возглавляемое лидером Французского сопротивления, организованного сопротивления оккупации Франции нацистской Германией в 19401944 гг. генералом Шарлем де Голлем (1890-1970 гг.). Получив международноправовое признание, движение сопротивления, его органы приобрели статус комбатантов, т.е. сражающихся.
Международно-правовое признание осуществляется заявлением уже существующих государств о том, что данные государства считают новое государственное образование независимым и суверенным, обладающим всеми правами участника международного общения.
Международное публичное право как система, которая регулирует все отношения между своими субъектами, т.е. государствами, своими первичными субъектами, и образованными ими же международными межправительственными организациями, определяет международно-правовое признание как совокупность некоторых норм, которые регулируют и направляют вступление новых субъектов международного права на международный уровень.
Международно-правовое признание означает акт государства, который исходит от органа, обладающего определенными полномочиями и соответствующей компетенцией. Такой добровольный односторонний акт государства свидетельствует о том, что государство, от которого данный акт исходит, расценивает новое государство в качестве субъекта международного права, в качестве государства, с которым намерено поддерживать официальные отношения. Международно-правовое признание также может свидетельствовать о признании власти нового государства, которое утвердилось неконституционным путем, однако признано эффективным для вступления в область межгосударственных отношений.
Признание нового правительства какого-либо государства подразумевает под собой, что данное правительство пришло к власти неконституционным путем, что могло произойти в результате революции, переворота или гражданской войны. Признание нового правительства какого-либо государства означает, что прежнее правительство не способно более представлять данное государство в международных отношениях: «нельзя признать правительство, не признав государства, и наоборот» [1].
Вопрос о международно-правовом признании возникает в случаях, если новое государство появляется в результате замены старого общественного строя новым, т.е. в результате социальной революции, национальноосвободительных войн колониальных и несуверенных стран, объединения нескольких стран или развала одного государства и появления нескольких новых.
Существуют некоторые критерии международно-правового признания нового правительства, опирающиеся на основания для такого признания, например эффективность осуществления власти в государстве и возможность контроля ситуации внутри страны. Для международно-правового признания нового правительства ему необходимо отвечать требованиям защиты прав и свобод человека и гражданина, мирного урегулирования внутренних государственных конфликтов, соблюдения международных обязательств.
Необходимо также отметить, что существует несколько отличных друг от друга форм международно-правового признания: признание де-юре, признание де-факто, или признание фактическое. Международно-правовое признание может иметь прямо выраженный характер в случае направления признающим государством специального документа о таком признании или быть подразумеваемым, если последствия и результаты признания появляются фактически. Однако некоторые исследователи международно-правового признания отмечают, что «в международной практике термином «de facto» нередко злоупотребляют при квалификации объекта признания» [1].
«К формам явного признания отнесены: установление дипломатических отношений, заключение международных соглашений, назначение официального представителя, принятие в Организацию Объединенных Наций» [1]. Установление или согласие на установление уже существующим государством дипломатических отношений с новым государством является более распространенным способом и методом официального международноправового признания. В случае установления дипломатических отношений с новым государством обозначаются все признаки окончательного международно-правового признания. Такое официальное международно-правовое признание (или признание дипломатическое) определяется как признание де-юре, которое выявляется в официальных актах, заявлениях, договорах. «Признание необходимо для установления прямых и официальных дипломатических отношений. В действительности же признание - односторонний акт, исходящий от государства, его предоставляющего» [1].
В случае разрыва всяких дипломатических отношений между государствами, наоборот, может возникнуть вопрос о прекращении международноправового признания одного из государств или правительства, участника данных дипломатических отношений. «Признание нового государства или правительства - это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения» [3].
Международно-правовое признание де-факто означает отсутствие уверенности в прочности или эффективности нового субъекта международного общения. Между государствами, признанными де-факто, могут устанавливаться торговые, экономические, финансовые отношения, однако дипломатические представительства будут отсутствовать. Дипломатические отношения могут и не быть установленными в результате международно-правового признания де-факто, что реализуется участием объектов признания в международных конференциях, договорах, организациях. Однако участие в международных организациях, конференциях, договорах субъектов международного права не всегда означает факт взаимного признания. Статья 82 Венской Конвенции «О представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера» от 1975 г. гласит, что «учреждение или сохранение представительства, направление или присутствие делегации или делегации наблюдателя или любое действие, совершенное во исполнение настоящей Конвенции, не подразумевают сами по себе ни признания посылающим государством государства пребывания или его правительства, ни признания государством пребывания посылающего государства или его правительства» [4].
Фактическое признание, или ad hoc1, носит неофициальный и более конкретный характер и свидетельствует лишь о том, что новое государство или правительство или любой другой объект международно-правового признания является теперь участником международных взаимоотношений по какому-либо отдельному вопросу или поводу.
1 Ad hoc (от лат. ad hoc - для этого) - для специальной цели. Как правило, означает решение, разработанное для конкретной проблемы или задачи, которые не могут быть адаптированы для решения каких-либо других целей. Типичными примерами могут выступать организации, комитеты или комиссии, созданные на международном уровне для решения конкретных задач.
Необходимо подчеркнуть, что среди объектов международно-правового признания выделяют «государство; правительство; воюющие стороны во внутреннем конфликте; личности негосударственного характера; нейтралитет; протекторат; территориальные приобретения и другие формы признания» [1]. Все же основным объектом международно-правового признания принято считать образованное на международной арене новое государство, имеющее право на международное признание, основанное на общепризнанных принципах равенства, принципах суверенитета, территориальной целостности, а также невмешательства во внутренние дела государства.
Государство в свою очередь может быть образовано различными способами: в результате так называемой «мирной деколонизации», «насильственной деколонизации», путем предоставления независимости народу, обладающему некоторой территорией, управление которой находится в области какого-либо международного мандата или опеки, или же в результате расчленения какого-либо государства.
В случае «мирной деколонизации» «непосредственно за согласием колониальной державы на предоставление независимости своей колонии автоматически следует международное признание нового государства и немедленный прием его в члены Организации Объединенных Наций» [1]. В случае «насильственной деколонизации» объектом международно-правового признания становится сначала воюющая сторона, затем новое государство.
Предоставление независимости народу, обладающему некоторой территорией, управление которой находится в области какого-либо международного мандата или опеки, вполне явно демонстрируется примером Палестины, мандатом на которую обладала Великобритания. После отказа Великобритании от мандата на управление Палестиной вопрос независимости палестинского народа решался в рамках Организации Объединенных Наций в течение долгих десятилетий.
В качестве примера расчленения государства можно привести отделение Народной Республики Бангладеш (Восточного Пакистана) от Пакистана в 1971 г. В силу такого обстоятельства, как территориальная оторванность Западного и Восточного Пакистана, а также прочих различий в сферах экономики, политики и так далее было развито национально-освободительное движение, которое привело к провозглашению независимости Восточного Пакистана, что сопровождалось вооруженной борьбой.
Существуют конститутивная и декларативная теории международноправового признания.
Конститутивная теория признания была развита такими философами права, профессорами международного права и дипломатами, как Г. Трипель, Д. Анцилотти, К. Штрупп, Х. Фернек, Г. Кельзен, Г. Лаутерпахт и др. Согласно данной теории, международно-правовое признание государства представляет собой конститутивный акт, влияющий на права такого государства как актора международного общения. Однако конститутивная теория не обращает внимания на то, что любое государство вне зависимости от статуса или непризнания имеет и соблюдает международные нормы, права и обязанности, регулирующие международное общение между субъектами международного права. Субъекты международного права соблюдают общепризнанные нормы международного общения в отношении государств, которые являются непризнанными.
Декларативная теория международно-правового признания определяет признание как образование нового актора международного общения, субъекта международно-правовых отношений. Международно-правовое признание как образование нового субъекта международных отношений облегчает реализацию контактов с таким государством или другим объектом признания. Необходимым условием международно-правового признания является полная независимость образованного государства. В случаях, когда новые государства образовываются в результате осуществления права народов на самоопределение или же прихода к власти правительств путем свободного выражения воли народа, они будут осуществлять свои права и обязанности актора мирового общения вне зависимости от его признания или непризнания: «... политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже до своего признания государство имеет право на защиту своей целостности и независимости, на обеспечение своей безопасности и процветания и, исходя из этого, право организовываться, как сочтет необходимым, издавать законы по касающимся его вопросам и руководить различными органами, а также определять юрисдикцию и компетенцию своих судов» [5].
В XX в. были сформулированы доктрины международно-правового признания, заключавшие в себе различные гипотезы о признании или непризнании правительств. Доктрина министра иностранных дел Эквадора Карлоса Р. Тобара от 1907 г. и Доктрина секретаря по внешним связям Мексики Хенаро Эстрады1 от 1930 г. нашли свое отражение в области внешней политики некоторых латиноамериканских государств, в том числе Эквадора и Мексики.
Организация Объединенных Наций отмечает, что «признание нового государства или правительства - это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения» [6]. Также Организация Объединенных Наций признает, что, не являясь ни государством, ни правительством, она «не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство» [6]. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун2 заявил, что «признание независимости государства является личным делом каждой суверенной страны» [7].
50 государств, отказавшихся от международно-правового признания Республики Косово, Республики Абхазия и Республики Южная Осетия в 2008 г., действовали из опасений создания международного прецедента для непризнанных республик, который бы способствовал новой волне борьбы национальных меньшинств за право народов на самоопределение (у Азербайджана были опасения по поводу Нагорно-Карабахской Республики; у Аргентины -по вопросам Фолклендских островов; у Китайской Народной Республики -опасения, касающиеся Тайваня, Тибета, Восточного Туркестана и т.д.).
Международное право определяет непризнанное государство как некое государственное образование, которое обладает всеми признаками государст-
1 Эстрада Фелис Х. (1937 г.р.) - мексиканский журналист и дипломат. С 1924 г. на службе в Министерстве иностранных дел Мексики; в 1930-1932 гг. занимал пост министра иностранных дел Мексики.
2 Пан Ги Мун (1944 г. р.) - 8-й Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций с 2007 г.
венности, такими как, например, население и др. Однако в то же время такие государственные образования не имеют дипломатического признания со стороны государств-членов Организации Объединенных Наций. Таким образом, получается, что непризнанные государства могут являться субъектом международных отношений только лишь в правовом поле государств, признающих друг друга, но не признаваемых государствами-членами Организации Объединенных Наций.
«В современном мире, когда на международной арене существуют государства с различным общественным и государственным строем, критерии признания того или иного объекта могут быть весьма разнообразными. Объем международного признания также различен. На первое место выдвигается окончательное, полное международное признание, затем временное, ограниченное и условное признание. Весьма многообразны и последствия международного признания, поскольку они зависят как от объекта, так и от субъекта признания» [1].
Таким образом, мировая практика развития государственности и международное право уже давно установили основы и принципы суверенности: наличие наций, владеющих собственной территорией, культурным достоянием; наличие национального языка и традиций государственности. Владение территорией является материальной основой государственности и национального суверенитета; политической основой выступают развитая структура власти и политическая организация; правовой основой являются конституция, декларации и международные пакты, которые фиксируют территориальную целостность, невмешательство во внутренние дела и равенство государств.
Список литературы
1. Олтеану, О. М. Международное признание в современной практике / О. М. Ол-теану, Ж. Верхоевэн. - Л. : Правоведение ; Изд-во Ленинградского ун-та, 1977.
2. IV Гаагская Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 1907 г. - Ст. 1. -ШЪ: http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=32051
3. Фактологический бюллетень. - 2000. - № 2.
4. Венская декларация «О представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера» от 1975 г. - Ст. 82, п. 2. -иКЬ: http://pravo.kulichki.com/zak/megd/meg03986.htm
5. Устав Организации Американских Государств. - Ст. 12. - ШЪ: http://lawrussia.ru/ texts/legal_524/doc524a657x473.htm
6. Каким образом новое государство или правительство добиваются признания со стороны Организации Объединенных Наций? Каким образом та или иная страна вступает в ООН в качестве государства-члена? - иЯЬ: http://www.un.org/russian/ question/faq/fs2.htm
7. Международная реакция на провозглашение независимости Абхазии и Южной Осетии. - ШЪ: http://ru.wikipedia.org/wiki
Ампар Кама Артуровна аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет
Ampar Kama Arturovna Postgraduate student, Saint-Petersburg State University
E-mail: [email protected]
УДК 341 Ампар, К. А.
Теоретические концепции международно-правового признания и политическая практика их реализации / К. А. Ампар // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2010. -№ 2 (14). - С. 38-45.