УДК 316.342.2
doi 10.24411/2072-8980-2019-10004
«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ» И «РЕАЛЬНЫЕ» ФУНКЦИИ СРЕДНЕГО КЛАССА ОБЩЕСТВА В РОССИИ
Тулина Т.М.
Вологодский государственный университет, Вологда (Россия)
"THEORETICAL" AND "REAL" FUNCTIONS OF THE MIDDLE CLASS IN RUSSIA
Tulina T. M.
Vologda State University, Vologda (Russia)
В данной работе представлена классификация «теоретических» функций среднего класса общества, которые мы разделили на пять укрупненных групп: экономические, общественные, политические, социальные и культурно-образовательные. Под термином «теоретические» функции, мы будем понимать все функции среднего класса, которые выделяют отечественные и зарубежные исследователи в научной и учебной литературе. На основе результатов социологических опросов общества, которые осуществлялись Российскими научными группами, мы определим «реальные» функции среднего класса в России. Под «реальными» функциями среднего класса, мы станем понимать те, которые Российский средний класс выполняет в сложившихся социально-экономических условиях. В конце работы сделаны общие выводы о важности «реальных» и «потенциальных» функций среднего класса общества. Под «потенциальными» функциями подразумеваются те, которые средний класс смог бы выполнять в России, при увеличении его численности до ^ части общества. Также сказано, что государству необходимо искать союзника в лице среднего класса, к которому относятся представители малого и среднего бизнеса и работники, чья профессия требует наличия высшего образования, а для этого государству необходимо учитывать их интересы при проведении государственной политики, иначе средний класс не станет выполнять свои политические и «потенциальные» функции.
Ключевые слова: средний класс общества; функции среднего класса;функции среднего класса в России; российский средний класс.
This paper presents a classification of the "theoretical" functions of society's middle class, which is divided into five groups: economic, social, political, social, cultural and educational. The term "theoretical" functions is understood as all the middle class functions which are distinguished by Russian and foreign researchers in the scientific and educational literature. Basing on the results of sociological surveys conducted by Russian scientific group, we will determine the "real" functions of the middle class in Russia. The term "real functions" of the middle class means those functions that the Russian middle class performs in the current social-economic conditions. The general conclusions about the importance of "real" and "potential" functions of the middle class of society are made at the final part of the work. The "potential" functions are those functions
that the middle class would be able to perform in Russia with an increase in its number to of the society. It is also said that the government should look for an associate in the representatives of the middle class including workers of small and middle business and employees with higher education. So the government should take their interest into account when carrying out the state policy. Otherwise the middle class will not fulfill political and "potential" functions.
Keywords: middle class of society; functions of middle class; functions of middle class in Russia; Russian middle class.
Основу общества экономически развитых стран составляет многочисленная прослойка - средний класс [1,2].
О важности среднего класса в социальной структуре общества и его функциях известно давно, об этом писал еще Аристотель в работе «Политика». Он выделяет три части общества: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие между ними. Также в данной работе, Аристотель описал «теоретические» функции среднего класса, такие как: обеспечение-наилучшего государственного строя и его устойчивости; обеспечение безопасности в государстве и общественной стабильности; умение подчиняться и править спра-ведливо[3].
Со времен Аристотеля интерес к среднему классу возрастал, а количество позитивных функций среднего класса существенно возросло. Изучением среднего класса занимались такие известные европейские ученые как Г. Спенсер [4], М. Ве-бер [5], Л. Уорнер [6], из азиатских ученых можно выделить следующих Х. Ван [7] Ю. Вонг [8], они писали о среднем классе и его функциях. В России первое эмпирическое исследование «реальных» функций среднего класса было произведено в 1999г. [9]. В 2003 г. Малева Т. И. и Авраамова Е.М. издают монографию, посвященную данной теме. Далее, в 2009г. Тихонова
Н.Е. и Мареева С. В. эмпирически исследуют Российский средний класс и особенности его поведенческих установок. В 2014г. [10] и 2016г. [11] коллектив авторов ИС РАН под руководством Горшкова М. К. и Тихоновой Н. Е подготовили два информационно аналитических доклада, которые представляют собой объемный социальный и профессиональный портрет среднего класса России, с которым он вступил в историческую полосу новых испытаний и вызовов. Также следует отметить вклад в изучение «теоретических» функций среднего класса следующих Российских ученых, работы которых не будут освещены в данной статье, но заслуживают внимание: Шкаратан О.И. [12], Бобков В Н. и Одинцова Е В. [13-15].
Цель исследования - классифицировать «теоретические» функции среднего класса, то есть те, которые выделяют зарубежные и отечественные ученые в научной и учебной литературе. Далее на основе результатов эмпирических исследований среднего класса в России, определить «реальные» функции среднего класса, то есть тех, которые средний класс выполняет в сложившихся условиях. Сделать вывод о необходимости ориентации государственной власти на интересы и потребности среднего класса, для увеличения его численности в социальной структуре обще-
ства. современные «теоретические» функции
Анализ современной научной и учеб- среднего класса в обществе, которые мы ной литературы позволил нам выявить представили в таблице 1.
Таблица 1 - Функции среднего класса общества
Укрупненная группа функций среднего класса Функции среднего класса
1. Экономические функции 1. Поставщик высококвалифицированной рабочей силы; 2. Экономический донор (уплачивает налоги); 3. Создает спрос на потребительском рынке; 4. Легализация экономической деятельности; 5. Разумный инвестор / экономическая самостоятельность; 6. Основа пополнения малого и среднего бизнеса.
2. Общественные функции 1. Восстановительная функция - восстанавливается после кризисов без помощи государственной власти; 2. Движущая сила развития общества; 3. Стабилизатор общества.
3. Политические функции 1. Носитель демократии и политической свободы; 2. Опора государственной власти, гарант стабильности развития государства; 3. Социальный контролер органов государственной власти и местного самоуправления.
4. Социальные функции 1. Канала вертикальной мобильности; 2. Проводник инновационных форм социально-экономической деятельности.
5. Культурно-образовательные функции 1. Образовательная функция; 2. Культурная функция.
Рассмотрим более подробно каждую 3) Имея достаточные материальные
укрупненную группу функций. возможности, средний класс создаёт мас-
К экономической укрупненной группе совый спрос на потребительские товары
относятся следующие функции: и услуги, на его долю приходится наи-
1) Поставщик высококвалифициро- большая доля спроса. Богатые слои хотя и ванной рабочей силы означает, что сред- имеют высокие средние издержки, однако ний класс обладает высоким уровнем сравнительно немногочисленны классом. образования, поэтому обеспечивают эко- С другой стороны, доля бедных в обще-номику страны квалифицированными стве является большей, однако их средние специалистами [16]. затраты являются сравнительно неболь-
2) Экономический донор (уплачива- шими. Высокий платёжеспособный спрос ет налоги). Представителями среднего формируется представителями среднего класса являются экономически активные класса, способствует расширению вну-граждане, все они уплачивают налоги, треннего рынка страны. Массовый спрос формируя финансовую основу деятель- создаёт базу для массового производства, ности государственной власти и местного обеспечивает экономический рост, созда-самоуправления [17]. ние новых рабочих мест и повышение
благосостояния населения [17]. Средний класс представляет для мелкого и среднего бизнеса самый широкий потребительский рынок. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на ногах малый бизнес [18].
4) Легализация экономической деятельности означает, что средний класс хочет заниматься экономической деятельностью легально в открытом и равноправном правовом поле, его цель - «честные правила игры» [1].
5) Под функцией разумный инвестор / экономическая самостоятельность понимается то, что представители среднего класса обладают необходимым уровнем дохода для инвестирования, поэтому инвестируя в государственные ценные бумаги, страховые, пенсионные, инвестиционные и взаимные фонды представители среднего класса, с одной стороны, поддерживают финансовый рынок страны, а с другой - обеспечивают себя дополнительным доходом. Они зачастую не имеют достаточно средств для зарубежных вложений в отличие от представителей высшего класса, поэтому инвестируют в экономику своей страны [18].
6) Представителей малого и среднего бизнеса традиционно относят к среднему классу общества [2], поэтому средний класс является основой пополнения данных видов бизнеса в стране. Малый и средний бизнес играет огромную роль в экономике, они создают рабочие места, является экономическим донорами, и стимулируют развитие региона, их функции очень схожи с функциями среднего класса [18].
Анализируя экономические функции среднего класса, можно сказать, что средний класс занят производством продуктов, их покупкой и продажей [4].
Следующую укрупненную группу функций среднего класса мы назвали -общественные функции, так как они оказывают положительное влияние на все сферы общественной жизни. К данной укрупненной группе относятся:
1) Восстановительная функция - средний класс способен восстанавливаться после кризисов без помощи государственной власти [16]. Это объясняется их высоким уровнем материального достатка в прошлом, что дает возможность к накоплению.
2) Представитель среднего класса, с точки зрения главной движущей силы развития общества, выступает как его профессиональный и интеллектуальный капитал. Средний класс является генератором развития НТП. НТП является результатом творческого труда человека, который зависит от образовательного и профессионального уровня, творческого отношения к труду человека [2].
3) Функция стабилизатор общества -является наиболее важной с нашей точки зрения. Г. Спенсеррассматривал общество как человеческий организм, а среднему классу отдал роль позвоночника, который сохраняет равновесие и устойчивость в обществе [4]. К среднему классу по трудовой функции относятся: предприниматели, которые являются владельцами мелкого и среднего бизнеса, а также квалифицированные работники(ученые, священники, врачи, юристы, инженеры, менеджеры
среднего звена, банкиры). Данные трудовые функции обществом высоко ценятся и высоко вознаграждаются, профессии среднего класса составляют социальный стержень общества. Там, где нет среднего класса или он еще не сформировался, общество нестабильно [2].
К политическим функциям среднего класса мы отнесли следующие:
1) Носитель демократии и политической свободы. Наличие в обществе среднего слоя в значительном количестве, создают гарантии демократического пути развития общества [2,19]. Средний класс характеризуется интересом к общественным делам, пониманием своих социальных обязанностей и уважением к закону. Так как средний класс обладает высоким уровнем образования и дохода, его в отличи от низшего класса, не легко подкупить. В то же время, он не столь удалился от общегосударственных интересов, чтобы превратиться в олигархию. Когда средний класс доминирует в общественных и политических организациях через участие в избирательном процессе, тогда он выполняет функцию носителя демократии и политических свобод [20].
2) Функция опора государственной власти, означает, что средний класс состоит из тех, кто сделал судьбу собственным и руками и, следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который предоставил подобные возможности [2,17]
3) Средний класс выполняет функцию социального контролера органов государственной власти и местного самоуправления [10]. Представители среднего класса принимает активного участия в по-
литической жизни страны, работая в политических партиях, участвуя в выборных кампаниях.
Далее рассмотрим социальные функции среднего класса:
1) Канала вертикальной мобильности. Большинство взаимообменов в обществе происходит как внутри самого среднего класса, так и между ним и другими частями социальной структуры. Именно свободные каналы восходящей вертикальной мобильности, ясные перспективы социального роста, основаниями которого выступают образование и уровень квалификации, обеспечивают высокий уровень благосостояния представителей среднего [16].
2) Средний класс является проводником инновационных форм социально-экономической деятельности,активно осваивая новые технологии, тем самым предъявляя спрос на них, также адресует к властям, стимул к развитию инновационной экономики — «экономики знаний». Распространяет новые социально-экономические и социокультурные практики
[17].
Культурно-образовательная укрупненная группа включает следующие функции:
1) Образовательная функция. Средний класс является носителем высокого уровня образования для обеспечения соответствующего уровня образования следующим поколениям [10].
2) Культурная функция. Средний класс является интегратором, хранителем и распространителем ценностей, норм, традиций и законов общества [17].
Выше представленные функции, кото-
рые встретились нам при изучении среднего класса в научной и учебной литературе, мы назвали «теоритические» или «идеальные», но данные функции не всегда совпадают с «реальными» функциями среднего класса не только в России, но и в западных странах, где средний класс преобладает [21].
На основе эмпирических исследований среднего класса в России определим, какие из «теоретический» функций среднего класса будут «реальными» его функциями.
В работе 2016г. подготовленной учеными РАН [11],было отмечено, что средний класс, сильнее других социальных слоев, пострадал от кризиса 2014 г. Наиболее значимыми негативными последствиями кризиса для него стали: падение социальной защищённости на работе, рост цен, необходимость сократить использование платных социальных услуг, вынужденная активизация всех форм дополнительной трудовой активности и обострение в этой связи проблемы свободного времени и т.д. Поэтому, можно заключить, что восстановительную функцию в России средний класс не выполняет или выполняет не в полном объеме.
Также в данной работе отмечено, что за последние 10 лет среднедушевые доходы массовых слоев населения выросли больше, чем доходы среднего класса.Примерно каждый десятый представитель среднего класса был вынужден в условиях кризиса даже вернуться к стратегии частичного самообеспечения продуктами питания. Поэтому функцию «создавать спрос» средний класс также стал выполнять в последние годы менее эффективно. В предыдущие
периоды в работе 2003 г. было отмечено, что данная функция выполнялась средним классом в России в полном объеме и имела тенденцию к росту [18].
Что касается политических функций, таких как: носитель демократии и политической свободы; опора государственной власти, гарант стабильности развития государства; социальный контролер органов государственной власти и местного самоуправления, то данные функции средний класс также не выполняет в полном объеме. У представителей среднего класса существуют претензии к государственной власти, осознание, того, что в стране не все благополучно, а курс, проводимый властями, нуждается в корректировке. Одновременно с этим, средний класс заинтересован в стабильности политического курса, хотя значимость стабильности для среднего класса за 10 лет сократилась [11]. Средний класс становится политически более активным, растет политическая информированность россиян о происходящих в стране процессах, также растет уверенность в своем праве влиять на власть [11]. На наш взгляд, при данном положении дел, представителям государственной власти необходимо учитывать интересы среднего класса при проведении социально-экономической политики, иначе, может сложиться ситуация, что средний класс при увеличении его численности не станет выполнять функцию «опора государственной власти».
Мнение о том, что средний класс при увеличении его численности в России будет выполнять не все функции, которые приписаны среднему классу в Европе,
разделяют и другие авторы [17]. В то же время большинство важнейших «теорити-ческих» функций он выполняет. Из экономической группы функций, он выполняет следующие: поставщик высококвалифицированной рабочей силы; основа поло-нения малого и среднего бизнеса; стимул развития экономики; экономический донор (уплачивает налоги).
Анализирую укрупненную теоретическую группу общественных функций можно сказать, что средний класс в России является движущей силой развития общества и сможет стать стабилизатором общества, если будет преобладать в социальной структуре общества.
Средний класс в России также выполняет некоторые из политических функций: носитель демократии и политической свободы; социальный контролер органов государственной власти и местного самоуправления. Стоит отметить, что свобода слова и волеизъявления, наличие реальной оппозиции (хотя отличной от оппозиции в западноевропейских моделях) являются важными ценностями для российского среднего класса [17].
Средний класс выполняет все свои социальные функции, являясь каналом вертикальной мобильности и проводник инновационных форм социально-экономической деятельности. Также российский средний класс сможет выполнить культурную и образовательную функции, если будет доминировать в социальной
структуре общества. Как было отмечено в работе Российской академии наук 2014г. «стремление к получению высшего образования является — ключевым элементом социального поведения среднего класса» [10].
Исходя из важности вышеперечисленных функций, можно сделать вывод, что от количества среднего класса в стране зависят инвестиционная активность населения, состояние государственного бюджета, реализация государственных социальных программ, стабильность всей социально-политической системы в целом и другие важные социально-экономические процессы. Поэтому можно утверждать, что средний класс - необходим, но чтобы данные функции выполнялись, и положительная роль среднего класса была заметна, он должен доминировать в социальной структуре общества. Однако для того, чтобы средний класс выполнял все свои положительные «теоретические» функции в России и стал опорой государственной власти, государству необходимо учитывать его интересы, в том числе его составляющих (малого и среднего бизнеса, высококвалифицированных специалистов) при проведении своей социально-экономической политики. Иначе, по словам Дэвида Бойла, советника Правительства Британии, когда средний класс разочаровывается, это вызывает проявление опасных, извращенных и нетерпимых политических движений [22].
Библиографический список 2. Добреньков, В. И. Социология [Элек-
1. Энтони Гидденс Социология. Едиториал тронный ресурс] / В. И. Добреньков, А. УРСС, 1999. 704с. И. Кравченко. Москва : ИНФРА-М, 2001.
624 с. Режим доступа: http://textarchive. ru/c-1116917-pall.html (дата обращения: 23.11.2018).
3. Аристотель. Политика / перевод С.А. Жебелева // Аристотель.Сочинения: В 4 т. Т. 4. Москва: Мысль, 1983. С. 376-644. Режим доступа: http://grachev62.narod. ru/aristotel/contents.html. Дата обращения 11.06.2019.
4. Спенсер, Г. Основания социологии. Т. 1-2. Санкт-Петербург, 1898.
5. Вебер, М. Основные понятия стратификации // Социология исследования. 1994. № 5. С. 147-156.
6. Warner W. L., Heker M., Cells K. Social Class in America. A. Manual of Procedure for Measurement of Social Status. Chicago, 1949.
7. Ван, X. Трансформация социальной структуры общества в современном Китае // Социологические исследования. 2006. № 7.
8. Wong Y. A unified middle class or two middle classes? A comparison of career strategies and intergenerational mobility strategies between teachers and managers in contemporary Hong Kong // The British Journal of Sociology. 2004. Vol. 55. № 2
9. Шкаратан, О.И. Социальное расслоение и его воспроизводство в современной России / О. И. Шкаратан, В. А. Бонда-ренко, Ю. М. Крельберг, Н. В. Сергеев. Москва: ГУ ВШЭ, 2003. 68 с.
10. Шкаратан, О.И. Социально-экономическое положение и поведение профессионалов и менеджеров в сфере занятости. Препринт WP1/2006/03. Москва : ГУ ВШЭ, 2006. 68 с.
11. Бобков, В. Н. Качество и уровень жиз-
ни населения в новой России (19912005 гг.) [Электронный ресурс]. Москва: ВЦУЖ, 2007. С. 191-220. Режим доступа: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/ есоп/2009/02/2009-02-04^£ Дата обращения 26.12.2018.
12. Бобков, В. Н. Потенциал российских средних классов по образованию и положению в сфере занятости: идентификация и оценка масштабов / В. Н. Бобков, Е. В. Одинцова // Уровень жизни населения регионов России. 2017. № 4 (206). С. 80-87.
13. Бобков, В. Н. Российские средние классы: критерии идентификации // Форсайт "Россия": новое индустриальное общество. Перезагрузка Сборник материалов Санкт-Петербургского Международного Экономического Конгресса (СПЭК-2017) / В. Н. Бобков; под общей редакцией С. Д. Бодрунова. 2018. С. 484-492.
14. Бобков, В. Н. Социальная структура российского общества по уровню жилищной обеспеченности: критериальная и количественная идентификация / В. Н. Бобков, И. Б. Колмаков, Е. В. Одинцова // Уровень жизни населения регионов России. 2018. № 2 (208). С. 8-23.
15. Авраамова, Е. М. Средний класс эпохи Путина // Общественные науки и современность, № 1, 2008, С. 28-36
16. Средний класс: теория и реальность / Н.Е. Тихонова, С.В. Мареева. Москва : Альфа-М, 2009. 320 с
17. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Е. М. Авраамова [и др.]; под ред. Т. Малевой; Московский Центр Карнеги. Москва: Гендальф, 2003. 506 с.
18. Григорьев, Л. Средний класс в России на рубеже этапов трансформации / Л. Григорьев, Т. Малева // Вопросы экономики. 2001. №1.
19. Средний класс в современной России: 10 лет спустя. Подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isras.ru/analytical_ report_sredny_klass_10_let_spustya.html. Дата обращения 04.09.2018.
20. Воейков, М. И. Возможности статистического изучения среднего класса // Вопросы статистики. 1999. № 1. С 6-12.
21. Российский средний класс в условиях стабильности и кризисов [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www. isras.ru/rezume_Ross_sredn_klass_v_ usloviyah_stabilnosti_i_krizisov. Дата обращения 11.06.2019.
References
1. Giddens Anthony. Sotsiologiya [Sociology]. Editorial URSS Publ., 1999. 704 p.
2. Dobren'kov V. I. Sotsiologiya [Sociology]. Moscow, INFRA-M Publ., 2001. 624 p. Available at: http://textarchive.ru/c-1116917-pall.html ( 23.11.2018).
3. 3. Aristotle. Politika. Aristotel'.Sochineniya [Politics. Aristotle. Essays]. Vol.4. Moscow, Mysl' Publ., 1983. Pp. 376-644. Available at: http://grachev62.narod.ru/aristotel/ contents.html. (11.06.2019).
4. Spencer G. Osnovaniya sotsiologii [Foundations of Sociology]. Vol. 1-2. Saint-Petersburg, 1898.
5. Weber M. Osnovnye ponyatiya stratifikatsii. Sotsiologiya issledovaniya [General concepts of stratification. Research
Sociology]. 1994. No. 5. Pp. 147-156.
6. Warner W. L., Heker M., Cells K. Social Class in America. A Manual of Procedure for Measurement of Social Status. Chicago, 1949.
7. Van X. Transformatsiya social'noi struktury obshchestva v sovremennom Kitaye [Transformation of social structure in Contemporary China]. Sotsiologicheskie issledovaniya Journal. 2006. No.7.
8. Wong Y. A unified middle class or two middle classes? A comparison of career strategies and inter-generational mobility strategies between teachers and managers in contemporary Hong Kong. The British Journal of Sociology. 2004. Vol. 55. No. 2.
9. Shkaratan O.I. Sotsial'noe rassloeniye i yego vosproizvodstvo v sovremennoi Rossii [Social stratification and its reproduction in Contemporary Russia]. Moscow, GU VSHE Publ., 2003. 68 p.
10. Shkaratan O.I. Sotsial'no-ekonomicheskoye polozheniye i povedeniye professionalov i menedzherov v sfere zanyatosti [Social-economic position and behavior of professionals and managers in the sphere of employment]. Preprint WP1/2006/03. Moscow, GU VSHE Publ., 2006. 68 p.
11. Bobkov V. N. Kachestvo i uroven' zhizni naseleniya v novoi Rossii (1991-2005 gg.) [Quality and life level of the population in New Russia (years 1991-2005)]. Moscow, VCUZH Publ., 2007. Pp. 191220. Available at: http://www.vestnik. vsu.ru/pdf/econ/2009/02/2009-02-04.pdf. (26.12.2018).
12. Bobkov V. N. Potentsial rossiyskikh srednikh klassov po obrazovaniyu i polozheniyu v sfere zanyatosti: identifikatsiya i
otsenka masshtabov [Educational and Employment Potential of Russian middle class. Identification and Scale Assessment]. Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii (Journal). 2017. No. 4 (206). Pp. 80-87.
13. Bobkov V. N. Rossiyskie sredniye klassy: kriterii identifikatsii. Forsait "Rossiya": novoye industrial'noe obshchestvo [Russian Middle Class: identification criteria. Foresight Russia: new industrial society]. Perezagruzka Collection of Scientific Papers of Saint-Petersburg International Economic Congress (SPEK-2017). 2018. Pp. 484-492.
14. Bobkov V. N. Sotsial'naya struktura rossiyskogo obshchestva po urovnyu zhilishchnoi obespechennosti: kriterial'naya i kolichestvennaya identifikatsiya [Social structure of Russian Society on on housing supply: criteria and quantity identification]. Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii (Journal). 2018. No. 2 (208). Pp. 8-23.
15. Avraamova E. M. Sredniy klass epokhi Putina [Middle Class of Putin's epoch]. Obshchestvennye nauki i sovremennost' (Journal). No. 1, 2008, pp. 28-36
16. Tikhonova N.E., Mareyeva S.V Sredniy klass: teoriya i real'nost [Middle Class: the theory and the reality]. Moscow, Alfa-M Publ., 2009. 320 p.
17. Avraamova Ye.M. et al. Sredniye klassy
v Rossii: ekonomicheskiye i social'nye strategii [Middle Class in Russia: economic and social strategies]. Moscow Center of Carnegie. Moscow, Gendalf Publ., 2003. 506 p.
18. Grigor'ev L. Sredniy klass v Rossii na rubezhe etapov transformacii [Middle Class in Russia at the turn of transformation stages]. Voprosy ekonomiki Journal. 2001. No.1.
19. Sredniy klass v sovremennoi Rossii: 10 let spustya. Podgotovlen v sotrudnichestve s Predstavitel'stvom Fonda imeni Fridriha Eberta v Rossijskoj Federacii [Middle class in Contemporary Russia after 10 years. Frederick Ebert Foundation in Russia]. Available at: http://www.isras.ru/analytical_ report_sredny_klass_10_let_spustya.html.
(04.09.2018).
20. Voeykov M. I. Vozmozhnosti statisticheskogo izucheniya srednego klassa [Statistic study opportunities of middle class]. Voprosy statistiki Journal. 1999. No. 1. Pp 6-12.
21. Rossiyskiy sredniy klass v usloviyakh stabil'nosti i krizisov [Russian middle class in stable conditions and crisis]. Available at: http://www.isras.ru/rezume_Ross_sredn_ klass_v_usloviyah_stabilnosti_i_krizisov
(11.06.2019).
Тулина Таисия Михайловна, старший преподаватель кафедры всеобщей истории и социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Вологодской государственный университет», г. Вологда, E-mail: [email protected]
Taisiya Tulina, Senior Lecturer at the Department of General History and Social-Economic Subjects of the Vologda State University, Vologda, e-mail: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию 31.05.19