Научная статья на тему 'Теоретические и прикладные аспекты моделирования деятельности компании'

Теоретические и прикладные аспекты моделирования деятельности компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
614
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИЯ / МОДЕЛЬ ФУНКЦИЙ / ПРОЦЕСС / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шерегов Николай Александрович

В целях развития методики структурирования многоуровневых бизнес-процессов введены расширенные определения понятий «функция», «бизнес-процесс», «стратегия» на основе анализа и с учетом современной практики применения терминов. Иллюстрация проведена на оригинальных примерах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические и прикладные аспекты моделирования деятельности компании»

Теоретические и прикладные аспекты моделирования деятельности

компании

Theoretical and applied aspects of the modeling of the company

Шерегов Николай Александрович к.э.н., доцент, зав. кафедрой

каф. маркетинга и предпринимательской деятельности Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

e-mail: sheregov1@mail.ru

Аннотация

В целях развития методики структурирования многоуровневых бизнес-процессов введены расширенные определения понятий «функция», «бизнес-процесс», «стратегия» на основе анализа и с учетом современной практики применения терминов. Иллюстрация проведена на оригинальных примерах.

Summary

In order to develop methods of structuring multi-level business processes introduced extended definitions of concepts «function», «business process», «strategy» through analysis and in accordance with modern practice of using terms. Illustration done on the original examples.

Ключевые слова: функция, модель функций, процесс, бизнес-процесс, стратегическое управление, стратегия.

Key words: function, model of functions, process , business process, strategic management, strategy.

Если российская компания имеет цель быть конкурентоспособной на международных рынках, то она должна иметь сертификаты соответствия требованиям международных стандартов менеджмента качества, включающим требования к качеству, профессиональной безопасности и экологичности. Подготовка к сертификации предполагает создание системы внутренних нормативных документов, регламентирующих основные процессы от проектирования продукта до его производства, реализации и послепродажного

обслуживания. И менеджеры наиболее продвинутых международных инновационных компаний не забывают подчеркивать, что постоянно анализируют бизнес-процессы компании, пересматривают их и переобучают персонал (изменяют организационно-функциональную структуру, проводят реинжиниринг).

Современная же российская реальность такова, что даже среди производящих инновационные товары и услуги компаний существует немало таких, которые пока еще не ориентированы на практическое использование процессного подхода. Например, компания, оказывающая услуги интерактивного телевидения и обещающая подключить его в течение одного дня, фактически подключает его в течение двух-четырех дней в связи с возникновением «непредусмотренных» ситуаций. В результате имеет место увеличение затрат и неудовлетворенность клиентов.

В международном стандарте менеджмента качества ^О 9000:2000 процесс рассматривается как «Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы». Если мы определим функцию субъекта предпринимательства (группы сотрудников или отдельного сотрудника) как вид деятельности (вид работы, вид действий), то подставив в определение процесса слово «функций» вместо «видов деятельности» получим определение: «Процесс - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих функций, преобразующая входы в выходы». Но совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих функций - это укрупненная функция. Таким образом, путем простых преобразований мы получаем новое определение: «Процесс - это функция, представленная в виде совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих подфункций, преобразующая входы в выходы».

Мы будем различать модели функций и модели бизнес-процессов (процессов) субъектов предпринимательства. Данные модели необходимо строить как для компании в целом (комплексные модели), так и для от-

дельных функций, важных для компании либо для ее подразделений.

Пусть при государственной регистрации компании «Авто» были указаны пять видов экономической деятельности (ЭД) по ОКВЭД - общероссийскому классификатору видов ЭД. Эти виды ЭД выделены в таблице 1 курсивом.

Таблица 1.

Фрагмент ОКВЭД, содержащий виды ЭД компании «Авто»____________

Раздел G. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

50 Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

50.1 Торговля автотранспортными средствами

50.10 Торговля автотранспортными средствами

50.10.1 Оптовая торговля автотранспортными средствами

50.10.2 Розничная торговля автотранспортными средствами

50.10.3 Торговля автотранспортными средствами через агентов

50.2 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств

50.20 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств

50.20.1 Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей

. . .

50.30.2 Розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями

. . .

Раздел I. Транспорт и связь

60 Деятельность сухопутного транспорта

. . .

60.22 Деятельность такси

Имеет смысл рассматривать два вида моделей функций субъекта пред-

принимательства. В модель функций вида 1 мы не будем включать функции управления и обеспечивающие функции, а модель функций вида 2 (кстати,

и модель бизнес-процессов) строится с учетом функций управления и обеспечивающих функций (стратегическое и тактическое планирование, менеджмент качества, финансовое обеспечение, вспомогательные производства, бухгалтерский учет, управленческий учет, информатизация, организационное развитие, управление персоналом, правовое обеспечение и т.д.).

Построение комплексной модели функций вида 1 можно осуществлять следующим образом (фрагмент модели приведен на рис.1):

- нулевой уровень представляется в виде двух подуровней с номерами

0 и 0.1; на подуровне 0.1 приведены наименования и обозначения видов ЭД компании по ОКВЭД, выбираемые из выписки1 из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;

Уровень 0

Уровень 0.1 - виды ЭД по ОКВЭД

Уровень 1

Уровень 1.1

Уровень 2 -функ-цио-наль-ный

Уровень 3

Рис. 1. Фрагмент модели функций вида 1 для компании «Авто» в целом

- на первом уровне приводятся обозначения и наименования страте-

1 Если компания состоит из нескольких юридических и/или физических лиц, то приводятся виды ЭД, указанные в соответствующих выписках из единого государственного реестра юридических лиц и из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей

Экономическая деятельность компании «Авто» (ЭД)

Оптовая Розничная торговля торговля автотранс- автотранспортными портными средствами средствами (ЭД 1) (ЭД 2) Техническое Розничная торговля ав-обслужива- томобильными деталя-ние и ремонт ми, узлами и принад-легковых ав- лежностями (как вспо-томобилей могательный вид ЭД) (ЭД 3) (ЭД 4) Деятельность такси (ЭД 5)

СБЕ 3 -перевозка пассажиров на такси

СБЕ 1 - продажа легковых автомобилей СБЕ 2 -техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей

СБЕ 1.А - оптовая продажа, СБЕ 1.Б - розничная продажа —

СБЕ 1.А.1 - . . . , СБЕ 1.А.2 - . . . , СБЕ 1.Б.1 - . . . , СБЕ 1.Б.2 - . . . , СБЕ 2.1 - маркетинговая функция, СБЕ 2.2 - диагностика услуг и заключение предварительного договора с клиентом (в том числе на покупку запасных частей и принадлежностей), СБЕ 2.3 - оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию (производственная функция), СБЕ 2.4 - заключение окончательного договора с клиентом, передача клиенту отремонтированного либо прошедшего техническое обслуживание автомобиля, прием платежа за оказанные услуги . . .

. . . СБЕ 2.1.1 - товарная функция, СБЕ 2.1.2 - ценовая функция, СБЕ 2.1.3 - сбытовая функция, СБЕ 2.1.4 - функция продвижения, . . .

гических бизнес-единиц (СБЕ), входящих в бизнес-портфель1 компании;

- на уровне2 1.1 приводятся стратегические направления в пределах отдельных СБЕ, если такие направления выделяются компанией;

- на уровнях 2, 3 и т.д. осуществляется дальнейшее разбиение (декомпозиция) функций на не пересекающиеся подфункции.

Следует обратить внимание на следующее:

- важно разбивать функции на непересекающиеся подфункции, в противном случае будет иметь место дублирование;

- иерархия функций отражена в их обозначениях и, если опустить уровень 0.1, то будет иметь место древовидная структура модели;

- связь между процессами уровней 0.1 и 1 может быть такой, когда один и тот же вид ЭД по ОКВЭД может выполняться несколькими СБЕ, а не одной, как это имеет место на рис.1;

- нумерация функций, конечно же, в общем случае не имеет отношения к порядку их выполнения;

- в модель функций могут входить и краткие описания функций.

Рассмотренная модель функций вида 1 представляет интерес для лиц,

занимающихся стратегиями развития компаний и в том числе управленческими инновациями.

Модель функций вида 2, которая в соответствии с приведенным выше определением содержит функции управления и обеспечивающие функции, является составной частью соответствующей иерархической модели бизнес-процессов (процессов), которые будем разделять на процессы высоких уровней и процессы низких уровней.

Введем понятия процессов низких и высоких уровней (следовательно, и соответствующих процессам функций):

1) Процессы низких уровней отнесем [2, 3, 4] к ролевому моделирова-

1 Бизнес-портфель может состоять из одной СБЕ

2 Возможно наличие уровня 1.2, если стратегические направления разбиваются на поднаправления; возможно и отсутствие уровней вида 1.1 и 1.2, например для СБЕ 2

нию, т.е. моделированию деятельности на уровнях должностных обязанностей отдельного сотрудника либо группы сотрудников (может быть несколько уровней), компьютерной программы, клиента и т.п.;

2) Процессы высоких уровней определим следующим образом:

- корень дерева (процесс нулевого уровня) обозначим как А0 и этот процесс отражает либо деятельность компании в целом, либо отдельный наиболее важный для компании процесс; будем также говорить, что процесс АО

- это совокупность взаимосвязанных и порожденных непосредственно вершиной А0 подпроцессов1 с обозначениями А1, А2, ..., АЫ~0, где К0<9;

- процесс А2 по аналогии определим как совокупность взаимосвязанных порожденных непосредственно вершиной А2 подпроцессов1 с обозначениями А21, А22, ..., А2К2, где N - количество взаимосвязанных подпроцессов, на которые декомпозируется процесс первого уровня А2, К2<9; и т.д.; номер уровня процесса определяется количеством цифр в обозначении процесса, за исключением обозначения А0;

- порядок выполнения порожденных одной вершиной подпроцессов не определяется их номерами; например, если процесс А22 высокого уровня декомпозирован на подпроцессы А221, А222, А223, А224, то четыре подпроцесса могут выполняться последовательно, либо одновременно, либо по другим схемам, определяемым спецификой взаимосвязей между ними;

3) Висячая вершина - это процесс ролевого моделирования (т.е. процесс низкого уровня); этот процесс может быть представлен в виде:

- процедуры [1] - «бизнес-процесса низкого уровня, содержащего последовательность конечных (не требующих последующей детализации) действий (функций)»;

- диаграммы прецедентов (диаграммы вариантов использования) [2, 3,

4], где под прецедентом понимается частный случай процедуры - «последовательность действий, отражающая законченное действие, выполняемая не-

1 Количество порожденных вершин не превышает 9.

2 Система обозначений процессов позаимствована из международного стандарта IDEF0.

скольким действующими лицами (в том числе компьютерными программами, сотрудниками, клиентами)»;

- диаграммы подпроцессов (процедур);

- должностной инструкции и т.п.;

4) Бизнес-процесс выполняется компанией в целом, подразделением или несколькими подразделениями, группой сотрудников, отдельным сотрудником, компьютерной программой, клиентом, другим контрагентом;

5) При описании процесса определяются его входы и выходы, логика выполнения, владелец (лицо, ответственное за реализацию процесса), показатели эффективности (время, стоимость выполнения процесса и т.д.) и т.п.

Рассмотрим процессы низких уровней. К таким процессам ролевого моделирования компании мы отнесли висячие вершины определенного выше дерева процессов с корнем А0. Пусть висячей вершине А344 соответствует процесс «Деятельность торгового зала». На рис. 2 построена диаграмма подпроцессов, содержащая прецеденты и процедуры - не прецеденты.

Рис. 2. Ролевое моделирование. Диаграмма подпроцессов для процесса А344

«Деятельность торгового зала»

Не являются прецедентами П4, П5, П6. Связь вида “1:1” между прецедентами П1 и П2 означает, что П2 выполняется после выполнения П1. Связь вида “т:1” - П3 выполняется после нескольких выполнений П2. Для проце-

дуры П6, включающей пополнение товаров и удаление товаров из зала, например, с истекшим сроком годности, входом являются выходы из П4 и П5. Исполнители подпроцессов приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Основные исполнители подпроцессов процесса А344________________

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные исполнители Основные исполнители

П1 Покупатель, менеджеры П5 ПОучета на складе, менеджер сКЛада

П2 ПОпродажи, кассир, покупатель П6 ПОвыкладки, менеджер

П3 Покупатель, ПОвозврата, менеджер, кассир П7 ПОзаказа, менеджер склада

П4 ПОучета в зале, менеджер, кассиры П8 ПОучета на складе, менеджер склада

Описание прецедента «Оформление продажи» приведено на рис. 3.

Описание прецедента П2 «Оформление продажи»

__________________(вид - «Как должно быть», шаблон - usecases.org)___________________

Основной исполнитель. Кассир Заинтересованные лица и их потребности.

Менеджмент торгового зала предполагает: а) обеспечивать покупателям комфортные условия, удовлетворять их потребности, формировать лояльность, б) вводить в компьютер информацию о продажах, автоматизировать ведение бухгалтерского, складского и управленческого учета, в) использовать современные системы оплаты за покупки.

Покупатель имеет цель купить качественные товары в комфортных условиях с небольшими затратами времени, получить документы, гарантирующие возврат товара.

Кассир предполагает быстро и без ошибок вводить данные о продажах и платежах, т.к. медленное обслуживание приводит к жалобам, а недостача вычитается из зарплаты.

Предварительные условия: покупатель выбрал товар (процесс П1) и подошел к кассиру. Результаты: товарные чеки напечатаны, данные для бухгалтерского, складского и управленческого учета переданы, авторизация платежа выполнена.

Основной успешный сценарий (основной поток событий, основной процесс)

1. Кассир открывает новую продажу и просит покупателя предъявить дисконтную карту.

2. Покупатель предъявляет дисконтную карту, кассир вводит данные с карты.

3. Кассир вводит штриховой код товара.

4. Система находит описание товара, вычисляет и выводит цену и общую стоимость. Кассир повторяет действия, описанные в п.п. 3-4, для каждого товара.

5. Кассир вводит «конец продажи», система вычисляет и выдает общую стоимость.

6. Кассир сообщает покупателю общую стоимость продажи и предлагает ее оплатить.

7. Покупатель оплачивает, система обрабатывает платеж, регистрирует продажу.

8. Система передает данные о продаже в складской, бухгалтерский, управленческий учет.

9. Система выдает товарный чек (чеки), кассир передает чек (чеки) покупателю. Расширения (альтернативные потоки событий).

2а. У покупателя нет карты (действия не выполняются).

За. Введен неправильный идентификатор товара.

1.Система сообщает кассиру об ошибке и отменяет ввод.

3б. Приобретается несколько единиц товара (например, 6 ламп).

1. Кассир вводит штриховой код одной единицы и количество единиц.

3-6а. Покупатель просит кассира отменить покупку одного из товаров.

1. Кассир вводит штриховой код товара для удаления из продажи.

2. Система удаляет товар и выводит на экран измененную стоимость продажи. 3-бб. Покупатель просит кассира приостановить продажу.

1. Кассир приостанавливает продажу.

3-6в. Покупатель просит кассира отменить продажу.

1. Кассир отменяет продажу.

7а. Оплата наличными.

1. Покупатель передает денежные средства, кассир вводит их величину в систему.

2. Система вычисляет величину сдачи и открывает кассу с наличностью.

3. Кассир складывает поученные деньги и выдает сдачу покупателю.

4. Система регистрирует платеж наличными.

76. Оплата по банковской карточке.

1. Покупатель предъявляет карточку. Кассир вводит с нее данные.

2. Система передает запрос на авторизацию платежа в банк.

3. Система получает от банка подтверждение платежа, печатает два чека.

4. Кассир передает чеки. Покупатель подписывает и возвращает кассиру один чек. За. Система получает информацию об отказе проведения платежа.

1. Система сообщает кассиру, а кассир просит изменить способ оплаты.

7в. Оплата чеком

Список технологий и типов данных

Штриховой код товара либо сканируется,либо вводится с клавиатуры;

Допускается использование штрихового кода ЕАМ Специальные требования

- Текст на сенсорном экране должен быть виден с расстояния один метр;

- Время отклика службы авторизации не должно превышать 30 сек;

- Для событий 4 и 7 могут оперативно изменяться бизнес-правила.

Частота использования равна количеству продаж за сутки.

Бизнес-правила.____________________________________________________________________

Имя Правило Вероятность изменения Источник

ПравІ При платежах по банковской карточке покупатель ставит подпись. В течение года должны появиться сертификаты ключей ЭЦП для населения Государство, банки

Прав2 Скидки для категорий покупателей: работнику компании - 15%, привилегированному покупателю - 6%. Высокая, если компания эффективно применяет методы стимулирования. Политика компании

ПравЗ Скидки: 5% по понедельникам; 10% если стоимость >3000 р.; при покупке двух единиц товара третья бесплатно.

Словарь терминов

Термин Определение

Авторизация платежа Подтверждение гарантии оплаты банком.

Запрос на авторизацию Сообщение в банк, содержащее атрибуты: ИНН, номер и адрес счета покупателя; сумму и время платежа, ИНН и р/с компании, . . .

EAN/ European Article Numbering Европейский стандарт штрихового кодирования, разработанный на базе американского стандарта UPC, преобразовали в международный стандарт с целью упорядочения товарно-денежного обращения (идентификация, автоматизация, учет) во Всемирной торговой организации.

Открытые вопросы

Параметры настройки для разных торговых залов

Рис. 3. Пример описания процесса-прецедента по шаблону “usecases.org” Сначала прецедент представляют в виде основного успешного сценария - последовательности (потока) событий, а затем его дополняют возможными отклонениями от основного сценария, т.е. альтернативными сценариями. Рассматриваемый прецедент содержит и нефункциональные требования

- «Список технологий и типов данных», «Специальные требования» и т.п. Допускается введение в шаблон новых разделов и исключение старых. Новые термины сначала заносятся в словарь терминов прецедента, а позднее переносятся в общий словарь терминов модели.

Перейдем к описанию процессов высокого уровня для компании «Авто». На рис. 4 приведена диаграмма top-процесса А0.

Технические регламенты, стандарты, технологии, другие нормативно-законодательные акты, . . . ,г

1. Рынки труда__________________________________

2. Рынок капитала_______________________________

3. Рынки страхования____________________________

4. Рынки оборудования, сырья, материалов________

5. Рынки информационных и инновационных технологий

6. Рынки рекламы и др.__________________________

7.1. Доступный рынок сбыта легковых автомобилей

_______(Нижегородская обл.)_________________________

7.2.Внутренний и внешний рынки закупок легковых

автомобилей__________________________________

8. Доступный рынок сбыта услуг по техническому

обслуживанию и ремонту легковых автомобилей (Нижегородская оласть)__________________________

9. Доступный рынок сбыта по перевозке пассажиров на такси (Н. Новгород)

„ Основные фонды,

Персонал с

природные объекты

Рис. 4. Тор-процесс А0 модели бизнес-процессов компании «Авто»

Работа компании "Авто" по продаже, техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, по перевозке пассажиров на такси

Реализованные на рынках сбыта товары и услуги, удовлетворенные потребности

Описание top-диаграммы можно дополнить краткой характеристикой компании, ее бизнес-портфеля, представленного на рис. 1.

Процесс АО декомпозируем на подпроцессы (функции):

А1. Маркетинг, стратегическое и тактическое планирование на корпоративном уровне;

А2. Продажа легковых автомобилей (СБЕ 1);

А3. Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей (СБЕ

2);

А4. Перевозка пассажиров на такси (СБЕ 3);

А5. Управление персоналом на корпоративном уровне;

А6. Финансовая, бухгалтерская, страховая, хозяйственная деятельность, информатизация (на корпоративном уровне).

Каждая из функций А1-А6 содержит подфункции управления вида: учет, анализ, планирование, регулирование и т.д. Современные менеджеры оперируют понятиями “стратегия” и “тактика”. Очевидно, что стратегия и стратегический план являются важными элементами, используемыми при выполнении функции стратегического планирования, а тактика и тактический план - важными элементами стратегического планирования. Можно также сказать, что в течение жизненного цикла1 стратегического плана могут быть выполнены (реализованы) несколько тактических планов.

Сложившаяся практика применения термина “стратегия” отражает наличие нескольких тысяч определений. Достаточно часто цитируемое определение Г. Минцберга [5], которое используется теоретиками и практиками, состоит из нескольких альтернативных определений. Стратегия - это:

1) План (предписывает показатели деятельности на заданный период);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) Прием, тактический ход, позволяющий обойти конкурентов (краткосрочная стратегия);

1 Позднее мы уточним это понятие

3) Правило поведения (поведенческая стратегия);

4) Позиция, занимаемая компанией по отношению к другим фирмам, либо позиция, занимаемая на рынке, (позиционная стратегия);

5) Перспектива, направленная на изменение культуры, системы взглядов и т.п. (стратегия перспектив).

Пусть «Лидерство по издержкам» - позиция, занимаемая одной компанией по отношению к конкурирующим фирмам. Тогда из дословного определения с номером 4, следует, что «Лидерство по издержкам» - это и стратегия. Ну а если компания имеет очень слабую позицию, тогда по определению

4 стратегия компании - быть аутсайдером?

Название занимаемой компанией позиции определяет только вид стратегии, если полагать что стратегия разрабатывается, а не выбирается.

Существует более 10 школ стратегического управления и базовые положения этих школ занимают сотни монографий, написанных преимущественно лицами, изучающими процессы управления, а не управляющие ими [5]. Из 2000 исследованных работ, которые посвящены стратегическому планированию, только 30 работ основаны на реальных фактах работы корпораций [5].

Проанализируем еще два определения понятия «стратегия» и попытаемся дать такое определение, которое бы устроило и теоретиков, и практиков.

В работе1 [6] бизнес-стратегия или конкурентная стратегия, например, следования за лидером, определена как «Схема поведения фирмы на рынке сбыта, призванная обеспечить ей желаемые объемы продаж, прибыльность и темпы роста», а функциональная стратегия - это «Схема решения фирмой на определенном рынке задач конкретного типа, возникающих при реализации ее конкурентной стратегии».

В [5] одним из многочисленных определений является следующее: «По

1 Работа основана на реальных примерах стратегий.

своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности».

На основании анализа двух последних определений можно сделать следующие выводы:

- фраза «схема поведения фирмы» одного определения эквивалентна фразе «набор правил для принятия решений» другого определения;

- под определение стратегии не подпадает стратегический план.

Предлагается остановиться на расширенном определении понятия

«стратегия», в котором отражена современная практика применения термина:

1) Стратегия типа 1 - это стратегический план компании, подразделения;

Стратегия типа 2 - это набор правил для принятия решений на долго-срочный1 период в процессе выполнения компанией заданной функции;

2) Стратегия состоит из аналитической и программной частей либо аналитическая часть может быть опущена;

3) Жизненный цикл стратегии содержит этапы (функции, подпроцессы):

- разработка (выбор ) стратегии,

- реализация стратегии,

- модернизация стратегии (два последних этапа могут повторяться);

В расширенном определении приведено важнейшее основание классификации стратегий, когда любую стратегию мы относим либо к стратегии типа 1 (стратегическому плану), либо к стратегии типа 2 (набору правил). Многие авторы не проводят такой классификации, что, в свою очередь, ведет к неоднозначности, размытости результатов исследований.

1 Компании могут сами определять, какой период является долгосрочным. В приведенном выше определении Минцберга говорится о краткосрочной стратегии, хотя такая стратегия подпадает под определение тактики.

2 Для стратегии типа 2 этап разработки может быть заменен этапом выбора, если имеется описание ранее разработанной стратегии для компании, занимающейся аналогичными видами экономической деятельности.

Заметим также, что любое из определений Г. Минцберга с номером от 2 до 5 соответствует определению стратегии типа 2. При этом определения 2-

5 можно использовать в целях классификации стратегий типа 2.

Введение этапов жизненно цикла стратегии, а по существу и этапов стратегического управления, не противоречит подходам [5] различных авторов (И. Ансоффа, М. Мескона, Г. Минцберга и др.) к представлению стратегического управления как процесса, а также позволяет более четко структурировать разбиение стратегического управления на подпроцессы.

Каждый из перечисленных выше процессов А1-А6 содержит весьма важные процессы управления. В процессе А1 стратегическое планирование на корпоративном уровне предполагает разработку / модернизацию: миссии, целей, задач, мероприятий стратегического плана. К одному из таких мероприятий следует отнести маркетинговое мероприятие по разработке / модернизации портфельной стратегии (пока бизнес-портфель содержит три СБЕ).

В свою очередь, разработка / модернизация стратегических мероприятий на корпоративном уровне осуществляется на основе: стратегических планов более низких уровней, анализа рынков и конкурентов, SWOT-анализа отдельных СБЕ и компании в целом, результатов реализации стратегических мероприятий, включая реализацию стратегий как наборов правил.

Разработку тактического плана процесса А1следует рассматривать как одно из мероприятий по реализации стратегического плана.

Подведем итоги. Проведенный анализ и расширенные определения широко применяемых и неоднозначно интерпретируемых понятий, оригинальные авторские примеры рекомендуется использовать в целях развития методики структурирования многоуровневых бизнес-процессов, в том числе, процессов стратегического управления. В дальнейшем представляет интерес исследование взаимосвязей между процессами разработки, реализации и модернизации стратегий.

Список литературы

1. Сайт группы компаний "Современные технологии управления” / Система бизнес-моделирования Business Studio: Методика «Проектирование системы управления». [электронный ресурс]. Режим доступа: URL:

http://businessstudio.ru/procedures/business/system managment/

2. Шерегов Н.А. К вопросу моделирования маркетинговой деятельности компании // Сборник «Управление бизнесом». — Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2009. — С. 117-130.

3. Ларман К. Применение UML и шаблонов проектирования (Введение в объектно-ориентированный анализ, проектирование и унифицированный процесс UP) / Издание 2. — М., Санкт-Петербург, Киев: Издательский дом «Вильямс», 2002. — 620 с.

4. Полушин А.А., Шерегов Н.А. Применение Case-технологий в моделировании учебной работы вуза // Материалы 2 межрегиональной конференции “Новейшие информационные технологии - инструмент повышения эффективности управления”. — Нижний Новгород, 2002. — С. 82-86.

5. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления / М.А. Чернышев [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 506 с

6. Липсиц И. В., Вигдорчик Е.А. Маркетинговые стратегии для российских компаний: Учеб. Пособие. Гос. ун-т - Высшая школа экономики. — Изд. дом ГУВШЭ, 2006. — 183 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.