Научная статья на тему 'Теоретические и правовые основы природопользования и охраны окружающей среды'

Теоретические и правовые основы природопользования и охраны окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
195
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Теоретические основы / правовые основы / государственное управление / природопользование / окружающая среда / охрана природы. / Theoretical foundations / legal foundations / public administration / nature management / environment / nature conservation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Добышева Ульяна Игоревна

Статья посвящена вопросам теоретико-правового регулирована природопользование и охраной окружающей среды в Российской Федерации. В связи с регулярным ухудшение состояния окружающей среды с каждым годом возникает необходимость в повышении эффективности регулирования правовой основы в области охраны окружающей среды при помощи различных государственных институтов. Основополагающим и важнейшим источником права в области природопользования является Конституция РФ, которая определяет базовые принципы основ жизнедеятельности граждан, проживающих на соответствующих территориях. Для сохранности окружающей природной среды основным видом административно-правового механизма является закрепление на законодательном уровне критериев и принципов природопользования и механизмов защиты окружающей среды, которые были заложены в нормах Конституции Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and legal foundations of environmental management and environmental protection

The article is devoted to issues of theoretical and legal regulation of environmental management and environmental protection in the Russian Federation. Due to the regular deterioration of the environment every year, there is a need to improve the efficiency of regulation of the legal framework in the field of environmental protection with the help of various government institutions. The fundamental and most important source of law in the field of environmental management is the Constitution of the Russian Federation, which defines the basic principles of the life of citizens living in the relevant territories. To preserve the natural environment, the main type of administrative and legal mechanism is to consolidate at the legislative level the criteria and principles of environmental management and environmental protection mechanisms that were laid down in the norms of the Constitution of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Теоретические и правовые основы природопользования и охраны окружающей среды»

Теоретические и правовые основы природопользования и охраны окружающей среды

Theoretical and legal foundations of environmental management and environmental

protection

Добышева Ульяна Игоревна

Студентка, магистратура «МФЮА » Россия, Калининград ulya. dobysheva@bk. ru

Dobysheva Ulyana Igorevna

Student, master's degree atMFUA Russia, Kaliningrad ulya. dobysheva@bk. ru

Аннотация.

Статья посвящена вопросам теоретико-правового регулирована природопользование и охраной окружающей среды в Российской Федерации. В связи с регулярным ухудшение состояния окружающей среды с каждым годом возникает необходимость в повышении эффективности регулирования правовой основы в области охраны окружающей среды при помощи различных государственных институтов. Основополагающим и важнейшим источником права в области природопользования является Конституция РФ, которая определяет базовые принципы основ жизнедеятельности граждан, проживающих на соответствующих территориях. Для сохранности окружающей природной среды основным видом административно-правового механизма является закрепление на законодательном уровне критериев и принципов природопользования и механизмов защиты окружающей среды, которые были заложены в нормах Конституции Российской Федерации.

Annotation.

The article is devoted to issues of theoretical and legal regulation of environmental management and environmental protection in the Russian Federation. Due to the regular deterioration of the environment every year, there is a need to improve the efficiency of regulation of the legal framework in the field of environmental protection with the help of various government institutions. The fundamental and most important source of law in the field of environmental management is the Constitution of the Russian Federation, which defines the basic principles of the life of citizens living in the relevant territories. To preserve the natural environment, the main type of administrative and legal mechanism is to consolidate at the legislative level the criteria and principles of environmental management and environmental protection mechanisms that were laid down in the norms of the Constitution of the Russian Federation.

Ключевые слова: Теоретические основы, правовые основы, государственное управление, природопользование, окружающая среда, охрана природы.

Key words: Theoretical foundations, legal foundations, public administration, nature management, environment, nature conservation.

Функционирование производственных процессов в России, да и в мире в целом оказывает непосредственное влияние на состояние окружающей среды и здоровье людей. Экономическое развитие, технический прогресс и всеобщая глобализация не способствуют положительному изменению экологической ситуации в мире.

Несовершенство управления природопользованием в России и как следствие хаотичное природопользование приводит к загрязнению окружающей среды, деградации экосистем и нарушению экологического баланса.

Состояние окружающей среды с каждым годом ухудшается, в связи с этим возникает необходимость в повышении эффективности регулирования правовой основы в области охраны окружающей среды при помощи различных государственных институтов. Возникает необходимость в разработке нормативно-правовых актов, регулирующих действия в области охраны экологической ситуации в стране. Также возникает необходимость в усилении контроля за исполнением нормативных документов, регулирующих данную сферу.

На данный момент очень остро назрел вопрос о необходимости решения экологических проблем в России. Данной проблемой обеспокоены власти на всех уровнях управления и активное гражданское общество. В этой связи, разработка и реализация государственных программ, направленных на реализацию охраны окружающей среды и улучшение экологической ситуации имеет большое значение. Ведь первостепенной задачей государства в сфере охраны окружающей среды является обеспечение обстановки экологически безопасной для проживающих граждан и будущих поколений, а также реализация конституционного права людей на экологически чистую окружающую среду. Основными целями государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды считаются:

- Осуществление прав граждан государства на здоровую окружающую среду;

- Обеспечение экологической безопасности.

Термин «природопользование» считается конституционным так как отражён в статье 72 Конституции РФ [1], однако в дальнейшем он не обрёл легального определения в отраслевом законодательстве.

В работе Боголюбова С.А. и Поздняковой Е.А. авторы полагают, что природопользование связанно с охраной окружающей среды. Охрана окружающей среды в современном мире неразрывно связана с природопользованием [2].

Согласно Федерального закона от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» [3] под понятием «окружающая среда» понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Так же в данном законе охрана окружающей среды именуется как природоохранная деятельность. Однако законодатель не дает чёткого определения такой дефиниции как «природопользование». Тем не менее законодатель использует различные определения при определении правового режима использования отдельных компонентов окружающей природной среды среди них, например, недропользование, водопользование, пользование животным миром, природные ресурсы, использование природных ресурсов и др. Например, законодатель под пользованием животным миром понимает деятельность граждан (физических и юридических лиц), индивидуальных предпринимателей по эксплуатации объектов животного мира юридически обоснованной. Использование водных объектов для извлечения необходимых экономических потребностей Российской Федерации и её регионов, а также потребностей юредических и физических лиц законодатель признаёт водопользованием. К недропользованию законодатель относит деятельность, которая связана с добычей полезных ископаемых, с проведение геологических разведок и изучения недр, захоронение отходов производства, строительство и эксплуатация подземных сооружений.

Право пользования природных ресурсов — это возможность извлечения пользователем полезных свойств основанное на законе. Реализация же данного права возможна при условии определенного правового режима, для которого необходимо наличие органов исполнительной власти с целью административно-правового регулирования природопользования. Природопользование предполагает наличие определённой деятельности хозяйствующих субъектов направленной на техногенное использование природных ресурсов.

Среди задач государственного регулирования природопользованием можно выделить следующие [4]:

- Создание правовой основы для экономического регулирования в сфере охраны окружающей среды;

- Оценка допустимого антропогенного воздействия на экологическую систему;

- Формирование эффективной идеи бережного отношения к окружающей среде;

- Участие органов исполнительной власти в различных международных экологических мероприятиях;

- Создание условия для формирования новой модели хозяйственной деятельности, основанной на бережном отношении к окружающей среде.

В сфере природопользования государственное управление имеет межотраслевой характер и комплексный подход к управлению с целью обеспечения правовых норм экологического законодательства. На основе законодательства определяются органы исполнительной власти, которые осуществляют управление в области экологических правоотношений. Административно-правовой режим в области природоохранной деятельности носит особый порядок по правовому использованию природных ресурсов, который проявляется в сочетании юридических средств и направлен на удовлетворение правовых интересов субъектов природопользования.

Таким образом, природопользование является деятельностью по использованию окружающей среды с целью удовлетворения экономических потребностей граждан. Необходимо учитывать, что при эксплуатации природных ресурсов необходим обдуманный подход с учётом законов природы, для формирования оптимального взаимодействия людей и окружающей природы.

Необдуманное использование природных благ может приводить к необратимым изменениям в окружающей среде, создать нарушение тонкого баланса в сфере человек-природа и привести к подрыванию основы самого существования человека. Наиболее распространённые факторы, оказывающие влияние на степень загрязнения городов Российской Федерации. На первое место можно отнести выбросы выхлопных газов в результате эксплуатации транспортных средств. Загрязнения, вызванные выбросами отходов промышленными предприятиями, особенно использующими устаревшие технологические процессы и оборудование. Отсутствие в необходимом количестве полигонов по хранению и переработки отходов жизнедеятельности человека и как следствие перенос загрязняющих веществ в города. В этой связи право являет собой некий гарант в части предупреждения и предотвращения в современном мире экологических проблем. Право задаёт людям определённую модель поведения в сфере природопользования, как инструмент превентивных мер предупреждения экологических проблем [5].

Поэтому сформировалась отдельная отрасль законодательства, регулирующая общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Задачей права в данной области правоотношений является формирование определённых правил поведения граждан, которые основаны на понимании законов природы.

Основополагающим и важнейшим источником права в области природопользования является Конституция РФ, которая определяет базовые принципы основ жизнедеятельности граждан, проживающих на соответствующих территориях. Конституция РФ устанавливает цели использования природных ресурсов и способы охраны, бережного отношения и рационального использования ресурсов окружающей среды. Таким образом, задаются политические и социально-экономические ориентиры для разработки законодательства по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

В Конституции РФ отражены права людей на благоприятную окружающую среду, на правдивую информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение ущерба нанесённого природной среде. При этом необходимо отметить что граждане обязаны бережно относиться к окружающей среде и сохранять природу.

Международные соглашения Российской Федерации и договоры являются частью правовой системы природоохранной деятельности. К таким соглашениям относится декларация ООН по защите окружающей среды [6], Конвенция о запрещении военного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. [7], Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. [8], базовый Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Так же основу правоотношений в области природопользования составляют Лесной кодекс РФ [9], Земельный кодекс РФ [10], Водный кодекс РФ [11].

Указы Президента РФ в области природопользования определяют основы экологической политики и создают систему государственных органов реализующих данную политику.

Для функционирования административно-правового режима в области природопользования в России применяются различные метод [12]:

- Непосредственный контроль за процессами использования природных ресурсов;

- Лицензирование деятельности;

- Использование стандартов и введение ограничений на деятельность по связанную с природопользование;

- Применение экономических методов воздействия, таких как налоги, субсидии, платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Стандартами качества окружающей среды регламентировано состояние составляющих компонентов окружающей природной среды. Государство осуществляет нормирование осуществляемых воздействий на окружающую среду, при ведении хозяйственной деятельности субъектов экономической деятельности, чем обеспечивает экологическую безопасность и сохранность природы.

Регулирования природоохранной деятельности представлено следующими направлениями [13]:

- Установление предельно допустимого воздействия на окружающую среду;

- Установления нормативов, характеризующих качество природной среды;

- Установление нормы изъятия природных ресурсов.

Государство использует и другие экономические механизмы воздействия на хозяйствующие субъекты, в частности применяются налоги, отчисления, платежи, субсидии. Для компенсации экологического и экономического вредя применяю платежи, которые аккумулируются и в последующем направляются для устранения негативных экологических последствий природопользования. Используют следующие виды платежей: за сброс в водные объекты загрязняющих веществ; за размещение отходов; за загрязнение атмосферы. Государственные субсидии предназначены на стимулирование деятельности природопользователей к эколого-сбалансированной деятельности.

Понятие «правовой облик природоохранных отношений» является важным в сфере охраны окружающей среды для анализа деятельности по природопользованию. Во всех современных национальных правовых системах общественные отношения формирующиеся по причине охраны окружающей среды являются устоявшимся предметом правового регулирования. В РФ данные отношения регулируются сотнями законов и многими тысячами подзаконных нормативных актов и других правовых документов, что отражает тенденцию по нарастанию регулирования деятельности общества в отношении природопользования и показывает расширение границ работы экологического права.

На сохранение и восстановление природной среды нацелены различные по своей природе группы общественных отношений, объединённые общей целью по снижению негативного воздействия промышленной и иной деятельности на окружающую природную среду и ликвидацию последствий такой деятельности. Экономические отношения, формирующиеся при выполнении хозяйственной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду можно отнести к природоохранным отношениям. Политические отношения по управлению в области охраны окружающей среды и обеспечению правового порядка в экологической сфере также относятся к природоохранным отношениям. Указанная разнородность правовых отношений определяет комплексный характер правового регулирования с использованием арсенала частноправовых средств и публично-правовых стоять на страже природоохранной деятельности. Участниками природоохранных

отношений являются все субъекты права — юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, общественные объединения, органы местного самоуправления, органы государственной власти.

Для сохранности окружающей природной среды основным видом административно-правового механизма является закрепление на законодательном уровне критериев и принципов природопользования и механизмов защиты окружающей среды, которые были заложены в нормах Конституции Российской Федерации.

В зависимости от своей юридической силы нормативно-правовые документы в области природопользования и охраны окружающей среды можно классифицировать на законы и подзаконные акты. Естественно наибольшей юридической силой обладает Конституция РФ, за ней следуют федеральные законы.

Основные нормы отражены Конституция РФ, а именно: статья 58 обязывает каждого гражданина осуществлять охрану окружающей среды, статья 42 гарантирует право на благоприятную окружающую среду, в статье 9 допускается владение в частной собственности земельных и природных ресурсов, статья 36 указывает на предусмотренные ограничение свободы собственника в случаях нанесения ущерба окружающей среде, статья 72 указывает на совместную охрану окружающей среды для федерального центра и субъектов РФ.

Основным федеральным законом в сфере природопользования является ФЗ от 10.01.2002 №7 «Об охране окружающей среды» основные изменения вступили в силу с 25.06.2012 г. Кроме упомянутого ФЗ в природоохранной деятельности существуют следующие федеральные законы:

- Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 06.12.2011) «О недрах» (с изм. и доп., вступающими в силу с 19.01.2012);

- Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О животном мире»;

- Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «Об охране атмосферного воздуха»;

- «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023);

- «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023);

- «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023);

- «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023).

Указы, издаваемые Президентом РФ как гаранта Конституции РФ, занимают самостоятельное место в системе источников рассматриваемого права.

Следующей ступенью в иерархии нормативных документов являются постановления Правительства РФ и различные акты федеральных органов исполнительной власти. Ниже приведены наиболее значимые примеры таких документов:

- Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 (ред. от 23.08.2018) «О порядке взимания экологического сбора» (вместе с «Правилами взимания экологического сбора»);

- Постановление Правительства РФ от 18.08.2016 N 807 (ред. от 28.07.2020) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу обеспечения пожарной безопасности территорий»;

- Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 N 2010 (ред. от 26.04.2022) «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров»;

- Постановление Правительства РФ от 20.03.2023 N 274 «О применении в 2023 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду»;

- Постановление Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 (ред. от 18.07.2019) «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (вместе с «Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации»);

- Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 N 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».

Законодательство в сфере природопользования и охраны окружающей среды представлено приблизительно около 4-мя тысячами нормативно-правовыми актами различной юридической силы. Особенностью данного законодательства является то, что что в общем объеме преобладают подзаконные акты, а среди них преобладают ведомственные нормативные документы.

Источники рассмотренного права в зависимости от субъекта нормотворческой деятельности подразделяются на федеральные законы и прочие нормативно-правовые акты субъектов федерации.

Все источники рассматриваемого права в области природопользования бывают общими и специальными. Предмет регулирования общих источников права оказывает регулирующее воздействие не только на экологическую сферу, но и другие общественные отношения. Примерами таких источников является Конституция РФ, гражданское, административное, уголовное законодательство. Тогда как специальные источники экологических правоотношений непосредственно регулируют существующие отношения в сфере определённых видов природных ресурсов.

Список используемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года.

2. Боголюбов С.А., Позднякова Е.А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды. Учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016. С. 398.

3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133.

4. Нилова Д.К. Государственная политика в сфере охраны окружающей среды и природопользования в Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2014. - № 11. - С. 34.

5. Клюканова Л. Г. Актуальные вопросы формирования комплексного подхода к правовому регулированию природопользования и охраны окружающей среды // Правовое регулирование использования природных ресурсов. М.: Инфра-М, 2015. С. 65 - 69.

6. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека

среды.

Принята Конференцией Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 1972 год.

7. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Рекомендована для рассмотрения, подписания и ратификации всеми государствами резолюцией 31/72 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1976 года.

8. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Принята 13 ноября 1979

года.

9. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023).

10. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023).

11. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023).

12. Нилова Д.К. Государственная политика в сфере охраны окружающей среды и природопользования в Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2014. - № 11. - С. 34.

13. Сизов В.Е. Функции государства в управлении природопользованием. Теоретико-правовые и экономические аспекты. // Современное общество и право. - 2016. - № 2. - С. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.