Современная шкдла
УДК 373
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ МОНИТОРИНГА ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Семенова М.Л., Колосова И.В.
Аннотация. В статье анализируются общие подходы к оценке результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, представлена авторская система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы дошкольного образования.
The general approaches to an estimation of results of exploration of the basic general educational program of preschool education taking into account Federal state requirements to structure of the basic general educational program of preschool education are analyzed in the article, the author's system of monitoring of achievement is presented by children of planned results of development of the general educational program of preschool education.
Ключевые слова: мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы дошкольного образования, мониторинг детского развития, мониторинг образовательного процесса.
Monitoring of achievement by children planned results of exploration of the general educational program of preschool education, monitoring of children's development, monitoring of educational process.
В проекте Закона Российской Федерации «Об образовании» (редакция 15.07.2011 г.) отмечается, что федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования являются основой объективной оценки качества образования лиц, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и направленности [2, ст. 11. п. 1].
Определение общих подходов к оценке результатов освоения основной общеобразова-
тельной программы дошкольного образования сегодня осуществляется на основании Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 655 от 23.11.2009 г.). В названных требованиях отмечается, что «система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга» [1].
Принимая во внимание, что основная общеобразовательная программа дошкольного образования, как и любая образовательная программа, нацелена на изменение ребенка, определяемое в терминах развития, считаем возможным предположить, что главный результат освоения программы - это некоторое развитие дошкольника, которое планировалось данной программой.
Существующая практика оценивания результатов освоения образовательных программ дошкольного образования традиционно отождествляется с конкретными знаниями, умениями и навыками, которые получает ребенок, и соответственно, результатом освоения образовательной программы являются именно знания, умения и навыки.
Поскольку современный образовательный процесс дошкольного учреждения ориентирован на сохранение уникальности и самобытности каждого ребенка, на обеспечение условий для раскрытия его склонностей и способностей, возникает необходимость определения концептуальных основ разработки требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Семенова М.Л, Колосова ИВ Теоретические и практические аспекты разработки мониторинга.
Поддерживая точку зрения Н.И. Гуткиной, считаем возможным предположить, что теоретико-методологические основы разработки
требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования будут тождественны теоретикометодологическим основам определения требований к ее структуре [4].
При разработке концептуальных основ построения основной общеобразовательной программы дошкольного образования как в части ее содержания, так и в части требований к результатам и требований к условиям, во главе угла -психологическое содержание, заложенное в концепции психологического возраста, перенесенное в педагогическую практику воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В качестве теоретико-методологического базиса целесообразно использовать культурноисторическую концепцию Л.С. Выготского о психическом развитии ребенка в онтогенезе, основу которой составляет положение о том, что психика - это феномен культурного происхождения.
Развитие ребенка характеризуется чередованием нескольких психологических возрастов, т.е. таких возрастов, которые имеют четкую качественную специфику и характеризуются свойственными только им новообразованиями. Именно эти новообразования, появляющиеся к концу каждого возраста, и являются качественной характеристикой развития ребенка. В психологии принято принимать эти новообразования за единицу анализа при описании развития ребенка к концу каждого возрастного этапа, что дает возможность представить характеристику уровня психического развития, которого ребенок должен достичь к концу возраста в результате взаимодействия со средой.
На наш взгляд, в качестве результата освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования можно рассматривать параметры психического развития, то есть качества, которые показывают развитие ребенка в плане соответствия конкретному психологическому возрасту.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной
программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные [1].
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования представлены в виде следующих интегративных качеств:
1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
2. Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
4. Овладевший средствами общения и спо-
собами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается
предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои
Современная школа
действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (правила безопасности дорожного движения), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Указанные интегративные качества обеспечивают преемственность следующего уровня образования - начального общего образования, образовательным результатом которого является формирование универсальных учебных действий [5].
В соответствии с современной нормативной базой, дошкольное образовательное учреждение самостоятельно в разработке мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы, а также установлении его периодичности.
Понятие «мониторинг» является относительно новым в системе дошкольного образования и определяется как система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической
системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития (А.И. Майоров).
По мнению А. С. Белкина, образовательный мониторинг представляет собой процесс непрерывного научно-прогностического слежения за состоянием и развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения [3].
По мнению современных ученых, использование технологий образовательного мониторинга в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения обеспечивает:
— постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;
— изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
— компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.
На основе вышеизложенного, преподавателями кафедры дошкольного образования ГОУ ДПО ЧИППКРО разработан мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей, а также ориентировано на Федеральные требования, в которых сформулированы основные задачи образовательных областей и описаны примерные планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования (интегративные качества ребенка).
Система мониторинга дошкольного образовательного учреждения включает в себя два компонента: мониторинг детского развития и мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательных областей программы). Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Семенова МЛ, Колосова И.В.
Теоретические и практические аспекты разработки мониторинга.
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологами дошкольного учреждения и медицинскими работниками с целью выявления индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и при необходимости разработки индивидуального маршрута образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Как уже упоминалось ранее, в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования отмечается, что планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования представлены интегративными качествами, которые выступают в роли характеристики ребенка на конкретном возрастном этапе дошкольного детства.
Промежуточные результаты раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
Для оценивания планируемых результатов составлено восемь карт развития детей, соответствующих восьми интегративным качествам:
— физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
— любознательный, активный;
— эмоционально отзывчивый;
— овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
— способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений;
— способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;
— имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
— овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Девятое интегративное качество «овладевший необходимыми умениями и навыками...» оценивается с помощью мониторинга образовательного процесса.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательных областей программы) основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в картах освоения Программы: «Изучение интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области .».
Для детей всех возрастных групп составлено десять карт в соответствии с десятью образовательными областями:
— «Физическая культура»;
— «Здоровье»;
— «Безопасность»;
— «Социализация»;
— «Труд»;
— «Познание»;
— «Коммуникация»;
— «Чтение художественной литературы»;
— «Художественное творчество»;
— «Музыка».
Форма проведения мониторинга представляет собой преимущественно наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
Таким образом, система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей. Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
Современная шкдла ЧИППКРО
Литература
1. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655» // Образование и наука. Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в РФ. - М.: Информационные системы и технологии, Государственная академия инноваций, 2009.
2. Проект Закона РФ «Об образовании» в редакции от 15 июля 2011 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: Ьйр^акопоргоек; 2010/гц///
3. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А.С. Белкин. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004.
4. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - СПб.: Питер, 2007.
5. Скрипова, Н.Е. Обеспечение готовности
педагогов начальной школы к работе в условиях федерального государственного образовательного стандарта: научно-теоретический
журнал / Н.Е. Скрипова, Л.В. Корнилова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск: ИУМЦ «Образование», 2011. - № 1(6) - С. 107-112.