ВОПРОСЫ ПРАВА
УДК 341.45
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ХОДЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
О.С. Бутенко
Современная криминогенная ситуация свидетельствует о том, что количество преступлений, расследование которых требует проведения процессуальных действий на территории иностранных государств, постоянно растет. Всемирная Конференция министров по организованной транснациональной преступности констатировала, что уровень международного сотрудничества в борьбе с преступностью за последние 20 лет значительно вырос, однако "...в механизмах сотрудничества все еще имеется множество пробелов, которые могут быть использованы в корыстных целях преступниками, особенно теми из них, кто принадлежит к наиболее влиятельным и хорошо приспосабливающимся к новым условиям транснациональным преступным организациям. Эти организации представляют серьезную угрозу для государств, сдержать которую можно лишь в том случае, если они сумеют наладить еще более тесное сотрудничество между собой" [1].
В настоящее время Российская Федерация имеет специальные двусторонние и многосторонние международные договоры, регламентирующие вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам с 70 государствами. В частности, Россия является участником Европейской конвенции о выдаче 1957 г. с дополнительными протоколами к ней 1975 и 1978 гг., а также заключенной в рамках Содружества Независимых Государств Конвенции о правовой помощи и пра-
Бутенко Олег Сергеевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса Ростовского филиала Института повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации, 344064, г. Ростов-на-Дону, ул. Волоколамская, 3а, e-mail: butenko_os@mail.ru, т. 8(863)2953390.
вовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. с Протоколом к ней 1997 г. Таким образом, международно-правовое сотрудничество Следственного комитета Российской Федерации в оказании правовой помощи осуществляется с компетентными органами более чем 70 государств.
Ежегодно в компетентные органы иностранных государств направляются от 2500 до 3000 запросов о правовой помощи правоохранительным органам Российской Федерации [3].
Необходимо отметить, что действующие двусторонние договоры и конвенции в качестве общих условий предоставления правовой помощи определяют:
- сферу применения договора о правовой помощи;
- объем и формы правовой помощи;
- порядок сношений между государствами по вопросам взаимной правовой помощи;
- язык, форму и содержание поручений (ходатайств) об оказании правовой помощи;
- порядок исполнения поручений (ходатайств) об оказании правовой помощи;
- основания отказа в предоставлении правовой помощи;
- ограничения в использовании информации;
- расходы, связанные с оказанием правовой помощи.
Сфера действия договора или конвенции включает те направления международного сотрудничества, применительно к которым
Oleg Butenko - Ph.D. in Low, associate professor of the Depatment of Criminal Procedure at the Rostov Branch of the Institute for Advanced Training of the Investigative Committee of the Russian Federation, 3а, Volokolamskaya Street, Rostov-on-Don, 344064, e-mail: butenko_os@mail. ru, ph +7(863)2953390.
действует рассматриваемый документ, а также области, в отношении которых их действие ограничено или невозможно [3].
В частности, Европейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам 1959 г. применяется к вопросам уголовного преследования за преступления, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию судебных органов запрашивающей стороны, но не применяется к задержанию, исполнению приговоров, а также к воинским преступлениям (под которыми применительно к УК РФ следует понимать преступления против военной службы).
Европейская конвенция 1959 г. в действующей редакции применяется только к так называемым судебным действиям для ограничения их от административных действий. Данное понятие охватывает любые виды взаимной помощи, конкретно указанные в Конвенции, а также ходатайства об оказании помощи в связи с:
- требованиями пострадавшей стороны возместить ущерб в ходе уголовного судопроизводства;
- обращением о помиловании или пересмотре приговора;
- процедурой в связи с компенсацией лицам, признанным невиновными;
- уголовным преследованием в суде в отношении "Ordnungswidrikeit" ("нарушителей правопорядка") согласно закону Германии, под которым понимается правонарушение, не являющееся непосредственно преступлением в смысле уголовного права и наказываемое штрафом, налагаемым административным органом власти [3].
На правоприменительном уровне для эффективной правовой помощи требуется не только наличие договорных обязательств, но и знание особенностей получения соответствующих доказательств в каждом конкретном случае. В отсутствие общих законодательных положений о правовой помощи в российском праве и в условиях различия в подходах отдельных договоров для практических работников, отвечающих за оказание взаимной правовой помощи, особую значимость приобретает наличие четких внутриведомственных рекомендаций по критериям соответствующей деятельности как центральных национальных органов по вопросам взаимной правовой помощи, так и непосредственных исполнителей следственных поручений [4].
Для сотрудников системы Следственного комитета Российской Федерации порядок составления и направления запросов о правовой помощи регламентируют следующие нормативные акты: Указание Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации № 2/206 от 25 февраля 2009 г. о порядке направления запросов о правовой помощи, регламентирующей деятельность должностных лиц Следственного комитета Российской Федерации при направлении запроса о правовой помощи в иностранные государства; Методические рекомендации о порядке составления и направления запроса о правовой помощи от 2007 г., определяющие содержание и форму указанного запроса.
Несмотря на то что в соответствии со ст. 453 УПК РФ Следственный комитет России является одним из государственных органов, через который может быть направлен запрос о правовой помощи и, соответственно, имеет право направлять запросы от следственных работников самостоятельно, ситуацию в этой сфере нельзя назвать в полной мере удовлетворительной.
Так, во-первых, средний срок исполнения запроса о правовой помощи (от момента начала согласования запроса до момента получения результата исполнения запроса) составляет в среднем не менее шести месяцев (при установленном УПК РФ сроке предварительного следствия - четыре месяца!). Кроме того, на срок исполнения запроса о правовой помощи срок предварительного следствия не может быть приостановлен, что ведет к тому, что могут быть нарушены положения УПК РФ о разумном сроке следствия. Во-вторых, качество результата, полученного в ходе исполнения запроса о правовой помощи, оставляет желать лучшего. Запросы исполняются "для галочки" и зачастую даже без соблюдения норм уголовно-процессуального законодательства государства, исполнявшего запрос, что приводит к признанию доказательств недопустимыми. В-третьих, кроме запросов о правовой помощи, еще одной формой международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства является экстрадиция, которая осуществляется исключительно через центральный аппарат Гене-ральной прокуратуры России, что приводит к еще большим затратам времени для осуществления уголовного преследования.
112
2012
№ 3
НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА
Также необходимо отметить, что реализация таких форм оказания международно-правовой помощи, как исполнение поручений о производстве на территории иностранного государства, обысков помещений и выемок предметов и документов, требует особого внимания и работы со стороны следователя.
Поскольку законодательство большинства государств о выдаче ордеров на обыск предусматривает такой порядок, при котором требуется представление сотрудником компетентного органа, обращающегося за соответствующим судебным постановлением, доводов, обосновывающих выдачу этого ордера, необходимо документальное подтверждение материалами дела обоснованности принятого российским судебным органом решения о производстве обыска или выемки у конкретного лица и в конкретном помещении.
При направлении и исполнении соответствующих поручений необходимо учитывать, что в Европейской конвенции 1959 г. в дополнение к общим условиям отказа в предоставлении правовой помощи по уголовным делам (ст. 2) предусмотрены специальные условия, касающиеся непосредственно исполнения поручений о производстве обысков, выемки и ареста имущества. В соответствии со ст. 5 любая договаривающаяся сторона может в момент подписания настоящей Конвенции или в момент сдачи на хранение своей ратификационной грамоты или документа о присоединении, путем заявления на имя Гене -рального секретаря Совета Европы, оставить за собой право исполнять судебные поручения в отношении обыска или наложения ареста на имущество при соблюдении одного или нескольких из следующих условий:
1) преступление, с которым связано судебное поручение, наказуемо как по закону запрашивающей стороны, так и по закону запрашиваемой стороны;
2) преступление, с которым связано судебное поручение, является в запрашиваемой стороне преступлением, влекущим выдачу;
3) исполнение судебного поручения не противоречит законодательству запрашиваемой стороны [4].
Также важно учесть, что при направлении ходатайства о правовой помощи российскими органами предварительного следствия в страны англо-саксонской системы права требуется не только предоставление документов, подтверждающих законность и обоснованность обыска или выемки, но и изложение мотивов, по которым следствие полагает, что лицо (физическое или юридическое), у которого будет производиться обыск, не станет сотрудничать без ордера на обыск и не представит добровольно, по запросу зарубежных компетентных органов, необходимые предметы и документы.
Таким образом, вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства играют важную роль в обеспечении эффективного предварительного следствия. Для решения указанных проблем необходимо применение комплекса мер организационного, правового и образовательного характера, направленных на уменьшение сроков подготовки и исполнения запросов о правовой помощи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Головатюк В.В. Организация международного полицейского сотрудничества в сфере профессиональной подготовки кадров. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 28 с.
2. Подготовка и направление ходатайств об оказании правовой помощи по уголовным делам, расследуемым российскими органами предварительного следствия: Метод. пособие / Генеральная прокуратура Российской Федерации. М.: Б.и., 2001. 66 с.
3. Бирюков П.Н. Часть пятая УПК РФ. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства: учеб. пособие. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2002. 98 с.
4. Волженкина В.М. Нормы международного права в российском уголовном процессе. СПб.: Юридический центр Пресс; С.-Петерб. юрид. ин-т Гене -ральной прокуратуры РФ, 2001. 360 с.
Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 гг., государственный контракт № 12.741.11.0107 от 23 мая 2012 г.
18 июня 2012 г.