Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речевая деятельность / коммуникативно-общественная деятельность / лингводидактика / коммуникативные задачи.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Агоева М.М.

Чтение относится к тем формам речевого общения, которые неизменно привлекают к себе внимание не только лингводидактиков, но и преподавателей практиков. Чтение входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности человека и обеспечивает в ней одну из форм письменного-вербального (словесного) общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Агоева М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ»

ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

УДК 004.072.2

Агоева М.М., к. и.н.

кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации

Пятигорский институт (филиал) Северо-Кавказский федеральный университет

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

У СТУДЕНТОВ

Аннотация. Чтение относится к тем формам речевого общения, которые неизменно привлекают к себе внимание не только лингводидактиков, но и преподавателей - практиков. Чтение входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности человека и обеспечивает в ней одну из форм - письменного-вербального (словесного) общения.

Ключевые слова: речевая деятельность, коммуникативно-общественная деятельность, лингводидактика, коммуникативные задачи.

Agoeva M.M., Ph.D.

Department of Linguistics and Intercultural Communication

Pyatigorsk Institute (branch) North Caucasus Federal University

THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AMONG STUDENTS

Annotation: Reading refers to those forms of speech communication that invariably attract the attention not only of linguodactics, but also teachers -practitioners. Reading falls within the sphere of communicative-social activity of a person and provides in it one of the forms - written-verbal (verbal) communication.

Key words: speech activity, communicative-social activity, linguodactics, communicative tasks.

Преподавание любой вузовской дисциплины подразумевает применение в ходе ее изучения различных методик. Каждый педагог выбирает и адаптирует методические приемы, соответствующие определенным условиям. Речь пойдет о преподавании английского языка в неязыковом вузе, в частности, о методике формирования коммуникативной компетенции у студентов нелингвистов.

Исходной позицией в решении поставленной задачи является трактовка чтения как вида речевой деятельности. Чтение относится к тем формам речевого общения, которые неизменно привлекают к себе внимание не только лингводидактиков, но и преподавателей - практиков. Чтение входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности человека и обеспечивает в ней одну из форм - письменного-вербального (словесного) общения. В современной жизни чтению принадлежит исключительно важная роль, так как оно открывает специалисту доступ к ведущим на сегодняшний день источником информации - книге, газете, интернет-ресурсам и тем самым является одним из основных средств осуществления информационной деятельности.

Поскольку первоначальным в чтении является получение информации, то его вторую задачу - передачу информации - можно рассматривать как ее дальнейшую переработку использование как два подвида речевой деятельности, специфика протекания которых определяется коммуникативными задачами. Различные виды чтения (ознакомительное, поисковое, просмотровое, изучающее и т.д.) позволяют обеспечить решение практически всех наиболее частных задач обращения человека к печатным источникам, возникающих в связи с его коммуникативными, познавательными и эстетическими потребностями. Чтение представляет собой речевую деятельность, обеспечивающую решение целого ряда коммуникативных задач познавательного или практического характера.

Основополагающим для обучения иностранному языку является признание коммуникативной природы речи.

Речевая деятельность реализуется в виде отдельных актов коммуникации, причем завершением каждого из них является достижение определенного результата.

Чтение всегда должно быть организовано как отдельный реальный акт коммуникации. Материалы для чтения должны быть текстами -речевыми произведениями, обладающими всеми признаками текста как единицы коммуникации, а не иллюстрациями лексического, грамматического материала на ту или иную тему. Реальные коммуникативные задачи требуют от читающего различной степени понимания текста, извлечения информации под определенным углом зрения.

Текст - это коммуникативная единица. Как таковую ее характеризует наличие коммуникативной задачи. Как коммуникативной единице тексту свойственны такие признаки, как целостность - смысловая законченность, завершенность (в соответствии с его коммуникативной задачей).

Если интерпретировать практические цели обучения иностранному языку как овладению студентами текстами - коммуникативными единицами, которыми принято оперировать в соответствующих видах

речевой деятельности, то основными задачами преподавания в течении всего периода обучения являются формирование у студентов эталонных структурных схем текстов, овладение необходимыми языковыми средствами и развитие умения понимать соответствующие тексты.

В учебном процессе тексты должны выполнять следующие функции:

1. Функция расширения, пополнения языковых знаний студента, преимущественно лексических. Практическую реализацию эта функция осуществляется в заданиях, которые обращают внимание на языковые элементы текста (выписать новые слова, найти слова - модели по определенномупризнаку, привести ситуацию, в которой употреблено слово, и т.п.).

2. Функция тренировки языкового материала, которым учащийся должен овладеть. Реализации этой функции служат задания, ориентированные на воспроизведение языкового материала текста, например: проанализировать лексические, грамматические явления, ответить на вопросы преподавателя (вопросы строятся так, чтобы побудить учащегося употребить новые языковые единицы), найти в тексте слова, сочетания, эквиваленты которых даются на родном языке, пересказать содержание близко к тексту и др.

3. Функция развития устной речи - говорения. С этой целью используются различные формы воспроизведения содержания прочитанного текста (пересказ своими словами, драматизации отдельных эпизодов, придумывание дополняющих деталей и т.д., беседа или выступления по отдельным вопросам, затронутым в тексте), причемтребуется максимальное сохранение его языковой формы.

4. Функция развития умения читать. Эта функция реализуется заданиями, направленными на проверку понимания воспринятого текста, на выделение в нем различных смысловых элементов, а также формальных, облегчающих процессы понимания или помогающих преодолевать возникающие при этом затруднения.

Отбор материалов для чтения является центральным вопросом, поскольку предопределяет содержание, а в конечном счете и результат освоения дисциплины. Основной целью чтения было и остается расширение словарного запаса обучающегося, следовательно, правильно подобранная книга, рекомендуемая для дополнительного чтения на иностранном языке -залог эффективного обучения.

Использованные источники:

1. Зыкова С.Н. Содержание коммуникативного образования: принципы коммуникативной дидактики // Вест. Том. гос. ун-та. - 2007.

2. Тарасова А.А. ФГОС и GEFR как ориентиры обучения иностранному языку в начальной школе // Вопросы методики преподавания в вузе. -2012.

3. Фокина К.В., Тернова Л.Н., Костычева Н.В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.