Научная статья на тему 'Теоретические и нормативно-правовые основы деятельности некоммерческих организаций в системе социального обслуживания граждан'

Теоретические и нормативно-правовые основы деятельности некоммерческих организаций в системе социального обслуживания граждан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
842
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НКО / РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / ЗАКОН / NON-PROFIT ORGANIZATION / NСO / REPUBLIC OF MORDOVIA / CHARITY / ASSISTANCE TO THE POPULATION / SYSTEM OF SOCIAL SERVICES / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дзюбак Иван Сергеевич

В статье представлены результаты анализа теоретических и нормативно-правовых основ деятельности некоммерческих организаций Республики Мордовия. Рассмотрены цели и задачи деятельности некоммерческих организаций, их специфические признаки, социальные функции и направления их деятельности. Особое внимание в статье уделяется анализу федеральных законов и законов Республики Мордовия, регламентирующих деятельность некоммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the analysis of theoretical and legal foundations of the non-profit organizations of the Republic of Mordovia. The goals and objectives of non-profit organizations, their specific features, social functions and directions of their activities are considered. Special attention is paid to the analysis of Federal laws and laws of the Republic of Mordovia, regulating the activities of non-profit organizations.

Текст научной работы на тему «Теоретические и нормативно-правовые основы деятельности некоммерческих организаций в системе социального обслуживания граждан»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН_

Дзюбак Иван Сергеевич

Бакалавр кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «НИМордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

Г. Саранск

АННОТАЦИЯ. В статье представлены результаты анализа теоретических и нормативно-правовых основ деятельности некоммерческих организаций Республики Мордовия. Рассмотрены цели и задачи деятельности некоммерческих организаций, их специфические признаки, социальные функции и направления их деятельности. Особое внимание в статье уделяется анализу федеральных законов и законов Республики Мордовия, регламентирующих деятельность некоммерческих организаций.

ANNOTATION. The article presents the results of the analysis of theoretical and legal foundations of the non-profit organizations of the Republic of Mordovia. The goals and objectives of non-profit organizations, their specific features, social functions and directions of their activities are considered. Special attention is paid to the analysis of Federal laws and laws of the Republic of Mordovia, regulating the activities of non-profit organizations.

Ключевые слова: некоммерческие организации, НКО, Республика Мордовия, благотворительная деятельность, помощь населению, система социального обслуживания населения, закон.

Keywords: nonprofit organization, NCO, Republic of Mordovia, charity, assistance to the population, the system of social services, legislation.

Принятие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» способствовало качественно новому подходу к организации социальной поддержки граждан. Статья 5 данного закона определила некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, одним из субъектов социальной поддержки граждан, входящих в систему социального обслуживания.

Относительно терминологии некоммерческих организаций в нашей стране получили распространение следующие понятия: собственно НКО (некоммерческие организации), третий сектор, НПО (неправительственные организации), НГО (негосударственные организации). При этом в этот сегмент объединяются, как крупные организации (например, Красный Крест), так и мелкие группы, создаваемые, например, с целью сбора средств для конкретного человека. Причем все эти организации функционируют в одном правовом поле.

Для теоретического анализа роли и места некоммерческих организаций в системе социального обслуживания граждан выделим основные терминологические понятия, которые будем использовать в нашей статье.

1 Некоммерческая организация (НКО) -это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных

потребностей людей, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ [8].

2 Социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО) - это некоммерческие организации, деятельность которых направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации [9].

Анализируя деятельность некоммерческих организаций в системе социального обслуживания граждан, важно заметить, что в этот спектр входят как те организации, которые состоят в реестре поставщиков социальных услуг, так и те, которые оказывают социальную поддержку и помощь гражданам на общественных началах.

Р. И. Бунеева выделяет следующие специфические признаки некоммерческого сектора как общественной системы: официальный юридический статус

независимость, целенаправленность, запрет на извлечение финансовой выгоды контролирующими лицами, отсутствие акционерного капитала, исключение учредителей из управления текущей деятельностью. [2,17]

Выделяют следующие виды деятельности НКО, оказывающие услуги социальной защиты или способные их оказывать:

- выполнение государственного (муниципального) заказа. Данный вид предполагает выполнение государственных (муниципальных) функций по оказанию услуг социальной защиты путем бюджетного субсидирования через систему государственного (муниципального) заказа;

- фандрайзинг (аккумулирование и расходование частных средств). Данный вид деятельности предполагает функционирование НКО как субъекта привлечения и расходования частных средств без финансового вознаграждения (исключительно на цели, связанные с оказанием услуг социальной защиты);

- социальное предпринимательство. Данный вид предполагает ведение НКО экономической деятельности с участием социально незащищенных категорий граждан и в интересах потребителей услуг социальной защиты, доходы от которой направляются исключительно на социальные цели;

- социальное инвестирование. Данный вид предполагает участие в социальных проектах с ожиданием как социального, так и экономического эффекта путем инвестирования средств жертвователей через управляющую компанию, эндаумент-фонды и т. д. [3,53].

К основным стратегическим целям и задачам НКО в области социальной политики относятся:

• формирование новой системы общезначимых, для большинства населения, социальных ценностей, превращение этих ценностей в реальные регуляторы социальной жизни (социальное партнерство, социальная ответственность, социальная мобильность и т.п.);

• на базе вновь складывающейся системы ценностей, интеграция всего общества по решению основных социальных задач;

• адаптация населения к новым социально -экономическим реалиям, использование большинством населения собственных ресурсов, отход от социального иждивенчества во взаимоотношениях с государством и другими субъектами социальной политики;

• формирование интегральной рыночной хозяйственной среды, способной к органичному экономическому росту на основе внутренней предпринимательской мотивации и участию в перераспределении ресурсов для обеспечения функционирования отраслей социальной сферы за счет собственных средств коммерческого сектора, неаккумулированных государством посредствам налоговых сборов и платежей;

3 формирование системы социальных институтов, опирающихся на механизмы социального участия населения в решении социальных задач, нормативные и экономические методы регулирования и стимулирования этих институтов [7,27].

При этом, осуществляя свою деятельность, НКО и СО НКО выполняют ряд социальных функций:

- производственная: способность производить общественно полезные товары и услуги, способствовать снижению издержек и повышению эффективности экономики, способность обеспечивать занятость и самозанятость;

- социальная: формирование человеческого капитала, улучшение социального климата, обеспечение социальной стабильности, охрана здоровья и

развитие физической культуры и спорта, сохранение и приумножение образовательного, научного, духовного потенциала общества;

- институциональная: способность координации действий различных групп, защита интересов и прав потребителей, поддержание экологической безопасности, разрешение конфликтов и споров, оказание юридической помощи.

По мнению Д. В. Красова, некоммерческие организации оказывают влияние на развитие социальной политики и деятельность социальной сферы на разных уровнях государственных, региональных и муниципальных систем, при этом:

1. Являются поставщиками (производителями) социальных услуг.

2. Влияют на условия и характер производства социальных услуг в бюджетной сфере (настройка «обратной связи» и влияние потребителя, контроль и оценка, формирование «Библиотек лучшего опыта», независимый анализ и экспертиза и т.п.).

3. Влияют на направленность и способы реализации социальной политики, в том числе на увеличение или уменьшение спроса на услуги (предлагая социальные инновации, вовлекая в активную жизнь социально уязвимую часть населения, помогая формировать социальный запрос и даже общественную «повестку дня», поддерживая или протестуя против реализации политики и т.п.).

4. Инвестируют или привлекают инвестиции в социальную сферу (через добровольческую деятельность, собственную или инициированную и привлеченную с их помощью частную или государственную благотворительность).

5. Являются проводниками или противниками перемен, влияя на мнение заинтересованных групп и т.д. [4].

При этом, осуществляя деятельность в сфере социального обслуживания граждан, НКО имеют ряд отличительных характеристик от государственных и муниципальных учреждений социальной защиты, а именно:

- технологичность и организованность, использование различных и разнообразных инструментов;

- оперативность, быстрое реагирование на проблему;

- персонификация и адресность помощи;

- инновационность, применение новых механизмов решения проблемы, что не всегда может позволить себе государство;

- экономичность - значительно более низкая цена за счет минимизации накладных административных расходов; при этом зачастую используется труд высококлассных специалистов, но работающих на волонтерских началах или занятых часть времени;

- уникальность и дополнительность услуг НКО, отсутствие дублирования государственных программ;

- комплексность и применение интегрированного подхода;

- разнообразие и многоплановость услуг [1].

Вместе с тем нельзя не отметить, что, не смотря на термин «некоммерческий», важное значение имеет финансирование указанных организаций. Далеко не вся деятельность НКО оплачивается донорами-благотворителями, многие товары и услуги предоставляются получателям за плату. Но содержательно и по закону превышение доходов над расходами (то есть то, что у предпринимателя составляет прибыль) идет на финансирование других, убыточных, видов деятельности. В предприятии прибыль по закону принадлежит его собственникам, в НКО она должна быть израсходована в интересах общества и в полном соответствии с заявленными НКО целями и видами деятельности. Значительным источником средств НКС в развитых странах является государство, которое заключает с НКО договора на реализацию тех или иных государственных программ.

В нашей стране существует своя специфика финансирования НКО, где приоритет отдаются государству. Для бизнес-сообществ и частных лиц финансирование некоммерческих организаций является пока делом новым, поэтому основная роль принадлежит государству. Государственное финансирование НКО осуществляется по двум направлениям: а) гранты и б) заказы.

а) первое направление - НКО придумывает какой-то проект, программу, акцию и подает заявку на получение гранта. Государство выбирает наиболее интересные и нужные с его точки зрения проекты и выделяет на них средства. б) второе направление - это когда государство использует силы и опыт НКО на регулярной основе, доверяя им постоянную работу, оплачиваемую за счет бюджета.

Таким образом, некоммерческие организации представляют собой организации, деятельность которых направлена на решение социальных проблем граждан. В основе деятельности некоммерческих организаций лежат потребности государства по перераспределению общественных благ, защите от нестабильного социально-экономического развития, адресности оказания социальной помощи и поддержки. Объектом деятельности НКО может стать любой человек, которому оказывается разнообразная поддержка: от консультативной помощи до материальной.

Деятельность некоммерческих организаций регулируется рядом нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней. В этих законодательных документах сформулированы конкретные формы некоммерческой деятельности, обозначены цели и задачи деятельности некоммерческой организации. Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации отмечается, что в стране поощряется «... создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» [5,18].

Предпосылкой законодательного выделения НКО стала «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», в которой развитие сектора негосударственных некоммерческих организа-

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #7 (52), 2018 ций в сфере социальных услуг стало одним из приоритетных направлений государственной социальной политики. В рамках реализации данного направления предполагается, в частности, «. преобразовать большинство государственных (муниципальных) учреждений, которые оказывают услуги пожилым гражданам и инвалидам, в некоммерческие организации при условии привлечения их к выполнению государственного (муниципального) заказа по оказанию социальных услуг на конкурсной основе» [6].

Концепция долгосрочного социально-экономического развития одним из приоритетных направлений долгосрочной политики социальной поддержки населения определяет развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе:

- сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций;

- создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению;

- содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства);

- реализацию органами государственной власти программ в области поддержки развития негосударственных некоммерческих организаций.

Исходя из основных целевых ориентиров социальной политики, государственная поддержка должна в приоритетном порядке оказываться НКО и СО НКО, осуществляющим деятельность, направленную на:

- профилактику социального сиротства, беспризорности и безнадзорности;

- удовлетворение потребностей пожилого населения в постоянном постороннем уходе;

- содействие устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, а также укреплению престижа и роли семьи в обществе;

- организацию занятости инвалидов;

- поддержку и содействие социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении;

- развитие и совершенствование существующих подразделений добровольной пожарной охраны;

- развитие системы дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, культурной, краеведческой и экологической деятельности детей и молодежи;

- охрану окружающей среды;

- развитие благотворительной деятельности, а также деятельности в области содействия благотворительности и добровольчества.

4 Основополагающими документами, регламентирующим деятельность НКО в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12 января

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (52), 2018 1996 г. № 7 «О некоммерческих организациях» [8] и Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 235 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» [9].

В законе № 235 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» впервые было введено понятие «социально ориентированные некоммерческие организации». Кроме трактовки самого понятия, в законе отмечено, на что должна быть направлена деятельность СО НКО:

- социальная поддержка и защита граждан;

- подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

- охрана окружающей среды и защита животных;

- охрана объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

- оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

- профилактика социально опасных форм поведения граждан;

- благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия (безвозмездной и направленной на общественную пользу - И. Д.) благотворительности и добровольчества;

- деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также духовному развитию личности.

СО НКО признается исполнителем общественно полезных услуг и включается в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг сроком на два года. Перечень общественно полезных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с приоритетными направлениями, определяемыми Президентом Российской Федерации и включает в себя:

- социально-трудовые услуги, направленные на оказание содействия в вопросах трудоустройства и в решении проблем, связанных с трудовой адаптацией молодежи, матерей с детьми, инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

_зз_

- услуги, предусматривающие реабилитацию и социальную адаптацию инвалидов, социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;

- услуги по психолого-педагогическому консультированию, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

- услуги, направленные на социальную адаптацию и семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей;

- участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- услуги в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей;

- услуги по организации отдыха и оздоровления детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе организация деятельности специализированных (профильных) лагерей;

- услуги в сфере дополнительного образования граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе услуги обучения навыкам компьютерной грамотности;.

- услуги по профилактике социального сиротства;.

- предоставление социального обслуживания в форме на дому, в стационарной форме, в полустационарной форме;

- услуги по оказанию социальной помощи детям, инвалидам, гражданам в трудной жизненной ситуации;

- услуги в сфере дополнительного образования сотрудников и добровольцев СО НКО на повышение качества услуг;

- услуги, предусматривающие медико-социальное сопровождение лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями;

- услуги, направленные на медико-социальную реабилитацию лиц с алкогольной, наркотической или иной токсической зависимостью;

- оказание помощи семье в воспитании детей;

- услуги в области физической культуры и массового спорта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- услуги по профилактике социально значимых заболеваний.

Для структурирования СО НКО законодательством предусмотрено создание реестров СО НКО, куда заносится следующая информация: 1) полное и (если имеется) сокращенное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа НКО, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации некоммерческой организации (основной государственный регистрационный номер); 2) идентификационный номер налогоплательщика; 3) форма и размер предоставленной поддержки; 4) срок оказания поддержки; 5) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших поддержку; 6) дата принятия

решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки; 7) информация о видах деятельности, осуществляемых социально ориентированной некоммерческой организацией, получившей поддержку; 8) информация (если имеется) о нарушениях, допущенных СО НКО, получившей поддержку, в том числе о нецелевом использовании предоставленных средств и имущества.

Еще один законодательный акт, регулирующий деятельность НКО, - это федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», устанавливает основные правовые нормы, регулирующие благотворительность определяет возможные способы и формы ее поддержки и поощрения со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, указывает на специфические особенности благотворительной деятельности в России. Согласно данному закону, благотворительность - это добровольная деятельность граждан, учреждений по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданами имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки [12].

Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 г. № 82 «Об общественных объединениях» регулирует вопросы, связанные с деятельностью общественных объединений. Общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия [13].

В регионах страны также разработана собственная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность НКО в сфере социального обслуживания граждан.

С 1997 г. в Республике Мордовия закреплены эффективные принципы поддержки государством становления институтов гражданского общества путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям финансовой поддержки. Данные принципы были установлены и закреплены постановлениями Правительства Республики Мордовия от 18 августа 1997 г. № 348 «О поддержке деятельности молодежных и детских общественных объединений Республики Мордовия», от 29 апреля 2002 г. № 231 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на поддержку религиозных организаций», от 12 февраля 2007 г. № 51 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на поддержку общественных организаций», от 10 января 2008 г. № 1 «О порядке предоставления субсидий религиозным и общественным организациям на возмещение затрат, связанных с оказанием социально значимых услуг» и рядом других нормативных правовых актов Республики Мордовия [14].

В рамках Государственной программы Республики Мордовия «Социальная поддержка граждан»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #7 (52), 2018 на 2014-2020 годы, принятой Постановлением Правительства РМ 18 ноября 2013 г., реализуется подпрограмма «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» государственной программы Республики Мордовия «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы». Цель подпрограммы - создание и развитие условий для эффективной деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, а также использование их возможностей для увеличения объема и повышения качества социальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим на территории Республики Мордовия.

Основными задачами данной подпрограммы являются:

- совершенствование законодательства, регулирующего деятельность СО НКО;

- привлечение СО НКО к решению задач социально-экономического, культурного развития РМ;

- государственная поддержка на конкурентной основе СО НКО за счет средств республиканского бюджета РМ, направленная на достижение конкретных значений показателей результативности инновационных программ и проектов указанных организаций;

- развитие благотворительной деятельности граждан и организаций, а также стимулирование и распространение добровольческой деятельности (волонтерства);

- увеличение числа СО НКО, взаимодействующих с исполнительными органами государственной власти РМ в решении социальных задач;

-повышение информированности населения о деятельности СО НКО и формирование благоприятного информационного пространства в сфере их деятельности.

В соответствии с Законом Республики Мордовия от 28 августа 2012 г. № 58-З «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций» органы государственной власти Республики Мордовия оказывают поддержку СО НКО при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами также следующих видов деятельности:

1) сохранение национальной самобытности, развитие национального (родного) языка и национальной культуры;

2) укрепление и развитие межнационального, межэтнического и межконфессионального сотрудничества;

3) деятельность в области духовно-нравственного, гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания, подготовки граждан к военной службе;

4) содействие в обеспечении общественного порядка;

5) защита семьи, поддержка материнства, отцовства и детства;

6) деятельность в области развития научно-технического творчества детей и молодежи;

7) реабилитация инвалидов, безработных и иных категорий граждан, проживающих на территории Республики Мордовия, деятельность по проблемам туберкулеза, ВИЧ/СПИДа, наркомании, инфекций, передающихся половым путем, организация и пропаганда массового донорства крови и ее компонентов;

8) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ;

9) деятельность по сохранению здоровья и жизни граждан во время купания и массового отдыха на водных объектах;

10) деятельность, направленная на реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда;

11) деятельность в области средств массовой информации, литературы, издательского дела и реализации информационных проектов;

12) содействие развитию туризма на территории Республики Мордовия.

В рамках постановления Правительства Республики Мордовия от 18 февраля 2013 г. № 48 «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области социальной поддержки и защиты граждан, семьи, поддержки материнства, отцовства и детства, реабилитации инвалидов, безработных и иных категорий граждан, проживающих на территории Республики Мордовия, а также благотворительную деятельность» СО НКО из средств республиканского бюджета Республики Мордовия предоставляется субсидия по конкурсному отбору. В 2016 г. субсидия выделена 16 социально ориентированным некоммерческим организациям на общую сумму 62302,44 тыс. рублей на проведение мероприятий социальной направленности [15].

Таким образом, указанными нормативными правовыми актами обеспечения деятельности НКО по социальной поддержке граждан федерального и регионального уровней существенно расширен перечень целей благотворительной деятельности, а также установлены правовые основы осуществления добровольческой деятельности; регламентирована финансовая деятельность НКО (налоговые льготы, возможность пополнения целевого капитала НКО ценными бумагами и недвижимым имуществом); определены дополнительные виды деятельности НКО, осуществляющих деятельность на территории регионов, для признания их социально ориентированными; расширен перечень НКО, имеющих право на получение субсидии за счет средств региональных бюджетов.

Список использованных источников

1 Аврорина Л. В. Россия : НКО как особый сегмент рынка социальных услуг [Электронный ресурс] / Л. В. Аврорина // Вклад негосударственных некоммерческих организаций в решение социальных проблем в России. Развитие социальных услуг : сб. ст. и матер. «мозгового штурма» ; под ред. О. Б. Казакова. - Режим доступа : www.pdffactory.com.

2 Бунеева Р. И. Некоммерческие организации : сущность, место и роль в социальном развитии общества / Р. И. Бунеева. - Липецк : Изд-во ЛКИ, 2010. - 95 с.

3 Гусейнов Э. К. Некоммерческие организации в сфере услуг социальной защиты населения : перспективы развития и проблемы государственной поддержки / Э. К. Гусейнов // Дискуссия. -2013. - № 11. - С. 51-54.

4 Красов Д. В. Развитие механизмов участия общественного негосударственного сектора в предоставлении социальных услуг семьям и детям Вологодской области [Электронный ресурс] / Д. В. Красов. - Режим доступа : www.dgs35.ru/images/documents/kadrov proekti/37k .doc.

5 Конституция Российской Федерации : (1993 г.) - М. : Юридическая литература, 1993. - 58 с.

6 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р // Консультант-Плюс : [справ.-правовая система]. - [М., 2017]. - Режим доступа : http ://www. consultant.ru/

7 Манахова И. В. Роль и функции НКО в повышении общественного благосостояния / И. В. Манахова // Ученые записки. - 2008. - №2. -С. 26-30.

8 О некоммерческих организациях [Электронный ресурс] : Федер. закон Рос. Федерации от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ : (с изм. и доп.) // Консультант-Плюс : [справ.-правовая система]. - [М., 2018].

- Режим доступа : http://www.consultant.ru/

9 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций [Электронный ресурс] : Федер. закон Рос. Федерации от 05.04.2010 г. // Консультант-Плюс : [справ.-правовая система]. - [М., 2018].

- Режим доступа : http://www.consultant.ru/

10 О некоммерческих организациях [Электронный ресурс] : Федер. закон Рос. Федерации от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ : (с изм. и доп.) // Консультант-Плюс : [справ.-правовая система]. - [М., 2018].

- Режим доступа : http://www.consultant.ru/

11 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций [Электронный ресурс] : Федер. закон Рос. Федерации от 05.04.2010 г. // Консультант-Плюс : [справ.-правовая система]. - [М., 2018].

- Режим доступа : http://www.consultant.ru/

12 О благотворительной деятельности и благотворительных организациях [Электронный ресурс] : Федер. закон Рос. Федерации от 11.08.1995 г. № 135-Ф3 : (с изм. и доп.) // Консультант-Плюс : [справ.-правовая система]. - [М., 2018]. - Режим доступа : http://www. consultant. ru/

13 Об общественных объединениях [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 19.05.1995 г. № 82 // Консультант-Плюс : [справ.-

правовая система]. - [М., 2018]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/].

14 Об утверждении государственной программы Республики Мордовия «Социальная поддержка граждан» на 2014 - 2020 годы [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РМ от

18.11.2013 г. № 504 // Консультант-Плюс : [спра-вочно-правовая система]. - [М., 20187]. - Режим доступа : http://base.consultant.ru

15 Развитие системы социальной защиты населения (итоги 2016 года и краткая характеристика периода 2012-2016 г.г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://e-mordovia. т

СОВРЕМЕННАЯ СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ В СВЕТЕ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Ошроев Рубен Германович

Кандидат исторических наук, доцент, ИГИ КБНЦ РАН, г. Нальчик

АННОТАЦИЯ

Целью настоящей статьи является анализ специфики интерпретации прошлого в современной историографии, способствующим нагнетанию межэтнической напряженности на Северном Кавказе, подрывающим социокультурные основы устойчивого развития региона. Основная задача заключается в раскрытии тезиса основополагающего теоретико-методологического фактора, лежащего основе сформулированной проблем. В практической же плоскости это поможет укрепить принципы реализации стратегических управленческих решений в сложном регионе.

ABSTRACT

The purpose of this article is to analyze the specifics of the interpretation of the past in modern historiography, which contributes to the escalation of interethnic tensions in the North Caucasus, undermining the socio-cultural foundations of the region's sustainable development. The main task is to reveal the thesis of the fundamental theoretical and methodological factor underlying the formulated problems. In practical terms, this will help strengthen the principles of implementing strategic management decisions in a complex region.

Ключевые слова: Северный Кавказ, историография, историческая память, межэтническая напряженность, устойчивое развитие.

Keywords: Northern Caucasus, historiography, historical memory, interethnic tension, sustainable development.

Выбор в качестве объекта исследования Северного Кавказа не является случайным. Как нигде именно в этом регионе РФ в один клубок сплелись и смешались геополитические, экономические, этнокультурные, социальные, духовно-нравственные, конфессиональные проблемы и противоречия. Все это вместе взятое существенно осложняет без того наметившиеся негативные процессы в региональном историографическом пространстве. На это все накладывается общероссийский контекст, а также процессы глобализации и регионализации. В этих условиях, по справедливому замечанию К.С Гаджиева, «события и процессы в буквальном смысле низвергаются, а главным характерным признаком нашего времени становятся неопределенность и неустойчивость» [4, с. 7]. С начала постсоветских перемен качество методологии исследования этих процессов, определяющей «логику интерпретации результатов и анализа полученных данных» оставляет желать лучшего [1, с. 18].

Переход на рубеже 80-х - 90-х гг. XX в. России от советского социализма к новой парадигме общественно-политического и экономического устройства обусловил и ряд основных изменений в сфере социальных и гуманитарных наук. В свете изучаемой проблемы они заключались в следующем. Во-

первых, в десоветизации, деидеологизации и детра-диционализации понятийно-терминологического аппарата наук, занимавшихся региональной проблематикой (ревизия и «ренегатство» в сфере научного инструментария); во-вторых, в отказе от марк-систко-ленинской методологии и методики в анализе этнокультурных процессов, а также большинства концепций и подходов, сформировавшихся на этой основе как единственных и доминирующих; в-третьих, в условиях образовавшегося вакуума и одновременного снятия запретов и ликвидации цензуры в стране, произошли трансформации в теоретико-методологичесих основаниях исследований на базе сложившихся в западной Европе концепций и методологий, в контексте нетрадиционных отечественных разработок этнокультурных процессов (например, теория Л.Н. Гумилева), в рамках реанимации ряда отечественных дореволюционных подходов, идей, парадигм (почвенничество, евразийство, социогеографизм и т.п.), в режиме поисковых социально-гуманитарных экспериментов холистичесого и редукционистского типа (например идеи синергетики).

Отмеченный переход также характеризуется не только процессами радикального пересмотра теоретико-методологических основ анализа этнокультурной проблематики, но и маргинальными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.