Научная статья на тему 'Теоретические и методологические проблемы развития политико-правовой мысли на рубеже XVIII-XIX вв. : предпосылки становления философии права Г. В. Ф. Гегеля'

Теоретические и методологические проблемы развития политико-правовой мысли на рубеже XVIII-XIX вв. : предпосылки становления философии права Г. В. Ф. Гегеля Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
187
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН / ПРАВО / LAW / ГОСУДАРСТВО / STATE / СПИНОЗА / SPINOZA / КАНТ / KANT / ГЕГЕЛЬ / HEGEL / RIGHT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Исмагилов Игорь Рашидович

К началу XIX в. стало очевидным, что эмпирический метод, легший в основу теории общественного договора, не в состоянии раскрыть самой сущности права и определить тенденции его развития на новом витке общественного прогресса. В свою очередь, рационалистическая методологии новоевропейской редакции теории естественного права не могла дать никакой альтернативы эмпиризму, кроме рассудочного дедуцирования общих положений политико-правовой науки из «врожденных идей разума», которые к концу XVIII в. представлялись чем-то произвольным и совершенно архаичным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF POLITICAL AND LEGAL THOUGHT AT THE TURN OF THE XVIII-XIX CENTURIES: THE PRECONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE PHILOSOPHY OF RIGHT OF G.W.F. HEGEL

By the beginning of the XIX century, it became evident that the empirical method, which had formed the basis of the theory of social contract, was not able to disclose the very essence of right and determine the trends of its development on a new round of social progress. In its turn, the rationalistic methodology of the new European edition of the theory of natural law could not provide any alternative to empiricism, except rational deducing general provisions of political and legal science from “innate ideas of mind”, which by the end of the 18th century seemed to be something arbitrary and completely archaic.

Текст научной работы на тему «Теоретические и методологические проблемы развития политико-правовой мысли на рубеже XVIII-XIX вв. : предпосылки становления философии права Г. В. Ф. Гегеля»

3. Nacional'nyj mentalitet i ego vliyanie na povedenie rabotnika (National mentality and its influence on employee behavior). URL: http://works.doklad.ru/view/QGfovRC979s/3.html.

4. Organizacionnaya kul'tura i strategicheskaya ustojchivost' biznesa: puti kapitalizacii «chelovech-eskogo potenciala» (Organizational culture and strategic stability of business: ways of capitaliz ation of "human potential"). URL: http://www.classs.ru/stati/uchet/kultura/.

5. Stiglitz J. Nyneshnjaja molodezh' chuvstvuet deficit spravedlivosti, i u nejo est' pravo na gnev. (Today's young people feel a lack of justice and they have their right to anger). URL: http://www.dialog.tj/news/nyneshnyaya-molodezh-chuvstvuet-defitsit-spravedlivosti-i-u-nejo-est-pravo-na-gnev-dzh-stiglits-laureat-nobelevskoj-premii-po-ekonomike.

6.Kara-Murza S. Gosudarstvennyj paternalizm - civilizacionnoe izmerenie (State paternalism-the civilizational dimension). URL: http://polinka.gorod.tomsk.ru/index-1290586614.php).

7.Rybakov V.A. Pravosoznanie i pravovoj mentalitet (Legal conscience and legal mentality), Vest-nik Omskogo universiteta. Seriya «Pravo», 2017, No. 3 (52), pp. 6-11.

8.Mental'nost' vyzhival'shchikov (The mentality of survivalists). URL: https://iq.hse.ru/news/214598976.html.

Дата поступления: 20.01.2018 Received: 20.01.2018

УДК 340

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ НА РУБЕЖЕ ХУШ-Х1Х ВВ.: ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ПРАВА Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ

ИСМАГИЛОВ Игорь Рашидович

юрист по корпоративному праву компании Eurasian Resources Group (Люксембург), г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: ismagilovir@gmail.com

К началу XIX в. стало очевидным, что эмпирический метод, легший в основу теории общественного договора, не в состоянии раскрыть самой сущности права и определить тенденции его развития на новом витке общественного прогресса. В свою очередь, рационалистическая методологии новоевропейской редакции теории естественного права не могла дать никакой альтернативы эмпиризму, кроме рассудочного дедуцирования общих положений политико-правовой науки из «врожденных идей разума», которые к концу XVIII в. представлялись чем-то произвольным и совершенно архаичным.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF POLITICAL AND LEGAL THOUGHT AT THE TURN OF THE XVIII-XIX CENTURIES: THE PRECONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE PHILOSOPHY

OF RIGHT OF G.W.F. HEGEL

ISMAGILOV Igor Rashidovich

Corporate Lawyer of Eurasian Resources Group (Luxembourg), Saint Petersburg, Russia.

E-mail: ismagilovir @ gmail.com

By the beginning of the XIX century, it became evident that the empirical method, which had formed the basis of the theory of social contract, was not able to disclose the very essence of right and determine the trends of its development on a new round of social progress. In its turn, the rationalistic methodology of the new European edition of the theory of natural law could not provide any alternative to empiricism, except rational deducing general provisions of political and legal science from "innate ideas of mind", which by the end of the 18th century seemed to be something arbitrary and completely archaic.

Ключевые слова: право, закон, государство, Key words: right, law, state, Spinoza, Kant, Спиноза, Кант, Гегель. Hegel.

Политико-правовая концепция Г.В.Ф. Гегеля складывалась под непосредственным влиянием творчества его предшественников в немецкой классической философии: И. Канта и И.Г. Фихте [1; 22], идей французского и немецкого Просвещения XVIII в., особенно Ш.-Л. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо [5, с. 17-18], в несколько меньшей степени - И.Г. Гердера, а также под прямым влиянием античного наследия, прежде всего, конечно, Платона и Аристотеля [3; 7; 20]. Труды Т. Гоббса и Дж. Локка [9, с. 36-50], продолжавшие оставаться востребованными и во времена Гегеля, были объектом постоянной критики немецкого классика, порвавшего с традициями Учение Платона и Аристотеля о всеобщем начале законов и принципов справедливости стало теоретической основой для развития представлений о естественном праве. Именно теория естественного права стала основной парадигмой правовой мысли вплоть до эпохи Нового времени [19, с. 40-41]. Теория естественного права получает свое классическое оформление в работах Фомы Аквинского. Фома Аквинский трактовал естественное право как особого рода субстанцию. Таким образом, можно говорить об окончательном оформлении субстанционалистской модели естественного право как основной исторической парадигме правовой мысли: «У Аквината естественное право мыслится только в единстве с познающим разумом, с субъектом. Но это единство (в отличие от позднейшей, кантовской) трактовки не касается самой сущности естественного права, которое, таким образом, понимается как всего лишь некоторая вечная субстанция» [19, с. 42].

Гегелю было близко установленное Фомой обязательное соотнесение естественного права с разумом, что предвосхищало будущий рефлексивный подход, ставший основной доминантой методологии классического немецкого идеализма. Вместе с тем чисто объективный субстанционализм теории естественного права в его томистской редакции не устраивал философа, учившего, что всеобщее нужно понимать не только как субстанцию, но и как субъект [4, с. 431]. Для Гегеля ограниченность теории естественного права состояла именно в том, что тема субъекта не играла в ней достаточно значимой роли. Однако чтобы достичь уровня диалектики субъекта и объекта в праве, юридическая мысль должна была пройти путь, намеченный философией Нового времени (XVII - XVIII вв.), которая, начиная с Р. Декарта и Дж. Локка, делает проблему отношения субъекта и объекта центральной проблемой познания [17].

Ориентируясь, соответственно, на эмпирическую или рационалистическую методологическую модель соотношения субъекта и объекта познания, правовая теория в эпоху Нового времени также развивалась как рационалистическая или эмпирическая теория. Последняя была представлена концепцией общественного договора, выводившей основы государства, права и морали из эмпирически фиксируемых фактов общественного состояния человека. В рамках общественного договора, согласно Т. Гоббсу, права каждого отчуждаются в пользу общего суверена - государства, а также устанавливается система первоначальных естественных законов, объединяющих в себе начала как права, так и нравственности [8]. Гегель последовательно критиковал доминировавшую в его время теорию общественного договора за ее эмпирические предпосылки [23, с. 75-78]. Он считал, что такого рода трактовка не может быть ни чисто теоретической моделью, поскольку не раскрывает сущностных характеристик права и государства, и не может претендовать на историческую адекватность [24, с. 257]. Выдвинутое эмпиризмом в качестве предпосылки правового состояния «естественное состояние» человека и общества является, по мысли Гегеля, не более чем теоретической фикцией [23, с. 72-75]. В противоположность установкам эмпиризма, рационалистическая линия в праве формировалась на основе понимания естественного права как «врожденной идеи разума». Такого рода идею нельзя ни эмпирически обнаружить в чувственном мире, ни произвольно обосновать. Она обладает авторитетом божественной мудрости, будучи чисто рациональной и, по сути своей, секулярной мыслью.

Первый образец рационалистического мышления в праве был представлен в труде Гуго Гроция «О праве войны и мира». Гроций вводит различие права естественного и права во-леустановленного [14; 21]. Из числа мыслителей рационалистического направления очень значительное влияние на формирование политико-правовой концепции Гегеля оказал Б. Спиноза. Это влияние специально исследуется в монографии Б. Гюнгёрена «Значение Спинозы для Гегеля - Чтения по его теории государства и права» [23]. В ней подчеркивается исключительное значение, которое имеет понятие природы человека в учении о государстве того и другого мыслителя. Для Спинозы определяющим началом практической деятельности человека в политико-правовой сфере является его «непосредственный порыв». Для Гегеля - понятие свободной воли. Важно, что Гегель не просто критикует Спинозу за его «субстанциона-лизм», но то, что он раскрывает заключающийся в этом субстанционализме потенциал субъективности, которую голландский мыслитель стремился реализовать также и в учении о праве и государстве. Центральное значение в учении Спинозы о субстанции как основе единства свободы и необходимости имело для Гегеля понимание субстанции как «причины самой себя», causa sui. Если бы автор «Этики» раскрыл содержание этого понятия, он пришел бы к конкретной диалектике свободы и необходимости. Но для этого требовалось то движение мысли, второе придал ей трансцендентализм философии права Канта. В любом случае, был важен и продуктивен потенциал, заключающийся в том векторе развития политико-правовой мысли, который был задан ей Спинозой.

В конце XVII в. одним из наиболее известных теоретиков права рационалистического направления считался немецкий юрист Самуэль Пуфендорф. Из учения Гроция Пуфендорф берет понимание естественного закона как проявления воли Бога, вложившего в человека стремление к общению [15; 16]. Окончательное оформление рационалистическая модель естественного права получает в идеях Г.В. Лейбница и в трудах систематизатора его учения Х. Вольфа. Вольфианская метафизика покоилась на некритическом оперировании понятиями как внутренними характеристиками самих по себе вещей. Ей было присуще отрицание идеи развития права, поскольку все законы можно было дедуцировать из неизменной же природы человеческого разума. Рационалистическая методология XVII-XVIII вв. была направлена на анализ общих понятий, которые при этом воспринимались некритически, когда с определениями мышления, по выражению Фихте, обращались как с определениями вещей самих по себе. В итоге науки, ориентированные на рационалистические парадигмы (как науки о природе, так и науки об обществе), все более углублялись в утонченные дифференциации понятий и их классификацию и все более отрывались от реальных проблем опыта. В свою очередь ученые-эмпирики, вслед за Гоббсом и Локком, все более отказывались от каких-либо масштабных обобщений и все более углублялись в чисто внешнее описание и классификацию явлений природы и общественной жизни. Правовая действительность в таком случае оставалась без надлежащего теоретического обоснования, а потому выводы правоведов-эмпириков производили впечатление произвольных суждений. Преодолевая ограниченность как рационализма, так и эмпиризма, «классическая немецкая философия права ни восстанавливает теорию естественного права, ни пролонгирует концептуальные основания общественного договора, а развивает понимание права, основанное на впервые представленной в истории науки развернутой философской интерпретацией христианской идеи свободы» [18, с. 171].

Новая социальная реальность, заявившая о себе в практике Великой французской революции, в идеях гуманизма, просвещения, республиканизма и прав человека, положенных в основу эпохальных правовых документов (американской Декларации прав человека 1776 г. и французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.), требовала своего осмысления на принципиально новой теоретической и методологической базе. Ее основой стало трансцендентальное истолкование сущности свободы как основы права, осуществленное Кантом и переосмысленное Гегелем в соответствии с принципами системности и историзма.

Библиографические ссылки

1. Абубакаров А.А., Исмагилов И.Р., Клименко О.А. Государственный суверенитет как конституционная ценность (сравнительный анализ трактовки понятия суверенитета Кантом и Гегелем) // Ученые записки юридического факультета. 2017. № 44-45 (54-55).

2. Абубакаров А.А., Исмагилов И.Р., Лежнева О.Ю. Понятие суда как элемента гражданского общества и государства в «Философии права» Г.В.Ф. Гегеля // Правовое государство: теория и практика. 2017. № 4 (50). С. 121-126.

3. Верховодов Е.В., Сальников В.П., Романовская В.Б. «Естественное право» и «добродетель» в трудах Аристотеля // Юридическая наука: история и современность. 2015. № 8. С. 201-208.

4. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 1959.

5. Идея справедливости в традициях постклассической философии права : научное издание / Р.Ф. Исмагилов, Д.В. Масленников, В.П. Сальников, С.И. Захарцев, М.В. Сальников, Л.К. Петросян, А.В. Черняева ; под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб. : Фонд «Университет», 2012.

6. Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Конвергенция в философии и богословии в творчестве Фомы Аквинского как обеспечение устойчивости концепции естественного права // Юридическая наука: история и современность. 2016. № 10. С. 176-184.

7. Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Платон, Аристотель, Фома Аквинский и идея справедливости в естественно-правовой традиции // Мир политики и социологии. 2016. № 9. С. 19-26.

8. Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Поиск эмпирических оснований справедливости и права в творчестве Томаса Гоббса, Джона Локка, Шарля Монтескье и Жана-Жака Руссо // Мир политики и социологии. 2016. № 10. С. 38-44.

9. Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Право и справедливость: исторические традиции и современные модели (Историко-правовой анализ теоретических исследований актуальных вопросов отношения идеи права и идеи справедливости в ХХ-ХХ1 вв.) : монография. СПб. : Фонд «Университет», 2017. (Серия: «Наука и общество»).

10. Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Философия И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля: рефлексия начал справедливости и права // Правовое поле современной экономики. 2016. № 5. С. 155-164.

11. Исмагилов И.Р., Клименко О.А., Мирзоев А.К. Гегель о суверенитете как конституционной ценности // Методология современного конституционализма: конституционализация позитивного права; конституционная аксиология пропорциональности : материалы XIV Международной научно-практической конференции по конституционному праву, Санкт-Петербург, 20-22 мая 2016 г. / под общ. ред. А.А. Ливеровского, В.П. Сальникова. СПб. : Фонд «Университет», Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2017. С. 138-144.

12. История философии права : монография / А.П. Альбов, В.М. Баранов, З.Ш. Идрисов, Д.В. Масленников, А.И. Пешков, М.Б. Ревнова, В.П. Сальников, М.В. Сальников, Н.Н. Сотникова, Л.А. Чеговадзе; отв. редакторы: А.П. Альбов, Д.В. Масленников, В.П. Сальников. СПб. : Юридический институт (Санкт-Петербург), Санкт-Петербургский унт МВД России, 1998.

13. Калинина Е.В., Романовская В.Б., Сальников М.В. Специфика государственной концепции Фомы Аквинского // Юридическая наука: история и современность. 2016. № 4. С. 17-23.

14. Курзенин Э.Б., Сальников В.П. Идеи естественного права в трудах Гуго Гроция // Евразийский юридический журнал. 2014. № 12 (79). С. 120-122.

15. Курзенин Э.Б., Сальников В.П., Романовская В.Б. Особенности методологии научного творчества Самуэля Пуфендорфа // Ученые записки юридического факультета. 2015. № 36(46). С. 111-114.

16. Курзенин Э.Б., Сальников В.П., Фомичев М.Н. Принцип «социабильности» в творчестве Самуила Пуфендорфа // Юридическая мысль. 2015. № 4 (90). С. 42-47.

17. Лежнева О.Ю., Пономарев А.А., Пылева О.В. Учение И. Канта о конституционных правах и свободах личности и традиция Просвещения // Ученые записки юридического факультета. 2017. № 44-45 (54-55).

18. Масленников Д.В. Богочеловек и идея права // Мир политики и социологии. 2015. № 12. С. 167-172.

19. Масленников Д.В., Пономарев А.В. Кантовская философия права в системе парадигм правовой мысли // Юридическая мысль. 2016. № 42. С. 40-46.

20. Мусаев М.А. Эпоха античности и начало становления идеи о правах человека: роль правового гуманизма // Правовое поле современной экономики. 2015. № 10. С. 97-108.

21. Сальников В.П., Курзенин Э.Б., Сальников М.В. Развитие политико-правовой мысли от Гуго Гроция к представителям германской государственно-правовой науки // Правовое поле современной экономики. 2014. № 10. С. 11 -19.

22. Сальников С.П., Клименко О.А., Мирзоев А.К., Третьяков И.Л. Жан-Жак Руссо и Джон Локк: некоторые идеи о суверенитете и естественном праве // Юридическая наука: история и современность. 2016. № 5. С. 173-179.

23. Gungoren B. Die Bedeutung von Hegels Spinosa - Lekture fur seine Staats- und Rechtstheorie. Berlin: Logos Verlag, 2011

24. Przylebski A. Hegel und die Idee des internationalen Rechts // Recht ohne Gerechtigkeit? Hegel und die Grundlinien des Rechtsstaates. Herausgegeben von Wischke M., Przylebski. Wurzburg: Konigshausen-Neumann, 2010.

References

Abubakarov A.A., Ismagilov I.R., Klimenko O.A. Gosudarstvennyi suverenitet kak konstitutsion-naya tsennost' (sravnitel'nyi analiz traktovki ponyatiya suvereniteta Kantom i Gegelem) (State sovereignty as a constitutional value (a comparative analysis of the interpretation of the concept of sovereignty by Kant and Hegel)), Uchenye zapiskiyuridicheskogo fakul'teta, 2017, No. 44-45 (54-55).

2. Abubakarov A.A., Ismagilov I.R., Lezhneva O.Yu. Ponyatie suda kak elementa grazhdan-skogo obshchestva i gosudarstva v «Filosofii prava» G.V.F. Gegelya (The concept of the court as an element of civil society and state in the "Philosophy of Law" of G.W.F. Hegel), Pravovoe gosudarstvo: teoriya ipraktika, 2017, No. 4 (50), pp. 121-126.

3. Verkhovodov E.V., Sal'nikov V.P., Romanovskaya V.B. «Estestvennoe pravo» i «dobrodetel'» v trudakh Aristotelya ("Natural Law" and "Virtue" in Aristotle's Works), Yuridicheskaya nauka: is-toriya i sovremennost', 2015, No 8, pp. 201-208.

4. Gegel' G.V.F. Fenomenologiya dukha (Phenomenology of the spirit). M., 1959.

5. Ideya spravedlivosti v traditsiyakh postklassicheskoi filosofii prava: nauchnoe izdanie (The idea of justice in the traditions of postclassical philosophy of law: a scientific publication). R.F. Ismagilov, D.V. Maslennikov, V.P. Sal'nikov, S.I. Zakhartsev, M.V. Sal'nikov, L.K. Petrosyan, A.V. Chernyaeva, pod obshch. red. V.P. Sal'nikova. St. Petersburg, Fond «Universitet», 2012.

6. Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Konvergentsiya v filosofii i bogoslovii v tvorchestve Fomy Ak-vinskogo kak obespechenie ustoichivosti kontseptsii estestvennogo prava (Convergence in philosophy and theology in the work of Thomas Aquinas as ensuring the sustainability of the concept of natural law), Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost, 2016, No. 10, pp. 176-184.

7. Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Platon, Aristotel', Foma Akvinskii i ideya spravedlivosti v estestvenno-pravovoi traditsii (Plato, Aristotle, Thomas Aquinas and the idea of justice in the natural-legal tradition), Mir politiki i sotsiologii, 2016, No 9, pp. 19-26.

8. Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Poisk empiricheskikh osnovanii spravedlivosti i prava v tvorchestve Tomasa Gobbsa, Dzhona Lokka, Sharlya Montesk'e i Zhana-Zhaka Russo (The search for empirical grounds for justice and law in the works of Thomas Hobbes, John Locke, Charles Montesquieu and Jean-Jacques Rousseau), Mir politiki i sotsiologii, 2016, No. 10, pp. 38-44.

9. Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Pravo i spravedlivost': istoricheskie traditsii i sovremennye modeli (Istoriko-pravovoi analiz teoreticheskikh issledovanii aktual'nykh voprosov otnosheniya idei prava i idei spravedlivosti v XX-XXI vv.) (Law and justice: historical traditions and modern models (Historical and legal analysis of theoretical studies of topical issues of the relationship between the idea of law and the idea of justice in the twentieth and twenty-first centuries)), monografiya. SPb., Fond «Universitet», 2017. (Seriya: «Nauka i obshchestvo»).

10. Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Filosofiya I. Kanta i G.V.F. Gegelya: refleksiya nachal spravedlivosti i prava (Philosophy of I. Kant and G.W.F. Hegel: reflection on the origin of justice and law), Pravovoepole sovremennoi ekonomiki, 2016, No. 5, pp. 155-164.

11. Ismagilov I.R., Klimenko O.A., Mirzoev A.K. Gegel' o suverenitete kak konstitutsionnoi tsen-nosti (Hegel on sovereignty as a constitutional value), Metodologiya sovremennogo konstitutsional-izma: konstitutsionalizatsiya pozitivnogo prava; konstitutsionnaya aksiologiya proportsional'nosti, materialy XIV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii po konstitutsionnomu pravu, SPb, 20-22 maya 2016 g., pod obshch. red. A.A. Liverovskogo, V.P. Sal'nikova. SPb., Fond «Universitet», Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi ekonomicheskii universitet, 2017, pp. 138-144.

12. Istoriya filosofii prava (History of Philosophy of Law), monografiya. A.P. Al'bov, V.M. Bara-nov, Z.Sh. Idrisov, D.V. Maslennikov, A.I. Peshkov, M B. Revnova, V.P. Sal'nikov, M.V. Sal'nikov, N.N. Sotnikova, L.A. Chegovadze, otv. redaktory: A.P. Al'bov, D.V. Maslennikov, V.P. Sal'nikov. St. Petersburg, Yuridicheskii institut (Sankt-Peterburg), Sankt-Peterburgskii un-t MVD Rossii, 1998.

13. Kalinina E.V., Romanovskaya V.B., Sal'nikov M.V. Spetsifika gosudarstvennoi kontseptsii Fomy Akvinskogo (Specificity of the state concept of Thomas Aquinas), Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost', 2016, No. 4, pp. 17-23.

14. Kurzenin E.B., Sal'nikov V.P. Idei estestvennogo prava v trudakh Gugo Grotsiya (Ideas of natural law in the works of Hugo Grotius), Evraziiskiiyuridicheskii zhurnal, 2014, No. 12 (79), pp. 120-122.

15. Kurzenin E.B., Sal'nikov V.P., Romanovskaya V.B. Osobennosti metodologii nauchnogo tvor-chestva Samuelya Pufendorfa (Peculiarities of Samuel Pufendorfs methodology of scientific creativity), Uchenye zapiskiyuridicheskogo fakul'teta, 2015, No. 36 (46), pp. 111-114.

16. Kurzenin E.B., Sal'nikov V.P., Fomichev M.N. Printsip «sotsiabil'nosti» v tvorchestve Samuila Pufendorfa (The principle of "sociability" in the work of Samuel Pufendorf), Yuridicheskaya mysl',

2015, No. 4 (90), pp. 42-47.

17. Lezhneva O.Yu., Ponomarev A.A., Pyleva O.V. Uchenie I. Kanta o konstitutsionnykh pravakh i svobodakh lichnosti i traditsiya Prosveshcheniya (Teaching of I. Kant on constitutional rights and freedoms of the individual and the tradition of the Enlightenment), Uchenye zapiski yuridicheskogo fakul'teta, 2017, No. 44-45 (54-55).

18. Maslennikov D.V. Bogochelovek i ideya prava (God-man and the idea of law), Mir politiki i sotsiologii, 2015, No. 12, pp. 167-172.

19. Maslennikov D.V., Ponomarev A.V. Kantovskaya filosofiya prava v sisteme paradigm pravovoi mysli (Kant's philosophy of law in the system of paradigms of legal thought), Yuridicheskaya mysl',

2016, No. 42, pp. 40-46.

20. Musaev M.A. Epokha antichnosti i nachalo stanovleniya idei o pravakh cheloveka: rol' pravovogo gumanizma (The epoch of antiquity and the beginning of the formation of the idea of human rights: the role of legal humanism), Pravovoe pole sovremennoi ekonomiki, 2015, No. 10, pp. 97-108.

21. Sal'nikov V.P., Kurzenin E.B., Sal'nikov M.V. Razvitie politiko-pravovoi mysli ot Gugo Grotsiya k predstavitelyam germanskoi gosudarstvenno-pravovoi nauki (Development of political and legal thought from Hugo Grotius to the representatives of the German state law science), Pravovoe pole sovremennoi ekonomiki, 2014, No. 10, pp. 11-19.

22. Sal'nikov S.P., Klimenko O.A., Mirzoev A.K., Tret'yakov IL. Zhan-Zhak Russo i Dzhon Lokk: nekotorye idei o suverenitete i estestvennom prave (Jean-Jacques Rousseau and John Locke: Some Ideas on Sovereignty and Natural Law), Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost', 2016, No. 5, pp. 173-179.

23. Gungoren B. Die Bedeutung von Hegels Spinosa - Lekture fur seine Staats- und Rechtstheorie. Berlin, Logos Verlag, 2011

24. Przylebski A. Hegel und die Idee des internationalen Rechts. Recht ohne Gerechtigkeit? Hegel und die Grundlinien des Rechtsstaates. Herausgegeben von Wischke M., Przylebski. Wurzburg, Konigshausen-Neumann, 2010.

Дата поступления: 20.01.2018 Received: 20.01.2018

УДК 340

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ «ДЕКРЕТА ГРАЦИАНА»

КОНДРАТЬЕВА Анна Николаевна

преподаватель кафедры общеобразовательных и юридических дисциплин Средне -Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Саранск, Россия. E-mail: annaalyakina@yandex.ru

«Декрет Грациана», без преувеличения, является первым источником, который привел в соответствие и устранил противоречия между нормами средневекового канонического права Западной Европы. Особый интерес западных и российских специалистов к труду болонского монаха Грациана вызван рядом причин, к числу которых следует отнести: отсутствие единого взгляда на процесс создания данного «Декрета», рассуждения о его источниковой базе, а также споры о личности самого автора. В связи со сказанным, в рамках данной статьи автор рассматривает вопрос об истории создания «Декрета Грациана» с учетом последних достижений отечественных и западных специалистов по заявленной проблематике. Текст «Декрета» изменялся с течением времени, так как взгляды Грациана на право, тоже подвергались коррекции (отсюда и споры о точной дате создания источника и количестве его редакций). Начиная создавать «Декрет» как учебное пособие для личного использования, в дальнейшем он переработал его в полноценный учебник канонического права для священников и адвокатов, а затем и в сборник норм канонического права, подобных которому в Европе на тот момент не существовало.

TO THE QUESTION OF THE ORIGIN OF «DECRETUM GRATIANI»

KONDRATEVA Anna Nikolaevna

Instructor of the Department of General Education and Legal Disciplines of the Mid-Volga Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Saransk, Russia. E-mail: annaalyakina@yandex.ru

The «Decretum Gratiani» is, without exaggeration, the first source that brought into compliance and resolved the contradictions between the norms of medieval Canon law in Western Europe. Western and Russian experts' particular interest to the work of Bologna monk Gratiani is caused by several reasons, among which: the lack of common view on the process of creating this «Decretum», reasoning on its source base, as well as disputes over the author's personality. In connection with the above, the author of the article considers the question of the origin of «Decretum Gratiani» taking into account the latest achievements of Russian and Western specialists on the stated issue. Based on the research findings, the author comes to the conclusion that the text of the «Decretum Gratiani» changed over time, as views of Gratiani on law were also modified (hence the disputes over the exact date of the creation of the source and its revisions). Starting to create the «Decretum Gratiani» as a tutorial for his personal use, later he reworked it into a full-fledged tutorial of Canon law for priests and lawyers, and then into a collection of norms of Canon law, the likes of which did not exist in Europe at that time.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.