Научная статья на тему 'Теоретические и методические вопросы развития метапредметных умений младших школьников'

Теоретические и методические вопросы развития метапредметных умений младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Татьяна Викторовна

Современное образование предполагает необходимо развития компетентностного подхода, который в том числе заключается в развитии метапредметных умений, которые заключаются в побуждении их к самостоятельному получению знаний и усвоению программы обучения, к успешной социализации, формирования навыков саморазвития и самосовершенствования. В работе разработана классификации метапредметных умений, которая включает в себя навыки по определению целевой установки, по созданию контекста, определение значения и смысла терминов, оптимизировать поиск и структурирование информации, навыки по аргументации своей точки зрения, конструкции и реконструкции информации и решения проблем на основе совокупности заданных критериев. Также в работе показано, что критериями сформированности умения работать с информацией является успешность и самостоятельность при выполнении заданий на работу с информацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические и методические вопросы развития метапредметных умений младших школьников»

Теоретические и методические вопросы развития метапредметных умений младших школьников

Семенова Татьяна Викторовна

аспирант, Вологодский государственный университет, s.tatiana38@mail.ru

Современное образование предполагает необходимо развития компетентностного подхода, который в том числе заключается в развитии метапредметных умений, которые заключаются в побуждении их к самостоятельному получению знаний и усвоению программы обучения, к успешной социализации, формирования навыков саморазвития и самосовершенствования. В работе разработана классификации метапредметных умений, которая включает в себя навыки по определению целевой установки, по созданию контекста, определение значения и смысла терминов, оптимизировать поиск и структурирование информации, навыки по аргументации своей точки зрения, конструкции и реконструкции информации и решения проблем на основе совокупности заданных критериев. Также в работе показано, что критериями сформированности умения работать с информацией является успешность и самостоятельность при выполнении заданий на работу с информацией. Ключевые слова: метапредметные умения, школьное образование, социализация, компетентностный подход, результативность образовательной деятельности

Умение младших школьников оценивать собственные действия и результаты своей деятельности выступает в качестве основы формирования метапредметных умений, побуждающий их к самостоятельному получению знаний и усвоению программы обучения, к успешной социализации, формирования навыков саморазвития и самосовершенствования.

Формирование системы универсальных учебных действий как элемент личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических характеристик личности, реализуется в рамках нормативно - возрастного формования личностной и познавательной сфер ребенка. Образовательный процесс определяет составляющие и показатели учебной деятельности школьника и таким образом формирует зону ближайшего развития определенных универсальных учебных действий -меру их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантной «высокой норме» развития, и определяет совокупность их свойств.

Современный федеральный образовательный стандарт начального общего образования определяет совокупность следующих требований к мета-предметным результатам: способность ставить цель и задачи учебной деятельности, находить инструменты ее реализации; навыков проектирования, контроля и оценивания учебных действий; навыков определять причины достижения результатов и действовать в конструктивном русле; навыков применения знаково-символическими средствами представления информации, создавать модели изучаемых объектов и процессов, схемы решения практических и учебных задач; активное использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ), а так же различных способов поиска, сбора, анализа, обработки и отражения информации; овладения инструментами смыслового чтения; навыков оперирования логическими действиями сопоставления, анализа, синтеза, обобщения, классификации, построения рассуждений; наличие начальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.

По ФГОС начального общего образования не дается точного определения, что такое «мета-предметные умения». Современные ученые, ме-

тодисты, практикующие учителя отождествляют понятие «метапредметные умения» с понятием «универсальные учебные действия». В нашем понимании, понятие «умение» шире категории «действие». Сформированность действий является элементом, лежащим в основе умений, а усвоенный способ действия регулируется знанием.

Метапредметные умения - это освоенные в результате полученных знаний и выработанных навыков способы выполнения всеобщих, надпредметных действий. Способ в свою очередь - это компонент динамической структуры деятельности, совокупность приёмов и методов, обеспечивающих её результат. Метапредметные умения, согласно А.В. Хуторскому, позволяют оперировать общими для всех предметов понятиями («перво-смыслами»), лежащими в основе предметных понятий (например «проблема», «знак» и др.).

Наиважнейшее значение в наполнении мета-предметных умений отводится развитию интеллектуальных и организационных умений, а также умениям работы с некоторыми источниками информации. По мнению Ю.В.Громыко, метапред-метные умения - это присвоенные способы, надпредметные познавательные умения и навыки. Такие умения лежат в основе мышления как психического процесса характеризующего личность, согласно которому обучающийся учится отображать существенные признаки и межпредметные связи между явлениями окружающей действительности, осознает закономерности развития окружающего мира, учится действовать целенаправленно и планомерно. Метапредметные умения выступают как умения находить способы решения мыслительных задач. Конкретнее умение находить принцип (основную идею) решения задачи, основанном на связи известного с неизвестным. При этом анализ реализуется не посредством полного перебора эталонов, а синтетическим актом соотнесения условия с требованиями задачи.

К группе метапредметных умений, в основе которых, согласно Ю.В. Громыко, лежат усвоенные способы теоретического мышления относятся умения выделять и анализировать основное исходное противоречие исследуемой ситуации или решаемой задачи. Метапредметное умение состоит в том, чтобы мысленно изменять объект исследования, изучая его внутренние характеристики и отношения.

В качестве метапредметных умений Ю.В. Громыко выделяет способы творческого мышления. Опираясь на исследования автора, можно отдельно выделить метапредметное умение самостоятельно адаптировать знания под ситуацию, видеть новое в привычных, стандартных условиях, а также видеть новые функции уже знакомого объекта. В содержании умения видеть структуру изучаемого ^ объекта при этом лежат усвоенные способы проч- изводить быстрый охват его частей и элементов, соотносить друг с другом. К метапредметным м можно отнести и умение находить альтернативное 2 решение задачи, альтернативный подход к поиску,

а так же и комбинировать ранее усвоенные способы решения проблемы в новый, создавая тем самым оригинальный способ решения задач. Для данного метапредметного умения характерно наличие креативности мышления.

Метапредметные умения работать с информацией в ряде исследований (М.Л. Кусова, Е.Ю. Храмкова), интерпретируются, как умения понимать информацию и переводить её из одной знаковой системы в другую. В основе таких умений заложены усвоенные способы действий логического анализа, сравнения, синтеза, аналогий, умения семантического (обобщение) и лексического (совмещение, свёртывание) изменения информации.

В психолого-педагогической литературе данный тип метапредметных умений рассматривается как компонент информационно-интеллектуальной компетентности учащихся. Метапредметные умения в рамках данной компетенции выступают как усвоенные способы работы с информацией в процессе учебно-познавательной деятельности. К данным умениям необходимо отнести следующее:

- навыки по определению целевой установки;

- навыки по созданию контекста;

- определение значения и смысла терминов;

- умение оптимизировать поиск и структурирование информации;

- навыки по аргументации своей точки зрения, конструкции и реконструкции информации;

- навыки решения проблем на основе совокупности заданных критериев.

По мнению автора, критериями сформированное™ умения работать с информацией является успешность и самостоятельность при выполнении заданий на работу с информацией.

Измерением успешности освоения метапред-метных связей является соответствие применяемых категорий и высказываний для формирования комплексности и точности обобщения отдельных явлений и фактов, рассуждений для обоснования, аргументации, доказательства и опровержения и рассуждений для выражения процедуры получения нового знания и процедур логического вывода (прогностическая функция). Уровень самостоятельности определяется в зависимости от того, требуется ли школьнику помощь для успешного выполнения задания.

Метапредметные умения, формируемые как усвоенные способы выявления противоречий в данных, формирования доказанных мнений, инструменты использования полученных результатов обучения в различных ситуациях, вопросам и проблемам. Также необходимо назвать навыки работы с такими категориями как понятия, суждения, умозаключения, вопросы.

Метод формирования данных умений включает в себя мыслительные операции, характерные для критического мышления. Эти умения формируют характер процесса рассуждения и аргументации: постановку целей, выявление проблем, формирование гипотез, формулирование и обоснование аргументов, прогнозирование их последствий, исследование и оценка альтернативных точек зре-

ния. Следовательно, формируется применение ключевым интеллектуальных навыков и инструментов, к которым необходимо относить знания и понимание для применение таких инструментов как синтез, анализ и оценка сложных и неоднозначно определяемых ситуаций, задач и проблем. К ним необходимо отнести навыки выявления проблемы, анализа ситуации, оценка аргументации, комплексного изучения явлений и процессов, разработки критериев для оценки решений и достоверности источников информации, избежание необоснованных обобщений.

Согласно психологии личности, совокупность сформированных метапредметных умений выражаемые как инструменты и методы критического мышления обладают так же рефлексивным характером и относятся к общению, Данные умения связаны с познавательной функцией, мотивацией и самосознанием.

Опираясь на исследования (Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружинина, Я. А. Пономарева), можно выделить четыре основных параметра, характеризующих такие умения: во-первых, это свойственная им быстрота и лёгкость выполнения заданий; во-вторых, присущая гибкость, когда в ходе ответов учащиеся переключаются с одного класса объектов на другой; в-третьих, оригинальность, которая определяется по частоте данного ответа к однородной группе; в четвёртых, для них характерна точность выполнения заданий.

Таким образом, анализ научной, педагогической литературы позволил отнести к метапред-метным умениям, как усвоенным способам решения задач творческого характера: 1) умение воспринимать и осмысливать знания: самостоятельно выделять, формулировать проблему и выдвигать пути её решения, приводя доказательства, реали-зовывая разработанный план, делать выводы и обобщения; 2) умения творчески разрабатывать и использовать оригинальные способы решения задач в самых различных ситуациях: умение самостоятельно разрабатывать и применять высокоэффективные варианты рассказа, в том числе и наиболее сложные из них (дискуссии, доклады и научные сообщения и т. п.); 3) определённые организационные умения: корректировать ход своей деятельности в соответствии с предъявляемыми субъектом требованиями к ней и поставленными перед собой целями и задачками.

Существует ещё одна классификация мета-предметных умений, которая основывается на результатах научных и практико-ориентированных исследований таких российских учёных, как В.В. Краевский, А.В. Хуторской [189, 190, 191]. Мета-предметные умения, навыки и способы деятельности группируются ими в виде блоков личностных качеств, подлежащих диагностике, оценке и развитию.

Итак, I блок составляют когнитивные (познавательные) умения, такие, как умение задавать вопросы, отыскивать причины явлений, чувствовать окружающий мир, обозначать своё видение проблемы.

Ко II блоку исследователи относят креативные (творческие) умения, а именно: вдохновленность, фантазия, чуткость к противоречиям, гибкость ума; раскованность чувств, мыслей, движений; критичность; прогностичность; наличие своего мнения.

III блок составляют оргдеятельностные (методологические) качества. В этом блоке учёными выделяются: умения осознавать цели учебной деятельности, умение их разъяснять; умение ставить цель и создать условия для её достижения; способность к рефлексивному мышлению, самоанализу и самооценке.

В IV блок входят коммуникативные умения, необходимые для осуществления взаимодействия с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; подразумевающие умение находить, преобразовывать и передавать информацию, а так же реа-лизовывать различные социальные роли в коллективе и группе, пользоваться современными телекоммуникационными технологиями (Интернет-ресурсами).

Исследователи V блок выделяют, ориентируясь на мировоззренческие качества личности. К нему учёные относят: умение, как усвоенные способы саморазвития, которое в свою очередь предполагает движение и самопознание, способность обозначать своё место и роль в окружающем мире, в государстве, в семье, в коллективе в природе; умение обозначать свои общечеловеческие и национальные устремления.

Нам представляется возможным обобщить сведения о метапредметных умениях и результатах в таблицу «Сравнительная характеристика ме-таредметных образовательных результатов начального общего образования».

Обобщая результаты анализа исследований современных учёных в данной сфере, все мета-предметные умения можно классифицировать как: регулятивные, когнитивные (включающие в себя усвоенные способы теоретического, творческого и критического мышления) и умения работать с информацией. Связующими элементами метапредметных умений будут соответствующие УУД, усвоенные знания способов деятельности и сформированные навыки.

В нашем понимании, к метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями и межпредметными понятиями.

Совокупность всех метапредметных (общеучебных) умений и навыков, которыми должны владеть школьники младших классов в результате обучения, можно условно разделить на следующие виды:

- организационные;

- информационные;

- интеллектуальные;

- коммуникативные.

Таблица 1.

Сопоставительная характеристика метаредметных образовательных результатов, получаемых в камках начального общего образования

Освоенные в результате образовательного процесса универсальные учебные действия

Личностные действия: ценностно-смысловая направленность школьников: знание этических норм, умение соотносить свои и чужие поступки с принятыми в обществе моральными принципами, - направленность в общественных ролях и межличностных взаимоотноше-

Регулятивные действия:

- определение цели,

- формирование плана,

- формирование прогноза,

- реализация контроля,

коррекция,

- оценка,

- саморегуляция.

Общеучебные умения и навыки, определяемые парадигмой Образовательной системе «Начальная школа 21 века»

Нравственно-оценочные умения: -определять ситуации и поступки, выявлять смысл совокупности своих оценок, мотивов, целей, - самостоятельно находить жизненные ценности, выражать их вербально и поступать в соответствии с ними, а также отвечать за свои поступки.

Познавательные действия:

определение познавательной цели;

- поиск значимой для решения проблемы информации;

- навыки структурирования знаний;

- формирование речевого высказывания;

- выбор инструментов, способов и методов решения задач,

- рефлексия инструментов способов

постановка и формулирование проблемы.

Организационные умения:

- выявлять и формировать цель деятельности, реализация его в виде плана,

- реализация плана,

- соотношение результата своей деятельности с целью и оценить его

Коммуникативные действия:

- планирование сотрудничества с окружающими,

- формирование вопросов

-избегание и решение конфликтов,

- умение выражать свои мысли и эмоции.

Личностные качества личности ученика, согласно идеям А. В. Хуторского

Мировоззренческие качества:

- эмоционально-ценностные установки ученика,

- умение определять свое место и роль в окружающем мире, семье, в коллективе,

- патриотические и толерантные качества личности и т. п.

Организационно дея-тельностные качества:

- навыки осознания целей учебной деятельности,

умение постановки и достижения цеелй,

- навыки рефлексивного мышления.

Интеллектуальные умения:

- получать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать потребность в новом знании, добывать новые знания из различных источников

- находить и обрабатывать информацию для получения результата,

- трансформировать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные умения:

- докладывать свою позицию для других, посредством приемов монологической и диалогической речи,

- понимание других позиций - наличие навыков по умению приходить к соглашению с людьми, согласовав с ними своих интересов и взглядов, для ко-

Когнитивные качества:

- навыки испытывать эмоции относительно окружающегося мира,

- умение формулировать вопросы,

- умение находить причины явлений,

- умение определять статус своего знания или незнания вопроса

Коммуникативные качества:

- умение поиска и преобразование информации,

- возможность выполнения различных социальных ролей в коллективе, - применять современные телекоммуникационные технологии

Креативные качества личности:

- вдохновение, развитие фантазии и гибкости ума, чуткость к противоречиям,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- раскованность в выражении своих мыслей, чувств, движений,

критичность суждений,

- наличие обоснованного посредством системы аргументов мнения

мандной работы.

1. Организационные общеучебные умения и навыки позволяют обеспечить планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ своей учебной деятельности учащимися. К которым относятся:

- формирование индивидуальных и коллективных учебных задач;

- предпочтение оптимальной последовательности действий по выполнению поставленной учебной задачи;

- сопоставление полученных в результате учебной деятельности результатов с учебной задачей;

- владение различными инструментами самоконтроля;

- определение результатов своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;

- выявление проблем в собственной учебной деятельности и определение их причины;

- определение целей деятельности по самообразованию;

- формирование оптимальной последовательности действий по реализации самообразовательной деятельности.

2. Информационные общеучебные умения и навыки позволяют обучающимся осуществлять нахождение, переработку и применение информации для решения совокупности учебных задач:

- работа с основными компонентами учебной литературы;

- применение справочной и дополнительной литературы;

- объединение и рациональное применение разных литературных стилей;

- выбор и группировка материалов по определенной теме;

- формулирование планов различных видов;

- создание текстов различных типов;

- овладение разными формами изложения текста;

- сопоставление на основе текста таблицы, схемы, графика;

- составление тезисов на основании учебного материала, осуществление конспектирования;

- подготовка отзывов;

- овладение навыком цитирования и различными видами комментариев;

- подготовка и осуществление доклада, сообщения;

- применение различных инструментов и методов наблюдения;

- описание изучаемого объекта посредством качественных и количественных показателей;

- планирование и проведение учебного эксперимента;

- применение совокупности разных инструментов учебного моделирования.

3. Интеллектуальные общеучебные умения и навыки позволяют обеспечить структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач:

- оценка объектов сопоставления, анализа и синтеза и их ключевых компонентов;

- определение значимых признаков объекта;

- овладение навыками соотношения компонентов объекта;

- осуществление разных видов сравнения;

- определение причинно-следственных связей;

- владениями понятиями, суждениями;

- классификация данных и информации;

- овладение компонентами доказательства;

- выражение проблемы и определение инструментов ее решения.

4. Коммуникативные общеучебные инструменты, умения и навыки, которые позволяют младшему школьнику осуществлять сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми:

- активное слушание мнения других;

- овладение различными формами и инструментами устных публичных выступлений;

- оценка и принятие разных точек зрения;

- овладение совокупностью приемов риторики;

- организация совместной деятельности;

- овладение навыками культуры речи;

- ведение инструментами дискуссии.

В современных условиях существует несколько научных школ, исследующих инструменты и методы метапредметного подхода (А.Г. Асмолов, О.Е. Лебедев, А. В. Хуторской, Ю. В. Громыко).

По мнению А. Г. Асмолова, метапредметное обучение, как результат, необходимо определить как овладение универсальными учебными действиями, т. е. способностью субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а также способностью учащегося самостоятельно приобретать и усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса [6, 11].

В своих исследованиях О.Е. Лебедев утверждает, что дидактическое составляющая современного учебника должно решать совокупность задач различного уровня сложности на базе полученных знаний посредством компетентностного подхода, который не отрицая значение знаний, но

позволяет приобретать способности применять полученные знания. На основании данного полхода необходимо определить, что непосредственным результатом образовательной деятельности является формирование и развитие базовых компетенций, определяемая как способность учащихся самостоятельно принимать решения в ситуации неопределенности при решении различного уровня задач [4].

Согласно исследованиям научной школы А. В. Хуторского исследуемый метапредметный подход базируется на принципе человекосообразности, который заключается в выявлении, раскрытии и реализации потенциала каждого ученика. В исследованиях данной научной школы исследуется дидактическое содержание метапредметного образования и соответствующую ей метапредметную деятельность школьника в совокупности с соответствующим предметным содержанием и предметной деятельностью. Метапредметность может характеризоваться как «выход за предметы, но не уход от них» [1,8,9].

Таким образом, Ю. В. Громыко, основываясь на основной мировоззренческой модели, предложенной в работах психолога В. В. Давыдова, полагает, что принцип «метапредметности» состоит в организации образовательного процесса школьников совокупности приемов, техник и образцов мыслительной работы, дидактическая составляющая которых охватывает области выходящие за рамках изучаемых предметов, но которые при этом могут исследоваться в условиях освоения любого предмета [3,4].

Основными средствами достижения метапредметности являются: метапредметы, надпредмет-ные программы, метапредметные темы, специальная деятельность-исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая, специальные приемы-составление ментальных карт, деревьев понятий, денотатных граф, диаграммы Ишикавы, совокупность различных техник графических моделей знаний, приемов структурирования информации (конспект, таблица, схема) и т. д., специальная дидактика-эвристические, игровые задания.

Современное образование вступило в инновационный этап, который всё ещё требует научной обоснованности и обеспечения методическими средствами. Однако, как отмечает А.В. Хуторской, сам факт введения в стандарты метапредметно-сти является позитивным, так как даёт возможность структурировать образование более выгодным для обеспечения способом. Своевременная имплементация метапредметного подхода в обучении, адекватная оценка и контроль, позволят обеспечить повышения качества подготовки учащихся к самостоятельному решению профессиональных задач и социализации.

Литература

1. Антонов А. А., Дроздов А. А., Кузьменко Н. Е. Метапредметное и межпредметное в современной

школе на примере изучения химии // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2011. №25.

2. Васьковская Галина Алексеевна Метапред-метные связи как условие формирования у старшеклассников системы знаний о человеке // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. №4 (11).

3. Громыко Ю. В. Деятельностный подход: новые линии исследований / / Ю. В. Громы-ко//Вопросы философии. - N 2. - 2001. - С. 116-123.

4. Громыко Ю. В. Исследование и проектирование в образовании / Ю. В. Громыко, Н. В. Громы-ко//Школьные технологии. - № 2. - 2005. - С. 66-69.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - 4-е изд.. - Москва : Просвещение, 2013. - 151 с.

6. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев//Школьные технологии. - № 5. - 2004. - С. 3-12.

7. Прибылых Светлана Романовна Из опыта внедрения метапредметной технологии обучения в образовательном пространстве школы // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №3 (22).

8. Соловьева Вера Николаевна Межпредметные связи гуманитарных наук при изучении литературы в школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. №2.

9. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? : пособие для учителя / А. В. Хуторской. -Москва : ВЛАДОС-пресс, 2005. - 383 с.

10.Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения : Пособие для учителя . - М. : ВЛАДОС, 2000. - 319 с.

11.Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А. Хуторской//Народное образование. - N 5. - 2003. - С. 55 - 61.

12. Петрова С.Н. Инновационные подходы к модульной организации повышения квалификации педагогов дошкольного образования. РФ // Инновации и инвестиции. 2015. №7. с.21-25

Theoretical and methodological issues of meta-subject skills

development of junior schoolchildren Semenova T.V.

Vologda State University

Modern education requires the development of a competence approach, which includes the development of meta-subject skills, which include encouraging them to independently acquire knowledge and assimilate the training program, to successfully socialize, to develop skills of self-development and self-improvement. The work has developed a classification of meta-subject skills, which includes skills in determining the target setting, creating context, determining the meaning and meaning of terms, optimizing the search and structuring of information, skills in articulating their point of view, constructing and reconstructing information and solving problems based on aggregate given criteria. Also, the work shows that the criteria for the formation of the ability to work with information is success and independence in performing tasks for work with information. Key words: meta-subject skills, school education, socialization,

competence approach, effectiveness of educational activity References

1. Antonov A. A., Drozdov A. A., Kuzmenko of N.E. Metapredmetnoye and intersubject at modern school on the example of studying of chemistry//CCGT News of V.G. Belinsky. 2011. No. 25.

2. Vaskovskaya Galina Alekseevna Metasubject communications

as a formation condition at seniors of system of knowledge of the person//the Vector of science of the Tolyatti state university. Series: Pedagogics, psychology. 2012. No. 4 (11).

3. Gromyko Yu. V. Activity approach: new lines of researches / /

Yu.V. Gromyko//philosophy Questions. - N 2. - 2001. - Page 116-123.

4. Gromyko Yu. V. A research and design in education / Yu.V.

Gromyko, N.V. Gromyko//School technologies. - No. 2. - 2005. -Page 66-69.

5. How to project universal educational actions at elementary school: from action to a thought: a grant for the teacher / [A.G. Asmolov, etc.]; under the editorship of A.G. Asmolov. - 4 prod. -Moscow: Education, 2013. - 151 pages.

6. Lebedev O. E. Competence-based approach in education / O.E.

Lebedev//School technologies. - No. 5. - 2004. - Page 3-12.

7. Pribylykh Svetlana Romanovna Iz of experience of introduction of

metasubject technology of training in educational space of school//Online magazine Science of science. 2014. No. 3 (22).

8. Solovyova Vera Nikolaevna Intersubject communications of the

humanities when studying literature at school//Innovative projects and programs in education. 2014. No. 2.

9. Farm A.V. Metodika of the personal focused training. How to train

all differently?: a grant for the teacher / A.V. Hutorskoy. -Moscow: VLADOS-press, 2005. - 383 pages.

10. Farm A. V. Development of endowments of school students: Technique of productive training: A grant for the teacher. - M.: VLADOS, 2000. - 319 pages.

11. Farm And. Key competences. Technology of designing / A. Hutorskoy//National education. - N 5. - 2003. - Page 55 - 61.

12. Petrova S.N. Innovative approaches to the modular organization of advanced training of teachers of preschool education. RF // Innovations and investments. 2015. No7. p.21-25

CO ^

0

СЧ

CM

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.