ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИТИЯ ФОРМОТВОРЧЕСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа представлена кафедрой педагогики и психологии начального образования. Научный руководитель - доктор психологических наук, доцент Т. А. Барышева
В современных условиях проблема развития творческого потенциала личности приобретает особую значимость. Прежде всего, это обусловлено возросшей потребностью общества в креативных людях, способных жить и действовать в обновленной социально-экономической среде, а также глубокими качественными изменениями в отечественном образовании, связанными с его целевой и содержательной направленностью на развитие у каждого ребенка качеств творческой личности, способной к самоопределению и самореализации в современном мире. .
В современной психологии очень высок интерес к проблеме креативности. Несмотря на многообразие теоретического и эмпирического материала, следует признать, что феномен креативности в настоящее время не имеет однозначно интерпретируемого объяснения и содержания.
Одно из перспективных направлений -изучение креативности как системного психического образования', которое не сводится к отдельным качествам, процессам, функциям. Вместе с тем данный подход предполагает изучение компонентов и параметров креативности, их различных структур-
ных композиций и взаимосвязей в разных видах деятельности, а также условий для их проявления и развития.
Анализ генезиса категории «креативность» в психологических исследованиях позволяет выделить в качестве ее структурного компонента формотворчество, а также рассматривать формотворчество как креативный процесс, т. е. процесс изменения, преобразования предмета творческой деятельности, результатом которого является инновационная форма.
Трактовка формотворчества как фундаментального параметра креативности; как универсальной характеристики творчества, закономерности всех видов творческой деятельности и как всеобщего, объективного закона существования мира в качестве гармоничной целостной системы, включающей в себя различные сферы (биосферу, ноосферу и т. д.) основывается на формообразующем аспекте понимания природы творчества и креативности, который прослеживается в работах отечественных и зарубежных ученых (Л. С. Выготского, Ф. Барона* Т. А. Барышевой, Г. А. Глотовой, Е. А. Корсунского, Р. Мэя, А. А. Ме-лик-Пашаева, А. А. Потебни, И. Ш. Шеве-
лева и др.). В то же время феномен формотворчества не получил в психологии достаточного освещения.
Актуальность проблемы развития формотворчества как параметра креативности обусловлена как сменой образовательной парадигмы - «от человека образованного к человеку творческому»-, так и широким внедрением креативных технологий во все сферы жизнедеятельности, в том числе и в сферу практической психологии и педагогики. Среди креативных технологий огромным потенциалом обладают дизайн-технологии, опыт использования которых для развития креативности изучен недостаточно.
В качестве модели для реализации подхода к исследованию креативности как системного психического образования и формотворчества как параметра креативности может быть использована дизайн-деятельность на начальном этапе обучения в школе, так как именно дизайн-деятельность обладает ярко выраженной формотворческой направленностью, а младший школьный возраст наиболее сензитивен для развития креативности и является началом становления младших школьников в качестве субъектов дизайн-деятельности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Е. П. Тор-ранс, Н. В. Собко, Н. Б. Шумакова, Н. П. Щербои др.).
Системный подход к изучению данного психологического феномена позволяет утверждать, что структурные компоненты формотворчества в комплексе обуславливают творческий характер деятельности. В то же время особенности дизайн-деятельности обусловливают специфические проявления психологической структуры формотворчества.
Опыт применения метода моделирования в психологических исследованиях (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, Л. С. Выготский, В.П.Зинченко, С Л . Рубинштейн и др.) позволил построить теоретическую модель формотворчества.
На основе анализа научных работ были выделены и обоснованы показатели, отра-
жающие различные параметры формотворчества, сгруппированные в три блока - интеллектуальный, эстетический и компетент-ностный.
Выделение формотворчества в качестве параметра креативности (на основе концепции креативности как системного психического образования) предполагало разработку и обоснование диагностической программы исследования и экспериментальную апробацию теоретической модели структуры формотворчества.
Исследование реализовано в 20042005 гг. В нем принимали участие младшие школьники лицея № 179 Санкт-Петербурга. Общий объем выборки - 332 человека.
Диагностическая программа включает в себя как «классические» методики, так и модифицированные, и авторские. Для диагностики интеллектуальных параметров формотворчества использовались методики «Эскизы» (Е. Е. Туник); «Графические анаграммы»: «Лабиринты форм». Исследование эстетических параметров осуществлялось с помощью методик «Геометрия в композиции» (Е. М. Торшилова, Т. В. Морозова); «Ветки» (Е. М. Торшилова, Т. В. Морозова). Для диагностики параметров компетентностного блока в программу включены методики «Конструирование дизайн-форм» и «Дизайн-проект».
В ходе экспериментальной работы на основе теоретической модели и эмпирических данных удалось уточнить структуру формотворчества, взаимосвязи параметров, а также особенности и динамику развития формотворчества в условиях реализации экспериментальной программы развития с применением дизайн-технологий.
Экспериментальная апробация теоретической модели показала, что формотворчество функционирует как сложное психическое образование, представляющее собой структурную триаду. Инвариантные компоненты этой триады: способность к преобразованиям, чувство формы и компетентность в области формотворчества.
Таблица 1
Симптомокомплексы и параметры в структуре формотворчества.
Название симптомокомплекса № параметра Название параметров и показателей
Интеллектуальные параметры (ИНТ) 1 Беглость
2 Гибкость
3 Разработанность
4 Разнообразие способов преобразований
5 Оригинальность
6 Степень преобразований
7 Лабильность
8 Обобщенный показатель (способность к преобразованиям)
Эстетические параметры (ЭСТ) 9 Способность воспринимать форму
10 Способность создавать форму
11 Способность к эстетической оценке
12 Обобщенный показатель (чувство формы)
Компетентностные параметры 13 Количество категорий, отражающих семантическое поле значений
(КПТ) 14 Обобщенность
15 Актуализация в различных условиях
16 Обобщенный показатель актуальных знаний в области дизайна
17 Оригинальность
18 Вариативность
19 Гармоничность целостность
20 Разнообразие способов и идей
21 Функциональность
22 Технологичность
23 Обобщенный показатель актуальных достижений и опыта формотворчества
24 Обобщенный показатель компетентности
Полученные данные, позволили прийти к выводу, что компетентность в области формообразования дизайн-объектов интегрируется в структуру формотворчества и обеспечивает его эффективность. Другой структурный модуль формотворчества (интеллектуальный) - способность к преобразованиям - функционирует как динамический компонент, связан он с процессуальным вектором в структуре формотворчества. Эстетические параметры (чувство формы)
обеспечивают качество формотворческих продуктов.
Гипотетически развитие формотворчества в онтогенезе связано с переструктури-рованием компонентов триады и перераспределением доминант. Изучение данного вопроса является интересной и перспективной научной проблемой.
Психохюго-педагогический аспект проблемы развития формотворчества связан с решением ■ не только основных теоретиче-
Рис. 1. Схема инвариантных параметров формотворчества как психического образования
ских задач - создание модели формотворчества, но и практических - проектирование технологий его развития.
Общие идеи системного подхода и особенности модели формотворчества учитывались при проектировании варианта экспериментальной программы развития «Мир дизайна», разработанной на основе системы формотворческих заданий, которые могут служить базой для разработки дизайн-программ в системе начального образования.
Модель экспериментальной программы развития «Мир дизайна» включает в себя три модуля: «Музыка цвета» (основы цвето-ведения), «В мире композиции» (основы композиции), «У истоков формотворчества» (основы формообразования). Все три модуля логически взаимосвязаны и раскрываются в трех аспектах: когнитивном (знания в области дизайна), деятельностном (преобразования, трансформации) и эмоционально-эстетическом (эстетическое отношение, оценка, переживание и др.). Так как носителем пространственных свойств и главным параметром формы из всех основных является геометрия, то структурная последовательность программы определяется геометрическими характеристиками формы и включает в себя следующие разделы: Полоса. Разное из оди-
накового; Великий квадрат не имеет пределов; Семья квадратов. Прямоугольник; Куб. Устойчивость и надежность мира; Параллелепипед - модуль мироздания; Круг, шар; Бесконечность микро- и макрокосмоса; Цилиндр - транслированный круг; Одинаковое из разного; Конус. Возможные вариации; Треугольник. Мир динамичных структур. Вечное движение мира; Призма. Изменчивость и неизменность; Абстрактные формы. Реальность и фантазия; Многообразный мир форм. Множество трансформаций.
В каждом из этих разделов реализуются три модуля программы.
На основе предложенной последовательности и постепенного усложнения заданий строится программа развития с временной точки зрения. Также осуществляется постепенное расширение системы адаптированных знаний в области дизайна как вида деятельности и вида искусства по основным разделам «Цветоведение», «Композиция», «Формообразование». Программа включает следующие темы: «Дизайн игрушек», «Дизайн посуды», «Дизайн одежды», «Дизайн мебели», «Дизайн интерьера», «Дизайн аксессуаров», «Фитодизайн», «Книжный дизайн», «Дизайн предметов быта» и др.
При проектировании программы развития необходимо учитывать специфику дизайн-деятельности. Понимание дизайн-деятельности через синтез термина «дизайн» и родового понятия «деятельности» характеризуется наряду с целенаправленностью, предметностью и осознанностью, тенденцией к преобразованию. Понимание дизайн-деятельности как художественно-проектной деятельности, включающей определенные этапы по созданию дизайн-объектов (поисковый, исследовательский, технологический, аналитический) на основе изучения работ по проектному обучению и работ,
посвященных структуре творческого про-4 ■
цесса , служит основанием для определения этапов формирования формотворчества: подготовительный этап (связан с обогащением и накоплением запаса впечатлений и переживаний, знаний в области дизайна, расширением чувственного опыта детей за счет расширения системы сенсорных эталонов формы, цвета, развитием восприятия эстетической выразительности дизайн-форм), исследовательский (экспериментирование с дизайн-формами и способами (технологиями) формообразования), эвристический (поиск, созревание, возникновение идеи решения проблемы), конструкторский или технологический (реализация идеи), оценочный (связан с оценкой результата, его анализом и обоснованием), корректировочный (связан с совершенствованием результата, направлен на формирование умения трансформировать созданную дизайн-форму на основе эстетической оценки) и их последовательности, которая может быть реализована в «традиционной» или «эвристической» структуре.
В «эвристической» структуре процесс формирующего воздействия начинается с
эвристического этапа, на котором творческая задача ставится в условиях свободного выбора и недостатка информации. Затем следует конструкторский или технологический, исследовательский, на котором происходит восполнение информации, оценочный и корректировочный этап. В данной структуре подготовительный этап сливается с оценочным.
Данные этапы следует рассматривать не с временной точки зрения, а с позиции логики развития формотворчества. Все этапы реализуются на каждом занятии, поэтому их можно рассматривать и как этапы дизайн-занятия.
Один из аспектов реализации развивающей программы связан с учетом методов организации дизайн-деятельности, в основе которых лежит ненавязчивость, непринужденность, стремление вызвать интерес, направленность на творческий поиск. Это комплекс развивающих методов и технологий, как традиционных, так и модифицированных, адаптированных к психологическим особенностям младших школьников (метод конструирования, метод эвристических вопросов, ассоциативный и вариативный методы, метод эмпатии, метод фокальных объектов, фантограмм, морфологические карты, метод дизайн-проектов и др.).
Педагогическая апробация модели экспериментальной программы развития «Мир дизайна», разработанной на основе системы формотворческих заданий, в системе начального образования продемонстрировала ее эффективность для развития формотворчества у младших школьников и позволяет прогнозировать возможность использования дизайн-технологий для развития креативности личности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им.
Л. И. Герцена, 2002.
2
Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в XXI век. М.: Политиздат, 1991. *
ДьюиДж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим) /Пер. с англ. Н. М. Никольской; / Под ред. Ю. С. Рассказова. М.: Лабиринт, 1999.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999.