Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

551
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филонова А. А.

В статье рассматривается ряд исторических и теоретических аспектов защиты информации в Российской Федерации. Указываются общие тенденции, а также специфические черты истории развития правового обеспечения защиты информации в России. Приводится широкое и узкое понимание защиты информации. Делается вывод о том, что законодатель на нормативном уроне закрепил понятие защиты информации в широком смысле. На уровне юридической конструкции такое понимание имеет ряд недостатков. Акцентируется внимание на значимости в современном мире правовых мер среди всего комплекса мер по обеспечению защиты информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND HISTORICAL ASPECTS OF INFORMATION PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses a number of historical and theoretical aspects of information protection in the Russian Federation. General trends are indicated, as well as specific features of the history of the development of legal protection of information in Russia. A broad and narrow understanding of information security is given. It is concluded that the legislator has fixed the concept of information protection in a broad sense on the regulatory damage. At the level of legal construction, this understanding has a number of drawbacks. Attention is focused on the importance in the modern world of legal measures among the whole range of measures to ensure the protection of information.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 340.132

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филонова А.А. - магистрант АНО ВО Московский гуманитарный университет, г. Москва, РФ

f9646222777@gmail.com

Аннотация: в статье рассматривается ряд исторических и теоретических аспектов защиты информации в Российской Федерации. Указываются общие тенденции, а также специфические черты истории развития правового обеспечения защиты информации в России. Приводится широкое и узкое понимание защиты информации. Делается вывод о том, что законодатель на нормативном уроне закрепил понятие защиты информации в широком смысле. На уровне юридической конструкции такое понимание имеет ряд недостатков. Акцентируется внимание на значимости в современном мире правовых мер среди всего комплекса мер по обеспечению защиты информации.

Ключевые слова: информация, персональные данные, защита информации, информатизация.

THEORETICAL AND HISTORICAL ASPECTS OF INFORMATION PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Filonova A.A.

master's degree student, Moscow state University for the Humanities

f9646222777@gmail.com

Abstract: the article discusses a number of historical and theoretical aspects of information protection in the Russian Federation. General trends are indicated, as well as specific features of the history of the development of legal protection of information in Russia. A broad and narrow understanding of information security is given. It is concluded that the legislator has fixed the concept of information protection in a broad sense on the regulatory damage. At the level of legal construction, this understanding has a number of drawbacks. Attention is focused on the importance in the modern world of legal measures among the whole range of measures to ensure the protection of information.

Keywords: information, personal data, information protection, informatization.

В современном мире защита информации является одним из приоритетных направлений деятельности государства. В ряде исследований отмечается, что перечень «классических» функций государства следует дополнить функцией по защите информации [8, с. 219-230]. Впрочем, не только государство заинтересовано в такой защите. Она актуальна для частных

субъектов, начиная от крупных юридических лиц в виде транснациональных корпораций и заканчивая простыми гражданами. Отсюда вытекает и актуальность научного осмысления данного вида деятельности. Такое осмысление производится как в рамках технических, так и гуманитарных наук, и, в частности, юриспруденции.

Защита информации не ограничивается и не может быть ограничена мерами инженерно-технического или организационного характера. Меры подобного рода сами по себе трудно осуществимы без соответствующего правового обеспечения. Поэтому для эффективной, надежной и полной защиты информации требуется задействовать правовое регулирование, то есть весь комплекс юридических средств и методов, используемых государством.

Информация всегда играла важную роль в организации жизнедеятельности общества и функционировании государства с момента его возникновения. На протяжении всей истории развития государства информация использовалась для воздействия на поведение людей и достижения разного рода политических целей. Так, секретная информация о перемещении или дислокации войска, попавшая к кому-либо, становится опасным оружием в его руках. Однако по мере глобализации мира становилась глобальной и информация: то, что ранее имело значение лишь для небольшого круга лиц и в пределах ограниченной территории, начинает приобретать значимость в разных странах, находящихся друг от друга на большом удалении и, казалось бы, слабо друг с другом связанных.

По мере технического прогресса возникают инструменты для быстрой передачи информации и эффективного обмена ею между огромным множеством людей, находящихся на большом удалении друг от друга, а также удобного хранения больших объемов информации. Так, телеграф, телефон и радио обеспечили первый рывок в скорости и эффективности передачи информации. Следующий такой рывок стал возможен благодаря изобретению сети Интернет и средств хранения информации в цифровом виде.

Для новейшего времени, характеризующегося нарастающими процессами информатизации и цифровизации, информация приобретает особую актуальность. Поэтому сегодня, когда цифровизация затрагивает само государство («электронное правительство», «цифровое государство» и т.д.), вопросы о защите информации и правовом обеспечении такой защиты стоят наиболее остро.

Вместе с тем развитие технологий во второй половине XX в. открыло возможности хранения и передачи информации в цифровой форме, что обусловило возникновение как новых способов получения этой информации злоумышленниками, а также новых видов правонарушений в сфере информации, так и новых способов защиты и обеспечения защиты информации.

Защита информации обладает такой же древней историей, как и государство. Например, в Древней Спарте использовалась скитала для

шифрования посланий. По мере общественного развития, технического прогресса менялись и объекты, и методы, способы, приемы защиты информации. Изначально общественные отношения, связанные с защитой информации, обеспечивались правовым обычаем, указаниями властителей. И этого инструментария было вполне достаточно, учитывая уровень технологии и скорость передачи информации. Действительно, на протяжении античности и средневековья способы передачи и хранения информации оставались практически неизменными (личная передача сведений или их публичное оглашение), при том, что подавляющая часть населения не умела читать. Более того, в контексте античной или феодальной культурной традиции вопрос о защите персональных данных эксплуатируемого большинства народа даже не ставился, а запрет на доступ к сведениям об аристократии и тем более монаршим лицам был абсолютен. Однако с укреплением капиталистического экономического уклада становится востребованной сложная система взаимосвязанных письменных источников права, нормирующих общественные отношения, в том числе общественные отношения, связанные с защитой информации. Так, в 1710 г. в Великобритании появляется «Статут королевы Анны», направленный защиту авторского права. В 1724 г. Петр I издает указ «О делах тайности подлежащих», обеспечивающий нормирование защиты государственной тайны. В период Великой Французской революции ставится идея о защите персональных данных. В 1844 французский король Луи-Филипп подписывает закон о защите коммерческой тайны.

Сегодня технологии защиты информации посвящена отдельная наука - криптография, которая изначально возникла как вид деятельности по шифрованию и дешифровке текста. Однако криптография является технической наукой, а защита информации не исчерпывается инженерно-техническими методами, способами и приемами. В зависимости от форм реализации и функционального назначения выделяют также организационные и правовые меры защиты информации [1, с. 37]. В свою очередь, эти меры выступают объектом изучения юриспруденции. В целом же защита информации представляет такой объект познания, всеобъемлющее изучение которого возможно только на междисциплинарном уровне.

Защищалась информация во времена Древней Руси. Так, для защиты информации использовался «жаргонный код» (применяется и по сей день), физическая защита, различные методы и приемы стенографии и шифрования [7, с. 13-34]. Самый древний документ, известный на сегодня, содержащий зашифрованный простой литореей фрагмент, датируется 1229 г. [7, с. 21]

Вышеназванный указ Петра I 1724 г. в истории Российской государственности является одним из первых письменных источников права, обеспечивавших защиту информации. В 1845 г. российский император Николай I ввел наказание за разглашение коммерческой тайны («Уложение о наказаниях общего определения») [3]. Почтовый устав 1857 г. и Телеграфный

устав 1876 г. закрепляли тайну корреспонденции. В Уголовном Уложении 1903 г. (ст. 162-170) устанавливался запрет на вмешательство должностных лиц при отправлении ими правосудия в личную и семейную жизнь человека. Тем не менее в Российской империи не сложилось ни централизованной системы защиты государственной тайны, ни унифицированной нормативно-правовой базы, обеспечивавшей защиту информации. Дальнейший этап правового обеспечения защиты информации связан с развитием советской государственности.

Конституция РСФСР 1918 г. защищала информацию СМИ в молодом государстве Советов от влияния капитала посредством предоставления в руки рабочего класса и крестьянской бедноты всех технических и материальных средств к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати и обеспечения их свободного распространения по всей стране (п. 14) [4].

В послереволюционный период первым отдельным правовым документом в области защиты информации стал перечень сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению, утвержденный Декретом СНК РСФСР от 13 октября 1921 г (в последующие годы он изменялся, перерабатывался и дополнялся). В этом же году создается 8 отдел при ВЧК, главной задачей которого был контроль за сохранностью государственной тайны.

В учебном пособии «Техника штабной службы. Оперативная служба войсковых штабов (в военное время)» 1924 г., предназначенном для слушателей военной академии, впервые был закреплен раздел о ведении секретного делопроизводства.

Таким образом, в течение 30-50х гг. в СССР организовывается централизованная система обеспечения защиты государственной тайны, каналы спецсвязи и фельдсвязь для передачи секретной документации, а также нормативно-правовая база, обеспечивающая защиту информации. В последующие десятилетия они будут расширяться и совершенствоваться.

Конституция СССР 1977 г. закрепляла положение, согласно которому тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом (ст. 56) [5]. То есть законодатель на самом высоком юридическом уровне обращает внимание на защиту персональных данных, то есть информации, отличной от государственной.

История правового обеспечения защиты информации в Российской Федерации начинается с 1992 г. с принятием Закона от 5 марта 1992 г. № 24464 «О безопасности», который 28 декабря 2010 г. переиздан в полностью новой редакции [11]. 21 июля 1993 г. принят Закон «О государственной тайне», который действует и поныне с внесенными в него правками и изменениями [2]. Первый перечень сведений, составляющих государственную тайну, в Российской Федерации утвержден Указом Президента РФ № 1203 от 30 ноября 1995 г. [10]. В этом же году принят Федеральный закон

«Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. N° 24-ФЗ, который в 2006 г. утратил силу в связи с принятием нового закона. 9 июля 2004 г. принят Федеральный закон № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» [14]. Наряду с действующей Конституцией РФ [6], принятой в 1993 г., эти акты находятся в числе наиболее важных нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту информации в России.

В связи с цифровизацией отечественный законодатель принял ряд следующих нормативных правовых актов, также обладающих фундаментальным значением для обеспечения защиты информации: Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (устанавливает основные права и обязанности участников общественных отношений, касающиеся информации и информационной безопасности) [12]; Федеральный закон» от 27.07.2006 г. №2 152-ФЗ «О персональных данных» (определяет основные правила работы с персональными данными) [15]; Федеральный закон от 26.07.2017 г. № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» (устанавливает правила защиты 1Т-инфраструктуры на предприятиях, работающих в наиболее важных для государства сферах: обороны, науки, энергетики, транспорта, связи, промышленности, банковской деятельности и др.) [11].

В научной литературе обращается внимание на многогранность категории «информация» и зависимость содержания этой категории от сферы человеческой деятельности [1, с. 41]. Вместе с тем российский законодатель дает легальную дефиницию информации, подразумевая под ней любые «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» [12]. Таким образом, законодатель снимает проблему определения предмета правонарушений в сфере информации. Однако существует ряд других понятий, непосредственно связанных с категорией «информация», в числе которых, например, «персональные данные», «личная и семейная тайна», «секрет производства», «засекреченная информация» и т.д. Представляется, что указанные понятия в целом охватываются категорией «информация», однако характеризуются собственной спецификой, не изменяющей их качественное состояние.

В контексте проблематики защиты информации следует разграничивать понятия «защита информации» и «правовое обеспечение защиты информации». Так, понятие «защита информации» можно использовать в узком и широком смыслах. Защита информации в узком смысле - это реализация совокупности мер, направленных на недопущение утечки защищаемых данных либо недопущение несанкционированного воздействия на защищаемые данные. По сути такая деятельность предполагает непосредственное блокирование доступа сторонних лиц к защищаемым данным. Содержание такого понимания защиты информации не предполагает использование норм права, так как нормы права сами по себе без должной

реализации ничего ни пресечь, ни блокировать не могут. Отечественный законодатель формализовал в норме-дефиниции защиту информации в широком смысле. Так, «защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на: обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; реализацию права на доступ к информации» [12]. То есть защита информации в широком смысле предполагает использование всей совокупности мер: организационного, инженерно-технического и правового характера. Поэтому, строго говоря, при использовании легального (в широком смысле) понятия «защита информации», понятие «правовое обеспечение защиты информации» оказывается тавтологичным, т.к. в развернутом виде оно будет выглядеть примерно так: «правовое обеспечение принятия правовых... мер, направленных на обеспечение защиты информации.». Тем не менее оборот «правовое обеспечение» призван акцентировать внимание именно на правовом аспекте защиты информации, минуя инженерно-технический и организационный аспекты.

Российский законодатель определяет реализацию права на доступ к информации в качестве объекта направленности правовых, организационных и инженерно-технических мер, составляющих методологию защиты информации и вместе с тем ее неотъемлемую часть. То есть реализация права на доступ к информации, с позиции законодателя, - составная часть защиты информации. Здесь есть несколько критических моментов. Во-первых, представляется, что данное предписание содержательно выходит за рамки защиты информации в ее теоретическом понимании, а следовательно, неоправданно расширяет содержание юридической конструкции «защита информации», обнажает ее искусственный характер. Право на доступ к информации - качественно отличное от защиты информации явление, представляющее собой отдельную меру возможного поведения, предоставляемую участникам общественных отношений. Это право реализуется субъектами самостоятельно, зачастую вне какой-либо связи с защитой информации. В свою очередь, реализация права на доступ к информации - форма воплощения в поведении субъекта норм права, управомачивающих его на доступ к информации. Обеспечение такой реализации посредством разного рода мер также представляет собой и отдельную проблему правового регулирования, и отдельное правовое явление, находящееся за пределами содержания защиты информации в ее теоретическом понимании. Во-вторых, законодатель не оговаривает круг субъектов, которым предоставляется право на доступ к информации как части защиты информации. Исходя из текста Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [12] представляется, что

таким правом наделяется не только государство в лице своих уполномоченных органов и должностных лиц, но и в том числе частные лица. Например, может ли коммерческая организация обязывать своих работников предоставлять личную информацию о себе, круге своих связей и т.д. в целях защиты своей информации в виде коммерческой тайны? Конечно, существуют нормативно оговоренные пределы для доступа к информации со стороны государства и частных лиц, установленные Конституцией РФ (ст. 23, 24, 29) и другими актами законодательства, однако в текущей формулировке юридическая конструкция «защита информации» открывает перспективы для произвольного, вопреки принципам и «духу» Конституции РФ, получению информации, скрываемой под эгидой «защиты информации».

Таким образом, положение о направленности широкого спектра государственных мер по реализации права на доступ к информации как проявление защиты информации, неотъемлемой части защиты информации, является теоретически неоправданным и, более того, открывающим перспективу юридических коллизий и противоречий.

Правонарушения, имеющие своим предметом информацию или опирающиеся на информацию как способ совершения противоправного деяния, в зависимости от социальной природы в целом можно разделить на две категории: возникающие естественным путем противоправные акты, предполагающие удовлетворение корыстного или иного личного интереса злоумышленника, и противоправные акты, тщательно подготавливаемые и реализуемые соответствующими специалистами, предполагающие нанесение ущерба другому государству и (или) укрепление собственного государства (правительства).

Вторая категория преступлений («информационная война») является наиболее опасной, что обусловлено следующими обстоятельствами: во-первых, данные преступления подрывают государственную безопасность и затрагивают национальные интересы, во-вторых, для сокрытия этих преступлений инициатор использует значительные материальные и интеллектуальные ресурсы, находящиеся в распоряжении государства, которые не доступны даже очень хорошо организованным, но рядовым злоумышленникам. Эта категория преступлений является неотъемлемой частью гибридной войны [9, с. 32].

Таким образом, данные категории правонарушений предполагают использование разных методов, способов и приемов противодействия и предупреждения, заключающегося в обеспечении надежной защиты информации, недопущении ее утечки, модификации, искажения.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы и обобщения:

1. Вопрос о защите информации актуализируется с момента возникновения государств. В Древней Руси использовались различные методы и

приемы защиты информации, которые по мере укрепления и централизации государства дополнялись соответствующим правовым обеспечением.

Большую часть истории защите подлежала информация, составляющая государственную тайну, а также прочая государственно-значимая информация. Тем не менее в новейшее время, по мере гуманизации права и государственной практики, защите подлежат также персональные данные, информация, относящаяся к разряду личной. Эта тенденция всецело характерна для истории защиты информации в России.

2. Технологиям передачи и хранения информации коррелируют технологии защиты информации. Однако с развитием общества и технологическим прогрессом значимость информации многократно возрастает. С одной стороны, это обусловливает, необходимость нормативно-правового обеспечения защиты информации, причем по мере усложнения общества значимость правового обеспечения защиты информации возрастает. С другой стороны, это обусловливает научный интерес к проблеме обеспечения защиты информации как со стороны технических специалистов и ученых, так и со стороны юридического сообщества: теоретиков и практиков.

3. В контексте использования широкого спектра мер правового обеспечения защиты информации следует разграничивать преступления, являющиеся типичными, не представляющими угрозы национальной безопасности, и преступления как акты информационной войны. Так, каждой категории преступлений соответствует свой комплект мер правового обеспечения защиты информации.

4. Юридическая конструкция «защита информации», изложенная в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. .№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», является содержательно перегруженной чуждым элементом в виде предоставления доступа к информации.

Список использованных источников

1. Аль-Аммори А., Дяченко П.В., Клочан А.Е., Бакун Е.В., Козелец-кая И.К. Методы и средства защиты информации // The Scientific Heritage. 2020. № 51-1. С. 32-42.

2. Закон РФ от 21.07.1993 .№ 5485-1 «О государственной тайне» (последняя редакция) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc-body=&nd=102025035.

3. История защиты государственной тайны в России // ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/mfo/3318288?utm_source=yan-dex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yan-dex.ru.

4. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Принята V Всероссийским съездом

Советов в заседании от 10 июля 1918 года) // [Электронный ресурс]. URL: http: //www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst 1918. htm.

5. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 // Правовая система Кодекс [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901817660.

6. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/constitution.

7. Ларин Д.А. Защита информации в Древней Руси // История и архивы. 2010. № 12(55). С. 13-35.

8. Павленко Ж.А. Понятие информационной функции государства // Проблемы законности. 2011. № 117. С. 219-230.

9. Тиханычев О.В. Гибридные войны: новое слово в военном искусстве или хорошо забытое старое? // Вопросы безопасности. 2020. №2 1. С. 3043.

10. Указ Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (последняя редакция) // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://www.krem-lin.ru/acts/bank/8549.

11. Федеральный закон от 26.07.2017 г. № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» (последняя редакция) // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http: //www.kremlin.ru/acts/bank/42128.

12. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (последняя редакция) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА [Электронный ресурс]. URL: https://duma.consultant.ru/page.aspx?878565.

13. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (последняя редакция) // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http: //www.kremlin. ru/acts/bank/32417.

14. Федеральный закон от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (последняя редакция) // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http: //www. kremlin.ru/acts/bank/21227

15. Федеральный закон» от 27.07.2006 г. №2 152-ФЗ «О персональных данных» (последняя редакция) // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24154.

References

1. Al'-Ammori A., Dyachenko P.V., Klochan A.E., Bakun E.V., Kozeletskaya I.K. Metody i sredstva zashchity informatsii. The Scientific Heritage. 2020. № 51-1. S. 32-42.

2. Zakon RF ot 21.07.1993 № 5485-1 «O gosudarstvennoi taine» (poslednyaya redaktsiya). Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii [El-ektronnyi resurs]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/7doc-body=&nd=102025035.

3. Istoriya zashchity gosudarstvennoi tainy v Rossii. TASS [Elektronnyi resurs]. URL: https://tass.ru/info/33182887utm_source=yandex.ru&utm_me-dium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru.

4. Konstitutsiya (Osnovnoi Zakon) Rossiiskoi Sotsialisticheskoi Federa-tivnoi Sovetskoi Respubliki (Prinyata V Vserossiiskim s"ezdom Sovetov v zasedanii ot 10 iyulya 1918 goda). [Elektronnyi resurs]. URL: http : //www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst 1918. htm.

5. Konstitutsiya (Osnovnoi Zakon) Soyuza Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik. Prinyata Verkhovnym Sovetom SSSR 7 oktyabrya 1977. Pravovaya sistema Kodeks [Elektronnyi resurs]. URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/901817660.

6. Konstitutsiya RF. Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 goda s izmeneniyami, odobrennymi v khode obshcherossiiskogo goloso-vaniya 1 iyulya 2020 goda. Prezident Rossii [Elektronnyi resurs]. URL: http : //www. kremlin.ru/acts/constitution.

7. Larin D.A. Zashchita informatsii v Drevnei Rusi. Istoriya i arkhivy. 2010. № 12(55). S. 13-35.

8. Pavlenko Zh.A. Ponyatie informatsionnoi funktsii gosudarstva. Prob-lemy zakonnosti. 2011. № 117. S. 219-230.

9. Tikhanychev, O. V. Gibridnye voiny: novoe slovo v voennom iskusstve ili khorosho zabytoe staroe? Voprosy bezopasnosti. 2020. № 1. S. 30-43.

10. Ukaz Prezidenta RF ot 30.11.1995 g. № 1203 «Ob utverzhdenii perech-nya svedenii, otnesennykh k gosudarstvennoi taine» (poslednyaya redaktsiya). Prezident Rossii [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.krem-lin.ru/acts/bank/8549.

11. Federal'nyi zakon ot 26.07.2017 g. № 187-FZ «O bezopasnosti kritich-eskoi informatsionnoi infrastruktury Rossiiskoi Federatsii» (poslednyaya redaktsiya). Prezident Rossii [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.krem-lin.ru/acts/bank/42128.

12. Federal'nyi zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ (poslednyaya redaktsiya) «Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiyakh i o zashchite informatsii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2022). FEDERAL''NOE SOBRANIE ROSSIISKOI FEDERATsII. GOSUDARSTVENNAYa DUMA [Elektronnyi resurs]. URL: https://duma.consultant.ru/page.aspx7878565.

13. Federal'nyi zakon ot 28.12.2010 № 390-FZ «O bezopasnosti» (poslednyaya redaktsiya). Prezident Rossii [Elektronnyi resurs]. URL: http: //www.kremlin.ru/acts/bank/32417.

14. Federal'nyi zakon ot 29.07.2004 g. №2 98-FZ «O kommercheskoi taine» (poslednyaya redaktsiya). Prezident Rossii [Elektronnyi resurs]. URL: http: //www.kremlin.ru/acts/bank/21227

15. Federal'nyi zakon» ot 27.07.2006 g. № 152-FZ «O personal'nykh dannykh» (poslednyaya redaktsiya). Prezident Rossii [Elektronnyi resurs]. URL: http: //www.kremlin.ru/acts/bank/24154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.