Байматов Алиджон Азизович,
директор Научно-исследовательского центра устойчивого развития, доктор экономических наук, профессор ТГУПБП Ризоев Дилшоджон Бурхонджонович, соискатель кафедры информационных технологий ХГУ им. акад. Б. Гафурова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ
ТАДЖИКИСТАН
Внутренний рынок Республики Таджикистан существует и развивается в двух формах: в форме регионального рынка и в форме товарного рынка. Они тесно связаны между собой: товарные рынки развиваются в рамках региональных, последние, в свою очередь, воздействуют на развитие товарных рынков, представляя их в совокупности на определенной территории.
Региональным рынкам свойствен ряд специфических особенностей, связанных прежде всего с их ролью в региональном воспроизводственном процессе. Эти особенности обусловлены международным разделением общественного труда и территориальной специализацией отдельных регионов, а также природно-климатическими условиями. Исследование и учет специфических особенностей отдельных региональных рынков даст возможность наиболее полно раскрыть закономерности и пути развития внутреннего рынка, более обоснованно размещать производство и эффективно использовать товарные ресурсы, сокращать трансакционные издержки.
В экономической литературе региональный рынок определяется как "важнейший элемент территориальной организации народного хозяйства" или как "совокупность условий, при которых осуществляется реализация товаров в рамках территории определенного района страны".
Не совсем правильным, на наш взгляд, является отождествление некоторыми экономистами понятия регионального рынка с территориальным. Так, "под региональным рынком понимается рынок некоторого территориального подразделения (например области, республики или отдельного экономического района)", т.е. региональный рынок рассматривается часто как административно-территориальный рынок.
При определении регионального рынка необходимо исходить из положения классической экономической теории о том, что "рынок есть простое выражение общественного разделения труда" (1,468).
В условиях переходной экономики Республики Таджикистан происходит рост общественного и совершенствование территориального разделения труда, что
вызывает необходимость межрайонного обмена как формы связи между различными обособленными рыночными товаропроизводителями. При этом если территориальное разделение труда и углубление производственной специализации региона ведет к дифференциации производства, к пространственному обособлению производства отдельных видов продукции от районов потребления и, наконец, просто к распределению производства между отдельными районами, то межрайонные хозяйственные связи, межрайонный обмен, наоборот, способствуют объединению районов в единый рынок.
Приступая к рассмотрению вопроса об определении форм внутреннего рынка, было бы целесообразным выявить сущность самого понятия «регион».
Сейчас регион как базовый социально-экономический институт выступает в качестве центрального звена, которое связывает разные субъекты экономических отношений в рамках определенной территории. Но, вместе с тем, в условиях перехода к рыночным отношениям регион как объект управления приобретает особое значение. Что касается региона как субъекта экономических отношений, то он изучен во многих работах отечественных и зарубежных авторов (4,12).
Это, в-первых, воспроизводственный подход. Этот подход больше используется представителями экономической теории, где подчеркивается важность и целостность воспроизводственных процессов в рамках территории определенного региона.
Во-вторых, существует административно-территориальный подход, согласно которому рассматривают регион с точки зрения размещения производительных сил. Этот подход базируется на существующем административно-территориальном делении страны, что в большей степени соответствует предмету экономической географии (3,16).
Прежде всего региональный рынок есть относительно самостоятельная часть внутреннего рынка. Он представляет собой сферу обмена и характеризуется совокупностью экономических отношений между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями), выступающими в форме многочисленных актов купли и продажи товаров. Нужно отметить, что в региональном рынке выражаются специфические особенности и своеобразие условий реализации продукта в рамках определенной территории (область или группа районов) страны.
Региональный рынок является экономической категорией и потому имеет свое содержание и форму. Его содержание определяется совокупностью экономических отношений между производителями и потребителями, базирующихся на господствующих производственных отношениях. Сущность этих отношений заключается в возмещении затрат на производство товаров и удовлетворение потребности населения в них. Форма категории регионального рынка характеризуется совокупностью актов купли-продажи товаров, совершаемых в пределах региональной сферы товарного обращения.
Важнейшими критериями регионального рынка являются относительная его обособленность и целостность, т.е. основная масса актов купли-продажи товаров совершается в пределах региональной сферы товарного обращения, а также наличие в регионе специфических особенностей экономического, демографического, национально-бытового и природно-климатического характера ( 2,159).
Теоретической основой относительной обособленности региональных рынков может быть следующее положение. Поскольку региональное хозяйство представляет собой определенный социально-экономический организм, у которого объективно существует относительно обособленный экономический интерес, то региональный рынок, являясь органической составной частью внутреннего рынка, выступает в значительной мере как подсистема, относительно обособляется от внутреннего рынка и в то же время не мыслится вне его. Они взаимосвязаны диалектикой общего и отдельного, что предполагает возможность внутренних противоречий между ними, ибо отсутствие таких противоречий означало бы отсутствие развития всего внутреннего рынка.
Таким образом, региональный рынок - это внутренний рынок в миниатюре с более сложными и разнообразными взаимосвязями: с одной стороны, воздействие общеэкономических параметров развития внутреннего рынка, и межрегиональные и внутрирегиональные экономические связи - с другой. Вследствие этого региональный рынок должен иметь общие черты, характерные для всего внутреннего рынка, и обладать свойственными только ему специфическими особенностями.
Следует отметить, что относительная обособленность регионального рынка вызывает необходимость его специфической экономической оценки - выяснения того, насколько обеспечиваются потребности региона за счет местного производства. В практическом плане это выражается в определении места и роли региона в ВВП страны. Важным является, какое место занимают межрегиональные и внешнеэкономические связи в формировании рыночных товарных ресурсов, в достигнутом уровне производства и потребления, и т.д.
С развитием и углублением территориального разделения труда и специализации регионов страны и отраслей, производящих средства производства и предметы потребления, призойдет дальнейшее развитие и расширение товарного обмена для более полного удовлетворения нужд народного хозяйства и разнообразного спроса населения.
Товарные рынки как форма существования внутреннего рынка характеризуют уровень отраслевого разделения общественного труда и степень специализации производства. В рамках товарных рынков реализуется продукция отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, поэтому уровень развития этих отраслей определяет степень развития товарных рынков. Так как все товарные рынки тесно связаны между собой, изменение соотношения предложения и спроса на одном из них проводит к тем или иным сдвигам в других. При этом на каждом товарном рынке складывается специфическое соотношение спроса и предложения, которое выражает собственные условия реализации. Учет этих особенностей позволяет оптимизировать распределение общественного труда и капитальных вложений между отдельными отраслями народного хозяйства в соответствии с требованиями рыночной экономики, поддерживать в перспективе правильные пропорции их развития.
Товарный рынок - это важнейшая форма существовании внутреннего рынка и представляет собой сферу обращения отдельного товара или группы товаров.
Термин «товарный рынок» получил самое широкое распространение в экономической литературе. Однако некоторые экономисты предлагают рассматривать товарный рынок как отраслевой. При этом под отраслевым рынком понимается рынок какого-либо конкретного товара или группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного характера или служащих удовлетворению одной и той же потребности. Неправомерно, на наш взгляд, проведение какой-то грани между товарными и отраслевыми рынками, поскольку объектами купли-продажи, объектами обмена на них выступают товары, представляющие продукт отдельных отраслей производства. Следовательно, понятие «товарный рынок» выражает одновременно и товарный, и отраслевой характер внутреннего рынка.
На товарном рынке предметом обмена является продукция двух крупных сфер: 1) рынка средств производства или товаров производственно-технического назначения и 2) рынка товаров и продуктов для народного потребления. Об этом свидетельствуют данные, приведенные в следующей таблице:
(в. млн. долл. США.)
2008 г. 2011 г. 2011 г. в % к 2008 г.
сумма в % к итогу сумма в % к итогу
Внутренний рынок, всего, в том числе 4488 100 5893 100 131,3
Средства производства 3420 76,2 4719 80.2 138,0
Предметы потребления 1068 23,3 1213 19,8 113,6
Источник: Республика Таджикистан: статистический ежегодник, 2011.
Региональный рынок характеризуется объемом продажи товаров, динамикой цен, складывающейся в рыночных условиях на основе соотношения спроса и предложения, а также источниками формирования рыночных ресурсов. За последние три года общий товарооборот внутреннего рынка возрос почти на одну треть и достиг $ 5,9 млрд. Данные свидетельствуют об опережающем темпе прироста оборота по продаже средств производства - 38% по сравнению с предметами потребления - 13,6%. Изменение в соотношении этих двух групп товаров в общей продаже является положительным и характеризует рост реального сектора экономики, техническое обновление производственных мощностей, реконструкцию и модернизацию производственных предприятий, создание новых, в т.ч. совместных производств, а также связано с повышением цен на современную
технику и технологические линии, информационное и программное обеспечение производства.
Анализ показывает, что преобладающая часть товаров, реализуемых на внутреннем рынке, составляют машины и оборудование, транспортные средства, сырьё, топливно-энергетические товары, продукция разных отраслей промышленности и др. (5,186).
Масштабы рынка средств производства, или рынка внутрипроизводственного обмена, определяются размерами и структурой регионального производственного комплекса, а рынок предметов потребления, индифферентного к местному производству, зависит от уровня роста населения, его доходов и потребностей.
Между этими двумя рынками существуют различия не только в назначении реализуемой продукции, но и в специфических отношениях, связанных с куплей и продажей, в особенностях организации продажи этих товаров. Так, в частности, на рынке средств производства товарное предложение и спрос представлены различными предпринимательскими структурами, которые являются самостоятельными рыночными субъектами и отражаются в биржевых сделках и хозяйственных договорах, заключаемых между ними. Однако в обращении средств производства Республики Таджикистан важное место занимает импорт из зарубежных развитых стран.
Преобладающее значение и главная особенность рынка товаров и продуктов для народного потребления определяется тем, что он связан с личным потреблением. Кроме того, спрос, выступающий на рынке как социально-экономическая форма проявления потребностей населения, индивидуален и разнообразен, а количественная определенность этой потребности чрезвычайно эластична и изменчива.
Процесс формирования и развития регионального рынка охватывает два важнейших этапа: первый (до 2005г.) - становления и количественного насыщения внутреннего рынка, то есть так называемый этап заполнения прилавков магазинов и рынков товарами, завезенными представителями челночного бизнеса. Характерной чертой этого этапа является слабое развитие организованного регионального рынка, высокая степень стихийности и неопределенности в поведении потребителей как результат значительного удельного веса рыночной торговли в удовлетворении спроса населения. Второй ( после 2005г.) - развитие и изменение характера рынка, то есть разборчивость потребителя и обращение его внимания на качество и ассортимент, а также на новизну товара. Эти этапы в основном соответствуют периодам создания и развития независимой национальной экономики Республики Таджикистан.
Список использованной литературы:
1. Андреев А.В. и др. Основы региональной экономики.- М., 2008. - 819с.
2. Бойматов А.А. Региональный рынок: состояние и проблемы сбалансированности. -Душанбе:Дониш, 1985. -324с.
3. Воронина И.Н. Провинциальная культура как исследовательская проблема // Ре-гионология. -М., 1993. - № 2. с. 96.
4. Райсберг Б.А., Заставенко Е.Л., Гловко Е.Н. Язык рынка. - М.: МИП Дума, 1991.
5. Назаров А.А., Бойматов А.А. Таджикистан и Киргизия: торгово-экономическое сотрудничество.-Худжанд, 2011.
А.А. Байматов, Д.Б. Ризоев Теоретические формы функционирования внутреннего рынка в национальной экономике Республики Таджикистан
Ключевые слова: регион, рынок, особенности, территория, подходы, товарный рынок, критерии, акт купли и продажи
В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования и развития внутреннего рынка, обосновывается его существование в форме регионального и товарного рынков, выявлены особенности развития, обусловленные природно-экономическими условиями и традициям, периодом становления и развития рыночной экономики, уровнем социально-экономического развитием общества независимого Таджикистана.
A. A. Bаymatov, D.B. Rizoyev
Theoretical Forms of Home Market Functioning in the National Economy of Tajikistan
Republic
Key words: region, market, peculiarities, territory, approaches, commodity market, criteria, purchase-sale act
The article dwells on theoretical aspects of formation and development of home market; the authors substantiate its existence in the form of regional and commodity markets, they elicit the peculiarities of development preconditioned with natural-economic plight and traditions, the period offormation and development of market economy, the standard of social-economic development of the independent Tajikistan.