Все вышеперечисленное порождает активные процессы в жизни современного общества. Образуется много компаний и организаций, оказывающих консультационные услуги по различным направлениям образовательного консалтинга. Активно участвуют в системе непрерывного образования высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, некоммерческие организации. Постоянно растет число способов решения образовательных проблем (консультации, тренинги, супервизии, наставничество, тьютор-ство, коучинг, «рабочая тень», помощь в форме приятельства, сторителлинг, прикомандирование, координатор по защите прав ребенка и др.), значительно расширяется клиентская система профессионально-педагогического консалтинга.
Список литературы
1. Василенко Н.В. Консалтинг в образовании: учеб. пособие. - СПб.: Куль-тИнформПресс. - 2011. - С. 274.
2. Жилина А.И. Управление знаниями - новая методология взаимодействия ИПК с педагогами региона // Образование: ресурсы развития. Вестн. ЛОИРО. - 2013. - № 1. - С. 7-14.
3. Левченко Т.М. Создание систем эффективного управления организационными знаниями // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 3. - С. 37-42
4. Осипова Ю.А. Проблемы формирования эффективной системы управления знаниями. // Уч. зап. Рос. гос. гидрометеоролог. ун-та. - 2013. - № 29. -С. 225-228.
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 окт. 2013 г. № 571н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по социальной работе"». - Система КонсультантПлюс: Российское законодательство (бюджетные организации).
6. Соснина Т.В. История возникновения и развития консалтинга // Управление образованием: теория и практика. - 2013. - №2. - С. 129-144.
7. Тарасов Д.А. Некоторые вопросы управления знаниями в сфере высшего профессионального образования // Интеллект. Инновации. Инвестиции. -2008. - № 3. - С. 80-82.
С. И. Лустин, В. В. Федоренко
Теоретические аспекты управления знаниями в системе социальной реабилитации лиц с наркотической зависимостью
Опыт зарубежной и отечественной психиатрии и наркологии показывает, что без применения длительных социореабилитационных программ невозможно достичь заметных успехов при лечении наркологических больных [2; 8].
В традиционном профессиональном знании выделяют несколько последовательных этапов общего реабилитационного процесса: восстановительная терапия (медикаментозное и другое лечение,
направленное на восстановление функций); реадаптация (восстановление адаптационных навыков); собственно реабилитация (восстановление индивидуальной и общественной ценности больного). Успешное прохождение данных этапов предопределяет параметры длительности и качества ремиссии - основных индикаторов эффективности комплексной терапии зависимых от психоактивных веществ [3; 8].
Реабилитацию в наркологии рассматривают как систему медицинских, психологических, воспитательных, образовательных, социальных, правовых и трудовых мер, направленных на личностную реадаптацию больных, их ресоциализацию и реинтеграцию в общество при условии отказа от употребления психоактивных веществ [8].
В отношении лиц с наркологическими расстройствами были выделены следующие принципы реабилитации: добровольность, доступность и открытость реабилитационных учреждений, доверительность и партнерство, единство социально-психологических и медико-биологических методов целевого воздействия, многообразие и индивидуализация форм (моделей) реабилитационных мероприятий.
Ресоциализация определяется как изменение знаний ставших неадекватными ценностей, норм и отношений человека в соответствии с новыми социальными предписаниями. Ресоциализация наркозависимых с деформированной системой ценностно-нормативных представлений - трудоемкий и редко приводящий к успеху процесс. Однако, число наркозависимых с четко сформированной антиобщественной системой ценностей незначительно. Большая часть людей с отклоняющимся поведением сохраняет знания и представления об общечеловеческих ценностях и нормах морали, но по разным причинам не может руководствоваться этими нормами в своем поведении, либо оправдывает себя и свои социальные отклонения различными защитными мотивациями. Существует прямая закономерность - чем выше мотивация, основанная на позитивном знании, у больного наркоманией к лечению и реабилитации, тем более качественно пройдет этап его ресоциализации, реинтеграции в общество после завершения лечебно-реабилитационной программы. Она определяется уровнем реабилитационного потенциала [3].
Одним из подходов, определяющих социальные интеракции в качестве основной психокоррекционной техники, является использование психотерапевтических сообществ в процессе лечения и реабилитации больных с зависимостью. При этом могут быть выбраны различные формы: оздоровительный летний лагерь терапевтического сообщества; различные варианты организации самого терапевтиче-
ского сообщества; терапевтические общины; дома самоуправления и самоподдержки; различные общества бывших больных.
Поскольку одним из наиболее значимых факторов, способствующих возвращению к употреблению наркотиков, является аддик-тивное социальное окружение, наиболее эффективны программы, основанные на изоляции больного от прежнего окружения, и помещение его в особые условия. Такие условия и создаются в терапевтических общинах или сообществах. Формирование специфической терапевтической среды на основе формирования специальной системы знаний по овладению социальными нормами поведения без наркотиков и проживание в ней позволяет изменить существующие поведенческие стереотипы и выработать новые, необходимые для адаптации в обычной жизни и повышения антинаркотической устойчивости личности [2].
В групповой психотерапии, в первую очередь, терапевтическом сообществе, имеются особые преимущества, которых, как правило, не хватает при индивидуальной работе с наркозависимыми: рост самосознания на основе новых знаний для каждого из участников лечебно-реабилитационной программы, критический обмен мнениями, откровенность, активность участия в лечебных мероприятиях, активизация утраченных социальных и общественных контактов, т. е. формирование нового социального опыта на основе приобретаемых знаний и опыта.
К задачам реабилитации и последующей ресоциализации наркозависимых лиц относят: помощь в преодолении психической и физической зависимости; восстановление утраченных и развитие редуцированных психических функций; общая переориентировка ценностной системы личности на здоровый образ жизни; развитие коммуникативных и адаптивных навыков поведения [1].
Психологическое здоровье и возможность психических расстройств экзистенциальная терапия связывает, соответственно, с подлинным и неподлинным способом существования. Жить подлинной жизнью, согласно Д. Бьюдженталю, американскому психологу и психотерапевту, одному из основателей экзистенциально гуманистического подхода в психологии и психотерапии, значит полностью осознавать настоящий момент жизни, выбрать, как прожить этот момент, и принять ответственность за свой выбор. В реальности это достаточно сложно, поэтому большую часть жизни люди живут неподлинной жизнью, т. е. склоняются к конформизму, отказываются от риска, связанного с выбором, ответственность за свою жизнь пытаются переложить на других. Поэтому практически все люди в течение жизни постоянно сталкиваются с разными трудностями, проблемами, иногда достигающими степени выраженных расстройств психики, в частности, алкоголизма и наркомании.
Исследуя мотивацию потребления наркотиков, многие авторы обращались к изучению ценностно-смысловой сферы личности ад-диктов.
Так, Э. Фромм говорит о «моральном одиночестве», которое понимается автором как отсутствие связи с общественно значимыми ценностями, социальными стандартами, невозможность обрести смысл существования, что вызывает внутренние противоречия и напряжение.
Большая группа теорий и концепций рассматривает в качестве источника возникновения аддикции противоречия в Я-концепции.
Дж. Келли рассматривал внутренне конфликтную и противоречивую жизненную концепцию как причину снижения адаптационных возможностей, что в свою очередь может способствовать возникновению неврозов, алкоголизма, наркомании и других личностных расстройств.
Согласно В. Франклу [7], приобщение к наркотикам связано с фрустрацией стремления к смыслу.
А. Маслоу [4] оперирует понятиями бытийных и дефицитарных ценностей, говоря о том, что движение к бытийным ценностям: (добра, красоты, жизненности и др.) представляет собой нормальное развитие. Движение личности к дефицитарным ценностям, является результатом фрустрации каких-либо значимых потребностей и представляет собой аномальную (асоциальную) линию развития.
К. Роджерс говорит о несоответствии «я реального» и «я идеального» в структуре Я-концепции как о причине возникновения повышенной тревожности, нарушений психологической адаптации, эмоциональных расстройств, аномального, в том числе аддиктивно-го, поведения.
К употреблению наркотиков приводит фрустрация, одиночество, отчуждение [5]. Наркоман нуждается в том, чтобы чувствовать себя всемогущим, его зависимость - это образ жизни. Только изменение мировоззрения, построенного на освоении личностью нового для него знания о мире, социуме, собственной личности в нём, способно избавить его от зависимости. И на его реформирование и направлены качественные реабилитационные программы.
Таким образом, суть реабилитации наркозависимых заключается в возобновлении процесса прогрессивного развития личности, а ее успешность обусловлена следующими личностными особенностями: гибкостью и динамичностью ценностно-смысловых структур; возможностью совладения с негативными эмоциональными состояниями [6].
Течение реабилитационного процесса при наркотической зависимости имеет сложный динамический характер и включает в себя ряд последовательных этапов: реакция острого психологического дистресса, редукция дистресса и появление первых изменений в
ценностно-смысловой сфере, ресоциализация и появление значимых изменений в ценностно-смысловой сфере и самооценке. Последний этап является наиболее важным и представляет особый интерес как новая для наркозависимых образовательно-воспитательная система овладения не известными ему ранее духовно-нравственными знаниями, понятиями, опытом.
В настоящее время одной из эффективных программ реабилитации наркозависимых является духовно ориентированная социально-образовательная программа, в которой, по мнению И. Ялома [9], реализуются лечебные факторы, характерные для групповой терапии: сплоченность, внушение надежды, обобщение, альтруизм, предоставление информации, множественный перенос знания, межличностное обучение, развитие навыков межличностного общения, имитирующее поведение, катарсис. Все эти факторы присутствуют в духовно ориентированных программах социальной реабилитации наркозависимых лиц, ориентированных на стационарное пребывание.
Список литературы
1. Валентик Ю.В. Реабилитация в наркологии. - М.: Прогрессивные биомедицинские технологии. - 2001. - 36 с.
2. Дудко Т.Н. Пелипас В.Е., Цетлин М.Г., Рыбакова Л.Н. Организационно-методические аспекты реабилитации наркологических больных в Российской Федерации // Современные проблемы наркологии. - М., 2005. - С. 236-256.
3. Дудко Т.Н. Райзман Е.М., Белокрылов И.В. и др. Реабилитация наркологических больных в условиях стационаров: метод. рек. - М., 2006. - 7б с.
4. Маслоу А.Х. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
5. Олпорт Г. Становление личности: избр. тр. - М.: Смысл, 2002. - 461 с.
6. Соловьева Н.А. Динамика личностных особенностей наркозависимых в процессе реабилитации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: Ин-т психологии РАН, 2009. - 24 с.
7. Франкл В.Э. Человек в поисках смысла / пер. с англ. - М.: Про-гресс,1990. - 368 с.
8. Цетлин М.Г., Пелипас В.Е. Реабилитация наркологических больных: концепция, программа. - М.: Анахарсис, 2001. - 48 с.
9. Ялом И. Стационарная групповая психотерапия. - М.: Эксмо, 2011. - 480 с.
В. И. Селезнев
Система управления знаниями в условиях общепрофессиональной начальной подготовки
сотрудника полиции
Необходимость формирования системы управления знаниями обусловлена оперативным реагированием на изменения в образовательной политике, экономической ситуации и требованиями государства и работодателей (заказчиков) к качеству обучения на основе проверенных традиций и эффективных инноваций.