УДК 338.24 М.А. ГРЯЗНОВА
ББК 65.9 аспирант Новокузнецкого филиала-института
Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк
e-mail: [email protected]
З.З. МУЛЛАГАЛЕЕВА
доктор экономических наук, профессор Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк
e-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СТАРОПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА
Предложен многоаспектный подход к определению старопромышленного региона как объекта управления, который основывается на том, что управление развитием старопромышленного региона одновременно должно быть направлено на решение задач инновационного и инерционного развития, а также перехода от инерционного к инновационному развитию. Указано, что реализация данного подхода позволит повысить устойчивость социально-экономической системы старопромышленного региона по отношению к внешним угрозам экономического развития.
Ключевые слова: старопромышленный регион, развитие, управление развитием.
Как известно, в настоящее время в теории и практике регионального управления большое внимание уделяется вопросам управления развитием субъектов Российской Федерации, в том числе старопромышленных регионов. В то же время многие вопросы управления развитием старопромышленных регионов, на наш взгляд, остаются дискуссионными. Так, отсутствует устоявшееся понимание сущности старопромышленного региона как объекта управления, неоднозначна система критериев выделения и свойств старопромышленного региона, рассогласованы цели управления развитием регионов и др. Проблемы теоретического характера приводят к тому, что в практике регионального управления не учитываются специфические особенности рассматриваемых субъектов Федерации. Это, в свою очередь, повышает их уязвимость относительно долгосрочных угроз, влияющих на развитие Российской Федерации (усиление глобальной конкуренции, повышение энергоэффективности и расширение использования альтернативных видов энергии, снижение цен на сырье; формирование новой тех-
нологической базы экономических систем развитых стран и пр.1).
Несмотря на то что в теории регионального управления и на практике широко используется понятие «старопромышленный регион», однозначного определения данного термина нет и сами старопромышленные регионы не однородны: одни начали развиваться раньше, другие — позже; кризисные тенденции в разных старопромышленных регионах возникали в разное время и были основаны на разных факторах (высокая концентрация предприятий ВПК, производств технологического оборудования, сельскохозяйственного машиностроения, приборостроения, легкой промышленности, добывающих отраслей, отраслей первого передела и др.). Поэтому различные исследователи высказывают диаметрально противоположные мнения по вопросу о сущности старопромышленного региона. Одни из них указывают на проблемность таких регионов и низкую их конкурентоспособность как в производстве продукции, так и в привлечении дополнительных ресурсов развития2. Другие, напротив, считают,
© МА. Грязнова, З.З. Муллагалеева, 2009
что старопромышленные регионы имеют высокий потенциал развития3.
Названные противоречия в подходах к определению старопромышленного региона нашли свое отражение и в нормативно-правовых документах. Так, в Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 30 июня 2005 г., указывается на проблемность старопромышленных регионов4. В то же время Типология социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, разработанная Министерством регионального развития Российской Федерации на основе указанной концепции, несмотря на многочисленные проблемы развития старопромышленных
регионов, относит их к опорным регионам страны5. Такие различия в определении старопромышленных регионов как объектов управления предполагают постановку различных целей, выбор различных методов и требуют формирования принципиально различных систем управления.
Авторами данной статьи обобщены наиболее распространенные подходы к трактовке понятия и сущности старопромышленного региона и определены основные задачи управления развитием такого региона в рамках каждого из подходов (табл. 1).
Несмотря на то что представленные в табл. 1 подходы во многом противоречат друг другу, все они могут быть использованы в процессе управления развитием старопромышленного региона (табл. 2).
Таблица 1
Теоретические подходы к определению сущности старопромышленного региона
Группа подходов Сущность подхода Задачи управления развитием региона
Определение старопромышленного региона с точки зрения проблемности6 Несоответствие используемых в регионе ресурсов и технологий современным тенденциям развития мировой экономики Создание условий для привлечения новых технологий в экономику региона
Отсутствие реалистичных и конкурентоспособных проектов развития Разработка конкурентоспособных проектов развития и обеспечение условий для их реализации
Кризисное состояние отраслей специализации, которое является причиной региональной депрессии Поддержка кризисных отраслей специализации и др.
Определение старопромышленного региона как региона с негибкой, «застывшей» социально-экономической структурой7 Формирование социально-экономической структуры региона на разных этапах индустриального развития (конец XIX в.— 1960—70-е гг.) и отсутствие ее серьезных изменений к началу XXI в. Модернизация отраслей специализации региона
Диверсификация отраслевой структуры экономики
Определение старопромышленного региона как опорного региона государства8 Высокий уровень развития региона Повышение эффективности использования накопленного трудового, производственного и научного потенциала
Наличие больших контингентов квалифицированных специалистов и рабочих
Накопленные крупные и дорогостоящие промышленно-производственные фонды
Солидная научно-исследовательская и проектно-конструкторская база
Тип региона Задачи управления развитием Объект управления Характер управления развитием
Старопромышленный регион Повышение эффективности использования накопленного потенциала Отрасли и предприятия специализации региона Управление инерционным развитием
Переходный тип Диверсификация экономики региона Социально-экономическая структура региона Управление переходом от инерционного к инновационному развитию
Регион — локомотив роста Разработка конкурентоспособных проектов развития Предприятия «новой» экономики Управление инновационным развитием
Известия ИГЭА. 2009. № 3 (65)
Таблица 2
Элементы управления развитием старопромышленного региона
Так, рассмотрение старопромышленного региона как опорного региона Российской Федерации предполагает управление преимущественно его инерционным развитием. В этом случае основное внимание следует уделять обеспечению объема сырья и материалов, необходимого для развития экономики России в целом. Управление инерционным развитием старопромышленного региона должно быть направлено на повышение эффективности использования накопленного потенциала, в том числе путем внедрения новых технологий в базовых отраслях экономики. Старопромышленные регионы при этом выполняют обеспечивающие функции, способствуют реализации общегосударственных целей, а основными объектами управления становятся отрасли и предприятия традиционной специализации региона. Именно такой подход к управлению развитием угледобывающих и металлургических старопромышленных регионов Урала и Сибири закреплен в нормативно-правовых документах9. Однако в этом случае собственные цели развития самих старопромышленных регионов (например, создание благоприятных условий для жизни населения) учитываются в недостаточной мере.
Рассмотрение старопромышленного региона как проблемной территории с негибкой социально-экономической структурой, на наш взгляд, предполагает как минимум два подхода к управлению: управление инновационным развитием и управление переходом от инерционного развития старопромышленного региона к инновационному. Управление инновационным развитием должно быть направлено на привлечение в экономику региона высокотехнологичных предприятий, занятых преимущественно производством услуг, на создание необходимой инфраструктуры и благоприятных условий для развития таких видов деятельности. Основным объектом управления становятся предприятия «новой» экономики. Однако в старопромышленных регионах действуют только отдельные высокотехнологичные предприятия сферы услуг. Как правило, они лишь в минимальной степени включены в воспроизводственный процесс и не оказывают существенного влияния на социально-экономические показатели территории. Поэтому и сфера управления
инновационным развитием старопромышленных регионов незначительна.
В связи с изложенным особую значимость приобретает управление переходом от инерционного к инновационному развитию старопромышленного региона. При этом требуется одновременное решение двух задач: во-первых, обеспечить необходимую для развития экономики России ресурсную базу; во-вторых, создать условия для диверсификации экономики старопромышленного региона. Основным направлением диверсификации должно стать развитие отраслей четвертичного (торговля, финансы, страхование, операции с недвижимостью и др.) и пятеричного (здравоохранение, образование, спорт, отдых, культура, экология, наука, информатизация, управление и др.) секторов, что соответствует общемировым тенденциям экономического развития. Это позволит снизить ресурсоемкость производства, повысить гибкость социально-экономической структуры региона, будет способствовать ориентации экономики региона на конечный внутренний спрос и созданию благоприятных условий жизни в регионе. Решение двух указанных задач требует изменения всей социально-экономической структуры старопромышленного региона, разработки и реализации согласованных друг с другом направлений региональной экономической политики (промышленной, отраслевой, структурной, инновационной, социальной и др.), использования самых разнообразных методов управления развитием регионов. Все это свидетельствует о том, что управление переходом от инерционного развития к инновационному является наиболее сложным процессом по сравнению с управлением инерционным или инновационным развитием.
Таким образом, управление развитием старопромышленного региона должно ориентироваться как на реализацию обеспечивающей функции региона в экономике государства в целом, так и на достижение целей развития самих старопромышленных регионов. На взгляд авторов, это возможно только в случае, если управление развитием старопромышленного региона параллельно осуществляется в трех основных направлениях: управление инерционным развитием,
Известия ИГЭА. 2009. № 3 (65)
управление инновационным развитием и управление переходом от инерционного к инновационному развитию. Такой подход будет способствовать повышению устойчивости старопромышленного региона по отношению к внешним угрозам, обеспечит сбалансированное развитие территории и, в конечном итоге, переход региона из группы старопромышленных в группу регионов — локомотивов роста.
Примечания
1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]: утв. Распоряжением Правительства Рос. Федерации от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р. URL: http://www.government.
ru / content / governmentactivity/insiderfgovernment / archive/ 2008/1 1 /25/d487dcfb-f7bc-41e3-ad5e-135086c4016c.htm.
2 Княгинин В.П., Щедровицкий П.Г. Задачи переходного периода [Электронный ресурс]. URL: http://www.csr-nw.ru/content/library; Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учеб. для вузов. 2-е изд. М., 2001. С. 327-330.
3 Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: учеб. М., 2003. С. 74.
4 URL: http://www.minregion.ru/ WorkItems/ NewsItem.aspx?NewsID=491.
5 URL: http://www.minregion.ru/OpenFile.ashx/ Download?AttachID=813.
6 Княгинин В.П., Щедровицкий П.Г. Указ. соч.
7 Гранберг А.Г. Указ. соч.
8 Кистанов В.В., Копылов Н.В. Указ. соч.
9 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.
УДК 338.439.(571.54) Д.Г. ОЛОВЯННИКОВ
ББК 65.9(2)421.51 аспирант Восточно-Сибирского государственного
технологического университета, г. Улан-Удэ
e-mail: [email protected]
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Исследуются проблемы региональной продовольственной безопасности. Указывается, что данная тема не теряет актуальности для нашей страны, и особое значение она приобретает в условиях мирового экономического кризиса. Предлагается методика оценки региональной продовольственной безопасности и выявления определяющих ее факторов.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, оценка факторов продовольственной безопасности, продовольственный рынок, развитие экономики.
В последнее время весьма актуальной для России стала проблема продовольственной безопасности. Нестабильная экономическая ситуация в мире может привести к сокращению поставок продовольствия из стран-экспортеров. В особенности это относится к США, экономика которых сейчас находится в стадии глобального экономического кризиса. В этих условиях торговля продовольствием может оказаться уже в ближайшее время мощным рычагом давления на страны, импортирующие продукты питания. В связи с перспективой вступления России во Всемирную торговую организацию, ожидаемой дальнейшей либерализацией внешней
торговли и усилением протекционизма в отношении сельских товаропроизводителей положение с продовольственной независимостью России может существенно усугубиться. Все это определяет актуальность исследования рассматриваемой проблемы.
Проблема обеспечения продовольственной безопасности страны объективно должна решаться не только на национальном, но и на региональном уровне, что обусловлено значительными различиями между производством продовольствия и потребностью в нем на российской территории, отличающейся разнообразием природно-климатических условий, неравномерностью развития
© Д.Г. Оловянников, 2009