несовмещенных пиковых нагрузок, а так же от 7 млрд до 10 млрд руб. оседает в сбытовых компаниях за счет снижения платы за мощность при неплановой остановке генерирующего оборудования. Эти средства во многих случаях не транслируются потребителем. При этом текущее количество сбытовых компаний и гарантирующих поставщиков составляет около 5000 предприятий. В связи с чем, полностью потерян контроль регионов за их деятельностью. В действительности по экспертным оценкам необходимы не более 500 компаний, в противном случае губернаторы, ответственные за ограничение цен на электроэнергию, не будут иметь рычагов для их контроля.
Текущие проблемы электроэнергетики приводят к тому, что принятую инвестиционную программу невозможно реализовать. Это связано еще и с тем, что имеющиеся финансовые, проектные и строительно-монтажные ресурсы достаточны для выполнения только половины задуманного, а политическое решение об увеличении доли атомной энергетики с 16 до 25 % до 2030 г. не имеет четкого обоснования, так как строительство новых АЭС не только существенно дороже строительства ТЭС, но и неэффективно.
Список литературы:
1. Рейтинги энергокомпаний по техническому состоянию оборудования ТЭС // Журнал «ЭнергоРынок». - 2010. - № 3 - С. 14-18.
2. Доклад «Исследование российской энергетической отрасли» ЕБРР, AF Consult - Семинар «Реконструкция и повышение энергоэффективности ТЭС в РФ». - М., 2009.
3. Электроэнергетика России. Мифы и реальность.// Журнал «ЭнергоРынок». - 2011. - № 5 (88). - С. 9-19.
4. Энергетика в России: взгляд в будущее. Обосновывающие материалы к энергетической стратегии России на период до 2030 г. - М., 2010.
5. Российский статистический ежегодник. Официальное издание 2010 г. / Федеральная служба государственной статистики, 2010: Стат. сб. / Росстат. -М., 2010 - 813 с.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ СТРУКТУРАМИ, ХОЛДИНГАМИ
© Ивановская Е.А.*
Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск
В свете развития процесса концентрации акционерного капитала, объединения предприятий и реорганизация существующих бизнес-групп появляется тенденция к увеличению интереса и потребности управления корпоративными структурами.
* Аспирант кафедры «Финансы и бухгалтерский учет».
Углубившись в историю корпоративного управления видим, что в начале 30-х годов с расширением сферы своей деятельности им пришлось передавать исполнительные функции другим лицам. Наемным исполнителям высшего звена доверили право принятия решений не только по текущим, но и по стратегическим вопросам. Как только это произошло, стал очевиден конфликт интересов управленцев и акционеров. Акционерам был нужен рост капитализации, а топ-менеджерам - солидный статус, высокая зарплата и бонусы [3]. История корпоративного управления - история противостояния интересов этих основных сторон. Из этого следует, что необходимость корпоративного управления обусловлена тем, что бизнес как собственность принадлежит собственникам, а права управления этим имуществом делегированы определенным лицам (совету директоров и менеджменту), что порождает асимметрию информации и связанные с ней издержки, выражающиеся в действиях менеджмента, не направленных на удовлетворение интересов собственников. Но до сих пор для многих корпоративное управление остается загадочным явлением, остается целый ряд вопросов, уточнение которых необходимо для понимания его необходимости и сути.
Рассмотрим особенности корпоративного управления. Корпоративное управление определяется как «правовое регулирование деятельности добровольных объединений физических и юридических лиц (корпораций, акционерных обществ), связанных между собой обязательствами по созданию хозяйственного предприятия и организации его деятельности» [2]. Так же нельзя не отметить, что говоря о корпоративном управлении, мы понимаем его как взаимоотношение между основными участниками, собственником предприятия и исполнительным органом, лицом управляющим данным предприятием. Таким образом, корпоративное управление можно понимать как, система взаимоотношений между менеджерами компании и их владельцами по вопросам обеспечения эффективности деятельности компании и защите интересов владельцев, а также других заинтересованных сторон, а так же совокупность экономических и административных механизмов, с помощью которых реализуются права акционерной собственности и формируется структура корпоративного контроля.
Одной из основных проблем корпоративного управления является соблюдение баланса интересов всех заинтересованных групп: акционеров, менеджеров и рядовых работников компании, органов государственного управления и кредиторов.
Чтобы система корпоративного управления давала определенный коэффициент эффективности, она должна обладать следующими механизмами:
- формализация отношений между участниками корпоративного управления путем принятия регламентирующих документов, разработки формальных процедур и т.п.;
- представительство в совете директоров всех групп акционеров;
- жесткая подотчетность менеджмента совету директоров, а совета директоров - собранию акционеров;
- решение всех важных вопросов, выходящих за рамки текущего управления, на заседаниях совета директоров или собраниях акционеров;
- избегание конфликтов интересов и отношений аффилированности (например, когда менеджмент аффилирован с крупным акционером);
- исключение зависимости директоров от менеджмента [1]. Управления корпоративными структурами в общем строится по схемам:
1. Собственники - наемные управленцы.
2. Собственники - инвесторы.
3. Собственники - служащие, наемные управленцы - служащие.
4. Правительство - собственники.
5. Правительство - наемные управленцы.
6. Наемные управленцы - поставщики.
7. Наемные управленцы - оптовые покупатели.
8. Наемные управленцы - общественность.
Принимая во внимания вышеуказанные схемы управления корпоративными структурами рассмотрим теоретические аспекты корпоративного управления холдингами в табл. 1 [4].
Таблица 1
Анализ корпоративного управления холдингом
Способ корпоративного управления холдингом Характеристика Преимущества / недостатки
Владение контрольного пакета акций (избрание представителей в составе совета директоров, назначение единоличного исполнителя) - представители (члены совета) не имеют формальной обязанности голосовать, но так как они выдвинуты основным обществом, вероятность их программируемого поведения высока; - у директора дочернего общества сокращенный объем полномочий; - наиболее значимые перестановки только с разрешения совета директоров; - решения совета холдинга, который управляет не юридическим лицом, а группой организаций, не являющейся юридическим лицом, носят рекомендательный для каждого участника холдинга характер; - решения совета холдинга реализовы-ваются посредством последующего принятия решений полномочными органами управления хозяйственных обществ, входящих в состав холдинга. Недостатки: - личное отношение конкретных физических лиц к тому или иному решению; - проблема доверия; - не предполагает наличия оперативного механизма привлечения к ответственности и замены лиц, выполняющих функции органов подконтрольных предприятий.
Заключение между основным и дочерним обществом договора - модель наиболее эффективна с точки зрения рационализации налогообложения участников холдинга; - расходы по договору включаются в состав цены товаров, работ и услуг; - договор заключается на оказание управленческих и консультационных услуг в определенной сфере, лицензионные договор, договор на сбыт. Преимущества: - рационализация налогообложения участников холдинга; - является документов регулирующим внутренние взаимоотношения в ситуации абсолютного отсутствия законодательных актов, регулирующих вопросы внутрихолдинговых взаимоотношений.
Продолжение табл. 1
Способ корпоративного управления холдингом Характеристика Преимущества / недостатки
Избрание представителя в составе ревизионной комиссии дочернего общества - расширение контрольно-ревизионных проверок, перечень направлений которых определяется спецификой деятельности участников холдинга; - основное общество вправе в любое время потребовать проведения независимой аудиторской проверки дочернего общества. Преимущества: - деятельность дочернего общество постоянно основное общество постоянно.
Институт управляющей организации, действующей как единоличный исполнительный орган - института управляющей организации, действующей как единоличный исполнительный орган; - основное общество вправе в любой момент потребовать проведения независимой аудиторской проверки деятельности дочернего общества; - сосредоточение в руках основного общества функций как стратегического руководства через общее собрание акционеров и совет директоров, так и текущего управления Преимущества: - возможность обеспечить текущий контроль и оперативное управление деятельностью дочерних обществ через механизмы непосредственного административного воздействия; - более сильное влияние основного общества на единоличные исполнительные органы и топ-менеджмент дочернего; - возможность дочерних обществ отнести расходы по управлению для оплаты услуг управляющей организации к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль.
Обязательные указания как способ воздействия (единый документ) - устанавливают общий порядок корпоративного взаимодействия с ДЗО по любому вопросу холдинга, например: порядок взаимодействия с хозяйственными обществами, акциями (долями) которых владеет холдинг или ДЗО, и организациями, в которых участвует ДЗО; Недостатки: - основное акционерное общество можно привлечь к солидарной ответственности по сделкам, заключенным дочерним обществом во исполнение обязательных указаний основного, если это основное общество: имеет право давать указания дочернему и это право давать указания предусмотрено в договоре между основным и дочерним или в уставе дочернего общества;
Основным экономическим эффектом от внедрения эффективной системы корпоративного управления является снижение инвестиционного риска, и как следствие, повышение стоимости компании, а также повышение эффективности стратегических решений, выражающееся в опережающем росте акционерной стоимости по сравнению со среднеотраслевыми темпами.
За последнее время среди основных достижений в корпоративном управлении можно выделить развитие таких элементов как:
- повышение общего уровня транспарентности;
- повышение уровня вознаграждения совета директоров и членов исполнительных органов;
- появление независимых директоров в совете директоров, в т.ч. иностранцев.
Нельзя забывать, что с изменением времени изменяется, и само корпоративное управление и в свою очередь сталкивается с определенными проблемами, которые необходимо разрешать сразу по мере их появления.
Список литературы:
1. Евстегнеева Н.Н. «Нормальное» функционирование системы корпоративного управления в холдинге / Н.Н. Евстегнеева // Журн. Экономика железных дорог. - 2011. - №4. - С. 51-53.
2. Кушлина В.И. Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. Государственное регулирование экономических процессов / Под общ. ред. В.И. Кушлина, В.П. Чичканова. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С. 263.
3. Корпоративное управление: история и практика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fcsm.ru/ru/legislation/corp_management_study.
4. Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление / И.С. Шиткин. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 648 с.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В АПК РЕГИОНА
© Исламиев Р.Р.*
Филиал Российского государственного университета туризма и сервиса,
г. Пермь
В статье рассматриваются особенности создания и функционирования потребительской кооперации в регионе.
Одно из ведущих мест в экономике регионов занимает агропромышленный сектор, устойчивое функционирование которого в большей степени определяет не только экономическое положение регионов, но и продовольственную безопасность страны. В решение этих важных проблем достойный вклад вносит и потребительская кооперация. Она как многоотраслевая система, осуществляющая торговую, производственную и заготовительную деятельность, позволяет решать одну из слабо разработанных проблем в агропромышленном комплексе - внедрять замкнутый цикл деятельности предприятий и организаций: производство сельскохозяйственной продукции -переработка - реализация. Такой «цикл» во многом обеспечивает высокое качество и сохранение потребительских свойств производимой продукции.
В условиях формирования аграрного рынка процесс кооперации в России носит характер отдельных попыток кооперационных связей между производителями и потребителями продукции. В ходе организационно-экономических преобразований последних лет интересы основных участников - сельхозтоваропроизводителей - в большей мере были ущемлены из-за осново-
* Доцент кафедры Менеджмента и прикладных информационных технологий, кандидат экономических наук.