Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/155EVN315.pdf DOI: 10.15862/155EVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/155EVN315)
УДК 338.1
Яськова Наталья Юрьевна
ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет»
Россия, Москва1
Профессор кафедры «Экономики и управления в строительстве»
Доктор экономических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=490267
Теоретические аспекты синхронизации экономических интересов субъектов хозяйствования в условиях максимизации их потенциала
1 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26
Аннотация. В статье исследуются возможные решения проблем сочетания экономических интересов, как основополагающее условие обеспечения устойчивого развития национальной экономики. В результате декомпозиции процесса согласования экономических интересов методический инструментарий подразделяется на методы ресурсной, проектной и субъектной синхронизации. Они реализуются в формирующем, обеспечивающем и поддерживающем формате использования форсайт-технологий развития. Практическое осуществление процесса синхронизации базируется на учете приоритетов развития национальной экономики, детерминации ее целей и критериев оценки результатов согласования экономических интересов. В принятом контексте предлагается подход к оценке трансформаций ресурсного обеспечения развития, проектного пула развития, а также бизнеса субъектов развития. Декомпозиция востребованного управленческого инструментария форматирует методы синхронизации. Они подразделяются на общие: экономические, социальные, организационные, правовые, информационные, а также специфические методы, различающиеся по характеру воздействия, финансирования, формата, исполнения и субъекта. Рассмотренные взаимосвязи различных методов позволяют выстраивать систему мер согласования и синхронизации экономических интересов, обеспечивая развитие национальной экономики.
Ключевые слова: модернизация; устойчивое развитие; инвестиционный цикл; инновации; технологические тренды; экологические стандарты; кризисы; движущие факторы развития; протекционизм.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Яськова Н.Ю. Теоретические аспекты синхронизации экономических интересов субъектов хозяйствования в условиях максимизации их потенциала // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/155EVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/155EVN315
Ни одна национальная экономика в мире не способна развиваться в условиях конфликта экономических интересов. Их согласование в условиях рынка и множества взаимодействующих предприятий может осуществляться стихийно или регулироваться. Перевод процесса согласования экономических интересов в управляемый режим по всем уровням иерархии управления составляет предметную область системных исследований в самых различных сферах и отраслях национальной экономики [3,6].
Исследование существующих подходов позволило уточнить понимание экономической сущности процессов согласования интересов. Она заключается в синхронизации основных параметров деятельности субъектов хозяйствования. При этом на практике проявляются три основных аспекта синхронизации:
1) ресурсная синхронизация, направленная на согласование экономических интересов ресурсопотребления;
2) проектная (объектная) синхронизация, направленная на согласование интересов участников проектов и их пулов;
3) субъектная синхронизация, направленная на достижение точки консенсуса экономических интересов субъектов хозяйствования.
Процессная характеристика синхронизации деятельности хозяйственных субъектов базируется на таких основополагающих процессах, как:
1) проектное реинвестирование, отражающее капитализацию проектных пулов развития национальной экономики. Проектное реинвестирование позволяет ускорять процессы ее трансформации. При этом, как было доказано в исследованиях [4,5,6] ускорение указанных процессов напрямую влияет на увеличение продолжительности фазы роста циклического развития. В то же время этот процесс обеспечивает в целом восходящий характер цикла развития национальной экономики.
2) организационно-технологическое реинвестирование, являющееся необходимым элементом инновационного развития национальной экономики. Организационные новации становятся чрезвычайно востребованными. Речь идет не только об организации строительства или эксплуатации недвижимости, но и об организации всех предпроектных и прединвестиционных процессов, организации партнерского взаимодействия, в том числе конкурсного размещения заказов на поставки, работы и услуги. Технологии устойчивого развития в широком смысле синтезируют технологии производства, финансирования, информатизации, маркетинга, экспертизы и многое другое. Их отличие и одновременно имманентный признак в восходящих циклах развития заключается в соблюдении требования эффективности.
Осуществление процесса синхронизации экономических интересов базируется на учете приоритетов развития национальной экономики и нуждается в первую очередь в детерминации целей и критериев синхронизации. Первичный критерий касается оптимизации объема потребляемых ресурсов. Это в первую очередь оптимизация материальных затрат, что позволяет повысить ликвидность выпускаемой продукции и оказываемых услуг за счет снижения цен. Тем не менее, целевая направленность роста ликвидности продукции выражается в максимизации коэффициента капитализации ее стоимости. Что касается капитализации бизнеса важно понимать, что на этапе детерминации общих и частных целей субъекты городского развития должны осознавать свое место и соответственно интерес в общих процессах национальной экономики. Координатором процессов согласования в этом случае выступают органы государственной власти. Для этого они, выступая в форме субъектов синхронизации и задавая цели и приоритеты развития, тем не менее, должны их предварительно согласовывать с участниками. Согласование позволяет координировать усилия и регулировать степень участия субъектов хозяйствования. В целях
регулирования могут быть задействованы методы поощрения, принуждения и др. В любом случае они могут быть реализованы с помощью инструментария стоимостного подхода. Именно он позволяет придать измеримый характер критериальным показателям.
Основываясь на вышесказанном, формализуем процесс синхронизации. Осуществление преобразований с целью синхронизации предлагается представить, как трансформацию ресурсного обеспечения, проектного пула, хозяйственного субъекта из исходного состояния в желаемое. То есть как совокупность управляющих воздействий, позволяющих расширять потенциал развития.
Основным фактором возрастания стоимости субъектов, также как кластер-портфеля, является наиболее полное использование их потенциала развития и соответственно максимально полная реализация возможностей их капитализации. Что касается субъектов бизнеса отметим, что его приоритеты далеко не всегда совпадают с приоритетами развития национальной экономики. На практике возможен взрывной рост стоимости бизнеса какой-либо компании или ускоренное развитие некого продукта. Это приводит к противоречию экономических интересов и диспропорциям развития, что в целом требует усилий по приведению их во взаимное соответствие.
Практика показала, что прирост стоимости бизнеса является прямым следствием целесообразной, последовательной и безусловно эффективной деятельности в соответствии с экономическими интересами ее осуществления. При этом они могут носить доминирующий характер, оттягивая на себя непропорционально большие объемы ресурсов развития. Так происходит зачастую в тех случаях, когда субъект хозяйствования аффилирован с административным ресурсом [1], что позволяет ему не согласовывать свои действия с экономическими интересами контрагентов. В этом случае рано или поздно возникают противоречия или конфликт интересов, при котором коэффициент капитализации стремится к нулю, а прирост стоимости бизнеса резко снижается, уменьшая потенциал и возможности развития искомого субъекта. Предупреждение такого рода ситуации требует реализации мер по синхронизации деятельности. В результате достигается такое состояние субъекта, которое удовлетворяет условиям пропорционального развития. При этом синхронизация процессов предполагает приведение в соответствие внутренних целей и экономических интересов субъектов хозяйствования (саморазвивающихся систем) с целями, задаваемыми на уровне комплексных форсайт-программ развития национальной экономики.
Взаимосогласованная консолидация целей и ресурсов развития, оптимизация кластер-портфелей и капитализация бизнеса составляют суть современных процессов синхронизации деятельности в направлении согласования экономических интересов. Таким образом, сущность целевой направленности в организации проектно ориентированной деятельности участников в диапазоне, близком к точке консенсуса их экономических интересов.
В науке и практике выработано множество критериев декомпозиции управленческого инструментария [2]. Общепринято методы делить на общие, отражающие характер воздействия. К ним могут быть отнесены: экономические, социальные, организационные, правовые и информационные методы.
Кроме общих в теории и на практике выделяют специфические методы, учитывающие особенности процессов, на которые направлено воздействие.
Процесс синхронизации характеризуется следующими специфическими чертами:
1) стратегической направленностью, позволяющей задать мерам синхронизации единые требования сквозного по отношению к этапам реализации характера;
2) тесной связью не только с приоритетами развития системы более высокого уровня, но и с уровнями бюджетной системы;
3) разнообразием организационных форматов;
4) сочетанием в объекте воздействия специализированных и диверсифицированных хозяйственных субъектов, создающим различные форматы интеграционных процессов;
5) симметричным использованием мер давления и мер рекомендательного характера, поощрения и наказания и др., что поддерживает процессы реализации в рабочем режиме.
Учет указанных особенностей повлияет на финансовый инструментарий синхронизации, приведенный в классификаторе методов синхронизации (табл. 1).
Как следует из классификатора стратегические и оперативные методы синхронизации, дотируемые из бюджета и долевые, фондовые и консорциальные, обязательные и рекомендательные, специализированные и унифицированные методы могут носить экономически, социально, организационно, информационно и нормативно направленный характер.
В то же время экономические меры синхронизации могут воздействовать непосредственно, т.е. быть прямыми, а могут косвенным образом влиять на процессы. Например, налоговые льготы малому бизнесу не прямо, но косвенно снижают стоимость ремонтных работ или благоустройства, а также в других сферах рынка недвижимости, где в наибольшей степени занят малый бизнес.
Иной является природа воздействия социальных мер, синхронизирующих деятельность хозяйственных субъектов. Их влияние проявляется в усилении или ослаблении мотивации деятельности, в конечном счете, усиливающей или ослабляющей деловую активность.
Табл. 1
Классификатор методов синхронизации деятельности субъектов городского развития
Экономические (М1) Социальные (Мг) Организационные (Мз) Правовые (М4) Информационные (М5)
Методы синхронизации кш Прямые Косвенные Поощритель- Принудитель- Штабные Доброволь- Констагацион- Мотивацион- Массовые Индивидуаль-
(М у) (Мп) (М12) ные (М21) ные (М22) (Мз1) ные (М32) ные (М41) ные (М42) (М51) ные (М52)
Характер Стратегические и (М ) п М„ и М,2 11 М21 и 22 и Мз, и М32 и М4, и М42 11 М51 и М52
воздействия (м1) Оперативные 12 (М ) 12 М„ 12 М12 12 М21 12 М22 12 Мз, 12 42 12 М41 12 М42 12 М51 12 М52
Характер финансирования (м2) Дотируемые 21 (М ) 21 М„ 21 М12 21 М2, 21 22 21 Мз, 21 М32 21 М41 21 М42 21 М51 21 М52
Долевые 22 (М ) 22 М„ 22 М12 22 М2, 22 22 22 Мз, 22 М32 22 М4, 22 М42 22 М51 22 М52
Характер формата (м3) Фондовые 31 (М ) 31 М„ 31 М12 31 М2! 31 М22 31 Мз, 31 М32 31 М4, 31 М42 31 М51 31 М52
Консорциальные 32 (М ) 32 М„ 32 М12 32 М21 32 М22 32 Мз, 32 32 М4, 32 М42 32 М51 32 М52
Характер Обязательные 41 (М ) 41 М„ 41 М12 41 М2, 41 22 41 Мз, 41 М32 41 М4, 41 М42 41 М51 41 М52
исполнения (м4) Рекомендатель- 42 ные (М ) 42 М„ 42 М12 42 М2, 42 М22 42 М3! 42 42 М4, 42 М42 42 М51 42 М52
Характер субъекта (М5) Специализиро- 51 ванные (М ) 51 М„ 51 М12 51 М21 51 22 51 Мз, 51 М32 51 М4, 51 М42 51 М51 51 М52
Унифицирован- 52 ные (М ) 52 М„ 52 М12 52 М21 52 М22 52 Мз, 52 М32 52 М41 52 М42 52 М51 52 М52
http://naukovedenie.ru 155БУ№15
К социальным методам синхронизации деятельности могут быть отнесены меры включения в списки соискателей престижных премий и грантов. Социальные меры принуждения: бойкот нарушителям экологического равновесия или предприятиям, использующим вредные для здоровья строительные материалы и др.
Организационные меры синхронизации, подразделяясь на штабные, жестко координирующие, централизованно реализуемые и иерархически отстроенные, и добровольные с высокой степенью свободы, придают процессам синхронизации взаимосогласованный характер. При этом штабные меры наиболее востребованы в оперативном формате деятельности, совершенно незаменимы в условиях бюджетного финансирования в тех сферах, где степень ответственности и контроля деятельности особенно важны. Также штабные меры присущи форматам деятельности со свойственными им исполнительными механизмами обязательного типа. Добровольные методы синхронизации применяются, как правило, в проектных форматах организации новых направлений деятельности.
Правовые методы, будучи по своей природе обязательными к исполнению, различаются по целевой направленности на констатационные, утверждающие режимные параметры функционирования, и мотивационные, дающие выбор и побуждающие к действию. Последние выступают на практике в форме льгот, субсидий, налоговых освобождений и др. При рекомендательном характере исполнения используются в основном мотивационные правовые методы. В то же время констатационные методы во всех случаях задают правила и условия деятельности.
Современным условиям развития национальной экономики все чаще присущ соответствующий приоритетам развития информационный фон. Значение СМИ в современных форматах формирования устойчивых тенденций развития усиливается и, безусловно, влияет на деловую активность участников. Исследуя информационные процессы невозможно не отметить их синхронизирующего значения. При этом во всех случаях используются и массовые информационные технологии, и индивидуальные методы синхронизации деятельности. Индивидуальные информационные методы синхронизации, нацеленные на более полное раскрытие информации о программах и проектах, также повсеместно востребованы.
Использование разработанного классификатора позволяет синтезировать, а, следовательно, активизировать преимущества общих и специфических методов, подбирая их и приводя в соответствие с целевой направленностью воздействия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каменецкий М.И., Яськова Н.Ю. Административный ресурс как фактор развития административной системы государства // Проблемы прогнозирования. - 2015. - №2. - с. 124-131.
2. Разу М.Л. Управление проектом. Основы проектного управления: учебник. - М., Кронус, 2006. - 768 с.
3. Сарченко В.И. Стратегические подходы к модернизации стандартов качества жилья // Недвижимость: экономика, управление. - 2014. - №3-4. - с. 70-73.
4. Силка Д.Н. Принципы государственного управления циклами деловой активности в строительстве. Министерство образования и науки Росс. Федерации, ФГБОУ ВПО «МГСУ». - Москва: МГСУ, 2012.
5. Яськова Н.Ю., Силка Д.Н. Новый вектор адекватных форматов управления деловой активностью инвестиционно-строительной сферы // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2012. - №11. - с. 280-283.
6. Яськова Н.Ю., Силка Д.Н. Управление инвестиционно-строительной деятельностью в циклической динамике. - М., МГСУ, 2011.
Рецензент: Дидковская Ольга Всеволодовна, доктор экономических наук, заведующая кафедрой «Стоимостного инжиниринга и технической экспертизы зданий и сооружений» ФГБОУ ВПО «СГАСУ».
Yas'kova Natal'ya Yur'evna
Moscow State University of Civil Engineering
Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Theoretical aspects of synchronization of economic interests of economic entities in terms of maximizing their potential
Abstract. The article examines the possible solutions to the problems of combining economic interests as an essential condition for sustainable development of the national economy. As a result of the decomposition of economic interests harmonization process the methodical toolkit is divided into methods of resource, project and subject synchronization. They are implemented in the forming, maintaining and supporting format of using Foresight-technology of development. The practical implementation of the synchronization process is based on the consideration of the national economy priorities, determination of its goals and of evaluation criteria of the results of economic interests coordination. It is proposed in the adopted context the approach to assessing the transformations of resources maintenance of development, of project pool of development, as well as of business of the development subjects. Decomposition of the management tools in demand formats the synchronization methods. They are divided into general: economic, social, organizational, legal, informational, as well as specific methods differ in the character of impact, financing, format, performance and subject. Considered relationship of various methods allows to build up the system of means of coordination and synchronization of the economic interests which leads to ensuring the development of the national economy.
Keywords: modernization; sustainable development; investment cycles; innovations; technological mode; eco standards; crises; development driving factor; protectionism.
REFERENCES
1. Kamenetskiy M.I., Yas'kova N.Yu. Administrativnyy resurs kak faktor razvitiya administrativnoy sistemy gosudarstva // Problemy prognozirovaniya. - 2015. - №2. -s. 124-131.
2. Razu M.L. Upravlenie proektom. Osnovy proektnogo upravleniya: uchebnik. - M., Kronus, 2006. - 768 s.
3. Sarchenko V.I. Strategicheskie podkhody k modernizatsii standartov kachestva zhil'ya // Nedvizhimost': ekonomika, upravlenie. - 2014. - №3-4. - s. 70-73.
4. Silka D.N. Printsipy gosudarstvennogo upravleniya tsiklami delovoy aktivnosti v stroitel'stve. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Ross. Federatsii, FGBOU VPO «MGSU». - Moskva: MGSU, 2012.
5. Yas'kova N.Yu., Silka D.N. Novyy vektor adekvatnykh formatov upravleniya delovoy aktivnost'yu investitsionno-stroitel'noy sfery // Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. - 2012. - №11. - s. 280-283.
6. Yas'kova N.Yu., Silka D.N. Upravlenie investitsionno-stroitel'noy deyatel'nost'yu v tsiklicheskoy dinamike. - M., MGSU, 2011.