УДК 372.8:82
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ
© 2009 С.Н.Полькина
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета
Статья поступила в редакцию 27.07.2009
Раскрываются психолого-педагогические, методические аспекты проблемы развития универсальных учебных действий учащихся в процессе изучения литературы в школе. Предлагаются интерпретации понятий «универсальные учебные действия», «читательская деятельность», «читательские умения». Рассматриваются некоторые средства развития универсальных действий во взаимосвязи с читательскими умениями.
Ключевые слова: теория деятельности, учебная деятельность, читательская деятельность, универсальные учебные действия, читательские умения.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Приоритетной целью обучения в школе рассматривается формирование у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также способности к развитию и саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В современной концепции образования обосновывается необходимость формирования универсальных учебных действий в контексте усвоения разных предметных дисциплин, в том числе в процессе изучения литературы в школе. Накопленный в методике преподавания литературы обширный и содержательный материал о разностороннем воспитании и гармоничном развитии личности в процессе школьного литературного образования может быть использован при разработке современных программ и методик развития универсальных учебных действий.
Под универсальными учебными действиями (УУД) в проекте Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования понимается «совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса»1. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «надпредметные» и «метапредметные» умения, «общеучебные умения», «универсальные умения», «общие способы деятельности».
Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития личности; обеспечивают успешное усвоение зна-
Полькина Светлана Николаевна, доцент кафедры дидактики и частных методик. E-mail: swetlana_polkina@mail. ru
1 (Стандарты второго поколения) Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: Проект Рос. акад. образования / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. - М.: 2008. - С.18.
ний, умений и навыков и формирование компетент-ностей в любой предметной области; создают условия для подготовки обучающихся к решению жизненных задач. Предполагается, что формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе должно будет осуществляться в контексте усвоения разных предметных дисциплин, в том числе в процессе изучения литературы в школе. В связи с этим требования к формированию УУД должны найти отражение в планируемых целях и результатах освоения программ по литературе для каждой ступени образования; отбор и структурирование содержания литературного образования должны обеспечивать формирование различных видов универсальных учебных действий.
В предмете «Литература» в качестве универсальных могут быть выделены читательские умения, своеобразие которых состоит в том, что они являются не только предметными (специальными), но и универсальными общеучебными, которые обеспечивают возможность успешного усвоения новых знаний, умений в различных предметных областях. Таким образом, деятельность учащихся в процессе изучения литературы направляется на формирование у них специальных предметных действий и обобщенных действий учебной деятельности.
Формирование читательских умений осуществляется в процессе читательской деятельности, которая как один из видов речевой деятельности соотносится с общей структурой деятельности. В связи с этим одним из теоретических оснований проблемы формирования универсальных учебных действий во взаимосвязи с читательскими умениями является теория деятельности, в развитие которой существенный вклад внесла школа А.Н.Леонтьева. Теория деятельности А.Н.Ле-онтьева дает представление об обучении как активном деятельностном процессе, определяющем развитие сознания и осуществляющемся в условиях общения с другими людьми. В связи с тем, что деятельность осуществляет индивид в условиях открытой коллективности, ее нельзя рассматривать вне общественных отношений: «... деятельность че-
ловеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует»2. А.Н.Леонтьев предостерегает от понимания деятельности человека как отношения противопоставленности человека обществу. Человек в обществе не только вынужден приноравливаться к внешним условиям, но и само общество порождает деятельность образующих его индивидов. Конституирующей характеристикой деятельности является предметность, при этом предмет выступает как в независимом существовании, преобразующем деятельность субъекта, так и в починенном как результат его деятельности. Более того, именно предмет определяет отличие одной деятельности от другой. По предложенной А.Н.Леонтьевым терминологии «предмет деятельности есть ее действительный мотив»3, без которого деятельности не бывает. Наряду с мотивом в качестве составляющих деятельности ученый выделяет цель, действия как «процесс, подчиненный цели»4, и операции «как способы осуществления действия»5. Анализ движения деятельности позволил ввести понятие о личности как момента деятельности, что способствовало открытию деятельности «в своей действительной полноте, в качестве объемлющей оба полюса - и полюс объекта, и полюс субъекта»6. Субъект активен, он вступает в практические контакты с предметным миром, ему открывается «картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния»7. Психологический анализ движения деятельности позволил сделать вывод о том, что в процессе деятельности изменяется сознание субъекта, что приводит к необходимости ввести понятие личности и поставить задачу ее изучения как одну из самых сложных проблем.
Особое внимание было уделено изучению влияния деятельности на развитие ребенка. Подчеркивалось, что формирование и развитие отдельных психических процессов происходят в ходе деятельности ребенка, складывающейся в данных конкретных условиях его жизни. Выделенные качественно своеобразные стадии в психологическом развитии ребенка характеризуются определенной ведущей деятельностью, которая определяет «... главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его разви-тия8. В качестве ведущих были названы следующие типы деятельности: «овладение непосредственной окружающей ребенка действительностью, игра, систематическое учение в школе, специальная подгото-
2 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. -М.: 1977. - С.84.
3 Там же. - С.102.
4 Там же. - С.103.
5 Там же. - С.107.
6 Там же. - С.159.
7 Там же. - С.125.
8 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2
т. - М.: 1983. - Т.1. - С. 286.
вительная или трудовая деятельность»9. Основные положения учения о деятельности А.Н.Ле-онтьева отразились в педагогической психологии, в которой ребенок изучается не только как субъект внешних воздействий, но прежде всего как субъект развития. Признание собственной деятельности ребенка в качестве основной силы, движущей его развитием, позволяет сделать акцент на изучении соотношения обучения и развития. А.Н.Леонтьевым утверждалось понимание того, что в процессе обучения происходит изменение самого сознания учащегося. перестраивается и развивается вся его психическая деятель-10 п
ность...» . С психологическим понятием деятельно -сти, разработанным А.Н.Леонтьевым и его последователями, тесно связано понятие учебной деятельности, разработанное исследовательским коллективом Эльконина-Давыдова.
В контексте концепции теории деятельности было сделан вывод о том, что развивающее обучение должно быть направлено на формирование у субъекта учебной деятельности таких психологических качеств, как сознательность, самостоятельность, ответственность, инициативность, способность к самопознанию и рефлексии. Участие ребенка в качестве активного субъекта обучения является основой его развития. Уже в начальной школе для развития у учащихся сознания и теоретического мышления содержанием обучения должно стать усвоение теоретических знаний (а не эмпирических), для усвоения которых у ребенка есть процессы памяти и мышления, сложившиеся у него до обучения в школе. В структуре учебной деятельности были выделены следующие взаимосвязанные компоненты: 1) познавательные мотивы, 2) учебная задача, 3) учебные действия, 4) действие контроля, 5) действие оценки.
Развитие теории учебной деятельности позволило разработать теоретические аспекты и механизмы организации различных видов деятельности учащихся в рамках школьного обучения, в частности сформировать систему формирования читательской деятельности школьников. Понятие читательская деятельность относительно новое, определение его дано в трудах психологов, библиотековедов, методистов.
М.И.Оморокова, занимающаяся проблемой совершенствования чтения младших школьников, предлагает рассматривать читательскую деятельность «как коммуникативную речевую познавательную
деятельность, направленную на восприятие, осмыс-
11
ление, воссоздание и воспроизведение читаемого» . Читательская деятельность имеет структуру, аналогичную структуре учебной деятельности, и только наличие всех ее компонентов позволяет квалифицировать чтение как читательскую деятельность. В связи с этим особое значение авторами системы форми-
9 Там же. - С.287.
10 Там же. - С.331.
11 Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Метод. пособ. для учителя. 2-е изд., испр. и доп. -М.: 2001. - С.4 - 5.
рования читательской деятельности младших школьников с позиций деятельностного подхода (М.И.Омороковой, А.И.Рапопортом, И.З.Пос-толовским) придается формированию у учащихся мотива к чтению, обучению их самостоятельной постановке цели и задач выполняемых действий, соответствующих действий и операций работы с текстом, приемам самоконтроля и самооценки. В соответствии со структурой учебной деятельности и спецификой процесса чтения авторы построили классификацию учебно-читательских умений, «выделив ориентировку в
тексте, исполнительские умения, умения корректиров-
12
ки и контроля, умения оценки своего чтения» .
Разработанная методика совершенствования чтения позволяет предметные и учебные умения формировать во взаимосвязи, способствует развитию у учащихся умения учиться, что соответствует основным положениям современной концепции образования. Однако следует отметить, что названная методика организации читательской деятельности учащихся предложена только для начальной школы, основные ее идеи не нашли в полной мере отражения в теории и практике организации читательской деятельности и развития читательских умений в основной и старшей школе, т.е. не решены проблемы преемственности между начальной и средней школами.
Анализ методических материалов, посвященных изучению литературы в средней школе, показывает, что большое значение в них придается формированию у школьников специальных умений, способствующих более глубокому восприятию искусства слова. Основной круг литературных умений определен в работах Р.И.Альбетковой, Н.Я.Гришиной, И.С.Збар-ского, Г.К.Звягинцевой, Г.Н.Ионина, В.Я.Ко-ровиной, Т.Ф.Курдюмовой, Н.Я.Мещеряковой, Ю.И.Мизиной, В.Г.Маранцмана, Н.Д.Мол-давской, В.П.Полухиной и др. Так, Г.К.Звя-гинцева, утверждая воспитательное значение умений в литературном образовании школьников, выделяет комплекс специальных умений, среди которых обязательными, структурообразующими названы следующие: «а) умения, связанные с постижением художественного произведения в его родо-жанровой специфике; б) умения, необходимые для освоения художественной системы изучаемого писателя; в) умения, помогающие применять знания по теории литературы как «ключ», отпирающий все тайны искусства, обеспечивающий научное понима-
13
ние произведений искусства» .
Г.Н.Ионин, желая острее подчеркнуть предметную специфику деятельности ученика в процессе изучения литературы в школе, предлагает «в основу классификации умений школьника положить взаимосвязь трех структурных компонентов предмета «Литература»: 1) литературное творчество, 2) литературная критика и 3)
14
научное литературоведение» . Соответственно вы-
12 Там же. - С. 17.
13 Формирование умений и навыков по литературе у учащихся средней школы: Сб. науч.трудов. - М.: 1986. - С.17.
14 Там же. - С.43.
бранному основанию в деятельности школьников выделяются специфические умения творчества, умения критико-публицистической оценки и литературоведческие умения. При этом уточняется, что определение понятия «специфические умения» учитывает «школьную специфику», предполагающую учет возрастных особенностей учащихся в овладении соответствующими умениями.
В.Г.Маранцман в качестве критериев литературного развития школьников рассматривает следующие читательские умения: «начитанность»; «умение выделять в тексте нравственно-идео-логические проблемы и активность оценки прочитанного»; «объем историко-и теоретико-литера-турных знаний и способность применять их в анализе текста»; «уровни развития разных сторон читательского восприятия»; «связанные с анализом художественного произведения умения»; «способности и умения, связанные с литературно-
15
творческой деятельностью учащихся» и др.
Следует отметить, что в ряде работ подчеркивается взаимосвязь умений со знаниями, с психологическими особенностями личности, с нравственным развитием; во многих исследованиях раскрывается роль самостоятельной работы в формировании умений учащихся; значительная часть трудов посвящена развитию разного рода умений: речевых умений, умения анализировать эпические произведения, стихотворные произведения, умения выразительного чтения и др.
В трудах М.А.Рыбниковой обосновывается необходимость воспитывающего обучения: «Это первая сторона дела - накопление определенных знаний. Но мы преследуем, кроме того, цели общего развития, воспитываем логику мышления на уроках литературы, мы прививаем элементы диалектического подхода к вещам, к явлениям, мы сообщаем навыки (гово-16
рить, читать, писать)» .
Н.Д.Молдавская в своих работах отмечает, что для деятельности в сфере словесного творчества необходимо специальное литературное развитие, глубоко и всесторонне связанное с общим умственным развитием: «Научное (понятийное) и художественное (образное) мышление взаимно обогащают друг друга, тесно взаимодействуя в живой познавательной деятельности и составляют могущество человеческого сознания, поэтому художественное развитие необходимо человеку и для усвоения достижений науки, общественных и естественно-математических дисциплин, а в школе — соответствующих учебных предметов»17. В связи с этим в условиях общеобразовательной школы не должны быть противопоставлены общие и специфические способности. Следует учитывать, что в процессе обучения формируются главным образом
15 Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю.Богдановой, В.Г.Маранцмана. В 2ч. - Ч.1. М.: 1994. - С.80.
16 Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. 4-е изд., испр. - М.: 1985. - С.136.
17 Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М.: 1976. - С.3.
общие способности при определенной доле специализации процесса обучения, определяемой спецификой учебного предмета.
В качестве такой общей способности Н.Д.Молдавской рассматривается способность мыслить словесно-художественными образами, которая выбрана как основной структурообразующий момент для построения структуры частных литературных способностей. Способность мыслить словесно-художественными образами развивается в процессе чтения и восприятия художественной литературы, обогащения жизненного опыта, эта «способность связывает общее развитие человека с развитием специальным, с формированием частных литературных спо-собностей»18. По мнению исследователя, действиями, наиболее объективно отражающими своеобразие читательского восприятия, являются образное обобщение и образная конкретизация, которые и приняты за критерии литературного развития школьников.
Сегодня, когда речь идет о переходе к парадигме обучения, направленной на формирование личности, актуальным является утверждение авторов учебника «Теория и методика обучения литературе» о том, что «литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственно-
19
сти, мышления, эмоций, речи, творческих начал» .
Утверждение современных подходов к обучению обусловливает необходимость разработки теоретических и практических аспектов организации читательской деятельности школьников средней школы, направленной на развитие предметных и универсальных учебных умений во взаимосвязи.
Для этого необходимо, чтобы сами читательские умения представляли собой систему. Важно найти взаимосвязь компонентов системы читательских умений и системы универсальных учебных действий. Например, умение усвоить идейно-нравственное содержание произведений (личностный характер восприятия, широта охвата различных сторон содержания произведения, обоснованность и самостоятельность оценок) взаимосвязано с личностными универсальными учебными действиями; умение чтения, умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме - с познавательными; умение анализировать художественные произведения - с логическими; речевые умения - с коммуникативными.
Изменение общей парадигмы образования обусловливает и переход в образовательной практике от обучения как передачи системы знаний в готовом виде к активной работе учащихся по самостоятельному построению знаний в процессе познавательной исследовательской деятельности. В процессе самостоятельной творческой учебной деятельности у
18 Там же. - С.24.
19 Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методи-
ка обучения литературе : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. О.Ю.Богдановой. 4-е изд., стер. - М.: 2007. - С.8.
учащихся формируются общие учебные действия наряду с предметными знаниями и умениями.
Одним из средств решения обозначенной проблемы является использование в обучении литературе в школе образовательных технологий, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся: метод проектов, кейс-метод, дебаты, педагогические мастерские, «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и др. Ведущее место среди таких технологий принадлежит методу проектов. В работах исследователей теоретические положения проектного обучения, позволяющие выявить его существенные отличия от традиционного обучения, роль и место в учебном процессе, определены следующим образом: 1) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; 2) комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности; 3) глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях; 4) гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
По Е.С.Полат метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познава-тельных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих резуль-татов20. Важно помнить, что одной из ведущих педагогических целей метода проектов является овладение новым способом деятельности. Развивающий эффект метода находится в прямой зависимости от степени самостоятельности учащихся. Роль учителя заключается в организации познавательной деятельности школьников и оказании постоянной консультативной помощи. В проект в качестве его составных компонентов входят: 1) формулирование цели; 2) разработка путей выполнения проекта; 3) работа над проектом; 4) оформление результатов; 5) обсуждение результатов работы. Сопоставление названных компонентов с компонентами структуры читательской деятельности позволяет выявить их сходство. В ходе выполнения проекта, направленного на решение специальных вопросов интерпретации художественных произведений, у учащихся развиваются умения формулировать цели и задачи своей деятельности, навыки самостоятельного осуществления учебных действий, приемы контроля и оценки выполненной работы. Следует отметить, что метод проектов существенно влияет на повышение у школьников мотива к читательской деятельности, так как установлено, что познавательные мотивы возникают не до начала обучения, они «формируются в процессе самой учебной и
читательской деятельности и являются продуктом их
21
правильной организации» .
Таким образом, метод проектов позволяет, с учетом специфики литературы как учебного предмета
формировать у школьников универсальные учебные действия во взаимосвязи с читательскими умениями.
20 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и
системы повыш. квалиф. пед. кадров / Сост.: Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Пет-ров; под ред. Е.С.Полат. - М.: 2001. - С. 67.
21 Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: ... - С.16.
UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITY OF PUPILS IN THE PROCESS OF LITERATURE STUDYING: THEORETICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT
© 2009 S.N.Polkina°
Teachers' Advanced Training and Retraining Institute at Orenburg State Teachers Training University
The article reveals the psychological-pedagogical and methodical aspects of the problem of the universal educational pupils' activities development in the process of studying literature. The interpretations of the notions «universal educational activities», «reading activity», «reading skills» are suggested. Some ways of the universal activities development in the interaction with the reading skills are considered.
Key words: theory of activity, educational activity, reader's activity, universal educational activities, reading skills.
o
Polkina Svetlana Nikolaevna, Associate Professor of the didactics and private techniques department. E-mail: swetlana [email protected]