УДК 378.016:811.111 ББК 74.480.271 : 81.432.1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ БИЗНЕС-ШКОЛЫ
Н М.С. Ширина
Аннотация. В современном образовании, в частности экономическом, особое место занимает взаимодействие представителей различных стран и культур. Будущие экономисты должны быть конкурентноспо-собоны на российском и мировом рынке труда, что невозможно без владения иноязычными коммуникативными поликультурными умениями. Статья раскрывает теоретические и методические особенности развития поликультурных умений в процессе иноязычного образования студентов направления подготовки «Экономика» в условиях международной бизнес-школы. В данном исследовании автор показывает сущность и содержание понятия толикультурная среда» и «поликультурные умения» применительно к обучению будущих экономистов в условиях международной бизнес-школы. В статье представлена методическая модель, способствующая развитию поликультурных умений, формирующих поликультурную личность будущего экономиста.
119
Ключевые слова: поликультурные умения, международная бизнес -школа, направление подготовки «Экономика».
THEORETICAL ASPECTS OF MULTICULTURAL SKILLS DEVELOPMENT OF FUTURE ECONOMISTS
IN TERMS OF INTERNATIONAL BUSINESS SCHOOL M.S. Shirina
Abstract. Multicultural cooperation plays an important role in modern education, especially in economic one. Future economists must be competitive in Russian and global labour market. Multicultural skills help students to collaborate in their professional sphere effectively using English. The article reveals theoretical and practical aspects of multicultural skills development in terms of international business school. The notions 'multicultural environment' and 'multicultural skills' are developed in the given article. The
author creates the methodical model which can be used in the process of foreign language teaching of future economists to improve their multicultural skills.
Keywords: multicultural skills, international business school, training area Economics.
120
В условиях глобализации, предполагающей взаимодействие различных языков и культур, иностранный язык является важным средством решения профессиональных задач. Необходимость обучения в условиях поликультурной среды актуализируется во всех отечественных и зарубежных документах, о чем свидетельствует концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. Целью современного образования, в том числе экономического, является взаимодействие представителей различных стран и культур на мировом рынке труда, что невозможно без овладения коммуникативными поликультурными умениями [1; 2; 3]. В частности, расширение международных, социально-экономических и культурных связей требует овладения способами предотвращения и преодоления конфликтов и развитие умений гибко адаптироваться к постоянно меняющимся условиям глобализации [3; 4; 5].
Ситуация в современной системе подготовки экономистов в условиях международной бизнес-школы и проведенные диагностические исследования свидетельствуют о том, что у студентов направления подготовки «Экономика» в недостаточной степени развиты поликультурные умения. Кроме того, ощущается нехватка материалов и упражнений, характеризующихся поликультурной направленностью.
Различные аспекты исследования проблемы развития поликультурных умений студентов отражены в работах, посвященных концепциям поликультурного образования [3; 4; 6; 7] а также в исследованиях, освещающих особенности межкультур -ной коммуникации в условиях глобализации [1; 8; 9].
В современных условиях можно констатировать наличие ряда противоречий, которые существуют в процессе поликультурного иноязычного образования будущих экономистов:
• между потребностью подготовки будущих экономистов к взаимодействию в поликультурной среде и отсутствием обоснованной модели, целью которой является развитие поликультурных умений специалистов данной сферы;
• между необходимостью совершенствовать процесс обучения будущих экономистов общению на иностранном языке в поликультурных условиях и недостаточной разработанностью методики для реализации этой задачи;
• между необходимостью обучения будущих кадров экономической сферы в условиях поликультурной среды с учетом их профессиональной деятельности и недостаточностью разработанности педагогических условий и системы знаний, направленных на достижение данной цели.
Преподаватель ^
2 / 2014
В соответствии с целью данной статьи представляется целесообразным обратиться к рассмотрению и решению следующих ее задач:
• рассмотреть сущность и содержание понятия «поликультурная среда» применительно к обучению будущих экономистов в условиях международной бизнес-школы;
• определить содержание понятия «поликультурные умения», применительно к процессу обучения иностранному языку будущих экономистов в условиях международной бизнес-школы;
• обосновать и разработать модель обучения поликультурным умениям студентов экономического профиля в процессе изучения иностранного языка.
Развитие поликультурных умений будущих экономистов требует вовлечение студентов в специальную образовательную поликультурную среду в условиях международной бизнес-школы. Международная бизнес-школа как образовательная структура, направленная на подготовку специалистов международного уровня для сферы экономики, создает прекрасные возможности для формирования поликультурных умений в процессе взаимодействия представителей различных экономических организаций с учетом их профессиональной и национально-культурной специфики. Поликультурная среда способствует самореализации представителя родной культуры, идентификации и интеграции в поликультурном пространстве и развитию поликультурных умений, обеспечивающих свободное взаимодействие с различными представителями поликультурного экономического сообщества.
Поликультурные умения развиваются в поликультурной среде и являются основой подготовки к осуществлению профессиональной деятельности в условиях международного сотрудничества. Применительно к процессу обучения иностранному языку будущих экономистов в условиях международной бизнес-школы поликультурные умения — это умения, направленные на овладение и использование знаний о культурах стран изучаемых языков в ситуациях поликультурного взаимодействия, типичных для профессиональной деятельности будущих экономистов в условиях глобализации. Основными видами поликультурных умений выступают следующие:
• умение идентифицировать себя как субъекта родной культуры в поликультурной среде и определять свое место и роль в процессе поликультурного взаимодействия в различных видах экономической деятельности;
• умение представлять родную культуру и особенности функционирования отечественной экономики в условиях взаимодействия с субъектами международного экономического сообщества;
• умение распознавать, правильно интерпретировать модели общения типичные для представителей различных культур в условиях их взаимодействия при выполнении ведущих видов экономической деятельности;
• умение анализировать особенности поликультурного взаимодействия с различными представителями международного сообщества и адаптироваться к условиям конкретной поликультурной ситуации при
121
ВЕК
122
выполнении ведущих видов экономической деятельности;
• умение выбирать и адекватно использовать модели общения с использованием вербальных и невербальных средств в условиях интеграции различных языков и культур с учетом национальной специфики общающихся при выполнении ведущих видов экономической деятельности в условиях глобализации;
• умение прогнозировать возможности осуществления успешного взаимодействия с представителями различных культур с учетом их национальной специфики в сфере экономики;
• умение прогнозировать и преодолевать возможные трудности в осуществлении взаимодействия с представителями различных культур с учетом их национальной специфики в сфере экономики;
• умение изыскивать перспективные направления дальнейшего сотрудничества в сфере экономической деятельности с представителями различных культур с учетом их национальной экономической специфики;
• умение гибко реагировать на постоянно меняющиеся условия поликультурного взаимодействия и корректировать модели коммуникативного поведения в соответствии с особенностями складывающейся ситуации в экономической сфере.
Модель обучения поликультур -ным умениям студентов экономического профиля представляет собой специально спроектированную методическую систему, направленную на сознательное и целенаправленное овладение поликультурными знаниями, на формирование поликультур-
ных навыков, на развитие поликультурных умений, на овладение поликультурным опытом в области международной экономической деятельности, на развитие и проявление познавательных поликультурных интересов при выполнении ведущих видов деятельности в сфере экономики, расширение поликультурного кругозора на основе сравнительно-сопоставительного соотнесения анализа и развития поликультурных моделей общения.
Методическая модель развития поликультурных умений будущих экономистов в условиях международной бизнес-школы представляет совокупность структурных компонентов, состоящую из четырех блоков: целевого (цель), теоретического (принципы и подходы), технологического (методы, приемы и средства обучения, алгоритм, условия), оценочно-результативного (критерии и показатели оценки, результат).
Данная модель отражает, в обобщенном виде, структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между ее элементами, взаимодействие которых направлена на развитие поликультурных умения будущего экономиста на основе решения профессионально направленных проблемных задач экономической сферы. Целью модели является формирование поликультурной личности, владеющей необходимым поликультурным опытом общения для успешного осуществления профессионального взаимодействия с представителями международного экономического сообщества. Указанная модель направлена на развитие гибкого поликультурного мышления, обеспечивающего преодоление межкультурных стереотипов общения и развитие мотивации с
Преподаватель XX
2 / 2014
представителями различных стран в сфере экономики.
Развитие поликультурных умения будущих экономистов в условиях международной бизнес-школы осуществляется на основе следующих принципов: принцип моделирования диалога культур, предупреждения формирования стереотипов, вариативности, социокультурной направленности, проблемности, интегра-тивности, сотрудничества и сотворчества в процессе коммуникации.
В качестве приоритетных подходов выступают социокультурный, эпе-стемический и компетентностный.
Содержание модели развития поликультурных умений будущих экономистов в условиях международной бизнес-школы включает в себя четыре аспекта: 1) развивающий аспект (развитие гибкого поликультурного мышления, позволяющего преодолевать стереотипы и проникать в культуру страны изучаемого языка; развитие коммуникативной профессиональной мотивации в процессе профессионального взаимодействия с представителями различных культур; развитие механизмов дифференциации, догадки, антиципации в процессе развития поликультурных умений); 2) учебный аспект (поликультурные знания; поликультурные умения и опыт применения моделей поликультурного общения в процессе решения профессиональных экономических задач); 3) познавательный аспект (расширение поликультурного кругозора, на основе сравнительно-сопоставительного анализа моделей национально-культурного поведения в постоянно меняющихся ситуациях поликультурного общения); 4) воспитательный аспект
(ценностные ориентации будущего экономиста; патриотизм, поликультурная образованность, широта поликультурных взглядов, профессиональная экономическая ответственность, толерантность).
Успешность развития поликультурных умений находится в прямой зависимости от адекватности процесса иноязычного образования студентов-экономистов требованиям вариативного социокультурного окружения, отражающего наиболее значимые и типичные сферы их профессиональной деятельности, с учетом их социокультурной специфики. Вариативность социального окружения определяется набором социокультурных профессиональных ситуаций, характерных для основных видов деятельности будущих экономистов: рассчетно-экономической, аналитической, организационно-управленческой и другими. Развитие поликультурных умений происходит на основе сопоставления и анализа профессиональных ситуаций, характеризующихся национально-культурной спецификой. В процессе обучения происходит освоение опыта поликультурного общения через реализацию следующих этапов деятельности: 1) создание мотивационных установок на овладение поликультурным опытом общения в условиях экономического взаимодействия;
2) знакомство с национально-культурными особенностями речевого и неречевого поведения в процессе реализации поликультурных умений (на примере анализа особенностей национально-культурного поведения представителей различных стран);
3) аккумулирование социокультурных знаний, необходимых для при-
123
ВЕК
124
менения поликультурных умении на практике; 4) проведение сравнительного анализа национально-культурной специфики на трех основных уровнях (уровень родной культуры, уровень культуры стран изучаемого языка, уровень мировой культуры) с целью разрушения существующих стереотипов восприятия культур; 5) систематизация приобретенных знаний, связанных с особенностями функционирования поликультурных умений в условиях межкультурного взаимодействия; 6) вовлечение студентов в коммуникацию, направленную на практическое использование поликультурных умений в процессе взаимодействия различных культур, в процессе решения профессионально значимых задач для сферы экономики; 7) самостоятельное использование студентами поликультурных умений в процессе решения профессионально значимых задач для сферы экономки.
Важнейшими условиями эффективности процесса развития поликультурных умений будущих экономистов в условиях международной бизнес-школы являются:
• Создание поликультурной образовательной среды, погружающей студентов в профессионально значимый контекст экономической деятельности в современном поликультурном пространстве.
• Использование поэтапной системы заданий, направленных на развитие таких специфических групп умений, как: умение идентифицировать себя как субъекта родной культуры в поликультурной среде; умение представлять родную культуру и особенности функционирования отечественной экономики в условиях взаи-
модействия с субъектами международного экономического сообщества; умение распознавать, правильно интерпретировать модели общения типичные для представителей различных культур в условиях их взаимодействия при выполнении ведущих видов экономической деятельности; умение анализировать особенности поликультурного взаимодействия с различными представителями международного сообщества и др.
• Применение познавательных интерактивных стратегий, способствующих овладению различными видами поликультурных умений в условиях осуществления квазипрофессионального и профессионального взаимодействия.
• Реализация связей учебной и профессиональной деятельности в условиях международной бизнес-школы.
• Погружение студентов в поликультурную образовательную среду.
Следовательно, результатом процесса развития поликультурных умений является развитие поликультурной личности будущего экономиста, способного достойно представлять свою страну и гибко осуществлять взаимодействие в поликультурной среде.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алмазова, Н.И. Кросс-культурная составляющая иноязычной коммуникации: когнитивный и дидактический аспекты [Текст] / Н.И. Алмазова. - СПб. : Наука, 2003. - 139 с.
2. Сафонова, В.В. Социокультурные аспекты языкового образования [Текст] / В.В. Сафонова. - М. : Еврошкола, 2008. - 77 с.
3. Сысоев, П.В. Концепция языкового поликультурного образования : Монография. - М .: Еврошкола, 2003. - 406 с.
Преподаватель XX
2 / 2014
4. Сафонова, В.В. Социокультурный подход к обучению языкам международного общения: социально-педагогические и методические доминанты / В.В. Сафонова // Сборник научных статей. Посвящается 75-летнему юбилею И.А. Цатуровой. -Таганрог : Таганрогский гос. радиотех. ун-т, 2004.
5. Фурманова, В.П. Межкультурная коммуникация в теории и практике преподавания иностранных языков в вузе : монография [Текст] / В.П. Фурманова. - Саранск : Тип «Крас. Окт.», 2009. - 164 с.
6. Барышников, Н.В. Основы профессиональной межкультурной коммуникации : учебник [Текст] / Н.В. Барышников. - М. : Вузовский учебник ; ИНФРА-М, 2013. - 368 с.
7. Banks, J.A. Cultural diversity and education: foundations, curriculum and teaching (4th ed.) [Text] / Bank J.A. - Needham Heights, MA : Allyn and Bacon, 2001.
8. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб. пособие [Текст] / С.Г. Тер-Минасова. - М. : Слово/Slovo, 2000. - 624 с.
9. Banks, J.A. Multicultural education issues and perspectives (4th ed.) [Text] / S.A. Banks, C.A. Banks McGee. - New York: John Wiley & Sons, 2001.
REFERENCES
1. Almazova N.I. Kross-kul'turnaja sostavlja-jushhaja inojazychnoj kommunikacii: kogni-tivnyj i didakticheskij aspekty [Cross-cultural component of foreign language communication: cognitive and didactic aspects], SPb.: Nauka, 2003, 139 p.
2. Safonova V.V. Sociokul'turnye aspekty jazykovogo obrazovanija [Sociocultural aspects of foreign language education], M: Ev-roshkola, 2008, 77 p.
3. Sysoev P.V. Koncepcija jazykovogo polikul'turnogo obrazovanija: Monografija [The concept of multicultural foreign language education: Monograph], M.: Evrosh-kola, 2003, 406 p.
4. Safonova V.V. Sociokul'turnyj podhod k obucheniju jazykam mezhdunarodnogo ob-shhenija: social'no-pedagogicheskie i meto-dicheskie dominanty [Sociocultural approach to the teaching of international foreign languages; social and pedagogical, methodological dominants], Sbornik nauchnyh statej TGRU, Taganrog, 2004, pp. 109-119.
5. Furmanova V.P. Mezhkul'turnaja kommu-nikacija v teorii i praktike prepodavanija inostrannyh jazykov v vuze: monografija [Cross-cultural communication in the theory and practice of foreign language teaching in HEI: Monograph], Saransk: Tip 'Kras. Okt.', 2009, 164 p.
6. Baryshnikov N.V. Osnovy professional'noj mezhkul'turnoj kommunikacii, uchebnik [The basics of professional cross-cultural communication, Textbook], M.: Vuzovskij uchebnik, INFRA-M, 2013, 368 p.
7. Banks J.A. Cultural diversity and education: foundations, curriculum and teaching (4th ed.). Needham Heights, MA: Allyn and Bacon, 2001, 231 p.
8. Ter-Minasova S.G. Jazyk i mezhkul'turnaja kommunikacija: (Ucheb. posobie) [The language and cross-cultural communication: (Manual)], M.: Slovo, 2000, 624 p.
9. Banks, J.A. Multicultural education issues and perspectives (4th ed.) [Text] / S.A. Banks, C.A. Banks McGee. New York: John Wiley & Sons, 2001. ■
125
Ширина Мария Сергеевна, специалист по работе с иностранными студентами Юго-Западного государственного университета; аспирантка кафедры методики преподавания иностранных языков Курского государственного университета, tms89@yandex.ru Shirina M.S., Foreign Student Specialist, Southwest State University; Post Graduate Student, Methods of Foreign Language Teaching Department, Kursk State University, tms89@yandex.ru