Научная статья на тему 'Теоретические аспекты развития инновационной деятельности высших учебных заведений'

Теоретические аспекты развития инновационной деятельности высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации в образовании / инновационная деятельность / инновационная экономика.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадина Юлия Николаевна

развитие инновационной деятельности вузов играет важную роль в социально-экономическом развитии государства. Поэтому решать такую задачу государству необходимо при помощи подготовки воздействие высококвалифицированных предприятия кадров, разделение которые особенности поставка обладают предприятия изыскание инновационным элементы мышлением. уходящие Чтобы внешней дать заключение нашей услуг стране специалистов, элементов которые установление системы могут распределение спроса оказывать связанные товаров положительное представляют элементы влияние воздействие на конечному инновационную предоставление экономику, высшие закупочной учебные развивающейся элементов заведения этом сами воздействуют должны степени улучшать торгового качество особенности работы. Использование зарубежного опыта, а также собственные стратегии инновационной деятельности могут принципиально поменять ситуацию на рынке образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты развития инновационной деятельности высших учебных заведений»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Кадина Ю.Н.

Кадина Юлия Николаевна - магистрант, кафедра государственного и муниципального управления, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

Аннотация: развитие инновационной деятельности вузов играет важную роль в социально-экономическом развитии государства. Поэтому решать такую задачу государству необходимо при помощи подготовки высококвалифицированных кадров, которые обладают инновационным мышлением. Чтобы дать нашей стране специалистов, которые могут оказывать положительное влияние на инновационную экономику, высшие учебные заведения сами должны улучшать качество работы. Использование зарубежного опыта, а также собственные стратегии инновационной деятельности могут принципиально поменять ситуацию на рынке образования. Ключевые слова: инновации в образовании, инновационная деятельность, инновационная экономика.

На сегодняшний день расширение инновационных очень важно для социально-экономического развития государства. Отсюда следует, что необходима подготовка высококвалифицированных кадров, обладающих инновационным мышлением. Такой подготовкой занимаются высшие учебные заведения. Чтобы дать нашей стране специалистов, которые могут оказывать положительное влияние на инновационную экономику, высшие учебные заведения сами должны улучшать качество образования. Образование должно соответствовать потребностям общества и обеспечивать конкурентоспособность выпускников на рынке труда. В современном мире большинство студентов обучаются в университетах только для условной образованности, т.е. для «получения корочки». Такое образование не привязано к рынку труда и не способно обеспечить финансовое благосостояние выпускника. При выборе профессии обучающимся стоит отталкиваться от тенденций рынка труда. В связи с этим вузам необходимо проводить серьезную исследовательскую работу по прогнозированию ситуации на рынке чтобы увеличить конкурентоспособность.

Отсюда следует, что инновационная экономика зависит от темпов развития образовательной деятельности, от качества подготавливаемых кадров.

Инновация - это комплексный подход создания, распространения и использование новшеств для удовлетворения общественных потребностей и обеспечивающий в итоге совокупность экономических, социальных, научно-технических, экологических и других эффектов.

Что касается высших учебных заведений, то здесь, инновация должна рассматриваться как экономический и социальный процесс, который состоит из ряда взаимосвязанных элементов научной и учебной деятельности [3].

В теории проблема диффузии новшеств и цикличности инновационного и экономического развития находится под четким наблюдением многих зарубежных и российских ученых.

К примеру, Г. Менш связывал цикличность экономики с цикличностью нововведений и фазами развития предприятий. Ученый находил взаимосвязь между цикличностью появления нововведений и экономическим ростом. Однако, если базисные нововведения теряют свой потенциал, возникает застой экономического развития.

Такие ученые, как Л. Суйте, Д. Ларк, К. Фримен, внесли огромный вклад в развитие концепции инновационных процессов. Они доказали, что темпы диффузий инноваций напрямую связаны с развитием рыночных механизмов. А

также доказали, что инновационные процессы требуют особых условий и конкретного стимулирования.

Что касается российских ученых, которые внесли вклад в развитие теории инновационной деятельности, тут следует назвать Н. Туккеля, В. Коллосова, а также Р. Абдрашитова. Вместе они предложили абсолютно новый подход к организации инновационной деятельности.

Российский экономист С. Глазьев внес большой вклад в развитие инновационной теории. Он разработал концепцию технологического уклада, т.е. группу технологических совокупностей, которые связаны между собой однотипными технологическими цепями.

Большинство ученых отмечают, что разработка и реализация инновационных программ невозможна без подготовки творческих кадров и благоприятных экономических и организационных условий. [1]

Для того чтобы продвинуть на рынок разработанную научную продукцию и инновационную технологию необходим большой объем знаний. Специалисту в области управления инновациями нужно обладать полными данными о товаре, чтобы найти покупателя на новую технологию или инновационную продукцию. А также в совершенстве знать маркетинг.

Чтобы внедрить инновацию, технологические менеджеры должны владеть знаниями в сфере стратегического управления и маркетинга.

Из всего вышесказанного понятно, что решение проблемы подготовки кадров, сможет способствовать активизации процессов внедрения новых технологий в реальной экономике.

Поэтому в современном мире все внимания направлено на инновационное развитие высших учебных заведений как главных элементов системы образования.

Проведя анализ самого инновационного процесса в сфере образования, можно говорить о нем как об обновлении или изменении концепции образования, изменении концепций содержания учебных методик и способов воспитания и обучения. Основной целью инновационного процесса в высших учебных заведениях являются изменения сложившихся традиционных элементов образовательной системы и их взаимосвязей.

Одна из особенностей инновационного процесса - это полиструктурность. Чтобы более детально проанализировать проблемы, структуры делятся на: субъективную, уровневую, содержательную, управленческую, а также организационную.

Субъективная структура включает в себя деятельность всех субъектов развития образовательной системы. Такая структура характеризует социальную базу носителей инновационного процесса.

Уровневая структура обозначает взаимосвязь инновационной деятельности субъектов на федеральном, региональном, районном, а также городском уровнях.

Управленческая структура отражает взаимосвязь четырех видов управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль. Руководителям нужно четко понимать, что инновационная программа отличается от учебно-воспитательных процессов и нуждается в совершенно других способах управления.

Организационная структура обычно включает два основных момента. Первый -формирование сути инновационной политики на основе существующих проблем. Второй момент - внедрение новых институциональных форм в области образования.

Содержательная структура инновационного процесса подразделяется на основные этапы:

1) Обнаружение потребности и возникновение идеи;

2) Разработка модели или программы;

3) Господство инновации, когда данная инновация теряет свою «новизну»;

4) Сокращение масштабов применения.

К особенностям инновационного процесса можно отнести:

1) Тесная взаимосвязь с конкретными общественными отношениями;

2) Большое влияние групповых и личностных качеств субъекта и объекта;

3) Экспериментальная проверка во внелабораторных условиях;

4) Отсутствие стадии «изготовление»;

5) Небольшие затраты финансов;

6) Повышение роли субъективного фактора.

Отсюда следует, что инновационный процесс - это обновление и изменение концепций образования, методов и способов воспитания и обучения. Цель - огромные изменения традиционных элементов образовательной системы.

Но несмотря на вышеперечисленное, многие ученые и исследователи считают, что в вопросе разработки и реализации инновационной стратегии высших учебных заведениях нужно брать за основу такие понятия как конкурентоспособность, лидерство, Болонский процесс.

При всем при этом многие авторы трактуют понятие «инновации» по-разному. Это затрудняет всеобщее понимание.

Поэтому необходимо выделить наиболее общее понятие инновации и инновационного процесса.

Разработка инновационной стратегии представляет собой составление стратегии развития на основе создания и продвижения инновационных продуктов, но с другой стороны предметом проектировщика может быть и традиционный продуктовый ряд, где инновации проявляются исключительно в процессе разработки стратегии [2].

Инновации всегда предполагают нарушение традиционной системы. Инновации представляют собой вмешательство «будущего» в «настоящее».

Главная цель инновационной стратегии - экономия средств высшего учебного заведения за счет ориентации на модернизацию технологий.

Благодаря этому, научный и практический интерес представляет собой анализ объективных и субъективных предпосылок разработки инновационной стратегии, которая определяет:

1) Развитие человеческого капитала;

2) Научные исследования;

3) Образовательные программы;

4) Образовательный сервис

5) Новые формы автономии вуза.

К объективным предпосылкам относятся вопросы экономической эффективности инноваций. В конференции под названием «Информационные технологии в развитии инновационного потенциала вуза», во многих вузах России несмотря на высокую степень инновационности создаваемого образовательного продукта, успешная реализация такого продукта не происходит.

Однако в России объем средств за научно-исследовательскую и инновационною деятельность превзошел объем средств за образовательную деятельность.

Правильная взаимосвязь всех трех видов деятельности: исследовательской, инновационной и образовательной, возможно лишь при внедрении соответствующей организационной модели университета.

К субъективным предпосылкам можно отнести желание, амбиции и цели развития инновационных проектов.

Отсюда следует, высшим учебным заведениям необходимо одновременно действовать в следующих направлениях:

1) переделать внутреннюю организационную структуру в форму учебно-научно -инновационного комплекса;

2) создать инфраструктуру поддержки и сопровождения инноваций;

3) сформировать структуру образовательной и научно-исследовательской деятельности, которая даст конкурентные преимущества на современном рынке технологий образования.

Развитие инновационного образования нуждается в изменениях как в содержании, так и в организации учебного процесса. Необходимо ввести специальные дисциплины, которые формируют знание теоретических основ инновационной деятельности. Новые образовательные технологии должны быть направлены на формирование у студентов методологической культуры инновационной деятельности.

Из-за этого должны произойти изменения в формулировании управленческих задач и появление новых управленческих функций таких как, консультирование, научная экспертиза, организация исследовательской деятельности. Все вышесказанное может послужить отправной точкой реализации задач инновационного преобразования всей образовательной системы.

Список литературы

1. Беляков С.А. Зарубежный опыт совершенствования управления образованием: основные модели / С.А. Беляков // Университетское управление: практика и анализ, 2009. № 1. С. 45-63.

2. Дынкин А. Инновационная экономика в России и в Мире. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sr.fondedin.ru/new/iullnews_archto.php?subaction=showfull&id =1076941477&archive=l076446855&start from=&ucat=l4&/ (дата обращения: 29.02.2012).

3. Кортов С.В. Инновационный потенциал и инновационная активность вузов // Университетское управление, 2004. № 1 (29)/ c.61 - 68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.