Научная статья на тему 'Теоретические аспекты проведения процентной политики в банковской системе Беларуси'

Теоретические аспекты проведения процентной политики в банковской системе Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОЦЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ПАРИТЕТ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усоский В. Н.

В статье проводится анализ процентной политики, осуществляемой в банковской системе Беларуси, определяются пределы применения в рыночной экономике теорий паритета процентных ставок, паритета покупательной способности валют и теории асимметричной информации. Доказывается, что теория асимметричной информации адекватно учитывает сложность межсубъектного приспособления предприятий и банков к поведению друг друга и служит научной методологией для анализа факторов, определяющих уровень и динамику процентных ставок в банковской системе, которая является элементом трансформационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF INTEREST RATE POLICY IN THE BANKING SYSTEM OF BELARUS

The analysis of interest rate realizing in the banking system of Belarus is provided. The limits of the usage of interest rate parity, purchasing power parity and theory of asymmetric information are defined. It is proved, that the theory of asymmetric information adequately takes into account the complexity of subject adaptation of enterprises and banks to the behavior of each other and can be considered as scientific methodology for analysis of the factors, defining the level and dynamics of the interest rates in the banking system, which is the element of the transformational economy.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты проведения процентной политики в банковской системе Беларуси»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

УДК 336.71

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ БЕЛАРУСИ В.Н. УСОСКИЙ

Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Процентная политика коммерческих банков представляет собой процесс выработки и практического применения топ-менеджерами банков системы управления структурой и уровнем процентных ставок по пассивным и активным банковским операциям для максимизации прибыли на рынке.

Процентная политика коммерческих банков представляет собой деятельность топ-менеджеров банков по управлению процентными ставками по привлеченным средствам вкладчиков, а также по кредитам, предоставляемым банками своим клиентам. Основной целью процентной политики банков является удовлетворение интересов кредиторов, вкладчиков и кредитополучателей. При этом банки должны контролировать допустимый уровень кредитного и процентного риска, обеспечивая соответствующий рискам уровень прибыльности операций, приносящих процентный доход.

Процентная политика коммерческих банков находится в прямой зависимости от проведения Национальным банком денежно-кредитной политики и в том числе валютной политики, с которой она должна быть скоординирована. Избранный государством режим денежно-кредитной политики оказывает доминантное влияние на возможности использования Национальным банком Республики Беларусь процентных инструментов на депозитном, кредитном и фондовом рынках. Регулирование уровня «подавленной» инфляции и валютного курса объективно ограничено возможностями применяемого в экономике Беларуси режима денежно-кредитной политики.

Процентная политика Национального банка представляет собой одно из направлений его денежно-кредитной политики по регулированию денежных рынков через систему ставок рефинансирования на межбанковском рынке. В ряде случаев Национальный банк применяет аминистративные ограничения на ставки банков, вмешиваясь в «работу» кредитного и депозитного рынков. Процентная политика Национального банка зависит от его валютной политики и операций на открытом рынке. Основной целью процентной политики Национального банка является регулирование спроса и предложения на деньги в соответствии со стратегией макроэкономической политики государства. Проводя денежно-кредитную политику и регулируя уровень процентных ставок, Национальный банк оказывает воздействие на сбережения и инвестиции в экономике, инфляцию, движение капиталов, уровень рисков, степень деловой активности предприятий нефинансового сектора экономики. В частности Национальный банк может оказывать воздействие на параметры развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Субъекты экономики в своей деятельности формируют инфляционные и девальвационные ожидания, что оказывает воздействие на валютный курс рубля и уровень процентных ставок.

Государство в развивающихся странах, а также в экономических системах, находящихся в процессе трансформации от плановой экономики к рыночной экономике, активно использует административные методы регулирования процентных ставок. Здесь применяются такие методы, как установление верхних пределов ставок по активным и пассивным операциям банков, регулирование величины процентной маржи. В переходных экономиках, где неразвиты конкурентные рыночные механизмы эффективного использования ресурсов, возникает система административного перераспределения финансовых ресурсов. Государство осуществляет активное перераспределение различных видов ресурсов, в том числе и финансовых. Это находит свое выражение в механизмах нестандартного рефинансирования Национальным банком

государственных банков и предприятий, функционирующих в условиях системы мягких бюджетных ограничений, что ведет к формированию целей субъектов в первую очередь по расходам, а во вторую очередь они ставят цели по созданию доходов. Как отмечал Я. Корнаи в своих работах, «у государственных банков и предприятий, действующих в условиях системы мягких бюджетных ограничений возникает устойчивый недостаток денежных поступлений по счету и объективно не обусловленный спрос на ресурсы, который не насыщаем» [1,2]. Данные факторы деформируют уровень цен на товары и деньги, т.е. валютный курс и процентные ставки.

В целях стимулирования внутреннего спроса и поддержки приоритетных отраслей государство предоставляет льготные ресурсы в определенные отрасли промышленности, сельского хозяйства, жилищного строительства. Возникающие диспропорции на рынках, обусловленные применением системы административного регулирования процентных ставок могут вызвать как избыточный спрос на кредит и «перегрев» экономики в условиях экономического роста, так и снижение объемов производства в рамках ниспадающей стадии экономического цикла. Разнообразные факторы, такие как высокий уровень инфляции, дефляция, действие неконкурентных структур, слабая финансовая дисциплина, низкая платежеспособность субъектов экономики и высокие риски проведения банковских операций оказывают влияние на уровень процентных ставок денежного рынка.

Основным инструментом процентной политики банков является банковская ставка процента по активным и пассивным операциям. В условиях конкурентной среды банковская ставка процента формируется посредством механизма спроса и предложения на деньги. Среди всего многообразия банковских процентных ставок выделяются ставки денежного рынка, используемые при ссудных операциях между кредитно-финансовыми институтами (межбанковский рынок), а также ставки по операциям банка с заемщиками и кредиторами нефинансового сектора экономики. Национальный банк воздействует на поведение банков на кредитном и депозитном рынках через межбанковский рынок.

Выделяются следующие основные макроэкономические факторы, оказывающие влияние на уровень банковского процента: состояние денежного рынка и его конфигурация (конкурентная, олигопольная, монопольная); циклические колебания объемов производства и продаж товаров; динамика сбережений и инвестиций; активность инфляционных и девальвационных процессов; процентные ставки; обменный курс валют.

На микроуровне процентные ставки устанавливаются под влиянием следующих факторов: конкуренция на рынке кредитных и депозитных услуг; степень риска; срок, сумма и другие значимые характеристики банковской услуги; характер отношений между банком и заемщиком, степень надежности клиента; тип и размер банка; возможности страхования вкладов и система компенсационных выплат вкладчикам по ним; развитость альтернативных способов размещения средств в различные финансовые инструменты; развитость сегментации денежных рынков и их глубина; степень участия банка в реализации государственных программ.

Финансово достаточные банки, как правило, устанавливают процент не выше его среднего уровня на рынке. Высокий уровень процента по привлекаемым ресурсам свидетельствует о нестабильности ресурсной базы банков, наличии у банка проблем с ликвидностью, что выражается в высокой рыночной премии за риск. Доходность кредитов и риск находятся в прямой зависимости, поэтому высокий банковский процент является платой за рыночный риск. В этой связи в своей деятельности на денежном рынке банк стремится сочетать высокодоходные и рискованные вложения с менее доходными и менее рискованными кредитами, оптимально формируя свой кредитный портфель. Банки стремятся формировать структуру депозитных ресурсов по оптимальным ставкам, учитывая то, что от стоимости привлечения зависит и стоимость размещения средств в кредитные операции через размер банковской маржи.

При административном регулировании межбанковского рынка, когда часть средств выдается Национальным банком в форме целевых кредитов по льготным процентным ставкам системообразующим банкам, на межбанковском рынке происходит формирование «двухуровневой» системы процентных ставок («дешевые» льготные и дорогие рыночные). Целевые кредиты Национального банка «перебрасываются» через системообразующие банки на предприятия реального сектора экономики. Подобная практика деформирует порядок эмиссии резервных денег, которая должна направляться Национальным банком на поддержание краткосрочной ликвидности банков.

Разница между процентными доходами и расходами банка является важным параметром их функционирования, оказывающим влияние на прибыль. Эффективность процентной политики банка оценивается с помощью показателя процентной маржи. Разница между полученными процентами по кредиту и уплаченными процентами по депозиту представляет собой процентную маржу. Очень важным является также показатель банковской маржи по всем видам банковских операций. Банковская маржа должна быть достаточной для покрытия рисков, инфляционных потерь и других издержек банка, так как через нее определяется норма чистого дохода. Адекватный учет расходов банка является важнейшим принципом формирования банковской маржи. При административном контроле государства над кредитными ставками и других формах вмешательства в поведение системообразующих банков нет объективных условий для прозрачного учета некоторых издержек этих банков (льготы по ФОРу; недосформирование резервов под некачественные кредиты и т.д.). Административное вмешательство государства в целях недопущения убыточности системообразующих банков объективно приводит к деформации их финансового результата. Кроме того, на уровень банковской маржи отдельных системообразующих банков влияет структура конкретных согласованных с Национальным банком статей расходов, от оплаты которых эти банки освобождаются. Данный порядок делает невозможным функционирование универсального уровня маржи банков как регулятора, вынуждающего банки к жесткой финансовой дисциплине. В этих условиях отдельные системообразующие банки формально могут иметь прибыль, однако при этом они будут находиться в сложном финансовом положении.

Среди факторов, оказывающих воздействие на размер банковской процентной ставки, доминантными являются ожидаемая инфляция и девальвация рубля. Эти факторы заставляют ссудополучателей повышать спрос на кредитные деньги, а кредиторов увеличивать процентные ставки, для того чтобы компенсировать падение реальных доходов. Ужесточение конкуренции на денежном рынке делает более дорогим универсальный рыночный процент для всех банков без исключения. Смягчение же конкуренции наоборот укрепляет тенденцию к низким процентам для отдельного сегмента льготируемых банков, жестко отграничивая его от другого сегмента рыночно ориентированных банков, платящих более высокие процентные ставки.

Функционирование банков и предприятий в условиях жестких бюджетных ограничений объективно позволяет ограничивать спрос на деньги и ужесточает доступ к кредиту заемщиков, финансово дисциплинируя субъектов экономики. Предприятия, действующие в условиях мягких бюджетных ограничений, предъявляют ничем не насыщаемый спрос на все виды ресурсов, что требует смягчения бюджетных ограничений для обслуживающих их системообразующих банков. Это оказывает значимое влияние на возможности возврата предприятиями кредитных ресурсов, происходит нарастание расходов для обслуживающих их банков, усиливается степень административного давления на уровень банковского процента на сегментируемых по административным принципам рынках. Ввиду вмешательства государства в механизмы функционирования денежного рынка льготные кредитные проценты снижают уровень банковской маржи, вынуждают административно исключать некоторые расходы системообразующих банков (резервы под некачественные кредиты). Однако административное снижение кредитных ставок упирается в объективный предел размера депозитного процента, по которому банки вынуждены покупать деньги на рыночных условиях.

В экономике Беларуси описанная нами выше система факторов оказывает существенное влияние на функционирование двухуровневой банковской системы и проведение системообразующими банками, а также банками, работающими по рыночным правилам, процентной политики на денежном рынке. Стандартная неоклассическая макроэкономическая теория [3,4] не принимает во внимание данную систему факторов как значимую, несмотря на то, что она оказывает существенное влияние на поведение различных банков и их клиентов на денежном рынке. В нашем исследовании данные обстоятельства принимаются во внимание для целей адекватной оценки осуществления банками своей процентной политики на денежном рынке Беларуси. Административное вмешательство Правительства в механизмы функционирования рыночной экономики, а также степень административного воздействия Национального банка в деятельность банков проявляется в том, что процентный канал трансмиссионного механизма Национального банка имеет недостаточную эффективность. Применяемый в малой открытой экономике Беларуси режим таргетирования валютного курса, исходя из самой природы данного режима, и соответствующая этому режиму денежно-кредитная политика делают недостаточно активным процентный канал Национального

банка. Для эффективной борьбы с инфляционными и девальвационными тенденциями режим таргетирования валютного курса не располагает эффективными инструментами процентной политики. В условиях финансово-экономического кризиса в экономике Беларуси возможности повышения эффективности действия процентного канала трансмиссионного механизма Национального банка, а также проведение коммерческими банками эффективной процентной политики на денежном рынке зависят от ряда факторов. К ним относятся: проведение государством системных рыночных реформ; последовательный перевод предприятий и банков на систему жестких бюджетных ограничений; активизация процентного канала трансмиссионного механизма Национального банка, что позволит в условиях продолжающегося спекулятивного давления на рубль сделать более действенными процентные инструменты, в рамках стратегии перехода к режиму гибридного инфляционного таргетирования.

В заключительной части статьи мы представим доказательства нашей точки зрения относительно реалистичности критикуемой нами теории паритета процентных ставок и паритета покупательной способности и их применимости к практике функционирования конкурентной рыночной экономики и переходной экономики трансформируемой в рынок.

Теория паритета процентных ставок [5] основана на предположении о том, что уровни процентных ставок на разных рынках могут выравниваться за счет мгновенного приспособления спроса и предложения и мгновенной реакции финансовых посредников, которые, покупая и продавая деньги и финансовые инструменты, быстро направляют ресурсы в места их наиболее эффективного использования. Предполагается, что финансовые посредники действуют свободно и без ограничений в условиях совершенной заменимости активов, которые представляют собой совершенные субституты [3]. Из этих допущений следует гипотеза, что активам внутренне присущи риски практически одного количественного уровня, колебания которых близки к уровню «равновесия» процентных ставок.

Гипотеза о паритете процентных ставок предполагает, что в рыночной экономике существует саморегулирующийся механизм свободной конкуренции, совершенная мобильность капитала, что объективно вызывает мгновенную реакцию процентных ставок, которые на разных рынках приближаются к единому уровню. Данную точку зрения обоснованно критикует Сорос [6]. Использование на внутренних и международных финансовых рынках подобного предположения является нереалистичным, так как существует система барьеров, которые обусловлены выполнением государством своих функций по регулированию макроэкономической среды национальной экономики и внешнеэкономической деятельности субъектов экономики. Система этих факторов ограничивает прямые рыночные отношения между субъектами взаимосвязанных национальных рынков и не позволяет утверждать, что рынки являются совершенными и эффективными.

Я. Корнаи убедительно доказал, что система объективных ограничений закономерно порождает механизм трения между субъектами рынка и как реакцию на трение - приспособление их к реакциям друг друга, что обусловлено сложностью межсубъектного взаимодействия [1]. Механизм трения между субъектами рынка и приспособление их к поведению друг друга объективно создают систему ограничений на достижение целей, которые ставят в своей деятельности субъекты рынка, находя адекватные средства, необходимые для достижения поставленных целей. По причине институциональных ограничений в природе межсубъектного взаимодействия не существует условий для функционирования совершенного рынка. Закономерно возникающая информационная асимметрия во взаимодействии между субъектами порождает сложный механизм приспособления их к поведенческим реакциям друг друга. В этом случае оценка субъектами рисков и управление ими происходит в условиях реализации активной роли денег. Данную точку зрения в экономической теории новаторски обосновали Дж.М. Кейнс [7] и Я. Корнаи [1]. Под пассивной ролью денег они понимали выполнение деньгами функций простого товарного посредника, «тени» товара, «простого колеса обращения», но не кредитных денег.

Существует две формы паритета процентных ставок - покрытый и не покрытый паритет процентных ставок, что основано на допущении совершенной мобильности капитала и совершенной заменимости (субституции) активов. Покрытый паритет процентных ставок (covered interest rate parity - cip) предполагает, что инвестирование валюты, приносящей процент в национальной экономике и инвестирование валюты в иностранной экономике должно приносить одинаковый доход. Непокрытый паритет процентных ставок (uncovered interest rate parity - uip) связывает отношение процентных ставок с ожидаемым изменением валютного курса. Непокрытый паритет процентных

ставок вытекает из покрытого паритета процентных ставок, так как вводится допущение об эффективных рынках, поэтому форвардный курс в тенденции формирует будущий спот-курс.

Критикуемые нами гипотезы построены на теории классической дихотомии реального и монетарного секторов экономики, где предположение о функционировании бартерной экономики, в которой товары обмениваются друг на друга, а деньги являются лишь «тенью» товаров и пассивным посредником в обмене товаров, является ключевой методологической посылкой [5]. При этом предполагается наличие мгновенной реакции цен на изменения спроса и предложения на ресурсы, а также мгновенной мобильности потоков на рынках товаров и финансовых активов, являющихся совершенными субститутами. Из данных гипотез возникли нереалистичные предположения о паритете покупательной способности и паритете процентных ставок, которые мы не разделяем.

Идеалистическая концепция автоматического механизма функционирования рынка подразумевает отсутствие ограничений на постановку и достижение целей субъектами рынка, что критически отметил Ф.А. Хайек [8]. При этом поставленные цели идеально соответствуют имеющимся средствам их достижения, то есть цель субъекта и результат его поведения совпадают, что согласно неоклассической теории рынка является закономерностью, а не случайностью. Экономическая теория информационной асимметрии, положения которой мы разделяем, исходит из реалистичных допущений, отражающих факты, так как с помощью нереалистичных гипотез, противоречащих фактам, не может быть сформулирована экономическая задача, которая в адекватных терминах может быть корректно решена, а ее выводы и предложения использованы в практической сфере.

Нереалистичное совпадение поставленной цели с результатом являются условием и следствием функционирования совершенного рынка с обязательным условием мобильности движения капитала и совершенной субституции активов, обладающих количественно одинаковым уровнем рисков. Следствием введенных допущений стала концепция «чистых» или эффективных рынков совершенной конкуренции, что предполагает возможность установления равновесия между экономическими параметрами разных стран (денежными массами, уровнями цен, доходов, валютных курсов, процентных ставок) в краткосрочный период времени. Предположение о существовании единой цены товара и денег, которая в краткосрочный период времени выравнивается за счет мобильного перемещения капитала и совершенной субституции активов на международных рынках лежит в основе предположений о существовании паритета покупательной способности и паритета процентных ставок.

Теория паритета покупательной способности выражается в том, что с учетом валютных курсов товары везде должны продаваться по единой цене. Иначе говоря, валютный курс должен зависеть от уровня товарных цен в разных странах. При этом предполагается мгновенная реакция чистого экспорта на малейшие изменения реального валютного курса. Считается, что деньги обладают одинаковой покупательной способностью во всех странах (валютный курс, процентные ставки) при «близости» равновесного обменного курса к уровню паритета покупательной способности [9].

Теория классической дихотомии реального и монетарного секторов экономики не учитывала сложность механизма приспособления цен на товары и деньги к изменениям спроса и предложения, поэтому появилась теория саморегулирования рыночной экономики на уровне национальной экономики и международной экономики. При этом игнорировались институты сложного приспособления (адаптации) и трения в поведенческих отношениях субъектов. Очевидным фактом является то, что государство осуществляет допуск на рынки нерезидентов, вводит систему таможенных ограничений, ограничения на движение капитальных потоков во внешнеэкономической сфере. В теории классической дихотомии не принималась во внимание разница в уровнях производительности использования ресурсов, уровнях ВВП, разных уровнях рисков на денежных рынках в различных странах мира, склонности разных типов экономики в дефляции или инфляции. Предположение о безразличии субъектов к тому, в какие активы они вкладывают деньги, что является условием совершенной конкуренции, по своей природе противоречит реальности денежных рынков.

Чем более слабыми являются конкурентные рыночные механизмы трансформационной экономики, а также чем менее развитыми являются финансовые рынки и чем более силен контроль над капитальным счетом для внешних иностранных потоков капитала со стороны государства, тем более нереалистичными являются предположения и выводы теорий паритета процентных ставок и паритета покупательной способности.

Если в условиях финансово-экономического кризиса институциональная структура экономик развитых стран, работающих в рамках закономерностей капиталистического цикла, имеет объективную склонность к дефляции, а институциональная структура экономики Беларуси наоборот имеет объективную склонность к высокой инфляции, то возникает закономерный вопрос: «О каком паритете процентных ставок и паритете покупательной способности валют в столь разных экономических системах может идти речь»? Наш вывод звучит следующим образом: «Операцио-нальность данных теорий для решения практических нужд регулирования трансформационных экономик крайне низка». По этой причине теория асимметричной информации, учитывающая сложность межсубъектного приспособления предприятий и банков к поведению друг друга, является научной методологией для анализа факторов, определяющих уровень и динамику процентных ставок, а также позволяет адекватно объяснить процесс их установления в банковской системе трансформационной экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корнаи, Я. Дефицит / Я. Корнаи; пер. с англ. - М.: Наука, 1990. - 608с.

2. Корнаи, Я. Путь к свободной экономике / Я. Корнаи. - М.: Экономика, 1990. - 152с.

3. Сакс Джефри, Д. Макроэкономика: Глобальный подход / Д. Сакс Джефри, Б. Ларен Филипе; пер. с англ. - М.: Дело, 1996. - 848с.

4. Долан, Э. Дж. Рынок: микроэкономическая модель / Э. Дж. Долан, Д.Е. Линдсей; пер. с англ. - СПб.: СП «Автокомп», 1992. - 496с.

5. Харрис, Л. Денежная теория / Л. Харрис. - М.: Прогресс, 1990. - 750с.

6. Сорос, Дж. Алхимия финансов / Дж. Сорос. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 415с.

7. Кейнс, Дж. М. Избранные произведения / Дж. М. Кейнс. - М.: Экономика, 1993. - 543с.

8. Хайек, Ф.А. Частные деньги /Ф.А. Хайек. - Тверь: Институт национальной модели экономики, 1996. -229с.

9. Грегори Мэнкью, Н. Макроэкономика / Н. Грегори Мэнкью; пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ, 1994. -736с.

THEORETICAL ASPECTS OF INTEREST RATE POLICY IN THE BANKING SYSTEM OF BELARUS

V.N. USOSKY Summary

The analysis of interest rate realizing in the banking system of Belarus is provided. The limits of the usage of interest rate parity, purchasing power parity and theory of asymmetric information are defined.

It is proved, that the theory of asymmetric information adequately takes into account the complexity of subject adaptation of enterprises and banks to the behavior of each other and can be considered as scientific methodology for analysis of the factors, defining the level and dynamics of the interest rates in the banking system, which is the element of the transformational economy.

© Усоский В.Н.

Поступила в редакцию 12 октября 2010г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.