Научная статья на тему 'Теоретические аспекты проблемы формирования профессиональной готовности будущих магистров педагогического а образования к применению адаптивной образовательной среды в профильных классах'

Теоретические аспекты проблемы формирования профессиональной готовности будущих магистров педагогического а образования к применению адаптивной образовательной среды в профильных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АДАПТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ГОТОВНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / СОЗДАНИЕ АДАПТИВНОЙ СРЕДЫ / ADAPTATION / ADAPTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / READINESS / FORMATION OF READINESS / CREATING AN ADAPTIVE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башук Юлия Андреевна

В статье анализируется опыт создания, адаптивной образовательной среды в системе современного образования. Автор статьи осуществляет обзор источников, посвященных изучению основных аспектов реализации адаптивной образовательной среды на всех образовательных ступенях, и делает вывод о целесообразности создания адаптивной образовательной среды и ее применения в профильных классах с учетом специфики решаемых задач. Отмечается необходимость специальной подготовки педагогических кадров к реализации адаптивной образовательной среды в профильных классах и предлагает структуру формирования профильной подготовки будущего магистра педагогического образования к реализации адаптивной образовательной среды в профильных классах. В качестве ведущих компонентов выделяются следующие: целевой, мотивационный, теоретический, практический, рефлексивный. В работе особое место отводится освещению принципов, обеспечивающих эффективную реализацию адаптивной образовательной среды. К этим принципам относятся: системной деятельности, адекватного реагирования, адаптивного управления для достижения результата, вариативного выбора профессиональной позиции педагога, педагогизации деятельности участников (самостоятельность и коллективизм).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Башук Юлия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Aspects of the Problem of Forming the Professional Readiness of Future Masters of Pedagogical Education to Implement Adaptive Educational Environment in Profile Classes

The article considers the topic of adaptive educational environment building in modern educational system. The author of the article analyzes the sources dedicated to the study of the main aspects of implementation of adaptive educational environment at all educational levels, and concludes that it is expedient to create an adaptive educational environment and its implementation in profile classes, taking into account the specifics of the tasks being solved. The need for special training of pedagogical personnel for the implementation of the adaptive educational environment in profile classes is noted, and the structure of the formation of the profile preparation of a future master of pedagogical education for the implementation of the adaptive educational environment in profile classes is suggested. The following components are of the greatest importance: target, motivation, theory, practice, reflection. The article draws attention to the principles which provide effective adaptive educational environment realization. They are the principles of systematic activity, adequate reaction, adaptive management, variative choice of the professional position of a teacher, pedagogy of the participants’ activity (independence and collectivism).

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты проблемы формирования профессиональной готовности будущих магистров педагогического а образования к применению адаптивной образовательной среды в профильных классах»

УДК 378.147 ББК 74.48

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ АДАПТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

I Ю.А. Башук

Аннотация. В статье анализируется опыт создания адаптивной образовательной среды в системе современного образования. Автор статьи осуществляет обзор источников, посвященных изучению основных аспектов реализации адаптивной образовательной среды на всех образовательных ступенях, и делает вывод о целесообразности создания адаптивной образовательной среды и ее применения в профильных классах с учетом специфики решаемых задач. Отмечается необходимость специальной подготовки педагогических кадров к реализации адаптивной образовательной среды в профильных классах и предлагает структуру формирования профильной подготовки будущего маги-94 стра педагогического образования к реализации адаптивной образовательной среды в профильных классах. В качестве ведущих компонентов выделяются следующие: целевой, мотивационный, теоретический, практический, рефлексивный. В работе особое место отводится освещению принципов, обеспечивающих эффективную реализацию адаптивной образовательной среды. К этим принципам относятся: системной деятельности, адекватного реагирования, адаптивного управления для достижения результата, вариативного выбора профессиональной позиции педагога, педагогизации деятельности участников (самостоятельность и коллективизм).

Ключевые слова: адаптация, адаптивная образовательная среда, готовность, формирование готовности, создание адаптивной среды.

THEORETICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF FORMING THE PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE MASTERS OF PEDAGOGICAL EDUCATION TO IMPLEMENT ADAPTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN PROFILE CLASSES

| Y.A. Bashuk

Abstract. The article considers the topic of adaptive educational environment building in modern educational system. The author of the article analyzes the sources dedicated to the study of the main aspects of implementation of adaptive educational environment at all educational levels, and concludes that it is expedient to create an adaptive educational environment and its implementation in profile classes, taking into account the specifics of the tasks being solved. The need for special training of pedagogical personnel for the implementation of the adaptive educational environment in profile classes is noted, and the structure of the formation of the profile preparation of a future master of pedagogical education for the implementation of the adaptive educational environment in profile classes is suggested. The following components are of the greatest importance: target, motivation, theory, practice, reflection. The article draws attention to the principles which provide effective adaptive educational environment realization. They are the principles of systematic activity, adequate reaction, adaptive management, variative choice of the professional position of a teacher, pedagogy of the participants' activity (independence and collectivism).

Keywords: adaptation, adaptive educational environment, readiness, formation of readiness, creating an adaptive environment.

Функционирование современной лингводидактики находится в тесной взаимосвязи с тенденциями «избыточности информационного ресурса» и стремительным развитием техники и технологий. Восприятие учащимися данных при самостоятельном исследовательском поиске ограничено выделяемыми сроками выполнения заданий и трудностями критического отбора достоверного материала. Соответственно, если ранее проблемы адаптации к обучению связывались со стрессом смены образовательной среды, то теперь стоит учитывать и психофизиологическую

95

нагрузку, вызванную анализом и принятием большого объема доступных знаний. Исходя из данных условий, а также учитывая недостаточную изученность проблемы адаптации, определена тема настоящего исследования: «Формирование готовности магистра педагогического образования к созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах (на примере лингвистического профиля)».

Говоря о необходимости разработки адаптивной образовательной среды, автор статьи опирается на концепцию Г. Селье о выражении

способности человека к приспособлению через концентрацию усилий, направленных на сохранение внутренней природы и соответствие внешней среде. Преодолевая комплекс учебных проблем в условиях определенной модели образовательной среды, учащийся сталкивается с ситуацией интеллектуального затруднения. Согласно концепции, адаптация проходит несколько фаз:

1) фаза тревоги, активизирующая внутренние силы на смену характеристик;

2) фаза сопротивления или адаптации;

3) завершающая фаза истощения адаптационных ресурсов организма.

Термин «адаптивная среда» был качественно определен как условия реализации инновационного подхода в обучении в трудах Т.М. Давы-денко, Т.И. Шамовой, Н.П. Капустина. Поскольку образовательный процесс по своей природе является гармонично функционирующей система мой взаимосвязанных образователь-96 ных компонентов, соответственно выделяются следующие компоненты адаптивной среды:

• учебные и учебно-исследовательские учреждения;

• методики, подходы и технологии;

• собственно личности и учебные коллективы.

Существует два ключевых способа адаптации к образовательной среде: пассивный и активный. Первый предполагает активизацию устойчивости к внешним изменениям характеристик учащегося. Осуществляется стимулирование выносливости, тренировка терпеливости при воздей-

ствии на объект. Второй способ адаптации к образовательной среде предполагает обратный подход к реагированию на перемены в условиях обучения. Активный ученик оказывает сопротивление, противодействует смене характеристик, компенсируя внешние изменения [1].

В статье «Адаптивная образовательная среда как педагогическое пространство обучения детей с ограниченными возможностями развития» В.А. Ситарова, С.Н. Глаголева и А.И. Шутенко отмечается, что организация адаптивной образовательной среды позволяет снизить уровень тревожности при смене состояния как учащихся, так и их родителей. Создаются возможности равного доступа к образовательной системе, уменьшаются факторы психологического риска школьного адаптационного периода [2].

Конструирование адаптивной образовательной среды реализует следующие концепции, законы и документы Российской федерации (см. табл. 1) [3].

Создание адаптивной образовательной среды проходит по двум организационным направлениям [4]:

a) административное: нормативно-правовая база, координация деятельности образовательных структур;

b) собственно профессиональное: диагностика, психолого-педагогическое консультирование, организация учебного процесса.

При разработке данного направления представляется важным основываться на концепцию Г.А. Русских, который определяет следующие принципы создания адаптивной образовательной среды [5]:

Таблица 1

Концепции развития РФ, реализуемые при создании адаптивной образовательной среды

№ Описание

1 «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» (приказ Минобразования России от 18.07.2002 № 2783) и постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 года №334 «О проведении эксперимента по профильному обучению на старшей ступени общего образования»

2 «Концепция непрерывного педагогического образования», а также задача обеспечить вовлечение существующего педагогического потенциала в процесс модернизации современного образования посредством разработки содержания ДПО по «Программе модернизации педагогического образования»

3 45-я сессия Международной образовательной конференции ЮНЕСКО «Усиление роли учителей в изменяющемся мире» (1996, г Женева)

4 V Международная конференция ЮНЕСКО «Непрерывное образование для всех. Учение взрослых: ключ к XXI веку». (1997, г Гамбург)

5 Право всех граждан РФ на образование по закону «Об образовании» (статья 5).

6 Согласно закону «Об Образовании в РФ» (глава 2 статья 10), образование включает в себя общее, профессиональное, дополнительное и профессиональное обучение, реализующие доступность реализации права на непрерывное образование

7 «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р): поддержка перехода к системе непрерывного образования

8 Стратегия инновационного развития России до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р): соответствие задаче увеличения кадров в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Согласование всех ступеней образовательной системы для формирования у граждан с раннего возраста знаний, умений и навыков, востребованных в обществе и экономике инноваций. Воспитываемый «инновационный человек» мотивируется на разработку инноваций, внедрение их в жизнь общества

• системной деятельности;

• адекватного реагирования;

• адаптивного управления для достижения результата;

• вариативного выбора профессиональной позиции педагога;

• педагогизации деятельности участников (самостоятельность и коллективизм).

Процесс создания адаптивной образовательной среды является комплексным, его эффектитвность зависит от процесса формирования готовности будущего магистра педагогического образования по реализации возможностей адаптивной образовательной среды. Понятие готовности

обсуждается в трудах исследователей и интерпретируется вариативно. Так, П.П. Блонский, А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик и И.А. Колесникова определяют готовность, как способность специалиста сформулировать собственное мнение по актуальным вопросам педагогики и принимать соответствующие решения. В статье «Формирование готовности магистров педагогического образования к социально-педагогической деятельности» И.А. Неясова упоминает еще две дефиниции. По определению Н.В. Рябовой, готовность — это «действенное (активное) состояние личности, установку на определенное

97

ВЕК

Ступени адаптивной школы

Таблица 2

поведение, мобилизованность сил для выполнения поставленной задачи, актуализацию необходимых знаний и сформированность умений», по мнению Е.Ю. Сизгановой — это «устойчивая структурно-функциональная система интегративных качеств личности педагога в единстве социокультурного, профессионально-личностного и профессионально-деятельностного компонентов, обеспечивающих продуктивную социально-педагогическую деятельность и стратегии собственной жизнедея-

по тельности» [6].

98 Согласно А.В. Гвоздевой, достигнуть обозначенного состояния готовности магистров педагогического образования возможно посредством дифференциации и интеграции образовательного процесса в вузе. Таким образом, многоплановый характер данных явлений является средством осуществления воздействий (табл. 2) [9].

Большую значимость для данного исследования представляет концепция, предложенная В.А. Сластени-ным, в соответствии с которой готовность включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, теоретический, практический и рефлек-

сивный. Единство всех указанных компонентов обеспечивает эффективность деятельности будущих магистров по реализации возможностей адаптивной образовательной среды.

Особое место среди исследований проблем адаптации в образовательном процессе занимает работа Е.Ш. Ямбурга, диссертация которого посвящена концепции формирования адаптивной школы как инновационной модернизации устройства школы. Выбираемая вместо других современных моделей в России и на Западе (дуалистическая, всеохватывающая, единая), модель адаптивной школы реализует ряд педагогических принципов [10]:

a) принцип взаимодействия;

b) принцип междисциплинарно-сти;

c) принцип дифференциации образования.

По своей сути, адаптивная школа является системой плавно сообщающихся образовательных ступеней (табл. 3).

Таким образом, старшая ступень образования и профессиональное образование, непосредственно входящее в нее, является важнейшей составляющей адаптивной школы.

Таблица 3

Направленность результатов применения модели интегративно-дифференцированного образовательного процесса

Детский сад (интегративная образовательная модель)

Начальная школа + пятый класс

(модель "смешанных способностей")

Основная школа (отборочно-поточная модель)

Старшая школа (отборочно-поточная модель)

Поскольку профильные классы старшей школы являются составляющим фактором данного исследования, нельзя не обратить внимания на результаты эмпирического оценивания результатов воздействия адаптивной образовательной модели инновационной школы, осуществленного Е.Ш. Ямбургом. Эксперимент, проведенный в гимназических классах старшей школы, показал высокую оценку эффективности предложенной концепции адаптивной школы. Итак, выделены следующие направления изменений:

1. Ликвидация второгодничества, связанного с неуспеваемостью.

2. Около 87—89% учеников продолжают обучение в старшей школе, в случае с особым состоянием здоровья — в режиме домашнего обучения.

3. Около 94—96% выпускников старшей школы поступают в высшую школу.

4. Высокие результаты обучения в высшей школе выпускников адаптивной школы (по сравнительному анализу сессионных отметок).

5. Отсутствие серьезных правонарушений, совершенных учениками и выпускниками адаптивной школы.

6. Снижение хронических патологий среди учащихся по основным назологическим формам в результате комплексной медико-психолого-педагогической коррекции.

7. Рост мастерства педагогов адаптивной школы.

Таким образом, на сегодняшний день сформирована точка зрения о необходимости внедрения адаптивной образовательной среды в образовательный процесс, результативность которой подтверждена эмпирически в работах И.А. Неясовой, Ш.А. Маго-медова, Д.А. Салмановой, В.А. Сита-рова, С.Н. Глаголева, А.И. Шутенко, Е.Ш. Ямбурга, Г.А. Русских и др. Полученные положительные изменения в успеваемости и эффективности формирования дальнейшей образовательной траектории учащихся адаптивной среды показали, что существует потребность в подготовке специалистов педагогического образования к самостоятельной разработке адаптивной образовательной среды в профильных классах. Использование адаптивной образовательной среды позволит вывести профильное обучение на новый качественный уровень и обеспечить более эффективное решение учебных, развивательных, воспитательных задач в профильных классах.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ткаченко, Б.И. Основы физиологии человека. Том 1 [Текст] / Б.И. Ткаченко. -СПб.: Международный фонд истории науки, 1994. - 567 с.

99

ЕК

100

2. Глаголев, С.Н. Адаптивная образовательная среда как педагогическое пространство обучения детей с ограниченными возможностями развития [Текст] / С.Н. Глаголев, В.А. Ситаров, А.И. Шутен-ко // Знание. Понимание. Умение - 2003. - № 3 [Электронный ресурс]. - URL: http://cyber leninka.ru/article/n/adaptivnaya-obrazovatelnaya-sreda-kak-pedagogichesk oe-prostranstvo-obucheniya-detey-s-ogran ichennymi-vozmozhnostyami-razvitiya (дата обращения: 03.08.2016).

3. Антропова, М.Ю. Организационно-педагогические условия повышения квалификации учителей профильных педагогических классов: Дис. ... канд. пед. наук [Текст] / М.Ю. Антропова. - М., 2003.

4. Осина, С.В. Методика формирования готовности магистров техники и технологии к инновационной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук [Текст] / С.В. Осина. -Тамбов, 2007.

5. Русских, Г.А. Актуальность проблемы подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды [Текст] / Г.А. Русских // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. -2009. - № 2 [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-problemy-podgotovki-uchitelya-k-proektiro vaniyu-adaptivnoy-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 10.07.2016).

6. Неясова, И.А. Формирование готовности магистров педагогического образования к социально-педагогической деятельности [Текст] / И.Я. Неясова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 5 [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.science-education.ru/ru/article/view? id=21885 (дата обращения: 03.08.2016).

7. Бережная, И.Ф. Профессиональное развитие специалиста в образовательном процессе вуза [Текст] / И.Ф. Бережная, А.В. Белошицкий // Вестник Тамбовского университета - 2010. - № 5 [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/artic le/n/professionalnoe-razvitie-spetsialista-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza (дата обращения: 11.08.2016).

8. Магомедов, Ш.А. Деятельностный подход в профессиональной подготовке ма-

гистра педагогического образования [Текст] / Ш.А. Магомедов, Д.А. Салмано-ва // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/deyatelnostnyy-podhod-v-profess ionalnoy-podgotovke-magistra-pedagogic heskogo-obrazovaniya (дата обращения: 27.07.2016).

9. Гвоздева, А.В. Интегративно-дифферен-цированный подход к развитию субъект-ности студентов вуза в процессе обучения французскому языку: Дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / А.В. Гвоздева. - Курск, 2009.

10. Ямбург, Е.Ш. Теоретические основы и практическая реализация модели адаптивной школы: Дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / Е.Ш. Ямбург. - М., 1997.

REFERENCES

1. Antropova M.Ju., Organizacionno-pedago-gicheskie uslovija povyshenija kvalifikacii uchitelej profilnyh pedagogicheskih klassov, PhD dissertation (Pedagogy), Moscow, 2003. (in Russian)

2. Berezhnaja I.F., Beloshickij A.V., Profes-sionalnoe razvitie specialista v obrazovatel-nom processe vuza, Vestnik Tambovskogo universiteta, 2010, No. 5, available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-razvitie-spetsialista-v-obrazovatelnom-pro tsesse-vuza (accessed: 11.08.2016). (in Russian)

3. Glagolev S.N., Sitarov V.A., Shutenko A.I., Adaptivnaja obrazovatelnaja sreda kak ped-agogicheskoe prostranstvo obuchenija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami razviti-ja, Znanie. Ponimanie. Umenie, 2003, No. 3, available at: http://cyberleninka.ru/article/n7 adaptivnaya-obrazovatelnaya-sreda-kak-pedagogicheskoe-prostranstvo-obucheniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-razvitiya (accessed: 03.08.2016). (in Russian)

4. Gvozdeva A.V., Integrativno-differenciro-vannyj podhod k razvitiju subektnosti stu-dentov vuza v processe obuchenija francuzs-komu jazyku, ScD dissertation (Pedagogy), Kursk, 2009. (in Russian)

ЕК

5. Jamburg E.Sh., Teoreticheskie osnovy iprak-ticheskaja realizacija modeli adaptivnoj shkoly, ScD dissertation (Pedagogy), Moscow, 1997. (in Russian)

6. Magomedov Sh.A., Salmanova D.A., Deja-telnostnyj podhod v professionalnoj podgo-tovke magistra pedagogicheskogo obrazova-nija, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2011, No. 3, available at: http://cyberleninka.ru/article/n7deyatelnost-nyy-podhod-v-professionalnoy-podgotovke-magistra-pedagogicheskogo-obrazovaniya (accessed: 27.07.2016). (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Nejasova I.A., Formirovanie gotovnosti ma-gistrov pedagogicheskogo obrazovanija k socialno-pedagogicheskoj dejatelnosti, Sov-remennye problemy nauki i obrazovanija, 2015, No. 5, available at: http://www.sci-

ence-education.ra/ru/article/view?id=21885 (accessed: 03.08.2016). (in Russian)

8. Osina S.V., Metodika formirovanija gotovnosti magistrov tehniki i tehnologii k innova-cionnoj dejatelnosti, PhD dissertation (Pedagogy), Tambov, 2007. (in Russian)

9. Russkih G.A., Aktualnost problemy podgo-tovki uchitelja k proektirovaniju adaptivnoj obrazovatelnoj sredy, Vestnik Vjatskogo go-sudarstvennogo gumanitarnogo universiteta, 2009, No. 2, available at: http://cyberlenin-ka.ru/article/n/aktualnost-problemy-podgoto vki-uchitelya-k-proektirovaniyu-adaptivnoy-obrazovatelnoy-sredy (accessed: 10.07.2016). (in Russian)

10. Tkachenko B.I., Osnovy fiziologii cheloveka, Vol. 1, St. Petersburg, Mezhdunarodnyj fond istorii nauki, 1994, 567 p. (in Russian)

Башук Юлия Андреевна, аспирантка, кафедра методики преподавания иностранных языков,

Курский государственный университет, Julia.naucom@gmail.com Bashuk Y.A., Post-Graduate Student, Theory and Methods of Teaching Foreign Languages Department, Kursk State University, Julia.naucom@gmail.com

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.