Научная статья на тему 'Теоретические аспекты проблемы формирования готовности студентов педагогического вуза к работе с детьми с особыми образовательными потребностями'

Теоретические аспекты проблемы формирования готовности студентов педагогического вуза к работе с детьми с особыми образовательными потребностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / СОСТОЯНИЕ / УСТАНОВКА / ГОТОВНОСТЬ К РАБОТЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одинокова Наталья Александровна

В статье рассмотрены различные подходы и толкования этого слова. Приведены различные виды готовности к профессиональной педагогической деятельности. Подчеркивается необходимость личностных качеств, комплекса умений и профессиональных характеристик у студентов педагогических вузов при подготовке к встрече с ребенком, имеющим особые образовательные потребности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты проблемы формирования готовности студентов педагогического вуза к работе с детьми с особыми образовательными потребностями»

УДК 378+376.3

Одинокова Наталья Александровна

Старший преподаватель кафедры логопедии и детской речи Института детства Новосибирского государственного педагогического университета, odinokova2008@mail.ru, Новосибирск

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИя ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РАБОТЕ

с детьми с особыми образовательными потребностями

Аннотация. В статье рассмотрены различные подходы и толкования этого слова. Приведены различные виды готовности к профессиональной педагогической деятельности. Подчеркивается необходимость личностных качеств, комплекса умений и профессиональных характеристик у студентов педагогических вузов при подготовке к встрече с ребенком, имеющим особые образовательные потребности.

Ключевые слова: готовность, состояние, установка, готовность к работе, профессиональная готовность, готовность к профессиональной деятельности, формирование готовности.

Odinokova Natalya Alexandrovna

Senior teacher of the department of speech therapy and children s speech of the institute of childhood at the Novosibirsk state pedagogical university, odinokova2008@mail.ru, Novosibirsk

THEORETICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF FORMATION OF READINESS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS TO WORK WITH CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Abstract. In article the concept «readiness» is defined, various approaches and interpretation of this word are considered. Different types of readiness for professional pedagogical activity are given. Need of personal qualities, complex of abilities and professional characteristics at students of pedagogical higher education institutions is emphasized, by preparation for a meeting with the child having special educational needs.

Keywords: readiness, condition, install, ready for operation, professional readiness, readiness for professional activity, readiness formation.

В последние десятилетия образовательная политика в нашей стране активно нацелена на создание оптимальной безбарьерной среды для включения детей с отклонениями в развитии в общеобразовательные учреждения. В условиях увеличения численности детей с особыми образовательными потребностями возникает необходимость подготовки студентов - будущих педагогов, способных оказывать своевременную квалифицированную коррекционно-педагогическую, социально-психологическую и пропедевтическую помощь детям данной категории.

Взгляд на проблему готовности в том виде, как она представлена в литературе, дает нам основание говорить, что в толковании этого слова можно заметить различные подходы. Так понятие «готовность» широко используется философами, психолога-

ми, педагогами, социологами. Опираясь на словарное значение и практику толкования термин «готовность» понимается как состояние, результат или установка на что-либо. Если рассматривать определение готовности как состояния, то немецкий философ Хайдеггер Мартин (1886-1976) дает следующее определение: «действующая в человеке настроенность, ... которая определяет в данный момент все его чувства, мысли и желания, ... исходный момент нашего существования» [4, с. 427]. Толкование «установки» в зависимости от индивида и времени в философском понимании определяют как отношение к какому-либо предмету, событию, факту, мнению, делу, лицу, а также и прежде всего в каком виде они нам непосредственно представляются, т.е. то, как они реализуются в мире наших восприятий

[Там же. С. 469]. Причем установки могут быть обусловлены внутренними (потребностями, направленностью внимания) или вызываться определенными моментами внешнего события (субъективные и объективные).

Психологи видят в определении «готовность» психическое состояние личности (А. А. Ухтомский) и устойчивое качество личности как результат приближения к осуществлению деятельности, мобилизованность сил для выполнения задачи (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович). А. Г. Ковалев высказывает сходную мысль и рассматривает готовность как качество личности, включающее в себя сознание личностной и общественной значимости деятельности, положительное отношение к ней и способность к ее выполнению.

В педагогике многие исследователи видят в «готовности» интегральное качество, вобравшее в себя совокупность мотивов, теоретических, методических и практических знаний, навыков и умений (Н. М. Яковлева).

A. Б. Боровков подтверждает определение готовности как «сложного психологического образования, которое включает в себя: положительное отношение к профессиональной деятельности, адекватные требования к профессиональной деятельности, качествам личности и способностям, необходимые знания, умения и навыки, устойчивые профессионально важные особенности психических процессов» [1, с. 72].

Современные исследования по проблеме готовности ведутся по направлениям: профессиональной готовности (В. П. Бездухов, К. М. Дурай-Новаковская, Н. И. Кузнецова, Л. М. Митина, А. И. Мищенко, Е. В. Ромашина), личностной готовности (А. А. Па-сишников, И. А. Романова, М. Ю. Савченко, Н. Ю. Самыкина, Е. М. Шалина, Б. А. Ясь-ко), профессионально-личностной готовности (Т. Н. Банщикова, Э. Н. Маковская, Л. Т. Чернова), психологической готовности (Е. В. Баранова, О. В. Гурова, М. И. Дьяченко, В. В. Ершова, Л. А. Кан-дыбович, И. А. Калинина, Б. Д. Парыгин,

B. Ф. Сахаров, А. В. Скрипченко, Б. А. Со-сновский, Е. Н. Францева), нравственно-психологической готовности (А. Г. Ковалев, И. Б. Шмелева), нравственной готовности (И. С. Харчева), интеллектуальной готов-

ности (Т. В. Слюсаревская), коммуникативной готовности (Е. А. Родина), информационно-коммуникационной готовности (С. В. Шмелева), моральной готовности (А. В. Зосимовский), мотивационной готовности (О. Н. Коптяева), дидактической готовности (Т. И. Горелова), компьютерной готовности (А. М. Подрейко).

Приведенные выше точки зрения ученых, исследователей и практиков свидетельствуют о наличии различных подходов к определению «готовности». Это объясняется тем, что рассматриваются разные виды готовности. Также имеет значение то, к какому конкретно виду деятельности относится готовность и какова специфика самой деятельности. Заслуживают внимания подходы к пониманию понятия «профессиональная готовность», «готовность к профессиональной деятельности».

Большинство исследователей (А. К. Маркова, К. К. Платонов и др.) считают, что профессиональная готовность является необходимым условием успешного выполнения профессиональной деятельности - она интегрирует психологические и личностные характеристики, качества и свойства личности, знания, умения и установки, которые обусловлены системой профессиональных требований к специалисту.

Можно предположить, что готовность «к работе» обладает общими свойствами готовности «к деятельности», в нашем исследовании - педагогической, с присущими ей определенными особенностями, которые дают основание рассматривать ее как профессиональную.

Современные исследования в области создания научно обоснованной системы профессиональной педагогической подготовки получили освещение в работах С. И. Архангельского, Е. П. Белозерцева, И. Ф. Исаева, Н. В. Кузьминой, А. И. Щербакова. Рассмотрены различные аспекты данной системы: сущность и процесс формирования педагогических умений (О. А. Абдуллина, Л. Ф. Спирин); содержание и структура педагогического мастерства (В. А. Кан-Калик, Н. Е. Щуркова); условия формирования профессиональной культуры педагога (М. Я. Виленский, И. Ф. Исаев, Н. Д. Никандров).

Исследователи, занимающиеся про-

блемой подготовки будущих педагогов (Ю. В. Алеева, Л. А. Гаппоева, Ф. Н. Го-ноболин, Н. М. Гумирова, О. В. Ибрянова, Н. Д. Левитов, И. Ф. Слепцова), сходятся в едином мнении о том, что основными параметрами, определяющими состояние готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности, являются: способности, включающие в себя комплекс умений и навыков (уровень знаний, эрудиция, владение современными средствами и методами научного познания); качества личности (трудолюбие, любознательность, ответственность); мотивация (осознание социальной и личностной значимости деятельности); возможность к взаимодействию с воспитанниками.

Н. М. Гумирова подчеркивает, что педагог системы специального образования должен быть деятельным, инициативным, энергичным, уверенным в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательным и тактичным [2].

По-нашему мнению, это любовь к детям с особыми образовательными потребностями в развитии, сопереживание их проблемам, стремление оказывать помощь и поддержку в преодолении социальных неурядиц, интерес и желание учить такого ребенка. В структуре готовности педагога-дефек-толога Н. М. Назарова, В. Г. Петрова, И. В. Белякова выделяют такие качества, как профессиональное мировоззрение и оптимизм, проявляющиеся в его социально активном отношении к субъекту педагогического воздействия (в нашем случае к ребенку с особыми образовательными потребностями).

Необходимо отметить точку зрения и значительный вклад в разработку проблемы профессиональной готовности учителя А. С. Макаренко, который особо выделял роль педагогического мастерства в деятельности учителя. Отмечая пути овладения этим мастерством, ученый подчеркивал необходимость глубокого овладения педагогической теорией - «самой сложной, диалектической, подвижной наукой», а также технологией организации педагогического процесса и педагогических технологий.

Основываясь на этих рассуждениях, можно сделать вывод о том, что «профессиональная готовность специалиста пред-

полагает наличие у него соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности саморегуляции, самонастроя на соответствующую деятельность, умения мобилизовать свой профессиональный (духовный, личностный, физический) потенциал на решение поставленных задач в соответствующих условиях» [7, с. 459].

Чтобы профессионально решать задачи, возникающие в процессе педагогической деятельности с детьми, имеющими особые образовательные потребности, каждый педагог должен владеть системой знаний и системой педагогических умений, которые являются важнейшими компонентами квалификационной характеристики педагога, а также, как утверждает И. А. Романова «совокупностью личностных качеств, определяющих заинтересованное и ответственное отношение к своей профессиональной деятельности, принятие предъявляемых ею требований, адекватное понимание присущих ей трудностей и установку на их преодоление» [8, с. 13].

Таким образом, в готовности к работе с детьми с особыми образовательными потребностями можно выделить психофизический, личностный, духовный, нравственный и социальный аспект.

В нашем исследовании мы предлагаем рассматривать «готовность» как:

- устойчивое состояние, определяющее способность к деятельности (на личностном уровне); совокупность знаний, навыков, умений и компетенций, обеспечивающих продуктивность деятельности (на функциональном уровне); преднастройку к деятельности (на психофизиологическом уровне);

- профессионально-личностную потребность в осуществлении педагогической деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями, через формирование мотивационного компонента;

- интегральную характеристику человека как индивида, личности и субъекта деятельности, обеспечивающую взаимосвязь внутреннего состояния человека с внешними ситуационными условиями, а также с предстоящими задачами и целями профессиональной деятельности;

- активное состояние, в котором концентрируются возможности человека, дости-

гающие высшей степени и которое, в зависимости от его индивидных, личностных и субъектных особенностей и условий деятельности, проявляется как последовательное осознание целей, оценка имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия, прогнозирование вероятности достижения результата и мотиваци-онных, волевых, интеллектуальных усилий, необходимых для его достижения, мобилизация сил на достижение целей.

Опираясь на подходы, изложенные в вышеназванных работах целесообразно сформулировать следующее определение: профессионально-личностную готовность студента следует понимать как профессиональную теоретическую и практическую подготовленность, совокупность личностных характеристик, а также способность к решению исполнительских и творческих задач, к выполнению квалификационной деятельности, зависимую как от знаний, умений, так и от степени убежденности и потребности пользоваться этой способностью.

Сущность понятия «формирование» рассматривается нами вслед за Н. М. Назаровой, как процесс усвоения знаний, умений, навыков, накопления личностью положительных качественных изменений в сфере социальных, педагогических и профессиональных отношений, состояний, действий, с целью осознанного самодвижения к новому, целостному, качественно более совершенному и содержательному состоянию личности учителя. Считаем, что формировать профессиональную направленность у студентов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями - это значит укреплять у них положительное отношение к своей будущей профессии, интерес, склонности и способности к ней.

Анализ психолого-педагогических исследований в области профессионального обра-

зования будущих педагогов и подготовки их к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, позволил сделать вывод о том, что теоретическая разработка проблемы в настоящее время ведется достаточно активно. Логика исследования заключается в дальнейшем определении структуры готовности студента к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, определении критериев и показателей сформированности такой готовности.

Библиографический список

1. Боровков А. Б. Готовность студентов педагогического вуза к применению педагогической технологии длительного отслеживания развития учащихся в ходе образовательного процесса: дисс. ... канд. пед. наук. - Калуга, 2003. - 210 с.

2. Гумирова Н. М.Организационно-педа-гогические условия формирования готовности студентов колледжа к коррекционной работе в дошкольных образовательных учреждениях: ав-тореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Томск, 2008. -192 с.

3. Дурай-Новаковская К. М. Основы и закономерности процесса формирования профессиональной готовности к педагогической деятельности: автореф. дисс. ... док. пед. наук. - М., 1983. - 18 с.

4. Краткая философская энциклопедия. -М., Прогресс , 1994. - 758 с.

5. Левитов Н. Д. К психологии формирования авторитета учителя. - [Электронный ресурс]. -URL: http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre-258.htm (дата обращения: 26.07.2013).

6. Лисуренко Л. А. Формирование готовности к взаимодействию с особым ребенком у будущих педагогов-воспитателей специальных (коррек-ционных) учреждений: дис. ... канд. пед. наук. -М., 2004. - 198 с.

7. Сластенин В. А., Каширин В. А. Психология и педагогика. - М., Академия, 2008. - 325 с.

8. Романова И. А. Формирование личностной готовности будущего социального педагога к трудностям профессиональной деятельности в детском доме и школе-интернате: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2003. - 14 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.