Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБЛЕНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дегтярева Я.В.

Исследованию проблематики потребительского поведения предприятий посвящено значительное количество научных работ. Различные аспекты этой проблематики рассматривали в своих работах отечественные и зарубежные ученые, в которых встречаются различные толкования сущности потребительского поведения. В соответствии с этим, основной целью статьи выступило рассмотрение основных подходов к трактовке данного понятия и определение на основе ретроспективного анализа специальной научной литературы дефиниции «потребительского поведения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF CONSUMER BEHAVIOR UNDER THE CONDITIONS OF VALUE AND RATIONAL ORIENTATION

A significant number of scientific works are devoted to the study of the problems of consumer behavior of enterprises. Various aspects of this issue were considered in their works by domestic and foreign scientists, in which there are different interpretations of the essence of consumer behavior. In accordance with this, the main purpose of the article was to consider the main approaches to the interpretation of this concept and to determine, based on a retrospective analysis of special scientific literature, the definition of "consumer behavior".

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ»

УДК 339.138

Дегтярева Я.В.

канд. экон. наук, доцент ГО ВПО «ДонНУЭТ»,

г. Донецк, ДНР

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация

Исследованию проблематики потребительского поведения предприятий посвящено значительное количество научных работ. Различные аспекты этой проблематики рассматривали в своих работах отечественные и зарубежные ученые, в которых встречаются различные толкования сущности потребительского поведения. В соответствии с этим, основной целью статьи выступило рассмотрение основных подходов к трактовке данного понятия и определение на основе ретроспективного анализа специальной научной литературы дефиниции «потребительского поведения».

Ключевые слова Потребление, потребительское поведение, потребитель

Degtyareva Ya.V.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, SO HPE «DonNUET»

Donetsk, DPR

THEORETICAL ASPECTS OF CONSUMER BEHAVIOR UNDER THE CONDITIONS OF VALUE AND RATIONAL ORIENTATION

Annotation

A significant number of scientific works are devoted to the study of the problems of consumer behavior of enterprises. Various aspects of this issue were considered in their works by domestic and foreign scientists, in which there are different interpretations of the essence of consumer behavior. In accordance with this, the main purpose of the article was to consider the main approaches to the interpretation of this concept and to determine, based on a retrospective analysis of special scientific literature, the definition of "consumer behavior".

Keywords

Consumption, consumer behavior, consumer

Главной фигурой на рынке является потребитель. Конкретно он выступает предметом заинтересованности компаний и от его поведения зависят их успехи или неудачи. Исследованию проблематики потребительского поведения предприятий посвящено значительное количество научных работ. Различные аспекты этой проблематики рассматривали в своих работах отечественные и зарубежные ученые, такие как И.В. Алешина, А.Ф. Павленко, А.В. Войчак, В.П. Пилипчук, М.А. Окландер, М. МакДональд, Дж. Э. Линч, Г. Ливитт, С. Минетт, Т. Питерс, Р. Уотермэн, Д. Бодди, Р. Пэйтон, Л. Штерн, Дж. Энджел и др. В их работах и в целом в экономической литературе встречаются различные толкования сущности потребительского поведения.

В соответствии с этим, основной целью статьи выступает рассмотрение основных подходов к трактовке данного понятия и определение на основе ретроспективного анализа специальной научной литературы дефиниции «потребительского поведения».

Потребление можно трактовать как форму социальной активности, проходящей через

определенные виды деятельности и поведения человека. Оно является одним из важных элементов системы социальных взаимодействий, которому присущи прямые функции: удовлетворение массы потребностей людей, социальных групп; воспроизводство человека как носителя общественных отношений; стимулирование общественного производства; вывод из общественного обращения определенной части материального богатства; стабилизация сферы повседневной жизни и т.д.

Потребление как общественный процесс охватывает:

1) общественные взаимоотношения в результате процессов обобществления и способов слияния личности с обществом, диктующим правила и нормы, касающиеся потребления;

2) культурные влияния, которые являются скрытыми и явными, а потому более сложными для понимания.

Потребление можно рассматривать как социальный институт, содержащий потребительское отношение, потребительскую деятельность и поведение, технологию потребления, субъектов потребления, потребительские ценности, нормативную базу, функции и дисфункции потребления, а также организации и учреждения, обслуживающие, регулирующие, контролирующие и трансформирующие процесс потребления. Некоторые авторы обращают внимание на социальный аспект процесса потребления и трактуют потребительское поведение как специфический компонент деятельности потребителя, детерминируемый всей системой социальной деятельности личности и выражающий выборочное отношение личности к окружающим ценностям, что проявляется в способе их присвоения, потребления, использования. Кроме того, потребительское поведение - это совокупность поведенческих актов, действий, тактик и стратегий поведения, целью которых является приобретение, получение средств удовлетворения потребностей.

Среди ученых распространено утверждение, что потребление представляет собой процесс, в котором агенты присваивают и оценивают (будь то с намерениями практичности, экспрессивности, обдуманности) товары и услуги, информацию или среду, где происходит или не происходит покупка, в которой акторы имеют определенную свободу действий. В частности, А. Варде [6] трактует потребительское поведение как деятельность непосредственно в процессе приобретения, потребления и утилизации продуктов, услуг, охватывая процессы принятия решений перед этой деятельностью и после нее. В. Верховин и В. Зубков [3] отмечают, что «потребительское поведение - сложное функциональное соотношение многих факторов, определяющее динамику и структуру введения и извлечения различных экономических ресурсов из товарного обращения в соответствии со способностью или неспособностью хозяйствующих субъектов находить оптимальное равновесие с рыночной средой». С. Шавель [4] отмечает о потребительском поведении как о более или менее длительном ряде последовательных актов, направленных на достижение, приобретение и использование субъектом средств удовлетворения его потребностей.

Исследователи Д. Энджел, Р. Блэкуэлл и П. Миниард [1] характеризуют поведение потребителей как действия, выполняемые людьми при приобретении, потреблении товаров и услуг и освобождении от них.

Таким образом, определение поведения потребителей охватывает три базовых вида действий: приобретение, потребление и утилизацию товаров после их использования.

В маркетинге поведение касается физических действий потребителей, которые можно непосредственно наблюдать и оценивать со стороны. Соответственно, маркетологи исследуют явное потребительское поведение, а именно: потребительское поведение, поведение при покупке (характеризует частоту покупок, мотивы потребителей, реакции на новинки и т.п.), поведение при использовании товаров. Причем каждый из указанных видов поведения представляет собой комплексный набор актов, требующих от потребителя выполнения многих действий. Пилипенко В. [5] утверждает о двух формах деятельности потребителя: собственном потреблении как процессе удовлетворения потребностей и потребительском поведении как подготовке к потреблению и его обслуживании.

Общим для указанных определений понятия «потребительское поведение» является то, что, во-первых, это действие, которое выполняет потребитель; во-вторых, потребительское поведение

предполагает активные действия, предшествующие покупке (решение о покупке, выбор товара), действия в процессе приобретения товара, непосредственное потребление и действия после потребления (утилизация товара).

Когда речь идет о потребительском поведении как действии, следует обратить внимание на теорию социального действия М. Вебера [2], в которой он отмечал, что «...социальное действие может быть ориентировано на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. «Другие» могут быть отдельными лицами, знакомыми или определенной совокупностью незнакомых людей. Соответственно, социальное действие предполагает наличие субъективной мотивации индивида или группы, а также ориентацию на других, которую М. Вебер называл «ожиданием», без которого действие нельзя рассматривать как социальное.

Ученый выделял четыре чистых типа социального действия:

1) традиционное действие, в основе которого лежит длительная привычка;

2) аффективное действие, которое обусловлено аффектами или эмоциональным состоянием индивида;

3) ценностно-рациональное действие, основанное на вере в ценность определенного поведения;

4) целерациональное действие, в основе которого лежит ожидание определенного поведения и использование этого ожидания как «условий» или «средств» для достижения рационально поставленной цели.

Целерациональное действие предполагает наличие у индивида цели, то есть характеризуется направленностью, а также индивид сознательно соотносит имеющиеся средства для достижения этой цели, оценивает их и выбирает наиболее эффективный или приемлемый в каждом конкретном случае. Как отмечает М. Вебер, «.выбор между конкурирующими и противоречивыми целями и средствами может быть ориентирован ценностно-рационально - тогда поведение является целерациональным только по своим средствам». Чисто ценностно-рационально действует тот человек, который, несмотря на возможные последствия, все же следует своим убеждениям об обязанности, достоинстве, религиозности и т.д. То есть, это поведение всегда подчинено требованиям, нормам, в выполнении которых видит свой долг индивид.

Теория социального действия М. Вебера значима для понимания механизмов потребления и реализации потребительского поведения, по своему содержанию является социальным действием и в своих проявлениях ориентирована на взаимодействие между индивидами, субъектами потребления. Кроме того, потребительское поведение всегда направлено на удовлетворение потребностей и достижение поставленных потребительских целей, что придает ему целерациональность.

В процессе потребления выделяют:

1) собственно потребительское поведение (оценка потребительских свойств разнообразных ресурсов);

2) информационно-поисковое поведение (поиск дохода);

3) информационно-розыскную активность, связанную с поиском товара;

4) поведение покупателя, связанное с приобретением различных благ и их заменителей (является элементом потребительского поведения);

5) хозяйственное поведение (обеспечивает координацию всех потребительских действий в соответствии с задачами, а также реализацию функций их правовой и социальной защиты).

Таким образом, потребительское поведение - это поведение индивидов или групп, которое представляет серию взаимосвязанных последовательных действий, направленных на приобретение, использование товаров (услуг) и их утилизацию.

Список использованной литературы: 1. Блэкуэлл Р. Поведение потребителей / Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Енджел; пер. с англ. - 10-е изд. -СПб.: Питер, 2007. - С. 12.

2. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер; [пер. с нем. сост., общ. ред. и послесловие Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко, комментарии А. Ф. Филиппова]. - М.: Прогресс, 1990. - С. 13, 625, 628

3. Верховин, В. И. Экономическая социология: учебное пособие для вузов / Под. ред. В. И. Верховина -Москва: Академический Проект, 2020. - С. 279.

4. Потребление и стабильность общества / ответств. ред. С. А. Шавель; НАН Беларуссии, Ин-т социол. -Мн.: Беларусская наука, 2010. - С. 111.

5. Экономическая социология: учеб. пособие / [В. Е. Пилипенко, Э. А. Гансова, В. С. Казаков, и др.]; под ред. В. Е. Пилипенко. - К.: МАУП, 2002. - С. 121.

6. Warde A. Consumption and Theories of Practice / A. Warde // Journal of Consumer Culture. - 2005. - Vol. 5(2). - P. 131-153.

© Дегтярева Я.В., 2022

УДК 33

Кириленко Я.В.

магистрант 3 курса КубГУ, г. Краснодар, РФ Научный руководитель: Толстова А.З.

Кандидат экономических наук, КубГУ г. Краснодар, РФ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

Аннотация

Выделены и охарактеризованы «волны» политики импортозамещения, реализуемой в России в целях обеспечения экономической безопасности страны в условиях санкционного давления, снижения уровня импортозависмости в ряде ключевых отраслей отечественной экономики. Рассмотрены ключевые положения Программы импортозамещения и ожидаемые результаты ее реализации, позволяющие повысить уровень экономической безопасности РФ.

Ключевые слова Политика импортозамещения, программа импортозамещения, экономическая безопасность России, санкции

Kirilenko Y.V.

3-d-year master's student of KubSU, Krasnodar, Russia Scientific supervisor: Tolstova A., Z.

Candidate of Economics, KubSU Krasnodar, Russia

MAIN STAGES OF THE POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION AS A TOOL TO ENSURE THE ECONOMIC

SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation

The "waves" of the import substitution policy implemented in Russia in order to ensure the economic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.