Научная статья на тему 'Теоретические аспекты понятия экологической функции государства'

Теоретические аспекты понятия экологической функции государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
392
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты понятия экологической функции государства»

ИНТЕГРАЦИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРСКОГО СЕВЕРА В ПОЛИТИКО-ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ РОССИИ В 1800-1 850-е гг.

Н.В. Калинина, ассистент кафедры теории и истории государства

и права ЮУрГУ

Проблема взаимодействия человека и природы превратилась в одну из важнейших проблем человечества, от которой, в конечном счете, зависит существование человеческой цивилизации. Реалии сегодняшнего дня, все состояние природы свидетельствует о том, что человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование природы и человека.

Интенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушает баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их невозможными для человека. Вовлечение окружающей природной среды в общественное производство, вызывают негативные последствия в экологических системах, ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышенной радиации, создают на всей Планете угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. Человечество стремительно катиться в «экологическую пропасть». В сложившихся условиях только государство как важнейший организатор и регулятор общественных отношений и жизни общества может и обязано остановить этот процесс.

В этих условиях проблема экологии, точнее бережного отношения к природе, рационального использования ресурсов, охраны природы, изменения принципов взаимодействия с ней выходит на первый план не только в пределах отдельной страны, но и в глобальном, международном масштабе, превращается в проблему спасения Земли, природы, сохранения человечества.

Все это обусловило выделение в 80-е годы XX века в системе основных направлений внешней и внутренней деятельности государства новой экологической функции, т.е. функции охраны природы и рационального использования природных ресурсов1.

Экологическая функция государства долгое время не была предметом специального исследования. Проблемы природоохраны и природопользования ставились и рассматривались (причем весьма разносторонне и содержательно) в основном представителями природоре-сурсового, сельскохозяйственного и других

отраслей права, непосредственно связанных с охраной окружающей природной среды, при этом, как правило, не связывались с анализом соответствующей функции государства. В теории государства и права государственная деятельность по охране природы не привлекала к себе должного внимания, не признавалась основной функцией государства и затрагивалась лишь в связи с исследованием хозяйственноорганизаторской и культурно-воспитательной функций Советского государства и в качестве их составной части.

Только сначала 70-х годов экологическая функция государства подвергается специальному исследованию и начинает рассматриваться в общетеоретической и отраслевой юридической литературе как самостоятельная основная функция государства2.

Значительный вклад в разработку данной проблемы и формирование представлений об экологической функции государства как о самостоятельном направлении его деятельности вносят М.И. Байтин, О.С. Колбасов, Ю.Б. Кравченко, Н.С. Макаревич, В.В. Петров, Ю.Н. Тютекин, И.В. Черноголовкин и др. Отдельные аспекты природоохранной деятельности государства рассматривались в работах Г.И. Азарова, В.П. Балезина, Р.Д. Боголепова, М.И. Бринчука, Т.С. Волкова, Н.А. Гладкова,

А.К. Голиченко, А.Е. Дмитриева, Н.Д. Казанцева и др.3.

В современных научных исследованиях и учебной литературе по теории государства и права, посвященных проблеме функций государства, практически все исследователи единодушны в определении названия функции экологической.

В работах М.И. Байтина (когда еще доминировал дифференцированный подход, предполагавший автономное существование природоохранного и природоресурсного права) данная функция называется «функцией охраны природы и рационального использования природных ресурсов».

С.С. Алексеев пишет, что «в современных условиях приобретает особую актуальность и остроту функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов».

Калинина Н.В.

Теоретические аспекты понятия экологической функции государства

М.Н. Марченко, говоря об общесоциальной функции государства, наполняет ее следующим, сугубо экологическим, содержанием: «это деятельность, направленная на рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей природной среды, внедрение в производство новых безотходных технологий».

Важным представляется то, что у вы-шеобозначенных определений экологической функции, как целого, выделяют две подструктуры - «природоохранную» и «природоресурсную».

Приведенные точки зрения характеризуют единство исследователей относительно соотношения трех категорий: «природоохрана», «природопользование», «экологическая функция».

Однако в теории государства и права не уделяется достаточного внимания проблемам понятийного аппарата данной функции, в связи с чем, существуют некоторые разночтения относительно содержания понятия экологической функции государства. Это часто приводит к тому, что данная функция определяется неверно.

В.М. Корельский, например, высказывается: «Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последнее десятилетие в число основных».

В.Н. Дмитрук: «экологическая функция - это разновидность внутренней функции государства по обеспечению правового режима природопользования».

Если В.М. Корельский исключил из экологической функции «природоресурсный» блок и, следовательно, сводит деятельность государства в указанной сфере только к охране природы (окружающей среды), В.Н. Дмитрук, наоборот, - «природоохранный», что является следствием отсутствия в теории государства и права единой позиции по данной проблеме4.

Основное содержание экологической функции государства составляет государственное управление и координация деятельности субъектов природопользования в области охраны окружающей природной среды, регулирование процесса природопользования, осуществление и координация деятельности по оздоровлению и улучшению качества природной среды. Естественно, что данный список не является исчерпывающим5.

Исходя из вышесказанного, содержание экологической функции государства составляют три взаимосвязанные подфункции6, под которыми следует понимать индивидуально-определенное поднаправление

деятельности государства по охране, рациональному использованию, воспроизводству и оздоровлению конкретного природного объекта (экосистемы). Таким образом, можно сказать, что в данных подфункциях раскрывается вся полнота практической деятельности государства в сфере воздействий на окружающую среду7.

Соответственно, экологическую функцию образуют четыре компонента: охрана, рациональное использование, воспроизводство и оздоровление. Данные компоненты служат основой не только субфункциям, но и направлению в целом8, что должно находить свое отражение и в понятии экологической функции государства.

Наиболее полному раскрытию понятия данной функции послужит характеристика перечисленных компонентов.

Охрана окружающей природной среды. Под ней понимается система национальных и международных мер, направленных на обеспечение гармоничного взаимодействия между деятельностью человека и благоприятным состоянием окружающей природной среды9, на предотвращение истощения, уничтожения и загрязнения экосистем, на предупреждение дальнейшего ухудшения качества уже нарушенных экосистем.

Рациональное использование природных ресурсов это деятельность государства по организации социально-экономических процессов, призванная, посредством ограничений, минимизировать потребление исчерпаемых невозобновляемых природных ресурсов, в интересах будущих поколений10.

Правовыми критериями рационального использования соответствующих природных ресурсов должны служить обеспечение их неистощимости, экологической обоснованности эксплуатации богатств природы при одновременном обеспечении устойчивого развития экономики".

«Воспроизводство» — деятельность государства по поддержанию и улучшению существующего количества и качества компонентов природной среды12.

В каждой из этих подфункций, в свою очередь, можно выделить дополнительные подфункции, исходя из объекта экологической защиты: воздух (атмосфера), вода, земля (почва), растительный и животный мир (флора и фауна) и др.

В отечественной теории государства и права функции государства определяются как основные направления (стороны) его деятельности, в которых следует исходить из следующих позиций:

82

Вестник ЮУрГУ, № 13, 2006

Проблемы и вопросы теории и истории государства и права

1) учет философского понимания категории «функция»;

2) установление сфер общественных отношений, в которые «устремлена» деятельность государства;

3) выражение в функциях сущности государства и его социального назначения в обществе'3.

С учетом указанных соображений, экологическую функцию современного государства можно определить как объективно обусловленное направление (сторона) деятельности государства в области охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов, основанное на реализации его экологической стратегии по обеспечению устойчивого развития, выражающая интересы большей части населения.

Экологическая функция государства самым тесным образом взаимосвязана с рядом других функций - экономической, социальной, функцией обеспечения общественной безопасности, т.е. является комплексной функцией. Нельзя не отметить ее огромную важность в современных условиях в связи с необходимостью сохранения условий дальнейшего существования человечества, интересов не только нынешних, но и будущих поколений.

С другой стороны, экологическая функция государства в качестве основного своего содержания представляет собой деятельность по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Ее задача сегодня заключается скорее в гармонизации взаимоотношений природы и общества, в экологизации всех сфер жизни общества, т.е. в утверждении абсолютно новой парадигмы общественного развития. Данная задача, естественно может рассматриваться как идеал и выдвигаться в качестве цели только на перспективу. Однако ее

выдвижение заставляет говорить о включении в структуру экологической функции деятельности по формированию экологического сознания14.

1 Сизов В.Е. Экологическая функция государства и механизм ее реализации: теоретико-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. Москва. 2006. С. 21.

2 Кадомцева А.Е. Развитие экологической функции современного Российского государства и правовые формы ее осуществления: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов. 1999. С. 3.

3 Сизов В.Е. Экологическая функция государства и механизм ее реализации: теоретико-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. Москва. 2006. С. 23.

4 Меркулов М.М. Проблемы экологической функции современного российского государства: Дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь. 2003. С. 98, 100.

5 Сизов В.Е. Экологическая функция государства и механизм ее реализации: теоретико-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. Москва. 2006. С. 24.

6 Там же. С. 36.

7 Меркулов М.М. Проблемы экологической функции современного российского государства: Дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь. 2003. С. 119.

8 Там же. С. 120.

9 Сизов В.Е. Экологическая функция государства и механизм ее реализации: теоретико-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. Москва. 2006. С. 37.

10 Меркулов М.М. Проблемы экологической функции современного российского государства: Дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь. 2003. С. 120.

11 Сизов В.Е. Экологическая функция государства и механизм ее реализации: теоретико-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. Москва. 2006. С. 37.

12 Меркулов М.М. Проблемы экологической функции современного российского государства: Дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь. 2003. С. 122.

13 Сизов В.Е. Экологическая функция государства и механизм ее реализации: теоретико-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. Москва. 2006. С. 33,34.

14 Там же. С. 40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.