Научная статья на тему 'К вопросу о понятии и содержании экологической функ- ции государства'

К вопросу о понятии и содержании экологической функ- ции государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
560
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОХРАНА ПРИРОДЫ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ЗАЩИТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миронов В. С.

Автором рассматривается содержание экологической функции государства, которая представлена двумя подфункциями охраной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. В настоящее время к ним добавилась функция охраны и защиты экологических прав

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии и содержании экологической функ- ции государства»

Миронов В.С.

К вопросу о понятии и содержании экологической функции государства

В настоящее время экологическая функция государства признана учеными как одна из самостоятельных, необходимых функций государства. Нам представляется, что экологическое направление деятельности государства недостаточно оценено с точки зрения важности его роли для общества и государства, и в самое ближайшее время оно должно занять по праву первостепенное место среди других направлений. Дальнейшим ее развитием послужит экологизация остальных функций государства, что уже происходит на протяжении последних нескольких лет.

Примерно с 70-х годов прошлого столетия исследователи стали задумываться о выделении среди иных функций государства новой, заметно отличающейся от всех остальных - функции охраны природы. В ряде научных работ делались выводы, что «охрана окружающей природной среды в СССР представляет собой постоянную и основную самостоятельную функцию развитого общенародного социалистического государства» [1, с. 22-23]. Первоначально она носила название «охрана природы», либо «охрана окружающей природной среды», и ее существование рассматривалось в основном теоретиками науки государства и права [2; 3]. Но были и исключения. Так, Ю.И. Тютекин предлагал именовать данную функцию государства функцией по руководству рациональным природопользованием: «Было бы правильнее, на наш взгляд, именовать природоохранительную функцию функцией Советского государства по руководству рациональным природопользованием» [4, с. 56]. Тем не менее важно отметить, что в своей работе он обращал внимание на то, что «рациональное использование природных ресурсов и охрана природы - неразрывно связанные стороны единого понятия “рациональное природопользование”» [4, с. 50]. Начиная с 80-х годов, когда интерес к данному направлению государственной деятельности резко возрос, в советской юриспруденции начинает употребляться термин «экологическая функция государства», но старое название еще сохраняется, используется в ряде случаев как синоним. Например, у В.Н. Хропанюка мы находим: «Природоохранительная (экологическая) функция - жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом» [5, с. 160]. Однако исследователи уже понимают, что старый термин не в полной мере отражает сущность явления, а характеризует его только с одной стороны. Это не случайно, так как «развитие права всегда сопряжено с обсуждением и формированием терминологии» [6, с. 27].

В настоящее время в теории государства и права и, особенно, в экологическом праве, используется в основном термин «экологическая функция», хотя есть ученые, которые по-прежнему отдают предпочтение старому варианту: «Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных...» [7, с. 152]. Вряд ли можно назвать это утверждение абсолютно верным, поскольку охрана природы - лишь одна из составных частей в содержании экологической функции государства.

Экологическое направление деятельности государства рассматривается и развивается сейчас в основном в рамках экологического права. К большому сожалению, можно констатировать, что исследователи теории государства и права, за редким исключением, не уделяют сейчас должного внимания экологической функции государства и утратили завоеванные ранее позиции.

Переходим к анализу второго, наиболее важного вопроса, а именно вопроса содержания указанной функции. Следует заметить, что в литературе имеют место значительные расхождения в подходах к определению содержания экологической функции государства. Причем между специалистами теории государства и права и специалистами по экологическому праву существуют серьезные противоречия. Первоначально содержание этого направления государственной деятельности составляла лишь охрана природы, что, конечно же, находило свое отражение и в названии, которое мы только что рассмотрели. Постепенно от этого мнения отказались. В настоящее время существует ряд позиций по вопросу содержания экологической функции государства. Одна из них, главенствовавшая на протяжении последних 20 лет и на сегодняшний момент продолжающая оставаться актуальной, заключается в том, что содержание рассматриваемой функции составляют два элемента, а именно: охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. В частности, А.И. Денисов и С.А. Раджабов выделяли функцию охраны природы и обеспечения рационального использования природных ресурсов [8, с. 94-95].

Так как это мнение преобладало на протяжении многих лет, у него и сейчас есть немало приверженцев [9, с. 410; 10, с. 22]. Природоохранительный, исторически первый аспект, в настоящее время ни в коей мере не утратил своей актуальности и заключается в сохранении и восстановлении посредством различных мер окружающей природной среды. Природоресурсный аспект выражается в рациональном использовании природных ресурсов и предполагает деятельность государства по удовлетворению потребностей общества природными богатствами с учетом их количественных и

качественных характеристик. Учитывая, что большинство природных ресурсов являются исчерпаемыми и от их грамотного использования, сохранения и воспроизводства зависит процветание как самого государства, так и всех его граждан, нельзя допустить их потребление нерациональными, разрушительными методами. Этот вопрос особенно актуален для Российской Федерации как страны, которая обладает огромными природными богатствами, но в то же время не имеет большого опыта их грамотного использования. Правильная их эксплуатация позволит развивать экономику и улучшать благосостояние граждан РФ.

Однако на сегодняшний день содержание экологической функции государства не сводится лишь к охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, оно намного шире. Государство и общество заинтересованы в комплексном решении ряда важных задач, касающихся природы и ее ресурсов. В современных условиях государство не будет развиваться, если не будет отражать все стороны экологической деятельности в содержании экологической функции. Так, М.М. Бринчук считает, что «экологическая функция государства включает в свое содержание деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее состояния, соблюдение, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц» [11, с. 44-45]. Обратим внимание на то, что здесь в содержание включается новый и очень важный элемент - охрана и защита экологических прав. В связи с закреплением этого института в Конституции РФ, других фундаментальных законах РФ (в частности, в Законе «Об охране окружающей природной среды») не возникает сомнений, что его следует выделить среди элементов содержания. Под экологическими правами граждан принято понимать признанные и закрепленные в законодательстве права физических лиц, обеспечивающие удовлетворение потребностей человека при взаимодействии с природой. За последнее время опубликовано достаточно большое количество работ, посвященных теме экологических прав граждан. К таковым правам можно отнести следующие:

- право на благоприятную окружающую среду;

- право на достоверную информацию о ее состоянии;

- право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия;

- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением и др.

Несколько аспектов экологической функции государства выделяет также А.О. Миняев: «Закрепляемые в законодательстве направления экологической деятельности государства по охране окружающей среды, рациональному использованию и охране природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности человека, общества и государства» [12, с. 92]. Такого же мнения придерживается И.С. Уханов [13]. Следовательно, следующим элементом содержания экологической функции государства является обеспечение экологической безопасности. Хотелось бы отметить, что совсем недавно ученые-юристы стали рассматривать такую правовую категорию, как «экологическая безопасность», но это не делает ее менее важной и значимой. Экологическая безопасность является составной частью безопасности в целом. В настоящее время выделяют следующие виды безопасности: государственная, общественная, экономическая, оборонная, информационная, безопасность движения [14, с. 53-54; 15, с. 104-117; 16, с. 32-34; 17, с. 113-121]. В научной литературе предложено следующее ее определение: «Экологическая безопасность личности, общества и государства - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в процессе взаимодействия общества и природы от угроз со стороны природных объектов, естественные свойства которых изменены путем загрязнения, засорения в результате либо антропогенной деятельности (...), либо преднамеренно (с целью экологических диверсий, экологической агрессии), либо в силу природных явлений и стихийных бедствий, обусловленных уничтожением, порчей или истощением природных объектов [18, с. 106-107].

В теории государства и права, за исключением мнения ограниченного числа исследователей, содержание экологической функции определяется далеко не бесспорно. В формулировках этого понятия упускаются многие важные моменты. Примерами могут служить следующие мнения ученых-юристов. Так, А.Ф. Черданцев считает, что «основным содержанием экологической функции является управление и координация деятельности природопользователей и переработчиков природных ресурсов в целях сохранения и охраны природной среды» [19, с. 120]. Налицо явный крен в сторону рационального использования природных ресурсов и игнорирование остальных элементов содержания. Аналогичную позицию занимает И.А. Кузнецова: «Экологическая функция воплощается в организации программ по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологически безопасной политики» [20, с. 53]. Конечно же, управление деятельностью в области природных ресурсов - наиважнейшая задача РФ, но не следует отдавать ей приоритет полностью. Во времена

существования СССР подобная позиция существовала, и это привело к серьезному экологическому кризису в настоящее время.

А.В. Васильев считает, что, «осуществляя экологическую функцию, государство обязано обеспечить экологическую безопасность граждан, создание чистой природной жизненной среды, не угрожающей здоровью населения» [21, с. 168]. Аналогичное мнение высказывает и В.К. Бабаев, который считает, что «экологическая функция... обусловлена социальной обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны» [22, с. 78]. Таким образом, перечисленные исследователи абсолютно верно выделяют экологическую безопасность как важный элемент содержания, но, к сожалению, это единственное достоинство предложенных определений.

А.Ф. Вишневский стоит на той позиции, что «экологическая функция состоит в установлении государством правового режима природопользования, в его обязательствах перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.» [23, с. 111]. То, что автор затрагивает здесь проблему обязательства государства перед гражданами в области экологии, является несомненным достоинством указанного определения, но, как и в предыдущем случае, абсолютно игнорируются другие элементы содержания.

Обратим наше внимание на позицию еще одного исследователя. М.М. Меркулов, определяя внутреннюю экологическую функцию, дает ей следующее определение: «Конституциональное направление (сторона) деятельности государства по охране, рациональному использованию, воспроизводству и оздоровлению окружающей природной среды, внутри территориальных границ, без осуществления которого продолжительное существование современного государства невозможно» [24]. Здесь внутри элемента «охраны окружающей природной среды» появляются два немаловажных уточнения. В силу того, что окружающая среда за последние десятилетия подверглась существенному негативному воздействию, деградировала, необходимо не только охранять ее от последующего негативного воздействия, но и принимать меры по восстановлению (воспроизводству и оздоровлению) окружающей среды. Природа на сегодняшний момент не в состоянии справиться сама с мощным воздействием на нее антропогенного фактора, поэтому необходимо принимать комплекс мер, направленных на ее восстановление.

Синтезируя имеющиеся знания науки государства и права и экологического права, можно предложить следующее определение экологической функции современного российского государства -это направление деятельности государства по охране, воспроизводству и оздоровлению окружающей природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, находящихся в собственности государства, субъектов федерации, юридических и физических лиц, обеспечению экологической безопасности, охране и защите экологических прав физических и юридических лиц.

Литература

1. Колбасов О С. Проблемы охраны окружающей среды в новой Конституции СССР // Советское государство и право. 1978. № 5.

2. Осорын Амархуу. Охрана окружающей среды в системе функций социалистического государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1976.

3. Кравченко Ю.Б. Охрана окружающей природной среды как функция Советского государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1978.

4. Тютекин Ю.И. Природа. Общество. Закон. Руководство рациональным природопользованием как функция Советского государства. Кишинев: ШТИИНЦА, 1976.

5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Интерстиль, 1997.

6. Колбасов О С. Терминологические блуждания в экологии // Государство и право. 1999. № 10.

7. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. М.: Норма, 2002.

8. Денисов А.И., Раджабов С.А. Теория советского государства. Душанбе: ДОНИШ, 1978.

9. Казаков В.Н. Теория государства и права. Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

10. Петров В.В. Экология и право. М.: Юридическая литература, 1981.

11. Бринчук М.М. Экологическое право. М.: ЮРИСТЪ, 2003.

12. Миняев А.О. Экологическое право: конституционные основы. М.: Издательский дом Городец, 2004.

13. Уханов И.С. Экологическая функция современного Российского государства (теоретикоправовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000.

14. Веденин Н.Н. Экологическая безопасность как институт экологического права // Журнал российского права. 2001. № 12.

15. Правовое обеспечение экологической безопасности в РФ // Государство и право. 1998. № 6.

16. Веденин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2001.

17. Копылов М.Н. О правовом содержании понятия «экологическая безопасность» // Известия вуза. Сер. «Правоведение». 2001. № 1.

18. Серов Г.П. Правовое обеспечение экологической безопасности в РФ (Материалы «круглого стола») // Государство и право. 1998. № 6.

19. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: Юрайт, 1999.

20. Кузнецов И.А. Теория государства и права. Волгоград: ВАГС, 2004.

21. Васильев А.В. Теория права и государства: Курс лекций. М.: РАГС, 2001.

22. Бабаев В.К. Теория государства и права. М.: Юрист, 2002.

23. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. Мн.: Амалфея, 2002.

24. Меркулов М.М. Проблемы экологической функции современного государства: теоретикоприкладной аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.