35 (266) - 2012
ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ
УДК: 332.146.2
теоретические аспекты оценки качества экономического пространства
н. т. аврамчикова,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и информационных технологий менеджмента E-mail: avr-777@yandex. ru сибирский федеральный университет
В статье раскрыто и уточнено понятие «пространство», определено его содержание с точки зрения региональной экономики. Отмечено наличие проблемы слабой разработанности в современной экономической науке комплексной системы критериев оценки качества экономического пространства региона. Доказывается, что имеющиеся макроэкономические показатели и общие сведения о регионе не позволяют раскрыть степень насыщенности его территории объектами производства, производственной инфраструктуры и обоснованно определять направления его развития.
Ключевые слова: экономическое пространство, качество пространства, плотность, размещение, связность.
Экономическое пространство: сущность, свойства, особенности. Философское осмысление сущности пространства занимало человечество на протяжении всей его истории. Еще величайшие греческие философы (натурфилософы Демокрит, Эпикур) пытались сформулировать определение пространства. Пространство они понимали как порядок взаимного расположения тел, а время - как порядок сменяющих друг друга явлений.
В эпоху Возрождения (ХУ-ХУ1 вв.) эти взгляды получили развитие в трудах Джордано Бруно и Бернардино Телезио, которые стали рассматривать пространство как универсальную систему отсчета, относительно которой происходит движение тел.
Категория пространства также исследовалась в научных трудах Дени Дидро, Готфрида Лейбница (ХУИ-ХУШ вв.), которые ближе остальных подошли к материалистическому пониманию сущности пространства, сделав вывод, что оно не может существовать вне материи и материальных процессов.
Ученые современности до сих пор не могут найти единого определения философской категории пространства. Но среди множества вариаций самым общепризнанным является определение этой категории с ярко выраженным философско-физическим аспектом: «Пространство - это совокупность отношений, выражающих координацию материальных объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расстояние и ориентацию). Пространство выражает порядок расположения одновременно существующих объектов и их протяженность» [7].
В приведенной научной трактовке понятия «пространство» присутствует один из аспектов, обусловливающий дальнейшее применение данного термина для описания сложных систем, состоящих не только из различных объектов, но и из взаимоотношений этих объектов друг с другом. Водное пространство, мировое пространство, космическое пространство - все это общности объектов, постоянно взаимодействующих друг с другом и формирующих тем самым некую систему.
Анализ различных точек зрения, представленных в экономической литературе, показывает, что существует несколько подходов к определению экономического пространства:
- территориальный;
- процессный;
- информационный;
- управленческий;
- ресурсный;
- институциональный и т. д.
Разные подходы предлагают разные определения экономического пространства. Но в работе, посвященной экономическому пространству региона, следует более подробно выделить именно территориальный подход, так как экономическое пространство рассматривается в данном случае в рамках неких географических границ.
Согласно территориальному подходу экономическое пространство - это экономически организованная территория, вмещающая множество объектов и связей:
- населенные пункты;
- промышленные предприятия;
- хозяйственно освоенные и рекреационные площади;
- транспортные и инженерные сети и т. д.
Каждая территория имеет свое внутреннее экономическое пространство и связи с пространствами других территорий [6].
Развитие и упрочение единого экономического пространства России делают актуальной проблему разработки пространственных характеристик для экономики регионов на основе признаков, систематизация которых позволяет выделить отдельную их группу (к которой относится и Красноярский край), имеющую низкое качество экономического пространства в связи с обширностью территории и слабой экономической освоенностью труднодоступных и малонаселенных зон. В то же время регионы данного типа обладают значительным ресурсным и производственным потенциалом, а повышение эффективности их развития имеет стратегическое значение для экономики России в целом.
Систематизация оценки качества экономического пространства региона. Используемые в экономической практике показатели социально-экономического развития региона не могут сформировать комплексной оценки качества экономического пространства. Это обусловлено тем, что каждый из этих показателей отражает количественную состав-
ляющую экономики, а не качественную. Поэтому на основании анализа количественных показателей сложно сделать обоснованное заключение о качественном развитии экономического пространства региона или сравнивать между собой состояние пространств различных регионов. Количественное значение показателя не всегда зависит от структуры процессов, его сформировавших. Примером этому может являться валовой региональный продукт (ВРП) Красноярского края. При сопоставлении его величины со значениями ВРП других регионов можно сделать вывод о достаточной развитости экономики, а при анализе структуры ВРП Красноярского края, наоборот, - выделить ряд недостатков и негативных факторов.
Одним из способов формирования обоснованного заключения о качественности экономического пространства региона может выступать создание новой системы оценки качества экономического пространства. В этой системе необходимо использовать:
- количественные показатели социально-экономического развития региона;
- существующие между ними внутренние связи, дающие возможность оценить качественное состояние экономического пространства.
основой системы оценки является установление соответствия выделяемых показателей значениям, принятым за качественные. Соотношение качественных и некачественных значений будет определять объективный показатель качества экономического пространства. например, если в общем объеме валового регионального продукта (ВРП) больше 50 % составляют добывающие или обрабатывающие производства, находящиеся на ограниченной территории, то значение данного показателя определяется как «некачественное». Исходя из подобных оценок, к концу анализа появится некое соотношение качественных и некачественных показателей, по которому можно будет сделать общее заключение относительно качества регионального экономического пространства.
Действующая в экономической практике общепринятая система оценки уровня социально-экономического развития региона формирует численное выражение экономического потенциала региона. Если рассматривать только их количественные значения, не принимая во внимание качественный аспект, то развитие Красноярского края можно оценить как «хорошее» и отнести край к регионам -
локомотивам экономики РФ. Но при сопоставлении данных значений с критериями качества экономического пространства, характеризующих внутреннюю структуру экономического потенциала региона в пространственном аспекте, возникает понимание отвлеченности большинства показателей от качественных аспектов пространства. это легко доказать тем, что даже при существенном росте количественных показателей уровень качества пространства может не измениться или измениться незначительно. Соответственно с помощью количественной системы анализа социально-экономического развития региона очень сложно выстроить региональную макроэкономическую стратегию, так как многих качественных аспектов данная система не учитывает.
Например, при продолжении усиленного развития в крае сырьевой отрасли промышленности часть зависимых показателей (индекс производства и грузооборот) покажет рост, а часть останется неизменной. При концентрации усилий не на количественных показателях, а на качественном развитии экономического пространства региона положительная динамика будет наблюдаться у всех показателей.
Чтобы верно выделять направления качественного, а не количественного развития, нужна комплексная система оценки качества экономического пространства региона [4, 5]. Назначение такой системы - выявление проблемных факторов в социально-экономической действительности региона. При вычленении системой именно тех количественных показателей, которые напрямую влияют на качественные аспекты пространства, появляется возможность создавать стратегии развития этих аспектов. Создание системы оценки качества экономического пространства региона требует:
- подбора соответствующих макроэкономических показателей;
- введения некоторых новых показателей;
- распределения их по критериям качества экономического пространства.
Определяя критерии качества экономического пространства, следует учитывать, что каждый регион имеет свое внутреннее пространство и связи с внешним пространством. Поэтому справедливо, что качество экономического пространства региона в большей степени должны определять следующие параметры:
- плотность;
- размещение;
- связность.
Именно по данным критериям необходимо группировать основные количественные показатели, понимая при этом, какое значение показателя будет являться качественным, а какое - нет.
За основу определения качественных значений показателей можно выбрать любой ориентир, будь то экономически развитые западные страны или соседний регион. При этом конечной целью всех преобразований будут являться достижения тех значений выбранных показателей, которые наблюдаются у территории-ориентира. это делает систему применимой как в масштабах страны, так и отдельно взятого муниципального образования. В обоих случаях основное значение будет иметь выбранный ориентир. Чем выше качество его пространства по сравнению с развиваемым, тем сложнее будет достичь требуемого значения показателей.
Рассмотрим состав предлагаемых показателей качества экономического пространства, принципы их группировки, методы расчета и единицы измерения.
1. Плотность. Это степень насыщенности территории рассматриваемого пространства какими-либо хозяйственными объектами на единицу площади. Это могут быть:
- численность населения;
- материальные и финансовые ресурсы;
- объекты инфраструктуры;
- другие объекты, имеющие значение для экономических процессов, протекающих на территории данного пространства.
Чем плотнее пространство, тем прочнее его структура и тем быстрее имеющийся потенциал может быть задействован для экономической деятельности. Большее число экономических объектов, сосредоточенных на единицу плотности, дает большую экономическую мощь данной площади.
В первую очередь к критериям плотности стоит отнести показатель плотности населения региона. При средней плотности населения планеты 41 чел./км2, в развитых странах Европы этот показатель колеблется на промежутке от 200 до 350 чел./км2, в то время как в отсталой Африке он составляет 50-100 чел./км2. В отдельных районах плотность заселения падает до 10-20 чел./км2, что обусловлено климатическими условиями континента.
В России самая высокая плотность населения субъектов Федерации наблюдается в Москве и Московской обл. (320 чел./км2), самая низкая - в Эвенкийском и Чукотском автономных округах (1 чел./100 км2).
Но в целом по стране показатель плотности имеет весьма низкое значение - всего около 8 чел./км2 [8]. Огромные, но слабо освоенные северные и дальневосточные регионы страны отрицательно влияют на показатель качественного состояния экономического пространства.
Плотность населения можно разделить на две части:
- общая плотность населения;
- экономическая плотность населения.
Экономическая плотность населения - это
степень населенности территории, определяющая способность ее экономического пространства к росту и инновационному развитию [1].
В определении общей плотности учитываются все жители края, а в экономической плотности -только их экономически активная часть. Для развития экономики наиболее значима экономическая плотность. Производственный потенциал и покупательская способность будут в первую очередь формироваться из трудоспособного населения. Но выводы о качестве экономического пространства нельзя формировать исходя только из экономической плотности населения. Ведь в таком случае не будет учитываться социальная составляющая пространства, а именно - показатель обеспеченности всего населения необходимым количеством социальных услуг, удобств, условий для комфортного проживания.
В целом показатель плотности является основополагающим в формировании качественного экономического пространства. Чем больше людей проживает на территории, тем большее количество ресурсов они потребляют, тем больше рабочих мест, платных услуг, товаров и продуктов требуется для удовлетворения их потребностей. При правильном стимулировании данного параметра автоматически будут расти и зависящие от него факторы. К тому же методы повышения плотности населения реальны и известны.
Специальных научных работ, посвященных вопросам оценки роли и значения экономической плотности населения при определении качества экономического пространства, явно недостаточно. Теоретические положения оценки роли и значения экономической плотности населения при решении вопросов формирования экономического пространства базируются на следующих принципах [2]:
- принцип критериальности качественного состояния экономического пространства региона;
- принцип определения способности экономического пространства к экономическому росту и инновационному развитию;
- принцип инновационной активности и сер-висности урбанизированной среды;
- принцип синергии (использование дополнительного эффекта за счет взаимосвязей и взаимодействий).
Оценка экономической плотности населения дополняет существующие подходы к оценке плотности населения. Являясь основным элементом критериальной базы оценки качественного состояния экономического пространства, она стимулирует в нем рост и инновационную активность.
Уровень экономической плотности населения как особой качественной характеристики экономического пространства может варьироваться в зависимости от состояния и степени экономической организации территории и составлять, по экспертным оценкам, от 10 до 100 чел. на 1 км2.
Показатели общей и экономической плотности населения Пно и Пнэ традиционно рассчитываются с помощью деления общего количества соответствующей численности населения Чо и Чэ на площадь территории в километрах Пл.
Общая плотность населения Пн = Ч. Пл.
о о/
Экономическая плотность населения Пн = Ч Пл.
э э/
Единицей измерения данных показателей будет являться численность населения (общая и экономически активная соответственно) на квадратный километр площади. Так как наивысшая плотность населения характерна для крупных городов, то основным рычагом воздействия на плотность населения являются агломерационные процессы. Поэтому основным фактором ускоренного промышленного роста региона многие основоположники и авторы теорий роста региональной экономики (А. Вебер, Х. Ричардсон и др.) считают развитие крупных городских агломераций, способствующих снижению производственных издержек. Именно мегаполисы -скопления городов или отдельные крупные города являются «полюсами роста» экономики региона и страны. Именно региональная агломерационная экономия издержек производств стимулирует приток высокопрофессиональных специалистов, ученых, технический прогресс и рост производительности труда, оказывая сильное воздействие на процессы размещения предприятий и приток внешних ин-
вестиций. А плотность населения, производства, транспортной инфраструктуры и экономических ресурсов является залогом формирования «полюсов роста» региона.
В Красноярском крае только региональная столица - г. Красноярск может в данный момент служить полноценным полюсом роста. В других территориях края нет достаточно крупных городов, а плотность населения значительно ниже, чем в Красноярской агломерации. Северные территории края труднодоступны и малоосвоены. Но в то же время большая часть производственных мощностей края размещена не в крупнейшей краевой агломерации, а на территории других муниципальных образований. Поэтому для развития Красноярской агломерации необходимо:
- либо создавать новые производства, и прежде всего инновационные, в ее пределах;
- либо развивать ее транспортное и торговое значение.
Еще одним вариантом выхода из ситуации является создание городских агломераций в других районах края. Например, в городах краевого значения - таких как г. Минусинск, занимающий 3-е место в краевом ранге комплексного социально-экономического развития городского округа, или г. Бородино, находящийся на 4-м месте [9].
Логично, что эффективным будет развитие именно высокоранговых территорий, находящихся в благоприятной климатической зоне, а не Эвенкийского муниципального района, занимающего лишь 44-е место в рейтинге. Рассматривая показатели плотности населения на муниципальном уровне, можно выделять наиболее заселенные, а значит, и наиболее перспективные районы. Минусинский район имеет показатель плотности, равный 8,4 чел./км2, а отсталый Эвенкийский район - только 0,02 чел./км2.
Наряду с имеющимся в системе показателей анализа социально-экономического развития региона показателем плотности населения критериальную базу плотности территории необходимо дополнить рядом других показателей. Во многом на развитие новых агломераций повлияет рост другого показателя - плотности транспортной инфраструктуры.
Плотность путей сообщения также является важной составляющей качественного экономического пространства. Развитая транспортная сеть ускоряет протекание экономических процессов и дает возможность создать новые жилые и производс-
твенные районы. Магистральные линии и транспортные развязки способствуют активному развитию прилегающих к ним территорий. Проходящая через территорию Красноярского края Транссибирская магистраль сформировала в прилегающих к ней районах повышенную плотность населения. Вдоль магистрали расположены самые большие населенные пункты края. Дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры ускоряет агломерационные процессы, способствуя становлению территорий как полюсов роста. Выделение показателя плотности путей сообщения позволит оценивать состояние транспортной сети территории, а значит, и уровень качества экономического пространства. Плотность путей сообщения Пп с рассчитывается делением общей длины всех путей сообщения Длп с на площадь территории в километрах Пл:
П = Дл Пл .
п. с п. с/
Единицей измерения плотности путей сообщения будет являться протяженность дорог на квадратный километр площади.
Показатель плотности путей сообщения зависит от следующих факторов:
- географическое положения региона (удаленность от сырьевых баз и районов - потребителей продукции);
- природные ресурсы;
- тип природно-климатической зоны;
- характер административно-территориального деления региона и численность населения.
Проведение эффективной региональной политики в современных условиях требует глубокого анализа и диагностики социально-экономического развития регионов. Правильно определенные сильные и слабые стороны экономики, а также ускоряющие или сдерживающие рост факторы позволят создавать более точные программы развития территорий.
Если большая часть данных показателей соответствует принятым в региональной политике нормам, то регион признается успешным, и наоборот. Но справедливо ли заключать, что приемлемые значения этих показателей полностью отражают развитость экономического пространства региона и конкурентоспособность его экономики? Ведь данные показатели могут не зависеть от основных характеристик качественного пространства - плотности, равномерности, связности.
Следующим связанным с плотностью макроэкономическим показателем является объем ВРП
на единицу площади, или плотность ВРП территории. Плотность ВРП - это показатель, определяющий, насколько значение валового регионального продукта соответствует размеру территории, на которой этот продукт производится. Показатель ВРП регионов сырьевой направленности может формироваться без учета этих характеристик, но его величина характеризует регион как «успешный», что не совсем верно.
Красноярский край - яркий пример неполноты оценки социально-экономического развития региона, проводимой с помощью существующих макроэкономических показателей. В табл. 1 приведена величина макроэкономического показателя ВРП по крупным субъектам Федерации в расчете на их площадь за 2010 г. (без учета городов - субъектов РФ - Москвы и Санкт-Петербурга) [8].
Анализ данных табл. 1 показывает, что Красноярский край по объему ВРП на 1 км2 площади находится только на 6-м месте. Из общей статистики регионов - это далеко не последний результат, но он никак не отражает качества экономического пространства. Тюменская и Московская области намного превосходят Красноярский край по плотности ВРП территории, обладая меньшим пространственным потенциалом. Примерно такая же ситуация и в плотности населения, и в развитости инфраструктуры. В Самарской области данный показатель на порядок выше, чем в Красноярском крае. Это значит, что ее территория развита более равномерно и качество экономического пространства соответственно выше.
Если же рассматривать некоторые регионы Европы или США, то ВРП на единицу площади этих регионов будет в несколько раз выше, чем в
Красноярском крае. Обусловлено это прежде всего высокой плотностью экономических характеристик пространств данных территорий. В связи с этим логично предположить наличие прямой связи между качеством экономического пространства той или иной территории и качеством протекающих на ней экономических процессов и зависящем от них качестве жизни населения, проживающего на данной территории.
Как известно, важнейшим ресурсом для любой страны исторически являлась ее территория. Чем больше территория страны, тем потенциально у нее больше возможностей для развития. В этом смысле Россия обладает глобальными преимуществами по сравнению с другими странами. Использование их в настоящее время является для нашей страны настоятельной потребностью и необходимостью, так как это будет способствовать росту ее экономического потенциала и укреплению позиций мирового лидерства.
Учитывая, что экономический потенциал страны складывается из составляющих ее экономик регионов, становится необходимым анализ плотности ВРП регионов РФ, ранжированных по величине территории. Объем производства товаров и услуг на 1 км2 в регионах РФ с наибольшей территорией приведен в табл. 2.
Анализ данных табл. 2 свидетельствует, что Красноярский край, являясь 2-м в РФ по площади регионом, по объему ВРП на 1 км2 площади в данной группе регионов находится только на 5-м месте, уступая по степени плотности ВРП Тюменской, Иркутской, Архангельской областям и Республике Коми.
Регион Объем производства товаров и услуг, млрд руб. Площадь территории, тыс. км2 Объем производства на 1 км2 (плотность ВРП), тыс. руб. \км2
Тюменская область (включая Ханты-Мансийский АО) 3 782,8 1 464,2 2 583,5
Московская область 1 948,6 45,8 42 545,8
Республика Татарстан 1 468,0 67,8 21 651,9
Свердловская область 1 316,0 194,3 6 773,0
Республика Башкортостан 1 158,4 142,9 8 106,4
Красноярский край 1 108,0 2 366,6 468,2
Краснодарский край 1 019,0 75,5 13 496,7
Челябинская область 982,9 88,5 11 106,2
Нижегородская область 968,4 76,6 12 642,3
Самарская область 897,4 53,6 16 742,4
Таблица 1
Объем производства товаров и услуг регионов РФ с наибольшей емкостью рынка в расчете на их площадь (плотность ВРП) за 2010 г.
Таблица 2
Объем производства товаров и услуг регионов РФ с наибольшей территорией в расчете на их площадь (плотность ВРП) за 2010 г.
Регион Объем производства товаров и услуг, млрд руб. Плащадь территории, тыс. км2 Объем производства на 1 км2 (плотность ВРП), тыс. руб. \км2
Республика Саха (Якутия) 381,0 3 083,5 123,6
Красноярский край 1108,0 2 366,6 468,2
Тюменская область 3 782,8 1 464,2 2 583,5
(включая Ханты-Мансийский АО)
Хабаровский край 307,7 787,6 390,7
Иркутская область 539,7 775,3 696,1
Архангельская область 330,1 589,9 559,6
Камчатский край 86,3 464,3 185,9
Магаданская область 57,9 462,5 125,2
Забайкальский край 111,1 431,5 257,5
Республика Коми 337,5 416,8 809,7
Однако, сравнивая территории регионов по степени плотности ВРП, необходимо учитывать и их природно-климатические условия, так как территория многих сибирских и дальневосточных регионов в большинстве случае не пригодна для проживания и соответственно для экономического развития. В этом случае для данных регионов актуальными становятся вопросы повышения качества управления их территориями. Регионы, обладающие огромными неосвоенными пространствами, на данном историческом этапе нецелесообразно экономически развивать в целом. Логично предположить, что наиболее приемлемым является сжатие или концентрация их экономического пространства (без учета малоосвоенных и труднодоступных территорий), что будет способствовать повышению качества пространства и даст возможность сравнивать его параметры с другими регионами [3].
Таким образом, плотность ВРП является выражением экономического потенциала 1 км рассматриваемой территории.
Плотность ВРП - П можно найти с помощью
врп
деления общей величины ВРП - ВРПо на площадь территории в километрах
П = ВРП, Пл.
врп о/
Значение показателя будет измеряться в сумме рублей на 1км2 территории.
Рассмотрев показатели плотности населения, инфраструктуры и производства, следует добавить к ним показатели, характеризующие:
- развитие малого и среднего бизнеса;
- степень социальной обеспеченности населения.
Анализ среднедушевого дохода не дает картины уровня жизни населения, так как на этот уровень
влияет не только количество денежных средств, получаемых населением, но и развитость и плотность платных услуг на территории. Чем выше суммарная стоимость данных услуг, тем население более обеспечено и социально защищено.
Данные показатели зависят от агломерационных процессов (как и плотность населения) и являются индикаторами хода этих процессов. Чем крупнее поселение, тем выше потребности населения и тем больший объем услуг оно должно получать.
Плотность платных услуг Пп у может быть рассчитана с помощью деления общего их объема Оп у в рублях на площадь в квадратных километрах Пл: П = О , Пл.
п. у п. у/
Значение данного показателя измеряется в рублях на километр площади и отражает степень обеспеченности территорий услугами для населения.
Помимо социальных и экономических показателей плотности можно включить в их список и ресурсную составляющую. Наиболее логичным являлся бы показатель плотности ресурсов на территории (полезные ископаемые, лес). Но методика расчета такого показателя слишком сложна и должна учитывать различные виды ресурсов. Показатель плотности ресурсов имеет большее значение для оценки природного потенциала территорий, а не качества экономического пространства и в данном исследовании не рассматривается.
Все эти показатели являются основными в оценке плотности пространства. Но для более глубокого анализа в рамках плотности можно рассматривать следующие показатели:
- площадь жилищного фонда;
- плотность хозяйствующих субъектов и т. д.
Сами по себе описанные показатели не могут сформировать качественного резюме пространства. Определив их перечень и приемы расчета, необходимо сформировать принципы их градации и оценки значений. В зависимости от выбранного ориентира эти оценки способны меняться. Значение показателя может быть признано качественным при сравнении с одним ориентиром и некачественным при сравнении с другим, более развитым. Всего можно выделить 4 основных состояния качества показателя:
- некачественное - значение показателя слишком низко и не может быть определено как качественное;
- низкое качество - значение показателя находится на самом низком допустимом уровне качества;
- среднее качество - значение показателя относится к среднему уровню качества;
- высокое качество - значение показателя находится на высоком уровне качества и соответствует современным требованиям.
Соответственно, исходя из фактического значения показателя, ему можно присвоить качественное либо некачественное состояние. При этом для каждого показателя должны существовать свои критерии оценки качественности, связанные с выбранным ориентиром оценки. При определении плотности населения за основу анализа региональной плотности нужно брать плотность, характерную для региона с качественным экономическим пространством. Если же за качественный ориентир брать развитые европейские страны, то значение оптимальной плотности населения будет равно, по экспертным оценкам, 100-200 чел./км2.
Общероссийский показатель в 10 чел./км2 [8] можно принять за минимальный уровень, а промежуток от 10-100 - за среднее значение. Пространство с плотностью населения ниже 10 чел./км2 можно считать некачественным. Исходя из такой градации Красноярский край со средней плотностью 1,2 чел./ км2 [9] имеет некачественное значение показателя плотности населения (см. табл. 3).
По той же схеме можно сформировать градацию качества плотности путей сообщения. Средняя величина этого показателя для регионов стран Западной Европы - 2 км на 1 км2 площади. Средняя величина по России - 50 м на 1 км2 [8]. Соответственно:
- 2 км и более - качественное пространство;
- от 1-2 км - пространство среднего качества;
- от 50 м до 1 км - низкое качество;
- ниже 50 м - некачественное пространство.
Значение показателя плотности дорог в Красноярском крае составляет 10-15 м на 1 км2 [9], что тоже характеризует состояние плотности путей сообщения в крае как некачественное.
2. Размещение. Размещение - это равномерность (дифференциация, концентрация) распределения населения и экономической деятельности по территории региона. Очевидно, что данный параметр неразрывно связан с плотностью. Чем выше плотность, тем меньшее значение имеет размещение, чем ниже - тем важнее становится концентрировать экономический потенциал и ресурсы в определенных районах. Характер размещения весьма важен для определения стратегии развития региона. Необходимо четко понимать - на каких территориях концентрировать усилия, а какие оставить без внимания в силу их малой значимости. Размещение может иметь три формы:
1) равномерное размещение предполагает примерно одинаковую на всей исследуемой территории плотность выделяемых в анализе объектов (людей, дорог, городов, предприятий). Причем эта форма может быть характерна как для пространства с высокой плотностью так и, наоборот, - с низкой;
2) корреляционное размещение предусматривает такой характер размещения одного объекта или явления, при котором его плотность находится в зависимости от плотности другого объекта. Примером такой зависимости может являться сосредоточение большей части населения и инфраструктуры вдоль основных транспортных магистралей или формирование наиболее крупных предприятий в районах с высокой плотностью населения. Данный вид в большей степени характерен для всей России, так как развитие страны сосредоточивалось именно вдоль «скелета» транспортной сети;
3) рассеянное (дисперсное) размещение характеризуется затруднением или исключением взаимодействия между объектами. Подобный вид размещения наиболее характерен для восточных и северных районов края, где населенные пункты удалены друг от друга на сотни и тысячи километров.
Неравномерное размещение производительных сил присуще как территории всей России, так и отдельных ее регионов. Это утверждение справедливо и для Красноярского края. Поэтому для страны характерен очаговый тип развития промышленности
[3]. Определив характер размещения тех или иных производственных ресурсов в экономическом пространстве региона, можно выделять территории для размещения потенциальных точек роста, развитие которых потребует меньших затрат, чем на тех территориях, где данных ресурсов нет.
В качестве показателей размещения можно использовать коэффициенты вариации:
- коэффициент распределения населения по территории Крн, который определяется как отношение среднеквадратического отклонения численности населения дн каждой административно-территориальной единицы региона (муниципального образования) от численности населения в среднем по региону хн к численности населения в среднем по региону х :
н К = д , х • 100 %;
р.н н/ н
- коэффициент распределения предприятий Крп, определяемый как отношение среднеквадрати-ческого отклонения числа предприятий дп каждой административно-территориальной единицы региона от числа предприятий в среднем по региону хп к числу предприятий в среднем по региону х :
К = д/ х • 100 %;
р.п п
- коэффициент распределения отраслей Кро, который предлагается определить как отношение среднеквадратического отклонения числа отраслей д) промышленности каждой административно-территориальной единицы региона от числа отраслей в среднем по региону хо к числу отраслей в среднем по региону х :
К = д/ х • 100 %.
р.о о
В данном случае коэффициенты вариации характеризуют равномерность распределения численности населения, предприятий и отраслей по территории региона и измеряются в процентах.
При более глубоком анализе можно также выделять вклад каждого муниципального образования в ВРП региона, что позволит делать выводы о размещении реальных (не потенциальных) производственных мощностей.
3. Связность. Связность - это интенсивность экономических связей между элементами пространства, условия мобильности товаров, услуг, капитала и людей, определяемые развитием транспортных и коммуникационных сетей. Данный критерий качества экономического пространства определяет, насколько интенсивно и взаимосвязано протекают экономические процессы между объектами. При этом необходимо учитывать как скорость протека-
ния одного процесса, так и частоту возникновения экономических процессов.
Связность пространства в значительной степени зависит от развития транспортной и информационной инфраструктур. Чем выше пропускная способность внутренних транспортных магистралей, тем больше грузов может быть перевезено в единицу времени. Процессы экономической деятельности объектов пространства неразрывно связаны с постоянным перемещением ресурсов между объектами:
- сырья;
- материалов;
- комплектующих;
- готовой продукции.
Поэтому показатель емкости транспортной сети напрямую определяет предельную величину грузооборота внутри пространства. Если говорить о Красноярском крае, то для него не столько характерна проблема недостаточной емкости транспортной сети, сколько принципиальное отсутствие в некоторых районах края транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры. Учитывая, что большая часть природных ресурсов сосредоточена в труднодоступных северных районах края, проблема транспортной изолированности данных территорий существенно затрудняет дальнейшее развитие сырьевых отраслей. Эту проблему отчасти решает речная навигация по реке Енисей, но в силу своей сезонности данный вид транспорта также несовершенен.
Европейский опыт показывает, что самым надежным и экономически выгодным является автомобильный транспорт. Для его использования необходим минимум инфраструктуры, он наиболее мобилен и экономичен. Но проблема автомобильного транспорта в том, что для него нужны пригодные для эксплуатации дороги. В условиях, когда большая часть богатых ресурсами территорий является настолько труднодоступной, что любая поездка становится настоящим испытанием, масштабное использование автомобильного транспорта практически невозможно.
В настоящее время основное значение для связанности экономического пространства имеет степень информатизации территории. В наши дни современные средства связи уже давно стали неотъемлемой составляющей практически любого производственного процесса. С помощью сети Интернет процессы сбора и обмена информацией ускорились в разы, а наличие спутниковой связи практически
(но далеко не полностью) решило проблему информатизации отдаленных районов.
Опыт развития европейских стран свидетельствует, что информационное покрытие их территорий близко к 100 %. В каждом населенном пункте есть доступ в Интернет и качественная телефонная связь, а все производственные процессы сопровождаются разветвленной сетью информационных коммуникаций. Постоянная обеспеченность качественными средствами связи позволяет экономическим объектам быстрее обмениваться информацией и осуществлять экономические процессы.
В России проникновение сети Интернет не достигает 100 % даже в крупных городах, а в большей части сельских районов выход в сеть имеют только некоторые государственные и административные учреждения. Большая же часть территорий представляет собой информационную пустыню, в которой нет дорог, спутниковой связи, крупных населенных пунктов. Очевидно, что без должной инфраструктуры и средств связи любые экономические процессы будут протекать очень медленно или не протекать вовсе.
В настоящее время ряд сырьевых корпораций усиленно занимается развитием богатых полезными ископаемыми северных территорий страны, в том числе и Красноярского края. Но все эти усилия
направлены в первую очередь на добычу ресурсов, а не на создание производственных центров. А так как любые месторождения со временем истощаются, то и развитие данных территорий без создания прочной производственной базы будет иметь временный характер.
К показателям связности можно отнести:
- грузооборот всех видов транспорта на единицу территории Г определяемый как отношение объема перевезенных грузов к площади территории региона Т :
г тр
Г = Т . Пл;
тр тр/ '
- охват территории сотовой связью, т. е. отношение числа абонентов сотовой связи к площади территории региона:
О = Ч . Пл;
сот сот/ '
- охват территории сетью Интернет, представляемый как отношение числа абонентов (пользователей) сети Интернет к площади территории региона:
О = Ч . Пл.
инт инт/
Систематизация критериев и оценка качества экономического пространства Красноярского края по предлагаемым показателям «плотность», «размещение» и «связность» приведены в табл. 3.
Из анализа данных табл. 3 следует, что качество экономического пространства Красноярского
Таблица 3
Систематизация критериев и оценка качества экономического пространства
Красноярского края
Показатель Формула расчета Градация значений (по экспертным оценкам) Значение в Красноярском крае Качественное состояние экономического пространства Красноярского края
Показатели плотности
Общая плотность населения, чел./км2 Пн = Ч, Пл о о/ > 10 - некачественное; 11-20 - низкое качество; 21-40 - среднее качество; < 41 высокое качество 1,2 Некачественное
Экономическая плотность населения, чел./км2 Пн = Ч Пл э э/ > 1 - некачественное; 1,1-20,0 - низкое качество; 20,1-50,0 - среднее качество; < 51,1 - высокое качество 0,68 (60) Некачественное
Плотность ВРП, тыс. руб./км2 П = ВРП, Пл врп о/ > 500 - некачественное; 501-1000 низкое качество; 1 001-2 000 среднее качество; < 2 000 высокое качество 468,2 Некачественное
Плотность путей сообщения, км/км2 П =Дл , Пл п. с ' ' п. с/ > 0,05 - некачественное; 0,06-1,0 - низкое качество; 1,0-2,0 - среднее качество; < 2,0 - высокое качество 0,015 Некачественное
Окончание табл. 3
Показатель Формула расчета Градация значений (по экспертным оценкам) Значение в Красноярском крае Качественное состояние экономического пространства Красноярского края
Плотность платных услуг, тыс. руб./км2 П = О , Пл п. у п. у/ > 50 - некачественное; 51-100 - низкое качество; 101-150 - среднее качество; < 151 - высокое качество 38,2 Некачественное
Показатели рассеянного (дисперсного) размещения
Коэффициент распределения (вариации) населения К = д/ х- 100 % р. н н > 8 - некачественное; 9-18 - низкое качество; 19-25 - среднее качество; 26-33 - высокое качество 1,1 Некачественное
Коэффицент распределения (вариации) предприятий, ср. кв. откл./ср. арифм. к. п. К = д/ х- 100 % р. п п > 8 - некачественное; 9-18 - низкое качество; 19-25 - среднее качество; 26-33 - высокое качество 0,9 Некачественное
Коэффициент распределения (вариации) отраслей К = д/ х • 100 % р. о о > 8 - некачественное; 9-18 - низкое качество; 19-25 - среднее качество; 26-33 - высокое качество 0,89 Некачественное
Показатели связности
Грузооборот всех видов транспорта, т/км = > 100 - некачественное; 101-200 - низкое качество; 201-300 - среднее качество; < 300 - высокое качество 33,1 Некачественная
Охват территории сотовой связью, аб./км О = Ч , Пл сот сот/ > 1 - некачественное; 1,1-20,0 - низкое качество; 20,1-50,0 - среднее качество; < 51,1 - высокое качество 2,1 Низкое качество
Охват территории интернет-связью, аб./км О = Ч Пл инт инт/ > 1 - некачественное; 1,1-3,0 - низкое качество; 3,1-6,0 - среднее качество; < 6,1 - высокое качество 0,06 Некачественная
края по показателям «плотность», «размещение» и «связность» можно считать в подавляющем числе случаев неудовлетворительным, что еще раз свидетельствует о необходимости смены подходов к управлению территориальным развитием со стороны органов государственного управления регионов, площадь которых характеризуется:
- обширностью;
- малоосвоенностью;
- труднодоступностью.
Применение подобной схемы анализа качества пространственных характеристик региона потребует разработки соответствующей системы показателей и методов их расчета. В то же время это позволит:
- более эффективно определять направления развития территорий;
- выделять перспективные проекты и развивать инновационные направления промышленности.
Выводы по результатам исследования. Активное вовлечение России в глобальные мировые экономические процессы, наблюдаемое в последние десятилетия, требует более тщательного изучения следующих особенностей экономического пространства страны:
- разреженность;
- очаговый тип развития промышленного комплекса;
- сырьевая ориентация развития экономики и
др.
Необходимы оценка его качественного состояния и постановка новых задач по достижению сопоставимости с мировыми качественными характеристиками.
Повышение качества экономического пространства обширной территории напрямую зависит от качества территориального менеджмента, проводимого
в стране, от выявления неиспользуемых резервов, которыми априори обладает любая (тем более обширная) территория. При правильном использовании данного ресурса обширная территория может стать не проблемной (как «труднодоступная и малоосвоенная»), а существенным преимуществом страны. Достигнуть этого можно путем разработки новых «пространственных» технологий управления.
Приведенные критерии оценки качества экономического пространства в совокупности могут дать характеристику степени его инновационнос-ти и соответствия вызовам современности. Это подтвердит необходимость изменения методов территориального управления со стороны органов государственного управления и принятия мер, способствующих улучшению качественных характеристик экономического пространства.
Список литературы
1. Аврамчикова Н. Т. Перспективы развития региона с разреженным экономическим пространс-
твом в условиях глобализации// Региональная экономика. 2010. № 5.
2. Аврамчикова Н. Т. Теория и методология формирования поляризованного пространства в экономике региона. М.: Доброе слово. 2010.
3. Аврамчикова Н. Т. Проблемы пространственного развития регионов сырьевой направленности и пути их решения// Региональная экономика. 2008. № 19.
4. Адикаев Р. А. Экономическое пространство: региональное измерение// Регионология. 2009. № 3.
5. Бияков О. А. Теория экономического пространства: методологический и региональный аспекты. Томск: КузГТУ. 2004.
6. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ. 2003.
7. Физический энциклопедический словарь/ под ред. А. М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия. 1983.
8. URL: http://www. gks. ru.
9. URL: http://www. krasstat. gks. ru.