теоретические аспекты оценки экономической деятельности некоммерческих организаций
theoretical aspects of the economic assessment of non-profit organizations
Н.В. CЕMЕНОВА,
кандидат экономических наук, Ярославский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт управления».
N.v. sEMENovA,
PhD, Yaroslavl branch of private educational institutions of higher education "Institute of Management".
Аннотация
Предпринята попытка исследования подходов к определению параметров экономической деятельности организаций некоммерческого сектора. Предложен количественный подход к оценке деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций с целью осуществления более результативного прямого финансирования из бюджета. Данный подход объединяет в себе применение коэффициентного метода и метода многомерного сравнения.
Abstract
An attempt to study the approaches to the characterization of the economic activities of the organizations non-profit sector. We propose a quantitative approach to the evaluation of the socially-oriented nonprofit organizations to implement a more efficient direct funding from the budget. This approach combines the use of coefficient method and multivariate comparisons.
Ключевые слова
1. Некоммерческий сектор,
2. некоммерческие организации,
3. социально ориентированные
Keywords
1. Non-profit sector,
2. nonprofits,
3. socially-oriented non-profit
некоммерческие организации, 4. экономичность, 5.эффективность.
organization,
4. economy,
5. efficiency.
Рациональное использование бюджетных средств, распределяемых среди социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - НКО) для реализации проектов, а также предоставление им на льготных условиях государственного имущества в современных условиях приобретает особое значение. На размер ресурсов, выделяемый государством некоммерческому сектору в силу их естественной ограниченности повлиять довольно сложно, необходимо максимизировать результативность такого распределения, что представляется возможным.
Одной из проблем, с которой сталкивается государственный сектор при распределении ресурсов, является трудность в оценке экономической деятельности НКО. Потребность в такой оценке также усиливается ввиду возросшей конкуренции за ресурсы в некоммерческом секторе и существующих в обществе сомнений относительно того, насколько рачительно и эффективно НКО расходуют средства доноров, в том числе полученные из государственного бюджета, и не злоупотребляют ли они своими налоговыми привилегиями1.
Тот факт, что НКО не выплачивают дивидендов и не дают выгод своим учредителям, не означает, что их руководители не должны заботиться об эффективности работы своей организации. В противном случае НКО превратится в источник обогащения отдельных лиц (например, за счет выплаты сотрудникам и экспертам чрезмерно больших гонораров, вознаграждений, премий). Отсутствие внимания к эффективности, в конечном счете, достаточно быстро может привести к состоянию кризиса, если НКО впустую расходует ресурсы, которые могли бы быть потрачены на создание общественных благ. Оценка и сопоставление затрат и результатов позволяют принимать обоснованные решения не только в коммерческом, но и в некоммерческом секторах.
1 Борисова Е.И. Анализ эффективности в некоммерческом секторе: проблемы и решения. М. ГУ ВШЭ, 2008. - С. 3.
Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств2. В обоих случаях требуется как можно полнее и точнее определить, во-первых, компоненты затрат, во-вторых, результаты, к которым они приводят, в-третьих, экономические показатели, позволяющие оценить разнообразные элементы затрат и результатов в едином масштабе, в-четвертых, чистую отдачу, то есть разницу между результатами и затратами. Однако решаются эти задачи по-разному, в зависимости от того, чьи интересы диктуют хозяйственные решения.
Для коммерческой организации, действующей в интересах своих учредителей, компоненты затрат - это оплачиваемый труд персонала, а также закупаемые на рынке сырье, материалы, услуги, необходимые для производственного процесса. Непосредственные результаты этих затрат воплощаются в продукции. В роли адекватных экономических измерителей затрат и результатов выступают те рыночные цены, по которым фактически осуществляются покупки и продажи, а эффективность деятельности характеризуется прибылью.
Издержки и выгоды от деятельности организаций некоммерческого сектора должны быть оценены и с позиций всего общества. Эффективность, подлежащая максимизации, представляет собой разность между общественными выгодами и обще-ственными издержками. На практике очень сложно оценить экономическую деятельность НКО. Это обусловлено разнообразием видов некоммерческой деятельности и отсутствием такого показателя как прибыль, на основании которого строится оценка эффективности деятельности коммерческих организаций. В некоммерческом секторе также нельзя полагаться на информацию, которую дает рынок. Это закономерно, поскольку некоммерческий сектор функционирует преимущественно в зонах изъянов рынка, предоставляя общественные и смешанные блага на безвозмездной основе.
исследование генезиса подходов к оценке экономической деятельности НКО позволило выявить, что впервые вопросы измерения конечного результата некоммерческой деятельности были поставлены в 1964 году, когда Национальный совет здравоохранения США опубликовал доклад о деятельности крупнейшей международной неприбыльной организации United Way of America. По рекомендации Совета в классификацию ее деятельности вошли,
2 Колчина Н.В. Финансы предприятий. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - С. 287.
помимо финансовой отчетности, такие показатели, как соответствие услуг стандартам качества, уровень квалификации персонала и его соотношение с численностью обслуживаемых клиентов, профессионализм менеджмента, спецификация услуг. В 80-е годы правительственные агентства США при заключении с аккредитованными НКО контрактов на оказание услуг стали требовать от них гарантий, что услуги предоставляются именно тем категориям населения, которые в них остро нуждаются. В результате в систему показателей были включены более дифференцированные характеристики участников программ: доходы, половозрастной и расово-этнический состав, уровень рождаемости, семейное положение, место проживания.
Но во всех отмеченных подходах отсутствовал такой показатель, как удовлетворенность клиентов полученными услугами. В связи с этим попечительские советы и менеджмент НКО признали учет оценки потребителями полученных услуг необходимым. Уже первые опросы менеджеров ряда ведущих НКО, проведенные в 2001 году, выявили, что учет показателей по всей цепочке (объем привлеченных ресурсов, характер их распределения и оценка качества полученных услуг самим клиентом) позволяет идентифицировать имеющиеся в программах просчеты, находить пути и способы совершенствования практики обслуживания, получать хорошие результаты и лучше планировать деятельность на будущее3.
При определении эффективности работы НКО необходимо учитывать общепринятые подходы, в соответствии с которыми выделяют следующие критерии оценки: действенность; экономичность; рациональность; качество; финансовая устойчивость.
Действенность - степень достижения организацией поставленных перед ней целей. Чтобы ее измерить, сравнивают намеченные результаты с фактическими (используемые ресурсы не учитываются, если они не фигурировали в качестве цели). Наиболее распространенный метод измерения - расчет индексов действенности, показывающих степень достижения цели в одном периоде по сравнению с другим.
Экономичность - степень использования ресурсов. Экономичность определяют путем сопоставления ресурсов, которые предполагалось израсходовать для достижения определенных целей, с ресурсами, которые были фактически потреблены, она характеризует затратную сторону эффективности. Экономичность - одна
3 Houten H. Measuring Program Outcome: A Practical Approach. Wash.: D.C, 2002.
из составляющих успеха хозяйственной деятельности, суть которой заключается в разумной и рациональной экономии, ограниченности ресурсов с целью более полного удовлетворения потребностей4.
Качество - степень соответствия системы требованиям и ожиданиям потребителей. традиционные методы определения качества предоставляемых общественных благ включают установление соответствия спецификациям и своевременности предоставления общественных услуг - в сроки и во время, которое удобно для потребителей.
Рациональность некоммерческих благ определяется их экономичностью, производительностью используемых ресурсов и результативностью затрат.
Производительность - это соотношение количества продукции или услуг с величиной затрат на их производство. В некоммерческом секторе, как и в коммерческом, используются показатели, отражающие производительность труда и иных отдельных видов ресурсозатрат, а также интегральные показатели, предполагающие соизмерение затрат всех видов между собой.
Результативность характеризует соответствие расходов НКО и достигаемых с их помощью результатов конкретным целям, которым в том или ином случае призван служить некоммерческий сектор. Если при оценке производительности внимание концентрируется на продукции, как таковой, то при анализе результативности - скорее на мере ее соответствия определенным потребностям, предпочтениям общества.
Для того чтобы сравнивать варианты некоммерческих расходов с точки зрения экономичности, необходимо знать состав затрат. для оценки производительности наряду с этим требуются также показатели, характеризующие продукцию и услуги, созданные за счет некоммерческого сектора. Наибольшие трудности при этом обычно связаны с учетом качества продукции и услуг. Определяя производительность, необходимо дифференцировать достигаемые результаты на основе качественных стандартов и принимать во внимание сравнительную ресурсоемкость реализации каждого из них.
Что касается оценки результативности, то невозможность ориентироваться на универсальные показатели прибыльности заставляет разрабатывать специальные индикаторы достижения целей.
4 Электронный экономический словарь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// www.mirslovarei.com/content_eco/jeconomichnost-7973.html (дата обращения 21.03.2012 г.).
широко применяются, в частности, индикаторы, характеризующие своевременность и полноту реализации той или иной функции. для некоторых видов деятельности удается найти простые обобщающие показатели результативности, для других - необходимы системы индикаторов, включающие экспертные оценки.
Соотношение показателей производительности и результативности можно пояснить с помощью примера деятельности НКО, оказывающей помощь больным детям. Производительность в данном случае определяется расходом ресурсов в расчете на одного больного, но для характеристики результативности важно принять во внимание долю тех детей, кто выздоровел или благодаря лечению может вести нормальный образ жизни.
Другой пример относится к деятельности второго типа НКО (деятельность которых направлена только на членов или учредителей этих организаций). Так, производительность садоводческого некоммерческого объединения характеризуется соотношением объема услуг, предоставляемых его членам, и произведенных затрат, а с точки зрения результативности важно не столько количество услуг, сколько степень удовлетворенности ими членов объединения. Оценка предпочтений потребителей и степени их удовлетворенности состоянием некоммерческого сектора имеет первостепенное значение и для совершенствования работы НКО.
Определенные цели и набор характеристик экономичности, производительности и результативности помогают не только обосновать решения, но и отслеживать ход выполнения программ, выявлять резервы повышения эффективности и выбирать наилучшие пути использования средств. Оценивая затраты и результативность, необходимо определить расход ресурсов на достижение той или иной цели, поставленной перед некоммерческим сектором. Рамки такого анализа охватывают оценки не только результативности, как таковой, но также производительности и экономичности, поскольку они непосредственно влияют на результативность. Вместе с тем анализ издержек и результативности не предполагает соизмерение разнородных результатов между собой.
На первый взгляд, анализ издержек и результативности можно свести к простому определению среднего расхода ресурсов на единицу результата. разумеется, соответствующие показатели имеют важное практическое значение. Но в случаях, когда оценке подвергается деятельность, приводящая к целому спектру результатов, а также когда результаты могут существенно различаться не только по количеству, но и по качеству, целесообразно применение
анализа издержек и полезности, который представляет собой несколько усложненную модификацию анализа издержек и результативности. Различие между ними состоит в том, что при анализе издержек и полезности используется условное соизмерение близких по характеру результатов. Оно достигается, как правило, на основе весовых коэффициентов, определяемых чаще всего экспертным путем.
Так, деятельность НКО за здоровый образ жизни ведет к сокращению заболеваемости, инвалидности и смертности. Допустим, что конкретное мероприятие такой организации позволяет, предотвратив преждевременную смерть определенного числа людей, обеспечить им суммарно А дополнительных лет жизни, а также ведет к уменьшению совокупного времени пребывания на инвалидности на В лет и периодов временной нетрудоспособности, обусловленной заболеванием, - на С лет. Можно сказать, что данное мероприятие приносит обществу дополнительно А + В + С человеко-лет жизни, не отягощенной заболеванием. Однако время болезни нельзя, конечно, безоговорочно приравнивать к годам, потерянным в связи с преждевременной смертью. В то же время, выбирая наилучший вариант мероприятия, следует учитывать все виды результатов, а не только один из них, пусть и наиболее важный. Поэтому имеет смысл на основе экспертных оценок придать показателям А, В и С различные веса а, Ь, с (а > Ь > с) и затем уже подбирать вариант, для которого характерно наилучшее соотношение издержек со взвешенной суммой аА+ЬВ+сС. Этот упрощенный пример дает представление об анализе издержек и полезности и в частности о подходе к оценке «числа лет жизни с поправкой на качество».
Все вышесказанное позволяет предположить, что идеальных формализованных методов оценки затрат и результатов в некоммерческом секторе не может существовать. Невозможно не согласиться со следующей точкой зрения: «...даже для коммерческих организаций не существует одного или нескольких определенных и признаваемых всеми исследователями критериев оценки эффективности. Тем более это справедливо для НКО, различия между которыми глубже и существеннее, чем между коммерческими организациями. Отсюда следует, что для каждого типа НКО (а иногда даже для каждой конкретной организации) необходимо разрабатывать свой собственный набор критериев оценки эффективности»5.
Поэтому для различных потребностей и пользователей результатов анализа применяются разные подходы к оценке эффектив-
5 Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. - М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 172.
ности деятельности некоммерческих субъектов, что доказывается работами отечественных и зарубежных ученых, посвященных этой проблеме (см. таблицу).
Таблица - Классификация методов оценки эффективности деятельности НКО
№ Автор метода название метода сущность метода
Количественные методы
1 E.Yuchtman, E.S. Seashore Ресурсный метод Эффективность определяют как способность организации к выживанию и умению привлекать ресурсы, измеряют ее сравнивая возможные варианты направления затрат с реально осу-ществленными6.
2 Е.Р Баханькова, М.Л. Макаль-ская, Е.Н. Малюченко, И.И. Усачева Коэффициентный метод Расчет коэффициентов эффективности организации, эффективности проектов, ликвидности и платежеспособности, привлеченных средств и собственных ресурсов, а также сравнение их во времени7.
3 Е.И Борисова, Л.И. Полищук Метод измерения на основе концепции эффективности Выбор наилучшего с точки зрения достигаемых результатов набора ресурсов за счет качественного управления8.
4 С.В.Черемушкин Метод финансовых показателей Сравнение во времени финансовых показателей следующих групп: - некоммерческой эффективности, - финансовой обеспеченности, - управления активами, - ликвидности, - риска, - рыночного функционирования, - роста9.
Качественные методы
5 J.L.Price Метод достижения цели Измерение степени достижения цели, в основе метода лежит предположение, что цели организации четко достижимы. Разрабатывается набор конкретных критериев (индикаторов), на основании которых и измеряют уровень достижения цели10.
6 Yuchtman E. A system resource approach to organizational effectiveness// American Sociological Review. 1967. 32. P. 891.
7 Финансовое управление НКО: курс лекций. - М.: МСоЭС, 2002. - С. 285.
8 Борисова Е.И. Анализ эффективности в некоммерческом секторе: проблемы и решения. -М.: ГУ ВШЭ, 2008. С. 8.
9 Черемушкин С.В. Анализ финансовой результативности некоммерческой организации // Некоммерческие организации. - 2011. - № 2(55). - С. 33.
10 Price J.L. The study of organizational effectiveness//Sociological Quarterly. 1968. 13. P. 4.
6 J. Jobson, R. Schneck Репутационный метод Измерение эффективности НКО на основе мнений клиентов организации или экспертов, реализуется через проведение опросов11.
Комбинированные
7 С.Н. Андреев Метод социального эффекта Оценка эффективности деятельности некоммерческих субъектов через понятие социального эффекта, т.е. определенного блага, выгоды для общества в целом или отдельных групп населения12. Наличие социального эффекта предлагается определять методом экспертных оценок или методом фокус-групп., а потребительскую ценность некоммерческого продукта, произведенного некоммерческим субъектом, экспертным путем или по результатам опроса потребителей. Эффективность создания потребительской ценности предлагается определять по формуле: Эр = Р/З *100%, где Эр - эффективность создания потребительской ценности, Р - значение потребительской ценности, З - затраты на создание потребительской ценности.
8 А.Т.Зуб Метод четырех подходов Сочетание целевого, ресурсного, процессного подходов и подхода с позиций стейкхолдеров13. Суть целевого, ресурсного подхода с позиций стейкхолдеров (репутационного) отражена в строках 1,2,3 данной таблицы. Процессный подход заключается в повышении эффективности за счет совершенствования внутриорганиза-ционных процессов НКО.
9 А.С. Автономов, Н.Л. Хананаш-вили Метод оценки социальных проектов измерение эффективности деятельности организации через определение результативности конкретных проектов. Путь установления эффективности через сравнение: что было - что должно быть - что стало14.
11 Jobson J. Constituent views of organizational effectiveness: Evidence from police organizations // Academy of Management Journal. 1982. 25. P. 27.
12 Андреев С.Н. Mаркетинг некоммерческих субъектов. - M.: Финпресс, 2002. - С. 31.
13 Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. - M.: Аспект Пресс, 2002. - С. 172.
14 Автономов А.С. Оценка в социальном проектировании. Mетодическое пособие. M.: Национальная ассоциация благотворительных организаций, 2010. - C. 12.
Изучение этих методов позволяет признать, что оценка экономической деятельности НКО имеет междисциплинарный характер, универсального метода оценки не существует, применение того или иного способа оценки обуславливается рядом условий: целями анализа, наличием и качеством данных, используемых при этом, сферой применения результатов.
На основании обобщения изученного материала можно предложить количественный подход к оценке экономической деятельности НКО, которые получают ресурсы из бюджета. Он включает в себя многомерный метод сравнения в сочетании с коэффициентным методом. Показатели, используемые для его осуществления, можно условно разделить на:
• показатели имущественного обеспечения (валюта баланса, стоимость основных средств, стоимость оборотных активов, коэффициенты обновления основных средств и дебиторской задолженности);
• показатели некоммерческой эффективности (коэффициенты расходов на целевые мероприятия, управленческих расходов, потребности в финансировании);
• показатели финансовой обеспеченности (коэффициенты платных услуг, собственных средств, финансовой устойчивости).
Количественный подход к оценке параметров некоммерческой деятельности можно использовать для утверждения экономически обоснованных критериев признания НКО социально ориентированными, что будет полезно для модернизации системы социальной поддержки населения через передачу организациям некоммерческого сектора части функций государственных учреждений.
Библиографический список
1. Борисова, Е.И. Анализ эффективности в некоммерческом секторе: проблемы и решения / Е.И. Борисова, Л.И. Полищук. - М.: ГУ ВШЭ, 2008. - 32 с.
2. Колчина, Н.В. Финансы предприятий / Н.В. Колчина [и др.] / Под ред. проф. Н.В. Колчиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2001. - 447 с.
3. Houten, H. Measuring Program Outcome: A Practical Approach. Wash.: D.C, 2002. P. 2.
4. Электронный экономический словарь. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http:// www.mirslovarei.com/content_eco/ jeconomichnost-7973.html (дата обращения 21.03.2012 г.).
5. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 415 с.
6. Yuchtman, E. A system resource approach to organizational effectiveness/ E. Yuchtman, E.S. Seashore // American Sociological Review. - 1967. - 32. - P. 891-903.
7. Черемушкин, С.В. Анализ финансовой результативности некоммерческой организации/ С.В. Черемушкин// Некоммерческие организации в России. - 2010. - № 2. - С. 32-40.
8. Price, J.L. The study of organizational effectiveness / J.L. Price // Sociological Quarterly. - 1968. - 13. - P. 3-15.
9. Jobson, J. Constituent views of organizational effectiveness: Evidence from police organizations / J. Jobson, R. Schneck // Academy of Management Journal. - 1982. - Р. 25-46.
10. Андреев, С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов/ С.Н. Андреев. - М.: Финпресс, 2002. - 320 с.
11. Автономов, А.С. Оценка в социальном проектировании. Методическое пособие / А.С. Автономов, Н.Л. Хананашвили. -М.: Национальная ассоциация благотворительных организаций, 2010. - 150 с.
12. Финансовое управление НКО: курс лекций. Школа управления НКО. Книга III / Под ред. Центра поддержки НКО. - М.: МСоЭС, 2002. - 288 с.
Bibliographic list
1. Borisova, E.I. Analysis of the effectiveness in the nonprofit sector: problems and solutions / E.I. Borisova, L.I. Polishuk. - M: GU VSHE, 2008. - 32 p.
2. Kolchina, N.V. Finance companies / N.V. Kolchina [and others], ed. professor. N.V. Kolchina. - M: UNITI-DANA,2001.- 447 p.
3. Houten, H. Measuring Program Outcome: A Practical Approach. Wash.: D.C, 2002. P. 2.
4. Electronic Dictionary of Economics. [Electronic resource]. URL: http://
www.mirslovarei.com/content_eco/jeconomichnost-7973.htmKdate of treatment 21.03.2012 г.).
5. Zub, A.T. Strategic Management. Theory and practice. - M: Aspekt
Press, 2002. - 415 p.
6. Yuchtman, E. A system resource approach to organizational effectiveness I E. Yuchtman, E.S. Seashore II American Sociological Review. - 19б7. - 32. - P. S91-903.
7. Cheremushkin, S.V. Analysis of the financial impact of non-profit organization I S.V. CheremushkinII Nonprofit organizations in Russia. - 2010. - № 2. - P. 32-40.
S. Price, J.L. The study of organizational effectiveness! J.L. PriceII Sociological Quarterly. - 196s. - 13. - P. 3-15.
9. Jobson, J. Constituent views of organizational effectiveness: Evidence
from police organizations I J. Jobson, R. Schneckü Academy of Management Journal. - 1982. - 25. - Р. 25-46.
10. Andreev, S.N. Marketing non-profit entitiesI S.N. Andreev. - M: Finpress, 2002. - 320 p.
11. Avtonomov, A.S. Assessment in social engineering. Handbook. -A.S. Avtonomov, N.L. Hanashvili.- M: The National Association of Charities, 2010.-150 p.
12.Financial Management of NGOs: a course of lectures. NCO School of Management. Book III I edited. NGO Support Centre. -M: MCoES, 2002. - 288 p.
Контактная информация
150040, г. Ярославль, Ярославский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт управления» E-mail: [email protected]
Contact links
150040, Yaroslavl, Yaroslavl branch of private educational institutions of higher education "Institute of Management" E-mail: [email protected]