Научная статья на тему 'Теоретические аспекты организации дополнительного образования школьников'

Теоретические аспекты организации дополнительного образования школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADDITIONAL EDUCATION / THEORETICAL ASPECTS / CREATIVE POTENTIAL / CENTERS OF MOTIVATED PERSONAL DEVELOPMENT / DOMINANCE OF INTERESTS / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЦЕНТРЫ МОТИВИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / ДОМИНИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мунгиева Н. З., Абдурахманова М. А.

Система образования не стоит на месте, с каждым годом она все более нацелена на гуманистической психологии и педагогике. Появляются такие задачи, как защита детства, приобщение школьников к культурным ценностям, оказание помощи ребёнку в развитии его творческого потенциала и таланта. Педагогика дополнительного образования направлена на решение этих задач. Дополнительное образование можно рассматривать, как центры мотивированного развития личности ребёнка, её самореализации. Учёные считают, что дополнительное образование имеет досуговую природу, что помогает поддержать ребёнка как человека и деятеля, раскрыть его способности. В основе организации дополнительного образования лежит принцип доминирования интересов детства, предполагающий добровольное посещение занятий учениками. Возможность выбора дополнительных занятий закрепляет право детей на самореализацию. Программа в дополнительном образовании развивает мотивацию, способности детей при работе в коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мунгиева Н. З., Абдурахманова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF ADDITIONAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

. The education system does not stand still, every year it is increasingly focused on humanistic psychology and pedagogy. There are tasks such as protecting childhood, introducing students to cultural values, helping the child in the development of his creative potential and talent. Pedagogy of additional education is aimed at solving these problems. Additional education can be viewed as centers of the child's motivated development of the personality, its self-realization. Scientists believe that additional education has a leisure nature, which helps to support the child as a person and actor, to reveal his abilities. The basis of the organization of additional education is the principle of the domination of the interests of childhood, involving voluntary attendance of classes by students. The possibility of choosing additional classes establishes the right of children to self-realization. The program in additional education develops motivation, children's ability to work in a team.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты организации дополнительного образования школьников»

УДК 378

Mungieva N.Z., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Technology of Preschool and Additional Education Faculty of Preschool Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Abdurakhmanova M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Faculty of Preschool Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

THEORETICAL ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF ADDITIONAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN. The education system does not stand still, every year it is increasingly focused on humanistic psychology and pedagogy. There are tasks such as protecting childhood, introducing students to cultural values, helping the child in the development of his creative potential and talent. Pedagogy of additional education is aimed at solving these problems. Additional education can be viewed as centers of the child's motivated development of the personality, its self-realization. Scientists believe that additional education has a leisure nature, which helps to support the child as a person and actor, to reveal his abilities. The basis of the organization of additional education is the principle of the domination of the interests of childhood, involving voluntary attendance of classes by students. The possibility of choosing additional classes establishes the right of children to self-realization. The program in additional education develops motivation, children's ability to work in a team.

Key words: additional education, theoretical aspects, creative potential, centers of motivated personal development, dominance of interests.

Н.З. Мунгиева, канд. филол. наук, доц., доц. каф. педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования, Факультет дошкольного образования, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

М.А. Абдурахманова, канд. пед. наук, доц., декан факультета дошкольного образования, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Система образования не стоит на месте, с каждым годом она все более нацелена на гуманистической психологии и педагогике. Появляются такие задачи, как защита детства, приобщение школьников к культурным ценностям, оказание помощи ребёнку в развитии его творческого потенциала и таланта. Педагогика дополнительного образования направлена на решение этих задач. Дополнительное образование можно рассматривать, как центры мотивированного развития личности ребёнка, её самореализации. Учёные считают, что дополнительное образование имеет досуговую природу, что помогает поддержать ребёнка как человека и деятеля, раскрыть его способности. В основе организации дополнительного образования лежит принцип доминирования интересов детства, предполагающий добровольное посещение занятий учениками. Возможность выбора дополнительных занятий закрепляет право детей на самореализацию. Программа в дополнительном образовании развивает мотивацию, способности детей при работе в коллективе.

Ключевые слова: дополнительное образование, теоретические аспекты, творческий потенциал, центры мотивированного развития личности, доминирование интересов.

Реформирование традиционных систем образования обусловлено созданием новой образовательной парадигмы, базирующейся на гуманистической психологии и педагогике.

Наиболее полно на решение этих задач ориентирована педагогика дополнительного образования. В рамках реформы образовательной системы дополнительное образование приобретает особую актуальность, так как этот тип образования «изначально ориентирован на свободный выбор ребёнком видов и форм деятельности, на формирование и развитие его собственных представлений о мире. Тем самым учреждения дополнительного образования детей могут рассматриваться как центры мотивированного развития личности ребёнка, её самореализации и профессионального самоопределения.

В работах А.Г. Асмолова [1], ряда других исследователей дополнительное образование рассматривается как «особый тип образования», который опирается на потенциал свободного времени школьников. Этот потенциал состоит в возможности обеспечения:

• досуга как способа развлечения и разрядки индивидуальных и групповых напряжений;

• рекреации как средства восполнения психофизических сил, восстановления здоровья и творческого потенциала;

• компенсации как способа приобщения к личностно-зна-чимым социально-культурным ценностям, потребность которых пока не удовлетворяется существующей системой базового образования;

• социализации как средства приобщения к неформальным общественным процессам и структурам;

• самоактуализации как способа воплощения собственных индивидуальных творческих интересов, а так же саморазвития и личностного роста в социальных и культурно-значимых сферах жизнедеятельности общества.

Иными словами, дополнительное образование - это процесс свободного избрания деятельности ребёнком, выражающийся

в удовлетворении его интересов, предпочтений, склонностей и способствующий его самореализации, культурной и социальной адаптации [2].

Развиваясь как составная часть системы непрерывного образования и культуры учреждения дополнительного образования в современных условиях преобразуются в своеобразные центры социально-педагогической поддержки детей и молодёжи. Однако при этом существенно возрастают требования к содержанию и качеству их работы.

Выделим основные функции системы дополнительного образования (Таблица 1).

Как любая другая структура, система дополнительного образования базируется на методологических принципах деятельности. Современные исследователи выделяют следующие принципы:

• доминирования интересов детства;

• эвристичности образовательной среды;

• педагогического сотрудничества;

• самореализации личности ребёнка в коллективе;

• развитие способностей детей в игровой деятельности;

• доминирующего авторского начала в построении содержания работы с детьми и др.

Представляется целесообразным остановиться несколько подробнее на характеристике некоторых из указанных принципов, поскольку в них отражена специфика организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования школьников.

Принцип доминирования интересов детства лежит в основе организации дополнительного образования детей и обусловливает тем самым реальное воплощение в образовательную практику идей гуманистической психологии и педагогики. Данный принцип подразумевает добровольное посещение занятий учащимися и характерен лишь для дополнительного образования детей. Именно этот принцип отличает систему дополнительного

Таблица 1

Основные функции системы дополнительного образования

социально-адаптационная личностно-образующая психолого-терапевтическая профилактическая учебно-информационная непрерывного образования

выражающаяся в оказании педагогической помощи учащимся в освоении положительного социального опыта; в социальном самоопределении, в освоении системы социальных ролей; оказание социальной защиты учащимся путём предоставления бесплатных дополнительных образовательных услуг; учитывающая индивидуальные интересы и склонности ребёнка через включение его в целесообразные виды деятельности, позволяющие ему саморазвиваться; способствующая самореализации ребёнка как одной из сущностных потребностей человека, обеспечивающая ситуацию успеха «здесь и теперь» вне жёсткой зависимости от его способностей усвоения образовательного стандарта; обеспечивающая детей различными видами полезной деятельности; позволяющая расширить кругозор учащихся путём дополнения учебного материала и погружения их в культуру; создающая возможность учиться всю жизнь и обеспечивающая удовлетворение потребности в творческом восприятии мира и себя в этом мире.

образования от организации обучения в базовых школах. Отметим, что преимущество добровольности заключается в том, что развитие личности школьника происходит эффективно лишь в том случае, если он сам, с учётом своих интересов выбирает себе занятие по душе. Игнорирование этого принципа ведёт к снижению творческой активности детей, а порой и к полной утрате интереса к выбранному виду деятельности.

Ситуация совместной продуктивно-творческой деятельности педагога и ребёнка выступает смысловой и конструктивной единицей инновационного характера процесса активного становления личности ребёнка.

Принцип доминирующего авторского начала в построении содержания работы с детьми обусловлен правом учреждений дополнительного образования осуществлять образовательную деятельность за пределами образовательных стандартов. В этой связи практически все программы в учреждениях дополнительного образования можно рассматривать как авторские технологии развития личности ребёнка, т.к. они направлены на формирование механизма самореализации ребёнка через комплекс основных областей жизнедеятельности: познание, общение, поведение, предметную деятельность и т. д. [3].

Таким образом, индивидуальная обусловленность непрерывности и продолжительности пребывания ребёнка в творческом объединении является логическим продолжением добровольности посещения им учреждений дополнительного образования. Возможность учащихся самим выбирать интересующие их виды деятельности и конкретные дополнительные программы закрепляет право на самоопределение и самоактуализацию.

Избирательность детьми своего образовательного пути, уровня и конечного результата приводит к необходимости конструирования особой образовательной среды, основанной на творческом педагогическом сотрудничестве. При такой организации участники, дополняя друг друга, образуют систему со-

Библиографический список

действия, в которой творческие возможности и способности партнёров реализуются наиболее полно. Дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития. Подобное сотрудничество предполагает проявление корректности, ответственности, терпения, внимательности. Тем самым генерируемая в учреждениях дополнительного образования атмосфера психологического комфорта и свободного проявления себя наиболее благоприятна для развития творческих способностей учащихся. Решение творческих задач в сотрудничестве с педагогом изменяет психологическую структуру образовательного процесса, при этом создаётся надёжная система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий и отношений между его участниками. Но достигнуть такой атмосферы возможно только при соблюдении всех принципов организации дополнительного образования, которые имеют свою специфику и особенности.

Таким образом, вслед за ведущими учёными и практиками в этой области [3], отметим, что дополнительное образование позволяет:

- облегчить процессы социальной адаптации ребёнка путём введения его в постоянно расширяющийся «круг социального общения и взаимодействия»;

- предметно ориентировать ребёнка в базисных видах деятельности развивающейся личности (познавательной, эстетической, коммуникативной, спортивной и других);

- оказывать помощь учащимся в выборе индивидуальной образовательной траектории;

- вывести личностно-ориентированную педагогику за пределы образовательного стандарта, расширяя тем самым диапазон удовлетворения творческих и познавательных потребностей ребёнка;

- использовать более широкий спектр форм и методов организации учебно-воспитательного процесса;

- обеспечивать устойчивость положительных результатов воспитанности и общего развития учащихся.

1. Асмолов А.Г. Психология ХХI века и рождение вариативного образовательного пространства в России. Новое время - новая дидактика: сборник. Москва, 2001.

2. Золотерёва А.В. Дополнительное образование детей: теория и методика социально-педагогической деятельности. Ярославль, 2004.

3. Страчкова Ф.Н., Бабиева Н.А. Некоторые аспекты функционирования системы дополнительного образования школьников. Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2007; 3.

References

1. Asmolov A.G. Psihologiya HHI veka i rozhdenie variativnogo obrazovatel'nogo prostranstva v Rossii. Novoe vremya - novaya didaktika: sbornik. Moskva, 2001.

2. Zolotereva A.V. Dopolnitel'noe obrazovanie detej: teoriya i metodika social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Yaroslavl', 2004.

3. Strachkova F.N., Babieva N.A. Nekotorye aspekty funkcionirovaniya sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya shkol'nikov. Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskij region. Obschestvennye nauki. 2007; 3.

Статья поступила в редакцию 10.10.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.