Научная статья на тему 'Теоретические аспекты моделирования педагогического процесса профессиональной подготовки бакалавров специального образования, профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии»'

Теоретические аспекты моделирования педагогического процесса профессиональной подготовки бакалавров специального образования, профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СПОСОБНОСТИ В ОБЛАСТИ ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЫ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ / PROFESSIONAL ACTIVITY SPECIFICS / ABILITIES IN THE HUMANITARIAN SPHERE / DIDACTIC AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / GOAL-SETTING IN TRAINING / COMPETENCE-BASED APPROACH / MONITORING OF LEARNING OUTCOMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зволейко Елена Владимировна

В структуру построенной нами теоретической модели профессиональной подготовки бакалавров в качестве её основных компонентов входят предпосылки, факторы, педагогические условия, которые в совокупности определяют эффективность процесса их профессионального становления. Недостаточно выстроенная преемственность между школой и системой профобразования заставляет искать предпосылки, делающие процесс профессионализации эффективнее, уже на этапе обучения в вузе. Успешность профессионального становления зависит от предпосылок, к которым мы относим: развитие представлений студентов-первокурсников о специфике профессиональной деятельности; наличие способностей в области гуманитарной сферы, интереса к психологии как области знаний и практике; систему дидактической и социальнопсихологической адаптации студента к образовательному процессу вуза. В статье показано влияние предпосылочной основы на успешность профессионализации студентов в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зволейко Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Aspects of Modeling the Pedagogical Process of Training Special Education Bachelors, profile "Psychological Support of Educating Persons with Problems in Development"1

The paper presents the author's structure of the theoretical model of bachelor's training that includes as its main components the prerequisites, factors and pedagogical conditions that combine to determine the efficiency of the process of their professional development. Not enough built continuity between school and vocational education system makes the author look for the conditions that make the process of professionalization effective already at the stage of higher education. The success of professional development depends on the following assumptions: the development of representations of first-year students about the specifics of professional activity, abilities in the humanitarian sphere, interest in psychology as a field of knowledge and practice and the system of didactic and socio-psychological adaptation of students to the educational process at the university. The article shows the importance of the prerequisites basis for the successful professionalization of students in the educational process at the university.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты моделирования педагогического процесса профессиональной подготовки бакалавров специального образования, профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии»»

УДК 37.016: 159.9 ББК Ч 486. 61

Елена Владимировна Зволейко,

кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: ezvoleyko@mail.ru

Теоретические аспекты моделирования педагогического процесса профессиональной подготовки бакалавров специального образования, профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии»

В структуру построенной нами теоретической модели профессиональной подготовки бакалавров в качестве её основных компонентов входят предпосылки, факторы, педагогические условия, которые в совокупности определяют эффективность процесса их профессионального становления. Недостаточно выстроенная преемственность между школой и системой профобразования заставляет искать предпосылки, делающие процесс профессионализации эффективнее, уже на этапе обучения в вузе. Успешность профессионального становления зависит от предпосылок, к которым мы относим: развитие представлений студентов-первокурсников о специфике профессиональной деятельности; наличие способностей в области гуманитарной сферы, интереса к психологии как области знаний и практике; систему дидактической и социальнопсихологической адаптации студента к образовательному процессу вуза. В статье показано влияние предпосылочной основы на успешность профессионализации студентов в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: специфика профессиональной деятельности, способности в области гуманитарной сферы, дидактическая и социально-психологическая адаптация, целеполагание обучения, компетентностный подход, мониторинг результатов обучения.

Elena Vladimirovna Zvoleyko,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Zabaikalsky State University (Chita, Russia), e-mail: ezvoleyko@mail.ru

Theoretical Aspects of Modeling the Pedagogical Process of Training Special Education Bachelors, profile “Psychological Support of Educating Persons with Problems in Development”

The paper presents the author’s structure of the theoretical model of bachelor’s training that includes as its main components the prerequisites, factors and pedagogical conditions that combine to determine the efficiency of the process of their professional development. Not enough built continuity between school and vocational education system makes the author look for the conditions that make the process of professionalization effective already at the stage of higher education. The success of professional development depends on the following assumptions: the development of representations of first-year students about the specifics of professional activity, abilities in the humanitarian sphere, interest in psychology as a field of knowledge and practice and the system of didactic and socio-psychological adaptation of students to the educational process at the university. The article shows the importance of the prerequisites basis for the successful professionalization of students in the educational process at the university.

Keywords: professional activity specifics, abilities in the humanitarian sphere, didactic and socio-psychological adaptation, goal-setting in training, competence-based approach, monitoring of learning outcomes.

В структуру построенной нами теоретической модели профессиональной подготовки бакалавров в качестве её основных компонентов входят предпосылки, факторы, педагогические условия, которые определяют эффективность процесса профессионального становления

бакалавров. Рассмотрим значение и действие предпосылок как компонентов моделирования педагогического процесса отдельно.

В создании предпосылок успешной профессионализации немалое значение имеет участие общеобразовательных школ; всё большую

284

© Е. В. Зволейко, 2012

ценность приобретают профильные классы, учеба в которых сориентирована на определённую область знания. Однако недостаточно выстроенная преемственность между школой и системой профобразования заставляет искать предпосылки, делающие процесс профессионализации эффективнее, уже на этапе обучения в вузе. Предпосылки выделены нами на основе концепции уровней помощи оптанту в его профессиональном и личностном самоопределении (Пряжников Н. С., 2002) [4].

Успешность профессионального становления зависит от предпосылок, к которым мы относим: развитие представлений студентов-первокурсников о специфике профессиональной деятельности; наличие способностей в области гуманитарной сферы, интереса к психологии как области знаний и практике; систему дидактической и социально-психологической адаптации студента к образовательному процессу вуза.

1. Развитие представлений студентов-первокурсников о специфике профессиональной деятельности. В современных условиях профессиональное самоопределение выпускников школ затруднено рядом обстоятельств: отсутствием ясного образа социального будущего, неустойчивостью нормативноценностной системы в обществе, изменением «набора» доступных профессий, исчезновением прежних источников информации о мире профессий [5]. В результате отмечается психологическая неготовность старшеклассников к профессиональному самоопределению ко времени окончания школы. Согласно Н. С. Пряж-никову, в условиях современной школы рано говорить о профессиональной ориентации; у старшеклассника скорее происходит самоопределение относительно будущего стиля жизни, уровня образования, социальное самоопределение, а профессиональное происходит уже после получения профессионального образования и чаще выглядит не как самоопределение, а как вынужденный выбор и приспособление. В современных условиях мотивы выбора профессии нередко увязываются со статусными и социально-охранительными соображениями; у молодых людей часто отсутствует возможность посвятить себя любимому делу и приходится выбирать такую профессию, которая позволит найти работу, то есть пользуется спросом.

В результате личные ценностные ориентации молодого человека перестают соответствовать представлениям о ценностях, обеспечива-

ющих успех в профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях. Л. М. Митина [7, с. 32] выделила ряд типичных психологических проблем, вытекающих из этого противоречия: рассогласование идеальной и реальной мотивации профессионального выбора, идеального и реального образа выбранной профессии. Эти тенденции способствуют формированию противоречивой системы смысложизненных ориентаций.

Начинающие обучаться студенты не сразу становятся заинтересованной стороной: непрошедшие предварительной подготовки, они довольно далеки от понимания сути профессии, которую выбрали, представляют себе профессиональную психологию приблизительно, основываясь на мифах, порождённых обыденными мнениями, слухами, чтением популярной литературы, стоящих за тем, как они формулируют причины своего выбора: «Хочу лучше в себе разобраться», «помогать людям», «научиться лучше общаться» [1, с. 10]. Профессиональная осведомлённость в вузе развивается медленно, складываясь лишь к старшим курсам. В числе трудностей, с которыми сталкиваются студенты 1 курса, отмечают неверные представления о будущей профессии, неопределённость профессиональных целей, искажённую субъективную модель учебной деятельности и пр. Отмечается, что даже студентам 3 курса подчас неизвестна структура деятельности и ролевые функции [6, с. 51]. Всё вышеизложенное позволяет говорить о необходимости сопровождения профессионального самоопределения в вузе, включающего помощь в конструировании образа желаемого будущего, «размещении» себя в выбранной профессии, нахождении своих смыслов в профессии, оказание помощи в построении индивидуальной образовательной траектории, позволяющей реализовать образ собственного будущего.

2. Наличие способностей в области гуманитарной сферы, интереса к психологии как области знаний и практике. Специальная психология относится к области гуманитарного знания. Гуманитарный (от лат. humanitas -человеческая природа) означает относящийся к человеческому обществу, к человеку и его культуре. Гуманитарное образование предстаёт как феномен культуры и система духовнопрактического освоения человеком реальности. Выбор психологической профессии предполагает ярко выраженную гуманитар-

ную ориентацию (ориентацию на человека с его проблемами); представители гуманитарно ориентированных профессий на первое место должны ставить интересы людей, которые им доверились [1, с. 13].

Важным психологическим ресурсом, условием успешного выполнения какой-либо деятельности, являются способности -индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других и отвечающие требованиям этой деятельности (Маркова А. К., 1996) [2, с. 84]. Способности формируются на основе анатомофизиологических особенностей человека, задатков, влечений, рассматриваются как «до-деятельностные характеристики личности». Процесс развития личности осуществляется как процесс развития и смены видов деятельности, которая в ходе своего осуществления вызывает психические новообразования в личности и её способностях, стимулируя их дальнейшее развитие. На основе общечеловеческих способностей возникают специальные (например, в области гуманитарной сферы), как индивидуально-психологические, характеристики, обеспечивающие успешность выполнения конкретных видов деятельности.

Профессиональные способности формируются на основе общечеловеческих, с опорой на специальные (в нашем случае - гуманитарные). Они формируются на основе задатков, склонностей и интересов человека и до начала профессионального обучения существуют в качестве потенциальных. Осознание и развитие своих потенциальных профессиональных способностей, особенно при поддержке окружающих, переводит их в разряд актуальных. Профессиональные способности поначалу выступают как общие, в виде профессионально-ценных качеств, определяющих профпригодность человека; в дальнейшем, на стадии обучения и профессионализации на рабочем месте появляются специальные профессиональные способности, которые определяются особыми условиями труда, требованиями к специальным качествам человека.

Среди факторов, определяющих выбор профессии, важнейшее место отводят выраженности интересов к этому труду (Е. А. Климов, С. Н. Чистякова, В. В. Ярошенко). Интересы являются составной частью направленности личности, её мотивационной сферы и представляют собой форму проявления потребностей. В. Н. Мясищев, рассматривая интересы в

тесной связи с потребностями личности, в то же время отмечал своеобразие интересов, заключающееся в том, что они выражают познавательное отношение к предмету, тогда как потребности выражают тенденцию к реальному овладению им. Круг интересов, входя в сложную структуру потребностей, целей, мотивов, идеалов, является психологической базой смысложизненных ориентаций личности. Под профессиональным интересом понимают избирательную направленность личности на профессию как на социально-психологическую роль. Необходимо различать заинтересованность и устойчивый профессиональный интерес, которые отличаются по критерию информационной полноты: устойчивый интерес основан на всесторонней, объективной информации, а заинтересованность - на ограниченной.

Как правило, студенты I курса находятся на стадии заинтересованности профессией психолога; направленность на сущностные стороны профессии - предмет, условия труда и пр. - формируется уже в ходе профессиональной подготовки (профессиональные интересы возникают на основе познавательных и тесно с ними связаны). Таким образом, способности в области гуманитарной сферы и интерес к профессии психолога могут быть использованы в качестве отправной точки становления профессионала в вузе.

3. Система дидактической и социальнопсихологической адаптации студента к образовательному процессу вуза. Актуальность постановки проблемы адаптации первокурсников связана с тем, что индивид попадает в абсолютно новую социальную ситуацию, требующую перестройки прежнего динамического стереотипа, что неизбежно вызывает ощущение внутреннего дискомфорта и может оказать влияние на весь последующий процесс профессионализации. Практика показывает, что проблема неуспеваемости не обязательно связана с тем, что студенты не имеют достаточных интеллектуальных способностей; нередко это случается с теми, кто по разным причинам не смог определиться в новых условиях, принять новую социальную роль, наладить межличностные взаимоотношения, самостоятельно разрешать различные учебные и жизненные проблемы. Адаптационный период и его особенности определяют в дальнейшем моральнопсихологическое самочувствие студентов, их дисциплинированность, отношение к учёбе,

общественную активность, возможность личностной самореализации в студенческой среде - то есть успешность профессионального и личностного развития в целом.

В. А. Сластенин [8] утверждает, что первокурсники - особая категория молодежи, нуждающаяся в более глубоком психологическом изучении и более действенной и всесторонней помощи. Им выделены четыре основных группы трудностей, с которыми сталкиваются первокурсники: трудности саморегуляции поведения и деятельности, неумение планировать быт и отдых, управлять собой, выполнять правильный режим дня; неумение организовать умственный труд, плохое приспособление к новым формам учебы; трудности, связанные с уходом из семьи и школьного коллектива; психологическая неподготовленность к освоению избранной профессии. Кроме того, часто первокурсники не имеют ясного представления о содержании и объёме учебной работы в пределах семестра, года, не умеют распределять учебную нагрузку равномерно, у них слабо развиты навыки самостоятельной работы: не умеют конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками.

Под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. Адаптация - это предпосылка активной деятельности и необходимое условие её эффективности. Исследователи [3, с. 320] различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза: адаптация формальная (познавательно-информационное приспособление студентов к новому окружению, новым условиям и содержанию обучения); социально-психологическая (приспособление индивида к группе, выработка собственного стиля поведения); дидактическая, связанная с подготовкой студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе. С самого начала обучения в вузе студенты должны приспособиться к образовательной среде, которая значительно отличается от школьной (по характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса) и пройти социальнопсихологическую адаптацию (приспособление к группе, студенческой среде в целом). Анализ основных трудностей, которые испытывают первокурсники, позволяет выделить две груп-

пы факторов, влияющих на адаптацию студентов, что позволяет выделить основные области адаптации - дидактическую и социальнопсихологическую (табл. 1):

Таблица 1

Факторы, влияющие на адаптацию студентов

Дидактическая адаптация Социально- психологическая адаптация

Недостаточный уровень школьной подготовки Состояние здоровья

Слабо сформированные навыки самостоятельной работы Микроклимат студенческой группы

Проблема мотивации выбора и освоения профессии Проблема взаимоотношений с преподавателями

Степень развития ответственности и самостоятельности Материальный статус студента

Индивидуальные характеристики деятельности (темп, работоспособность) Индивидуальные личностные, характерологические особенности студента

На практике смыслы реализации стратегии образования для обучающихся задаются разнообразной профессиональной образовательной средой: именно в свойствах созданной среды и в стиле взаимодействия её субъектов воплощаются профессиональные ценности, представления о нормах и идеалах профессиональной деятельности. Но эту среду нужно освоить, приспособиться к ней. Дидактическая адаптация - это целенаправленный процесс согласованного взаимодействия субъектов образовательного процесса и образовательной среды, регулируемый при помощи дидактических средств и методов. Исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями потому, что у них часто не сформирована готовность к учению, способность контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять своё рабочее время для самостоятельной подготовки [3, с. 286]. Методы и организация обучения в вузе значительно отличаются от школьных: отсутствует ежедневная опека, значительно возрастает доля самостоятельной работы. Система обучения в вузе в значительной степени рассчитана на высокий уровень сознательности, построена на интересе студентов.

Необходимость дидактической адаптации студентов первого курса обусловлена тем, что выявляются недостатки школьного образования: «наблюдается устойчивая тенденция к снижению уровня подготовки выпускников школ: неспособность оперировать большим объёмом информации и выделять главное, несформиро-ванность навыков самостоятельной работы»; отмечается «падение уровня культурной и языковой компетентности выпускников школ» [9, с. 137]. Системные проблемы средней школы, возможность платного обучения в вузе, демографическая ситуация также способствуют снижению общего уровня знаний выпускников школ. Также на сегодняшний день существует проблема большой вариативности социальных, культурных и образовательных сред, в которых воспитывался будущий студент (семья/детский дом; город/село; национальные культуры) и ко-

торые существенным образом влияют на уровень его подготовки и готовности к обучению в вузе.

Социальная адаптация определяется как активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в конкретной среде. Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Новые условия деятельности студента в вузе -это качественно иная система отношений ответственной зависимости, где на первый план выступает необходимость самостоятельной регуляции своего поведения. Выявленные предпосылки являются теми ключевыми моментами, которые определяют успешность профессионализации студентов, поэтому возникает необходимость управления этим процессом.

Список литературы

1. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие / под ред. И. Б. Гриншпуна. М.; Воронеж, 2004. 464 с.

2. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.

3. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / М. В. Буланова-Топоркова, Л. Д. Столяренко [и др.]. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 512 с.

4. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Модэк, 2002. 400 с.

5. Пряжников Н. С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики: учеб. пособие. М.: МГУ, 1991. 87 с.

6. Профессиональное самоопределение и становление личности при формировании специалиста с высшим образованием: сб.науч. тр. / под ред. Т. В. Кудрявцева. М., 1977. С. 51.

7. Психологическое сопровождение выбора профессии / Л. М. Митина, Л. В. Брендакова [и др.]; под ред. Л. М. Митиной. М.: Флинта, 2003. 184 с.

8. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. для вузов. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.

9. Чикина Т. Учебно-профессиональная адаптация первокурсников // Высшее образование в России. 2007. № 12. С. 137-140.

Spisok literatury

1. Vachkov I. V., Grinshpun I. B., Prjazhnikov N. S. Vvedenie v professiju «psiholog»: ucheb. po-sobie / pod red. I. B. Grinshpuna. M.; Voronezh, 2004. 464 s.

2. Markova A. K. Psihologija professionalizma. M.: Znanie, 1996. 308 s.

3. Pedagogika i psihologija vysshej shkoly: ucheb. posobie / M. V Bulanova-Toporkova,

L. D. Stoljarenko [i dr.]. Rostov n/D: Feniks, 2006. 512 s.

4. Prjazhnikov N. S. Metody aktivizacii professional'nogo i lichnostnogo samooprede-lenija. M.: Izd-vo Mosk. psihol.-soc. in-ta; Voronezh: Modjek, 2002. 400 s.

5. Prjazhnikov N. S. Proforientacionnye igry: problemnye situacii, zadachi, kartoch-nye meto-diki: ucheb. posobie. M.: MGU, 1991. 87 s.

6. Professional'noe samoopredelenie i stanovlenie lichnosti pri formirovanii spe-cialista s vys-shim obrazovaniem: sb.nauch. tr. / pod red. T. V Kudrjavceva. M., 1977. S. 51.

7. Psihologicheskoe soprovozhdenie vybora professii / L. M. Mitina, L. V. Brendakova [i dr.];

pod red. L. M. Mitinoj. M.: Flinta, 2003. 184 s.

8. Slastenin V. A., Isaev I. F., Miwenko A. I., Shijanov E. N. Pedagogika: ucheb. dlja vuzov. M.:

Shkola-Press, 1997. 512 s.

9. Chikina T. Uchebno-professional'naja adaptacija pervokursnikov // Vysshee obrazova-nie v Rossii. 2007. № 12. S. 137-140.

Статья поступила в редакцию 05.04.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.