УДК 796.062 DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-126-133
Теоретические аспекты моделирования организации системы служебно-профессионального продвижения персонала в учреждениях физкультурно-спортивной направленности
Терентьева В.С.*1, Мяконьков В.Б.2
Общероссийская общественная организация «Союз конькобежцев России»
г. Москва, Россия milyaeva2010@gmail.com* 2Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени
П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0000-0003-0314-4168. 62sport@gmail.com
Аннотация: В статье рассматриваются научно-теоретические основы организации системы служебно-профессионального продвижения персонала в учреждениях физкультурно-спортивной направленности на примере ДЮСШ. Реорганизация системы управления учреждениями физкультурно-спортивной направленности в России проходит на фоне изменения и развития социально-экономической ситуации в стране. Успешность управленческой деятельности организации, являясь человеческим фактором, напрямую зависит от эффективности процессов формирования, использования и развития управленческой системы. Анализ научно-методических работ различных авторов по проблеме подготовки управленческого персонала в большинстве организаций позволил выявить, что организация управления развитием и продвижением персонала не имеет научного обоснования, бессистемна в своем развитии. Материалы. Представлены теоретические аспекты системы управления служебно-профессиональным продвижением персонала, разработка теоретической модели и рекомендаций по его совершенствованию. Рассматриваются функции спортивного менеджмента. Представлено соединение различных компонентов теоретической структурной модели управления служебно-профессиональным продвижением персонала, примерная структура управления служебно-профессиональным продвижением персонала в физкультурной организации на примере ДЮСШ. Выделены приоритетные направления исследования в развитии управления служебно-профессиональным продвижением персонала в организации физкультурно-спортивной направленности. Методы исследования. Анализ научно-методической и специальной литературы. Результаты. Выявлены основные факторы формирования эффективной системы служебно-профессионального продвижения персонала, такие как создание в коллективе организации преемственности и культуры управленческого профессионального опыта; замещение ключевых должностей в организации; проведение мастер-классов в рамках воспитания молодых специалистов; подбор на различных этапах подготовки молодых специалистов (студентов, практикантов, магистрантов, молодых специалистов). Разработана система управления служебно-профессиональным продвижением персонала в виде теоретической модели. Разработана теоретическая структурная модель управления служебно-профессиональным продвижением персонала. Разработана примерная структура управления служебно-профессиональным продвижением персонала в физкультурной организации на примере ДЮСШ. Заключение. Выделены приоритетные направления в исследовании развития управления служебно-профессиональным продвижением персонала в организации физкультурно-спортивной направленности.
Ключевые слова: структура управления, функции, управление служебно-профессиональным продвижением персонала, модель.
Для цитирования: Терентьева В.С., Мяконьков В.Б. Теоретические аспекты моделирования организации системы служебно-профессионального продвижения персонала в учреждениях физкультурно-спортивной направленности. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(4): 126-133 DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4126-133
Theoretical aspects of modeling the personnel system service and professional promotion organization in the institutions of sports
orientation
Vera S. Terentyeva*1, Victor B. Myakonkov2
'The Russian public organization "Union of Russia skaters" Moscow, Russia milyaeva2010@gmail.com* 2Lesgaft National State University of Physical Culture, Sport and Health, St. Petersburg, Russia ORCID: 0000-0003-0314-4168 62sport@gmail.com
Abstract: the article deals with the scientific and theoretical foundations of the personnel service and professional promotion system organization in institutions of sports orientation on the example of sports schools. The reorganization of the management system of physical culture and sports institutions in Russia is taking place against the background of changes and development of the socio-economic situation in the country. The success of the organization management, as a human factor, depends on the effectiveness of the management system formation use and development processes. Analysis of scientific and methodological works of various authors on the problem of management personnel training in most organizations revealed that the organization of personnel management and promotion development has no scientific justification, unsystematic in its development. Materials. The theoretical aspects of the service management system and professional promotion of personnel, the development of a theoretical model and recommendations for its improvement are presented. The functions of sports management are considered. The connection of the theoretical structural model of staff management-professional advancement components performance, management structure of the personnel service and professional advancement in sports organizations in the example is presented. The priority directions of research in development of the personnel office and professional advance management in the organization of the sports orientation are allocated. Methods. Analysis of scientific-methodical and special literature. Results. The main factors of an effective system of personnel service and professional promotion formation, such as the creation in the organization team managerial professional experience continuity and culture; replacement of key positions in the organization; conducting master classes in the education of young professionals; selection at various stages of young professionals training (students, trainees, undergraduates, young professionals). The system of personnel service and professional promotion management in the form of a theoretical model. The theoretical structural model service and professional advance management of the personnel is developed. An exemplary management structure service and the professional advancement of the personnel is developed in sports organizations in the example of sport school. Conclusion. The priority directions in research office and professional advance of the personnel management development in the organization of the sports orientation are allocated.
Keywords: management structure, functions, management of service and professional promotion, personnel, model.
For citation: Vera S. Terentyeva*, Victor B. Myakonkov. Theoretical aspects of modeling the personnel system service and professional promotion organization in the institutions of sports orientation. The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2018; 13 (4): 126-133. DOI 10.14526/2070-4798-2018-l3-4-l26-l33
Введение
На современном этапе своего развития в учреждениях физкультурно-спортивной направленности остро встает вопрос реализации системы служебно-профессионального продвижения персонала. Реорганизация системы управления учреждениями физкультурно-спортивной направленности в России проходит на фоне изменения и развития социально-экономической ситуации в стране. Успешность управленческой деятельности организации, являясь человеческим фактором, напрямую зависит от эффективности процессов формирования, использования и развития управленческой системы ее руководителей. Основными факторами формирования эффективной системы служебно-профессионального продвижения персонала
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
являются: создание в коллективе организации преемственности и культуры управленческого профессионального опыта; замещение ключевых должностей в организации; проведение мастер-
классов в рамках воспитания молодых специалистов; подбор на различных этапах подготовки молодых специалистов (студентов, практикантов, магистрантов, молодых специалистов) [1,2].
В этой связи зарубежный опыт работы различных корпораций на практике доказал необходимость создания в организации своей внутренний системы управления служебно-профессиональным продвижением персонала [3,4,5].
Анализ научно-методических работ различных авторов по проблеме подготовки управленческого персонала в большинстве организаций позволил выявить, что организация управления развитием и продвижением персонала не имеет научного обоснования, бессистемна в своем развитии [6,7].
Молодые специалисты-менеджеры в некоторых организациях не знают свою дальнейшую деятельность, связанную с профессией, следовательно, нет единого мнения по вопросу карьерного роста в конкретной организации. В связи с этим можно предположить, что для разработки успешной системы управления служебно-профессиональным продвижением персонала необходимо коллективное решение о приеме на работу с разработкой соответствующей должностной инструкции.
В современных рыночных условиях эффективное управление физкультурно-спортивными организациями предполагает не только следование основам теории и практики спортивного менеджмента, но и их развитие, внедрение новых технологий [8,9].
В связи с вышеизложенным нами поставлена цель данной работы, заключающаяся в глубинном анализе системы управления служебно-профессиональным продвижением персонала и разработке теоретической модели и рекомендаций по его совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Выявить и пересмотреть основные функции спортивного менеджмента и формы служебно-профессионального продвижения персонала.
2. Выявить объективные условия, расширяющие использование системы служебно-профессионального продвижения персонала.
3. Разработать теоретическую структурную модель управления служебно-профессиональным продвижением персонала в организации физкультурно-спортивной направленности.
Результаты и обсуждение
На первом этапе данной работы нами проведено осмысление функции менеджмента как основы организации и реализации содержания служебно-профессионального продвижения персонала. Условное разделение функций на общие и конкретные (специфические) подразумевает, с одной стороны, универсальность спортивного менеджмента, с другой - раскрывает его сущность и содержание как отраслевой управленческой деятельности.
Конкретные функции менеджмента - это узкоспециализированные виды управленческой деятельности по управлению конкретными объектами, организациями [5].
К конкретным функциям спортивного менеджмента можно отнести: физическое воспитание поколения; организацию физкультурной работы с гражданами; подготовку квалифицированных спортсменов; подготовку спортивного резерва; проведение физкультурно-спортивных соревнований и спортивно-зрелищных мероприятий [2]; научное и программно-методическое обеспечение физического воспитания и развития спорта; осуществление международных спортивных связей и т.д.
Следует отметить, что состав и приоритеты специфических функций организаций физкультурно-спортивной направленности могут быть различны и зависят от целей каждой
конкретной организации.
Состав общих функций менеджмента, напротив, никак не зависит от объекта управления (организации). Эти функции выполняются по отношению ко всем объектам управления. Разные
авторы выделяют свои перечни общих функций управления, объединяя и обособляя их в различных классификациях. Однако такие основополагающие функции, как планирование, организация, мотивация, контроль и координация в том или ином виде встречаются в каждой классификации общих функций менеджмента.
Основным видом управленческой деятельности спортивной организации, включающим в себя признаки всех перечисленных функций, является управление персоналом. Вместе с тем циклический характер общих функций менеджмента обнаруживает их наличие также и в других, более глубоких направлениях данного вида деятельности. Так, под "управлением карьерой" мы понимаем комплекс мероприятий по планированию, организации, мотивации и контролю карьеры сотрудника, осуществляемых исходя из его целей и возможностей [7]. Понятие " карьера" достаточно близко понятию " служебно-профессиональное продвижение", однако между ними существует определенная разница. В то время как управление карьерой подразумевает фактическое развитие конкретного сотрудника, система служебно-профессионального продвижения персонала описывает общие правила и механизмы должностных переходов в организации, которые сотрудник может потенциально совершить.
Таким образом, система служебно-профессионального продвижения - это совокупность средств и методов должностного продвижения персонала, применяемых в различных организациях. В.В. Лапшенков в своём диссертационном исследовании выделяет семь основных разделов общих функций системы служебно-профессионального продвижения персонала: планирование, организацию, координацию и регулирование, мотивацию и стимулирование, контроль, учёт и анализ. В данном случае функции учёта и анализа характеризуют последовательные этапы постоянной работы с управленческими сведениями, поэтому также могут считаться внутренними функциями менеджмента. Всего в классификации перечислено более шестидесяти подфункций общих функций системы служебно-профессионального продвижения персонала, в том числе: определение потребности в кадрах, составление плана работы с кадровым резервом, осуществление профориентации и адаптации в процессе продвижения персонала, разработка положения о порядке служебно-профессионального продвижения персонала и зачисления в резерв на выдвижение, контроль реализации планов подготовки специалистов, отобранных в резерв кадров и др. [2].
Состояние управления служебно-профессиональным продвижением персонала в организации физкультурно-спортивной направленности напрямую отражает ее готовность к изменениям, к развитию и совершенствованию. В то же время в управлении систем с таким достаточно большим объемом данных, связанных с потоками кадров различной квалификации, обучением сотрудников и другими элементами, необходимо предвидеть и исключать возможность возникновения информационных катаклизмов. В этой связи, основываясь на опыте управления сложными динамическими системами в различных областях экономики, актуальным становится вопрос внедрения современных компьютерных технологий, и, в частности, имитационного моделирования соответствующих процессов в ходе следования основам теории спортивного менеджмента. Стремясь к эффективному управлению человеческими ресурсами, организациям физкультурно-спортивной направленности необходимо использовать накопленный зарубежный и отечественный опыт и теоретические разработки в данной области, наилучшим образом внедрять весь возможный арсенал инструментов реализации общих и конкретных функций спортивного менеджмента.
С учетом вышеизложенного нами сделана попытка разработать теоретическую структурную
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
модель управления служебно-профессиональным продвижением персонала в организации физкультурно-спортивной направленности (на примере ДЮСШ).
Менеджмент спортивной школы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления [1,2]. Спортивная школа самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений, и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций. Управление служебно-профессиональным продвижением персонала в организации физкультурно-спортивной направленности, на наш взгляд, должно стать ключевым вопросом подготовки команды специалистов, которые способны решать глобальные задачи, позволяющие повышать эффективность управления работой организации. Деятельность спортивных школ по своей направленности может характеризоваться развитием массового спорта или спорта высших достижений.
Высшим органом управления спортивной школой является Конференция общешкольного коллектива, которая созывается один раз в 2 года. Формами самоуправления в спортивной школе являются также педагогический совет, тренерский совет, методический совет и др.
Директор спортивной школы планирует, организует и контролирует учебно-тренировочный процесс, отвечает за качество и эффективность работы спортивной школы; несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время учебно-тренировочного процесса и спортивных соревнований, контролирует соблюдение норм охраны труда и техники безопасности; осуществляет прием на работу и расстановку кадров, распределение должностных обязанностей, несет ответственность за уровень квалификации работников; утверждает штатное расписание, ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к ним; распоряжается имуществом спортивной школы и обеспечивает рациональное использование финансовых средств; представляет спортивную школу в государственных, муниципальных и общественных органах; несет ответственность за свою деятельность перед учредителем [1].
За спортивной школой в целях обеспечения ее деятельности учредителем закрепляются на правах оперативного управления здания, имущественные комплексы, оборудование, инвентарь, а также иное, необходимое для осуществления уставной деятельности имущество потребительского, культурного, социального и иного назначения [1]. Земельные участки закрепляются за государственной (муниципальной) спортивной школой в бессрочное бесплатное пользование.
Спортивная школа владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней имуществом в соответствии с его назначением, уставными целями деятельности, законодательством Российской Федерации. Спортивная школа вправе сдавать в аренду закрепленное за ней имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изученных литературных источников можно сказать, что управление физической культурой и спортом представляет собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и планомерного развития отрасли физической культуры и спорта в целях наиболее полного удовлетворения потребностей людей в физическом совершенствовании. Управленческие отношения обеспечивают согласованное взаимодействие между структурными элементами во всех социально-экономических процессах, включая физическую культуру и спорт.
Система управления персоналом организации - система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций, как показано на рисунке 1.
На рисунке 1 представлено соединение различных компонентов теоретической структурной
модели управления служебно-профессиональным продвижением персонала в организации физкультурно-спортивной направленности.
Рисунок 1 - Теоретическая структурная модель управления служебно-профессиональным продвижением персонала в организации физкультурно-спортивной направленности
Разработке данной модели предшествовала диагностика проведения экспериментальных исследований, в числе которых: педагогическое обоснование; анализ работы спортивных сооружений и материально-технического обеспечения; анализ подготовки специалистов в области физической культуры и спорта; контроль и организация продвижения управленческого персонала организации.
На рисунке 2 наглядно представлена примерная структура управления служебно-профессиональным продвижением персонала в физкультурной организации.
Предлагаемая структура управления служебно-профессиональным продвижением персонала в физкультурной организации включает в себя основные компоненте передвижения персонала от студенческой скамьи до ключевого работника отрасли. Только в таком ракурсе могут происходить изменения системы повышения эффективности деятельности физкультурной организации, включающий в себя увеличение предлагаемых услуг различной направленности как фактор эффективности работы коллектива. Ключевым моментом является координация системы управления через менеджмент организации. Основой развития системы также является подключение работы СМИ как реклама и пропаганда деятельности данной организации.
Заключение
Приоритетными направлениями исследования в развитии управления служебно-профессиональным продвижением персонала в организации физкультурно-спортивной направленности мы считаем следующее:
1) подготовку информационного материала в виде рабочих программ, пособий, методик и т.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
д.;
продвижением персонала в физкультурной организации
2) подготовку соответствующих кадров, способных подчиниться требованиям системы управления организации;
3) необходимость разработки организации управления пропагандой, агитацией и рекламой
в сфере физической культуры и спорта;
4) повышение мотивации и стимулирования эффективной работы управленческого персонала;
5)планирование,контрольианализпреимуществинедостатковслужебно-профессионального продвижения персонала.
Этими средствами и должен владеть менеджер, используя их как основу повышения эффективности управления деятельностью организации и выступая координатором всей деятельности организации. Только в единой системе управления служебно-профессиональным продвижением персонала в организации может наблюдаться эффективная работа.
Предлагаемая структура управления служебно-профессиональным продвижением персонала в физкультурной организации включает в себя основные компоненте передвижения персонала от студенческой скамьи до ключевого работника отрасли. Только в таком ракурсе могут происходить изменения системы повышения эффективности деятельности физкультурной организации, включающий в себя увеличение предлагаемых услуг различной направленности как фактор эффективности работы коллектива. Ключевым моментом является координация системы управления через менеджмент организации. Основой развития системы также является
подключение работы СМИ как реклама и пропаганда деятельности данной организации.
Заключение
Приоритетными направлениями исследования в развитии управления служебно-профессиональным продвижением персонала в организации физкультурно-спортивной направленности мы считаем следующее:
1) подготовку информационного материала в виде рабочих программ, пособий, методик и т.
д.;
2) подготовку соответствующих кадров, способных подчиниться требованиям системы управления организации;
3) необходимость разработки организации управления пропагандой, агитацией и рекламой в сфере физической культуры и спорта;
4) повышение мотивации и стимулирования эффективной работы управленческого персонала;
5)планирование,контрольианализпреимуществинедостатковслужебно-профессионального продвижения персонала.
Этими средствами и должен владеть менеджер, используя их как основу повышения эффективности управления деятельностью организации и выступая координатором всей деятельности организации. Только в единой системе управления служебно-профессиональным продвижением персонала в организации может наблюдаться эффективная работа.
Список литературы
1. Булуевский А. Спорт как услуга: классификация, определения. Спортивный менеджмент. - 2004. - № 5. - 47-48с.
2. Зубарев Ю.А. Теоретические и методические основы подготовки менеджеров для сферы физической культуры и спорта : Автореф. дис ... д-ра пед.наук. Волгоград. 2004: 50.
3. Sterman, John. Business dynamics: systems thinking and modeling for a complex world. McGraw-Hill Higher Education. 2000.
4. Bize R., Johnson J.A., Plotnikoff R.C. Physical activity level and health-related quality of life in the general adult population: A systematic review. Preventive Medicine. 2007; 45: 401-415. DOI: 10.1016/j. ypmed.2007.07.017.
5. Blair S.N., Morris J.N. Healthy hearts-and the universal benefits ofbeing physically active: Physical activity and health. Annals of Epidemiology. 2009; 19: 253-256. DOI: 10.1016Zj.annepidem.2009.01.019.
6. Boehnke M. Gender role attitudes around the globe: Egalitarian vs. traditional views. Asian Journal of Social Science. 2011; 39(1): 57-74. DOI: 10.1163/156853111X554438.
7. Gill D.L., Hammond C.C., Reifsteck E.J., Jehu C.M., Williams R.A., Adams M.M., ..., Shang Y.T. Physical activity and quality of life. Journal of Preventive Medicine and Public Health. 2013; 46(suppl. 1): 28-34. DOI: 10.3961/jpmph.2013.46.S.S28.
8. Huang C.H., Lee L.Y., Chang M.L. The influences of personality and motivation on exercise participation and quality of life. Social Behavior and Personality: An International Journal. 2007; 35: 1189-1210. DOI: 10.2224/sbp.2007.35.9.1189.
9. Vuillemin A., Boini S., Bertrais S., Tessier S., Oppert J.-M., Hercberg S., ..., Briancon S. Leisure time physical activity and health-related quality of life. Preventive Medicine. 2005; 41: 562-569. DOI: 10.1016/j.ypmed.2005.01.006.
Статья поступила в редакцию: 14.10.2018
Терентьева Вера Сергеевна* - Общероссийская общественная организация «Союз конькобежцев России», 119270, Россия, г. Москва, Лужнецкая наб., дом 8, офис 230, e-mail: milyaeva2010@gmail.com *
Мяконьков Виктор Борисович - доктор психологических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Россия, 190121, ул. Декабристов, дом 35, e-mail: 62sport@gmail.com