Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / МИРОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ АЛЬЯНСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Покулевская М. С.

Статья посвящена классификации международных стратегических альянсов. Автор разграничивает понятия «слияние», «поглощение» и «альянс», приводит существенные условия новой формы взаимодействия. В статье перечислены наиболее популярные подходы к теории изучения альянсов, проанализированы данные Всемирного банка, Всемирной торговой организации, исследования отечественных и зарубежных авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ

© Покулевская М.С.1

Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Статья посвящена классификации международных стратегических альянсов. Автор разграничивает понятия «слияние», «поглощение» и «альянс», приводит существенные условия новой формы взаимодействия. В статье перечислены наиболее популярные подходы к теории изучения альянсов, проанализированы данные Всемирного банка, Всемирной торговой организации, исследования отечественных и зарубежных авторов.

Ключевые слова: транснационализация, мировое сотрудничество, международные стратегические альянсы, классификация альянсов.

Современные процессы транснационализации экономических систем стали причиной серьезных изменений в системе управления. Рост взаимосвязи и взаимозависимости экономических систем привел к новым формам организации мирового сотрудничества. Крупные компании вырабатывают новые стратегии захвата доли мирового рынка, удержания и повышения конкурентоспособности. В последние несколько десятилетий наивысшей формой организации межфирменного взаимодействия стали международные стратегические альянсы, отличающиеся уникальной гибкой структурой, достижением экономического эффекта наряду с высоким уровнем риска и степенью неопределенности. Стратегические альянсы открыли новые горизонты возможностей получения конкурентных преимуществ, укрепления ключевых компетенций и вместе с тем снижения общего уровня издержек. Такие объединения усилий показали большой синергетический эффект, что способствовало их стремительному распространению.

Опираясь на исследования Б. Гарретта и П. Дюссожа, следует отметить, что 41 % завершившихся альянсов привел к улучшению конкурентных позиций одних партнеров за счет других и только в 1,5 % случаев улучшились конкурентные позиции всех партнеров [4]. В подтверждение, профессор Колумбийского университета Нью-Йорка К. Харриган, приводит данные о том, что только 40 % из проанализированных 880 альянсов существовали дольше четырех лет и меньше 15 % смогли перейти десятилетний рубеж [2].

Альянсы довольно молодая система организации мирового сотрудничества. Глобальный характер явления, закрытая недостаточная информация о

1 Помощник депутата Законодательной Думы Хабаровского края.

деятельности альянсов затрудняет проведение сплошного наблюдения, вместе с тем, обеспечивая актуальность исследований по данной теме.

В зарубежной литературе феномен объединения конкурирующих компаний в альянсы описывали М. Портер, П. Дюссож, Б. Гаррет, Р. Коуз и другие. Согласно М. Портеру стратегические альянсы - это коалиции, «идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящих до слияния фирм» [6]. Ученые П. Дюссож и Б. Гаррет выделяют характерную особенность стратегических альянсов: «взаимодействие независимых предприятий ... путем координации необходимых знаний и ресурсов совместно, в отличие от самостоятельных действий или от слияния между ними» [4]. По определению, К. Эйзен-хардта и С. Шонховена, стратегические альянсы - это «отношения сотрудничества, основанные на логике стратегических потребностей в ресурсах и социальных возможностях их использования» [3]. Наиболее полным с точки зрения мотивационной составляющей считается определение Т. Дас и Б. Тенг [1], ученые используют понятия «конкурентные преимущества», «ключевые компетенции» - альянсы - это «добровольное соглашение о партнерстве, направленное на создание конкурентного преимущества участников».

Стратегические альянсы стали предметом изучения многих теорий: транзакционных издержек, отраслевых рынков, теории знаний, ресурсно-ориентированной теории и прочих, сменив такие формы взаимодействия как «поглощение», «слияние». Мировой опыт демонстрирует большую долю компании не сумевших эффективно провести менеджмент всех бизнес-процессов, завершить и наладить деятельность слияний, присоединений или поглощений одной фирмой другую. Слияние требует больших затрат на объединение производственных мощностей, реструктуризацию организационной формы предприятия. Как правило, структуры международных компаний слишком жесткие и громоздкие, чтобы отвечать потребностям современности. В связи с чем, появились более мягкие и гибкие формы интеграции - международные стратегические альянсы, в которых удивительным образом смогли выработать общую стратегию фирмы - прямые конкуренты друг друга. Вместо привычной формулы, появился принцип «соперники-сотрудники». При этом компании не теряют конкурирующих отношений, но прописывают «правила игры» четко и прозрачно, закрепляя критические положения контрактами. В долгосрочной перспективе эту стратегию можно назвать стратегией «айкидо», авторы которой Адам Бранден-Бургер и Барри Нейлбафф. Сущность стратегии - свести к нулю и нейтрализовать сильные стороны конкурента, использовав его сильные стороны. При этом строго соблюдается этика, отсутствуют понятия атаки, неудачи, успеха [5].

Часто создание стратегических альянсов сопряжено с потребностью в новых технологиях, больших инвестициях в НИОКР. В таком случае, альянс

призван не просто снизить риски и издержки инновационного процесса, но и создать устойчивые каналы передачи уникальных знаний. При этом исключая одни риски, стратегические альянсы неизменно порождают другие.

Международные стратегические альянсы (МСА) - соглашения, заключенные между компаниями двух и более стран, затрагивающие ключевые компетенции участников соглашения, не лишая их самостоятельности и независимости. Цели альянса согласовываются со стратегическими целями компаний - членов альянса. Привлечение и использование имеющихся бизнес-компетенций друг друга является существенным условием создания любых альянсов.

Проведем классификацию МСА в логике этапов создания альянса Первый этап - обнародование проблемы, постановка цели. Компания А на определенном этапе принимает решение интегрироваться в мировой рынок, заключить соглашение с зарубежной компанией о создании альянса. Анализируя имеющиеся ресурсы и навыки, Компания А определяет критерии отбора будущего партнера или партнеров по альянсу, формулирует запрос о необходимости организации полного производственного цикла операции -от разработки продукта до производства и маркетинга или сотрудничество в конкретном бизнес-элементе. Примером может служить альянс компаний Ford и Mazda, заключивших соглашение о разработке и производстве аналогичных машин на одних и тех же сборочных линиях. Целью может выступать объединение технологий и интеллектуального потенциала. На следующем этапе Компания А сужает круг потенциальных партнеров, ориентируясь на отраслевую принадлежность, выбирая участников аналогичной отрасли, смежной отрасли или создает межотраслевой альянс. Независимо от принятого решения на предыдущем этапе, Компания А принимает решение о вступлении в альянс с компанией - прямым конкурентом или неконкурирующей фирмой. Эффективная стабильная работа МСА достигается благодаря тщательному отбору членов альянса, четкой формулировке условий сотрудничества, понимания потребностей и целей всех участников кооперации. На четвертом этапе создания стратегического альянса фирмы уточняют условия взаимодействия: наличие общей формы собственности: покупка активов или акций компаний-партнеров, создание Совместной Компании (СК), заключение контрактов. Ограниченным может быть время, на которое заключается соглашение, это может быть постоянный альянс или временный - кратко-, средне- или долгосрочный. Отдельным этапом является пояснения о порядке разделения рисков и использования прибыли. На завершающем этапе компании договариваются о форме управления альянсов - оба партнера активно контролируют работу альянса или делегируют полномочия одному из партнеров.

Кроме этого, в зарубежной литературе популярным является следующее деление - по типу взаимоотношений. Так, в рамках интеграционных альянсов партнеры осуществляют совместные научно-исследовательские программы, совместно производят отдельные комплектующие, которыми впоследствии укомплектовываются собственные продукты компаний-партнеров, и нередко эти продукты вступают в прямую конкуренцию на рынке. Зачастую компании, заключающие подобные альянсы стремятся добиться эффекта масштаба производства. Псевдоконтрационные альянсы призваны решать задачи совместной разработки продукции, ее производство и сбыт. На мировом рынке представлена продукция, право на которую имеют все члены альянса. Комплементарные альянсы заключаются для коммерческой реализации продукции одного партнера через торговую сеть другого. Тем самым производственные активы первого дополняются торговыми активами второго. Члены альянса, как правило, не являются прямым конкурентами. Французские исследователи Бернард Гаррет и Пьер Дюссож также выделяли транснациональные совместные предприятия, те партнерские отношения, которые устанавливаются между компаниями, находящимися в разных странах; один из партнеров пытается распространить за рубежом свою продукцию, а второй уже располагает привилегированным доступом к национальному рынку выбранной страны.

Анализируя данные Всемирного банка, Международного валютного фонда, Всемирной торговой организации, национальных статистических бюро отмечается, что наибольшее количество альянсов создано в нефтегазовой сфере. Транснациональные корпорации этого сектора занимают ключевые места в мировых рейтингах. Из числа российских нефтегазовых компаний лидирующие позиции на мировом рынке неизменно занимают ПАО «Газпром», ОАО ««Нефтяная компания «Роснефть», ПАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ». Опираясь на приведенную классификацию, приведем примеры форм международных стратегических альянсов на примере проектов ПАО «Газпром».

Таблица 1

Виды международных стратегических альянсов на примере проектов

ПАО «Газпром»

Классификационный признак / Вид альянса Пример Комментарий

Сфера деятельности

НИОКР Технологический альянс ПАО «Газпром» и Schlumberger Меморандум о взаимопонимании по вопросу создания технологического альянса в области добычи и транспортировки углеводородов

Продолжение табл. 1

Классификационный признак / Вид альянса Пример Комментарий

Финансы Инвестиционный стратегический альянс ВР, ТНК-ВР, ПАО «Газпром» Стратегического альянса предполагает совместные инвестиции в совместные энергетические проекты, обмен активами

Производство Соглашение между ОАО «НМК», РФФИ, ПАО «Газпром», «Duferco Б.А> о создании завода Акции ОАО «Завод труб большого диаметра» принадлежат ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» (25 % + 1 акция), ПАО «Газпрому» (19,9 %), «Duferco S.A» (30,1 % - 2 акции), Российскому фонду федерального имущества (25 % + 1 акция)

Сбыт СК «Lietuvos Dujos» ПАО «Газпром», E.ON Ruhrgas, правительства Литвы В Литве газ потребителям продает «Lie-tuvos Dujos» - совместная компания ПАО «Газпром» (37,1 %), E.ON Ruhrgas (38,9 %), правительство Литвы (17,7 %)

Комплексные - организация полного производственного цикла Стратегическое партнерство ПАО «Газпром», «EшNeflegaz» Расширенное Соглашение о стратегическом партнерстве предусматривает реализацию совместных технологических проектов в России, Италии, третьих странах по всей стоимостной цепочке

Количество участников альянса

Двусторонние ПАО «Газпром», компания Oan-do (Нигерия) Альянс ПАО «Газпром», «Оа^о» предполагает совместное развитие инфраструктуры нефтегазовых месторождений в Гвинейском заливе

Многосторонние Альянс ПАО «Газпром», E. ON Ruhrgas, Wintershall Holding AG N.V. Nederlandse Gasunie, GDF Suez в рамках проекта «Северный поток» Компании-акционеры в рамках альянса разделили полномочия от момента проектирования до эксплуатации трубопровода

Продолжительность функционирования альянса

Временные Соглашение между правительством СССР и ФРГ, компаниями Mannesmann, Ruhrgas, Deutsche Bank, Krupp В 1970 году было подписано соглашение о поставках газа в обмен на трубы большого диаметра, которое предполагало сотрудничество компаний в течение десятилетий

Постоянные Соглашение о сотрудничестве ENI и Министерства газовой промышленности СССР Договор о сотрудничестве 1971 году был продлен несколько раз, трансформировав сотрудничество в форму международного стратегического альянса

Тип взаимоотношений

Псевдоконцентрационные Сотрудничество ГК «Ростех», компании «Technip» Альянс предполагает выпуск оборудования, принадлежащего акционерам в равных условиях

Комплементарные Меморандум между ПАО «Газпром», ENEL SpA Меморандум о заключении контракта на прямые поставки российского газа потребителям Италии

Окончание табл. 1

Классификационный признак / Вид альянса Пример Комментарий

Вектор развития

Транснациональные совместные предприятия Альянс между ПАО «Газпром» и BASF (СК: WINGAS, WIEH, WIEE) СК занимаются закупкой, транспортировкой, хранением, сбытом российского природного газа в страны Юго-Восточной Европы

Вертикальные Технологический альянс ПАО «Газпром», ООО «Газкомплект-импэкс» и Siirtec Nigi S. p. A. Альянс предполагает создание установки, не имеющей мировых аналогов по уровню производительности

Горизонтальные Сотрудничество ПАО «Газпром», ОАО «Газпром космические системы», Thales Alenia Space Договор предполагает создание, поставку двух спутников связи нового поколения серии «Ямал-400», «Ямал-401», «Ямал-402

Наличие общей формы собственности

Создание совместной компании Альянс ПАО «Газпром», Eni в рамках проекта «Голубой поток» Оператором проекта выступает совместно созданная компания «Blue stream Pipeline Company B.V.»

Участие в активах без образования организации Соглашение об обмене акциями между BASF и ПАО «Газпром» Компания BASF получила 35% в проекте по разработке Южно-Русского месторождения. В обмен Газпром увеличил долю в компании WINGAS, доли участия в проектах Wintershall в Ливии

Функциональные соглашения Альянс ПАО «Газпром», CNPC В 2014 году «Газпром», CNPC подписали договор на 30 лет, предусматривающий совместно участие стран в проекте «Сила Сибири»

Группа компаний «Газпром» в настоящее время занимает одни из первых мировых позиции в сфере нефтегаза, наличие огромного портфеля международных проектов демонстрирует не только уровень интегрированно-сти компании в мировой рынок, но и необходимость заключения проектов, создания стратегических альянсов.

Международные стратегические альянсы - новая организационная формы взаимодействия с внешней средой, качественно новый этап в истории взаимоотношений транснациональных корпораций, новые возможности стратегического развития компаний.

Список литературы:

1. Das T.K., Teng B. Trust, control, and risk in strategic alliances: An integrated framework // Organization Studies. - 2001. - № 22 (2).

2. Eisenhardt K.M., Schoonhoven C.B. Resource - based View of Strategic Alliance Formation: Strategic and Social Explanations in Entrepreneurial Firms // Organization Science. - 1996. - № 7 (2).

3. Harrigan K.R. Joint Ventures, Alliances, and Corporate Strategy // Columbia Jornal of World Business.

4. Гаррет Б. Стратегические альянсы / Б. Гаррет, П. Дюссож: пер. с англ. -М.: ИНФРА-М, 2002.

5. Ноздрёва Р.Б. Международный маркетинг: учеб. - М.: Экономистъ, 2005.

6. Портер М. Международная конкуренция / пер. с англ.; под ред. В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.