Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ОНОМАСТИКИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ОНОМАСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
404
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТОНИМЫ / ОНОМАСТИКА / АНАЛИЗ / ЗАМЫСЕЛ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ПОЭТИКА / КОМБИНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Холназарова Нигора Нуруллаевна

В современной филологии одним из приоритетных аспектов анализа художественного текста является анализ имен собственных и несобственных литературной ономастики, и развивается он на стыке ономастики с литературоведением, также изучает «отражение элементов реальной и вымышленной ономастики. Поэтонимы в произведениях художественной литературы исследует имена собственные и несобственные, имеющие поэтическую (стилистическую) функцию и отвечающие идейно-художественный замыслу автора. Объектом этой относительно молодой отрасли науки, выражающей авторские пристрастия и намерения, является поэтика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF LITERARY POETIC ONOMASTICS

In modern philology, one of the priority aspects of the analysis of a literary text is the analysis of proper and improper names of literary onomastics, and it develops at the junction of onomastics with literary criticism, and also studies «the reflection of elements of real and fictional onomastics. Poetonyms in works of fiction explores proper and improper names that have a poetic (stylistic) function and correspond to the ideological and artistic intention of the author. The object of this relatively young branch of science, expressing the author's passions and intentions, is poetics.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ОНОМАСТИКИ»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ

ОНОМАСТИКИ

Холназарова Н.Н.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

Имя собственное внутри художественной литературы интересует умы ученых с давних пор и обусловлено тем, что «имена и названия являются неотъемлемым элементом формы художественного произведения, слагаемым стиля писателя, одним из средств, создающих художественный образ. Они могут нести ярко выраженную смысловую нагрузку, и обладать скрытым ассоциативным фоном, иметь особый звуковой облик; имена и названия способны передавать местный колорит, отражать историческую эпоху, к которой относится действие художественного произведения, обладать социальной характеристикой» [1, 4].

В настоящее время в современной филологии одним из приоритетных аспектов анализа художественного текста является анализ имен собственных и несобственных - литературной ономастики, и развивается он на стыке ономастики с литературоведением, стилистикой, поэтикой, семиотикой, лингвистикой и другими науками, также изучает «отражение элементов реальной и вымышленной ономастики <...> на основе их индивидуального преломления и применения в творчестве каждого писателя и отдельного текста» [11, 33].

Литературная ономастика как самостоятельная научная дисциплина сравнительно молодая и разные ученые называют ее по - разному, к примеру, К.Б. Зайцева предложила называть «стилистической ономастикой», а ее подвиды, соответственно, «стилистической антропонимией», «стилистической топонимией» и т.д М.В. Карпенко использует термин «литературная антропонимика». Этот же термин встречается в работах Л.М. Щетинина [12, 32].

Э.Б. Магазаник и Л.И. Ройзензон предложили разграничивать «ономопоэтику» и «ономостилистику», при этом первый термин они больше относят к литературоведческой характеристике собственных имен в художественных текстах, а второй к лингвистическому аспекту. Позже в «Краткой литературной энциклопедии» учёный остановил свой выбор на термине «поэтическая ономастика» [7, 8].

Термин «литературная ономастика» также используют с учетом жанрового распределения, например, а) ономастика поэзии или поэтическая ономастика - лирика, поэмы, баллады; б) ономастика художественной прозы, или художественная ономастика - рассказ, повесть, роман; в) ономастика драматургии, или драматургическая ономастика - комедии, драмы, трагедии.

Во втором издании «Словаря русской ономастической терминологии» Н.В. Подольской термин «поэтическая ономастика» определен как «раздел ономастики, изучающий любые имена собственные (поэтонимы) в художественных литературных произведениях: принципы их создания, стиль, функционирование в тексте, восприятие читателем, а также мировоззрение и эстетические установки автора» [7, 54].

Были и другие мнения, возражающие против термина «поэтическая ономастика», так как такой термин, по мнению О.Н. Фоняковой, можно использовать только для поэтической речи, что значительно сужает его истинное значение. Видимо, ученый отталкивается от слова «поэтика». Г.А. Силаева считает, что «в самом определении «поэтический» уже заключено положительное значение, а термин, как известно, не должен наделяться экспрессией»[13, 33]. Такой подход связан с определением слова «поэтический» как «изящный, вызывающий чувство очарования» в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова.

Поэтоним - это особый оним художественного текста, введённый автором в художественный текст и обладающий особыми функциями, ранее не свойственные ему; может вызывать определённые ассоциации, эмоциональную реакцию, сознательно мотивирован. Термин «поэтоним» впервые введён В.М. Калинкиным в монографии «Поэтика онима» в значении «литературный оним» (О.А. Карпенко, Г.А. Силаева), «литературно-художественный оним» (М.В. Карпенко, В.А. Никонов, В.М. Михайлов), «собственное имя в языке писателей» (С.А. Копорский) и т.д. У термина «поэтическая ономастика» в научной литературе для обозначения данной науки используются синонимы «литературная ономастика», «поэтика онима», «стилистическая ономастика» и т.д.

Поэтонимы могут иметь разговорную форму, просторечную, народную и как показал теоретический материал, в научной литературе существует две точки зрения на определение термина «поэтоним»: «узкая» - литературоведческая и «широкая» - ономастическая. С литературоведческой точки зрения, поэтонимы - это «собственные имена, наделённые особым поэтическим смыслом: мифологические, экзотические имена» [11, 6].

В отличие от литературоведения, в ономастике значение термина «поэтоним» иное. В «Словаре русской ономастической терминологии», поэтоним - это «имя в художественной литературе, имеющее в языке произведения, кроме номинативной, характеризующую, стилистическую и идеологическую функции. Как правило, относится к категории вымышленных имён, но часто писателем используются реально существующие имена или комбинация тех и других» [7, 105].

В.М. Калинкин считает, что термин «поэтоним» - это «имя собственное художественного текста, которое отличается «принципиальной динамичностью содержания, неустойчивостью принадлежности к ономастической или апеллятивной лексике» [2, 62].

А.А. Фомин рассматривает поэтоним, как «собственное имя, взятое в аспекте выполнения им поэтической функции в художественном тексте». Е.Н. Лоскутова понимает под поэтонимами имена героев художественных произведений. М.В. Поник определяет поэтонимы как «имена собственные в произведениях изящной словесности» [8, 163].

Поэтонимы в произведениях художественной литературы исследует имена собственные и несобственные, имеющие поэтическую (стилистическую) функцию и отвечающие идейно-художественный замыслу автора.

Объектом этой относительно молодой отрасли науки, выражающей авторские пристрастия и намерения, является поэтика [12, 64]. Некоторые исследователи рассматривают поэтоним в контексте литературного жанра, к примеру, Т.В. Немировская считает, что поэтонимы связанны с поэтическими произведениями [5, 112-113]. Н.В. Подольская в «Словаре русской ономастической терминологии» рассматривает поэтоним как термин, относящийся «к языку художественной литературы». Термин «литературный оним» исследователь относит к онимам, «используемым в качестве имён литературного языка» [10, 31-32].

Многие учёные (В.М. Калинкин, А.А. Фомин, Л.М. Ахметзянова, А.В. Суперанская, С.П. Васильева, Е.В. Ворошилова и т.д.) отдают предпочтение понятию «поэтоним» как имени собственному в художественном тексте, и признают его универсальный характер, обусловленный тем, что данное явление изучается как с литературоведческой, так и с лингвистической точек зрения. Т.е. термин «поэтоним» указывает на связь лингвистики с литературоведением.

Именно этот термин наиболее полно отражает специфику имён собственных художественного текста, позволяя писателю глубже реализовать свои идейно-художественные задачи. Поэтонимами являются антропонимы, топонимы и т.д., использованные в художественном тексте и имеющие стилистическую функцию. В художественном тексте автором для реализации своих идейно-художественных задач могут быть использованы не только вымышленные имена собственные, но и существующие в общеязыковой ономастике. При этом такие поэтонимы не являются случайными, а сознательно отбираются автором и в отдельных случаях подвергаются определённому переосмыслению. В художественных произведениях поэтонимы особенно ярко раскрываются в исторической прозе, и обозначают личностные, временные и пространственные вехи. Как известно, художественное каждое имя имеет свою поэтику, каждое имя о чем-то сообщает и тем самым способствует пониманию читателем авторского замысла в художественном тексте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбаневский М.В. Ономастика в художественной литературе: Филол. этюды / М.В. Горбаневский. - М.: Изд-во

Ун-та дружбы народов, 1988. - 87 с. - с. 4.

2. Калинкин, В.М. Поэтика онима / В.М. Калинкин; М-во образования Украины. Донец. гос. ун-т. - Донецк: Юго-

Восток, 1999. - 408 с.- 62

3. Лоскутова, Е.Н. Суггестивное воздействие и лингвокультурологический потенциал поэтонимов: на материале

произведений М.А. Шолохова: автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Лоскутова

Екатерина Николаевна; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т]. - Майкоп, 2016. - 22 с

4. Магазаник, Э.Б. Ономапоэтика, или «говорящие имена» в литературе - Ташкент: Фан, 1978. - 146 с.= с. 8.

5.Немировская, Т.В. Некоторые проблемы литературной ономастики/Т.В. Немировская//Актуальные вопросы

русской ономастики. Сб. науч. тр. - 1988. - С. 112-122.= с. 112-113

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и выражений/С.И. Ожегов. - М.:ООО «ИНФОТЕХ»,

2010. - 944 с.

7. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии/Н.В. Подольская. - М.: Наука, 1988. - 192 с. =

54. = с. 31-32.

8. Поник, М.В. Специфика изучения именослова художественного произведения (литературоведческий аспект)

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: с. 162-163.

9.Подольская, Н.В. Словарь русской ономастической терминологии/Н.В. Подольская. - М.: Наука, 1988. - 192 с.

10. Суперанская, А.В. Структура имени собственного: Фонология морфология/А.В. Суперанская. - М.: Наука, 1969.

- 206 с. = С . 30; Ваулина И.А. Фоносемантическая экспрессивность русского слова: лингвистический и

психолингвистический аспекты: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.02.01/Ваулина Ирина

Александровна. - Екатеринбург, 2007. - 19 с.= с.6.

11. Телия, В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц/В.Н. Телия.- М.: Наука,1986.- 143 с. = с.

64-66.

12. Фонякова, О.И. Имя собственное в художественном тексте: Учеб. пособие / О.И. Фонякова; ЛГУ. - Л.: ЛГУ, 1990.

- 103 с. = 33. с. = С. 102.

13. Щетинин, Л.М. Русские имена [Текст] : (Очерки по донской антропонимии) / Л.М. Щетинин. - 2-е изд., испр. -

Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1975. - 252 с. = 32

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ

ОНОМАСТИКИ

В современной филологии одним из приоритетных аспектов анализа художественного текста является анализ имен собственных и несобственных литературной ономастики, и развивается он на стыке ономастики с литературоведением, также изучает «отражение элементов реальной и вымышленной ономастики. Поэтонимы в произведениях художественной литературы исследует имена собственные и несобственные, имеющие поэтическую (стилистическую) функцию и отвечающие идейно-художественный замыслу автора. Объектом этой относительно молодой отрасли науки, выражающей авторские пристрастия и намерения, является поэтика

Ключевые слова: поэтонимы, ономастика, анализ, замысел, художественный текст, теоретический аспект, поэтика, комбинация.

THEORETICAL ASPECTS OF LITERARY POETIC ONOMASTICS

In modern philology, one of the priority aspects of the analysis of a literary text is the analysis ofproper and improper names of literary onomastics, and it develops at the junction of onomastics with literary criticism, and also studies «the reflection of elements of real andfictional onomastics. Poetonyms in works of fiction explores proper and improper names that have a poetic (stylistic) function and correspond to the ideological and artistic intention of the author. The object of this relatively young branch of science, expressing the author's passions and intentions, is poetics.

Key words: poetonyms, onomastics, analysis, concept, literary text, theoretical aspect, poetics, combination.

Сведения об авторе:

Холназарова Нигора Нуруллаевна - старший преподаватель кафедры современного русского языка и общего языкознания. Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни.

About the author:

Kholnazarova Nigora Nurullaevna - Senior Lecturer of the Departments of Modern Russian Language and General Linguistics. Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini.

БОЗТОБИ САБКХ,ОИ АДАБЙ ДАР ГАЗАЛИЁТИ АБДУЧАББОРИ СУРУШ

Умарова У. Т.

Донишгощ давлатии Хуцанд ба номи академик Бобоцон Fафуров

Абдучаббори Суруш солх,ои 90-уми асри ХХ ба адабиёт ворид шуд ва пайваста омузишу зах,матх,ои эчодй ва истеъдоди комилаш ба у имкониятро мух,айё сохтанд, ки дар ин чодаи сангин ва токатфарсо ба комёбих,ои назаррас ноил шавад. У ба адабиёт ба тарзу шева, ро^у сабки ба худ хоси эчодй гом гузошт ва зуд дар дилу дидаи мухлисони каломи мавзун маскан шрифт. Суруш аз зумраи он шоирони тавоноест, ки то имруз зиёда аз 10 мачмуаи ашъорашро ба табъ расонидаву дастраси мухлисони адабиёт гардонидааст.

Шоир Абдучаббори Суруш дар эчоди жанри анъанавию маъмулии адабиёти классикии форсии точикй - газал дасти тавоно дорад. У дар сурудани газал муъчизаофарй мекунад ва бо сабки ба худаш хос дар дилу чони хонандаи заковатманд чой мегирад. Зеро газащои Суруш аз андешаву афкори баланди у маншаъ мегирад ва ба кашфи маъниву мазмунх,ои эчодиёташ тафаккури баланд мебояд. Шоир худ икрор мешавад, ки ман суханамро самимона ва бо хости дил гуфтаам, ки ба забону лаб иртибот надорад. Аз ин лих,оз, онро бояд маърифат кард, яъне аз та^ти дил бояд хонд:

Хама шеърх,ои худро чу зи та^ти дил сурудам,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.