Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КРЕАТИВНОСТИ: ЭКСТЕРНАЛИЗМ И ИНТЕРНАЛИЗМ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КРЕАТИВНОСТИ: ЭКСТЕРНАЛИЗМ И ИНТЕРНАЛИЗМ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковая креативность / экстернализм / интернализм / свобода языка / linguistic creativity / externalism / internalism / linguistic freedom / cognitive structures

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шайдуллин А.А., Гудкова С.А.

В статье анализируются ключевые аспекты языковой креативности (ЯК) и методы, лежащие в основе теорий языка. Рассматриваются концепции ЯК, её природа и перспектив – в т. ч. способность человека создавать и понимать новые выражения. Обсуждаются два подхода: экстернализм, фокусирующийся на внешних социальных и культурных факторах, и интернализм, акцентирующий внимание на внутренних когнитивных структурах. Подчёркивается важность интеграции различных методологий и использования современных аналитических инструментов для глубокого понимания языка и его связи с человеческим мышлением и культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF LINGUISTIC CREATIVITY: EXTERNALISM AND INTERNALISM

The article analyzes key aspects of linguistic creativity and the methods underlying language theories. It examines concepts of linguistic creativity, its nature, and prospects, including the unique human ability to create and understand new expressions. The article discusses two approaches: externalism, focusing on external social and cultural factors, and internalism, emphasizing internal cognitive structures. It highlights the importance of integrating various methodologies and using modern analytical tools for a deep understanding of language and its connection to human cognition and culture.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КРЕАТИВНОСТИ: ЭКСТЕРНАЛИЗМ И ИНТЕРНАЛИЗМ»

УДК 81 Шайдуллин А.А., Гудкова С.А.

Шайдуллин А.А.

магистрант 1-го курса специальности «Филология» Тольяттинский государственный университет (г. Тольятти, Россия)

Научный руководитель: Гудкова С.А.

Тольяттинский государственный университет (г. Тольятти, Россия)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КРЕАТИВНОСТИ: ЭКСТЕРНАЛИЗМ И ИНТЕРНАЛИЗМ

Аннотация: в статье анализируются ключевые аспекты языковой креативности (ЯК) и методы, лежащие в основе теорий языка. Рассматриваются концепции ЯК, её природа и перспектив - в т. ч. способность человека создавать и понимать новые выражения. Обсуждаются два подхода: экстернализм, фокусирующийся на внешних социальных и культурных факторах, и интернализм, акцентирующий внимание на внутренних когнитивных структурах. Подчёркивается важность интеграции различных методологий и использования современных аналитических инструментов для глубокого понимания языка и его связи с человеческим мышлением и культурой.

Ключевые слова: языковая креативность, экстернализм, интернализм, свобода

языка.

Языковая креативность (ЯК) уже многие столетия занимает лингвистов, философов и учёных иных дисциплин. Данная статья посвящена анализу ключевых аспектов ЯК, а также методам, которые лежат в основе теорий о построении языка. Опираясь на идеи классических и современных авторов,

будут рассмотрены концепции ЯК, её природе и перспективности в контексте дальнейших исследований.

Прежде чем углубляться в понятие языковой свободы (ЯС) и ЯК, дадим определение языку как таковому. Так, А. А. Яковлев считает, что язык - это «способ и форма связи человека с миром и с теми социальными группами, членом которых он является» [1, с. 3]. Таким образом, язык рассматривается человеком именно как собственность, поскольку выступает средством коммуникации той социально-культурной группы, внутри которой человек живёт и осуществляет деятельность. Слово для человека есть одновременно и групповое (инструмент общения, взаимодействия), и индивидуальное (инструмент организации собственного мышления), из чего следует справедливое заключение, что язык является одним из наиболее важных компонентов социальной жизни индивида.

Теперь, когда понятию «язык» дано полное и точное определение, рассмотрим понятие ЯК - это уникальная способность человека создавать и понимать новые предложения, выражая свои мысли и идеи нестандартными способами [2, с. 638]. ЯК охватывает широкий спектр языковых явлений: от формирования фраз и связей между ними до использования метафор и каламбуров. Французский философ Рене Декарт подчёркивал творческую природу языка, рассматривая его как отражение индивидуальности и независимости от механических интерпретаций [3, с. 114-133]. Рекурсивная структура грамматики подразумевает генерацию бесконечного множества новых предложений, демонстрируя неиссякаемый потенциал выражения мыслей с помощью языка. При этом творческий динамизм языка не ограничивается внешними стимулами, а скорее зависит от внутренней работы человеческого разума.

По словам Н. Хомского, концепция ЯС является фундаментальным аспектом использования языка [4, с. 28]. Это говорит о том, что языковое самовыражение индивида определяется не только внешними или внутренними факторами, но и общей способностью свободно выражать идеи [5, с. 14]. Язык

выступает в качестве инструмента для неограниченного выражения мыслей, независимого от прямого воздействия окружающей среды. Таким образом, люди могут передавать абстрактные понятия и эмоции, не привязываясь к конкретным внешним факторам или событиям.

В свою очередь - свобода от внешних стимулов позволяет использовать язык в творческих целях, способствуя созданию новых выражений, метафор и образов, а также адаптации и развитию языковых структур в соответствии с изменяющимися потребностями. Таким образом, концепция ЯС является важной составляющей как в развитии лингвистической науки, так и при выявлении принципов человеческого общения и когнитивных способностей.

В лингвистических исследованиях существуют два основных подхода: экстернализм и интернализм. Экстернализм подразумевает фокус на внешних факторах, влияющих на язык (напр., социальный, культурный и исторический контекст). Интернализм, в свою очередь, акцентирует внимание на внутренних аспектах языка (грамматика, синтаксис, семантика и т. д.). При этом оба подхода (рисунок 1) способствуют более полному пониманию языка [6, с. 10].

Интернализм Экстернализм

Рисунок 1. Структура ЯК.

Приверженцы теории экстернализма утверждают, что психическое состояние человека и его лингвистические усилия зависят от внешних факторов

- в. т ч. окружающей среды и социального контекста. Интернализм, напротив поддерживаемый Н. Хомским в рамках предложенной им концепции, фокусируется на внутренней деятельности человеческого разума и его роли в формировании языковой среде. Н. Хомский рассматривает язык как неотъемлемый компонент ментальной архитектуры, подчёркивая важность внутренних процессов при понимании и воспроизведении речи [7].

Таблица 1. Сравнение интернализма и экстернализма.

Научный подход Учёные представители Основные идеи Примеры

Интернализм Ноам Хомский, Джерри Фодор Язык является врожденным и независимым от внешней среды. Упор на внутренние когнитивные структуры. Теория универсальной грамматики Хомского, модульность разума Фодора

Экстернализм Майкл Томаселло, Лев Выготский Язык развивается через взаимодействие с внешней средой и социальными факторами. Социально-интеракционная теория Томаселло, культурно-историческая теория Выготского

Несмотря на то, что оба подхода имеют свои преимущества и недостатки, споры об их достоинствах продолжаются по сей день. Однако, если если экстернализм подчёркивает важность контекста и социокультурных влияний на овладение языком, интернализм акцентирует внимание на внутренних механизмах и структуре человеческого разума. Обе точки зрения обеспечивают прочную основу для дальнейших исследований в области лингвистики, помогая понять сущность языка и его связь с человеческим познанием.

Из этого следует, что грядущие исследования в области лингвистики могут быть сосредоточены на интеграции различных методологий, которые охватывают творческий аспект языка, а также свободу от внешних стимулов. Данный подход предполагает разработку теорий, способных объяснить различные языковые явления. Немаловажными факторами выступают признание их социокультурных и творческих основ, а также внутренней работы человеческого разума. Кроме того, в ходе текущих исследований особое внимание будет уделяться использованию современных методов и технологий анализа данных (напр., машинное обучение и компьютерное моделирование) для более полного понимания языковых процессов и их взаимодействия с другими аспектами человеческой деятельности.

Итак, многогранный анализ основных элементов ЯК и СЯ выступает значительным шагом к пониманию сущности языка. Дальнейшие исследования в данной области не только дополнят теоретическую базу, но и помогут найти практическое применение в лингвистике, расширив понимание о когнитивных возможностях разума и методах коммуникации. Интегрируя различные подходы и используя передовые аналитические инструменты, можно предположить, что совсем скоро сложная взаимосвязь между языком, мышлением и культурой будет полностью ясна.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Яковлев А. А., Поливанов Е.Д.: 3 определения языка // Вопросы психолингвистики. 2020. №1 (43). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/e-d-polivanov-3-opredeleniya-yazyka (дата обращения: 28.05.2024);

2. Зыкова И.В. Метаязык лингвокультурологии: константы и варианты. М.: Гнозис, 2017. 752 с;

3. Деррида Ж. Есть ли место переводу: философия на национальном языке (к «словесности на французском») / Пер. с фр. О. Гейдаровой и С.Л. Фокина // Логос, 2011. № 5-6;

4. Хомский Н. Язык и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 121 с;

5. Кудряшов И.А. Феномен коммуникативной свободы в устном и письменном дискурсе. Автореферат. Ростов-на-Дону, 2005. 44 с;

6. Katalin Farkas, Semantic Internalism and Externalism in the Oxford Handbook of the Philosophy of Language, ed. by Barry C. Smith and Ernest Lepore. Oxford University Press 2006. pp. 323-40;

7. Бондаренко И.В. Влияние генеративной лингвистики Н. Хомского на мировое языкознание // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2011. №2

Shaidullin A. А., Gudkova S.A.

Shaidullin A. А.

Togliatti State University (Togliatti, Russia)

Scientific advisor: Gudkova S. A.

Togliatti State University (Togliatti, Russia)

THEORETICAL ASPECTS OF LINGUISTIC CREATIVITY: EXTERNALISM AND INTERNALISM

Abstract: the article analyzes key aspects of linguistic creativity and the methods underlying language theories. It examines concepts of linguistic creativity, its nature, and prospects, including the unique human ability to create and understand new expressions. The article discusses two approaches: externalism, focusing on external social and cultural factors, and internalism, emphasizing internal cognitive structures. It highlights the importance of integrating various methodologies and using modern analytical tools for a deep understanding of language and its connection to human cognition and culture.

Keywords: linguistic creativity, externalism, internalism, linguistic freedom, cognitive structures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.