ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАТЕГОРИИ «СРОК ДОСТАВКИ ГРУЗОВ» В КОНТЕКСТЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
1 2
Панкин Н.А. , Рачек С.В. Email: Pankin686@scientifictext.ru
1Панкин Никита Алексеевич - магистрант;
2Рачек Светлана Витальевна - доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики транспорта, Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург
Аннотация: в процессе товародвижения большую роль занимает перевозка товара от производителя к потребителю. Выбор вида транспорта для отправителя зачастую становится решающим вопросом. Одним из основных параметров, которым руководствуется заказчик при выборе способа перевозки, среди прочих, является срок доставки груза. В статье приведен обзор сущности конкурентоспособности, определён основной бизнес-процесс транспортного предприятия, определены параметры конкурентоспособности товара (услуги), сделан вывод о влиянии показателя «срок доставки груза» на конечный выбор способа перевозки.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, бизнес-процессы, срок доставки грузов, конкурентоспособность.
THEORETICAL ASPECTS OF THE CATEGORY "DELIVERY TIME" IN THE CONTEXT OF COMPETITIVENESS OF RAILWAY
TRANSPORT Pankin N.A.1, Rachek S.V.2
1Pankin Nikita Alekseevich - Undergraduate;
2Rachek Svetlana Vitalievna - Doctor of Economic Sciences, Professor, DEPARTMENT OF TRANSPORT ECONOMICS, URAL STATE UNIVERSITY OF RAILWAY TRANSPORT, YEKATERINBURG
Abstract: in the process of product distribution, a major role is played by the transportation of goods from producer to consumer. The choice of mode of transport for the sender often becomes a crucial issue. One of the main parameters that guides the customer when choosing a method of transportation, among others, is the delivery time of the goods. The article provides an overview of the essence of competitiveness, defines the main business process of a transport company, determines the competitiveness of a product (service), and concludes that the indicator "delivery time" on the final choice of transportation method. Keywords: railway transport, business processes, term of cargo delivery, competitiveness.
УДК 339.137.24
Введение и актуальность.
В настоящее время, как никогда ранее, именно клиент диктует производителю правила, в каком количестве, по какой цене, какими конкретными свойствами должен обладать товар, как и когда он хочет его получить. Теперь не существует понятия «клиент вообще», есть «конкретный клиент», с кем продавец имеет дело в настоящий момент, кто имеет возможность «потакать» своим личным предпочтениям и вкусам.
Подобным клиентам отныне нет необходимости иметь дело с фирмами, которые не одобряют и отказываются принимать это поразительное изменение в статусе клиента-покупателя. Именно таким и является рынок транспортных услуг в России. Сегодня, без сомнения, его можно назвать быстрорастущим.
Для успешного ведения бизнеса, транспортным предприятиям сегодня необходимо в первую очередь обращать внимание на создание конкурентных преимуществ. Одним из главных критериев оценки конкурентоспособности, на что ориентируется большая часть клиентов, является срок доставки.
Актуальность исследования заключается в определении степени важности исполнения договорных обязательств по срокам доставки грузов, с целью повышения конкурентоспособности ОАО «РЖД».
Сущность конкурентоспособности.
Основной присущей конкуренции чертой является конкурентная борьба между участниками рынка. Верх в этой борьбе одерживает тот, кто обладает наиболее ценными для конкретного клиента конкурентными преимуществами [1].
Конкурентное преимущество в свою очередь заключается в умении опережать конкурентов в решении главной задачи организационной деятельности - получении прибыли. Г. Хэмел отмечал, что успешное создание, поддержание и умелое использование конкурентных преимуществ позволяют организации быть конкурентоспособной и вести эффективную конкурентную борьбу на рынке [2].
Конкурентоспособность рекомендуется рассматривать на четырёх уровнях, однако в данном случае необходимо заострить внимание конкретно на конкурентоспособности продукции (товара и услуги). Для определения конкурентоспособности товара стоить выделить две категории параметров .
Первая категория - параметры, определяющие потребительские свойства продукции, её качество, полезность, надежность, прочие эксплуатационные характеристики, а так же затратные показатели производителя.
Вторая категория - параметры, характеризующие затраты потребителя на приобретение и использование продукции, при удовлетворении потребности.
По этим параметрам производится сравнение конкурирующей продукции на рынке. Соотношение цены и полезного эффекта продукции, относительно аналогичных показателей продукции конкурентов даёт представление об уровне его конкурентоспособности [3].
Основной бизнес процесс транспорта.
Любая деятельность любой организации состоит из бизнес-процессов. Они в свою очередь различны по своему функционалу, степени важности и влияния на конечную ценность для потребителя. По своей функциональности, схематически представленной на рисунке 1, бизнес процессы подразделяются на:
1. Управляющие - бизнес-процессы, которые управляют функционированием системы.
2. Операционные - бизнес-процессы, которые составляют основной бизнес компании и создают основной поток доходов.
3. Поддерживающие - бизнес-процессы, которые обслуживают основной бизнес [4].
Все бизнес-процессы направлены на один результат - удовлетворение
потребности клиента. Таким образов все бизнес-процессы предприятия необходимо рассматривать как систему и оценивать с точки зрения системного подхода.
На примере транспортных предприятий можно сказать, что системы имеют четкую иерархию, единые цели и стратегию, определяют общую функцию для формирования бизнес-процессов для достижения целей.
Рис. 1. Принципиальная схема системы бизнес-процессов предприятия
С точки зрения концепции конкурентоспособности наибольший интерес для рассмотрения представляют операционные бизнес-процессы, так как именно на этом уровне, уровне производства создаётся ценность продукции для конечно потребителя.
Основным производственным (операционным) бизнес-процессом транспортной компании, который напрямую влияет на увеличение стоимости исходного продукта и имеет ценность для потребителя услуги, является доставка груза. Важнейшими критерием, характеризующими данный процесс и имеющими ценность для клиента, является срок доставки и его цена.
Срок доставки грузов с точки зрения конкурентоспособности с первого взгляда относится к первой категории параметров определяющих конкурентоспособность продукции. Цена перевозки относится ко второй категории.
Профессор П.А. Козлов в своей работе [5] выделяет два типа дополнительных затрат пользователей железнодорожного транспорта при случайной величине срока доставки груза:
1. При раннем прибытии у клиента возникают дополнительные затраты на хранение груза;
2. При позднем прибытии клиент несёт потери от недопоставки.
Таким образом, срок доставки груза можно отнести так же и ко второй категории параметров, определяющих конкурентоспособность продукции транспортной компании и железнодорожного транспорта в частности.
В дополнении ко всему вышесказанному стоит привести исследование профессора Н.П. Терёшиной [6], в ходе которого было выявлено, что более 60% грузоотправителей отметили в качестве определяющего фактора при выборе способа перевозки: помощь при таможенном оформлении; гарантия сохранности груза при перевозке, обеспечение доставки груза точно в срок
В связи с тем, что на сегодняшний день Государство регулирует тарифы на железнодорожные перевозки, стоимость доставки груза нельзя рассматривать как фактор конкурентоспособности железнодорожного транспорта.
В этой ситуации значимость срока доставки груза становится ключевым управляемым фактором конкурентоспособности железнодорожного транспорта. Регулирование срока доставки с целью минимизации издержек клиентов по принципу
организации перевозки «точно в срок» имеет большой потенциал в части удержания
доли рынка, а так же привлечения дополнительных объёмов перевозок и как
соответствие главному принципу конкуренции - увеличению прибыли компании.
Список литературы /References
1. Стратегическое управление корпорацией и конкурентоспособность бизнеса: конспект лекций / Н.И. Внуковский, С.В. Рачек. Екатеринбург: УрГУПС, 2015. 263 с.
2. Хэмел Г. Революция в бизнесе / Г. Хэмел, К.К. Прахалад. М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2007. 296 с.
3. Радченко В.И., Рачек С.В., Бельский А.Ю. Методология Согласования управленческих решений // Экономика железных дорог, 2012. № 3. С. 97.
4. Тарадай С.Г., Саморуков С.А. От миссии компании к бизнес-процессам // Экономические науки, 2012. № 7 (92). С. 39-43.
5. Козлов П.А. Оптимизация взаимодействии поставщиков и потребителей при случайном разбросе в потреблении и времени доставки / П.А. Козлов, Владимирская И.П. // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения, 2009. № 2. С. 66-70.
6. Терёшина Н.П., Жаков В.В. Управление конкурентоспособностью компании на основе процессного подхода в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. М.: РУТ (МИИТ), 2017. 127 с.