Научная статья на тему 'Теоретические аспекты изучения трансформации систем расселения'

Теоретические аспекты изучения трансформации систем расселения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
573
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Яворская Виктория Владимировна, Дирин Денис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты изучения трансформации систем расселения»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМ РАССЕЛЕНИЯ

В.В. Яворская1, Д.А. Дирин2

1 Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова, г. Одесса (Украина) 2Алтайский государственный университет, г. Барнаул

Период конца XX - начала XXI вв. стал временем глобальных потрясений и кардинальных перемен, затронувших все сферы жизни населения постсоветских государств. Основное содержание этих изменений связано с модернизационной перестройкой, важнейшей составной частью которой выступает урбанизация. Урбанизация многолика: с одной стороны, этот процесс непосредственно связан с развитием городов и городской системы расселения. С другой стороны, он находит отклик в сельской местности, затрагивая ее количественные и качественные характеристики. Не секрет, что существенно сократилось число сельских поселений, изменился их внешний облик и функции. На постсоветском пространстве исчезли тысячи сел, опустели некогда многолюдные селения. Наряду с уменьшением числа сельскохозяйственных поселений получила развитие система несельскохозяйственных населенных пунктов - транспортных, промышленных, рекреационных и пр.

Систему расселения можно определить как исторически сложившуюся территориально организованную совокупность поселений, между которыми существуют устойчивые связи (производственные, социальные, бытовые, административные), а также присутствует распределение функций в соответствии с местом и ролью населенных пунктов в системе. Система расселения - результат длительного процесса освоения территории. Будучи итогом целенаправленной деятельности людей, система расселения отражает уровень развития общества, особенности его функционирования, и меняется вместе с изменением социально-экономической ситуации. Основными элементами системы выступают населенные пункты, территория их локализации, население, природная, производственно-экономическая, социальная и культурная среда обитания этого населения [1]. Системы расселения связаны между собой и имеют сложную иерархическую структуру: поселение -локальные системы (уровень муниципальных районов) - региональные системы -государственная система - межгосударственная система расселения. Поселение представляет собой низовое звено этой системы, первичную ячейку [2].

Понятие «поселение» по-разному определяется в разных науках, занимающихся изучением расселения. В рамках данного исследования используется расширенное толкование этого термина: «поселение» - пространственно локализованная территория, которая имеет собственное наименование и статус, служит местом компактного постоянного (сезонного) проживания людей, и в установленных границах которой расположены жилые дома, административные и хозяйственные постройки, а также необходимая для жизнеобеспечения инфраструктура (транспорт, сфера обслуживания, сфера приложения труда). Такой расширенный подход к дефиниции позволяет охватить при анализе все возможные варианты населенных пунктов.

Расселение принято подразделять на сельское и городское. Это деление условно, т.к. в реальности они тесно переплетаются и взаимодействуют, формируя единую пространственную структуру. Однако специфика выполняемых функций, особенности организации, развития и, что важно, сложившаяся система учета, повлияла на формирование сегментного подхода к их изучению. В странах СНГ традиционно выделяют три категории населенных пунктов: город, поселок городского типа и сельский населенный пункт.

Город - населенный пункт с численностью населения, превышающей оговоренной в законодательстве страны минимальное значение (Россия - 12 тыс. чел., Украина, Узбекистан, Молдова, Кыргызстан, Таджикистан - 10 тыс.,

Казахстан, Армения, Туркменистан, Латвия, Эстония - 8 тыс., Беларусь - 6 тыс., Грузия, Азербайджан - 5 тыс. чел.). В структуре населения должно быть не менее 85% работников сферы промышленного производства или сферы обслуживания, а также членов их семей. На территории поселения должны быть промышленные предприятия, объекты строительства, железнодорожные узлы, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, военные и другие экономически важные объекты. Оно должно быть экономическим и культурным центром, который имет важное промышленное, социально-экономическое, историческое значение, перспективы дальнейшего экономического развития и роста численности населения.

Поселок городского типа (рабочий поселок, городской поселок) - населенный пункт с численностью населения не менее 3 тыс. чел. (в России, а в других странах СНГ установленный минимум численности населения пгт - 2 тыс. чел. и менее), на территории которого имеются промышленные предприятия, объекты строительства, железнодорожные узлы, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, военные и другие экономически важные объекты, на которых работает не менее 50 % трудоспособного населения.

Сельский населенный пункт - место постоянного проживания населения, занятого в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях.

Соответственно этому ранжированию сельское расселение включает совокупность сельских населенных пунктов территории, городское - городов и поселков городского типа.

Расселение обладает системными свойствами, такими как устойчивость и динамичность. Устойчивость системе придает относительная стабильность исторически сложившегося каркаса поселенческой сети, включающего наиболее крупные и значимые с точки зрения выполняемых функций поселения. Вместе с тем в ней происходят постоянные изменения: появляются новые населенные пункты и исчезают старые, меняется их статус, размеры, хозяйственные и административные функции, т.е. расселению присуща динамичность. Причем эти изменения происходят неравномерно: количественные сдвиги постепенно накапливаются в системе, и в определенный момент времени происходит качественный скачок, связанный с перестройкой всего расселения, приобретением им новых качеств. Такая качественная трансформация происходит на рубеже ХХ-ХХ1 вв. и затрагивает как городскую, так и сельскую местность, изменяя характер их взаимодействия. В каждом регионе и стране складывается своя система расселения, она выступает отражением местных природно-географических, экономических условий и особенностей освоения территории.

На протяжении последних 50-100 лет коренным образом изменились не только количественные параметры поселенческой сети, но и конфигурация системы расселения: наряду с плотно заселенными пространствами, сконцентрированными вокруг городов и транспортных линий, появились разреженные, а иногда и полностью обезлюдевшие зоны. Такая кардинальная перестройка по-разному оценивается в литературе. Общеизвестным стал тезис об отмирании села как формы поселения и кризисе сельской местности.

Анализ изменения количества сельских населенных пунктов показывает тенденцию их сокращения практически на всем постсоветском пространстве. Причин тому несколько: отток сельского населения в города и физическое исчезновение сел; изменение статуса сельских населенных пунктов (перевод их в разряд городских поселений или включение в состав городских округов); административное упразднение сел в силу их неэффективности или нахождения в зоне потенциального риска (например, в зоне предполагаемого создания водохранилища и т.п.). Однако наблюдается и противоположный процесс - появление новых сел. Он имеет гораздо меньшие масштабы и, конечно, не покрывает «потерь» в общем числе сельских населенных пунктов. Новые села появляются в районах нового освоения, вдоль вновь создаваемых транспортных магистралей, а также за счет перевода городских поселений в разряд сельских (например, из-за закрытия градообразующего промышленного предприятия в поселке городского типа или малом городе). При этом процессы

субурбанизации приводят к увеличению численности населения в сельских поселениях, прилегающих к крупным городам.

Приведем некоторые примеры. В Одесской области Украины, в период с 1959 по 2010 гг. количество сельских населенных пунктов сократилось на 690 поселений: с 1817 (1959) до 1127 (2010). При этом на долю сельских населенных пунктов с численностью населения до 100 человек приходится 21,4 % населенных пунктов в которых проживает всего 1,4 % сельского населения региона. Однако следует отметить, что Одесская область является одним из наиболее благоприятных по географическому положению (приморское), природным условиям и экономической ситуации регионов Украины [3].

В России наблюдаются те же тенденции. В самом «сельском» сибирском регионе -Алтайском крае - за тот же период численность сельских населенных пунктов сократилась на 749: с 4006 (1959) до 3257 (2010). Начало этому процессу было заложено в начале 1970-х гг. в ходе реализации идеи укрупнения населенных пунктов и ликвидации «неперспективных» сел. В Алтайском крае только за 1970-1974 гг. прекратили свое существование 673 населенных пункта. Сельское население сократилось на 128,7 тыс. чел. (городское увеличилось на 105,4 тыс. чел.). При этом за эти годы было образовано 127 населенных пунктов, в основном это были поселки и станции, однако лишь 57 из них просуществовали до 2010 г. В 1975-1979 гг. численность сельского населения на Алтае сократилась еще более, чем на 40 тыс. чел. В этот же период было образовано лишь шесть поселений, располагающихся на достаточно небольшом расстоянии от городов, но в то же время 117 пунктов прекратили свое существование.

С 1980 по 1990 гг. появилось девять новых населенных пунктов. В 1990-е гг. возникло лишь 4 новых села, но при этом исчезло 23. В 2000-2010 гг. продолжалось сокращение сельских населенных пунктов: исчезло 81, а появилось лишь 8 [4]. В наибольшей степени от этого процесса «пострадала» категория малых сел. В общем числе исчезнувших сельских поселений доля населенных пунктов с численностью населения менее 100 чел. составляет порядка 70 %. Однако с начала 1990-х гг. наблюдается сокращение численности населения в крупных и средних селах, что также позволяет относить их к «зоне риска».

В целом эта тенденция делает опорную сеть поселений менее устойчивой, а связи между ее узлами - менее тесными. Сокращение числа населенных пунктов с развитыми «центральными функциями» делает всю систему расселения более рыхлой и ненадежной. В таких условиях ухудшается доступность сельского населения к сфере услуг, снижается уровень жизни, уменьшается степень освоенности территории, активизируются процессы запустения сельской местности.

Очевидно, что сегодня сельская местность и ее поселенческая сеть занимает уже другое место в общей системе расселения и в жизни общества в целом, чем прежде. Изменились ее функции, эколого-репродуктивная нагрузка. Понимание внутренней сущности этих трансформаций приобретает особое значение с точки зрения прогнозирования и определения перспектив эволюции систем расселения.

Непосредственная связь с практикой управления, вопросами социально-экономического развития придает особую остроту и актуальность данной исследовательской теме. Без продуманной взвешенной политики государства в отношении сельской местности нельзя обеспечить развитие аграрного производства и необходимый уровень продовольственной безопасности страны. А для ее разработки необходимо понимание историко-географических и социально-экономических особенностей развития систем расселения соответствующего уровня.

В исследовании данного вопроса важное место занимает принцип историзма, который ориентирует на изучение конкретно-исторических условий эволюции системы расселения с учетом комплексного влияния объективных и субъективных факторов, определяющих направленность и интенсивность изменений сельской поселенческой сети. Важнейшей чертой исторического подхода является опора на исторический источник с учетом таких его свойств, как полнота и достоверность. Исторический подход реализуется через совокупность

методов (историко-генетический, историко-типологический, историко-сравнительный), которые обеспечивают необходимый уровень обобщения и оценки изучаемого явления. В этом смысле принцип историзма можно рассматривать как модификацию приемов системного анализа, ориентированных на ретроспективное исследование.

Не менее важным является обоснование и выбор той базисной концепции общественного развития, благодаря которой появляется возможность «рассмотреть» изучаемое явление (расселение) в рамках более широкой системы (общества) и тем самым обеспечить включенность полученного знания в более масштабную картину. Такой концепцией в нашем случае стала теория модернизации, предоставляющая исследователю ориентиры при оценке динамики явлений в переломные (переходные) этапы истории, которые связаны со стадиальной перестройкой общества [3].

Помимо общеметодологических подходов и принципов, возникает необходимость разработки и использования конкретных прикладных методик. Историческая направленность исследования обуславливает приоритет общеисторических методов, но специфика объекта предполагает применение количественных методов, ориентированных на обобщение и анализ массового материала. Среди них особое место отводится статистическим методам (группировка, средние, относительные, динамические показатели, регрессия, графики) и использованию компьютерных технологий (базы данных, геоинформационные системы, электронные таблицы и т.д.)

Экистический (расселенческий) фактор - важнейший компонент территориальной организации общества. С одной стороны, это базовый фактор, поскольку системы расселения имеют свой генезис, свою историю, с другой - экистический фактор динамичен, и такая динамика может быть существенной и заметной в планировании территорий. Системы расселения имеют свои обобщенные (системные) характеристики, среди которых людность, плотность населения и поселений, инфраструктурная связность. Тип и ранг системы расселения определяют основные виды хозяйственной деятельности населения и общий уровень антропогенно-техногенных нагрузок в пределах системы расселения [5].

Особого внимания заслуживают в таком контексте городские агломерации и пригородные зоны больших и средних городов. Например, в Украине обсуждается предполагаемая административно-территориальная реформа. В проектных разработках перспективного административно-территориального устройства страны предлагаются две новых административно-территориальных единицы: город-регион (большой город вместе с его пригородной зоной) и город-район (средний город с пригородной зоной) [3]. Ключевой задачей экистики в разработке концепции геопланирования является классификация и систематика региональных и локальных систем расселения по параметрам, определяющим общий характер природопользования, хозяйственной деятельности и уровни антропогенно-техногенных нагрузок на природную среду. Можно полагать, что разным типам систем расселения соответствуют свои специфические задачи планирования территорий.

Список литературы

1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. - М: Мысль, 1983. - 350 с.

2. Хорев Б.С. Территориальная организация общества. - М., 1981. - 320 с.

3. Одесская область. Территориальная организация хозяйства. Концепция социально-экономического развития. - Одесса, 1991. - 312 с.

4. Колдаков Д.В., Силина И.Г., Чибисов М.Е. Пространственно-географический подход к изучению истории населенных пунктов Алтайского края. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/Home/pub/Data/inf11/?html=ch42kold.htm&id=2133.

5. Баранский Н.Н. Об экономико-географическом изучении городов // «Вопросы географии». - 1946. - Вып. 2. - С. 57-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.