Научная статья на тему 'Теоретические аспекты истории предпринимательства'

Теоретические аспекты истории предпринимательства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
186
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The History of Entrepreneurship: Theoretical Aspects

The researcher focuses on the characteristic of the entrepreneurship evolution as the most significant phenomenon in the economic and social life. The article draws the reader’s attention on the historiography as well as determines perspectives in the study of entrepreneurship with the accent on peculiarities in Russia and Siberia.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты истории предпринимательства»

В. П. Бойко, Теоретические аспекты истории предпринимательства

ИСТОРИЯ

В.П. Бойко

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Томский государственный педагогический университет

В современной исторической литературе в последнее время обострился интерес к проблемам предпринимательства, Это вызвано, на наш взгляд, тем, что коренным образом изменились политические и социально-экономические условия жизни в России и других странах, происходит их перерождение и модернизация. В последние десятилетия наблюдается бурное развитие целого комплекса гуманитарных наук, которые обеспечивают накопление, систематизацию и осмысление социально-экономических процессов в прошлом и настоящем. Экономика, история, социология, психология и другие науки должны выработать и логически обосновать основные тенденции развития мирового хозяйства и общества, определить в нем роль организаторов и руководителей производственной и торговой деятельности, других социальных групп, принимающих участие в этом процессе. •

В связи с этим главной целью данной работы является характеристика эволюции предпринимательства как важнейшего феномена экономической и общественной жизни общества, освещение взглядов различных авторов на эту проблему и обозначение перспектив изучения истории предпринимательства в целом и его особенностей в России и Сибири.

Под термином «предпринимательство» понимается инициативная деятельность людей по производству и сбыту товаров, финансовым операциям, транспортировке грузов и пассажиров, а также оказание иных услуг в различных отраслях хозяйства и быта. Такая деятельность может протекать в обществе, которое находится на докапиталистической стадии развития, в условиях классического капитализма и в современном индустриальном посткапиталистическом обществе. Предпринимательство охватывает не только материальное производство и реализацию товаров, но и духовные стороны этого явления, которые включают в себя процесс зарождения замысла того или иного проекта, интеллектуальные и нравственные поиски его реализации и такую же оценку его результатов. Предпринимательство-это конкретно-историческое и многоплановое явление, которое зависит не только от степени развития рыночных отношений, но и от географических особенностей местности, где она производится, от традиций, которых придерживается местное население, от специ-

фики конкретного города или другой административно-территориальной единицы. Многообразие форм предпринимательства во многом зависит от многообразия условий предпринимательской деятельности, от места и времени, в которых она протекает, от соотношения материальных и духовно-этических сторон жизни и профессиональной деятельности предпринимателя-бизнесмена.

Важными составляющими предпринимательства являются такие понятия, как «творчество» и «риск». Можно сказать, что предпринимательство - это творческая целенаправленная экономическая деятельность, связанная с риском создания новых производств и направлений с целью получения наибольшей прибыли. В связи с этим отличительной чертой предпринимателя становится поиск новых способов и средств в производственной и торговой деятельности.

Одним из первых в научный оборот термин «предпринимательство» ввел в начале XVIII в. Р, Канти-льон. По его мнению, предприниматель - это человек с различными источниками доходов, который, приобретая чужие товары по существующей цене, надеется продать их по цене более высокой. Такое определение в большей степени характерно для традиционного (докапиталистического) общества, когда основные богатства составлялись через торговлю. В этот период высокие темпы развития торговли естественны там, где еще нет крупной промышленности, где ничтожно количество городов. Страны Западной Европы его быстро преодолели и через промышленный переворот вступили в эпоху индустриальной модернизации. Россия же, особенно ее восточные окраины, еще долго оставались на доиндуст-риальном этапе развития с господством торгового капитала над промышленным. Оттого так легко развивалась торговля в Сибири и так легко росли там огромные торговые капиталы. Из среды крупных торговцев вышли здесь некоторые крупные промышленники, что во многом обусловило специфику сибирского предпринимательства.

Французский социолог и экономист Ж.Б. Сэй в своих работах начала XIX в. ставил предпринимателя во главе процесса производства и распределения произведенных товаров. Предприниматель соединяет, по мнению Сэя, фактор производства (соедине-

Вестник ТГПУ. 2002. Выпуск 4 (32). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (ФИЛОСОФИЯ..

ние капитала и труда), а также сбор информации и накопление необходимого опыта, принятие решений и организацию производственного процесса. Такое определение более совершенно, чем предыдущее, так как включает в себя производство и, говоря современным языком, менеджмент производственных, распределительных и организационных процессов. Такая постановка проблемы во многом была определена практической деятельностью Ж.Б. Сэя в качестве упрашшощего фабрикой в Англии во время его вынужденной эмиграции туда в период наполеоновских войн в Европе. Современники не могли в полной мере оценить заслуги Сэя в разработке теории предпринимательства, в соединении принципов'передовой тогда французской социологии, английской политической экономии и собственного опыта в организации и руководстве производством.

В критике положений Ж.Б. Сэя особенно преуспел выдающийся немецкий теоретик К. Маркс. В отличие от своего друга и соратника Ф. Энгельса, крупного европейского фабриканта, Маркс не имел практического опыта в налаживании собственного коммерческого дела, но постоянно критиковал работы предпринимателей-практиков, к числу которых и относился Ж.Б. Сэй. Маркс обращал внимание прежде всего на организационные компоненты предпринимательства. Капиталисты рассматривались им как олицетворение, «пепсониЛикапйя» капитала, кототеле на определенно* ■*.»% - ч„ .ь. I- о об-

щества ЯВЛЯЮТСЯ ' ЛОЛ ^ 1ЙМ! Ю» и>,Г-> „•! 1,4 4.0 своей сути, отнонк , ы.. 11л,- ; I» „м - «. ■> л-, е 1 «и- „ *я-зи выступает орг,.и иат,-ром -.Г, \х I с г сд-

ствами произвол.1 ( ае\.нгГ> рабочей г чий которые во взаимодействии составтяют производительные силы. В «Капитале» К. Маркса показано, что производственные отношения, где главную роль играют люди, непосредственно занятые в производстве (пролетариат), могут выступать как общественные формы развития или торможения роста производительных сил. Роль субъективного (предпринимательского) фактора в развитии экономики низводится Марксом и его последователями до роли неосновного и дополнительного на ранней стадии развития капитализма, в качестве тормоза новым прогрессивным, по мнению марксистов, отношениям на закате этого общественного строя. Итогом общественного развития, по их мнению, должны были стать «экспроприация экспроприаторов» и установление общественной собственности на средства производства посредством революционных (политических, волевых) действий пролетариата и союзных ему масс трудящихся. Таким образом, главная роль в историческом процессе отводилась не созидателям (архитекторам и строителям) реальных общественных и производственных отношений, а их разрушителям, которые в случае овладения средствами производства становились политическими диктаторами (диктату-

ра пролетариата), что образует, согласно Марксу, абсолютно необходимое условие возникновения системы производственных отношений нового, коммунистического способа производства [1].

К. Маркс предсказывал неизбежное крушение капиталистического предпринимательства. Он утверждал, что рост капиталистического производства будет сопровождаться все большим сокращением мелких и средних предприятий и сосредоточением производства в гигантских монополиях. Маркс придавал большое значение кризисам капиталистического хозяйства, которые, по его мнению, должны были окончательно подорвать доверие к капиталистической системе и привести к ее уничтожению. В настоящее время все эти положения в странах раз-витого капитализма частично или полностью преодолены. Во всем мире продолжают благополучно существовать мелкие и средние предприятия. Согласно учению Маркса, следовало ожидать, что средние слои общества будут уменьшаться и исчезать. В действительности именно средние классы, которые включают в себя и большинство предпринимателей, приобретают в наше время все больший удельный вес среди населения развитых капиталистических стран и все более упрочивают там свою руководящую роль.

""•с 1 Ч/ с - '1 г , и ,. t _ : -

' i v. _ 1 " \ / . . - с "... \ . _ , д t *<_ ^ 1 .о - ^ i. 'и - ■

,,с„ ^..-тс • | к;. * .1 ici'ii i, • i ь i.pi.z- c^f иднш с ьач i лп хлч. • аЛал!, e ч,.^,

*К"х. грн-, ' r<VtL"H\ fcj п^ — .-и.М L 1

иалисн ] _ ccKHt xMi'bu.- ми, f. ь,.. Д1 ^ p„i i" 1. Гинс и др.), периодические кризисы возникают в более широких перспективах, чем хозяйство. Они затрагивают все виды культуры, искусство, науку, право. Кроме этого, период упадка во время кризиса закономерно сменяется периодом нового подъема и последующей стагнации капиталистической экономики [2, 3]. Во многом с марксистских позиций написан известный труд В. Зомбарта «Буржуа». Автор делит предпринимателей на два основных типа: предприниматель традиционного (докапиталистического) общества, который стремится удовлетворить свою страсть к наживе вне производства материальных благ, и предприниматель капиталистического типа. В этом случае В. Зомбарт, как и марксисты, видит основную функцию предпринимателя в получении прибыли через производство материальных благ [4, с. 14-16]. В. Зомбарт видит в качестве предпринимателя прежде всего человека, который может осуществить дальновидный план с участием многих составляющих (рабочие, служащие, деловые партнеры, государственные структуры и чиновники и т.д.) под его непосредственным руководством. Это определение характеризует предпринимателя прежде всего как организатора про-

В.Л. Бойко, Теоретические аспекты истории предпринимательства

изводства, строящего и осуществляющего различные планы. Интересны подмеченные В. Зомбартом некоторые черты социальной психологии типичного буржуа. Так, было отмечено, что буржуа любит деньги и боится трат. В удовлетворении своих пристрастий он расчетлив и скуп. Буржуа не увлекается женщинами, любовь его не пылка, он принимает ее как вкусный обед. Люди, которые отдаются чувству любви, расточительны, они не годны для образцового выполнения функций предпринимателя. Если он отдается постороннему влечению, он ослабляет свое предпринимательское напряжение. Говоря современным языком, предприниматель должен постоянно находиться в хорошей спортивной форме и для этого придерживаться строгого режима и уметь ограничивать свои потребности.

С других позиций была разработана теория немецкого историка и социолога М. Вебера. Развитие промышленного капитализма у него связано с формированием «капиталистического духа» на основе протестантизма. Одной из аксиом протестантской этики являлся принцип строгой буржуазной бережливости и трудолюбия: нельзя потреблять больше, чем производишь. Другим принципом протестантов было убеждение, что честность становится одной из составляющих предпринимательской деятельности. В эпоху Реформации, т.е. проведения в Западной Европе церковных реформ, которые привели к появлению различных форм протестантизма, членство в протестантской общине было гарантией честности и добросовестности в деловых отношениях. Протестантам запрещалось заниматься ростовщичеством, сборами податей (через откупа), арендой должностей и некоторыми другими делами, которые сулили скорое, но ненадежное, рискованное и в какой-то степени аморальное, с точки зрения верующего человека, обогащение. Такой подход к делу давал возможность протестантам строить свои коммерческие дела более обстоятельно, вкладывать средства прежде всего в промышленность. Впоследствии, по мнению М. Вебера, аскетизм и строгость нравственных норм были смягчены, и хозяйственная деятельность протестантов не связывалась напрямую с религией [5]. Теория М. Вебера в последнее время резко критикуется за идеализм и отсутствие универсальности. Тем не менее многие элементы протестантской этики входят в «кодекс» предпринимателя и в той или иной степени проявляются в идеологическом обосновании предпринимательства в религиозных (например старообрядчестве) или рационалистических (например прагматизме)теориях.

Более продуманной и универсальной является теория предпринимательства, выдвинутая крупнейшим французским историком Ф. Броделем. В капитальной трехтомной монографии «Материальная цивилизация, экономика и капитализм. ХУ-ХУШ вв.» (М., 1988) и других работах он разъясняет, что никакой

экономики «в себе», разумеется, не существует, и история предпринимательства включает в себя сведения других гуманитарных наук. Такой комплексный подход к поставленной проблеме характеристики предпринимательства позволил Ф. Броделю четко выделить историю и структуру этого явления. Первой ступенью развития современного предпринимательства, по его мнению, является доиндустри-альная экономика. В ней действует «тяжеловесный и малоподвижный» механизм формирования рыночной экономики с локальными ограничениями, но с мощным ростом современных капиталистических структур. Эта экономика еще не в состоянии соединить всю сферу производства со сферой потребления, поскольку значительная доля производства еще не включена в сферу рыночного обращения. Современные капиталистические отношения, по мнению Ф. Броделя, развиваются при определенных условиях: стабильности общественного устройства, нейтралитете, слабости или потворстве государства. Капитализм в теории Броделя выступает не как вершина экономического прогресса, а как результат многообразной материальной жизни. Он объединяет в себе экономическое, политическое, культурное и социально-иерархическое множества. В зависимости от обстоятельств одно из них может господствовать, подчиняя себе остальные. Например, в политическом плане капитализм торжествует лишь тогда, когда сам становится государством, когда на деле осуществляется «власть денежного мешка». Такой подход во многом объясняет механизм перехода предпринимательства из доиндустриальных рыночных отношений в классический капитализм [б].

Известный австрийский экономист Й.А. Шумпе-тер считал, что предпринимательская деятельность лежит в основе всякого общественного развития, т.е. в основе качественного его перерождения, перехода от одного равновесного состояния в другое. Деятельность предпринимателя заключается в создании условий для производства новых товаров и предоставлении потребителю неизвестных ранее услуг, в открытии новых технологий и эффективном коммерческом использовании уже известных, освоении новых рынков сбыта и источников сырья [7]. Определение Шумпетера во многом повторяло характеристику предпринимательства В. Зомбарта. Во главу утла им ставится прежде всего производство новых материальных благ, способных удовлетворить потребителя. По мнению Ф. Броделя, Шумпетер представляет предпринимателя неким «богом из машины», что не совсем верно. Бродель считал главным общее движение, и любой капитализм соответствует ток экономике, на которую он опирается. На наш взгляд, не только капитализм, но и отдельный предприниматель несет в себе основные черты той эпохи, в которой он творит. Предприниматель не создает что-либо принципиально новое, но использует то, что у

Вестник ТГПУ. 2002. Выпуск 4 (32). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (ФИЛОСОФИЯ.

него есть под рукой, хотя элементы творчества и изобретения новых технологий и комбинаций в его деятельности присутствуют.

Обращает на себя внимание попытка определить сущность предпринимательства в книге ПК. Гинса .¿Предприниматель^, впервые изданной в 1940 г. в Харбине и переизданной в 1992 г. в Москве. Автор этой книги преподавал в Петербургском и ряде зарубежных университетов, написал несколько научных трудов, посвященных социальной психологии, юридическому оформлению предпринимательства, в которых проводил идею тесного сотрудничества частного собственника и государства, предпринимателя и рабочего. Поэтому рассуждениям и выводам автора присуща откровенная апологетика социально-экономической и общественно-политической деятельности предпринимателей, сделана преувеличенно хвалебная оценка их роли в общественной и политической жизни ряда экономически развитых стран. Книги Г.К. Гинса не лишены метких наблюдений и важных выводов при характеристике социальной психологии и менталитета предпринимателя. Главным его качеством, по мнению Гинса. является созидательная деятельность вместе со стремлением к прибыли и риском убытков. С психологической точки зрения предпринимателем можно назвать человека со свободной инициативой, рискующего своими средствами для получения выгодного хозяйственного результата. Одним из характерных свойств предпринимателя должен быть его хозяйственный оптимизм. Он склонен переоценивать (завышать) шансы, когда создает свои планы. Эта черта является обычным спутником эмоционального подъема. Наряду с оптимизмом предпринимателю необходима способность произвести холодный расчет и предусмотреть различные варианты продолжения своего дела. «Он должен быть до скупости расчетлив и экономен в затратах и до жадности настойчив в поисках прибыли... То, что кажется другим черствостью, эксплуатацией, жадностью к наживе, людям, понимающим условия предпринимательства, покажется только естественной необходимостью» [8, с. 74]. Такие выводы и наблюдения Г.К. Гинса делают его труды полезными для исследователя основных этапов иг гори.I предпринимательства, но требуют существенных коррективов, так как автор не свободен здесь от своих политических пристрастий и субъективных оценок.

Современный экономист Ф. Хайек считает, что предпринимательство является по своей сути поиском и исследованием новых экономических возможностей. Предпринимательство, по Хайеку, - это тип поведения, а не какой-либо род занятий и, тем более, не извлечение любыми доступными предпринимателю средствами максимальной прибыли. В связи с этими выводами можно говорить о том, что предпри-

ниматель - это человек с особой одаренностью, с особыми психологическими свойствами. Предприниматель вносит в хозяйственную жизнь особый вид практического творчества, развивает тенденцию к постоянному обновлению приемов хозяйства и внедряет в практику новые различные коммерческие комбинации. С такой точки зрения можно совершенно по-новому описывать деятельность предпринимателя и его успех связывать с величиной его творческого потенциала, что не всегда соответствует исторической реальности. Например, в дореволюционной и современной России успех напрямую связан с близостью предпринимателя к властным структурам, с пренебрежением нравственными и этическими нормами, со многими другими обстоятельствами, которые подвергают сомнению чистоту эксперимента по определению творческих элементов в предпринимательстве.

Современные теоретики предпринимательства Р. Хизрич и М. Питер пришли к выводу, что предпринимательство - это процесс созревания чего-то нового, обладающего какой-либо стоимостью. Предприниматель в этой связи выступает в роли творческой личности, которая полностью поглощена своим делом, затрачивает на него все необходимые силы и время, берет на себя весь финансовый и психологический риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым [9, с. 158]. Такая постановка вопроса о предпринимательстве ограничивает круг лиц. занимающихся коммерцией, делает занятие бизнесом, подобно литературному, художественному и научному творчеству, уделом избранных и одаренных. Во многом это положение перекликается с тезисом психоаналитиков о врожденной склонности людей к предпринимательству. Наибольших успехов, по их мнению, достигают люди «анально-эротичес-кого типа», т.е. склонные с раннего детства (младенчества) проявлять активный интерес к собственным экскрементам, фиксировать в собственном сознании этот интерес и на этой основе строить свои наклонности к деловой жизни (см., напр.: [10, с. 330]).

Резюмируя сказанное в зарубежной литературе о предпринимательстве, можно отметить, что определение термина «предпринимательство» прошло различные стадии роста, и они сильно отличались друг от друга. Путь от простого к сложному, от острой критики капиталистического предпринимательства до его апологетики, от фиксации внешних сторон деятельности предпринимателя до характеристики глубинных черт этого процесса - все это нашло отражение в исторической, социологической, экономической и психологической литературе по данной теме. На основе теоретических построений, которые будут конкретизироваться при исследовании реальных процессов мировой и российской экономики, можно определить наиболее объективные, на наш взгляд, черты предпринимательства. Под термином

КВ. Воробьев. О переходе городской и рабочей потребительской кооперации Сибири.

«предпринимательство» понимается особый вид деятельности, которая реализуется при соблюдении определенных условий. К ним относятся наличие рыночной экономики и нейтралитет государственной власти, которые дают свободу в выборе направлений и методов действия, открывают возможности для всеобщей конкуренции и ответственности предпринимателя за последствия принятых решений. Одним из главных моментов его деятельности является ори-

ентирование на коммерческий успех и удовлетворение результатами проделанной работы.

Таким образом, в течение трех веков зарубежными историками и социологами были определены характерные черты западно-европейского и североамериканского предпринимательства. Особенности его в России в целом и в Сибирском регионе будут предметом дальнейшего изучения, результаты которого в скором времени будут опубликованы.

Литература

1. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23-26.

2. Сорокин П. Социальная и культурная динамика // Избранные сочинения. М,, 1993;

3. Гинс Г.К. Социальная психология. Харбин, 1936.

4. Зомбарт В. буржуа. Этюды по нравственной истории современного экономического человека. М., 1994.

5. Вебер М, Протестантская этика и дух капитализма. М., 1972.

6. Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993.

7. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М., 1985.

8. Гинс Г,К. Предприниматель. М., 1972.

9. Хизрич Р.. Питер М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1. М., 1991 1С. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследование по истории морали, М., 1987.

//. В. Воробьев

О ПЕРЕХОДЕ ГОРОДСКОЙ И РАБОЧЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ СИБИРИ НА ДОБРОВОЛЬНОЕ ЧЛЕНСТВО В 1923-1924 ГОДАХ

Томский государственный педагогический университет

Новая экономическая политика способствовала оживлению товарно-денежных отношений, что привело к изменению- положения потребительской кооперации: из подсобного технического аппарата Народного комиссариата продовольствия она превратилась в равноправного субъекта рынка. Но расширение хозяйственной самостоятельности потребительской кооперации не сопровождалось полным восстановлением кооперативных принципов (добровольность, независимость, аполитичность, самодеятельность, выборность руководящих органов). Так, в 1921-1923 гг. сохранялась введенная в годы «военного коммунизма» обязательность для всех граждан участия в потребительской коопераций, характеризующаяся необходимостью приписки населения к единым потребительским обществам (ЕПО).

Тем не менее уже первый нэповский декрет о потребительской кооперации от 7 апреля 1921 г. допускал образование в пределах ЕПО добровольных потребительских обществ (ДПО), вступление и выход из которых были добровольными, в них устанавливались вступительные членские и паевые взносы; им было предоставлено право приобретать через ЕПО различные товары на денежные и натуральные взносы своих участников. Таким образом, возникладвой-ственность в определении членства в сети городской и рабочей потребительской кооперации в пер-

вые два года нэпа: обязательность приписки к ЕПО и добровольность при создании ДПО.

Расширение нэповских начал, оживление кооперации способствовали переходу потребительской кооперации на добровольное членство. Теоретической основой перелома в развитии потребительской кооперации стали выводы В.И. Ленина, изложенные им в статье «О кооперации» (написана в январе 1923 г., опубликована в газете «Правда» 26 и 27 мая 1923 г.), где шла речь о необходимости поддержки «такого кооперативного оборота, в котором действительно участвуют действительные массы населения». Далее ставилась задача организации активного участия населения в кооперативных операциях, что можно было сделать только на основе принципа добровольности [1, с. 371, 372].

Через месяц, в июне 1923 г.. Пленум ЦК РКП(б) заслушал доклад Л.М. Хинчука «О кооперации в связи с новой постановкой вопроса в статье тов. Ленина» и после обсуждения создал специальную комиссию для подготовки практических мер по реализаций указаний вождя. В ее состав вошли председатель правления Центросоюза Л.М. Хинчук, руководитель петроградской кооперации А.Б. Бадаев и др. Комиссия подготовила проект решения, которое предусматривало перестройку кооперации на основе принципа добровольности членства. Вместе с тем,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.