Научная статья на тему 'Теоретические аспекты исследования управленческой культуры в системе муниципальной службы'

Теоретические аспекты исследования управленческой культуры в системе муниципальной службы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
569
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL GOVERNMENT / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / MUNICIPAL SERVICE / КУЛЬТУРА / CULTURE / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ADMINISTRATIVE CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Начкебия Майя Севериановна

Для повышения эффективности управления в органах местного самоуправления необходимо разработать новый подход к формированию управленческой культуры в системе муниципальной службы путем исследования теоретических аспектов данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of study of management culture of municipal service

In local governments it is necessary to develop the new approach for management efficiency increase to form administrative culture in system of municipal service by research of theoretical aspects of this point in question.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты исследования управленческой культуры в системе муниципальной службы»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

УДК 316.7:35.08

В условиях проводимой административной реформы становится все более актуальной потребность в создании эффективной и действенной системы управления общественными процессами в стране. В этой связи одной из задач, стоящих перед государством, является проведение коренных преобразований в системе местного самоуправления. Концепция административной реформы исходит из того, что общество и государство призваны решать задачи обеспечения интересов и потребностей граждан, опираясь, в том числе, и на возможности местного самоуправления, являющегося непосредственной формой народовластия.

В системе местного самоуправления муниципальная служба выступает организационным механизмом управления на местном уровне и является связующим звеном между государством и обществом. Это определяет ее институциональные особенности и основное предназначение - обеспечение реализации целей и функций государства по всем вопросам социального и экономического управления обществом на местном уровне [7, с. 3].

В последние годы значительно изменились место и роль муниципальной службы в системе управления общественными процессами. Муниципальная служба стала одним из институтов системы социального управления, сохранив при этом свои специфические отличия от государственной службы в осуществляемой ею управленческой деятельности на местном уровне. Муниципальное управление отделено от государственного управления, но муниципальная служба призвана выполнять, в том числе, и его функции, делегируемые на местный уровень Конституцией РФ, законами РФ и иными нормативными правовыми актами.

Анализ законодательства РФ позволил выделить ряд особенностей муниципальной службы:

- она функционирует в сфере публичной власти и является публично-властной деятельностью;

М.С. НАЧКЕБИЯ

- ее задачи связаны с обеспечением самостоятельного решения населением вопросов местного значения;

- одной из ее важнейших задач является обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории муниципаль-ною образования;

- она связана с подготовкой, принятием, исполнением и контролем решений органов местного самоуправления и отдельных решений государственных органов в установленных законом случаях;

- она призвана защищать права и законные интересы муниципального образования, его населения;

- муниципальные образования самостоятельно решают вопросы подбора кадров, порядка прохождения службы.

По своему содержанию муниципальная служба - это не просто профессиональная, но и управленческая деятельность. От имени муниципального органа муниципальные служащие в рамках законодательства используют основные функции управления - планирование, прогнозирование, организацию, принятие решения, контроль. Исходя из этого, муниципальную службу можно определить как управленческий институт, где муниципальные служащие должны, наряду с узкоспециальными, иметь управленческие знания, умения, навыки и способности в области сбора, обработки и обобщения информации, подготовки проектов решений, организации их исполнения, координации деятельности, регулирования и ряда других функций управления [6, с. 45].

В решении современных проблем общества рациональность и эффективность управления во многом определяются состоянием управленческой культуры, поскольку она является «атрибутной (качественной) стороной управленческой деятельности» [2, с. 18].

Современная управленческая культура переживает процесс становления, связанный, прежде всего, с изменением общественных отношений и возможностью

взаимодействия с другими культурами. Изменения, проходящие во внешней среде, требуют от управленцев применения новых подходов к управлению. В настоящее время на формирование и многообразие проявлений управленческой культуры оказывают влияние национальные, региональные, исторические особенности страны, ценности общества в целом и его групп.

Выделим некоторые специфические подходы к термину «культура»:

1. Философско-антропологический подход рассматривает культуру как выражение некоей человеческой природы. Она выводится из особенностей человека как особого рода существа.

2. Философско-исторический подход претендует на то, чтобы раскрыть механизм порождения, возникновения самой человеческой истории. Культура здесь - синоним интеллектуального, нравственного, эстетического, в целом разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции.

3. Социологический подход трактует «культуру» как фактор организации и образования жизни любого общества, как определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах организации общества и деятельности людей.

4. Гуманистически-аксиологический подход, на наш взгляд, является наиболее ценным, поскольку человек, творя культуру, творит самого себя как субъекта социокультурного процесса [3, с. 20-21].

Специфическое представление о культуре сложилось в отечественных исследованиях в области теории и практики управления. Здесь культура рассматривается не только как социальный, но и, прежде всего, антропологический феномен. Его основанием служит потребность человека в реализации тех побуждений, которые не являются инстинктивными. Культура в этом смысле выступает как продукт открытой человеческой родовой природы, не имеющей окончательной фиксирован-ности [3, с. 56].

Таким образом, культура может быть определена как социально значимая творческая деятельность личности, как мера развития общества [3, с. 21].

Исходя из вышеизложенного материала, можно предположить, что теоретически в своем полном виде управленческая

культура представляет собой сложный комплекс разноплановых составляющих, который включает:

- систему ценностей, смыслов, символов, знаний, традиций, которые обеспечивают мотивацию и регуляцию управленческой деятельности, определяющих форму ее осуществления и восприятия ее обществом;

- систему технических средств управления;

- формы поведения субъектов управления (в своей статусной иерархии, в «своем» кругу, по отношению к нижестоящему персоналу), которые определяются его воспитанием и образованием [1, с. 67].

Говоря об управленческой культуре, необходимо учитывать, что это понятие может рассматриваться в широком и узком смысле слова.

В широком смысле управленческая культура может быть представлена как составная часть общей человеческой культуры; компонент управленческой практики; элемент системы управления; результат ее развития; важнейший ресурс государственного управления.

В узком смысле управленческая культура является характеристикой управленческих отношений. Ее функции связаны с планированием, прогнозированием управленческих действий, сбором и обобщением управленческой информации, подготовкой и принятием управленческих решений, организацией, координацией и контролем исполнения [8, с. 378].

Анализ научных источников, проведенный А.Я. Строиловой [4, с. 39], показал, что в большинстве определений понятия «управленческая культура» подчеркивается ее профессионально-личностный характер и определяется как:

- мера и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах управленческой деятельности;

- динамическое качество личности, развивающееся в логике смены стадий;

- стиль руководства и решения руководителями проблем, их поведения в целом;

- совокупность типических для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые изначально формируют образец его поведения.

С точки зрения гносеологии управленческая культура рассматривается как по знавательная деятельность, направлен-

ная на постижение закономерностей развития эволюции управленческой мысли. В свете аксиологии выступает своеобразной реализацией принципа взаимосвязи между нравственными ценностями и процессом их освоения. С позиции социологии представляет собой тип управленческого сознания и управленческой деятельности, ориентированный на формирование отношений в области «человек-человек» в определенном отношении. В педагогике и психологии представляет внутренне согласованную систему развития и становления ценностных качеств личности [5, с. 88]. Каждый из этих аспектов из теории становления управленческой культуры.

Являясь составляющей управленческой компетентности муниципального служащего, управленческая культура представляет собой интегративное динамичное качество, развивающееся в процессе деятельности, характеризующееся определенным уровнем теоретического осмысления и комплексом практических умений и навыков по реализации ведущих подходов к управленческой деятельности в современной практике на основе безусловного соблюдения норм, принципов морали и нравственности [4, с. 39].

Осмысливая изложенное, управленческую культуру в системе муниципальной службы можно представить как систему управленческих норм, ценностей, знаний, умений и навыков, составляющих управленческую компетентность и необходимых для осуществления муниципальными служащими управленческой деятельности.

К элементам управленческой культуры муниципальных служащих можно отнести:

- управленческие знания (теории и методы управления, процесса управленческой деятельности, основ организации процесса управления, основ безопасности труда и т.д.), полученные в процессе обучения (школа, вузы, самообразование и др.);

- управленческие умения (разработка организационных документов, подготовка и проведение организационных мероприятий, осуществление контроля исполнения управленческого решения и т.д.), приобретенные в процессе осуществления управленческой деятельности;

- управленческие навыки (планирование и организация работы, адаптация к новой ситуации, организация своего рабоче-

го места, использование оргтехники и т.д.) приобретаются в процессе многократного применения.

Управленческая культура муниципальных служащих включает в себя нормы и ценности, которые должны соблюдаться менеджерами любого звена управления. К числу основных норм можно отнести:

- юридические нормы, отраженные в нормативно-правовых актах (управленческая культура муниципального служащего состоит в знании и выполнении законодательных норм);

- морально-этические нормы (не зафиксированы в официальных документах, но выступают регулятором профессиональных отношений и профессионального поведения, т.к. в них отражены вопросы блага, справедливости, совести, долга, ответственности, чести и др.);

- организационные нормы (устанавливают структуру органов муниципального управления, порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей, а также правила внутреннего распорядка);

- профессиональные нормы (представляют собой систему компетенций, в том числе управленческих, а также опыт муниципального служащего).

Перечисленные нормы формируют управленческую культуру и образуют совокупность ее элементов, определяющих деятельность муниципального служащего.

В условиях современных социокультурных перемен управленческая культура выполняет ряд функций, среди которых можно отметить следующие [8, с. 378]:

- ценностно-ориентационная - управленческая культура как система координат в отношениях объекта и субъекта управления;

- гуманистическая - развитие творческого потенциала участников управленческих процессов;

- познавательная (гносеологическая) - средство познания участников управленческих процессов;

- информационная - трансляция управленческого опыта, обеспечение связи прошлого опыта с настоящим и будущим;

- нормативно-регулирующая (собственно управленческая) - управленческая культура выступает средством социального контроля за поведением участников управленческих процессов.

В настоящее время формирование управленческой культуры в системе муниципальной службы вызывает определенные трудности, которые связаны со спецификой деятельности органов местного самоуправления. Речь идет, прежде всего, о том, что консерватизм управленческого аппарата не способствует быстрой реакции на изменения внешней среды, что ведет к преобладанию в органах местного самоуправления прежнего (советского) управленческого опыта.

К факторам, замедляющим процесс формирования современной управленческой культуры в системе муниципальной службы, можно отнести:

- чрезмерную закрытость органов местного самоуправления от внешнего окружения; строго формализованный характер деятельности сотрудников;

- высокую степень сопротивления переменам и нововведениям со стороны персонала органов местного самоуправления;

- низкую мотивацию персонала к эффективной профессиональной деятельности;

- высокую степень дистанции власти во взаимоотношениях персонала;

- высокий объем текущей работы, затрудняющий возможность ее выполнения на должном уровне.

Таким образом, при формировании управленческой культуры в системе муниципальной службы необходимо учитывать специфику профессии служащего, так как отсутствие необходимых знаний, умений и навыков муниципальных служащих приводит к низкой эффективности управленческих решений и, как следствие, к потере авторитета органов местного самоуправления в глазах населения.

Подводя общий итог, необходимо отметить, что в данной статье были названы лишь несколько, с нашей точки зрения, перспективных исследовательских задач и проблем, связанных с анализом управленческой культуры в системе муниципальной службы. Но даже этот перечень свидетельствует о большом и неиспользованном потенциале изучения данного феномена, что лишний раз убеждает в необходимости проведения дальнейших исследований.

1. Гапоненко, Е.Н. Бизнес-образование как фактор повышения управленческой культуры (соци-олого-прогностический анализ) [Текст] / Е.Н. Гапоненко: дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08. - М., 2004. - 151 с.

2. Игнатов, В.Г. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность [Текст]/ В.Г. Игнатов, В.К. Белолипецкий: учебное пособие. - Ростов н/Д, 2000. - 253 с.

3. Митин, А.Н. Культура управления в системе взаимоотношений персонала организации [Текст] / А.Н. Митин: дис. .д-ра экон. наук: 08.00.05. - Екатеринбург, 2002. - 400 с.

4. Строилова, А.Я. Управленческая культура руководителя как фактор формирования имиджа учреждения дополнительного образования детей [Текст] / А.Я. Строилова: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Оренбург, 2007. - 179 с.

5. Фонарев, А.Р. Формы становления личности в процессе профессионализации [Текст]/ А.Р. Фонарев // Вопросы психологии. - 1997. - № 2. - С. 88-93.

6. Хренков, В.П. Профессионализм и управленческая культура муниципальных служащих: социологический анализ [Текст] / В.П. Хренков: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. - М., 2003. - 213 с.

7. Чумак, Л.Д. Институционализация муниципальной службы в Российской Федерации [Текст] / Л.Д. Чумак: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. - М., 2007. - 28 с.

8. Энциклопедия государственного управления в России [Текст]. В 2 т. Т. 2 / Под общ. ред. В.К. Егорова; отв. ред. И.Н. Барциц. - М., 2008. - 520 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.