Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗОРФОГРАФИЕЙ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗОРФОГРАФИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
348
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
дизорфография / особенности ФОД / усвоение орфографии / dysorthographia / especially FOD / learning spelling

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сотскова София Александровна, В А. Антохина

Настоящая статья посвящена теоретическим аспектам исследования особенностей формирования орфографических действий у младших школьников с дизорфографией стойким нарушением письма, обусловленным общим недоразвитием речи. Подвергаются анализу особенности ФОД младшими школьниками с нарушением письма, что констатирует о низком уровне овладения грамотностью учащимися. Приводятся результаты теоретического анализа, выявляющих причины, препятствующие успешному освоению обучающимися орфографическими знаниями, умениями и навыками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Сотскова София Александровна, В А. Антохина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE STUDY OF PECULIARITIES OF FORMATION OF SPELLING ACTIONS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH DYSORTHOGRAPHIA

This article is devoted to the theoretical aspects of the study of the peculiarities of the formation of spelling actions in younger schoolchildren with dysorphography a persistent violation of writing due to General underdevelopment of speech. The features of FOD by younger schoolchildren with writing disorders are analyzed, which indicates a low level of literacy acquisition by students. The results of theoretical analysis are presented, which identify the reasons that prevent students from successfully mastering spelling knowledge, skills and abilities.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗОРФОГРАФИЕЙ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №12/2020

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗОРФОГРАФИЕЙ

THEORETICAL ASPECTS OF THE STUDY OF PECULIARITIES OF FORMATION OF SPELLING ACTIONS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

WITH DYSORTHOGRAPHIA

УДК 373.37

Сотскова София Александровна, магистрант 3 курса, направление «Специальное (дефектологическое) образование» магистерская программа «Логопедия» ФГБОУ ВО «КГУ. им. К.Э. Циолковского Россия, г. Калуга Научный руководитель: В.А. Антохина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики, дошкольного, начального и специального образования, ФГБОУ ВО «КГУ им. К.Э. Циолковского» Россия, г. Калуга S.A. Sotskova, [email protected] V.A. Antokhina, [email protected]

Аннотация

Настоящая статья посвящена теоретическим аспектам исследования особенностей формирования орфографических действий у младших школьников с дизорфографией - стойким нарушением письма, обусловленным общим недоразвитием речи. Подвергаются анализу особенности ФОД младшими школьниками с нарушением письма, что констатирует о низком уровне овладения грамотностью учащимися. Приводятся результаты теоретического анализа, выявляющих причины, препятствующие успешному

1963

освоению обучающимися орфографическими знаниями, умениями и навыками.

Annotation

This article is devoted to the theoretical aspects of the study of the peculiarities of the formation of spelling actions in younger schoolchildren with dysorphography - a persistent violation of writing due to General underdevelopment of speech. The features of FOD by younger schoolchildren with writing disorders are analyzed, which indicates a low level of literacy acquisition by students. The results of theoretical analysis are presented, which identify the reasons that prevent students from successfully mastering spelling knowledge, skills and abilities.

Ключевые слова: дизорфография, особенности ФОД, усвоение орфографии.

Key words: dysorthographia, especially FOD, learning spelling.

Статья представляет собой анализ теоретических сведений в исследовании особенностей формирования орфографических действий у младших школьников с дизорфографией - стойким нарушением письма, обусловленным общим недоразвитием речи.

На сегодняшний день формирование навыков орфографии в учебном процессе выступает в роли сложного, многооперационного и динамического процесса, успешность протекания которого зависит от серьезной, слаженной, широкопрофильной работы учителя и учащегося.

Один из планируемых результатов современного начального образования - это овладение младшими школьниками орфографической грамотностью - неотъемлемой частью культуры письменной речи, в соответствии с требованиями ФГОС НОО [9, с.11]. Способность находить орфограмму, устанавливать соотношение между конкретным правилом написания, составляет традиционную базу для безошибочного, правильного письма. Усвоение орфографии напрямую влияет на точное воспроизведение

1964

мыслей, успешное общение в области письменной речи, закрепление программы как по русскому языку, так и по другим школьным предметам.

Существенным и негативным фактором, препятствующим формированию орфографических действий у младших школьников, может оказаться часто встречающееся в школьной практике нарушение письма, как дизорфография. Распространенная патология речи представляет собой важную проблему, с которой в наше время всё более отчетливо сталкиваются учащиеся и учителя. Её симптомы: неуспеваемость и безграмотность, растущая с каждым годом.

В работах отечественных ученых в области логопедии, дизорфография рассматривается в рамках работы с учащимися с речевыми нарушениями. По мнению специалистов, первостепенной задачей является отбор нужного подтипа детей. Важно выявлять учеников, входящих в группу риска, для нахождения у данной категории детей предрасположенности к сложностям в усвоении навыков орфографии, учета уровня их речевого и психического развития, рассмотрения вопросов этиологии дизорфографии в целом [4, с.36].

По словам Р.И. Лалаевой, О.И. Азовой, И.В. Прищеповой и других, дизорфография — это патология морфологических и традиционных дефиниций. Авторы утверждают, что данное речевое отклонение нужно рассматривать как стойкое нарушение в усвоении и реализации правил орфографии, обусловленное несформированностью языковых операций, позволяющих в норме овладеть навыками правописания [6, с.57; 1, с.24; 8, с.23].

Опираясь на мнение ученых можно подчеркнуть, что видение учеником орфограммы, не дает гарантии того, что учащийся сможет ее корректно использовать на практике, поскольку вытекает ещё ряд сопутствующих проблем, не дающих полноценно изучать и осваивать грамоту родного (русского) языка.

1965

И.В. Прищепова выделяет несформированность психических функций и речевое недоразвитие, как предпосылки механизмов дизорфографии. Автор считает, данная патология у детей характеризуется нарушением цепочки словесно-логического мышления: последовательного анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, синтеза, речеслуховой памяти, концентрации внимания, а также трудности переключения с одного вида учебной деятельности на другой [8, с.24].

Младшим школьникам с дизорфографией на усвоение умений и навыков орфографии требуется больше времени, тем самым нарушая полноценность закрепления процессов, что является важной особенностью ФОД у данной категории учащихся. В итоге остается неосвоенным или неавтоматизированным целый ряд базовых операций и алгоритмов орфографического письма [7, с.370].

В специфику наиболее распространенных ошибок письма при дизорфографии, можно отнести (по Р.И. Лалаевой) [6, с.58]:

Правописание проверяемых безударных гласных в корне. В процессе воспроизведения слов с непроверяемым написанием в корне, а также при переносе слов. Ошибки при написании прописной буквы в именах, отчествах и др. [6, с.58].

Часто у учащихся возникают трудности при определении таких первостепенных школьных терминов, как: звук, слог, гласная, согласный. Также вызывает сложность пересказывание своими словами правил правописания, откуда и вытекает не умение применять их на практике. Дети с данным нарушением письма не могут находить орфограмму (термин М.Р. Львова). Они, как правило, не видят те места в словах, которые следует проверять (ЖИ, ШИ, СТН, ЧН, ЧК) [6, с.59].

Учащимся с патологией речи нужно выделять значительно больше времени на усвоение орфографических действий. Но стоит подчеркнуть, что

1966

даже при соблюдении этого условия остается неосвоенным до конца целый ряд операций и алгоритмов.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что дизорфография - это специфическая патология речи, оказывающая негативное влияние на ФОД младшими школьниками, несущая в себе нарушения речевого онтогенеза и невербальных психических операций. Данное нарушение речи диагностируется методом анализа письменных работ учащегося и наличием сформированности устной речи.

Поскольку дизорфография у младших школьников носит разноплановый характер проявления, то и подходить к ее коррекции следует очень грамотно и аккуратно, начиная с традиционных принципов письма.

Фундамент правил правописания является основой для изучения и овладения грамотностью. Он состоит из абстрактных грамматических значений, понятия графики, понятия морфемики и словообразования. В него входят следующие понятия: буква, строчная/заглавная буква, точка, запятая, вопросительный/восклицательный знак и т.д.; часть речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, склонение, члены предложения и т.д.; корень слова, родственные слова, основа слова, аффиксы и т.д. Для применения указанных выше грамматических понятий, следует задействовать такие коррелирующие мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение и сопоставление, обобщение и т.д. [4, с.34].

Обратим внимание на то что изначально опора идет на письменное обозначения фонем, словоформ, правила и таблицы, используя наглядное восприятие, действие которого постепенно уменьшается. По мере автоматизирования навыков орфографии, для примера, при переходе к автоматизированному навыку правописания безударных гласных в корне, младший школьник не будет использовать правила таких понятий как ударный гласный, однокоренное слово, звук и любых других формулировок

1967

грамматики на достоверность частных действий и некоторые другие операции [4, с.35].

Сосредоточенность школьника будет нацеленно на содержание письменного изложения, а не на применение вспомогательных техник.

Самозакрепление фундаментальных единиц умения сравнивать, находить различие или сходство, ориентироваться во временных и количественных показателях, влияет на правильное написание окончаний имен существительных, прилагательных и глаголов, а также часто используемых суффиксов и др. [4, с.36].

Как мы попытались показать, вышеперечисленные мыслительные действия способствуют быстрому применению правил письма на практике через переход от закрепления данных умений воспроизведением в громкую речь, а далее умозаключения формируются через внутреннюю речь на невербальном уровне.

Идентичные явления представляют собой зрительное восприятие и умение ориентироваться в пространстве, которые могут являться предпосылками для овладения графическими изображениями букв, таблиц и схем учащимися [5, с.49].

По словам Д.Н. Богоявленского очень часто на письме звуковую форму заменяют на графическую через усовение образца эмпирическим методом. В теории и на практике школьника стараются как можно чаще сталкивать с той или иной орфограммой для закрепления у него разных азов грамматики. Самозакрепление правописания безударной в корне слова происходит через слуховой-артикуляторный образ или зрительное представление имен существительных с безударными падежными окончаниями, а также сведений из учебника и т.п. Отработав систематический комплекс упражнений на повторение правил, грамматическая ассоциация устанавливает связь с грамматической категорией с помощью звуковой формы [3, с.12].

1968

В дальнейшем граматическая категория постепенно переходит в письмо, которое соответствует зрительному образу, а не слуховому и речедвигательному восприятию. Образовавшееся звено называется орфографическим, поскольку возникает только в случае усвоения традиционных правил написания и иногда морфологических. Также для овладения граматикой важна единость грамматического строя письменной речи и устной, что очень часто отсутствует у младших школьников с дизорфографией [2, с.62].

Иначе говоря, на усвоение школьниками орфографией влияет процесс как развития запоминания, так и сохранения, воспроизведения правил письма, что в свою очередь стимулирует мышление и память, как отмечается в психолго-педагогической литературе [3, с.16; 5, с.78].

Теоретический анализ данных в исследовании показал, что в особенностях ФОД у младших школьников с дизорфографией лежат отклонения от нормы в таких традиционных операциях, как: развитие речевой готовности, усовение абстрактных грамматических понятий и категорий, умение находить орфограмму, формирование психических функций и др. Обсуждаемый в нашей статье процесс ФОД оказывается не простым для учащихся данной категории, поскольку носит для них особенный характер по формированию и закреплению фонетических, фонематических, лексических обобщений, анализа и синтеза языковых единиц, языкового оформления и умения соотносить их с графическим образцом.

В заключение следует подчеркнуть, что коррекционная работа по формированию орфографических действий у младших школьников с дизорфографией должна включать комплекс мер, направленных на устранение фонетических, фонематических, лексических, грамматических нарушений речи.

Использованные источники:

1969

1. Азова О. И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ольга Ивановна Азова. - М., 2006. - 24 с.

2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - С. 48-63.

3. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы обучения орфографии. //Русский язык в школе. - 2001 . - № 4. - С.12-20.

4. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий у младших школьников. - М.: Просвещение, 2007. - С. 34-36.

5. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990.- С. 49-78.

6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Пособие для учителя-логопеда. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - С. 57-60.

7. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Владос, 2001. - 370 с.

8. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2006. - С. 23-25.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования. [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации: официальный сайт. М., 2011-2015. URL: http://минобрнауки.рф/документы/Q22/файл/748/ФГОС HQQ.pdf.

Sources used:

1. Azova O. I. System of logopedic work on correction of dysorphography in younger schoolchildren: author's abstract of the thesis ... Candidate of pedagogical sciences / Olga Ivanovna Azova. - M., 2006. - 24 p.

2. Yeletskaya O. V., Gorbachevskaya N. Yu. Organization of speech therapy work at school. - Moscow: SC Sphere, 2005. - pp. 48-63.

1970

3. Bogoyavlensky D. N. Psychological principles of teaching spelling. // Russian language at school. - 2001 . - No. 4.-p. 12-20.

4. Zhuikov S. F. Formation of spelling actions in younger schoolchildren. - M.: Prosveshchenie, 2007. - p. 34-36.

5. Ball G. A. Theory of educational tasks: Psychological and pedagogical aspect. Moscow: Pedagogika, 1990. - pp. 49-78.

6. Lalaeva R. I. Logopedic work in correctional classes. Manual for the teacher-speech therapist. - M.: Humanitar. ed. VLADOS Center, 2004. - p. 57-60.

7. Logopedia: Textbook for students of defectological and pedagogical universities / L. S. Volkova, S. N. Shakhovskaya, M.: Vlados, 2001, 370 p.

8. Prishchepova I. V. Disorfografiya mladshikh shkolnikov: Uchebno-metodicheskoe posobie. St. Petersburg: KARO, 2006, pp. 23-25.

9. Federal State Educational Standard of general primary education. [Electronic resource] // Ministry of Education and Science of the Russian Federation: official website. Moscow, 2011-2015. URL: http://MHHo6pHayKH.rf / documents/Q22 / file/748/FSES HQQ. pdf.

1971

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.