/Я
ХАРАКТЕРНЫЕ СИМПТОМЫ ДИЗОРФОГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
CHARACTERISTIC SYMPTOMS OF DYSOROGRAPHY IN PUPILS OF YOUNGER CLASSES WITH SPEECH DISTURBANCE
УДК 371
Шевченко Анастасия Михайловна, студентка магистратуры факультета начального, дошкольного и специального образования, кафедра дефектологического образования ОмГПУ (Омский государственный педагогический университет)
Shevchenko Anastasia Mikhailovna, Master student of the faculty of primary, pre-school and special education, Department of defectological education, Omsk State Pedagogical University, [email protected]
Аннотация
Дизорфография- это стойкое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками. Типичными проявлениями его являются: слабое владение учебной терминологией и формулирование правил правописания, сложности в усвоении и применении правил правописания, особенно морфологического принципа. Все это находит свое отражение в большом количестве орфографических ошибок на письме. В данной статье рассматриваются характерные симптомы дизорфографии у младших школьников с нарушениями речи. Симптомы проявляются на всех уровнях языковой системы: фонетической, морфемной, лексической и синтаксической.
S u m m a r y
Dysorphography is a persistent violation in the mastery of spelling knowledge, skills. Typical manifestations of it are: poor knowledge of educational terminology and the formulation of spelling rules, difficulties in learning and applying spelling rules, especially the morphological principle. All this is reflected in a large number of spelling errors in the letter. This article discusses the characteristic symptoms of dysorphography in primary school children with speech impairment. Symptoms are manifested at all levels of the linguistic system: phonetic, morphemic, lexical and syntactic.
Ключевые слова: дизорфография, нарушения речи, орфографические ошибки
Keywords: dysorphography, speech disorders, spelling errors
Введение
На сегодняшний момент результаты исследований в области коррекционной педагогики говорят о значительном распространении этого нарушения среди учащихся. Дети с дизорфографией являются основной частью неуспевающих по предмету «родной язык» в общеобразовательных школах и специальных учебных заведениях. Необходимо отметить, что количество школьников с дизорфографией возрастает с каждым годом, достигая практически одной трети детей, обучающихся в начальной общеобразовательной школе. Ряд ученых (И.В.Прищепова, А.В. Ястребова, и др.) [2,3] видит основу проблемы неуспеваемости по русскому языку в недоразвитии устной речи ребенка. По данным И.В.Прищеповой [2], нарушение орфографического навыка письма выражено у 80% учащихся вторых классов и у 90% школьников третьих классов, имеющих общее недоразвитие речи. Неуспеваемость по русскому языку негативно влияет на становление личности ребенка на познавательном, эмоциональном и поведенческом уровне. Все это может стать причиной школьной, а, в дальнейшем, и социальной дезадаптации. Поэтому ранняя диагностика такого нарушения как дизорфография является теоретически и практически
значимой проблемой. Для ее решения необходимо абсолютно четкое и систематизированное представление о характерных симптомах этого нарушения, проявляющихся у школьников с недоразвитием речи в процессе учебы.
1.Характерные симптомы дизорфографии у учащихся младших классов с нарушением речи.
В настоящей статье мы хотим более подробно остановиться на особенностях проявления дизорфографии у детей с речевой патологией. Первое, что обращает на себя внимание, это то, что при поступлении в школу дети с речевым недоразвитием испытывают большие трудности при ознакомлении с грамматическими понятиями: они долгое время не могут запомнить или смешивают такие понятия, как «звук», «слог», «слово» и др. Ребенок с общим недоразвитием речи, скорее всего, не сможет самостоятельно объяснить суть орфограммы, сделать обобщение и вывод. Часто ошибочно приводят примеры слов на пройденные орфограммы.
У детей с общим недоразвитием речи нередко возникают сложности при постановке грамматических вопросов к словам. Это приводит к нарушению всей цепочки действий по проверке написания слова: неправильно программируется орфографическая задача, что приводит к непоследовательности ее выполнения. В результате неверным оказывается и выбор способа проверки слова.
Учащиеся с речевой патологией испытывают трудности при определении грамматической принадлежности слов к частям речи. Ошибки при выполнении таких заданий говорят о несформированности обобщенных понятий «качество», «действие» и «предмет». К именам существительным дети с дизорфографией относят глаголы и прилагательные, к глаголам — существительные, реже — имена прилагательные. Такие дети с большим трудом усваивают понятия «склонение существительных», «спряжение» глаголов, то есть тех категорий, которые подразумевают под собой развитие процессов абстракции и обобщения. Следует отметить, что без
логопедической работы количество ошибок морфологического характера у третьеклассников с дизорфографией не только не уменьшается, а значительно возрастает по сравнению с второклассниками с данной речевой патологией. Это непосредственно указывает на трудности понимания ими механизмов и закономерностей морфологической системы языка в целом.
Отличительной чертой учащихся с речевым недоразвитием является неверное определение ударного слога в слове. Это приводит к тому, что дети уменьшают количество слогов, добавляют лишние, грубо искажают слоговую структуру слова. При этом детей можно поделить (условно) на 2 группы: 1) в первую группу входят учащиеся, которые испытывают трудности при удержании количества и последовательности слогового ряда, выделения ударного слога. Это объясняется слабой сформированностью оперативной кратковременной памяти и меньшим размером речеслуховой памяти 2) вторую группу составляют дети, у которых преобладают замены гласных и согласных звуков из-за недоразвития у них тонких артикуляторно-акустических дифференцировок фонем.
Дети с речевой патологией не видят «ошибкоопасные» места при выполнении заданий, особенно если они осложнены наличием трех и более слогов, в том числе ударный и безударный слоги, ударением во втором слоге и следующих за ним, присутствием в слове лабиализованных гласных заднего ряда ([о], [у]).
Связная речь у детей с речевым недоразвитием очень скудна. Как правило, в самостоятельной работе они ограничиваются лишь перечислением персонажей и действий сюжета, используют малораспространенные и нераспространенные предложения (см., например, предложения второклассника: Витя пошел обедать. Он поел.). Отмечается ряд стойких ошибок: многочисленные орфографические ошибки, нарушения на морфологическом и синтаксическом уровне письменной речи, пропуск главных членов предложения, в большинстве случаев сказуемого. При этом самопроверка не дает положительных результатов.
Учащиеся с нарушением речи испытывают сложности при выполнении заданий лексического содержания. Для этого необходимо иметь хорошо сформированный лексикон. Но такие дети, как правило, обладают ограниченным размером номинативного и предикативного словаря (особенно глаголов движения), они испытывают трудности при подборе синонимов и антонимов. Всего лишь небольшая часть детей имеет менее выраженные нарушения в овладении лексиконом, которые проявляются в трудностях при выполнении лишь сложных заданий по анализу лексики.
Одним из показателей дизорфографии у учащихся с речевым недоразвитием являются весьма специфические ошибки словоизменения и словообразования. Это прежде всего неверное употребление предложно-падежных конструкций, неверная дифференциация глаголов прошедшего времени по родам, неразличение совершенного и несовершенного вида глаголов. В словообразовании частотными являются ошибки, заключающиеся в неправильном использовании суффиксов при словообразовании притяжательных прилагательных (лисячий хвост) и использование вместо словообразования приема словоизменения (при выполнении задания «заменить слово дом таким словом, чтобы мы понимали, что он маленький», учащийся употребляет не слово «домик», а слово «доме». То есть, в лесу стоит дом -в лесу стоит домик -в лесу стоит доме).
Большие затруднения у учащихся с речевым недоразвитием вызывают определенные устойчивые сочетания букв в словах. Закономерности русского традиционного письма такие дети усваивают с большим трудом, так как написание устойчивых сочетаний требует фиксации в памяти ребенка зрительного образа сочетания графем (например, написание полногласий типа -оло-/-оро-).
Самое большое количество ошибок учащиеся с нарушением речи допускают при конструировании и реконструировании букв. Эти ошибки указывают на недоразвитие умения анализировать графическую основу букв,
соотносить пространственное расположение буквенных элементов. В написаниях букв отмечаются дополнительные линии и штрихи. Даже при хорошо автоматизированном навыке деления слова на слоги и знании правил переноса слов учащиеся с дизорфографией выходят за поля, не соблюдают письмо «с красной строки». При этом у части детей наблюдается каллиграфический почерк, что свидетельствует о полной сформированности графомоторных навыков. Заключение
В статье были рассмотрены характерные симптомы дизорфографии у учащихся с речевым недоразвитием. Очевидно, что группа таких детей неоднородна. Но нарушения проявляются на всех уровнях языка: фонетическом, морфемном, лексическом и синтаксическом.
Подводя итоги, отметим, что дизорфография - это языковое расстройство, которое проявляется в структуре общего недоразвития речи. Оно характеризуется полиморфными нарушениями в овладении орфографическими умениями и навыками и требует организации специальной работы.
Литература
1. Азова О.И. Дизорфография: монография / О.И. Азова. - М.: ТЦ «Сфера», 2015. - 368 с.
2. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: учебно-методическое пособие / И.В. Прищепова. - СПб.: КАРО, 2006 - 106 с.
3. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений/ А.В.Ястребова. -М.: АРКТИ, 2000. - 120 с.
Literature
1. Azova O.I. Dysorphography: monograph / O.I. Azov. - M.: SC "Sphere", 2015. - 368 p.
2. Prishchepova I.V. Dysorphography of primary schoolchildren: a teaching aid / I.V. Prischepova. - St. Petersburg: KARO, 2006 - 106 p.
3. Yastrebova A.V. Overcoming the general underdevelopment of speech in primary school students of general educational institutions / A.V. Yastrebova. - M .: ARKTI, 2000 .-- 120 s.